Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МАТЕМАТИКА" СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МАТЕМАТИКА" СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокшарова М.В.

Автором проведен теоретический анализ учебного процесса по дисциплине «Математика» студентов Алтайского государственного аграрного университета. В статье показана необходимость формирования у студентов умения учиться самостоятельно, овладевать знаниями и методами познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокшарова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE NEED FOR INDEPENDENT WORK IN THE DISCIPLINE "MATHEMATICS" OF AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS

The author conducted a theoretical analysis of the educational process in the discipline «Mathematics» of students of the Altai State Agrarian University. The article shows the need for students to develop the ability to learn independently, to master knowledge and methods of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МАТЕМАТИКА" СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА»

УДК 378:51

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА» СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА FORMATION OF THE NEED FOR INDEPENDENT WORK IN THE DISCIPLINE «MATHEMATICS» OF AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS

Кокшарова М. В., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет» Россия, Алтайский край, г. Барнаул koksharova70@mail.ru

Аннотация. Автором проведен теоретический анализ учебного процесса по дисциплине «Математика» студентов Алтайского государственного аграрного университета. В статье показана необходимость формирования у студентов умения учиться самостоятельно, овладевать знаниями и методами познавательной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, организация учебного процесса в вузе, дистанционное обучение, самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов.

Abstract. The author conducted a theoretical analysis of the educational process in the discipline «Mathematics» of students of the Altai State Agrarian University. The article shows the need for students to develop the ability to learn independently, to master knowledge and methods of cognitive activity.

^y words: higher education, organization of the educational process at the university, distance learning, independent educational and cognitive activities of students.

В период пандемии коронавируса обучение студентов происходит в дистанционном режиме, поэтому формирование у студентов умений самостоятельно овладевать знаниями и методами познавательной деятельности выдвигается в настоящее время в ряд важнейших задач организации учебного процесса в вузе. Следует заметить, что студентам, не владеющим методами самостоятельной работы, учиться значительно труднее.

Практика вузов, а также научные исследования отмечают, что причинами слабой успеваемости студентов является:

- неумение студентов самостоятельно распределять рабочее время;

- отсутствие навыков самостоятельной работы;

- неорганизованность.

Отсутствие умения учиться самостоятельно особенно отрицательно сказывается при овладении теоретической частью изучаемой дисциплины: «Математика». Неумение систематически работать приводит к тому, что значительная часть студентов отстаёт в изучении теории, что и является причиной неудовлетворительных результатов на экзаменах.

Современная массовая практика обучения в высшей школе не содержит элементов целенаправленного формирования у студентов опыта самостоятельной познавательной деятельности. Как показывает практика, студенты не умеют самостоятельно сравнивать изучаемые явления, выделять в них однородные признаки, специфические особенности, устанавливать сходство, различие, причинную зависимость изучаемых явлений. Внимание студентов, в основном, сосредотачивается на содержательной стороне научного знания; процессуальная и логико-операционная сторона ускользает, и в результате ею они в достаточной степени не овладевают. Более того, овладев содержанием предмета, дать логико-структурную операционную характеристику этого содержания многие студенты не могут. А это значит, что самостоятельно добывать знания без специальной подготовки и обучения они не в состоянии.

Формировать потребность к самостоятельной работе студентов необходимо начинать сразу же на первых курсах. Первокурсник попадает в вузовскую среду непривычной свободы обучения и неограниченной самостоятельности. Сам он зачастую не может правильно организовать свой учебный процесс. Каждый абитуриент, поступающий в вуз, полагает, что он справится с трудностями, которые его ожидают в учебе. Эти трудности связаны с получением большого объема информации, которую студент получает с первых же дней обучения, с недостатком времени на ее анализ и переработку, а главное - с неумением правильно, самостоятельно организовать свою учебную деятельность. Вчерашний школьник оказывается в совершенно новых для него условиях, при которых основная часть учебного времени приходится на самостоятельную работу, а основной контроль за учебной деятельностью проводится в конце семестра.

Все вышеизложенное убеждает нас в том, что студентов следует вооружить методикой самообучения для последующего (и после окончания вуза) самостоятельного освоения новейших достижений науки и техники.

Поскольку при изучении дисциплины: «Математика» студенту важно не только осваивать учебный материал, но и овладевать культурой умственного труда, то умения овладевать знаниями поделим на две группы:

- специфические умения (специфически предметные), которые являются основой профессиональных умений;

- общие умения, включающие в себя, умение работать с первоисточниками, находить нужную информацию; пользоваться справочниками; конспектировать; правильно описывать наблюдаемый процесс; выделять главное в лекции, тексте, эксперименте; воспринимать главное на слух; отстаивать свои взгляды; кратко излагать свои мысли, идеи; систематизировать и квалифицировать явления; анализировать факты; делать обобщения и выводы и т.п.

Информационно-образовательная среда Алтайского ГАУ позволяют организовывать индивидуальные консультации по дисциплине, через которую студент может задать преподавателю вопрос в любое время. Особенностью таких консультаций является их открытость для всех посетителей сайта. Ответить на вопрос студента при этом может как преподаватель, так и любой посетитель сайта, владеющий нужной информацией; индивидуальные, групповые консультации, что позволяют участникам находиться в разных местах проживания (городах, селах).

Информационные технологии могут быть использованы и при контроле знаний студентов. Для его осуществления преподаватель готовит различные виды заданий и разрабатывает вопросы для тестирования.

Основой для организации эффективного контроля являются следующие положения:

- самостоятельное освоение знаний невозможно без осознания каждым студентом целей обучения и методов учебной работы;

- самостоятельное изучение теоретических вопросов, выполнение индивидуальных заданий должны заканчиваться для каждого студента написанием отчетного материала (прохождение тестирования);

- контрольные задания должны охватывать весь проверяемый материал;

- студенты должны четко знать о времени, месте, форме проведения контроля;

- каждому студенту необходимо предоставить возможность ознакомиться с оценкой его отчетных материалов и ответов, узнать, где он допустил ошибки; получить информацию о том, какими средствами воспользоваться, чтобы исправить ошибки; организовать дополнительную самостоятельную работу по овладению учебным материалом.

Библиографический список:

1. Бельчикова. О. Г. Формирование культуры познавательной самостоятельности студентов при изучении математики / О. Г. Бельчикова, М. В. Кокшарова // Вестник научных конференций. - Тамбов : Консалтинговая компания Юком. - 2017. - № 4. - С. 26-28.

2. Кокшарова, М. В. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов на лекциях по математике / М. В. Кокшарова // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'19 : сборник научных трудов № 11. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2019. - С. 202-203.

УДК 159.9

СЕМЬЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ FAMILY OF A CHILD WITH AUTISM: FEATURES, PROBLEMS, HELP DIRECTIONS

Казанцева, Д. В., магистрант ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск nodarika88@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется значение семьи в развитии ребенка с аутизмом, показана взаимосвязь проблем семьи с выраженностью симптомов аутизма у ребенка, обосновывается необходимость оказания психолого-педагогической помощи семье в целом.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, семья ребенка с аутизмом, психолого-педагогическая помощь.

Abstract. The article analyzes the importance of the family in the development of a child with autism, shows the relationship of family problems with the severity of autism symptoms in a child, and substantiates the need for psychological and pedagogical assistance to the family as a whole.

Key words: autism, autism spectrum disorders, family of a child with autism, psychological and pedagogical assistance.

Система помощи детям с расстройством аутистического спектра (далее - РАС) в нашей стране постоянно совершенствуется, в практику внедряются признанные во всем мире психолого-педагогические подходы. Однако подавляющее большинство реализуемых психолого-педагогических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.