Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения'

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Першакова Н.С.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Именно формирование УУД является неотъемлемой частью ядра нового стандарта образования. В данной статье обобщается практический опыт решения этой проблемы, а именно средствами организации литературных викторин учителем, самими учащимися, составлением литературной газеты. На основе анализа литературы, дано определение понятия «литературная викторина». Особое внимание уделено подробному рассмотрению типов литературных викторин. В заключении педагогу даны методические рекомендации по организации литературных викторин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения»

122

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Bloom B.S. Handbook on formative and summative evaluation of student learning / B.S. Bloom, J.T. Hastings, GF. Madaus. - New York: McGraw-Hill, 1971. - 923 s.: ill., graph 131

2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

© Першакова Н.С.*

Средняя общеобразовательная школа № 151, г. Красноярск

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Именно формирование УУД является неотъемлемой частью ядра нового стандарта образования. В данной статье обобщается практический опыт решения этой проблемы, а именно средствами организации литературных викторин учителем, самими учащимися, составлением литературной газеты. На основе анализа литературы, дано определение понятия «литературная викторина». Особое внимание уделено подробному рассмотрению типов литературных викторин. В заключении педагогу даны методические рекомендации по организации литературных викторин.

«Эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие». Еще К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. И действительно, обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации. В основе всех этих процессов заложено формирование познавательных универсальных учебных действий, т.к. именно УУД являются неотъемлемой частью ядра нового стандарта образования [5, с. 128].

Большие возможности для развития познавательных действий несут уроки литературного чтения, а если быть точнее, то сам процесс изучения художественных произведений. В связи с этим большое значение приобре-

Учитель начальных классов.

Теория и методика обучения и воспитания

123

тают задания познавательного характера, в частности, к таким заданиям относятся викторины.

Литературная викторина является эффективным средством развития познавательной активности детей младшего школьного возраста, т.к. суть литературной викторины заключается в стимулировании интереса учащихся к решению задач, которые требуют некоторую сумму знаний.

Викторина, согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой» [3, с. 124]. Мануйлов В.А. отмечает, что под литературными играми он подразумевает «... все игры, построенные на словесном материале» [2, с. 31].

Таким образом, под литературной викториной можно понимать познавательную игру, которая предоставляет возможность развивать находчивость и активность учащихся, расширять их кругозор, содействовать умственному воспитанию, развивать познавательные интересы и творческую смекалку школьников, а также способствует выявлению знания учащихся. Увлекательная игровая форма викторин повышает эмоциональный тонус детей, содействует лучшему усвоению содержания произведения младшими школьниками.

С целью формирования познавательной активности обучаемых, развития их критического и творческого мышления и познавательных способностей на уроках литературного чтения следует использовать различные типы литературных викторин:

1. тематические, составленные по произведениям разных авторов;

2. составленные по нескольким произведениям одного автора;

3. составленные по одному произведению (они полезны при изучении на уроке конкретного произведения) [2, с. 47].

Обратимся к более подробному рассмотрению типов литературных викторин на примере изучения литературных произведений в четвертом классе.

Тематические викторины, составленные по произведениям разных авторов. В рамках данной деятельности удобно помещать раздел учебника. Например, при изучении детьми раздела учебника «Каждый выбирает по себе», учащимся была предложена тематическая викторина, составленная по произведениям В.П. Крапивина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова и др. Школьникам предлагались загадки, которые необходимо отгадать и назвать произведения, их авторов, в которых встречаются угаданные слова [4, с. 64].

Приведем пример викторины «Узнай произведение»:

Скажите, почему мой друг

Спит без подушки, ест без рук,

Зимой без валенок гуляет,

А если рад - хвостом виляет?

Ответ: собака. Это рассказ В.П. Крапивина «Путешественники не плачут».

124

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Следующий тип - викторины, составленные по нескольким произведениям одного автора.

Для младших школьников отличным вариантом являются викторины, составленные по сказкам.

Например, при изучении сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», в качестве подготовительной работы была использована викторина по всем сказкам писателя, которая называлась «Лучший знаток сказок» (рис. 1).

Рис. 1

Примерные вопросы для викторины были предложены школьникам заранее для того, чтобы они нашли, вспомнили необходимую информацию. Такой подход к организации викторин обеспечит развитие познавательной активности учащихся.

После изучения определенного произведения желательно использовать викторины, составленные по одному произведению.

Например, при изучении произведения К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» была проведена викторина «Узнай героя». Задание викторины состоит в том, чтобы учащиеся по описанию догадались о каком персонаже идет речь.

Пример викторины «Узнай героя»:

Теория и методика обучения и воспитания

125

1. Этот необычный герой вывел деда из огня, тем самым спас ему жизнь.

2. Этот герой пришел к ветеринару, чтобы тот вылечил больного зайца.

3. Этот герой жил на Почтовой улице. Он был специалистом по детским болезням, однако уже три года перестал принимать пациентов.

При изучении произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» была предложена викторина «Как это было?». Учащиеся должны были догадаться, какие эпизоды отражены на предложенных иллюстрациях (рис. 2).

Рис. 2

Использование иллюстраций в работе с викторинами развивает наглядно-образное мышление младших школьников, а также способствует формированию мотива учения.

Как показывает практика, для того чтобы увлечь ребят чтением, развивать у них познавательные УУД, желательно чаще использовать именно тематические литературные викторины, составленные по многим произведениям. При выполнении такого рода викторин ученики охотно преодолевают трудности, у них развивается умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Учащиеся приучаются внимательно относиться к произведению, а поиски правильного ответа заставляют их вновь возвращаться к тексту.

126

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Работа с учащимися на уроках литературного образования не должна ограничиваться только организацией учителем литературных викторин, т.к. она не всегда пробудит их воображение, не заставит задуматься над предложенными вопросами.

В качестве параллельных видов работы по развитию познавательных универсальных учебных действий, учащимся рекомендуется самостоятельное составление литературных викторин по изученным произведениям. Данная работа младших школьников представляет собой самостоятельное составление сборников литературных викторин, которая вызывает особый интерес у учащихся.

Эта работа в дальнейшем может предполагать выпуск литературной газеты, в которую можно поместить викторины младших школьников.

Использование литературных викторин обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, делает процесс познания более целенаправленным, осмысленным и интересным.

При организации литературных викторин педагогу необходимо учитывать некоторые особенности.

1. Прежде чем планировать работу над викторинами, нужно установить ее возможность и целесообразность.

2. Необходимо учитывать специфику материала, ее важность и сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, вывода).

3. Важно выявить «внутренние условия» обучаемых, а именно уровень знаний, интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития и только после этого нужно заняться подборкой вопросов.

4. Главным методическим приемом при организации литературной викторины с младшими школьниками является органическое сочетание с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. А работа с литературными викторинами является начальной ступенью к созданию такой личности.

Невозможно не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином» [1, с. 23].

Теория и методика обучения и воспитания

127

Список литературы:

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: кн. для учителя / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.

2. Кондрашов В.Н. Литературные викторины: пособие для учителей /

B. Н. Кондрашов. М., 2007. - 130 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /

C. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., Азъ, 1992. - 660 с.

4. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 4 класса: 1 часть / В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2013. - 194 с.

5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: уч. пособие для студентов пед. ин-тов / Г.И. Щукина. -М.: Просвещение, 1999. - 160 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Сырьева А.С.*

Елабужский институт

Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга

Над качеством усвоения учащимися знаний задумывается в процессе своей педагогической деятельности каждый учитель. Качество знаний, которые подросток получает в школе, напрямую зависит от его отношения к учебной деятельности. Формирование у школьников отношения к учебной деятельности как к ценности позволяет добиться новых положительных результатов в учебном процессе.

Ключевые слова: ценностное отношение, интеллектуальное развитие, познавательный мотив, стимулирование познавательных интересов, мотивация учения, активная субъектная позиция подростка.

На протяжении многих лет педагоги и психологи активно исследуют учебную деятельность подростков и пытаются найти наилучший метод, посредством которого учителя могли бы вызывать у подростков активный познавательный интерес к учебной деятельности и который бы способствовал прочному формированию у подростка отношения к учебной деятельности как к ценности. Однако одной точки зрения по поводу того, что необходимо предпринимать для того, чтобы разрешить эту проблему, до сих пор не существует, их мнения расходятся.

Студент факультета Иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.