Научная статья на тему 'Формирование положительного имиджа региона на примере Балаковского муниципального района'

Формирование положительного имиджа региона на примере Балаковского муниципального района Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
318
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ / ИМИДЖ РЕГИОНА / БРЕНДИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ / MUNICIPAL MANAGEMENT / TERRITORY MANAGEMENT / IMAGE OF THE REGION / TERRITORIAL BRANDING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Быстрова Екатерина Сергеевна

В статье исследуется опыт формирования положительного имиджа региона на муниципальном уровне. Анализируется конкретная деятельность администрации Балаковского муниципального района в данном направлении с учётом местной специфики. Сделан вывод о том, что в условиях резко возросшей конкуренции на региональном уровне при грамотном руководстве можно добиться привлечения дополнительных инвестиций с помощью чёткой стратегии по акцентированию внимания на положительных моментах развития района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Быстрова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the positive image of the region on the example of Balakovo municipality

The author of the paper examines the experience of formation of the positive image of the region at the municipal level by the city administration in accordance with local specificity. The author makes a conclusion about the possibility of attracting new investors due to shrewd management and creating a positive perception of the region development.

Текст научной работы на тему «Формирование положительного имиджа региона на примере Балаковского муниципального района»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Быстрова

Екатерина Сергеевна

Магистрант Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС

Ekaterina S. Bystrova

Graduate student of the Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of the RANEPA

УДК 331:31/331.101.39

Формирование положительного имиджа региона на примере Балаковского муниципального района

Formation of the positive image of the region on the example of Balakovo municipality

В статье исследуется опыт формирования положительного имиджа региона на муниципальном уровне. Анализируется конкретная деятельность администрации Балаковского муниципального района в данном направлении с учётом местной специфики. Сделан вывод о том, что в условиях резко возросшей конкуренции на региональном уровне при грамотном руководстве можно добиться привлечения дополнительных инвестиций с помощью чёткой стратегии акцентирования внимания на положительных моментах развития района.

Ключевые слова: муниципальное управление, управление территориями, имидж региона, брендирование территории.

The author of the paper examines the experience of formation of the positive image of the region at the municipal level by the city administration in accordance with local specificity. The author makes a conclusion about the possibility of attracting new investors due to shrewd management and creating a positive perception of the region development.

Keywords.municipal management, territory management, image of the region, territorial branding.

На современном этапе развития в условиях серьёзной конкуренции среди регионов за приток инвестиций, квалифицированной рабочей силы все более актуальной проблемой становится повышение имиджа и инвестиционной привлекательности региона,

Большинство регионов, в особенности внестоличных, не уделяет системного внимания этому вопросу либо обратилось к нему недавно. Это отчасти объясняется отсутствием серьёзной теоретической базы по данной тематике, что вынуждает руководство регионов самостоятельно заниматься вопросами брендирования территории. В то же время для российских регионов, традиционно имеющих внутреннюю ориентацию, этот вопрос является особенно важным. Необходимость «раскрыться» для потенциальных инвесторов, грамотно подать свои преимущества, работать на внешнюю коньюнктуру - эти задачи выходят на передний план стратегического развития районов.

В рамках упомянутой конкурентной борьбы города и районы предлагают свой фирменный набор продуктов (вологодское масло, тульские пряники, кисловодская минеральная вода) или услуг. Важно создать стабильный спрос на эти категории товаров, что в свою очередь, обеспечит постоянный приток

квалифицированных кадров и финансовых капиталов.

В последнее время все большее значение наряду с традиционными конкурентными преимуществами (уровень экономического развития, обеспеченность объектами инфраструктуры) приобретают экологические и климатические условия, безопасность проживания, демографическая ситуация, здоровье населения и уровень образования.Особое значение стали иметь способности руководства муниципальных районов выработать чёткую стратегию брэндирования, опирающуюся на имеющуюся ресурсную базу («собственную изюминку») и в то же время с расчётом на развитие потенциально перспективных направлений.

В 2014 году Российское рейтинговое агенство РИА «Рейтинг» представило индекс качества жизни регионов России. Саратовская область в списке заняла 30-е место [1]. В 2015 году губернатор Саратовской области Валерий Радаев издал Постановление N 63-П «Об утверждении Концепции брендирования Саратовской области до 2020 года», в котором в частности говорится: «Позиционирование любой территории основано на ее уникальности и своеобразии. Саратовская область обладает достаточными ресурсами: достопримечательностями, уникальными памятниками истории, природы и архитектуры, религиозными объектами, богатыми природными ресурсами, культурными и национальными особенностями населения» [2].

Одним из наиболее перспективных с точки зрения формирования положительного имиджа представляется Балаковский район, который имеет целый ряд преимуществ выстраивания положительного имиджа. Рассмотрим некоторые из них.

С экономической точки зрения привлекательность территории формируют основные показатели социально-экономического развития. В этом смысле Балаковский район является флагманом промышленности Саратовской области. За январь-октябрь 2015 года промышленными предприятиями Балаковского муниципального района отгружено продукции на сумму 112,7 млрд. рублей, это на 33,5% больше объёма соответствующего периода 2014 года и составляет 32,5% в общем объёме промышленной продукции Саратовской области. При высоком уровне вышеперечисленных показателей формируется благоприятный инвестиционный климат территории. В экономику района за 2015 год, по предварительным расчётам, было инвестировано 17,5 млрд. рублей [3]. Также в 2016 году продолжится реализация еще двух крупных инвестиционных проектов: совместного российско-австрийского предприятия по производству гидротурбинного оборудования ООО «ВолгаГидро» и завода по глубокой переработке высокопротеиновых масличных культур на базе ООО «Волжский терминал».

Поскольку работа на предприятиях города, прежде всего Балаковской АЭС, требует высокой квалификации, город обладает значительным человеческим потенциалом, поддерживаемым, в том числе, и за счёт развитой системы среднего образования. Лучшие школы района конкурентоспособны на федеральном уровне. Лицей № 1 города Балаково второй год подряд входит перечень 500 лучших образовательных учреждений России.

Открытие современных высокотехнологичных специальностей новых направлений на базе существующих вузов города, развитие системы взаимодействия предприятий города с вузами других городов, прежде всего Саратова, позволит городу Балаково стать центром крупного инновационного кластера. Направлениями работы кластера могут стать энергетика, строительство, химическая и металлургическая промышленность. Характерно, что старейший вуз района - Балаковский инженерно-технологический институт стал филиалом научно-исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Балаковский район - район, обладающий значительными конкурентными преимуществами для привлечения в экономику как отечественных, так и зарубежных инвестиций. К ним относятся: высокая обеспеченность региона электроэнергией (Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, ТЭЦ - объем производимой электроэнергии 41 млрд. кВт/час, собственное региональное потребление 30% от объемов производства); наличие земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, земель поселений, производственных площадок с коммуникациями и энерготепломощностями; низкая стоимость земли; высокая степень газификации населенных пунктов и предприятий; значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (мел, известняки, пески и песчаники и др.); наличие сравнительно дешевых квалифицированных трудовых ресурсов; низкая себестоимость строительства жилья, промышленной и коммерческой недвижимости; развитая транспортная инфраструктура; низкая стоимость природоохранных и экологических мероприятий.

В целом район остаётся одним из немногих в области, в котором качество жизни стабильно растёт. По итогам 2015 года город Балаково занял первое место в областном конкурсе «Самое благоустроенное муниципальное образование Саратовской области». Продолжительность жизни балаковцев за последние три года выросла в среднем на два года.

Общие результаты характеристики района представлены на сайте администрации БМР:

Сильные стороны: 1. Хорошо развита автодорожная транспортная сеть 2. По территории района проходит

Государственное и региональное управление

железная дорога. 3. Наличие природных ресурсов для промышленного и сельскохозяйственного освоения, для рекреационного использования: создания парковых зон, мест культурного туризма, баз отдыха. 4. Хорошие природно-климатические условия, благоприятная экологическая и этнокультурная ситуация и толерантность межнациональных отношений.5. Условия для рыбалки и охоты. 6. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, развитие огородничества, личных подсобных хозяйств. 7. Наличие крупных сельскохозяйственных предприятий по производству зерна, молока, мяса. 8. Наличие взлетной полосы недействующего аэродрома в хорошем состоянии для проведения авто-мотошоу и др. мероприятий. 10. Высокие темпы строительства жилья индивидуальными застройщиками.

Слабые стороны: 1. Неблагоприятная демографическая ситуация: высокий уровень естественной убыли и старение населения, отток молодежи из села. 2. Неудовлетворительное состояние дорог. 3. Медленный процесс модернизации ЖКХ, низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Возможности: 1. Использование особенностей географического положения, транспортной инфраструктуры и ресурсов для привлечения на территорию потенциальных инвесторов с целью размещения перерабатывающих производств.2. Развитие крупного сельскохозяйственного производства на территории района, а также фермерских и личных подсобных хозяйств.3. Неиспользованный потенциал крупных сельскохозяйственных предприятий.4. Дальнейшее развитие малого предпринимательства, расширение сферы услуг в районе, увеличение оборота розничной торговли.5. Развитие рекреационного и туристического бизнеса. Развитие «сельского туризма» - вовлечение местных жителей в обслуживание различных сфер туристической деятельности.6. Развитие социальной инфраструктуры.7. Рост доходов населения за счет появления новых источников доходов.8. Формирование градостроительной политики.9. Преодоление кризиса в жилищно-коммунальном хозяйстве.10. Постоянное положительное влияние на развитие наиболее значимых традиционных отраслей со стороны государства, прежде всего АПК.

Угрозы: 1.Усиление негативных демографических тенденций в районе.2. Риски снижения финансовой помощи из областного бюджета.3. Возникновение аварийных ситуаций в системе жилищно-коммунального хозяйства по причине износа основных фондов. 4. Возникновение лесных пожаров. 5. Нехватка энергетических мощностей.6. Уменьшение объемов производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.7. Ухудшение состояния дорог, рек, экологии.8. Изменение цен на зерно. 9. Острый дефицит финансовых ресурсов.10. Транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков.

В то же время администрация БМР, отталкиваясь от имеющейся базы, последовательно проводит политику формирования положительного имиджа района, развития его туристической привлекательности. Для туристов основными показателями привлекательности территории выступают: климат, достопримечательности, наличие санаторно-курортных комплексов и баз отдыха, а также лечебно-оздоровительных учреждений, стоимость жизни на данной территории. Для привлечения инвесторов необходимо регулярное участие в профильных выставках, форумах, конференциях; участие в конкурсах на получение заказов.

Ярким положительным примером так называемого событийного туризма на территории муниципального района стал уже второй по счёту «Балаковский фестиваль клубники». В нём приняли участие более 20 000 человек. В сентябре 2015 года фестиваль занял первое место в номинации «Лучший проект в области гастрономического туризма» на региональном этапе конкурса проектов в области событийного туризма в Приволжском и Уральском федеральных округах, завоевал Гран-при в финале Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» в Казани.

Ещё один успешный пример в сфере развития внутреннего туризма - проект «Прогулки по городу», в рамках которого многие жители района и его гости открыли для себя Балаково с новой, неизвестной стороны. В отличие от традиционных экскурсий, зачастую проводящихся представителями муниципальных учреждений формально, в этом проекте задействованы местные краеведы, энтузиасты своего дела. В марте 2016 года проект «Прогулки по городу» отмечал свой первый юбилей - 1 год. За это время командой было разработано 8 новых маршрутов, проведено 8 интеллектуальных квест-игр и 46 познавательных экскурсий. Участниками проекта стали около 2 000 человек - различных по возрасту и социальному статусу [3]. Проект «Прогулки по городу» реализуется Балаковским филиалом РАНХиГС совместно с отделением Союза краеведов РФ, при поддержке администрации Балаковского муниципального района. По итогам сезона 2014-2015 на конкурсе студенческих социальных проектов RAISE (г. Москва) команда Балаковского филиала РАНХиГС признана лучшей в России и получила возможность отправиться на зарубежную стажировку для изучения лучших практик социального предпринимательства в городе Милан.

В рамках брендирования территории предлагается также проведения ряда мероприятий, связанных с местным колоритом, таких, как, например, рок-фестиваль «Чапаев-фест», фестиваль раков . Уже проведены: пасхальный фестиваль «Малиновый звон», фестиваль красок «Холи», молодёжный фестиваль силовых видов спорта.

С целью популяризации района в 2015 году администрацией БМР реализован уникальный проект - издан иллюстрированный краеведческо-информационный альбом о городе Балаково [1].

Кроме того, в последнее время ощутимо большее внимание стало уделяться вопросам декоративной привлекательности. За последние два года в городе появился цветной фонтан, памятник строителям пяти первых комсомольских строек, памятник трактору «Карлик». Эти объекты стали предметами дополнительной притягательности как для горожан, так и для гостей балаковского района.

В качестве рекомендаций по повышению привлекательности и узнаваемости Балаковского района можно предложить следующие меры:

- разработка целевых программ развития туризма и поддержки предпринимательства в сфере туризма;

- информационная поддержка объектов отдыха Балаковского района;

- создание в администрации специальных структур, отвечающих за привлечение и поддержку инвесторов;

- эффективное использование существующих, а также создание новых преимуществ района, способных повысить благосостояние жителей;

- участие в различных выставках, специализированных форумах.

В целом можно констатировать, что Балаковский муниципальный район является одним из безусловных лидеров среди муниципальных образований Саратовской области в сфере политики выстраивания положительного имиджа региона. В настоящее время активно разрабатывается целый ряд новых проектов по созданию привлекательного образа города и района: крупнейший в Европе поющий фонтан, пейнтбольная площадка в черте города, проведение фестиваля интеллектуальных игр и так далее.

Библиографический список

1. [Электронный ресурс] http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2015.

2. [Электронный ресурс] http:/www.docs.cntd.ru/document/467705422.

3. [Электронный ресурс] http:// www.admbal.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.