Научная статья на тему 'Формирование политики импортозамещения в промышленности российской федерации'

Формирование политики импортозамещения в промышленности российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1531
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ОТРАСЛЬ / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВЕНЬ ИМПОРТА / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / КРИТЕРИЙ ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ / КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ИМПОРТОЗАВСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкодавова Елена Викторовна, Жабин Александр Петрович

В статье охарактеризованы и систематизированы этапы развития экономики РФ и характерные для них стратегии импортозамещения, применяемые с целью снижения импортозависимости. Сформулированы субъективные и объективные факторы внешней и внутренней среды, обусловившие потребность в импортозамещении. Исследованы теоретические и методические подходы к оценке уровня импортозависимости российской экономики. Предлагается для формирования эффективной политики импортозамещения ввести в научный оборот показатель "критический уровень импортозависимости" для отраслей (кластеров) и/или видов экономической деятельности. Предложена методика расчета показателя уровень импортозависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волкодавова Елена Викторовна, Жабин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование политики импортозамещения в промышленности российской федерации»

УДК 338.23

Волкодавова Елена Викторовна

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента. Самарский государственный экономический университет [email protected]

Жабин Александр Петрович

доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента. Самарский государственный экономический университет [email protected]

Elena V. Volkodavova

Doctor of Economics,

Professor of the department of management. Samara State University of Economics [email protected]

Alexander P. Zhabin

Doctor of Economics, Professor, Head of the department of management Samara State University of Economics [email protected]

Формирование политики

импортозамещения в промышленности российской федерации

Аннотация. В статье охарактеризованы и систематизированы этапы развития экономики РФ и характерные для них стратегии импорто-замещения, применяемые с целью снижения импортозависимости. Сформулированы субъективные и объективные факторы внешней и внутренней среды, обусловившие потребность в импортозамещении. Исследованы теоретические и методические подходы к оценке уровня импортозависимости российской экономики. Предлагается для формирования эффективной политики импортозамещения ввести в научный оборот показатель "критический уровень импортозависимости" для отраслей (кластеров) и/или видов экономической деятельности. Предложена методика расчета показателя уровень импортозависимости.

Ключевые слова: российская промышленность, импортозамещение, отрасль, виды экономической деятельности, уровень импорта, им-портозависимость, критерий импортозависимо-сти, критический уровень импортозавсимости.

Formation of import substitution policy in russian federation industry

Annotation. The article describes and systematizes the stages of Russian Federation economic development and relevant import substitution strategies, aimed at the reduction of import dependence. Subjective and objective factors of external and internal environment, which determined the need for import substitution, are formulated. Theoretical and methodological approaches to the assessment of the Russian economy import-dependence level are explored. A special indicator "the critical level of import dependence" is suggested in order to work out an effective policy of import-substitution for industries (clusters) and/or economic activities. The method of importsubstitution level indicator calculation is suggested.

Keywords: Russian industry, import substitution, industry, economic activity, level of imports, import dependence, the criterion of import dependence, the critical level of import substitution.

Политика импортозамещения используется и развитыми и развивающимися государствами с целью обеспечения безопасности и развития национальной экономики, ее гармоничной интеграции в мировую экономическую систему. Как об этом пишет Семенов А.М.: «... Политику импорто-замещения реализовывали многие страны мира в разные периоды своего развития. Так, страны США и Западной Европы прибегали к данной стратегии в пятидесятых- шестидесятых годах XIX веке для поддержки собственной промышленности в условиях промышленной и торговой гегемония Англии. Таким образом, стратегию импортозамещения начали использовать еще во второй половине XIX веке» [1].

Безусловно, импортозамещение снимает многие риски ведения хозяйственной деятельности и дает ряд положительных эффектов:

• снижение доли импорта стратегических товаров;

• снижение стоимости импортозамещающих товаров при организации производства за счет отечественных ресурсов;

• возможность повышения уровня экспорта, если импортозамещающие товары отвечают уровню качества продукции мировых производителей;

• появление новых рабочих мест;

• инновационное обновление производства, даже в случае локализации производства товаров, существующих на мировом рынке;

• совершенствование уровня внутринациональной специализации и кооперации;

• недопущение разрыва цепочки создания стоимости, особенно в высокотехнологичных наукоемких отраслях;

• улучшение условий хозяйственной деятельности агентов отечественного рынка;

• обеспечение устойчивых темпов развития отечественных отраслей (кластеров), предприятий и организаций;

• упрочение политико-экономической независимости и безопасности РФ.

Потребность в разработке политики импортозаме-щения в любой стране формируется под влиянием действия дестабилизирующих факторов внешней и внутренней среды, формирующих определенный уровень импортозависимости. Импортозависи-мость проявляется в ограничении или недоступности импорта стратегических с позиции реализации потенциала экономики товарных групп, снижающих темпы социально-экономического развития страны и ее производительных сил.

Зависимость от импорта возникает под влиянием действия целого рядя факторов и системных проблем, перекрестного или параллельного влияния, она может проявляется на любом уровне: промышленность страны - отрасль (кластер) -предприятие. Поэтому, агентам всех уровней рыночной экономики приходится решать эту задачу с учетом характера и силы влияния объективных и субъективных факторов в стране организации импортозамещения.

К объективным относим те, влияя на которые отечественные производители даже организуя производство товара «любой ценой» не достигнут уровня конкурентоспособности импортного товара:

• наличие полезных ископаемых;

• климатические условия;

• наличие территорий (подходящих производственных площадок);

• место страны в межгосударственном разделении труда.

К субъективным относим те, влияя на которые отечественные производители, имея все ресурсы для производство товара, все же не достигают уровня конкурентоспособности импортного товара:

• производительность труда;

• уровень внутринациональной специализации и кооперации;

• уровень концентрации производства товара вблизи источников сырья и энергоресурсов ;

• существующие маршруты транспортно - логистических цепочек;

• уровень создания инноваций и систем управления знаниями;

• уровень внедрения инноваций в производственный процесс (особенно в части технической, технологической, конструкторской подготовки производства, организации и совершенствования бизнес-процессов основного, вспомогательного и обслуживающих производств);

• уровень качества и брендированности продукта.

Проблема импортозамещения существует в российской экономике на протяжении долгих лет. Для ее решения в разные периоды времени в рамках существующей политики импортозамещения применялись различные стратегии, методы и инструменты, но существенных результатов, позволяющих говорить об устойчивом, рациональном и экономически обоснованном снижении импортозависимости, пока еще не достигнуто. Это подтверждают данные, представленные 26 ноября 2015 г. в докладе руководителя Центра макроэкономического прогнозирования и межотраслевых исследований ФБУ ИМЭИ «Сводные оценки импортозависимости экономики и основных сегментов внутреннего рынка экономики» д.э.н., Л. А. Стрижковой (см. табл. 1) [3].

Таблица 1.

Доля импорта в объеме использованной в экономике продукции в основных ценах в 2014 году (предварительная оценка, прямой метод счета, оценка в текущих ценах), %

В экономике По направлениям использования продукции (экспертно)

В промежуточном потреблении экономики В конечном использовании продукции(справочно) В конечном потреблении домашних хозяйств* В валовом накоплении основного капитала

Всего, в объеме товаров и услуг 1 10,3 9,7 10,8 16,6 19,6

В объеме товаров 2 18,7 14,6 23,3 32,5 49,2

В объеме услуг 3 2,8 3,9 2,0 3,2 3,2

В основных видовых группах продукции:

В объеме продукции (А+В) 4 11,3 8,1 13,7 15,4 207,2

В объеме продукции С 5 2,6 2,7 2,3 2,2 15,5**

В объеме продукции й 6 26,0 22,0 29,8 39,8 53,9

*) без учета в объеме конечного потребления домашних хозяйств сальдо покупок резидентов за рубежом и нерезидентов на внутреннем рынке России **) с учетом импорта услуг по бурению

Как видно из данных табл. 1, доля импорта в объеме использованной в экономике продукции сохраняется в объеме выпущенных товаров на уровне 18,7 %. Если же рассматривать по товарным группам классификатора ОКВЭД, то по группе А (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство) + В (рыболовство, рыбоводство) уровень импортозависимости находится в пределах 11,3 %, по группе С (добыча полезных ископаемых) - 2,6 %, по группе D (обрабатывающие производства) - 26 %.

Считаем, что для того, чтобы управлять процессом снижения импортозависимости, нужно исследовать его исторические корни. С этой целью проанализируем этапы развития экономики Российской Федерации как подсистемы экономических систем высшего порядка Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Первый этап связан с участием СССР в экономической интеграции стран социалистического лагеря в рамках межправительственной экономической организации социалистических государств - Совета экономической взаимопомощи. Роль СССР в развитии этой экономической интеграции была велика, экономика РСФСР (впоследствии РФ) являлась подсистемой экономики СССР. Стратегия участия в СЭВ была связана для СССР с упрочением и расширением сферы политического влияния социалистического лагеря в глобальной среде, целенаправленным укреплением торгового обмена и кооперационных связей со странами социалистического лагеря, а также снижением влияния капиталистических стран Европы и Америки на экономики соцстран. С 1991 года, после распада СЭВ, в СССР перестали на взаимовыгодных условиях поступать товары, производимые предприятиями, построенными при участии его капитала. Товарооборот СССР с бывшими партнерами по экономической интеграции СЭВ стал осуществляться на рыночной основе.

Следовательно, можно считать, что вопрос об импортозамещении впервые для СССР и его экономических подсистем - союзных республик встал в период распада СЭВ - мощного оплота экономики социалистической системы. Импорто-замещение стало проблемой для СССР (РСФСР), но не сильно ощутимой, т.к. ее решали за счет экспорта энергоносителей.

Второй этап связан с распадом СССР, когда ситуация повторилась на внутригосударственном уровне. Экономическая система СССР была построена на межгосударственной специализации союзных республик, которая учитывала размещение и концентрацию производств на всей территории СССР рядом с источниками сырья. Так, например большинство предприятий промышленности строительных материалов СССР были размещены в Украине, где располагались основные сырьевые источники. После распада СССР в декабре 1991 года, бывшие братскими страны перестали осуществлять производственные и кооперационные связи с РСФСР на прежних условиях. Для Российского государства пробле-

ма стала весомой, т.к., например, для запуска пилотируемых космических аппаратов нужно было, арендовать космодром на территории Казахстана, что стало ощутимо дорого. Но цены на нефть были стабильно высоки, что давало возможность решать проблему импортозамещения за счет нефтедолларов. В этот период времени изменилась геополитическая ситуация. РФ стала вступать в кооперационные связи со странами Запада, осуществлять совместные международные научно-технические проекты по исследованию космического пространства, водного бассейна, недр и т.п. РФ сформировала экономику открытого типа, но специализация и концентрация производства в российской экономике практически не изменилась со времен СССР, что также обострило проблему импортозамещения. Основным стратегическим посылом в политике импортозамещения в это время был ориентир на самостоятельное производство всей продукции военно-оборонного комплекса.

Третий этап. В годы первых двух этапов Россия характеризовалась как страна со стабильной экономикой, устойчивость развития которой обеспечивалась за счет экспорта энергоносителей и минерального сырья. Осознанная угроза импортоза-висимости обычно чувствуется во времена снижения темпов роста или спада экономики, в результате которого, как правило, уменьшается доступность импортных промышленных и продовольственных товаров стратегического назначения. Именно поэтому о снижении импортозависимости российской экономики активно заговорили в 1998 году, когда произошел спад экономики России за счет внутренних факторов, в 2008 году во времена спада экономики за счет внешних факторов, и, особенно в 2014, когда снижение темпов роста экономики произошло за счет влияния и внутренних и, особенно, внешних факторов. К этому привел ряд событий: существенно изменились условия ведения отечественного бизнеса в связи с усилением геополитической напряженности взаимодействия России и регионов ЕС, США; Украины; Турции. Вполне закономерно, что начиная с 2014 года усилились акценты Правительства на организацию импортозамещения. Теперь стратегические ориентиры импортозамещения направлены на самостоятельное производство всей продукции, которая может быть произведена силами российских производителей с учетом рациональности и экономической целесообразности организации такого производства.

Таким образом, толчком к импортозамещению в экономике СССР в рамках СЭВ и в последующем Российской Федерации в рамках СССР послужило изменение качественных и количественных параметров производственных и торговых отношений, на основе неизменной специализации, которая разрабатывалась, в целом, для системы высшего порядка. В 1991 году произошло сужение границ специализации экономической системы РФ, без изменения специализации и концентрации производств, в которой происходило взаимодействие партнеров в рамках СССР. С 1998 года экономические процессы в России обусловили острую нужду в импортоза-мещении многих товарных групп.

Если проанализировать влияние дестабилизирующих объективных факторов, обусловливающих организацию процесса импортозамещения (см. выше), то для России оно несущественно, если только не считать отдельные группы экзотических растений и животных, промышленное производство (разведение) которых требует особых климатических условий. А вот влияние второй группы факторов при организации процесса импортозамещения для российских производителей в настоящее время можно считать труднопреодолимым. Именно поэтому импорто-замещение в РФ осуществляется по модели догоняющего развития, которая основана на производстве аналогов выпускаемых за рубежом конкурентоспособных товаров с целью снижения их импорта.

Модель догоняющего развития при организации импортозамещения в различных странах применялась с разным результатом. Наиболее известными примерами успешной реализации политики догоняющего развития является развитие Германии в XIX веке, Японии - в период 1867-1912 годов [1].

Идея организации импортозамещения по модели догоняющего развития предусматривает повышение технологического и инновационного уровня отечественных производств до конкурентоспособного с производителями зарубежных импортных аналогов. Частично эта проблема в высокотехнологичных наукоемких отраслях решается за счет локализации производства импортозамещающей продукции на российских производственных площадках при участии производителей зарубежных аналогов. Но наиболее результативным, при условии его рациональности и экономической целесообразности, является вариант организации импортозамещающих производств силами отечественных производителей. Как отмечает Карсунце-ва О.В., в этом случае, импортозамещение будет наиболее эффективным если организовать его на базе производств, использующих технологии четвертого или близкие к пятому технологическим укладам [2].

Для достижения этого результата политика импортозамещения должна быть многоуровневой. Модель формирования политики эффективного импортозамещения включает уровни: предприятие - отрасль (кластер) - экономика страны. Каждый уровень осуществляет управление процессом импортозамещения решая свои задачи, выполняя соответствующие функции. На уровне предприятия выявляется номенклатура импорта подлежащая импортозамещению и ее качественная характеристика: конкурентный или неконкурентный. На мезоуровне определяются возможности концентрации, локализации и кооперации предприятий кластера в соответствии с их специализацией, а также возможность диверсификации их производства. На уровне государства разрабатываются правовые и организационные меры, содействующие эффективному импортозамещению для микро (предприятия, организации) и мезо (отрасли, кластеры) уровней. Эти три уровня взаимосвязаны и взаимозависимы при решении задач импортозамещения.

Стратегии и приоритеты импортозамещения устанавливаются для каждого уровня, но затем уточняются системой высшего порядка отрасли (кластера) и российской экономики в целом. Цепочка бизнес-процессов выявления продукции и последовательности импортозамещения начинается снизу-вверх: «предприятие - отрасль (кластер) - экономика РФ», т.к. первичная информация с предприятий, проанализированная и сконцентрированная на уровне отрас-ли(кластера) с позиции критерия и приоритета для продукции конкретных предприятий, является основанием для разработки Программ и мер по его организации на уровне экономики. Именно таким образом можно разработать действенную политику импортозамещения, учитывающую современные экономико-политические реалии, определяющую для конкретного временного периода направления, продукты, последовательность и стратегии импортозамещения. Взаимосвязь уровней управления процессом импортозамещения позволяет анализировать этот процесс с позиции эффективности реализации организационно-экономических и правовых мер как сверху - вниз, так и снизу - вверх, осуществляя итеративный мониторинг качественных и количественных параметров этого процесса для установленных сроков, критериев и объемов рационального экономически обоснованного и целесообразного импортозамещения. На рис.1 представлена блок-схема организации процесса импортозамещения в рамках многоуровневой политики: «предприятие - отрасль (кластер) -экономика РФ». Потребность в импортозамеще-нии определяется «снизу-вверх», т.к. только в рамках конкретного субъекта предпринимательства можно установить цепочку разрыва процесса создания стоимости и ее последствия для предприятия, отрасли, государства. В соответствии с этим менеджмент предприятия устанавливает уровень импортозависимости: допустимый (замещаемый собственными силами или с помощью сторонних российских организаций) или критический, когда импорт незаместим. При допустимом уровне импортозависимости субъекты предпринимательства по каждой импортоза-мещаемой позиции выполняют анализ и обоснование объемов и стоимости необходимых ресурсов для организации импортозамещения. Далее происходит разработка Программы и механизма импортозамещения.

Эти программы согласуются на отраслевом (кластерном) уровне. Считаем, что наиболее успешно политика импортозамещения будет реализована на кластерном уровне, т.к. во-первых, российская экономика в настоящее время основана на кластерной модели развития, во-вторых, в рамках кластера наиболее полно реализуются преимущества специализации каждого предприятия.

Стимулирование процесса и разработка Программ импортозамещения на уровне экономики страны осуществляется «сверху-вниз». Субъектами, осуществляющими направления, стратегии и тактику импортозамещения, сформулированными в государственной политике импортозамещения являются Правительство РФ, отраслевые министерства, органы управления кластером.

Рис. 1. Блок-схема организации процесса импортозамещения в рамках многоуровневой политики

При разработке политики импортозамещения встает вопрос о критерии импортозависимости. Действительно, для того, чтобы политика импортозамещения была результативной, для каждого временного интервала должны быть четко сформулированы компоненты и объемы импортозамещения. А это можно установить только ответив на вопрос: какой уровень импортозамещения является реально реализуемым, а какой - нет.

В отечественной литературе представлены результаты исследований фактически сложившегося импортопотребления по видам экономической деятельности и его влияния на экономику РФ. Среди таких трудов следует прежде всего, отметить исследования Л. Стрижковой, В. Фальцмана, А. Дай-неко, Т. Вертинской, Д. Береснева [3; 4; 5; 6].

Методический подход к оценке импортозависимости Л. Стрижковой предусматривает систему из трех групп показателей. Первая группа включает сводные оценки импортозависимости экономики и основных сегментов внутреннего рынка экономики (рынка продукции промежуточного назначения, потребительского рынка и рынка готовой инвестиционной продукции). В составе импорта Л. Стрижкова выделяет «... импорт промежуточного назначения и импорт для конечного использования. В состав последнего включается импорт для конечного потребления (домашних хозяйств) и импорт, учитываемый в валовом накоплении» [ 3].

Методология расчета импортозавсимости в разрезе экономики и ее сегментов по методике Л. Стрижковой включает соотношение импорта i-того изделия к совокупному объему импорта и использованной (произведенной) отечественной продукции по /-тому изделию. Вторая и третья группы включают соответственно показатели

оценки зависимости от импорта отраслевых производств и полных затрат импорта в стоимости конечной отечественной продукции и рассчитываются для подсистем низшего порядка - отраслей и предприятий по той же методологии сопоставления объема импорта к объему произведенной продукции, в том числе и с участием импортных поставок [3].

Подход А. Дайнеко, Т. Вертинской и Д. Береснева, изложенный в [6] отличается тем, что предложенный ими показатель «уровень импортозависимости внешнеэкономической деятельности» рассчитывается как отношение стоимостного объема импорта /-того вида экономической деятельности за период t к объему валовой добавленной стоимости /-того вида экономической деятельности за период I Авторы методики отмечают, что чем выше будет абсолютная величина расчетного показателя, тем выше уровень импортозависимости и, наоборот, чем ниже будет абсолютная величина расчетного показателя - тем ниже уровень импортозависимо-сти.

Рассмотрев предложенные методы определения импортозависимости, авторы статьи пришли к выводу, что представленные выше методы расчета учитывают в составе импорта и конкурентный (тот, производство которого можно организовать внутри страны) и неконкурентный (производство которого своими силами внутри страны невозможно). Считаем, что показатель уровня импортозависимости должен определяться, только отношением показателя неконкурентного импорта к объему произведенной продукции, в том числе и с участием импортных поставок, включающих конкурентный и неконкурентный импорт. Только исчисленный таким методом показатель поможет оценить истинную зависимость экономики страны от зарубежных произ-

водителей. Уровень импортозависимости предлагаем рассчитывать по формуле:

ИЗ, = Инк, : (Овн, +Инк, +Ик)

где ИЗ, - уровень импортозависимости, коэф;

Инк, - объем неконкурирующего импорта /-той продукции, млн руб;

Овн, - объем /-той продукции, изготовленной отечественными производителями, млн руб;

И нк - объем неконкурирующего импорта /-той продукции, млн руб;

И к, - объем конкурирующего импорта /-той продукции, млн руб.

Исчисленный таким методом показатель поможет определить долю неконкурентного импорта в общем объеме произведенной в России продукции.

Для разработки эффективной политики импорто-замещения необходимо определить критическую величину импортозависимости по каждому виду

Литература:

1. Семенов А.М. Политика импортозамещения в развитии фармацевтической промышленности России. Дис. ... канд. экон. наук. М., 2014.

2. Карсунцева О.В. Российское машиностроение: курс на импортозамещение // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 48-61.

3. Л.А. Стрижкова. Текст доклада «Сводные оценки импортозависимости экономики и основных сегментов внутреннего рынка экономики», 26 нояб. 2015 г. Институт экономики РАН. URL : inecon.org/docs/Strizhkova_paper_20151126.pdf (дата обращения 12 марта 2016 г.).

4. Фальцман В.К. Форсирование импортозамеще-ния в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 22-32.

5. Фальцман В.К. Критические точки политики импортозамещения // Российское предпринимательство. Т. 16, № 2 (Январь 2015). С. 241-262.

6. Алексей Дайнеко, Татьяна Вертинская, Дмитрий Береснев. Внешняя торговля Республики Беларусь в условиях вступления в ВТО и евразийской интеграции // Белорусская наука. 2014. 247 с.

7. Александрова А.Р., Комаров С.Н., Чорна Е.О. Роль импортозамещения в формировании промышленной политики России // Успехи в химии и химической технологии. Т. XXIX. 2015. № 5. С. 7-9.

8. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортоза-мещения: уроки и проблемы : Монография. Спб. : ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. 171 с.

9. Федосеева Г.А. Сущность и развитие теории импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 144-148.

10. Яковлев Г.И. Особенности реализации импортозамещающей стратегии в российской промышленности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 5(127). С. 59-64.

изделия (компонента). Критическую величину импортозависимости авторы измеряют величиной значения неконкурентного импорта в составе стратегически важных видов продукции. В идеальном случае, по стратегически важным видам продукции эта величина должна быть равной нулю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, политика импортозамещения, как комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленная на организацию эффективного импортозамещения продукции, должна определять сроки и способы снижения критической импортозависимости до нулевого уровня по стратегически важным товарам и способы организации производства товаров конкурентного импорта.

Тем самым будет реализована цель политики импортозамещения, направленная на повышение экономической безопасности российской экономики в сегментах глобального рынка.

Literature:

1. Semenov A.M. Policy of Import Substitution in the Development of Russian Pharmaceutical Industry : diss. for Cand. Econ. Degree. M., 2014.

2. Korsuntseva O.V. Russian Machinery: the Policy of Import Substitution // Actual Problems of Economics and Law. 2016. № 1. P. 48-61.

3. Strizhkova L.A. The text of the report «Summary of Estimation of Import Dependence of the Economy and Major Segments of the Domestic Market Economy», 26 Nov. 2015. Institute of Economics, RAS. URL : ine-con.org/docs/Strizhkova_paper_20151126.pdf (accessed date: 12 March 2016).

4. Falcman V.K. Speeding up of Import Substitution in a New Geopolitical Setting // Forecasting Problems. 2015. № 1. P. 22-32.

5. Falcman V.K. Critical Points of the Import Substitution Policy // Journal of Russian Entrepreneur-ship. V. 16. № 2 (January 2015). P. 241-262.

6. Alexei Daineko, Tatyana Vertinskaya, Dmitry Beresnev. Foreign Trade of the Republic of Belarus in the Conditions of Membership in WTO and Eurasian Integration // Belarusian Science. 2014, 247 p.

7. Abxandrova R.A., Komarov S.N., Chorna O.E. The Role of Import Substitution in the Formation of Industrial Policy of Russia // Advances in Chemistry and Chemical Technology. V. XXIX. 2015. № 5. P. 7-9.

8. Bodrunov S.D. Theory and Practice of Import Substitution: Lessons and Challenges : Monograph. SPb. : INIR them. Witte, 2015. 171 p.

9. Fedoseeva G.A. The Nature and Development of the Theory of Import Substitution // The Bulletin of the St.-Petersburg State University of Economics. 2015. № 3 (93). P. 144-148.

10. Yakovlev G.I. Peculiarities of Implementation of the Import Substitution Strategy in the Russian Industry // Vestnik of Samara State University of Economics. 2015. № 5(127). Р. 59-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.