Формирование положительного отношения детей младшего дошкольного возраста к труду взрослых
Поротникова Е. А.,
студентка 4-го курса кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета,
г. Тольятти, Россия
В современной дошкольной педагогике определились многовариантные аспекты к формированию положительного отношения к труду взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова и М.В. Крухлет и др.), считают, что детей следует знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В итоге у детей будет развиваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова, О.В. Дыбина), полагают, что необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, его личностными и деловыми качествами, формировать положительное отношение к человеку труда.
В основном ученые рассматривают данный процесс по отношению к детям старшего дошкольного возраста. Формирование у детей младшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых не является специальным исследованием. Однако психофизиологические особенности младших дошкольников (подражательность, эмоциональная открытость взрослому человеку, потребность ориентироваться на них и т.д.) служат психологической основой для понимания детьми труда взрослого, его личностных и деловых качеств, обеспечивают возможность формирования у малышей желание быть как взрослый. Это дает нам право изучить уровень сформированности у детей данного возрастного периода положительного отношения к труду взрослых.
Опытно - экспериментальной базой стало дошкольное образовательное учреждение города Тольятти АНО ДО «Планета детства «Лада» № 140 «Соловушка». В исследовании приняли участие воспитанники младшей группы в количестве 60 человек.
Были определены показатели сформированности у младших дошкольников положительного отношения к труду взрослых: наличие знаний и представлений о человеке труда, его деловых и личностных качествах; стремление совместно действовать с человеком труда, а также оказывать ему посильную помощь; желание ориентироваться на полюбившихся взрослых в деятельности; бережное отношение к результатам труда взрослых.
Для выявления уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых подобраны следующие диагностические задания: «Дополни предложение», «Кто что делает», «Люди в труде», «Определи работу мастера», «Оживи человека», педагогические ситуации.
Анализ проведенных методик позволил условно выделить низкий, средний и высокий уровни сформированности у детей младшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых. При выделении уровней мы исходили из степени самостоятельности детей.
Низкий уровень 35% - дети характеризуются малым объемом знаний о трудовой деятельности взрослых, отсутствием вопросов, направленных на человека труда, его деятельность. У детей не наблюдается стремление действовать с человеком труда, и оказывать ему посильную помощь. Задания дети выполняют не уверенно, на помощь взрослого не реагируют.
Средний уровень 45% - дети проявляют желание выполнять задания, но прибегают к помощи взрослых. Они более активны, сами искали помощь, обращаясь с просьбами и вопросами, могут объяснить свой выбор.
Высокий уровень 20% - для детей характерна самостоятельность, независимость и инициативность. Все задания малыши выполняли быстро, не прибегая к помощи со стороны взрослого. Дети знают о трудовой деятельности взрослых, пытаются ориентироваться на них в игре, при этом подражая трудовым процессам. Аргументировано объясняют свой выбор, стремятся действовать с человеком труда.
Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, определили цель формирующего эксперимента: сформировать у детей младшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
Формирование у младших дошкольников положительного отношения к труду взрослых обеспечивалось следующими психолого-педагогическим условиями: наличие образца-ориентира как носителя личностных и деловых качеств человека труда; включение информации о трудовой деятельности взрослых в разные виды деятельности; создание специальных игр и игровых ситуаций для формирования у детей способов положительного отношения к труду взрослых; расширение содержания предметно-пространственной среды для самостоятельного ориентирования на полюбившихся взрослых.
Особое внимание уделили отбору содержания труда взрослого для детей младшего дошкольного возраста, обращали на преобразующий характер деятельности взрослого, наличие наглядных и доступных пониманию детей его продуктов, возможность показать творческое отношение к труду: заинтересованность, умелость, выдумку. Данным требованиям, на наш взгляд, соответствует труд мам и пап: «Мама дома повар», «Мама дома швея», «Мама дома врач», «Папа дома шофер», «Папа дома столяр» и т.д. Показ труда мамы и папы обеспечивает доступность и действенность в формировании положительного отношения к труду взрослых.
Результатом исследования выступила обоснованная система формирования у младших дошкольников положительного отношения к труду взрослых: целевое назначение и содержание взаимосвязанных этапов работы (информационный, обучающий и деятельностный); приоритетный характер использования психолого-педагогических условий в зависимости от этапа; организация работы в форме обучающих, игровых, практических и преобразовательных ситуаций, побуждающих к самостоятельному ориентированию на полюбившихся взрослых и их труд.
Литература
1. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Вторая младшая группа. ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2014 - 96 с.
2. Козлова, С.А. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого / С.А. Козлова, О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1993. - №10.
3. Маханева, М. Учим детей трудиться / М. Маханева, О. Скворцова. - М. : Сфера, 2013. - 64 с.