Научная статья на тему 'Формирование позитивных представлений о своем теле у девочек-подростков'

Формирование позитивных представлений о своем теле у девочек-подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1024
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЕМ ТЕЛЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗИТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЕМ ТЕЛЕ / ТРЕНИНГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / BODY IMAGE / ADOLESCENCE / POSITIVE BODY IMAGE / TRAINING / POSITIVE PSYCHOLOGY / EDUCATIONAL PRACTICES / PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белогай Ксения Николаевна

В статье обсуждается проблема исследования позитивных представлений о своём теле в подростковом возрасте. Показано, что в основе позитивных представлений о теле лежат принятие тела, признательность по отношению к нему, более гибкое и интегрированное представление о красоте, телесные поведенческие стратегии, основанные на идее «тело как ценность». В работе обсуждаются результаты формирующего эксперимента, направленного на формирование позитивных представлений о своем теле у девочек-подростков. Показана эффективность такой образовательной практики как тренинговое обучение, в частности, когнитивно-бихевиоральный тренинг. После тренинга в экспериментальной группе повышается оценка тела, степень соответствия внешним и внутренним стандартам, возрастает общее число корреляционных связей между компонентами представлений о своем теле, появляется больше взаимосвязей с функциональностью тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of positive body image in adolescent girls

The article discusses the problem of researching positive body image in adolescence. It is shown that acceptance of own body, appreciation towards it, a more flexible and integrated idea of beauty, bodily behavioural strategies based on the idea of "body as a value" are the basis of positive body image. The paper discusses the formative experiment results aimed at the formation of positive body image in adolescent girls. The effectiveness of such educational practices as training, in particular, cognitive-behavioural training, is shown. After training in the experimental group, the body's score increases, as well as the degree of compliance with external and internal standards along with the total number of correlation links between the components of body image; more relationships with the functionality of the body appear.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивных представлений о своем теле у девочек-подростков»

УДК 159.922.8

Белогай Ксения Николаевна

кандидат психологических наук, доцент Кемеровский государственный университет

Belogi@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЕМ ТЕЛЕ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ

Исследование проводится при поддержке РФФИ, проект 17-36-00016-ОГН

В статье обсуждается проблема исследования позитивных представлений о своём теле в подростковом возрасте. Показано, что в основе позитивных представлений о теле лежат принятие тела, признательность по отношению к нему, более гибкое и интегрированное представление о красоте, телесные поведенческие стратегии, основанные на идее «тело как ценность». В работе обсуждаются результаты формирующего эксперимента, направленного на формирование позитивных представлений о своем теле у девочек-подростков. Показана эффективность такой образовательной практики как тренинговое обучение, в частности, когнитивно-бихевиоральный тренинг. После тренинга в экспериментальной группе повышается оценка тела, степень соответствия внешним и внутренним стандартам, возрастает общее число корреляционных связей между компонентами представлений о своем теле, появляется больше взаимосвязей с функциональностью тела.

Ключевые слова: представления о своем теле, подростковый возраст, позитивные представления о своем теле, тренинговое обучение, позитивная психология, образовательные практики, психологический тренинг.

Представления о своем теле - это проявление самосознания, отражение психикой своего тела, интегрирующее информацию от органов чувств, экстеро-, про-прио- и интероцептивные ощущения, а также идеи и переживания, связанные с телом. Процесс развития представлений о своем теле у женщины имеет этапный характер и включает специфические проявления в разные периоды онтогенеза, обусловленные разноуровневым влиянием факторов и механизмов. В этом процессе выделяются сензитивные периоды, связанные с разными этапами репродуктивного возраста, когда представления дезинтегрируются, становятся противоречивыми. Подростковый возраст является одним из таких сензитивных периодов в становлении представлений о своем теле в онтогенезе. В подростковом возрасте представления о своем теле во многом определяются для девочки опытом, связанным с менархе.

Исторически так сложилось, что представления о своем теле (в западной психологии чаще используется термин «образ тела», в данной статье эти понятия употребляются как синонимичные) исследовались в рамках клинической психологии, поэтому в рассмотрении доминировал фокус патологии. Результатом такой практики, по мнению L. Smolak и T.F. Cash, стало возможным охарактеризовать корреляты и факторы формирования негативного образа тела, но невозможно ответить на вопрос, как профилактировать негативный образ тела и как осуществлять коррекционно-развиваю-щую работу в этом направлении [10].

В 2005 году было введено понятие positive rational acceptance («позитивное рациональное принятие»), включающее адаптивные когнитивные и поведенческие действия, направленные на «отражение» угроз, связанных с представлениями о своем теле. В качестве угроз могут выступать насмешки, послания о необходимости ограничитель-

ного пищевого поведения, просмотр изображений моделей, соответствующих социокультурным стандартам, общение с людьми, реализующими ограничительное пищевое повеление. Примерами адаптивных действий являются позитивная самоподдержка или рационализация. Авторы обнаружили, что позитивное рациональное принятие связано с общим уровнем психологического благополучия, особенно подростков и молодых девушек [5].

T. Cash сформулировал восьмиступенчатую когнитивно-бихевиоральную программу, которая была направлена на формирование более осознанных и принимающих отношений с собственным телом. Особое внимание при этом уделяется поддержанию позитивного образа тела [4].

Значительное влияние на становление позитивных представлений о своем теле как объекта научного исследования оказывают работы, выполненные феминистски ориентированными авторами. Исследователи утверждают, что необходимо создавать противовес культуре, формирующей стыд, недовольство и даже ненависть к телу. Авторы таких исследований показывают и оспаривают медиа-мотивы, использующие тело для продвижения товаров, а также организовали некоммерческую общественную организацию, помогающую людям сопротивляться интернализации социокультурных эталонов и ценить свое тело, в том числе, отличающееся от этих эталонов. Сторонники этой организации бросают вызов ультрастройному идеалу тела и поощряют доступ всех людей к физическому здоровью и психологическому благополучию, независимо от их веса и пропорций [3].

Все большее распространение в современной психологии получает такое направление как позитивная психология. В ее основе работы в области гуманистической психологии, психологического консультирования и психотерапии К. Рождерса.

64

Вестник КГУ 2019

© Белогай К.Н., 2019

В противовес традиции позитивная психология концентрируется на благополучии людей, ресурсах и счастье [6]. Технологии помощи, ориентированные на патологию, помогают предотвратить негативные моменты в развитии, избавиться от стрессов и дисфункций, но не способствуют развитию ресурсов. О том же пишет Т. Ту1ка, отмечающая, что традиционные технологии работы избавляют от негативных или неадаптивных характеристик, приводят к уровню отсутствия психопатологии, но не усиливают переживание радости жизни и не формируют психологическое благополучие [11].

Разные работы доказывают, что взаимоотношения между позитивными и негативными представлениями о своем теле сложнее, чем предполагалось сначала. Например, многие афроамериканские девочки-подростки отмечали, что они хотели бы изменить в своем теле (то есть сообщали о некоторой степени недовольства телом), в то же время, демонстрируя положительный образ тела [9].

Исследуя социокультурные детерминанты телесного Я, российские авторы под руководством В.М. Бызовой вводят понятие «зрелость телесного образа Я», близкого, по нашему мнению, к конструкту «позитивные представления о своем теле». Для оценки степени зрелости телесного образа Я предлагается три основных критерия: дифферен-цированность и когнитивная сложность - количество осознанных телесных характеристик; развитость дифференциации телесных границ; степень принятия тела в целом и удовлетворенность отдельными параметрами; осознанность и забота -способность сознательно и интуитивно контролировать и управлять своим состоянием и функциями тела, чувствительность к потребностям тела, развитие телесных возможностей [1; 2].

В отношении основного механизма, способствующего формированию и сохранению позитивных представлений о своем теле, авторы предлагают модель защитного фильтра, который блокирует изображения и сообщения, которые могут поставить под угрозу позитивные представления, в то же время, позволяя интернализовать информацию, сохраняющую позитивность [12].

Например, К. Ho1mqvist вайагю в своем диссертационном исследовании продемонстрировала, что 13-14-летние шведские подростки с позитивным образом тела сконцентрированы на функциональности тела, а не на внешности, также они очень критично воспринимают существующие идеалы красоты, ассоциируя красоту с личностью, а не внешним обликом [7].

Психолого-педагогическими условиями формирования позитивных представлений о своем теле выступают образовательные практики, реализуемые на различных уровнях образования с учетом специфики психического развития, в частности, развития самосознания женщины. Формирование

позитивного образа тела у женщин на разных уровнях образования обеспечивается разными психолого-образовательными технологиями: в рамках дошкольного и начального образования эффективным является использование технологий профилактики, в рамках среднего образования - технологий тре-нингового обучения, высшего образования - кор-рекционно-развивающих технологий и технологии проведения образовательных мастерских.

Организация и методы исследования. Гипотеза исследования состояла в следующем: в подростковом возрасте за счет действия психолого-образовательных механизмов, в частности, тренингового обучения, возможно формирование позитивных представлений о своем теле, включающих принятие тела, признательность по отношению к нему, более гибкое и интегрированное представление о красоте, основанные на идее «тело как ценность». Для формирования позитивных представлений о своем теле мы разработали модель формирования позитивных представлений о теле у девочек-подростков.

Для достижения цели по созданию условий формирования позитивного образа тела у девочек-подростков требовалось решить следующие задачи:

- способствовать расширению интернализован-ных стереотипов относительно тела за счет уменьшения идеализации и интернализации конкретного идеала тела;

- помочь формированию защитного фильтра за счет развития медиаграмотности;

- способствовать повышению ценностного отношения к телу и ориентации на функциональность тела, а не на внешность.

Результатом диагностического этапа является определение содержательных компонентов образа тела девочки-подростка, выявление факторов и особенностей становления образа тела в онтогенезе и оптимизация запроса на получение помощи. Итоги диагностического этапа служат основанием при проектировании программы развивающего взаимодействия.

Проектировочный этап предполагает определение структуры программы сопровождения и её целевых ориентиров, документальное оформление программы. В программе обозначаются этапы работы, задачи и методы решения, прогнозируются результаты.

Деятельностный (основной) этап предполагает реализацию программы воздействия. В качестве основной формы работы с подростками был выбран обучающий психологический тренинг. Тренинг проводился с учащимися 8-х классов общеобразовательной школы. Продолжительность обучения -12 недель при еженедельных занятиях. Продолжительность занятия - один урок. В ходе обучения подросткам объявляли, что в основе программы идея о том, чтобы повысить степень принятия де-

вушками своего тела. Опираясь на разработанную нами модель, мы направляли нашу работу на изменение взглядов, верований и знаний, связанных с идеализированным образом тела, на расширение интернализованных социокультурных представлений об образе тела, а также на формирование или укрепление навыков, которые будут способствовать созданию позитивных представлений об образе тела и профилактировать расстройства пищевого поведения и глобальную неудовлетворенность телом. Апробации программы способствовал интерес учащихся относительно затронутых вопросов.

Первый блок тренинга был посвящен обсуждению того, что такое образ тела и того, как он влияет на самооценку человека и его психологическое благополучие. Второй блок был посвящен проблеме идеализации тела и обсуждению вопроса о том, как существующие стереотипы уничтожают позитивный образ тела и приводят к развитию пищевых и других расстройств. На этом этапе вводились упражнения, направленные на критику ультрастройного эталона тела. Третий блок был направлен на выявление в жизни подростков разговоров, сконцентрированных на весе и их влиянии на позитивный образ тела. Следующий блок тренинга решал задачу по формированию (развитию) меди-аграмотности подростков. В рамках этого блока обсуждалась роль социальных сетей и разных медиа в жизни подростков. Подростки учились критически оценивать и фильтровать информацию, прежде всего, визуальную; распознавать негативное сравнение и уменьшать его. Пятый блок работы был направлен на укрепление принятия своего тела и смещение фокуса внимания с внешности на функциональность тела. Повторная психодиагностика проводилась через 6 месяцев после окончания программы.

Описание результатов исследования. Экспериментальная и контрольная группы девочек-подростков не имели значимых различий в образе тела

до начала эксперимента: все подростки характеризовались низкой степенью принятия тела, низкими оценками функциональности тела и демонстрировали интернализованные стереотипы стройного, молодого, сексуализированного тела, разделяли идею рассмотрения тела как проекта.

В первую очередь, мы отметили, что после участия в обучающем психологическом тренинге изменились содержательные характеристики информационно-оценочного компонента образа тела. Существенно возросла оценка тела (рис. 1). Также выросли оценки функциональности тела - что является важным признаком формирования позитивного образа тела, изменились оценки телосложения - тело стало восприниматься как более худое и миниатюрное. Что касается активности, то значимых различий в ее оценке между двумя замерами не обнаружено.

Оценивая степень соответствия тела внешним и внутренним стандартам после тренинга девочки экспериментальной группы дали значительно более высокие оценки (рис. 2).

В то же время интервью с участницами тренинга показало, что благодаря повышению медиагра-мотности и формированию защитного фильтра, их представления о красоте и привлекательности стали более гибкими и менее зависимыми от внешних оценок и стандартов. В определении «красивого тела» они стали обращать больше внимания на здоровье и функциональные возможности тела. В повседневной жизни девочки стали больше прислушиваться к потребностям тела, реализуя стратегии ухода за телом. Причем они отметили, что движение и пища теперь приносят больше удовольствия, физические нагрузки не воспринимаются как тяжелый долг, а питание стало более здоровым без существенных ограничений.

Что касается контрольной группы, существенных изменений в компонентах образа тела и взаимосвязях между ними не произошло.

12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0 -2,0

10,1

5,6

1,7

Оценка* Функциональность* Активность Телосложение*

Первый замер ■ Второй замер

Рис. 1. Информационно-оценочный компонент образа тела в группе девочек-подростков, участвовавших в тренинговом обучении (*р<0,01)

66

Вестник КГУ ^ 2019

Г, ,

Т ' I / / / / / / :__

первым замер

второй замер

первьм замер

второй замер

—Соответствие внешним стандартам -ф - Соответствие

Экспериментальная группа Контрольная группа внутренним стандартам

Рис. 2. Соответствие стандартам в экспериментальной и контрольной группах девочек-подростков (р<0,05)

Таблица 1

Корреляционные связи между компонентами образа тела у девочек-подростков

до участия в тренинге (р <0,05)

Удовлетворенность внешним обликом

в 5 лет в 10 лет в настоящий момент

Оценка 0,32 0,38 0,59

Функциональность 0,38

Таблица 2

Корреляционные связи между компонентами образа тела у девочек-подростков после участия в тренинге (р <0,05)

Удовлетворенность внешним обликом

в 5 лет в 10 лет в 15 лет в настоящий момент

Оценка 0,45 0,49 0,53 0,55

Функциональность 0,39 0,37 0,39

Корреляционные матрицы экспериментальной группы до тренинга и после него представлены в таблицах 1 и 2.

Сравнение корреляционных матриц в экспериментальной группе до и после тренинга показывает, что возросло общее число связей, появилось больше взаимосвязей с функциональностью тела. Меньшее число взаимосвязей до тренинга может быть связано с теми серьезными преобразованиями, которые тело девочки-подростка претерпевает в этот период. Обучающий психологический тренинг способствовал повышению интегрированно-сти образа тела, ставшего более целостным.

Особую пользу в работе с подростками принесли техники когнитивно-бихевиорального подхода, направленные, по сути своей, на промежуточное звено телесных функций - установки и оценочные суждения. Техники заполнения пустоты, декато-строфизации, переформулирования и реатрибуции позволили девочкам поэкспериментировать с установками и усвоенными стереотипами и убедиться в их узости и противоречивости. Особое внимание

уделялось в работе критике ультрастройного идеала тела. В результате того, что подростки критиковали нереалистичный идеал, возникал когнитивный диссонанс, вызывающий психологический дискомфорт и заставляющий снизить поддержку этого идеала, изменить свои представления о красоте.

Таким образом, обучающий психологический тренинг показал свою эффективность как технология формирования позитивного образа тела у девочек-подростков. В восприятии тела фокус у подростков сместился с оценки внешности на оценку функциональности тела, возросла степень принятия своего тела, расширились представления о красоте и привлекательности.

Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что тренинговое обучение обнаружило свою эффективность в качестве образовательной практики, направленной на формирование позитивных представлений о своем теле девочек-подростков 13-14 лет. Благодаря обучающему тренингу изменились все компоненты представлений у подростков: повысилось принятие тела, оценка его функци-

ональности и телосложения, представления стали более целостными и менее противоречивыми.

Библиографический список

1. Бызова В.М. Психология телесности: холистический подход. - СПб.: Скифия, 2015. - 32 с.

2. Зиновьева Е.В., Никонова А.Н. Роль родителей в формировании образа тела у детей и подростков: аналитический обзор современных исследований // Петербургский психологический журнал. - 2013. - № 3. - С. 1-16.

3. Bacon L., Stern J.S., Van Loan M.D., Keim N.L. Size acceptance and intuitive eating improve health for obese, female chronic dieters // Journal of the American Dietetic Association. - 2005. - Vol. 105. -P. 929-936.

4. Cash T.F. The body image workbook. - Oakland, CA: New Harbinger, 2008.

5. Cash T.L., Santos M.T., Williams E.F. Coping with body-image threats and challenges: Validation of the Body Image Coping Strategies Inventory // Journal of Psychosomatic Research. - 2005. - Vol. 58. -P. 190-199.

6. Gudmundsdottir D.G. Positive psychology and public health // Positive psychology as a social change / R. Biswas-Diener Ed. - New York: Springer Press and Business Media, 2011. - P. 109-122.

7. Holmqvist Gattario K. Body image in adolescence: through the lenses of culture, gender and positive psychology. - Sweden. University of Gothenburg, 2013. - 97 p. - URL: http://hdl.handle. net/2077/34266.

8. Piran N. New possibilities in the prevention of eating disorders: The introduction of positive body image measures // Body Image. - 2015. - Vol. 14. -P. 146-157.

9. Pope M., Corona R., Belgrave F.Z. Nobody's perfect: A qualitative examination of African American maternal caregivers' and their adolescent girls' perceptions of body image // Body Image. - 2014. -Vol. 11. - P. 307-317.

10. SmolakL., Cash T.F. Future challenges for body image science, practice and prevention // Body image: A handbook of science, practice, and prevention / T.F. Cash, L. Smolak (Eds.). - New York: Guilford Press, 2011. - P. 471-478.

11. Tylka T.L. Positive psychology perspectives on body image // Encyklopedia of body image and human appearance / T.F. Cash (Ed.). - London, UK: Academic Press, 2012. - P. 657-663.

12. Wood-Barcalow N., Tylka T.L., Augustus-Horvath C. «But I like my body»: Positive body image

characteristics and a holistic model for young-adult women // Body Image. - 2010. - Vol. 7. - P. 106-116.

References

1. Byzova VM. Psihologiya telesnosti: holisticheskij podhod. - SPb.: Skifiya, 2015. - 32 c.

2. Zinov'eva E.V, Nikonova A.N. Rol' roditelej v formirovanii obraza tela u detej i podrostkov: analiticheskij obzor sovremennyh issledovanij // Peterburgskij psihologicheskij zhurnal. - 2013. -№ 3. - S. 1-16.

3. Bacon L., Stern J.S., Van Loan M.D., Keim N.L. Size acceptance and intuitive eating improve health for obese, female chronic dieters // Journal of the American Dietetic Association. - 2005. - Vol. 105. -P. 929-936.

4. Cash T.F. The body image workbook. - Oakland, CA: New Harbinger, 2008.

5. Cash T.L., Santos M.T., Williams E.F. Coping with body-image threats and challenges: Validation of the Body Image Coping Strategies Inventory // Journal of Psychosomatic Research. - 2005. - Vol. 58. - P. 190-199.

6. Gudmundsdottir D.G. Positive psychology and public health // Positive psychology as a social change / R. Biswas-Diener Ed. - New York: Springer Press and Business Media, 2011. - P. 109-122.

7. Holmqvist Gattario K. Body image in adolescence: through the lenses of culture, gender and positive psychology. - Sweden. University of Gothenburg, 2013. - 97 p. - URL: http://hdl.handle. net/2077/34266.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Piran N. New possibilities in the prevention of eating disorders: The introduction of positive body image measures // Body Image. - 2015. - Vol. 14. - P. 146-157.

9. Pope M., Corona R., Belgrave F.Z. Nobody's perfect: A qualitative examination of African American maternal caregivers' and their adolescent girls' perceptions of body image // Body Image. - 2014. -Vol. 11. - P. 307-317.

10. Smolak L., Cash T.F. Future challenges for body image science, practice and prevention // Body image: A handbook of science, practice, and prevention / T.F. Cash, L. Smolak (Eds.). - New York: Guilford Press, 2011. - P. 471-478.

11. Tylka T.L. Positive psychology perspectives on body image // Encyklopedia of body image and human appearance / T.F. Cash (Ed.). - London, UK: Academic Press, 2012. - P. 657-663.

12. Wood-Barcalow N., Tylka T.L., Augustus-Horvath C. «But I like my body»: Positive body image characteristics and a holistic model for young-adult women // Body Image. - 2010. - Vol. 7. - P. 106-116.

68

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.