Научная статья на тему 'Формирование понятной для населения финансовой политики центральным банком РФ'

Формирование понятной для населения финансовой политики центральным банком РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование понятной для населения финансовой политики центральным банком РФ»

84 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # Х, 2014 | Экономические науки

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТНОЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РФ

Павленко Евгений Дмитриевич Корчкова Анастасия Олеговна

Студенты, Финансовый Университет при Правительстве РФ, г. Москва Научный руководитель: Дуброва Марина Викторовна

Тема отзыва Центральным Банком у коммерческих банков лицензий не нова, однако вопрос, без сомнений, не потерял свою актуальность. В данном исследовании мы предлагаем разобраться, с чем же связан массовый отзыв лицензий, наносит ли такая политика ЦБ ущерб комбанкам, и если да, то какой. Мы так же должны ответить на ключевой вопрос: каким образом ЦБ может минимизироваться негативные побочные эффекты от проводимой им политики?

Итак, не секрет, что ЦБ взял курс на отзыв лицензий у комбанков: за 2013 и 2014 гг. около 90 банков лишились лицензий. Известны причины отзыва лицензий: это нарушение банками законодательства и РФ и проведение незаконных операций, санация банковского сектора и желание ЦБ укрепить доверие населения к банковскому сектору в целом.

Цели ЦБ понятны, но возникает вопрос: почему отзыв лицензий вызывает такой широкий резонанс в обществе? Казалось бы, добросовестным банкам не за что беспокоиться. Тем не менее, поводы для тревоги есть. Побочным эффектом оздоровления экономики стало уменьшение темпов роста объемов капитала банков: так, за первые шесть месяцев 2014 года рост собственного капитала российских банков составил 4,3%. В аналогичный период 2013 года рост был на уровне 7,4%. Это связано, в том числе, с сокращением объемов докапитализации банков со стороны акционеров, а также с отзывом лицензий у относительно крупных кредитных организаций.

Существует еще одна не менее важная проблема: дефицит ликвидности, главными причинами которой являются закрытие доступа к зарубежным источникам капитала и замедление роста депозитов. Синергетическим эффектом этих факторов является недостаточность денежных средств у банков. В первом квартале 2014 года банковский сектор наблюдал существенный отток средств с депозитов: вкладчики забрали порядка 393,5 млрд рублей.

Этот показатель коррелирует с последней названной нами целью ЦБ: повышение доверия населения к банковской сфере. Однако на практике оказывается, что на настоящий момент ЦБ добился прямо противоположного результата: не доверяя банкам, население спешно снимает деньги с депозитов. В интернете постоянно появляются списки банков, которые в ближайшее время попадут под санкции ЦБ, это сеет панику среди вкладчиков тех или иных банков. Хотя господин Сухов, зампред ЦБ, утверждает, что «банков, которые потеряли лицензию исключительно из-за волнений вкладчиков, не было», представляется, что паника среди населения в значительной мере способствовала этому. Индикатором осложнения ситуации в экономике стало ухудшение прогноза рейтингового агентства Standard & Poor's по перспективам банковского сектора в России со стабильного на негативный.

Исходя из вышеизложенного представляется возможным сформулировать рекомендации Центральному Банку для наиболее эффективного достижения поставленных целей: прежде всего, это прозрачность. Необходимо определить основу, на которой должна строиться просве-

тительская деятельность ЦБ РФ. Это широкое использование онлайн-каналов и геймификация на основе scmm-ме-тодологии. Остановимся более подробно на каждом пункте.

Использование онлайн инструментов представляется очень эффективным в современных реалиях. Аудитория Интернета в РФ составляет на настоящее время 76,5 млн человек и увеличивается одними из самых быстрых в мире темпов. Уровень проникновения Интернета в 2013 году составил 53%, самый большой прирост пользователей (13%) наблюдается в средних и малых городах. Важно помнить, что традиционные методы продвижения, как правило, очень дорогие и становятся все менее эффективными, поэтому целесообразно использовать именно он-лайн-каналы, которые могут обеспечить широкий охват и продвинутую визуализацию, таргетировать контент и донести информацию до нужной ЦБ целевой аудитории. В условиях нестабильной макроэкономической ситуации и обвала национальной валюты жизненно важным становится оптимизация издержек на привлечение, что соотносится с выбранной нами стратегией распространения информации.

Более подробно хотелось бы остановиться на гей-мификации: не секрет, что в России наблюдается чрезвычайно низкая финансовая грамотность населения. Это означает, что люди не только не знают, как функционирует финансовая система РФ, но и трудно обучаемы. Поэтому информацию до населения необходимо доносить в игровой форме, представлять в виде инфографики или коротких мультфильмов. В этом направлении дальше остальных продвинулся Альфа-Банк, чья просветительская программа заслуживает пристального внимания. Использую практику бенчмаркинга ЦБ может без значительных усилий существенно повысить финансовую грамотность широких слоев населения, что стабилизирует экономику. При этом важно, что население, увлеченное игровой подачей информации, будет само стремится узнавать, что то новое для себя, это станет своего рода финансовой игрой. Важно в этой связи упомянуть, что стратегии гейми-фикации контента невозможна без онлайн-продвижения информационных продуктов Центрального Банка, поэтому внедряя второе, никак нельзя упустить из виду первое.

Третий совет касается непосредственно принципа имплементации стратегии повышения прозрачности деятельности ЦБ. Scrum-методология предполагает постепенное внедрение нововведений: сначала новшество работает в тестовом режиме и постепенно адаптируется под запросы целевой аудитории. Это означает, что не обязательно готовить весь спектр предпринимаемых мер единовременно, достаточно запустить «сырую» версию информационного продукта и дорабатывать ее в процессе работы. Более того, в условиях макроэкономической нестабильности использование scrum-методологии просто необходимая мера: ситуация на мировой арене, а также внутри страны меняется настолько быстро, что контент становится просто неактуальным.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # X, 2014 | Экономические науки

85

Только такие действия, на наш взгляд, обеспечат эффективное воплощение в жизнь намерений ЦБ и позволят вернуть стабильность в банковском секторе экономики. В условиях огромной волатильности рубля эта проблема становится еще более актуальной.

Список использованной литературы: 1. РБК, Эксперт, РИА Новости, banki.ru, standardpoors.com, forbes.ru

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ КОЛЛЕКТИВОМ - УПРАВЛЕНИЕ

ТАЛАНТЛИВЫМИ ЛЮДЬМИ

Петрова Наталья Михайловна

К.э.н., доцент кафедры «Экономика труда и управление персоналом» РЭУ им. Г.В.Плеханова, г.Москва

Креативность является основой любой инновационной компании. Без творческого подхода вряд ли можно запускать новые проекты или вести инновационный бизнес. Тем не менее, не каждый из топ-менеджеров считает для себя возможным переориентацию своей компании в инновационную. Это происходит потому, что менеджеры считают творческий процесс чем-то эфемерным и неуправляемым, к тому же работа над чем-то новым не сразу приводит к результату. Поэтому для бизнеса разговоры о креативности порой оказываются только разговорами. С другой стороны, мы видим потрясающие примеры работы креативных компаний. В тоже время, креативность является предметом изучения ряда научных дисциплин - психологии, антропологии, нейробиологии, теории менеджмента, поэтому для менеджеров, уставших от управленческой рутины и заинтересованных в развитии творческого потенциала компании, есть возможность получить необходимую информацию по данному вопросу.

Ключевое значение инноваций в современной экономике является неоспоримым фактом. Чем больше идей вы генерируете, тем больше шансов победить в конкурентной борьбе. Понятно, что для управления такого типа компаниями нужна новая стратегия управления. При этом многие считают, что основным сдерживающим фактором креативности является сама попытка управлять таким процессом. Тем не менее, из общения с менеджерами инновационных компаний можно сделать вывод, что творческим процессом можно и нужно управлять, только подходить к этому следует нетрадиционно и по новому. В данной статье автор предлагает рассмотреть некоторые варианты стратегий управления инновационной компанией. Однако необходимо сразу отметить, что креативностью невозможно управлять, а управлять надо людьми, причем так, чтобы повышать их креативность.

В данной статье автор рассмотрит, на его взгляд, наиболее эффективных стратегий управления инновационными компаниями.

Первую из рассматриваемых стратегий назовем "поиск и привлечение "правильных " людей".

Создавая или преобразовывая компанию в инновационную первейшая задача руководителя привлечь к творческой работе "нужных" людей в "нужное" время. Для этого, прежде всего, следует пересмотреть отношение к таким сотрудникам. Вы приглашаете на работу не просто людей, выполняющих указания начальства, а людей генерирующих новые идеи и включающих свое воображение по поводу развития бизнеса. Здесь следует подчеркнуть, что компания набирает коллектив творческих людей, каждый из которых самодостаточная творческая личность. Они могут занимать положение на разных уровнях организации, при этом инновационные идеи должны исходить от сотрудников всех уровней, потому что ставка

только на одного, пусть даже сверх талантливого специалиста - руководителя компании, может не дать требуемого результата, поскольку его идеи и необходимые изменения в организации могут не найти понимание и поддержку коллектива.

Итак, первое - для продвижения инновационной компании необходимо использовать идеи и поддержку сотрудников всех уровней.

Второе, инновационная компания - это команда талантливых, творческих людей. Главное правило такой компании - структура не может быть централизованной или вертикальной. Люди участвуют в работе таких компаний или проектов не потому, что им кто-то велел или заплатил, а потому что им просто нравится делать хорошее общее дело. Нужно отметить, что для формирования таких эффективных команд подходят группы людей, имеющих прошлый опыт сотрудничества.

Ну а если иерархическая структура в компании уже сложилась и различие в статусе сотрудников затрудняет обмен идеями? Как выйти из этой ситуации? Для этого подходит финансовый метод. Ни для кого не секрет, что люди, работающие в одной организации, получают зарплату, отличающуюся в разы. Если хотя бы немного сгладить это неравенство, коллеги начнут общаться куда более свободно. Следующий способ - это поощрение руководителей подразделений, помогающим своим сотрудникам добиваться успеха, привлечение всех сотрудников подразделения к участию в проекте и поручение каждому нести ответственность за свою часть, при этом подчеркивая значимость каждого в отдельности и в целом всего коллектива.

Третье направление в продвижении инновационной компании - компания должна иметь доступ к разным источникам знаний. В книге "Эффект Медичи" Франс Йо-ханссон приводит интервью с творческими людьми, работающими в различных сферах. В результате он делает вывод, что инновационные решения чаще всего появляются в результате совместной работы представителей разных специальностей, обладающих разным опытом и знаниями, порой подобное сотрудничество просто необходимо, поскольку решаемая проблема оказывается чересчур многоплановая. А иногда, применив в одной области методы другой, можно создать поистине что-то гениальное. И здесь компании нужно обратить внимание на специалистов, умеющих соединить в себе несколько социальных ролей. Например, женщина-инженер, выходец из Средней Азии, счищающая себя москвичкой. Поскольку в каждой социальной группе собственный набор знаний, те кто представляет сразу несколько групп, обладает расширенный комплексом навыков. Исследователями было установлено, что люди способные в большей степени интегрировать социальные роли, более творчески подходят к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.