Научная статья на тему 'Формирование политических стереотипов в сми'

Формирование политических стереотипов в сми Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4018
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИПЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / САМОБЫТНОСТЬ / МЫШ ЛЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / ОБРАЗ РОССИИ НА ЗАПАДЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДА / STEREOTYPES / MEDIA / IDENTITY / THINKING / POLITICAL STEREOTYPES / THE IMAGE OF RUSSIA IN THE WEST / MASS CONSCIOUSNESS / SOCIAL EXPERIENCE OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Русских Людмила Викторовна, Фомина Светлана Владимировна

В данной работе изучается феномен стереотипного мышления: его источники, недостатки и достоинства. Прослеживается формирование политических стереотипов, относящихся как к политическим деятелям, так и к имиджу целой страны. Анализируется различия в восприятии стереотипов индивидуального социального опыта и массового сознания. Также приведены примеры распространенных стереотипов, формирующих имидж России на Западе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of political stereotypes in the media

In this paper we study the phenomenon of stereotype thinking: its sources, advantages and disadvantages. Traced the formation of political stereotypes relating to both policy-makers and to the image of the whole country. We analyze the differences in the perception of social stereotypes of individual experience and the mass consciousness. It also gives examples of common stereotypes, forming the image of Russia in the West.

Текст научной работы на тему «Формирование политических стереотипов в сми»

УДК 316.334.3 + 316.77 ББК С541 + Ч600

формирование политических стереотипов в Сми

Л. В. Русских, С. В. Фомина

в данной работе изучается феномен стереотипного мышления: его источники, недостатки и достоинства. Прослеживается формирование политических стереотипов, относящихся как к политическим деятелям, так и к имиджу целой страны. Анализируется различия в восприятии стереотипов индивидуального социального опыта и массового сознания. также приведены примеры распространенных стереотипов, формирующих имидж России на Западе.

Ключевые слова: стереотипы, средства массовой информации, самобытность, мышления, политические стереотипы, образ России на Западе, массовое сознание, социальный опыт индивида.

Б современном мире человек зачастую думает, прибегая к помощи стереотипов — прочно сложившимся, постоянным образцам мышления [3, с. 188]. Это можно проследить, приводя в пример самые распространенные тендерные стереотипы: женщины глупее мужчин, мужчины не плачут, женщины — слабый пол и т. д.

К данному процессу создания мысли, к стереотипам, складывается предвзятое отношение. С одной стороны, стереотипы являются некими барьерами при формировании нетривиальности в мышлении, в его самостоятельности. Несомненно, легче всего принять распространенную точку зрения на какой-либо процесс, чем оспорить ее, прийти к личному мнению, на которое никто не оказал своего влияния.

с другой стороны, появление стереотипов в нашем сознании играет и положительную роль. Человек по природе своей не в силах быть в эпицентре всех событий и быть осведомленным в большинстве жизненных вопросов. Зачастую приходится высказывать свое мнение по вопросам, в которых ты некомпетентен. Б этом случае могут выручить стереотипы, которые становятся важной деталью твоих размышлений.

Проблема формирования стереотипов проникла практически во все сферы общества. Это вполне объяснимо, так как с помощью стереотипов можно намного облегчить процесс построения мысли. Данный феномен не обошел стороной и политическую сферу общества.

С политической точки зрения понятие «стереотип» можно объяснить как стандартизированный, упрощенный, обычно ярко эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты. Б широком смысле — это традиционный канон мысли, восприятия и поведения, шаблонная манера поведения [4, с. 89]. Б данном случае, стереотипы выступают как в какой-то степени заблуждение, суждение, которое не является истинным. Отсюда вытекает и значительное количество бед: неправильная трактовка позиций политического деятеля, присвоение политическому деятелю несвойственных ему качеств, появление у граждан негативного отношения к политическому деятелю и т. д. Также не стоит забывать, что и в политике могут формироваться стереотипы, которые приходятся «на руку» отдельным лицам.

Феномен политических стереотипов, несомненно, часто рассматривается по отношению к различным политическим деятелям, но он может проявляться и как какое-то сформировавшееся мнение о стране. Если говорить о России, то среди самых популярных стереотипов можно выделить: Россия всегда завалена снегом, здесь можно встретить медведей среди улицы, приоритетный головной убор русских — шапка-ушанка и т. д.

Существование политических стереотипов образа страны естественным образом определяется не только особенностями человеческого мышления, но и, несомненно, ценностными различиями России и Запада [1]. Это является естественным путем развития всех наций, этого не избежать. Мы не можем знать, каким образом устроена жизнь в другой стране, и старательно пытаемся заполнить эти пробелы в знаниях выдуманными вещами. Это, впоследствии, приживается и становится образцом мысли.

По словам Б. И. Пантина, сформированный образ России на Западе — это результат «различий в плане возникновения, эволюции и организации экономики, представления Запада о своей универсальности, асимметричных неожиданных ответов России на вызовы Запада, не вписывающиеся в стандартные рамки мышления западных элит» [5, с. 13].

Бажную роль в формировании стереотипов образа страны играют СМИ. Несомненно, что именно через поток СМИ идут первоначальные представления о политических событиях, тот или иной факт приобретает новый окрас, который необязательно является правдивым. Через телевизор, Интернет, и другие СМИ человек получает информацию, и не совсем задумывается, насколько ей можно доверять, и, преимущественно, на такую информацию человек ориентируется. Если же в мирное время стереотипы в основном не меняются, то, стоит произойти какому-либо конфликту, и отношение к стране тотчас же меняется. СМИ предпочитают рисовать политическую ситуацию таким образом, каким выгодно каждой из сторон конфликта. Здесь главное не перейти за рамки дозволенного, иначе это может привести к совсем нежелательным последствиям.

Если же говорить о стереотипах России, то страна всегда славилась «широкой русской душой», под которой понимается помощь ближним, щедрость, широкий размах и тому подобное. Не зря огромное количество иностранных граждан полюбили нашу страну, а некоторые и вовсе, считают ее второй родиной.

116

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки»

Л. В. Русских, С. В. Фомина Формирование политических стереотипов в СМИ

Человек сам вправе решать, соглашаться со сте- сознания. Во многом этому обязана массовизация

реотипами, либо нет. Но удивительно то, что, незави- человеческих отношений, которая свойственна ин-

симо от того, принимает индивид данный стереотип формационному обществу.

или отвергает, это совсем не мешает стереотипу Формирование политических стереотипов может

вполне успешно существовать. Парадоксальность со- оказывать как положительное, так и отрицательное

стоит в том, что индивидуальная оценка и стереотипы влияние на деятельность политиков. Но, если же речь

находятся в разных плоскостях и не пересекаются. идет о стране, какой образ носит то или иное госу-

Также социальный опыт индивида не встречается дарство, зависит преимущественно от ценностных

с массовым сознанием. Когда человек находится ориентаций источников стереотипов. наедине с собой, то, применяя свой социальный

опыт, отвергает стереотипные суждения. Если же литерагура

ситуация происходит среди большого числа людей, в 1 Ьольшаков, С. Н. ф°рмир°вание тттинн0-

„ „ „ т го имиджа страны: стереотипы и параллелизмы / толпе, где практически стирается индивидуальность,

„ С. Н■ Большаков, С. С. Ьодрунова // Проблемный анализ

здесь человеку свойственно принимать стереотипы, и государственно-управленческое проектирование. —

которые он раньше отвергал. 2011._№ 6._С. 87—93.

В этом секрет устойчивости стереотипов массово- 2. Вольвач, В. Стереотипы как способ формирования

го сознания — разрушить их невозможно с помощью общественного мнения / В. Вольвач // Диспут. — 2001. —

научного знания или эмпирического опыта, не всегда на них влияют контрастные стереотипы, логически

№ 4 — С. 23—34.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, противоположные утверждения; и те, и другие могут Н Ю. Шведова ; Российская академия наук Институт мирно ТО^щ^Т-ШШ^ не мешая друг другу. Стерео- русского языка им. В. В. Виноградова. — М. : Азбуковник, типы исчезают тогда, когда прекращается господство 1999. — 944 с.

массового сознания [2]. 4. Ольшанский, Д. В. Основы политической психоло-

Таким образом, проблема формирования сте- гии /Д В. Ольшанский. — Екатеринбург : Деловая книга

реотипов очень многогранна. Несмотря на то, что

2001. — 496 с.

5. Пантин, В. И. Образ России на Западе: основные к данному понятию распространено зачастую не- /выл // пк d

^ t- t- t- j стереотипы и их истоки / В. И. Пантин // Образ России

гативное отгогание без них сложно представить в мире: становление, восприятие, трансформация. — М,

формирование человеческого мышления и массового 2008. — С. 13—24.

РУССКИХ Людмила Викторовна, доцент кафедры философии и социологии, кандидат культурологии, доцент, Южно-Уральский государственный университет (г Челябинск). Сфера научных интересов — социология культуры, социология образования. E-mail: ludmilaruss@mail.ru.

ФОМИНА Светлана Владимировна, студент 2 курса магистратуры, исторический факультет, Южно-Уральский государственный университет (г Челябинск) сфера научных интересов — социология СМИ, социология политики. E-mail: sveta_0891@mail.ru.

Поступила в редакцию 8 декабря 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series «Humanities and social sciences» _2015, vol. 15, no. 1, pp. 116—117

formation of political stereotypes in the media

L. V. Russkikh, South Ural State University (Chelyabinsk, Russian Federation, ludmilaruss@mail.ru

s. v. Fomina, South Ural State University (Chelyabinsk, Russian Federation sveta_0891@mail.ru

In this paper we study the phenomenon of stereotype thinking: its sources, advantages and disadvantages. Traced the formation ofpolitical stereotypes relating to both policy-makers and to the image of the whole country. We analyze the differences in the perception of social stereotypes of individual experience and the mass consciousness. It also gives examples of common stereotypes, forming the image of Russia in the West.

Keywords: stereotypes, media, identity, thinking, political stereotypes, the image of Russia in the West, the mass consciousness, social experience of the individual.

References

1. Bol'shakov S.N., Bodrunova, S.S. Formirovanie pozitivnogo imidzha strany: stereotipy i parallelizmy [Creating a positive image of the country: stereotypes and parallelisms]. Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie [Problem analysis and public management design], 2011, no. 6, pp. 87-93.

2. Vol'vach, V. Stereotipy kak sposob formirovanija obshhestvennogo mnenija [Stereotypes as a way of shaping public opinion]. Obshhestvenno-politicheskij i istoriko-prosvetitel'skij al'manah «Disput» [Socio-political, historical and educational almanac «Dispute»], 2001, no. 4, pp. 23-34.

3. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij [Dictionary of Russian language: 80 000 words and idiomatic expressions]. Moscow, Azbukovnik, 1999. 944 p.

4. Ol'shanskij, D.V. Osnovy politicheskoj psihologii [Foundations of Political Psychology]. Ekaterinburg, Delovaja kniga, 2001. 496 p.

5. Pantin, V.I. Obraz Rossii na Zapade: osnovnye stereotipy i ih istoki [Russia's image in the West: the basic stereotypes and their origins]. Obraz Rossii v mire: stanovlenie, vosprijatie, transformacija [Russia's image in the world: formation, perception, transformation]. Moscow, 2008. pp. 13-24.

Received Desember 8, 2014

2015, т. 15, № 1

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.