борта, что позволяет изучать массив горных пород в его естественном состоянии по траектории заложения крутого нерабочего борта. При этом стоит отметить, что аналогичный подход позволил ряду авторов разработать модель оценки интенсивности трещиноватости массива горных пород для условий Южно-Якутского угольного бассейна на основе данных геофизических исследований скважин [3], которая при определенных условиях может быть адаптирована и для Нерюнг-ринского угольного месторождения, что позволит более достоверно производить оценку параметров КНБ. В качестве основных прогнозирующих факторов в этой модели были использованы: стратиграфическая и современная глубина залегания слоев горных пород, процент выхода керна, полученного по скважине, относительный параметр рассеянного гамма-излучения, приведенный к глубине и нормированный на номинальный диаметр скважины [4, 5].
Основываясь на приведенном выше, можно рекомендовать данный подход при проектировании и корректировании конструкции крутого временно нерабочего борта во времени, а также для наблюдения изменения интенсивности трещиноватости массива горных пород в зоне крутого временно нерабочего борта с учетом ведения взрывных
работ посредством создания сети контрольно-наблюдательных скважин.
Литература
1. Моргунов И. В., Синяков А. А. Обоснование параметров крутого борта // Материалы Х межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (апрель 2009 г.) - Нерюнг-ри: изд. ТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ 2009. - 3 с.
2. Алексеев Г Ф., Гриб Н. Н., Самохин Д. А. Управление комплексом буровзрывных работ в сложных горногеологических условиях Южно-Якутского бассейна. -Якутск, 2003. - 188 с.
3. Скоморошко Ю. Н. Оценка устойчивости горных пород в бортах карьеров по результатам геофизических исследований скважин (на примере Эльгинского каменноугольного месторождения): автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Хабаровск, 2001. - 24 с.
4. Гречухин В. В. Методические указания по геологогеофизической методике изучения физических свойств пород угольных месторождения / В.В. Гречухин, Б.И. Воевода, А.А. Климов. - М.: Нефтегеофизика, 1989. -102 с.
5. Логинов М. И. Разработка и внедрение геолого-гео-физических методик на Эльгинском каменоугольном месторождении / М.И. Логинов, Н.Н. Гриб, В.Г. Шаф-ранский // Геофизические исследования в Якутии. -Якутск, 1992. - С. 92-100.
УДК 37.033
Формирование положительного отношения младших школьников к природоохранной деятельности посредством кружка «Харысхал»
А. К. Протопопова
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с ранних лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Именно в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Ключевые слова: охрана природы, природоохранная деятельность, положительное отношение к природе.
The acuteness of the present ecological problems put before the pedagogical theory and practice a mission of upbringing of young generation in a spirit of careful attitude to the nature which can solve the issues of environmental management, protection and renewal of the natural resources. In order to change from the aspirations into norms of behavior of every people it is necessary to cultivate the feeling of responsibility for the state of the environment from childhood. Just in this time acquired knowledge can transform to the sound persuasion in future.
Key words: environment protection, environment protection activity, positive attitude to the nature.
ПРОТОПОПОВА Анисия Кирилловна - студентка V курса ТИ(ф) СВФУ в г. Нерюнгри, [email protected] .
Большую познавательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие самого термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств.
«Охрана природы - долг каждого» - вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натурального дела [1].
Для формирования природоохранной деятельности у младших школьников нами была разработана программа кружка «Харысхал», которая включает в себя 12 тем (23 ч). Занятия проводятся 1 ч в неделю с октября по май.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребенок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Все это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа способствует формированию положительного отношения к природоохранной деятельности.
Цель исследования: исследование возможностей кружка «Харысхал» как средства формирования природоохранной деятельности младших школьников.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:
1) расширить знания учащихся о природе, о природе родного края;
2) научить учащихся бережно и уважительно относиться к природе и ее богатствам;
3) воспитывать у учащихся любовь к природе, бережливость по отношению к ее природным богатствам, любовь к малой родине, интерес к ее жителям.
Наша программа основана на следующих принципах, разработанных А.Н. Захлебным[2]:
1)«добровольности;
2) систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;
3) доступности;
4) индивидуально-личностной ориентации воспитания;
5) связи обучения с жизнью;
6) сознательности, творческой активности».
На занятиях широко используются словесные,
наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют формированию положительного отношения к природе, развитию интереса к объектам окружающего мира.
Опытно-экспериментальная работа проводится на базе г. Нерюнгри МОУ СОШ № 15 в 1 «А» и 1 «Б» классах. В эксперименте участвуют 37 человек. Исследование включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Констатирующий эксперимент проводился в октябре 2010 г. Целью данного эксперимента являлось выявить уровень сформированности положительного отношения к природоохранной деятельности. Ученикам контрольного и экспериментального классов были предложены анкеты, разработанные Н.Р. Жилиным и Ю.А.Полещуком.
С помощью данной методики мы выявили средний и низкий уровни показателей сформированно-сти положительного отношения к природоохранной деятельности. Высокий уровень присутствует в двух классах. В контрольном классе он составляет 6% (1 чел.), а в экспериментальном -10% (2 чел.). Средний уровень также преобладает в контрольном 1 «Б» классе и составляет 54% (9 чел.). В экспериментальном классе средний уровень достигает 55% (10 чел.). Низкий уровень контрольного и экспериментального классов практически одинаков: экспериментальный (40%) - 8 чел., контрольный (42%) -7 чел. (рис. 1).
Данная методика показала, что отношение к природоохранной деятельности в двух классах не
очень активно, недостаточно осмысленно. Для этого необходимо усилить работу по формированию природоохранной деятельности младших школьников посредством кружка «Харысхал».
На втором этапе эксперимента после внедрения составленной нами программы кружка «Харысхал» была проведена промежуточная диагностика
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
55%
40% 42%
10% 6%
I Высокий уровень I Средний уровень Низкий уровень
Экспериментальный класс Контрольный класс
Рис. 1. Уровень отношения детей к природоохранной деятельности (октябрь)
102
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2011, №>4
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
40%
20% 1 Ъ%
10%
I Высокий уровень I Средний уровень Низкий уровень
Констатирующий эксперимент Промежуточная диагностика
Рис. 2. Уровень отношения детей к природоохранной деятельности (февраль)
учеников экспериментальной и контрольной групп.
Промежуточный этап эксперимента состоял из проведения повторной диагностики методом анкетирования (20.02.2010) по методике «Личностный тест» Н.Р. Жилина с целью определения эффективности данной программы. В экспериментальном классе уровень сформированности положительного отношения к природоохранной деятельности повысился. На констатирующем этапе высокий уровень достигал 5% (1 чел.), средний -55% (11 чел.), низкий - 40% (8 чел.). На промежуточном этапе высокий уровень повысился до
15% (2 чел.), средний -75% (15 чел.), низкий уровень снизился до 10% (2 чел.), что свидетельствует об эффективности работы кружка (рис. 2).
Таким образом, промежуточная диагностика показала, что формирование положительного отношения к природоохранной деятельности осуществляется наиболее эффективно, выбранные методы и формы работы в рамках кружка «Ха-рысхал» способствуют овладению детьми экологическими знаниями, умениями вести себя в природе. Следовательно, кружок «Харысхал» способствует формированию положительного отношения к природоохранной деятельности.
Литература
1. Винокуров О.Е. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе средствами якутских народных традиций. - Якутск, 2006. - 58 с.
2. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы - М.: Педагогика, 2005. - 22 с.
УДК 58.009:581.526:581.91(571.56)
Растительность старичных озер р. Чульман
Ю.Е. Зубик, Н.В. Зайцева
На примере старичных озер, приуроченных к берегам р. Чульман (в районе г. Нерюнгри), изучены особенности функционирования стариц как экотопов, установлены основные типы прибрежных сообществ, определены виды растений, обитающих в этих сообществах.
Ключевые слова: старицы, экотоп, растительность.
OOn the example of the smalles lakes of the river Chulman banks (around Neryungri town) the features of their functioning as ecotopes are studied. The basic types of riverside communities are established, kinds of the plants living in the communities are defined.
Keywords: smalles lakes, ecotope, vegetation.
Как указывают классические источники [1], основу растительного покрова Южной Якутии составляют леса, образованные лиственницей Гме-
ЗУБИК Юлия Евгеньевна - студентка V курса ТИ(ф) СВФУ в г. Нерюнгри, [email protected]; ЗАЙЦЕВА Наталья Владимировна - к.с.-х.н., доцент, зав. лаб. ТИ(ф) СВФУ в г. Нерюнгри, [email protected].
лина (Ьапх gmelinii (Кирк) Rupr.), и сообщества из сосны обыкновенной (Ртш sylvestris L.). Тем не менее особенности географического расположения Нерюнгринского района, горный характер местности, густая гидрологическая сеть предполагают наличие здесь большого количества микроландшафтов и соответствующих им растительных сообществ.