Формирование познавательной самостоятельности младшего школьника на уроке как условие повышения качества образования
Лепещенко А. Е. , Сычева Е. В. , Фирсакова А. Д.
3Лепещенко Анастасия Евгеньевна /Lepeschenko Anastasia Evgenievna - учитель начальных классов;
2Сычева Елена Владимировна / Sycheva Elena Vladimirovna - учитель начальных классов;
3Фирсакова Анна Дмитриевна /Firsakova Anna Dmitrievna - учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 8,
г. Астрахань
Аннотация: в статье рассматривается понятие «познавательная самостоятельность» в контексте начального общего образования. Определены основные признаки, характеризующие познавательную самостоятельность младшего школьника. А также предложен к рассмотрению ряд заданий и видов самостоятельных работ, способствующих эффективному формированию познавательной самостоятельности учащихся начальной школы.
Abstract: the article discusses the concept of «cognitive independence» in the context of primary education. The main features that characterize the cognitive independence of younger schoolboys. And to propose for consideration a number of jobs and types of independent work, contributing to the effective formation of informative independence of pupils of primary school.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, младший школьник, качество
образования.
Keywords: cognitive independence, younger students, the quality of education.
Современные условия развития общества диктуют человечеству определённый стиль поведения, иные способы решения поставленных задач, чем это было ещё менее десяти лет назад. Каждое новое поколение теперь нацелено не столько на элементарное копирование положительного опыта своих предков, сколько на всесторонний анализ их деятельности и умение создать новое решение проблемы, исходя из сделанных выводов. А это невозможно без активной познавательной деятельности. Согласно новым ФГОС, именно в процессе обучения маленькому школьнику предстоит овладеть различными видами теоретической и практической деятельности, понять и проследить их взаимосвязь. Исследования по проблемам эффективности и оптимизации обучения, практики работы школ на данном этапе развития образования показывают, что одним из главных условий повышения качества обучения младших школьников является формирование у них приемов познавательной деятельности, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию.
Познавательная самостоятельность школьника - показатель зрелости его мышления, готовности к взрослой жизни, решению проблем иного уровня, чем просто обще учебные. Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, поиском своего подхода к решению стоящей перед ним задачи, стремлением к более глубокому пониманию усваиваемых знаний, осмыслению, анализу и способа получения этих знаний, критический подход к изучаемой информации, суждениям других людей, способность высказывать точку зрения, независимую от других. Познавательная самостоятельность - прежде всего качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях со стремлением к такой работе [3:26].
Несмотря на разнообразие различных форм и методов работы на уроке, развитие познавательной самостоятельности до сих пор остается актуальной проблемой современной школы. На начальной ступени обучения перед учителем неизменно возникают задачи: сформировать у учащихся умение ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения, оценивать результаты своих действий. Простейшим показателем сформированности познавательной самостоятельности младшего школьника можно считать самостоятельную работу как форму организации учебной деятельности, которую он осуществляет под прямым или косвенным руководством учителя, и в ходе которой частично или полностью выполняет различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств [4:37]. При этом важно правильно диагностировать признаки самостоятельной работы учащегося: наличие определенной задачи, которую необходимо решить; принятие школьником данной учебной задачи; осуществление самостоятельных действий по поиску решения
поставленной задачи; достижение определенного результата без непосредственного участия учителя; активность учащегося.
Немаловажную роль в развитии познавательной самостоятельности играет мотивация младших школьников, которая может быть представлена и в виде нестандартных заданий, используемых на различных уроках. Например, дана последовательность из нескольких рядов чисел. Знаки арифметических действий между числами отсутствуют, но есть результат. Не меняя расположения чисел, надо поставить знаки арифметических действий и скобки так, чтобы получилась единица.
1 2 3 = 1, 1 2 3 4 = 1. Здесь два варианта решения: (1 + 2): 3, 1 • (2 + 3) - 4 = 1. Или:
(1 + 2): 3 = 1, 1 • 2 + 3 - 4 = 1
Мыслительная работа такого рода способствует формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа действия, в определении целей, в планировании своих действий, прогнозировании конечного результата. Анализ двух вариантов решения одного задания позволяет развивать вариативное мышление учащихся.
На уроках русского языка предлагается такой вид самостоятельной работы, как диктант с элементами творчества. Суть его состоит в следующем: учащиеся дописывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами.
Например:
1. Капитан .. .наблюдал за китом.
2. Кит всю ночь плыл за. и вздыхал.
3. Мы его назвали...
4. У него огромная и длинная.
5. .крошечные.
Слова для справок: (И, и) ван, (С, с) ергеевич, (М, м) орозов, к.рабль, (Г, г) игант, г.. .лова, гла.ки.
Кроме рассмотренных заданий учащимся целесообразно предложить следующие виды самостоятельных работ:
- самостоятельные работы по образцу - работа выполняется по аналогии с предложенным образцом;
- самостоятельные работы с указанием их выполнения - работа выполняется после инструкции учителя;
- самостоятельные работы вариативного характера - есть возможность выбора написания работы.
Опыт организации и проведения самостоятельных работ позволил сформулировать условия,
способствующие их эффективности:
- задания для организации самостоятельной работы должны быть выстроены в строгой системе в соответствии с конечной целью учителя;
- разработка планирования заданий самостоятельной работы как по форме, так и по содержанию;
- уровень сложности заданий должен соответствовать уровню учебных возможностей учащихся;
- соблюдение оптимальной продолжительности работы (15-20 мин.);
- последовательное усложнение содержания задач;
- четкое формулирование целей заданий и сочетание контроля с самоконтролем и оценки с самооценкой;
- стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
- разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.
Об уровне сформированности познавательной самостоятельности школьника свидетельствуют также и особенности выполнения им домашней работы. Её ученик выполняет сам, без непосредственного наблюдения учителя, хотя по его указанию, с его инструктажем. Здесь важна сознательность, активность и инициативность младшего школьника, который сам определяет время выполнения, темп и ритм своей работы, уровень погружённости в проблему, освоение пограничных знаний, на которые указания учителя не распространялись.
Рациональному выполнению домашних заданий немало способствует и использование разработанных педагогом рекомендаций, памяток, алгоритмов, направленных на активизацию познавательной самостоятельности и повышение общего уровня успеваемости в классе. Примером подобных рекомендаций является таблица № 1 «Работа ученика при выполнении домашних заданий» по А. И. Кочеткову [4:38].
Таблица 1. Работа ученика при выполнении домашних заданий
Этапы работы Контролируй себя Напоминай себе
1. Приступаю к выполнению задания. 1. Какие уроки нужно выполнить? 2. Как лучше, быстро и продуктивно выполнить (план в уме). 1. Смотри записи в дневнике. 2. Достань необходимые учебники и пособия, наведи порядок на рабочем месте. 3. Установи последовательность выполнения уроков. 4. Раздели время на каждый предмет.
Этапы работы Контролируй себя Напоминай себе
2. Выполняю домашнее задание. В начале: Что задано? Что нужно сделать, выполнить, что помню из объяснения учителя? В ходе: То ли я делаю, что требуется? Как действую, так ли надо? Уложусь ли в определенное время? В конце: Что еще не выполнено? Дать оценку результатам своей работы. Сколько сэкономлено времени? 1. Каково требование задания? 2. Пояснения и советы учителя к выполнению задания. 1. Не отвлекаться. 2. Следить за своими действиями. 3. Уметь уложиться во времени. 1. Проверь себя, все ли выполнено. 2. Верно ли выполнено? 3. Самопроверка и сверка.
3. Завершение работы. 1. Полнота выполнения задания. 2. Что можно дополнительно сделать? 3. По какому плану я отвечу на уроке? 4. Что уточнить у товарища, учителя? 1. Проверь глубину своих знаний. 2. Если нужно, дорабатывай. 3. Учти на будущее удачи и ошибки.
Надо отметить, что проблема сформированное™ познавательной самостоятельности младшего школьника начинает проявляться уже в первом классе. К началу второго класса (по результатам анкетирования родителей) только 19 % учащихся самостоятельно выполняют домашнее задание, нуждаются в контроле со стороны родителей 78 % учеников, а у 3 % школьников самостоятельные учебные действия были не сформированы, т. е. они не могли выделять умения для решения предлагаемых заданий. Проведение анкетирования к концу второго класса этих же родителей показало, что самостоятельно выполнять домашнее задание могли уже 46% учеников, оставшиеся 64 % учащихся требовали контроля со стороны родителей. Но для того, чтобы результат изменился в сторону повышения познавательной самостоятельности, были своевременно использованы приведенные выше формы и методы работы на уроке.
Таким образом, только в результате целенаправленной работы по формированию познавательной самостоятельности на уроке у учащихся значительно повышается качество обученности, наблюдается рост познавательной активности и значительно расширяются границы поиска способов решения учебных и внеучебных задач.
Литература
1. Гречко С. А., Щербатова С. А. Формирование учебной самостоятельности школьников на уроках математики. [Электронный ресурс]: фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/artides/589015/ (дата обращения 27.09.2015).
2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
3. Крайнова Л. О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося. [Электронный ресурс]: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Оренбург, 2014. 238 с. URL: http://www.ospu.rU/userfiles/ufiles/nauka/kraynova_l.o._dissertatsiya1.pdf (дата обращения 27.09.2015).
4. Фирсина Е. Г. Формирование учебной самостоятельности учащихся. // Начальная школа. 2004. № 11. с.
5. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.