Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОО'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
433
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПРИЯТИЕ / ПОЗНАНИЕ МИРА / ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Газизова Фарида Самигулловна

Статья посвящена экспериментальной проверке развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе использования ИКТ. Для выявления уровня познавательного интереса старших дошкольников были подобраны следующие методики: «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов), «Опиши картинку» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Газизова Фарида Самигулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING COGNITIVE INTEREST IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE USE OF ICT IN DOE

The article is devoted to the experimental verification of the development of cognitive interest in older preschool children based on the use of ICT. To identify the level of cognitive interest of older preschoolers, the following methods were selected: "What objects are hidden in the drawings?" (R.S. Nemov), "Describe the picture" (G.A. Uruntaeva, Y.A. Afonkina).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОО»

между условиями воспитания в семье и формированием личности ребенка, его характера. П.Ф. Лесгафт считает, что каждый физически здоровый ребенок может достичь абсолютного раскрытия своих духовных, нравственных, умственных, физических способностей, если в семье царит атмосфера любви и гармонии, отсутствует деспотизм и принуждение в отношении воспитанника. Ученый подчеркивает, что «если ребенку постоянно навязывать мнения и суждения, то этим устраняется всякое возбуждение к его собственной деятельности» [6, с. 102], вместе с тем, «если не давать ребенку покоя регламентациями, ограничивать его рассуждения и действия, то получится в результате один из забитых типов» [6, с. 103].

Более чем жизненно звучит рекомендация П.Ф. Лесгафта родителям о том, что не следует искусственно подгонять природу ребенка, необходимо понимать потребности детей, закалять их дух и тело. «Вся тайна семейного воспитания, - указывал педагог, - в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать вперед и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня рождения на свет как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности» [7, с. 302].

Выводы. Анализ философско-педагогических исследований педагогов второй половины XIX - начала XX вв. позволил сделать вывод о том, что правильно поставленное родительское воспитание основывается на целостном представлении о личности и природе ребенка, а также на единстве нравственного, духовного, физического, интеллектуального, трудового воспитания.

Все выше сказанное позволяет утверждать, что именно в национальных традициях, обычаях, культуре России сформировался набор тех непреходящих, вечных качеств, которые проверены временем и представляют собой идеал русского человека: семейственность, любовь, жертвенность, высокая нравственность, великодушие, духовность.

Глава российского государства Владимир Путин на встрече со школьниками - авторами лучших сочинений «Россия, устремленная в будущее» в московском парке «Зарядье» акцентировал внимание на том, что семья играет ключевую роль в воспитании личности ребенка: «Хотел бы обратить внимание на ценность семьи, это важно. Я считаю, что это имеет большое значение».

Таким образом, без преувеличения можно сказать, что именно семья служит тем духовным ориентиром, который поможет человеку найти свое достойное место в современном обществе. Объективный взгляд на историю развития семейного воспитания в России позволит выделить болевые точки процесса воспитания в семье XXI века, определить ориентиры дальнейшего развития и совершенствования этого процесса, глубже понять причины успехов и просчетов в семейном воспитании сегодня и в воспитании вообще.

Литература:

1. Авдеева, H.A. Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого: дисс. ... канд. пед. наук. - Мурманск, 2003. - 159 с.

2. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

3. Гранкин, А.Ю. Проблемы семейного воспитания в русской демократической педагогике конца XIX - XX вв.: дис...канд.пед.наук. - Пятигорск, 1996, - 216 с.

4. Каптерев, П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания / П.Ф. Каптерев. - Санкт-Петербург, 1898. -Вып. 1. - 42 с.

5. Каптерев, П.Ф. Детская и педагогическая психология / П.Ф. Каптерев. - М.; Воронеж: МПСИ; МО-ДЭК, 1999. - 336 с.

6. Лесгафт, П.Ф. СОБР. Пед. соч. М., 1956. Т. 3. - С. 174-205

7. Лесгафт, П.Ф. Семейная жизнь ребенка. Антология педагогической мысли России во второй половине XIX - начале XX вв. / П.Ф. Лесгафт - М.: Педагогика, 1990. - 146 с.

8. Носкова, Н.В. Духовно-нравственные традиции и опыт отечественного образования второй половины XIX века // Духовно-нравственное воспитание личности: история и современность: сборник научных статей / под общ. ред. доктора педагогических наук, профессора А.А. Шаталова. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2013. - 160 с.

9. Равкин, З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований / З.И. Равкин // Педагогика. - 1994. - №1. - С. 35-41

10. Ушинский, К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ // Народная школа. 1870. №5. - С. 6-16.

11. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 6. М.: Л., 1949. - С. 360.

12. Харисова, Л.А. Семья в исламе: основы духовно-нравственного воспитания. В кн.: Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. Т.Ф. Акчурина. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 255 с.

13. Послание Президента России Федеральному Собранию от15января 2020 г. // Российская газета. 2020г. 16 января №7 (8061).

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОО

Аннотация. Статья посвящена экспериментальной проверке развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе использования ИКТ. Для выявления уровня познавательного интереса старших дошкольников были подобраны следующие методики: «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов), «Опиши картинку» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, познавательный интерес, информационные технологии, восприятие, познание мира, традиционные средства, развитие.

Annotation. The article is devoted to the experimental verification of the development of cognitive interest in older preschool children based on the use of ICT. To identify the level of cognitive interest of older preschoolers, the following methods were selected: "What objects are hidden in the drawings?" (R.S. Nemov), "Describe the picture" (G.A. Uruntaeva, Y.A. Afonkina).

Keywords: senior preschool age, cognitive interest, information technology, perception, knowledge of the world, traditional means, development.

Введение. В нынешнем мире ребенка практически не увидишь без гаджетов: телефона, планшета. В таком случае, почему бы нам не использовать это в своих занятиях?

Это позволит превратить обычные занятия в привлекательные именно для детей и решить задачи познавательного характера. Сравнивая информационные технологии с традиционными, первые имеют значительные преимущества, наиболее важным из которых является изучение информации на экране компьютера в виде игры, что пробуждает горячий интерес детей. Но, вместе с тем, в нынешнее время существует ряд противоречий относительно проведения занятий с использованием информационных технологий. Следовательно, необходимо умелое составление здоровье сберегающих технологий при применении ИКТ.

Исходя из вышеизложенного, тема, которая посвящена формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста с помощью использования ИКТ, имеет социальную значимость и является актуальной.

Цель статьи: изучение особенностей формирования познавательного интереса старших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий педагогом ДОО.

Изложение основного материала статьи. Нами проведено исследование. Объем выборки: общее число исследуемых 40 (дети старшего дошкольного возраста), из которых 21 ребенок вошли в экспериментальную группу, а 19 детей вошли в контрольную. Был проведен первый замер уровня сформированности познавательного интереса детей с помощью таких методик, как: «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов), «Опиши картинку» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)», «Отгадай предмет» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Для начала проводилась диагностика по выбранным методикам в индивидуальной форме с каждым ребенком в обеих группах. Для этого устанавливался контакт с ребенком в непринужденной обстановке, создавалась доверительная среда.

В ходе исследовательской работы пользовались данными педагогических наблюдений за ребенком в процессе его взаимодействий со взрослыми. Позже нами было проведено анкетирование сотрудников ДОУ, непосредственно работающих с детьми, обучающих их. Непосредственно, для выявления уровня развития познавательного интереса детей 5-6 лет, его существенных особенностей нами был подобран ряд диагностических методик: «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Опиши картинку», «Отгадай предмет».

1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Р.С. Немова (см. приложение 1) представляет собой тест, целью которого является проверка способностей ребёнка к восприятию и познанию. Ребенку давалось 3 рисунка, в каждом из них спрятаны предметы. Перед началом теста важно было заинтересовать ребенка. Сказав, что это мешок Деда Мороза, все вещи в мешке перепутались. Ребенка попросили найти и назвать их как можно быстрее. Нами зафиксировано время, которое заняло у ребенка это задание. Максимальное время выполнения - 1 минута. Если за это время ребенок не успевал полностью выполнить задание, то мы были вынуждены его прервать. Если ребенок справлялся с заданием в рамках указанного времени, то фиксировалось то время, которое ребенок затратил на выполнение задания. Общее число всех предметов - 14. От того, как быстро был получен полный ответ, зависит от того, насколько высок уровень восприятия ребёнка.

2. Методика «Опиши картинку» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной используется для выявления уровня познавательной активности и умения задавать вопросы. Ребенку показывалась картинка, на которой изображены обезьяны и просилось задать вопросы к ней, чем больше, тем лучше. Мы помогали ребенку словами: О чем-то еще хочешь спросить?» Во время исследования подсчитывается количество заданных ребенком вопросов и их тип.

3. Методика «Отгадай предмет» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной используется для диагностики уровня познавательного интереса ребенка к предметному миру. Ребенку предлагалось отгадать загаданный нами предмет на картинках из данных (пылесос, фотоаппарат, холодильник, телефон). Для этого ребенок должен был рассмотреть картинки этих предметов и задать вопросы, на которые получал ответ и тем самым мог угадать предмет. Позже ребенку предлагалось назвать все известные ему факты об этом предмете.

В результате первого замера в экспериментальной группе по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?» полученные данные могут свидетельствовать о том, что дети экспериментальной группы способны к познанию предметов окружающего мира, к восприятию.

Высокий уровень, что составляет 43%, что не намного меньше, чем средний уровень, дает право говорить о том, что дети с легкостью находили спрятанные предметы и, что немало важно, за кратчайшее время. Они выполнили задание в пределах 30 секунд, что составляет половину предоставленного времени. Для этих детей не составило труда найти эти предметы в считанные секунды и назвать их.

Количество детей со средним уровнем способности к познанию с небольшим отрывом обгоняет количество детей с высоким уровнем, что составляет 48%. Дети с таким уровнем выполнили задание в течении 31-50 секунд. Нашло и показало эти предметы большинство, но нашлись и те, которые не сумели назвать один из всех 14 предметов, в силу не знания названия, либо в силу забывчивости. Низкий уровень составляет всего 9%, это 2 детей, что является очень хорошим показателем.

Вторая диагностическая методика «Опиши картинку», проведенная в экспериментальной группе первым замером, показала следующие результаты.

Высокий уровень познавательной активности и умения задавать вопросы к картинке составляет 24%, это 5 человек из 21. Эти ребята задавали вопросы, уточняющие картинку, про события которые были до этого или после, так же вопросы, которые помогли бы понять суть картинки. Большинство вопросов этих детей было такого рода: «Почему обезьяны сзади сидят и в ушко шепчутся?», «Почему мама обезьянка ругает маленькую обезьянку?», «А о чем разговаривает большая обезьянка с маленьким?», «А где они сидят?» «О чем это шепчутся обезьянки на диване?». Дети с данным уровнем познавательной активности задавали вопросы без затруднений.

Дети со средним уровнем познавательной активности и умения задавать вопросы, 13 детей из 21. 2 ребенка задали лишь 1 вопрос, но они были 3 и 4 типа, поэтому они вошли в число детей со средним уровнем. Считаем, что это не плохой результат, больше половины детей имеют средний уровень.

Эти дети задали 4 вопроса с преобладанием вопросов 1 и 2 типа, либо задали 1-3 вопроса, но, в числе которых больше вопросов 3 или 4 типа, либо задали 5 вопросов, но не относящиеся к вопросам 3 или 4 типа. Вопросы 1 и 2 типа возникали по причине того, что ребенок не понимал, почему животные ведут себя как люди, и имели описательный контекст. Вопросы были такого рода: «Почему обезьянки пьют чай?», «А как они разговаривают?», «Почему обезьянка ругает маленького?», «Кто есть на картинке?», «Что делают обезьяны?», «На чем они сидят?». Низкий уровень составил 14%, это 3 ребенка.

Полученные результаты показывают, что большинство детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы имеют средний уровень познавательного интереса. 33% детей показали высокий результат, это 7 детей. Дети с огромным желанием выполняли задание. Они отгадывали предмет на картинке, задав при этом не более трех вопросов, так же спрашивали о его функциях, свойствах, сфере применения предмета. Позже, рассматривая угаданный предмет на рисунке, старались давать более трех фактов о нем, о функциях, свойствах, и для чего, где он применяется. Были вопросы такого рода: Он большой? Какого цвета? Он твердый? Что он делает? Для чего он нужен людям? В нем хранится еда? Этот предмет есть дома? Для чего он нужен?

Важно отметить, что трое из семи детей, показали высокий уровень по всем трем методикам. 43% детей показали средний уровень. 9 детьми отгаданы предметы на картинке, они задали при этом более 3 вопросов, спрашивая о его свойствах, материале и сфере применения. Позже, рассматривая угаданный предмет на рисунке, дали менее 3 фактов о нем, не выделяя при этом функциональное назначение предмета на рисунке.

24% детей показали низкий уровень - 5 детей отгадали предмет не сразу, рассматривая его, либо не могли задать конкретный вопрос, либо задавали более 5 вопросов, прежде чем угадать загаданный предмет, не получалось выделить функциональное назначение, но свойства, сферу применения предмета знали. Если же угадывали предмет, то не могли назвать дополнительные факты о нем.

Далее провели диагностику по выбранным методикам в контрольной группе (первый замер) детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень, что составляет лишь 37%, говорит о том, что дети с легкостью находили спрятанные предметы и, что немало важно, за кратчайшее время. Высокий уровень способности к восприятию обнаружен у 7 детей из 19. Они выполнили задание в пределах 30 секунд, что в свою очередь составляет половину предоставленного времени. Для этих детей не составило труда найти эти предметы в считанные секунды и, непосредственно, назвать их.

Количество детей со средним уровнем способности к познанию составляет 53%. Дети с таким уровнем (10 чел.), выполнили задание в течении 31-50 секунд. Нашло и показало эти предметы большинство, но один мальчик не сумел назвать один из всех 14 предметов - «кувшин», в силу не знания названия, либо в силу забывчивости. Тем не менее, они вошли в число детей со средним уровнем, так как не назвать один предмет не считалось грубой ошибкой, так же учитывая, что в данные рамки времени они смогли уложиться.

Низкий уровень составляет всего 10%, это 2 детей, что является очень хорошим показателем. Один мальчик смог назвать все предметы, использовал при этом 51 секунду.

Стоит отметить, что были моменты, когда некоторые дети не сразу понимали суть задания, но когда мы пробовали сформулировать задание иначе, например, сказав: «спроси обо всем, что тебе на этой картинке показалось интересным», дети с легкостью задавали вопросы.Уровень выполнения задания зависел от типа заданных вопросов и их количества. Высокий уровень познавательной активности и умения задавать вопросы к картинке составляет 26%, это 5 человек из 19. Дети с данным уровнем познавательной активности задавали вопросы без затруднений.

Дети со средним уровнем познавательной активности и умения задавать вопросы, это 11 детей из 19. Считаем, что это не плохой результат, больше половины детей имеют средний уровень. Низкий уровень составил 16%, это 3 ребенка. 31% детей показали высокий результат, это 6 детей. Дети с огромным желанием выполняли задание. Они отгадывали предмет на картинке, задав при этом не более трех вопросов, так же спрашивали о его функциях, свойствах, сфере применения предмета. Позже, рассматривая угаданный предмет на рисунке, старались давать более трех фактов о нем, о функциях, свойствах, и для чего, где он применяется. Были вопросы такого рода: Какого он цвета? Он большой или маленький? Он твердый? Что он делает? Для чего он нужен? В нем есть еда? Он есть дома?

Важно отметить, что трое из шести детей, показали высокий уровень по всем трем методикам. 53% детей показали средний уровень. Ими отгаданы предметы на картинке, они задали при этом 3 или более вопросов, спрашивая о его свойствах, материале и сфере применения. Позже, рассматривая угаданный предмет на рисунке, дали не более 4 фактов о нем, не выделяя при этом функциональное назначение предмета на рисунке. 16% детей показали низкий уровень отгадали предмет не сразу, рассматривая его, задавали более 5 вопросов, прежде чем угадать загаданный предмет, не получалось выделить функциональное назначение, но свойства, сферу применения предмета знали. Когда же угадывали предмет, то с трудностью давали даже 1 факт о нем. Итоговый результат диагностики уровня познавательного интереса в экспериментальной группе (первый замер) следующие.

Средние значения показывают, что дети и экспериментальной группы и контрольной имеют не достаточно высокие уровни интереса к познанию. Только 33, 31% испытуемых из всех показали хороший результат - высокий уровень. Дети задают вопросы познавательного характера, рассказывают о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства и сферу применения опираясь на собственные знания, наблюдается проявление интереса к познанию, и, что не менее важно, способность к восприятию и познанию. Дети имеют большой объем информации, имеют богатый словарный запас, достаточно хорошо умеют

рассуждать. У дошкольников имеется потребность в знаниях. Правильность выполнения заданий, непосредственно, ребенком осуществляется вполне самостоятельно.

Чуть больше половины всех опрошенных детей, что составляет 51, 55% имеют средний уровень сформированности познавательного интереса, что характеризуется умением задавать вопросы, но, количество которых не больше пяти, в местах, где нужно задавать много вопросов, и при чем, познавательного характера. Эти дети задают вопросы лишь описательного характера, общие. Они умеют выделять свойства и сферу применения, и с трудностями - функциональное назначение конкретного угаданного им предмета. Дети способны делать выводы, но отсутствует стремление к самостоятельному получению новых знаний. 14, 16% исследуемых показали низкий уровень сформированного интереса к познанию: этим детям было нелегко назвать факты о том или ином предмете, и не получалось задать познавательный вопрос, не выделяют функции.

Проанкетировано 10 воспитателей, 1 преподаватель татарского языка, 1 логопед. В итоге - 12 человек. Наибольшее влияние, судя по ответам испытуемых, на формирование интереса к познанию у детей старшего дошкольного возраста оказывают чтение книг, познавательные игры, исследования, узнавание всегда чего-то нового, обсуждения каких-то тем, образовательная деятельность, творческие задания, задания на мышление, квесты, использование наглядных материалов, эксперименты, наблюдения, проектная деятельность, развивающие игры, мультфильмы.

75% педагогов, а это 9 человек, считают, что информационно-коммуникационные технологии влияют на познавательное развитие детей. То, что ИКТ не влияет на познавательный интерес, считают 25% педагогов.

После заданного вопросы «Имеется ли в ДОО, где вы работаете, объективная возможность использования ИКТ?» На что ответом «Да» был ответ всех педагогов. Если и возможность есть, используют их в работе часто - лишь 50% опрошенных, редко - 42%, и, непосредственно, 8% - не применяют вовсе.

А используются теми 92% опрошенных, которые пользуются часто и редко, чаще всего: познавательные игры, эксперименты на компьютере, мультфильмы, проектор, познавательные видео, развивающие игры, презентации, наглядный материал через компьютер. Применяются они в игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной, изобразительной, двигательной деятельностях.83% испытуемых, а именно - 10 человек рекомендуют применять ИКТ с целью формирования интереса ребенка к познанию, 2 человека, что составляет 17% - не рекомендуют.

Таким образом, ответы педагогов продемонстрировали, что они считают, что информационно-коммуникационные технологии влияют на познавательное развитие детей, так же показали их заинтересованность в использовании ИКТ для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Но из полученных данных следует вывод, что так и есть педагоги, которым это чуждо. Они привыкли пользоваться традиционными методами обучения и воспитания детей.

Следующим шагом было проведение формирующего эксперимента в непосредственно экспериментальной группе. Нами был составлен план формирующего эксперимента для детей данной группы старшего дошкольного возраста с целью повышения уровня познавательного интереса. Так же составлен перечень консультаций, мастер-классов для воспитателей, и кадров, работающих с детьми, по эффективному использованию средств ИКТ в работе с детьми.

Формирующий эксперимент был направлен на включение информационно-коммуникационных технологий в свободную самостоятельную деятельность и в образовательную в качестве средства формирование их познавательного интереса.

Нами с октября по март каждый месяц по 4-6 раз в экспериментальной группе ИКТ использовались при проведении непрерывной образовательной деятельности, при чтении, прослушивании, во время физкультурных занятий, при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности.

При организации и проведении формирующего эксперимента нами были подобраны и использованы компьютерные игры, презентации по тематике, отрывки мультфильмов, аудиофайлы. Включение ИКТ в работу расширяет кругозор, помогает легче и быстрее увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память и, что самое важное, позволяет повысить уровень познавательного интереса.

Одновременно в группе контрольной были проведены педагогами занятия обычного рода, применяя традиционные средства.

Не считая работы, проведенной с детьми, так же предложен ряд неких мероприятий, консультаций, которые могут быть проведены непосредственно с воспитателями и педагогами с целью повышения ИКТ компетентности и умения применять ИКТ в работе с детьми.

После завершения эксперимента в формирующем этапе мы провели контрольную диагностику, используя те же диагностические материалы, что и при констатирующем обследовании.

В результате второго замера в экспериментальной группе по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?» получены данные. Процент детей, набравших высокий бал, изменился с 43% на 57%, средний -48% на 43%, низкий - 9% на 0. Высокий уровень, что составляет 57%, дает право говорить о том, что дети с легкостью находили спрятанные предметы и делали это достаточно быстро. Дети со средним уровнем (43%) таким уровнем. Они выполнили задание в течении 31-50 секунд.

Вторая диагностическая методика «Опиши картинку», проведенная в экспериментальной группе вторым замером, показала следующие результаты.

Процент детей, набравших высокий бал, изменился с 24% на 33%, средний - 62% на 67%, низкий - 14%

на 0.

Высокий уровень познавательной активности и умения задавать вопросы к картинке составляет 33%, это 7 человек из 21. Они четко сформулированных вопроса с преобладанием вопросов 3,4 типа. Дети с данным уровнем познавательной активности задавали вопросы без затруднений.

Дети со средним уровнем познавательной активности и умения задавать вопросы составили 67% , это 14 детей из 21. Считаем, что это отличный результат, если еще учесть то, что детей с низким уровнем нет.

Результаты исследования в экспериментальной группе (второй замер) по методике «Отгадай предмет» таковы. Процент детей, набравших высокий бал, изменился с 33% на 43%, средний - 43% на 52%, низкий -24% на 5%.

Собранные результаты могут свидетельствовать, что большинство детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы имеют средний уровень познавательного интереса. 43% детей показали высокий результат, отгадывали предмет на картинке, задав при этом не более трех вопросов.

52% детей показали средний уровень. Ими отгаданы предметы на картинке, они задали при этом более 3 вопросов, дали менее 3 фактов о нем, не выделяя при этом функциональное назначение предмета на рисунке. 5% от всех детей показал низкий уровень один мальчик не смог задать вопрос, но дал 2 факта.

Следует отметить, что при контрольной диагностике только 1 ребенок - получил низкий уровень на 3 методике. Это отличный результат. Учитывая тот факт, что при первом замере в экспериментальной группе итого было 6 детей, набравших низкий уровень по методикам.

Далее контрольная диагностика показала существенные изменения. Мы можем пронаблюдать результативность формирующего этапа. В экспериментальной группе показатель высокого уровня повысился с 33% на 44%. Средний уровень так же повысился с 51% на 54%. А низкий уровень, к счастью, спал с 24% на 2%. Когда в контрольной группе показатель высокого уровня понизился с 31% на 26%, средний уровень повысился с 53% на 67%. И низкий уровень понизился с 14% всего на 7%.

Выводы. Таким образом, умелое использование ИКТ в работе с детьми в ДОО не только способствует созданию положительной мотивации детей к получению новой для них информации, но и заметно способствует повышению качеств образовательного процесса. Применение ИКТ увеличивает в разы возможности педагогов. Совместная образовательная деятельность становится разнообразнее, ярче, увлекательнее, и, что немало важно, информативнее.

Литература:

1. Коваль А.Н., Малыгина А.Н. Использование ИКТ-технологий в детском саду // Молодой ученый. -2016. - № 7 (111). - С. 648-650.

2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.:Мозаика. Синтез. 2011. - 128 с.

3. Очирова О.Д., Шаманова Молокова А.В. Современные нормативные требования к ИКТ компетентности педагога и возможности их реализации // Научнопедагогическое обозрение. - 2016. -№ 1 (11). - С. 64-68

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Османов Мухамед Мартинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик); преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, старший лейтенант полиции Карачаев Аслан Русланович Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Аннотация. В статье проводится анализ влияния морально-психологической обстановки в коллективе на эффективность работы сотрудника полиции. Исследуется значение профессионализма руководства структурных подразделений МВД на морально-психологическую обстановку в коллективе. Главными составляющими в установлении оптимальной морально-психологической обстановки авторы считают не только самого руководителя и его стиль руководства, но и поведение каждого члена коллектива.

Ключевые слова: конфликт, руководитель, морально-нравственная обстановка, кризис, этика, профессионализм, общественное мнение.

Annotation. The article analyzes the influence of the moral and psychological situation in the team on the effectiveness of the police officer. The article examines the significance of the professionalism of the leadership of the structural divisions of the Ministry of Internal Affairs on the moral and psychological situation in the team. The authors believe that the main components in establishing an optimal moral and psychological situation are not only the manager himself and his leadership style, but also the behavior of each member of the team.

Keywords: conflict, manager, moral situation, crisis, ethics, professionalism, public opinion.

Введение. Руководитель коллектива имеет большие возможности для оздоровления морально-психологической обстановки. Особенно важно морально-психологическое состояние сотрудников полиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.