Формирование позитивного имиджа муниципальных служащих в сознании жителей Formation of positive image of municipal employees in the consciousness of the residents
УДК 339.54.012+338.001.36 Зайцева Мария Владимировна,
старший преподаватель, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Кононенко Анна Игоревна,
студент 4 курса, Государственное и муниципальное управление, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар Zajceva M.V., mvzajceva@mail. ru Kononenko A.I., kononenko2897@gmail. com
Аннотация: В статье рассматриваются значимость и способы, используемые для формирования позитивного имиджа органов местной власти, формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, а также непосредственно сам процесс создания положительного имиджа муниципальных служащих в сознании населения, и спектр задач, которые при этом решаются. В итоге, определяется роль населения в осуществлении местного самоуправления.
Summary: The article discusses the significance and methods used to form a positive image of local authorities, the forms of interaction of local authorities with the population, as well as the process of creating a positive image of municipal employees in the public consciousness, and a range of tasks that are solved. As a result, the role of the population in the implementation of local self-government is determined.
Ключевые слова: имидж местного самоуправления, каналы формирования позитивного имиджа, формы взаимодействие органов местной власти с населением, процесс формирования позитивного имиджа.
Keywords: image of local self-government, channels of forming a positive image, forms of interaction of local authorities with the population, the process of forming a positive image.
В настоящее время проблема формирования позитивного имиджа органов местного самоуправления наиболее актуальна, так как отрицательный имидж местной власти снижает уровень доверия со стороны населения по отношению к ней, а также препятствует благополучному осуществлению социально-экономической политики, проводимой на территории муниципального образования.
В современной научной литературе существует много интерпретаций понятию имидж местного самоуправления, авторы определяют его как образ органов местного самоуправления, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании населения определенного муниципального образования [1].
Эффективность деятельности муниципальных служащих характеризует улучшение таких показателей как:
- уровень жизни населения и его благосостояние;
- авторитет органов местного самоуправления.
Самыми популярными каналами формирования имиджа органов муниципальной власти являются местные СМИ, пресс-службы, прямые контакты муниципальных служащих с горожанами.
Так же можно сказать, что имидж местной власти в умах местного сообщества складывается из каждого взаимодействия органов с населением, общественными, национально-культурными, религиозными объединениями, органами территориального общественного самоуправления, политическими партиями и другими некоммерческими объединениями.
Публичные слушания и правотворческая инициатива граждан - это формы участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной базы.
Опрос граждан может проводиться на всей территории или на части территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Отчеты органов местного самоуправления проводятся на собраниях, сходах, конференциях граждан, встречах в коллективах предприятий, учреждений и организаций, через работу органов территориального самоуправления.
Обязательность и регулярность проведения отчетов и информирования людей о деятельности органов местного самоуправления вытекает из подотчетности и ответственности представительных и исполнительно-распорядительных органов перед избирателями и населением.
Информирование населения о проделанной работе повышает имидж органов местного самоуправления.
Взаимодействие органов власти с общественными, национально-культурными, религиозными и другими некоммерческими объединениями осуществляется посредством выполнения ими следующих функций:
1. Оказание консультативной, методической и организационной помощи некоммерческим объединениям в осуществлении их уставной деятельности.
2. Решение в пределах своей компетентности вопросов, затрагивающих интересы некоммерческих объединений.
3. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб представителей некоммерческих объединений, сообщение им о результатах рассмотрения вопроса и принятых мерах.
4. Рассмотрение инициатив, программ, социальных проектов, предложений и обращений некоммерческих объединений.
5. Проведения собраний, конференций и встреч главы муниципального образования и его заместителей по вопросам, затрагивающим интересы некоммерческих объединений [4].
Формами взаимодействия органов местной власти с органами территориального общественного самоуправления являются:
- оказание методической помощи, содействие и координация деятельности территориального общественного самоуправления;
- координация работы органов общественного самоуправления, участие в мероприятиях, проводимых органами ТОС;
- организация отчетов перед населением актива органов территориального общественного самоуправления;
- осуществление регистрации и ведения реестра уставов территориального общественного самоуправления.
- предоставление органам ТОС финансовые средства под программы, планы и проекты по развитию локальных территорий и местных сообществ;
- решение проблем граждан в социальной сфере и сфере ЖКХ. С этой целью проводят мероприятия такие как: мероприятия к памятным и знаменательным датам, по патриотическому воспитанию подростков и молодежи, возрождение народных традиций и обычаев; проведение для подростков и молодежи физкультурно-оздоровительных мероприятий и т.д.
Далее рассмотрим процесс формирования имиджа муниципальных служащих, который состоит из следующих этапов:
- определение представлений об местной власти, которые сформировались у аудитории;
- определение предпочтений, ожиданий и требований аудитории, особенностей и характеристик, которые, как считает аудитория, должны быть присущи органам местной власти;
- разработка имиджа местного самоуправления;
- разработка плана действий создания имиджа;
- перевод построенной модели в реальные контексты (визуальные, вербальные, возможные и т. д.);
- контроль за исполнением плана, измерение промежуточных результатов, корректировка, если это необходимо, модели и стратегии;
- мониторинг сформированного изображения.
Важно учитывать, что имидж органов местного самоуправления сильно зависит от степени совпадения оценок актуальности проблем жизни населения и властей. Наличие противоречия между личными интересами населения и общественности связанно с отсутствием полного совпадения этих приоритетов, что, в свою очередь, отражается на оценках представителей властей.
Но именно максимально приближенное значение этих двух групп оценок актуальности вопросов в муниципальном образовании обеспечивает как улучшение имиджа власти, так и успех ее политики.
Формирование положительного имиджа муниципальных служащих в сознании населения, подразумевает решение следующих задач:
- повышение эффективности результатов взаимодействия органов местной власти с населением;
- укрепление уверенности в управлении муниципалитетом общественностью;
- оказание содействия деятельности местной администрации общественностью муниципального образования;
- предоставление информационных каналов для формирования или внесения изменений в массовое представительство местной администрации;
- улучшение престижа органов местного самоуправления в восприятии жителей [3].
О положительном имидже местной власти можно говорить по наличию в образе, сформированном у большинства жителей муниципалитета, таких характеристик местной администрации как доступность, информационная открытость, компетентность, законность, честность, доверие, отзывчивость, социальная ответственность [2].
Таким образом, сегодня жители муниципального образования исполняют роль не только потребителей муниципальных услуг, но и главного показателя эффективности деятельности местных органов власти. При этом необходимо учитывать, что низкий уровень правовой грамотности; отсутствие гражданской инициативы; укоренившийся отрицательный образ муниципальных органов в сознание населения препятствует объективному исполнению этой роли. В связи с этим работа по формированию положительного имиджа местного самоуправления имеет большую значимость для эффективного развития муниципального образования и улучшения качества жизни его жителей.
Список использованной литературы
1. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности // Право и жизнь. 2015. №30. С. 80-82.
2. Зайцева М.В., Челебий Р.А., Хуажева З.Б. Роль информационных технологий в управлении/М.В. Зайцева, Р.А. Челебий, З.Б. Хуажева. Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-4 (85). С. 1206-1209.
3. Старых Н.П. Имидж органов местного самоуправления: особенности, этапы формирования и структура // Аспирантский вестник Поволжья. 2016. № 1-2. С. 214-217.
4. Хуажева З.Б., Семенов М.М., Зайцева М.В. Общественное мнение и его стереотипы/З.Б. Хуажева, М.М. Семенов, М.В. Зайцева. В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 194-199.