Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках русского языка'

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
879
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ / УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / РЕГУЛЯТИВНЫЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ / УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рашидханова Патимат Багавовна, Алиева Айшат Тайгибовна, Шахбанова Джума Нагбаровна

Целью работы является попытка разработать теоретические и практические методы для формирования учебно-универсальных действий у младших школьников. Методы. Анализ научной и методической литературы отечественных педагогов, апробация образовательной концепции, анализ, обобщение опыта. Результаты. В данной статье нами были рассмотрены особенности овладения обучающимися универсальными учебными действиями в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Вывод. Правильная организация педагогом работы по формированию универсальных учебных действий поможет обучающимся более эффективно усваивать предметные знания, которые будут способствовать познавательному развитию детей и повышению качества их знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рашидханова Патимат Багавовна, Алиева Айшат Тайгибовна, Шахбанова Джума Нагбаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках русского языка»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

1

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 811.161.1

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-101-105

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся

на уроках русского языка

© 2018 Рашидханова П. Б. 1 Алиева А. Т. 2, Шахбанова Д. Н. 3

1 Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова,

Махачкала, Россия; e-mail: djumanagbarovna@mail.ru 2 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: djumanagbarovna@mail.ru 3 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: djumanagbarovna@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью работы является попытка разработать теоретические и практические методы для формирования учебно-универсальных действий у младших школьников. Методы. Анализ научной и методической литературы отечественных педагогов, апробация образовательной концепции, анализ, обобщение опыта. Результаты. В данной статье нами были рассмотрены особенности овладения обучающимися универсальными учебными действиями в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Вывод. Правильная организация педагогом работы по формированию универсальных учебных действий поможет обучающимся более эффективно усваивать предметные знания, которые будут способствовать познавательному развитию детей и повышению качества их знаний.

Ключевые слова: познавательные учебные мотивы, учебная цель, личностный, учебная задача, регулятивный, познавательный и коммуникативный, учебные действия и операции.

Формат цитирования: Рашидханова П. Б., Алиева А. Т., Шахбанова Д. Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках русского языка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Филологические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 101-105. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-101-105

Formation of Oognitive Universal Learning Activities

of the Pupils at the Russian Lessons

© 2018 Patimat B. Rashidkhanova, Aishat T. Alieva 2,

Dzhuma N. Shakhbanovna 3

1 M. M. Dzhambulatov Dagestan State Agrarian University, Makhachkala, Russia; e-mail: e-mail: djumanagbarovna@mail.ru

2 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: e-mail: djumanagbarovna@mail.ru

3 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: e-mail: djumanagbarovna@mail.ru

ABSTRACT. The aim of this article is an attempt to create theoretical and practical methods for the universal learning activities formation of the elementary schoolchildren. Methods. Analysis of scientific and

scientific-methodical literature, testing, educational concepts, analysis, synthesis, experience. Result. The authors of the article describe the peculiarities of acquirement by the pupils the universal learning activities in formation the ability to the self-development and self-culture by the way of conscious and active acquisition the social experience. Conclusion. The correct organization the work of universal learning activities formation by a teacher will help the pupils to learn the subject knowledge, which will promote the cognitive development of the children and raise the quality of their knowledge.

Keywords: cognitive learning motives, learning aim, personal, learning task, regulative, cognitive and communicative, educational activities and operations.

Format of citation: Rashidkhanova P. B., Alieva A. T., Shakhbanova D. N. Formation of Cognitive Universal Learning Activities of the Pupils at the Russian Lessons. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 101-105. DOI: 10.31161/1995-06592018-12-1-101-105 (In Russian)

Введение

Сегодня, работая по Федеральным государственным образовательным

стандартам (ФГОС), свое основное внимание исследователи обращают проблеме формирования универсальных учебных действий (УУД). Содержание УУД и способы их формирования изложены в концептуальных положениях, которые разработаны А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, О. А. Карабановой, И. А. Володарской и др. Основной целью овладения обучающимися универсальными учебными действиями является прививание способности к самосовершенствованию через активное и сознательное присвоение социального опыта детям. Универсальные учебные действия можно считать основой, с помощью которой овладевают новыми знаниями, навыками, умениями.

Цель работы состоит в описании теоретических основ и методических приемов обучения познавательным УУД на уроках русского языка с учетом ФГОС начального общего образования (НОО) второго поколения.

Методы - анализ научной и методической литературы отечественных педагогов, апробация образовательной концепции, анализ, обобщение опыта.

Результаты и их обсуждение

На сегодня непрерывное образование стало формой обучения - обучением длиною в жизнь и диктует свои правила формирования личности.

Изменились функции образовательных заведений. Теперь основная функция школы XXI века не простая передача знаний, а обучение главному - умению учиться. В связи с этим приоритетной задачей современной школы является научить

обучающихся самостоятельно добывать знания, из огромного потока информации выбирать важное, уметь анализировать свои действия.

Интерес к формированию способности к самостоятельной добычи информации не является новизной в педагогике, многими учеными она рассматривалась как перспектива качества обучения. Как обобщенные действия универсальные учебные действия рассматриваются во ФГОСах, которые обуславливают ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и способствуют формированию мотивации к обучению.

Определение «универсальные учебные действия» употребляется в двух значениях: узком и широком. В последнем значении данный термин употребляется как способность субъекта к самостоятельному развитию и совершенствованию, овладению социальным опытом.

В основе научения обучающихся умению учиться выступают универсальные учебные действия, в связи с тем, что они дают возможность широкой ориентации различных предметов.

Детальное рассмотрение всех деталей прививания умению учиться, показывает, что школьники должны знать все механизмы учебного процесса. Основными из этих компонентов являются: познавательные учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции. Способность учащихся самостоятельно добывать знания повышает продуктивность получаемых знаний и их успеваемость по всем предметам. Ученые-исследователи, подчеркивая важность универсальных учебных действий, считают, что они дают

обучающимся возможность самостоятельно распоряжаться учебным процессом. Это означает, что ученики самостоятельно могут ставить учебные цели, выбирать способы их осуществления, имеют возможность оценивать результаты своей деятельности.

А. Г. Асмолов подчеркивает, что универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития, обеспечивают

преемственность всех ступеней образования, лежат в основе организации и регуляции деятельности учащегося.

Универсальные учебные действия помогают усвоению содержания материала на всех этапах возрастного развития, а также способствуют овладению психологическими качествами школьников. В трудах А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой отмечается, что в составе универсальных учебных действий выделяют четыре основных блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы включают в себя группу познавательных универсальных учебных действий. К общеуниверсальным учебным действиям относят самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели, поиск необходимой информации, умение применять различные методы поиска информации, в том числе с помощью компьютерных средств [2, с. 34].

Помимо перечисленного, сюда входят структурирование знаний, произвольное и осознанное построение письменного и устного речевого высказывания, способы логического решения задач, самоанализ способов и условий действий, итоговая оценка полученных результатов, постановка и формулирование проблемы,

самостоятельное построение алгоритма решения какой-либо проблемы. Особую группу общеучебных действий составляют знаково-символические действия, к которым относятся действия моделирования и преобразования моделей с целью выявления общих законов. К числу логических универсальных действий относят операции

анализа, сравнения, классификации, подведения под понятие, выведения соответствия, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, выдвижения гипотез и их обоснования. Действия по постановке и решению проблем включают в себя формулирование проблемы и

самостоятельный поиск способов решения проблемы.

Формирование познавательных

универсальных учебных действий невозможно без развития мышления. Отличительными характеристиками

мышления в младшем школьном возрасте является гибкость, его усложнение, способность строить умозаключения. В младшем школьном возрасте у детей формируется метакогнитивная способность, которая выступает основой планирования действий, принятия решений и выбора эффективных стратегий деятельности. Основой для формирования универсальных учебных действий является, естественно, учебная деятельность, которая в данный возрастной период становится ведущей. Именно благодаря ей решаются все важнейшие задачи развития на данном этапе: происходит формирование мотивов учения, развитие познавательных интересов и потребностей, развитие приемов и навыков учебной деятельности и, самое главное, умение учиться [1, с. 12].

Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя при этом самые различные функции: мотивируют учебную деятельность, активизируют учебный процесс, помогают оценивать результаты учебной деятельности. От высокой выраженности познавательных задач зависит уровень и качество учебной и внеучебной работы школьников [4, с. 21].

Проблема развития познавательной активности школьников для построения учебной деятельности особенно актуальна, в связи с тем, что ученикам постоянно необходимо заниматься самообразованием, расширять свой кругозор различными способами. Создание, поддержание, развитие интереса к предмету - такая задача стоит перед каждым педагогом. П. Я. Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие педагоги внесли большой вклад в ее

изучение. Ведущей деятельностью для младших школьников явялется учебная, состоятельность в ней необходима ученикам. Успех - это положительный результат деятельности, достойный признания как самой личностью, его достигшей, так и значимыми для неё; людьми. Ученые считают, что в достижении успеха важна активность самой личности. Необходимость формирования познавательных

универсальных действий заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие

интеллектуального уровня учащихся.

Это умения:

- в соответствии с целями и задачами правильно и осмысленно читать тексты различного уровня и жанра;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011. 159 с.

2. Лазарева Л. И., Васильчук Г. Т. Формирование универсальных учебных действий // Начальная школа. 2014. № 6. С. 7679.

3. Осмоловская И. М. Формирвание универ -

- придумывать способы решения творческих и других видов задач, предлагать новые, отличные от остальных, идеи [3, с. 34].

Таким образом, к познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить нужную информацию из огромного потока; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Заключение

Итак, в процессе формирования познавательных УУД учащиеся получают возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений.

Все это помогает ребенку включать в

процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

сальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10. С. 610.

4. Программа формирования универсальных учебных действий. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Линка-Пресс, 2009. 284 с.

Литература

References

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

5

1. Asmolov A. G. Kak proektirovat universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole [How to design universal learning activities in elementary school]. Ed. by A. G. Asmolov. Moscow, Prosvesheniye Publ., 2011. 159 p. (In Russian)

2. Lazareva L. I., Vasilchuk G. T. Formation of universal educational action. Nachal'naya shkola [Elementary school]. 2014. No. 6. Pp. 76-79. (In Russian)

3. Osmolovskaya I. M. Formirovanie of universal educational actions primary school pupils. Nachal'naya shkola [Elementary school]. 2012. No. 10. Pp. 6-10. (In Russian)

4. Programma formirovaniya universal'nykh uchebnykh deystviy. Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshchego obrazovaniya [The program of development of universal educational actions. Expected outcomes of primary education]. Ed. by G. S. Kovaleva, O. B. Loginova. Moscow, Linka-Press Publ., 2009. 284 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Рашидханова Патимат Багавовна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова, Махачкала, Россия; email: djumanagbarovna@mail.ru

Алиева Айшат Тайгибовна, кандидат филологических наук, старший

преподаватель, Дагестанский

государственный медицинский

университет, Махачкала, Россия; e-mail: djumanagbarovna@mail.ru

Шахбанова Джума Нагбаровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра теоретических основ и технологий начального языкового образования, факультет начальных классов,

Дагестанский государственный

педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: djumanagbarovna@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Patimat B. Rashidkhanova, Ph. D.

(Philology), assistant professor, the chair of Foreign Languages, M. M. Dzhambulatov Dagestan State Agrarian University, Makhachkala, Russia; e-mail:

dj umanagbarovna@mail .ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aishat T. Alieva, Ph. D. (Philology), senior lecturer, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail:

dj umanagbarovna@mail. ru

Dzhuma N. Shakhbanova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Theoretical Bases and Technologies of Elementary Language Education, the faculty of Elementary Grades, Dagestan State Pedagogical University, e-mail: djumanagbarovna@mail.ru

Принята в печать 07.02.2018 г.

Received 07.02.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.