УДК 159.922.8
Белогай Ксения Николаевна
кандидат психологических наук, доцент Кемеровский государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЕМ ТЕЛЕ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ
Исследование проводится при поддержке РФФИ, проект 17-36-00016-ОГН
В статье обсуждается проблема исследования позитивных представлений о своём теле в подростковом возрасте. Показано, что в основе позитивных представлений о теле лежат принятие тела, признательность по отношению к нему, более гибкое и интегрированное представление о красоте, телесные поведенческие стратегии, основанные на идее «тело как ценность». В работе обсуждаются результаты формирующего эксперимента, направленного на формирование позитивных представлений о своем теле у девочек-подростков. Показана эффективность такой образовательной практики как тренинговое обучение, в частности, когнитивно-бихевиоральный тренинг. После тренинга в экспериментальной группе повышается оценка тела, степень соответствия внешним и внутренним стандартам, возрастает общее число корреляционных связей между компонентами представлений о своем теле, появляется больше взаимосвязей с функциональностью тела.
Ключевые слова: представления о своем теле, подростковый возраст, позитивные представления о своем теле, тренинговое обучение, позитивная психология, образовательные практики, психологический тренинг.
Представления о своем теле - это проявление самосознания, отражение психикой своего тела, интегрирующее информацию от органов чувств, экстеро-, про-прио- и интероцептивные ощущения, а также идеи и переживания, связанные с телом. Процесс развития представлений о своем теле у женщины имеет этапный характер и включает специфические проявления в разные периоды онтогенеза, обусловленные разноуровневым влиянием факторов и механизмов. В этом процессе выделяются сензитивные периоды, связанные с разными этапами репродуктивного возраста, когда представления дезинтегрируются, становятся противоречивыми. Подростковый возраст является одним из таких сензитивных периодов в становлении представлений о своем теле в онтогенезе. В подростковом возрасте представления о своем теле во многом определяются для девочки опытом, связанным с менархе.
Исторически так сложилось, что представления о своем теле (в западной психологии чаще используется термин «образ тела», в данной статье эти понятия употребляются как синонимичные) исследовались в рамках клинической психологии, поэтому в рассмотрении доминировал фокус патологии. Результатом такой практики, по мнению L. Smolak и T.F. Cash, стало возможным охарактеризовать корреляты и факторы формирования негативного образа тела, но невозможно ответить на вопрос, как профилактировать негативный образ тела и как осуществлять коррекционно-развиваю-щую работу в этом направлении [10].
В 2005 году было введено понятие positive rational acceptance («позитивное рациональное принятие»), включающее адаптивные когнитивные и поведенческие действия, направленные на «отражение» угроз, связанных с представлениями о своем теле. В качестве угроз могут выступать насмешки, послания о необходимости ограничитель-
ного пищевого поведения, просмотр изображений моделей, соответствующих социокультурным стандартам, общение с людьми, реализующими ограничительное пищевое повеление. Примерами адаптивных действий являются позитивная самоподдержка или рационализация. Авторы обнаружили, что позитивное рациональное принятие связано с общим уровнем психологического благополучия, особенно подростков и молодых девушек [5].
T. Cash сформулировал восьмиступенчатую когнитивно-бихевиоральную программу, которая была направлена на формирование более осознанных и принимающих отношений с собственным телом. Особое внимание при этом уделяется поддержанию позитивного образа тела [4].
Значительное влияние на становление позитивных представлений о своем теле как объекта научного исследования оказывают работы, выполненные феминистски ориентированными авторами. Исследователи утверждают, что необходимо создавать противовес культуре, формирующей стыд, недовольство и даже ненависть к телу. Авторы таких исследований показывают и оспаривают медиа-мотивы, использующие тело для продвижения товаров, а также организовали некоммерческую общественную организацию, помогающую людям сопротивляться интернализации социокультурных эталонов и ценить свое тело, в том числе, отличающееся от этих эталонов. Сторонники этой организации бросают вызов ультрастройному идеалу тела и поощряют доступ всех людей к физическому здоровью и психологическому благополучию, независимо от их веса и пропорций [3].
Все большее распространение в современной психологии получает такое направление как позитивная психология. В ее основе работы в области гуманистической психологии, психологического консультирования и психотерапии К. Рождерса.
64
Вестник КГУ 2019
© Белогай К.Н., 2019
В противовес традиции позитивная психология концентрируется на благополучии людей, ресурсах и счастье [6]. Технологии помощи, ориентированные на патологию, помогают предотвратить негативные моменты в развитии, избавиться от стрессов и дисфункций, но не способствуют развитию ресурсов. О том же пишет Т. Ту1ка, отмечающая, что традиционные технологии работы избавляют от негативных или неадаптивных характеристик, приводят к уровню отсутствия психопатологии, но не усиливают переживание радости жизни и не формируют психологическое благополучие [11].
Разные работы доказывают, что взаимоотношения между позитивными и негативными представлениями о своем теле сложнее, чем предполагалось сначала. Например, многие афроамериканские девочки-подростки отмечали, что они хотели бы изменить в своем теле (то есть сообщали о некоторой степени недовольства телом), в то же время, демонстрируя положительный образ тела [9].
Исследуя социокультурные детерминанты телесного Я, российские авторы под руководством В.М. Бызовой вводят понятие «зрелость телесного образа Я», близкого, по нашему мнению, к конструкту «позитивные представления о своем теле». Для оценки степени зрелости телесного образа Я предлагается три основных критерия: дифферен-цированность и когнитивная сложность - количество осознанных телесных характеристик; развитость дифференциации телесных границ; степень принятия тела в целом и удовлетворенность отдельными параметрами; осознанность и забота -способность сознательно и интуитивно контролировать и управлять своим состоянием и функциями тела, чувствительность к потребностям тела, развитие телесных возможностей [1; 2].
В отношении основного механизма, способствующего формированию и сохранению позитивных представлений о своем теле, авторы предлагают модель защитного фильтра, который блокирует изображения и сообщения, которые могут поставить под угрозу позитивные представления, в то же время, позволяя интернализовать информацию, сохраняющую позитивность [12].
Например, К. Ho1mqvist вайагю в своем диссертационном исследовании продемонстрировала, что 13-14-летние шведские подростки с позитивным образом тела сконцентрированы на функциональности тела, а не на внешности, также они очень критично воспринимают существующие идеалы красоты, ассоциируя красоту с личностью, а не внешним обликом [7].
Психолого-педагогическими условиями формирования позитивных представлений о своем теле выступают образовательные практики, реализуемые на различных уровнях образования с учетом специфики психического развития, в частности, развития самосознания женщины. Формирование
позитивного образа тела у женщин на разных уровнях образования обеспечивается разными психолого-образовательными технологиями: в рамках дошкольного и начального образования эффективным является использование технологий профилактики, в рамках среднего образования - технологий тре-нингового обучения, высшего образования - кор-рекционно-развивающих технологий и технологии проведения образовательных мастерских.
Организация и методы исследования. Гипотеза исследования состояла в следующем: в подростковом возрасте за счет действия психолого-образовательных механизмов, в частности, тренингового обучения, возможно формирование позитивных представлений о своем теле, включающих принятие тела, признательность по отношению к нему, более гибкое и интегрированное представление о красоте, основанные на идее «тело как ценность». Для формирования позитивных представлений о своем теле мы разработали модель формирования позитивных представлений о теле у девочек-подростков.
Для достижения цели по созданию условий формирования позитивного образа тела у девочек-подростков требовалось решить следующие задачи:
- способствовать расширению интернализован-ных стереотипов относительно тела за счет уменьшения идеализации и интернализации конкретного идеала тела;
- помочь формированию защитного фильтра за счет развития медиаграмотности;
- способствовать повышению ценностного отношения к телу и ориентации на функциональность тела, а не на внешность.
Результатом диагностического этапа является определение содержательных компонентов образа тела девочки-подростка, выявление факторов и особенностей становления образа тела в онтогенезе и оптимизация запроса на получение помощи. Итоги диагностического этапа служат основанием при проектировании программы развивающего взаимодействия.
Проектировочный этап предполагает определение структуры программы сопровождения и её целевых ориентиров, документальное оформление программы. В программе обозначаются этапы работы, задачи и методы решения, прогнозируются результаты.
Деятельностный (основной) этап предполагает реализацию программы воздействия. В качестве основной формы работы с подростками был выбран обучающий психологический тренинг. Тренинг проводился с учащимися 8-х классов общеобразовательной школы. Продолжительность обучения -12 недель при еженедельных занятиях. Продолжительность занятия - один урок. В ходе обучения подросткам объявляли, что в основе программы идея о том, чтобы повысить степень принятия де-
вушками своего тела. Опираясь на разработанную нами модель, мы направляли нашу работу на изменение взглядов, верований и знаний, связанных с идеализированным образом тела, на расширение интернализованных социокультурных представлений об образе тела, а также на формирование или укрепление навыков, которые будут способствовать созданию позитивных представлений об образе тела и профилактировать расстройства пищевого поведения и глобальную неудовлетворенность телом. Апробации программы способствовал интерес учащихся относительно затронутых вопросов.
Первый блок тренинга был посвящен обсуждению того, что такое образ тела и того, как он влияет на самооценку человека и его психологическое благополучие. Второй блок был посвящен проблеме идеализации тела и обсуждению вопроса о том, как существующие стереотипы уничтожают позитивный образ тела и приводят к развитию пищевых и других расстройств. На этом этапе вводились упражнения, направленные на критику ультрастройного эталона тела. Третий блок был направлен на выявление в жизни подростков разговоров, сконцентрированных на весе и их влиянии на позитивный образ тела. Следующий блок тренинга решал задачу по формированию (развитию) меди-аграмотности подростков. В рамках этого блока обсуждалась роль социальных сетей и разных медиа в жизни подростков. Подростки учились критически оценивать и фильтровать информацию, прежде всего, визуальную; распознавать негативное сравнение и уменьшать его. Пятый блок работы был направлен на укрепление принятия своего тела и смещение фокуса внимания с внешности на функциональность тела. Повторная психодиагностика проводилась через 6 месяцев после окончания программы.
Описание результатов исследования. Экспериментальная и контрольная группы девочек-подростков не имели значимых различий в образе тела
до начала эксперимента: все подростки характеризовались низкой степенью принятия тела, низкими оценками функциональности тела и демонстрировали интернализованные стереотипы стройного, молодого, сексуализированного тела, разделяли идею рассмотрения тела как проекта.
В первую очередь, мы отметили, что после участия в обучающем психологическом тренинге изменились содержательные характеристики информационно-оценочного компонента образа тела. Существенно возросла оценка тела (рис. 1). Также выросли оценки функциональности тела - что является важным признаком формирования позитивного образа тела, изменились оценки телосложения - тело стало восприниматься как более худое и миниатюрное. Что касается активности, то значимых различий в ее оценке между двумя замерами не обнаружено.
Оценивая степень соответствия тела внешним и внутренним стандартам после тренинга девочки экспериментальной группы дали значительно более высокие оценки (рис. 2).
В то же время интервью с участницами тренинга показало, что благодаря повышению медиагра-мотности и формированию защитного фильтра, их представления о красоте и привлекательности стали более гибкими и менее зависимыми от внешних оценок и стандартов. В определении «красивого тела» они стали обращать больше внимания на здоровье и функциональные возможности тела. В повседневной жизни девочки стали больше прислушиваться к потребностям тела, реализуя стратегии ухода за телом. Причем они отметили, что движение и пища теперь приносят больше удовольствия, физические нагрузки не воспринимаются как тяжелый долг, а питание стало более здоровым без существенных ограничений.
Что касается контрольной группы, существенных изменений в компонентах образа тела и взаимосвязях между ними не произошло.
12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0 -2,0
10,1
5,6
1,7
Оценка* Функциональность* Активность Телосложение*
Первый замер ■ Второй замер
Рис. 1. Информационно-оценочный компонент образа тела в группе девочек-подростков, участвовавших в тренинговом обучении (*р<0,01)
66
Вестник КГУ ^ 2019
Г, ,
Т ' I / / / / / / :__
первым замер
второй замер
первьм замер
второй замер
—Соответствие внешним стандартам -ф - Соответствие
Экспериментальная группа Контрольная группа внутренним стандартам
Рис. 2. Соответствие стандартам в экспериментальной и контрольной группах девочек-подростков (р<0,05)
Таблица 1
Корреляционные связи между компонентами образа тела у девочек-подростков
до участия в тренинге (р <0,05)
Удовлетворенность внешним обликом
в 5 лет в 10 лет в настоящий момент
Оценка 0,32 0,38 0,59
Функциональность 0,38
Таблица 2
Корреляционные связи между компонентами образа тела у девочек-подростков после участия в тренинге (р <0,05)
Удовлетворенность внешним обликом
в 5 лет в 10 лет в 15 лет в настоящий момент
Оценка 0,45 0,49 0,53 0,55
Функциональность 0,39 0,37 0,39
Корреляционные матрицы экспериментальной группы до тренинга и после него представлены в таблицах 1 и 2.
Сравнение корреляционных матриц в экспериментальной группе до и после тренинга показывает, что возросло общее число связей, появилось больше взаимосвязей с функциональностью тела. Меньшее число взаимосвязей до тренинга может быть связано с теми серьезными преобразованиями, которые тело девочки-подростка претерпевает в этот период. Обучающий психологический тренинг способствовал повышению интегрированно-сти образа тела, ставшего более целостным.
Особую пользу в работе с подростками принесли техники когнитивно-бихевиорального подхода, направленные, по сути своей, на промежуточное звено телесных функций - установки и оценочные суждения. Техники заполнения пустоты, декато-строфизации, переформулирования и реатрибуции позволили девочкам поэкспериментировать с установками и усвоенными стереотипами и убедиться в их узости и противоречивости. Особое внимание
уделялось в работе критике ультрастройного идеала тела. В результате того, что подростки критиковали нереалистичный идеал, возникал когнитивный диссонанс, вызывающий психологический дискомфорт и заставляющий снизить поддержку этого идеала, изменить свои представления о красоте.
Таким образом, обучающий психологический тренинг показал свою эффективность как технология формирования позитивного образа тела у девочек-подростков. В восприятии тела фокус у подростков сместился с оценки внешности на оценку функциональности тела, возросла степень принятия своего тела, расширились представления о красоте и привлекательности.
Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что тренинговое обучение обнаружило свою эффективность в качестве образовательной практики, направленной на формирование позитивных представлений о своем теле девочек-подростков 13-14 лет. Благодаря обучающему тренингу изменились все компоненты представлений у подростков: повысилось принятие тела, оценка его функци-
ональности и телосложения, представления стали более целостными и менее противоречивыми.
Библиографический список
1. Бызова В.М. Психология телесности: холистический подход. - СПб.: Скифия, 2015. - 32 с.
2. Зиновьева Е.В., Никонова А.Н. Роль родителей в формировании образа тела у детей и подростков: аналитический обзор современных исследований // Петербургский психологический журнал. - 2013. - № 3. - С. 1-16.
3. Bacon L., Stern J.S., Van Loan M.D., Keim N.L. Size acceptance and intuitive eating improve health for obese, female chronic dieters // Journal of the American Dietetic Association. - 2005. - Vol. 105. -P. 929-936.
4. Cash T.F. The body image workbook. - Oakland, CA: New Harbinger, 2008.
5. Cash T.L., Santos M.T., Williams E.F. Coping with body-image threats and challenges: Validation of the Body Image Coping Strategies Inventory // Journal of Psychosomatic Research. - 2005. - Vol. 58. -P. 190-199.
6. Gudmundsdottir D.G. Positive psychology and public health // Positive psychology as a social change / R. Biswas-Diener Ed. - New York: Springer Press and Business Media, 2011. - P. 109-122.
7. Holmqvist Gattario K. Body image in adolescence: through the lenses of culture, gender and positive psychology. - Sweden. University of Gothenburg, 2013. - 97 p. - URL: http://hdl.handle. net/2077/34266.
8. Piran N. New possibilities in the prevention of eating disorders: The introduction of positive body image measures // Body Image. - 2015. - Vol. 14. -P. 146-157.
9. Pope M., Corona R., Belgrave F.Z. Nobody's perfect: A qualitative examination of African American maternal caregivers' and their adolescent girls' perceptions of body image // Body Image. - 2014. -Vol. 11. - P. 307-317.
10. SmolakL., Cash T.F. Future challenges for body image science, practice and prevention // Body image: A handbook of science, practice, and prevention / T.F. Cash, L. Smolak (Eds.). - New York: Guilford Press, 2011. - P. 471-478.
11. Tylka T.L. Positive psychology perspectives on body image // Encyklopedia of body image and human appearance / T.F. Cash (Ed.). - London, UK: Academic Press, 2012. - P. 657-663.
12. Wood-Barcalow N., Tylka T.L., Augustus-Horvath C. «But I like my body»: Positive body image
characteristics and a holistic model for young-adult women // Body Image. - 2010. - Vol. 7. - P. 106-116.
References
1. Byzova VM. Psihologiya telesnosti: holisticheskij podhod. - SPb.: Skifiya, 2015. - 32 c.
2. Zinov'eva E.V, Nikonova A.N. Rol' roditelej v formirovanii obraza tela u detej i podrostkov: analiticheskij obzor sovremennyh issledovanij // Peterburgskij psihologicheskij zhurnal. - 2013. -№ 3. - S. 1-16.
3. Bacon L., Stern J.S., Van Loan M.D., Keim N.L. Size acceptance and intuitive eating improve health for obese, female chronic dieters // Journal of the American Dietetic Association. - 2005. - Vol. 105. -P. 929-936.
4. Cash T.F. The body image workbook. - Oakland, CA: New Harbinger, 2008.
5. Cash T.L., Santos M.T., Williams E.F. Coping with body-image threats and challenges: Validation of the Body Image Coping Strategies Inventory // Journal of Psychosomatic Research. - 2005. - Vol. 58. - P. 190-199.
6. Gudmundsdottir D.G. Positive psychology and public health // Positive psychology as a social change / R. Biswas-Diener Ed. - New York: Springer Press and Business Media, 2011. - P. 109-122.
7. Holmqvist Gattario K. Body image in adolescence: through the lenses of culture, gender and positive psychology. - Sweden. University of Gothenburg, 2013. - 97 p. - URL: http://hdl.handle. net/2077/34266.
8. Piran N. New possibilities in the prevention of eating disorders: The introduction of positive body image measures // Body Image. - 2015. - Vol. 14. - P. 146-157.
9. Pope M., Corona R., Belgrave F.Z. Nobody's perfect: A qualitative examination of African American maternal caregivers' and their adolescent girls' perceptions of body image // Body Image. - 2014. -Vol. 11. - P. 307-317.
10. Smolak L., Cash T.F. Future challenges for body image science, practice and prevention // Body image: A handbook of science, practice, and prevention / T.F. Cash, L. Smolak (Eds.). - New York: Guilford Press, 2011. - P. 471-478.
11. Tylka T.L. Positive psychology perspectives on body image // Encyklopedia of body image and human appearance / T.F. Cash (Ed.). - London, UK: Academic Press, 2012. - P. 657-663.
12. Wood-Barcalow N., Tylka T.L., Augustus-Horvath C. «But I like my body»: Positive body image characteristics and a holistic model for young-adult women // Body Image. - 2010. - Vol. 7. - P. 106-116.
68
Вестник КГУ 2019