Научная статья на тему 'Формирование понятия права собственности'

Формирование понятия права собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
768
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / СВОД РИМСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / ФРАНЦИСК ОТМАН / PROPERTY RIGHT / CORPUS OF THE ROMAN CIVIL RIGHT / FRANCISCUS HOTOMANUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведев С. Н.

В статье рассматривается вопрос определения права собственности, которое впервые было сформулировано французским юристом XVI века Франсуа Отманом. Прослеживается развитие представлений о праве собственности юристами и философами XVII–XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The forming the concept of the property law

In article is considered the question on the first definition of the law property which was formulated by French lawyer ХVI of a century Francois Otman. Development of representations about the law property lawyers and philosophers XVII–XIX of centuries is traced.

Текст научной работы на тему «Формирование понятия права собственности»

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО, ФИНАНСОВОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

УДК 347.23

Медведев С.Н.

Профессор Ставропольского государственного университета, д.ю.н.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

В статье рассматривается вопрос определения права собственности, которое впервые было сформулировано французским юристом XVI века Франсуа Отманом. Прослеживается развитие представлений о праве собственности юристами и философами XVII—XIXвв.

In article is considered the question on the first definition of the law property which was formulated by French lawyer XVI of a century Francois Otman. Development of representations about the law property lawyers and philosophers XVII—XIX of centuries is traced.

Ключевые слова: право собственности, Свод римского гражданского права, Франциск Отман.

Key words: property right, Corpus of the Roman civil right, Franciscus Hotomanus.

В словаре «The free Dictionary», опубликованном на сайте Интернета, читаем: «Definition of property. In Roman law property was defined as follows: ius utendi et abutendi re sua, quatenus iuris ratio patitur, the right to use and abuse a thing, with limits of the law» (Iustinian, Code 4.35.21; see also, commentary by P. J. Proudon in ch. 2 of What is Property) [1, с. 1].

В переводе это означает: «Определение права собственности. В Римском праве право собственности определяется следующим образом: право пользования и распоряжения своей вещью так, как далеко позволяет правовой разум», право пользоваться и распоряжаться вещью, с ограничением правом». На наш взгляд, английский перевод несколько неточен, так как в латинском оригинале подчеркивается широта права собственности, в то время как в английском переводе указывается на ограничение права собственности. Причем ссылка сделана на Кодекс Юстиниана. Это неправильно. В кодексе Юстиниана фрагмент С. 4.35.21 гласит: «Imp. Constantinus A. Volusiano pp. In re mandata non pecuniae solum, cuius est certissimum mandati iudicium, verum etiam existimationis periculum est.Nam suae quidem quisque rei moderator atque arbiter non omnia negotia, sed pleraque ex proprio animo facit: aliena vera negotia exacto officio geruntur nec quisquam in eorum administratione neglectum ac declinatum culpa vacuum est (a. 313-315)» [2, с. 175].

Но в приведенном выше фрагменте 21 отсутствует формула «ProprietHs est ius utendi et abutendi re sua quatenus iuris ratio patitur». Это определение мы встречаем в работе испанского историка права Х. Бенейто Переса, который отметил, что определение права собственности, приведенное выше, было сформулировано средневековыми юристами [3, с. 164], но он не сказал, кем именно.

Некоторые цивилисты, рассматривая истоки определения права собственности в Риме, ссылаются обычно на слова из приведенного выше фрагмента Кодекса Юстиниана: «rei moderator atque arbiter», что означает: «вещи управляются и удерживаются» [4, с. 111].

Педро дель Роцо Карракоса, Атони Ва-кер Алой, Эстевэ Бош Капдевила пишут в своем учебнике «Гражданское право Каталонии. Вещное право», что знаменитое определение права собственности-''Proprietas est ius utendi et abutendi re sua, quatenus iuris ratio patitur"- принадлежит французскому юристу XVI века Франсуа Отману [4? с/111]. Его латинское имя Franciscus Hotomanus. Он родился в Париже 23 августа 1524 г., умер 12 февраля 1590 г. В Базеле.

Его семья эммигрировала из Силезии (Германия) во Францию. Отец, Пьер Отман, придерживался католической веры, по профессии был юристом и заседал в Парижском Парламенте. Франсуа Отман, когда ему исполнилось 15 лет, стал изучать юриспруденцию в Орлеанском университете. Через три года он начал профессиональную карьеру в качестве адвоката, но это занятие ему было не по душе, и Франсуа продолжил изучение юриспруденции. В 1546 г. он стал доцентом римского права в Парижском университете, а в 1564 г. ему было присвоено звание профессора гражданского права. По своим религиозным убеждениям являлся кальвинистом. Был выдающимся французским гуманистом и ученым в области юриспруденции. Преподавал римское право в Париже, Лионе, Страсбурге, Валенсе, Женеве и Базеле. Широкую известность приобрели его сочинения: «Комментарии к речам Цицерона»; «Observatione juris romani» («Обзор римского права»); «Antitribonianus» (»Антитрибонин»).

44

Медведев С.Н.

В 1573 г. Франсуа Отман опубликовал свою самую известную книгу «Franco-Gallia», в которой прославлял франков, освободивших галлов от римского владычества. Во французском варианте статьи о Франсуа Отмане говорится, что «Sa theorie a ete comparee avec celle du contrat social de Jean Jacques Rousseau. Il presente un ideal d'habilete politique de protestante et propose un gouvernement representif et une monarchie elective» (Его теория сравнима с Общественным договором Жан-Жака Руссо. Он выражал политические идеалы протестантов и предлагал создать представительное правительство и выборную монархию).

В статье на испанском языке, опубликованной в энциклопедии «Википедии», приводятся другие любопытные данные. Теории Отмана повлияли, например, на таких политиков, как Фидель Кастро. В упомянутой статье читаем^'Е^ге gobernantes y subditos existe el vinculo de un contrato, y que el ршЬ^ puede alzarse en rebellion frente a la tirania de los gobiernos cuando estos violan aquel pacto" («Между правительствами и подданными существует договорная связь, и народ может подняться на восстание против тирании правительства, когда оно нарушает договор») [5]. Таким образом, мы видим, что идеи Франсуа Отмана вдохновляли деятелей американской и французской революций [6, с. 120, 183].

В XVII в. после Английской буржуазной революции английские философы стали осмысливать право собственности и вносить в его понимание новые идеи. Томас Гоббс (1588—1679) в своих письмах, появившихся между 1640 и 1651 гг., т. е. когда шла борьба между королем и парламентом, выдвинул идею о том, что каждый человек должен иметь собственность («giving to every man his own»).Он заключал в одном из своих писем: «Моя собственность действительно будет моей, если в государстве будет сильная власть и эта власть сделает ее моей, защищая ее статус».

Современник Гоббса — Джеймс Харринг-тон (1611—1677) — считал право собственности естественным правом. Автор «Oceana» первым среди философов утверждал, что политическая власть — последствие, а не причина имущественного расслоения, что худшее положение то, когда простые люди имеют половину национальной собственности, а вторая половина принадлежит королю и баронам. Намного лучшая ситуация складывается, если большая часть собственности сосредоточивается в руках простых людей, тогда устанавливается прочная власть (устойчивая республика).

Другой современник Гоббса и Харрингтона — Роберт Фильмер (1588—1653) — пришел к таким же

взглядам через библейское толкование. Он говорил, что учреждение королевской власти напоминает отцовство, все подданные короля являются его детьми.

Джон Локк (1632—1704) в своей работе «Свобода и собственность» сформулировал новый принцип, согласно которому право собственности человека предполагает «для него состояние свободы» [7, с. 221]. Им была выдвинута идея защиты права собственности от произвола судей и чиновников. Чтобы объяснить происхождение права собственности, Локк разработал трудовую теорию собственности. Уильям Блэкстон (1723—1780) в своих знаменитых Комментариях английского права (Commentaries on the Laws of England) писал, что «каждая экстравагантная и беспричинная сдержанность воли субъекта, произведенная ли монархом, нобилями или народным собранием, является степенью тирании» («every wanton and causeless restraint of the will of the subject, whether produced be a monarch, a nobility, or a popular assembly is a degree of tyranny»). Он обосновывал тезис о том, что собственник имеет право убить всякого проникшего в его владение «между сумеркамии рассветом» («between dusk and dawn») [8, с. 7]. Дэвид Юм (1711—1776) жил в довольно спокойное время, когда были относительно устойчивыми социальные и политические структуры. Он жил жизнью уединенного философа до 1763 г., когда в возрасте 52 года перешел на работу в английское посольство в Париже. Взгляды Д. Юма на закон и право собственности были консервативными. Он считал необходимым сохранение старых обычаев. Из этой традиции выводится постулат об одобрении существующих правительств. Его взгляды на право собственности сегодня могли бы быть оценены как юридический позитивизм.

Французская буржуазная революция пошла дальше в развитии принципа права собственности, провозгласив его естественным правом человека, священным и неприкосновенным [9, с. 85]. К середине XIX столетия промышленная революция преобразовала Англию и началась во Франции. Великая буржуазная революция во Франции привела к крупномасштабной конфискации земель, принадлежавших королю и церкви. Восстановление монархии вызвало требование возвратить имущество, конфискованное во время революционных событий. С выходом на политическую арену рабочего класса по-иному стала оцениваться трудовая теория собственности, которую популяризировали экономисты типа Адама Смита и Давида Рикардо. Возникшая новая идеология, названная социализмом, критиковала сложившуюся теорию собственности.

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО, ФИНАНСОВОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Представитель французской школы философов, занимавшихся проблемами права собственности Шарль Комте (1785—1870) в своей работе «Traite de la propriété» (1834) выдвинул идею о законном происхождении права собственности, это было отражением реакции буржуазии, боявшейся, что восстановление Бурбонов и революция 1830 г. приведут к новому переделу частной собственности.

В 1849 г. появились работы Пьера Прудона. В трактате «Qu'est que la propriété?» («Что такое собственность?» Прудон утверждал: «Право собственности есть кража». Он считал, что сама земля не может быть собственностью. Прудон утверждал, что любое богатство, полученное без распределения произведенной продукции или доходов от нее с участием рабочего, было украдено у тех, кто трудился, чтобы создать то богатство. Даже добровольный контракт между предпринимателем и рабочим о производстве товара без разумного распределения дохода представляет собой воровство. Теория Пру-дона очень повлияла на социалистическое движение. Его идеи вдохновляли анархистов и социалистов.

Фредерик Бастиа (1801—1850) в главе 8 своей книги «Harmonies Economiques» («Экономическая Гармония», 1850) развил идею о том, что собственность есть благо (property is value). Он определяет право собственности как отношение между людьми по поводу вещи.

В заключение следует сказать, что в начале XIX в. классическое юридическое определение права собственности было дано в Гражданском кодексе Франции 1804 г., в ст. 544: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами» [10, с. 153]. Мы видим

близкую смысловую связь между определением права собственности, которую сформулировали Франсуа Отман и Гражданский кодекс Франции, определение которого повторяется в кодексах XIX, XX и XXI вв.

Литература

1. The Free Dictionary ссылается при цитировании указанного текста на работу: Cunningham R. A. Stoebuck W B., Whinman D. A. Law of property. West, 1984.

2. Corpus iuris civilis. Codex Iustinianus. Berolini, MDCCCLXXX.

3. Beneyto Perez, J. Institutiones de derecho español. Barcelona, 1931. T. 1.

4. Pozo Carrascosa Pedro del, Vaquer Aloy Antoni, Bosch Cardevilla Esneve. Derecho civil de Cataluoa. Derechos reales. Madrid; Barcelona; Buenjs Aires, 2009.

5. Franciscus Hotomanus. Wikipedia, the free encyclopedia//Internet.

6. Декларация независимости США 4 июля 1776: «Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью»; Декларация прав человека и гражданина 1733 г.: «Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотложнейшая обязанность»//Хре-стоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2003. Т. 2.

7. Аннерс Э. История Европейского права. М., 1999.

8. Цит. по: Property-Wikipedia, the free encyclopedia. mhtml: file: Property-Wikipedia (Indeed, he wrote that a landowner is free to kill any stranger on his property between dusk and dawn...).

9. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2003. Т. 2.

10. Французский гражданский кодекс 1804 г. /Пер. И.С. Перетерского. М., 1941.

УДК 347.73

Шапсугова М.Д.

Преподаватель Северо-Кавказской академии государственной службы

ВНУТРИФИРМЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ (на примерах акционерного общества)

В статье рассматривается понятие внутрифирменного финансового контроля как разновидности финансового контроля и финансовой деятельности.

The article observes the idea of internal financial control as a kind offinancial control and financial activity.

Ключевые слова: внутрифирменный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая деятельность.

Key words: internal financial control, financial control, financial activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.