Научная статья на тему 'Формирование поляризованного пространства как одно из направлений государственного регулирования территориального развития'

Формирование поляризованного пространства как одно из направлений государственного регулирования территориального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
354
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОН / ПОЛЯРИЗОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛЮС РОСТА / STATE REGULATION OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / REGION / POLARIZED SPACE / GROWTH POLE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Меньщикова Вера Ивановна, Аксенова Маргарита Алексеевна

В статье раскрывается сущность государственного регулирования территориального развития и обосновывается формирование поляризованного пространства как одного из его направлений; раскрываются исходные предпосылки формирования региональной экономической политики в системе государственного регулирования территориального развития, ориентированной на поляризованное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE POLARIZED SPACE AS ONE OF THE DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

In article the essence of state regulation of territorial development is revealed and formation of the polarized space as one of its directions are justified; initial preconditions of formation of regional economic policy in system of state regulation of the territorial development, focused on the polarized development are revealed

Текст научной работы на тему «Формирование поляризованного пространства как одно из направлений государственного регулирования территориального развития»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛЯРИЗОВАННОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В. И. МЕНЬЩИКОВА, М. А. АКСЕНОВА

В статье раскрывается сущность государственного регулирования территориального развития и обосновывается формирование поляризованного пространства как одного из его направлений; раскрываются исходные предпосылки формирования региональной экономической политики в системе государственного регулирования территориального развития, ориентированной на поляризованное развитие.

Ключевые слова: государственное регулирование территориального развития, регион, поляризованное пространство, полюс роста.

За последние десятилетия резко усилилась дифференциация уровней социально-экономического развития регионов, что было связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась также различная способность адаптации к рыночным условиям регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов РФ в экономических отношениях с центром.

В этих условиях возрастает роль государственного регулирования территориального развития, основной целью которого становится обеспечение устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Анализ специальной литературы [1; 2; 3] позволил обобщить существующие определения государственного регулирования территориального развития. Так, под государственным регулированием территориального развития следует понимать совокупность специально организуемых органами государственного, регионального и муниципального управления действий политического, правового, политического, финансового, экономического и иного характера, призванных обеспечить устойчивое и сбалансированное функцио-

нирование территориальных систем различного уровня (национального, регионального, муниципального).

При этом система государственного регулирования территориального развития должна [1]:

- во-первых, давать стимулы (в том числе ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективными причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;

- во-вторых, активизировать и ресурсно поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция);

- в-третьих, создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных точек роста (например, ОЭЗ, технопарков и т. п.);

- в-четвертых, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (например, содержание на территории объектов регионального назначения, финансирование закрытых административно-территориальных образований);

- в-пятых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения;

- в-шестых, оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).

Успешные социально-экономические системы (в том числе и территориальные) всегда готовы свободно манипулировать своими ресурсами, используя их по-новому, внедряя инновации и, как следствие, решительно перестраивая свою

структуру. У таких социально-экономических систем есть как механизм внутренней рефлексии, так и механизм самоопределения во внешнем окружении, ориентирующие их стратегические установки скорее на развитие, чем на рост и конкуренцию [4]. Однако социально-экономическая ситуация, сложившаяся в регионах России за последнее десятилетие, обусловившая усиление территориальной асимметрии в уровнях развития, требует активного вмешательства со стороны государства.

Помимо всего прочего, существующая парадигма пространственного развития вошла в явное противоречие с реалиями, возможностями и перспективами развития регионов в условиях экономической глобализации, что обусловлено, прежде всего, дирижисткой политикой выравнивания уровней социально-экономического развития регионов. Как результат - отсутствие стимулов для вкладывания средств в науку и технологические разработки и формирования высоких технологических укладов в структуре экономики региона, при этом регионы не мотивированы к активизации инновационной деятельности, а их экономический рост ограничен, как правило, развитием сырьевых отраслей.

Поэтому все вышеизложенное определяет необходимость смены как парадигмы территориального развития, как и пересмотра содержания ключевых элементов государственного регулирования территориального развития.

Проблемы и противоречия в социальноэкономическом развитии регионов в условиях существующей парадигмы пространственного развития определили ориентацию новой региональной экономической политики России на поляризованное развитие, что предполагает проведение политики стимулирования «точек роста» в регионах, обеспечивающей опережающее развитие пространственных полюсов экономического роста и повышение эффективности регионального развития. Прежде

всего, речь идет о формировании поляризованного пространства.

Формирование поляризованного пространства осуществляется в территориальном пространстве страны, имеющем определенный качественный уровень, т. е. переход к стимулирующей политике полюсов роста невозможен без совершенствования территориального устройства и радикального изменения принципов и приоритетов территориального развития, ориентированных на процессы глобализации [1]. Ключевые составляющие концепции формирования поляризованного пространства, способствующие повышению эффективности развития отдельных территорий, предполагают:

- повышение качества экономического пространства за счет пространственной и производственной концентрации, обеспечивающей увеличение плотности его насыщения элементами производственной и социальной инфраструктуры, транспортными коммуникациями;

- формирование экономической плотности населения в регионе как решающее условие и основной критерий качества экономического пространства региона, способствующий созданию поляризованного пространства и пространственных полюсов экономического роста;

- стимулирование опережающего развития пространственных полюсов экономического роста, являющееся важным фактором перехода от дирижи-сткой политики выравнивания уровня социальноэкономического развития регионов к стимулирующей политике формирования точек роста, обеспечивающей эффективность регионального развития;

- передачу пространственными полюсами экономического роста импульсов к развитию по-лупериферийных и периферийных территорий методом диффузии нововведений, что способствует их инновационной активности и повышению эффективности пространственной структуры региона (рис. 1) [1].

Рис. 1. Основные составляющие концепции формирования поляризованного пространства

Следует отметить, что к проблеме сглаживания диспропорций в уровне социально-экономического развития территорий региона необходимо подойти «по-новому». В частности, если речь идет о поляризованном пространстве, то следует формирование полюсов роста региональных экономик осуществлять на инновационной основе. Иными словами, рассматривая процесс создания инноваций, генерируемых развивающимися отраслями пространственных полюсов экономического роста методом диффузии нововведений в зоны своего влияния (периферию) как закономерное явление, можно по-новому подойти к решению имеющейся проблемы выравнивания уровня социально-экономического развития территорий регио-

на в рамках отношений «центр - периферия». При этом выявление и определение типов, способов и форм диффузии нововведений происходит в зависимости от качественного состояния экономического пространства зоны влияния.

Выделение территорий в полюса роста как источников импульсов инноваций должно происходить по ряду критериев. Следует заметить, что критериев определения пространственных полюсов экономического роста на сегодняшний день существует много, но каких бы то ни было устоявшихся и общепринятых нет. Обзор литературы по данному вопросу позволил систематизировать критерии определения пространственных полюсов следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Критерии выделения полюсов роста мезоуровня

Критерии Наименование критерия определения полюса роста

экономические наличие одной или несколько стратегических инициатив, имеющих значение для региона и страны в целом

наличие значительных природных ресурсов регионального или федерального значения

рост промышленного производства

наличие развивающихся отраслей, имеющих 4-й и выше технологические уклады, способных создать полярность пространства

рост вложений инвестиций в основной капитал предприятий высоких технологических укладов

рост объема производства сервисных предприятий

рост среднесписочной численности работников инновационных предприятий

наличие уровня экономической плотности населения, необходимой для эффективного развития территории

наличие развитой инфраструктуры

социальные наличие стратегического партнерства власти, гражданского общества и бизнеса

наличие научно-образовательного центра регионального или федерального значения

рост среднедушевых денежных доходов

рост среднемесячной заработной платы

наличие тенденции естественного прироста населении

рост объема платных услуг населению

институциональные наличие в зоне влияния полюса роста развивающейся транспортной инфраструктуры и передовых коммуникационных технологий

наличие в зоне влияния полюса роста современных информационных технологий

наличие в зоне влияния полюса роста производств, имеющих 4-й и выше технологические уклады

наличие в зоне влияния полюса роста сети сервисных предприятий

Мы считаем, что регион (или его отдельные части) можно считать полюсом роста, если они соответствуют приведенным в таблице 1 критериям.

Система показателей, при помощи которых можно количественно выразить данные критерии, также представлена тремя группами:

- экономические показатели, характеризующие качественное состояние развивающихся отраслей региона и его потенциальные возможности к инновационному развитию;

- социальные показатели, содержащие показатели уровня и качества жизни населения ре-

гиона и его полупериферийных и периферийных элементов;

- институциональные показатели, содержащие характеристику полупериферийных и периферийных элементов региона и возможных способов диффузии нововведений.

Формирование поляризованного пространства и пространственных полюсов экономического роста, предусматривающих развитие отраслей обрабатывающих производств, располагающих инновационными технологиями, в рамках имеющихся приоритетных направлений развития науки и технологий РФ, способствует существенному

повышению качественного состояния экономического пространства региона.

Таким образом, исходными предпосылками формирования региональной экономической политики в системе государственного регулирования территориального развития, ориентированной на поляризованное развитие, выступают следующие:

- выделение пространственных полюсов экономического роста и использование их инновационного потенциала для активизации развития периферийных элементов экономического пространства региона;

- проведение стимулирующей политики опережающего развития пространственных полюсов экономического роста;

- повышение эффективности использования инвестиционных и финансовых ресурсов в пространственных полюсах экономического роста;

- обоснование роли экономически активного населения и процессов урбанизации в обеспечении инновационной направленности регионального развития и повышении качества экономического пространства региона;

- сокращение дифференциации в уровне социально-экономического развития территорий региона за счет нового подхода к взаимодействию экономического потенциала полюса роста и зон его влияния;

- включение параметров пространственного развития территорий региона в систему социально-экономического планирования.

В целом, сегодня многие регионы России переживают кризис, связанный со структурными изменениями в национальной экономике. Поэтому, на наш взгляд, формирование поляризованного пространства выступает одним из направлений государственного регулирования территориального развития, которое должно осуществляться с учетом следующих характерных особенностей региона:

- регион - это сложная система, основным методом исследования которой выступает системный анализ, результатами которого являются множества причинно-следственных связей между отдельными факторами;

- регион - это социальная система, так как в ней превалируют и учитываются природные и психологические факторы. В первую очередь уровень развития региона определяется на основе уровня и качества жизни населения, поэтому нужно учесть долгосрочные интересы общества;

- регион - это динамическая система. Нужно исследовать динамику развития системы, про-

водить анализ тенденций роста с учетом жизненного цикла региона и его элементов;

- регион является адаптивной саморегулирующей системой, поскольку управление осуществляется через внутриорганизационные процессы, законы и методы внутреннего управления;

- существование так называемого столкновения целей стратегического планирования и краткосрочных решений. Следовательно, поддержание баланса ресурсов в системе является условием нормального ее развития [5].

Таким образом, формирование поляризованного пространства в современной России выступает одним из направлений государственного регулирования территориального развития и ключевым элементом новой региональной экономической политики.

Литература

1. Аврамчикова Н. Т. Теория и методология формирования поляризованного пространства в экономике региона. М., 2009.

2. Гапоненко А. Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М., 1999.

3. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2009.

4. Меньщикова В. И. Управление социальноэкономическим развитием региона: стратегический вектор // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 12 (92).

5. Меньщикова В. И., Аксенова М. А., Никулина А. С. Экономика региона: аспекты устойчивого развития / под общ. ред. В. И. Меньщиковой. Тамбов, 2008.

* * *

FORMATION OF THE POLARIZED SPACE AS ONE OF THE DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

V. I. Menshchikova, M. A. Aksyonova

In article the essence of state regulation of territorial development is revealed and formation of the polarized space as one of its directions are justified; initial preconditions of formation of regional economic policy in system of state regulation of the territorial development, focused on the polarized development are revealed.

Key words: state regulation of territorial development, region, polarized space, growth pole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.