Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / органы внутренних дел / полиция / этические нормы / профессиональная мораль / нрав-ственность / организационная культура / средства массовой информации. / имиљ / маќомоти корњои дохилї / политсия / меъёрњои ахлоќї / ахлоќи касбї / ахлоќ / фарњанги ташкилї / воситањои ахбори омма.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов А.А.

В статье автором рассматривается роль положительного имиджа сотрудников органов внут-ренних дел в профессиональной деятельности, освещаются проблемы его формирования. Обосновывается связь имиджа с нравственными нормами и профессиональной моралью со-трудников. Исследуется роль в формировании позитивного имиджа полиции средств массовой информации, организационной культуры и соблюдения сотрудниками профессиональных нравственных норм и правил этикета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A POSITIVE IMAGE OF A POLICE OFFICER AS AN IMPORTANT FACTOR IN ITS EFFECTIVENESS

Дар маќола муаллиф наќши симои мусбати кормандони маќомоти корњои дохилиро дар фаъолияти касбии онњо баррасї намуда, мушкилоти ташаккули онњоро нишон медињад. Робитаи эътибор бо меъёрњои ахлоќї ва ахлоќи касбии кормандон асоснок карда шуда, наќши воситањои ахбори омма, фарњанги ташкилотчигї, риояи меъёрњои ахлоќи касбї ва ќоидањои одоб дар ташаккули симои мусбати политсия мавриди баррасї қарор дода шудааст.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Труды Академии МВД Республики Таджикистан. № 1 (53)- 2022 Осори Академияи ВКД Ч,умхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

УДК 001:17:351.74

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАШАККУЛИ СИМОИ МУСБИИ КОРМАНДИ ПОЛИТСИЯ ^АМЧУН ОМИЛИ МУ^ИММИ САМАРАНОКИИ ФАЪОЛИЯТИ ОН

BUILDING A POSITIVE IMAGE OF A POLICE OFFICER AS AN IMPORTANT

FACTOR IN ITS EFFECTIVENESS

Кузнецов А. А. Kuznetsov A.A.

Заместитель начальника кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат исторических наук, доцент Муовини сардори кафедраи фалсафа ва фан^ои ицтимой-гуманитарии Донишкадаи Шарци-Сибирии ВКД Россия, номзади

илмуои таърих, дотсент Deputy Head of the Department of Philosophy and Social and Humanitarian Disciplines of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Научная специальность: 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.

Ихтисоси илми: 12.00.01 - назария ва таърихи хукук ва давлат; таърихи таълимот дар бораи хукук ва давлат.

Scientific specialty: 12.00.01 -Т and history of law and state; history of the doctrines of law and the state.

Рецензент: ГАЙДАЙ М.К. - начальник кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, доктор социологических наук.

Такриздиханда: Гайдай М.К. - сардори кафедраи фалсафа ва фанхои ичтимой-гуманитарии Донишкадаи Шаркй-Сибирии ВКД Россия, доктори илмхои ичтимой.

Reviewer: Gaydai M.K. - Head of the Department of Philosophy and Socio-Humanities of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Sociological Sciences.

Аннотация. В статье автором рассматривается роль положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности, освещаются проблемы его формирования. Обосновывается связь имиджа с нравственными нормами и профессиональной моралью сотрудников. Исследуется роль в формировании позитивного имиджа полиции средств массовой информации, организационной культуры и соблюдения сотрудниками профессиональных нравственных норм и правил этикета.

Ключевые слова: имидж, органы внутренних дел, полиция, этические нормы, профессиональная мораль, нравственность, организационная культура, средства массовой информации.

Аннотатсия: Дар макола муаллиф накши симои мусбати кормандони макомоти корхои дохилиро дар фаъолияти касбии онхо баррасй намуда, мушкилоти ташаккули онхоро нишон медихад. Робитаи эътибор бо меъёрхои ахлокй ва ахлоки касбии кормандон асоснок карда шуда, накши воситахои ахбори омма, фарханги ташкилотчигй, риояи меъёрхои ахлоки касбй ва коидахои одоб дар ташаккули симои мусбати политсия мавриди баррасй ;арор дода шудааст.

e-mail:

alalkuz@mail.ru

Осори Академияи ВКД Цумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

Вожа^ои калидй: имич, макрмоти корх,ои дохилй, политсия, меъёрх,ои ахлокд, ахлок;и касбй, ахлок;, фархднги ташкилй, воситах,ои ахбори омма.

Annotation. In this article, the author considers the role of the positive image of employees of the internal affairs bodies in professional activities, highlights the problems of its formation. The connection of the image with the moral standards and professional morality of employees is justified. The role in the formation of a positive image of the police media, organizational culture and compliance by employees with professional moral standards and etiquette rules is being investigated.

Keywords: image, law enforcement agencies, police, ethical standards, professional morals, morality, organizational culture, mass media.

Говоря об имидже, нужно сказать, что сам этот термин может пониматься по-разному. В литературе называется семь разных значений этого термина [1]. Однако у нас традиционно под этим термином понимается «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо» [2, с. 134]. В этом смысле имидж есть элемент социального взаимодействия, который содержит в себе кроме всего прочего еще и оценочные характеристики объекта взаимодействия, формирующиеся в результате как личного опыта коммуникации, так и освещения деятельности объекта в средствах массовой информации (СМИ), образах созданных художественной литературой, кинофильмами и даже компьютерными играми, что справедливо для определенных профессий или направлений деятельности.

Такой образ не может рассматриваться как явление внеморальное, нравственно нейтральное, ведь дать оценочную характеристику человеку, группе лиц или результату их деятельности, в том числе профессиональной, невозможно без учета нравственной составляющей. В формирование имиджа наряду с рассудочной и эстетической оценками неизбежно включаются нравственные ценности и ориентиры, этические категории и нормы, поскольку нравственные отношения возникают в процессе любого социального взаимодействия. При этом процесс взаимодействия может быть, как длительным, многократным, так и разовым.

Однако, чтобы имидж стал положительным и при этом устойчивым, недостаточно разового «вброса» информации в СМИ или одного случая взаимодействия.

При этом, в силу психологии людей, отрицательный имидж формируется и становится устойчивым быстрее нежели имидж положительный. Также необходимо отметить, что определенные нравственные качества присваиваются имиджам социальных ролей, например, люди определенных профессий наделяются теми нравственными качествами, которые в них (профессионалах) хотят видеть люди. Врач должен быть милосердным, сотрудник полиции справедливым, учитель добрым, военный мужественным и т. д. И, хотя все допускают, что человек не идеален, и он может нарушить определенные нравственные нормы, если это нарушение происходит на практике, и ожидания людей нарушены, эта ситуация может разрушить имидж человека или даже профессии в целом.

Все это в полной мере относится к органам внутренних дел. В силу важности и неоднозначности социальных функций, выполняемых этой структурой, перед государством и Министерством внутренних дел стоит задача формирования позитивного имиджа как системы в целом, так и каждого отдельного подразделения и сотрудника, в частности. Нарушение закона или нравственных норм одним сотрудником, обывателями связывается со всеми, формируя в результате негативное общественное мнение. А от положительного или отрицательного имиджа зависит степень доверия граждан к системе в целом и в результате оказывает влияние на эффективность ее деятельности. В случае с органами внутренних дел эта ситуация усугубляется еще и тем, что в общественном сознании правоохранительная система исторически ассоциируется не с защитой прав и свобод граждан, а воспри-

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

нимается как карательная сила, наказывающая нарушителей закона. Поэтому любое нарушение сотрудниками этических норм и принципов морали трактуется общественным мнением как подтверждение карательного характера системы МВД России.

Все сказанное справедливо для органов внутренних дел в целом, но в первую очередь относится к сотрудникам полиции, ведь именно они чаще всего и наиболее тесно взаимодействуют с гражданами. Поэтому к полицейским предъявляются высокие требования нравственного характера в том числе и законом «О полиции», где общественное мнение называется одним из основных критериев оценки профессиональной деятельности (статья 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции») и отражает степень доверия граждан к государству. Однако позитивный имидж сотрудников органов внутренних дел важен не только для государства, но и для каждого отдельного сотрудника и, в особенной степени, для курсантов образовательных организаций МВД России. Положительный имидж и уважительное отношение к сотрудникам полиции со стороны граждан утверждает курсантов в правильности выбора профессии, повышает мотивацию к обучению, способствует формированию правосознания, росту уважения к своей профессии и самоуважения, предотвращает развитие негативной профессионально-нравственной деформации.

Поэтому задача формирования положительного имиджа должна реализовывать-ся на всех этапах профессиональной деятельности в том числе и на этапе профессионального становления в образовательных организациях МВД России начиная с первого курса обучения. Эта задача тем более актуальна в связи со спецификой организации образовательного процесса в системе органов внутренних дел. В отличие от студентов гражданских учебных заведений, курсанты уже в самом начале обучения начинают носить форменную одежду, подчиняются уставным требованиям и системе субординации, принимают присягу, привлекаются к несению службы не только во внутренних нарядах, но и к обеспечению поддержки

общественного порядка и общественной безопасности. Им присваиваются специальные звания. То есть даже курсанты-первокурсники воспринимают себя как сотрудники полиции. И, главное, граждане считают их полицейскими и соответственно общаются с ними. Это в полной мере позволяет обучающимся понять роль имиджа сотрудника органов внутренних дел и его влияние на общение с гражданами и эффективность выполнения профессиональных задач.

Роль имиджа и его формирование научно исследовалось, начиная с 90-х годов прошлого века. Хорошо изучены проблемы формирования имиджа политических лидеров и государственных деятелей, педагогических работников и предпринимателей, имидж фирм и организаций. Не остались в стороне и проблемы имиджа сотрудников органов внутренних дел. Как отмечет ряд исследователей [3], формирование имиджа носит стихийный характер, отсутствует целостная система его изучения и создания, в том числе и на этапе профессиональной подготовки специалистов в образовательных организациях МВД России. Это сегодня является чрезвычайно актуальной задачей.

На формирование как позитивного, так и негативного имиджа безусловно оказывают влияние СМИ. Недаром они считаются одним из ключевых имиджеформирующих средств. В сознании людей они традиционно пользуются доверием и являются наиболее доступным каналом для получения информации. Роль СМИ в оценке деятельности полиции достаточно хорошо исследована, в том числе и ведомственной наукой [4].

Однако здесь нужно отметить, что имидж, создаваемый СМИ может быть, как естественным, так и искусственным. Естественный возникает в результате общения сотрудника или руководителя с представителями средств массовой информации, с гражданами и коллегами, встреч с представителями общественности освещаемыми СМИ.

Искусственный же имидж создается путем PR-компаний, или работой имиджмейкеров. Он может как соответствовать реальности, так и искажать ее. Искусственный имидж чаще создается для политиков,

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

так как он является определяющей частью их работы. Им необходимо выделять как положительные черты деятельности и личности, так и скрывать отрицательные. Для органов внутренних дел допустимо создание искусственного имиджа, но важно чтобы он соответствовал действительности иначе возникает опасность их дискредитации.

Создание искусственного имиджа может быть допустимо так как граждане часто недостаточно информированы о важных сторонах работы органов внутренних дел, отдельных подразделений и сотрудников, а также для защиты положительного имиджа. Не секрет, что зачастую СМИ негативно и необъективно освещают деятельность органов внутренних дел, и особенно полиции, в угоду конъюнктурным соображениям, иногда критика их деятельности не конструктивна и предвзята, хотя в реальности действия сотрудников в большинстве случаев профессиональны и законны.

Поэтому создание позитивного имиджа полиции является важной задачей в том числе и подразделений, занимающихся связями с общественностью. «Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации, пресс-служб МВД РФ, подразделений информации и общественных связей в ходе своей деятельности должны опираться на современные разработки таких наук как социология, социальная психология и использовать их наработки в области методологии изучения общественного мнения и теории коммуникации» [5, с.350].

Однако СМИ, хотя и важный, но всего лишь один из факторов, формирующих положительный имидж. Они воздействуют на общественное мнение опосредовано. Другим важнейшим имеджеобразующим фактором является организационная культура органов внутренних дел. Именно с ней в первую очередь сталкивается гражданин по тем или иным причинам контактирующий с полицией. Как известно, организационная культура является совокупностью правил и норм деятельности, формальных и неформальных традиций и обычаев организации,

стилей руководства, которые направлены на достижение практического результата.

Существует определенный, не лишенный оснований, стереотип говорящий о том, что полиция, как жестко субординированная структура лишена многих организационных недостатков присущих гражданским учреждениям. Тут на первом месте должны быть порядок, четкость, исполнительская дисциплина.

Поэтому организационная культура органов внутренних дел должна выделяться на фоне остальных организаций в лучшую сторону. Если действительность, с которой сталкивается гражданин, опровергает эти ожидания, положительный имидж организации разрушается. При этом страдает репутация не конкретного учреждения, а всей системы в целом. Если же ожидания оправдываются, это укрепляет положительный имидж, который будет ассоциироваться с надежностью, ответственностью, будет характеризовать организацию как заслуживающую доверия, повышать ее авторитет в глазах граждан и иных организаций.

Кроме системы взаимодействия между членами организации друг с другом и гражданами, важным элементом организационной культуры является и символика. Символика быстро запоминается, ассоциируется с деятельностью организации, целями и задачами, которые должна решать. В случае с органами внутренних дел сюда же относится форменная одежда сотрудников.

Так же важную роль в укреплении положительного имиджа органов внутренних дел играют и такие атрибуты как различные уставные мероприятия - принятие присяги, разводы, праздничные построения, участие сотрудников в парадных расчетах и т.д. Поскольку эти элементы организационной культуры уникальны и выгодно выделяют МВД в ряду других государственных организаций, их необходимо использовать как для формирования позитивного имиджа, так и для привлечения молодых сотрудников в органы внутренних дел и повышения мотивации обучающихся в учебных организациях системы МВД.

Наконец, одним из важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

имидж полиции является соблюдение этических норм самими сотрудниками как в общении с коллегами, так и с гражданами. И здесь часто на первое место выдвигается общая культура личности, в основе которой лежат такие общечеловеческие ценности как добро, свобода, справедливость, порядочность, честность. Именно эти ценности, реализованные через личность сотрудников, одухотворяют и очеловечивают все сферы деятельности полиции. А так как отдельный сотрудник выступает в качестве связующего звена между гражданином и организацией его положительные качества переносятся и на организацию, улучшая имидж полиции. Для органов внутренних дел это исключительно важно, так как часто граждане обращаются, например, в полицию в связи с трагическими обстоятельствами, ищут правды и поддержки, стремятся к восстановлению справедливости и наказания зла. Если же их ожидания не оправдываются и вместо поддержки они встречаются с черствостью, грубостью, формализмом со стороны сотрудников, то имидж сотрудника, организации, а то и профессии в целом неизбежно падают.

Сказанное можно отнести к необходимости соблюдения сотрудниками норм морали общечеловеческого характера при общении с гражданами. Кроме них существуют нормы поведения внутри организации и нормы разрешения служебных конфликтов. Если общечеловеческие нормы регулируют отношения с гражданами, то нормы внутреннего поведения, такие как дисциплинированность, исполнительность, умение хранить служебную тайну т.п. регулируют взаимоотношения между сотрудниками внутри организации.

Нормы разрешения служебных конфликтов так же играют не последнюю роль в формировании имиджа полиции. Конфликт внутри организации, ели он не разрешен своевременно, имеет тенденцию выходить за ее границы в форме слухов, жалоб в более высокие инстанции, обращений в средства массовой информации.

Неразрешенный конфликт может привести к чрезвычайной ситуации и нарушению не только принципов и норм этики, но

и законности. Это может дискредитировать организацию и создать отрицательный имидж в глазах не только граждан, но и других государственных организаций. Поэтому соблюдение так называемого принципа этического минимума — умение находить компромисс в конфликте, тактичность, сдержанность, способность сочетать личные интересы с общественными, являются важнейшими качествами для сотрудника и помогают поддерживать имидж организации на должном уровне.

Для реализации этой задачи важную роль в системе МВД России играет нормативная сторона формирования и поддержания профессиональной морали. О необходимости соблюдения норм профессиональной морали и служебного этикета указывается в Федеральном законе от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и других. Для повышения доверия к органам внутренних дел и улучшения морально-психологического климата внутри ОВД ведется постоянная работа по разработке стандартов поведения сотрудников полиции. И здесь важную роль призван сыграть «Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» утвержденный приказом МВД от 26 июня 2020 г. № 460.

Целями кодекса является установление не просто правил служебного поведения, но и этических норм, и, по большому счету, выработка должных норм и стандартов нравственного поведения с целью формирования достойного облика сотрудников, повышения авторитета и укрепления доверия к как к отдельным сотрудникам, так и к системе органов внутренних дел в целом. Фактически данный документ служит основой для формирования должной морали в сфере правоохранительной деятельности, уважительного отношения к ней со стороны граждан, а также является своеобразным инструментом самоконтроля, устанавливая границы дозволенного и способствуя формированию профессиональной морали.

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

Профессиональная мораль должна стать духовной реальностью, обладающей относительной самостоятельностью, своеобразной нравственной силой, определяющей поведение сотрудника органов внутренних дел.

Таким образом, можно утверждать, что формированию позитивного имиджа полиции и органов внутренних дел в целом способствует высокий уровень профессио-

нальной компетентности и организационной культуры сотрудников, умение общаться как с коллегами и гражданами, так и находить общий язык с представителями разных уровней власти и средств массовой информации, и с общественностью, а также, безусловно, соблюдение каждым сотрудником профессиональных этических норм.

Использованная литература

1. Гильманов, С.А. Имидж: нравственные измерения // Вестник Югорского государственного университета. - 2014. Вып. 1 (32). - С. 24-28.

2. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

3. Каданцева, Н.П. Формирование имиджа сотрудника органов внутренних дел в процессе профессионального образования в вузах МВД России: Автореф. дисс.... канд. пед. наук: [13.00.08] / Каданцева Надежда Петровна. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ. 2013. - 190 с.

4. Гайдай, М.К., Грозин, С.Ю. Роль СМИ в оценке деятельности полиции // Юрист-правовед. -2020. - № 3. (94). - С. 195-199.

5. Гайдай, М.К., Грозин, С.Ю. Создание позитивного имиджа полицейского - путь к оптимизации деятельности полиции // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. материалов XXIV междунар. науч. практ. конф. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2019. - С. 349-350.

References

1. Gilmanov, S.A. Image: moral dimensions // Bulletin of Ugra State University. - 2014. - Issue 1 (32). -C. 24-28.

2. Psychology. Dictionary/under commonly. Ed. A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. - 2nd ed., Corrected and additional - M.: Politizdat, 1990. - 494 pages.

3. Kadantseva, N.P. Formation of the image of an employee of the internal affairs bodies in the process of professional education at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Abstract of dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: [13.00.08] / Kadantseva Nadezhda Petrovna - St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2013. - 190 p.

4. Gaidai, M.K., Grozin, S.Yu. The role of the media in assessing the activities of the police // Lawyer-jurist. - 2020. - № 3. (94). - C. 195-199.

5. Gaidai, M.K., Grozin, S.Yu. Creating a positive image of a policeman is the way to optimize police activities // Activities of law enforcement agencies in modern conditions: sb. materials XXIV international scientific prakt. conf. - Irkutsk: FSKOU VO VSI Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. - C. 349-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.