Научная статья на тему 'Формирование политических событий в современной российской политике'

Формирование политических событий в современной российской политике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1911
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД / МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / POLITICAL EVENT / POLITICAL TECHNOLOGY / INFORMATION OCCASION / MANIPULATIVE EFFECT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жирненко Анастасия Александровна, Пупыкин Роман Александрович

Статья посвящена рассмотрению категории «политическое событие», а также анализу процесса формирования политических событий в современной российской политике на примере политической кампании В. В. Путина. Авторы статьи исходят из идеи формируемости политических событий и рассматривают этот феномен как инструмент политических технологий, влияющий на сознание человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жирненко Анастасия Александровна, Пупыкин Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the category of political event, as well as the analysis of the formation of political events in modern Russian politics using the political campaign of V. Putin as an example. The authors proceed from the idea of forming political events, and consider this phenomenon as a tool of political technologies which affects the minds of people.

Текст научной работы на тему «Формирование политических событий в современной российской политике»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 64-70.

А. А. Жирненко, Р. А. Пупыкин

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Статья посвящена рассмотрению категории «политическое событие», а также анализу процесса формирования политических событий в современной российской политике на примере политической кампании В. В. Путина. Авторы статьи исходят из идеи формируемости политических событий и рассматривают этот феномен как инструмент политических технологий, влияющий на сознание человека.

Ключевые слова: политическое событие, политические технологии, информационный повод, манипулятивное воздействие.

Политический процесс сегодня можно рассматривать только в контексте информационной эпохи. Её реалии таковы, что политические технологии заменяют сегодня реальную политику. Именно политические технологии становятся мощнейшим ресурсом власти, с помощью которого и происходит регулирование политического процесса. Но успех и эффективность этого регулирования зависят не только и не столько от возросших информационных возможностей власти, сколько от состояния самого общества. И это общество подчинено законам потребления, где наибольшую востребованность получают события. Это утверждение верно в силу того, что человеческий мозг устроен так, что больше всего ему запоминаются именно произошедшие с ним события, то есть та часть его жизни, в которой происходит реально ощутимое изменение жизненной ситуации. Ежедневно по каналам коммуникации мы получаем большой объем различной информации, касающейся как нашей частной жизни, так и общественной. Однако больший массив информации проходит без видимой задержки в сознании. События же остаются. Они проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе и в политическую, т. к. событийность жизни современного человека заставляет политиков использовать это в рамках своих кампаний. А поскольку из всего массива информации, идущей по каналам коммуникации, человеком лучше всего воспринимается именно событие, то неудивительно, что политическое событие становится технологией.

Значимость политических событий неоспорима: событие всегда влияет на текущую ситуацию. Они могут влиять как на конкретного индивида, его поведение, ценности, установки, так и в целом на политическую ситуацию в стране.

Л. В. Сморгунов, характеризуя политическое событие, выделяет следующие черты: уникальность, нахождение во времени, процессуальная развернутость в актуализации, открытость, неопределенность, случайность, формируемость и др.1 [1]. Нас интересует именно формируемость политических событий. Безусловно, события, происходящие в политической жизни, могут быть и спонтанными, а следовательно, неконтролируемыми. Но такие события не являются инструментами политтехнологий. При формировании политических событий всегда точно продуманы их адресаты (на кого они направлены), точно продуман сценарий действия, а также практически во всех случаях продуман их результат. Под результатом мы понимаем то, какой отклик вызовут они у аудитории, какое влияние они на неё окажут, то есть реакцию окружающей среды. Таким образом, формируемые политические события всегда направленно воздействуют на массовое сознание.

Каждый день в средствах массовой информации мы видим сконструированный политический процесс - он сконструирован из политических поводов, событий, образов и т. д. При подаче подобного политического события главное не его смысл, а его интерпретация. Чтобы информационный повод произвёл наибольшее впечатление, его нужно сделать «событием». В последнее время в СМИ мы все чаще и чаще слышим подобные подзаголовки: «Событие дня, недели, месяца...года». Прочитав подобный заголовок, человеку уже не нужно самому анализировать значимость произошедшего, за него это уже сделали. Поскольку происходит манипулятивное воздействие на сознание человека, формирование политических событий является одним из приёмов паблик рилейшнз.

Преимущество технологии формирования политических событий заключается в том, что они привлекают больше внимания, вызывают больший интерес даже у людей, которые мало интересуются политикой, и, как следствие, дают большую обратную связь, что весьма важно, поскольку получение обратной связи является одной из основных целей PR. Особенно в наши дни, когда в связи с неуклонно растущим количеством пользователей сети Интернет отслеживание обратной связи стало очень доступным. Форумы, блоги, твиттер, а также социальные сети позволяют увидеть эмоции, впечатления, оценку и реакцию на то или иное политическое событие.

Здесь возникает закономерный вопрос: как информация становится событием?

В книге «Теория коммуникации» Г. Г. По-чепцов описывает четыре основные причины, почему информация становится «событием». Он называет эти причины парадоксами. Во-первых, это парадокс селекции, когда масс-медиа выбирают из миллионов событий только сотни, при отборе они опираются на определенные ценностные фильтры. Опора на оценки и ценности в определенной степени «искривляет» мир, выпуская на авансцену лишь ограниченный ряд событий, которые из-за этого перестают быть реальными, а становятся чисто знаковыми. Во-вторых, парадокс нормы: расхождение мира событий и мира информации лежит также в определенной ненормирован-ности мира информации, который выплескивается на потребителя. Мы не помещаем туда ожидаемые события, а как бы стараемся поместить события непредсказуемые, неординарные. Например, сообщение о событии «собака укусила человека» не так интересно, как «человек укусил собаку». В-третьих, парадокс взаимовлияния: исследования показывают, что не только реальный мир влияет на мир информационный, но и законы информационного мира влияют на событийный мир. Можно привести такие примеры: а) художественное телевидение в виде фильмов-детективов вводит аспект борьбы с преступностью в муниципальную политику, при этом частота криминальных событии в эфире переносится потребителем на частоту событий в реальной жизни; б) захваты заложников протекают под большим влиянием последующего отражения их в СМИ; в) визиты государственных деятелей подстраиваются под время прямых репортажей в основные новостные передачи этой страны. В-четвёртых,

парадокс взаимозамены, когда телевизионная политика стала основным определяющим фактором реальной жизни2.

Еще одним фактором делающим информацию событием, по-нашему мнению, является стратегия. Событийное пространство должно быть заполнено стратегиями, то есть возможными перспективами. Таким образом, чтобы стать событием, информация должна иметь перспективу. Перспектива может быть реальной или специально придуманной. Для потребителя стратегии выстраиваются в набор возможностей для потребления политического события и дальше. Технология формирования таких стратегий включает создание открытых каналов коммуникации на сюжетных стыках событийного ряда. Например, такое политическое событие: президенту подарили тигра, аудитории интересно продолжение - где будет жить тигр, будет ли президент посещать его. Таким образом, рождается перспектива формирования дальнейшего развития событий, которая уже определенно будет иметь высокие рейтинги.

Также необходимо отметить тот факт, что формирование политических событий всегда имеет определенную задачу. И, естественно, она латентна, часто незаметна для массы. В политическом событии важно не то, что случилось, а та цель, которая преследуется при его показе или публикации информации о нем. Конструирование политических событий является производством общественного мнения1.

Формированию политического события способствует такой феномен, как театрализация политического процесса. Для повышения своего успеха политикам нередко приходится использовать инструментарий актеров.

Развитие СМИ, особенно телевидения, усилило тенденцию к стиранию линии разграничения между программами новостей и развлекательными программами. Там, где важность информации определяется и оценивается ее рекламными качествами, неизбежно растет разрыв между реальным миром и миром, предлагаемым СМИ3. Следовательно, ещё одной немаловажной чертой, делающей информацию событием, является развлекательность.

И действительно, массовому зрителю гораздо интереснее узнать, что ощенилась собака президента их страны, чем то, что им подписано очередное международное соглашение. Отсюда такое широкое распространение в практике паблик рилейшнз политики театра,

основанного на образе, символе и, наконец, событии, специально сконструированном по запросу общества.

Таким образом, за процесс формирования и постановки политических событий отвечает событийный менеджмент. Современные реалии таковы, что политическая информация становится «товаром». Отсюда все большее распространение событийного менеджмента.

Если политика - это целенаправленное воздействие на человека, то политическое событие - инструмент этого воздействия в системе политических технологий. Таким образом, «событийный менеджмент» - вид PR коммуникации, технология проведения специального события.

Для того чтобы рассмотреть особенности событийного менеджмента в российской политике, необходимо охарактеризовать современный политический процесс.

Во-первых, на сегодняшний день главным ресурсом как в обществе в целом, так и в политике является информация. И средства массовой информации являются «четвертой властью», а также наиболее мощным инструментом общественных изменений и преобразования структур государственной власти как институционализированных, так и неинституциональных. Современный политический процесс оценивается, прежде всего, в контексте наступления «информационной эпохи», или медиакратии. Медиакратия как способ организации власти, при которой информационные отношения превращаются в ключевой механизм форматирования политического пространства и обеспечения взаимодействия между властью и обществом, постепенно становится самоочевидной реальностью4. В современных политических коммуникациях наблюдается тенденция доминирования медиалогики, подчиняющей себе поведение большинства политических игроков. Таким образом, сегодня именно коммуникация определяет формат политических отношений. Но главное отличие процесса распространения медиакратии в России заключается в том, что в нашей стране СМИ является не отдельной ветвью власти, а лишь её инструментом. Поскольку со второй трети 1990-х годов крупный капитал, постепенно превращавшийся в основного политического игрока, принялся последовательно скупать СМИ в целях усиления своего властного позиционирования. Концентрация собственности в данной сфере привела к политическому

доминированию медиаимперий. Впоследствии государство, потеснив медиамагнатов на этом рынке, стало использовать отлаженные медиамеханизмы влияния в качестве главного инструмента легитимации и построения своих отношений с обществом. Институционализация государственного и корпоративного контроля над информационным рынком окончательно закрепила указанный формат политических взаимодействий гражданина и власти4.

Событийный менеджмент представляет собой один из инструментов коммуникаций. Посредством сконструированных событий происходит диалог и символизация отношений между средствами массовой информации и публикой. В этом аспекте событийный менеджмент выступает как технология донесения информации до аудитории, чтобы воздействовать на её поведение, реакции, мнения.

Из всего вышесказанного следует, что, во-первых, событийный менеджмент в контексте медиакратичности современной российской политики является действенным инструментом управления политическими процессами.

Во-вторых, современное общество характеризуется как сетевое, и политические события формируются и потребляются в сетевом обществе. В этом отношении важную функцию выполняют узловые элементы коммуникационных сетей, через которые направляются коммуникационные потоки. Анонимность политических событий отнюдь не предполагает их безадресное распространение. Активные потребители событий являются в этом отношении приоритетными. Эти группы возникают не спонтанно, они также формируются в ходе потребления политических событий1.

Таким образом, политические события современной российской политики характеризуют:

- публичность (они широко освещаются в средствах массовой информации, которые оповещены заранее о них, а также о том, каким образом им необходимо освещать данные мероприятия);

- режиссированность (события являются постановочными, заранее спланированными, за счёт этого они массовы - собирают большую аудиторию);

- направленность (всегда ориентированы на определенную целевую аудиторию);

- целеполагание (каждое специальное политическое событие имеет определенные цели -сформировать в сознании населения необходимые установки, образы, управлять обществен-

ным мнением).

И, что немаловажно, данное воздействие должно быть позитивным, оно должно способствовать формированию положительного образа политического деятеля.

Рассмотрим технологии, инструменты, методы и приемы событийного менеджмента, т. е. технологию формирования политических событий, на примере президентской кампании В. В. Путина 2012 года (см. табл. 1).

В связи с тем, что сегодня доминирование медиалогики подчиняет себе поведение большинства политических игроков, формирование политического пространства по законам ме-дикратии становится нашей реальностью. Мы рассмотрели формирование политических со-

бытий как политическую технологию, которую сегодня все активнее применяют политические деятели, чтобы эффективнее управлять обществом. Таким образом, политическое событие выступает как сосредоточение фактов политического пространства и конкретной техники воздействия на человека в сфере властных отношений. В аспекте паблик рилейшнз политическое событие воспринимается как товар, удовлетворяющий потребности современного человека в коммуникации (чтобы он чувствовал себя вовлечённым в политический процесс). А власти оно нужно для того, чтобы проникнуть в сознание человека, побудить его действовать в нужном направлении, навязать ему «правильные» стереотипы, ценности, образы; формиро-

Таблица 1

Анализ политических событий президентской предвыборной кампании В. В. Путина

в период с 27 нояб ря 2011 года по 20 февраля 2012 года

Дата Событие Технологии, инструменты, методы, приёмы событийного менеджмента

27 ноября 2011 года Съезд «Единой России» утвердил кандидатуру Владимира Владимировича Путина на пост Президента страны Сочетание инструмента «шоу-реклама» (аплодисменты, овации, крики поддержки) и инструмента «детализация» (освещение «нужного» момента) - единогласная поддержка делегатами решения Путина идти на третий срок. Это позволило использовать инструмент «интерпретация факта»: выдвижение Путина в президенты - воля народа, так как поддержано одобрением «мнимого» большинства. В ходе мероприятия были реализованы основные принципы событийного менеджмента: зрелищность, отрежис-срованность, медийность, сенсационность. Цель: политическая легитимация третьего срока

15 декабря 2011 года «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение» Метод планирования проведения и разработки события. Инструменты: «шоу-реклама», «создание шума», использование ЛОМов, «спин», «интерпретация факта»: на вопрос об обвинениях власти в фальсификации на прошедших парламентских выборах он ответил, что это протест оппозиции, которая данным образом стремится «подойти к власти» и что это вполне естественный процесс. Приём «осмеяние»: обозвал участников митинга «бандер-логами», а белые ленточки на их груди - средствами индивидуальной защиты. Принципы режиссированности, медийности, публичности, массовости, ограниченности во времени

16 декабря 2011 года ВЦИОМ: Рейтинг В. В. Путина 42 %5

20 декабря 2011 года В. Путин зарегистрирован кандидатом в президенты РФ

21 декабря 2011 года Рабочая поездка в Чечню. Проведение заседания по развитию СКФО Приём «смещение акцентов» с агитационной составляющей кампании на решение вопросов повестки дня государства. Цель: поддержание тесной связи Путина с Северным Кавказом (главами республик, краёв и областей) и консолидация электората

22 декабря 2011 года Пропутинские блоги блокировали за накрутку рейтинга Применение технологий ведения информационной войны — накрутка рейтинга с целью влияния на общественное мнение. А также инструменты: а) «интерпретация факта» (штаб Путина утверждал, что блокирование их интернет-ресурсов - дело рук оппозиции, «Закрытие наших «ЖЖ» - это признак страха «белой ленты» перед нами»); б) «спин» — подгонка событий под конкретную ситуацию: «оппозиция стремится расчистить поляну перед митингом 24 декабря»

29 декабря 2011 года ВЦИОМ: Рейтинг В. В. Путина 45 %5

04 января 2012 года По данным ВЦИОМ В. В. Путин возглавил рейтинг «элиты страны»

07 января 2012 года В. В. Путин встретил Рождество в Спасо-Пре- ображенском соборе Санкт- Петербурга После торжественного богослужения премьер-министр рассказал о своем детстве. Отказался обсуждать политические вопросы и пожелал всем счастья, здоровья и благополучия - приём формирования позитивного восприятия своего образа в сознании людей, установление доверительных отношений с аудиторией. За счет выставления напоказ религиозных чувств осуществляется воздействие на духовные ценности электората

10 января 2012 года Россияне выбрали В. В. Путина политиком года

12 января 2012 года Открылся официальный сайт кандидата в президенты В. В. Путина

12 января 2012 года В. В. Путин заявил, что не будет участвовать лично в президентских теледебатах Приём «дистанцирование» от других кандидатов. Применяется Путиным с самой первой предвыборной кампании 2000 года

12 января 2012 года В. В. Путин на заседании президиума правительства РФ объявил о росте ВВП на 4,2 %. Приём акцентирования внимания на успешности проводимой им экономической политики

13 января 2012 года ВЦИОМ: Рейтинг В. В. Путина 48 %5

16 января 2012 года 23 января 2012 года 30 января 2012 года 6 февраля 2012 года 13 февраля 2012 года 27 февраля 2012 года Выход первой статьи В. В. Путина «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить» Серия статей, адресованных, в первую очередь, думающему - интеллектуальному, среднему - классу, а также т. н «креативному классу»6. Все семь статей были опубликованы в разных печатных изданиях и в сети Интернет. Таким образом, мы видим использование метода подбора целевой аудитории и коммуникативного обмена с ней информацией. Используется метод разработки события - отрегулированное движение информационных потоков. Данные методы были направлены на достижение цели: мобилизовать, сблизить между собой данный «думающий» слой путём выстраивания с ним диалога и, как следствие, привлечь его на свою сторону.

20 января 2012 года ВЦИОМ: рейтинг В. В. Путина 52 %5

21 января 2012 года Икона В. В. Путина в Нижегородской области начала миро-точить Такой привычный для России приём сакрализации образа власти позволяет внедрять в сознание установку предре-шенности исторической судьбы России. Приписывание событию значения - знамения. Фантастичность события позволяет ассоциировать Путина с монархическими правителями. Интригу подпитывает неизученность самого феномена «мироточенья» (мифологический подтекст). Цель: образ Путина - подлинного, «несфальсифицирован-ного», «посланного свыше» правителя; подчеркнуть харизматическое призвание7.

22 января 2012 года В. В. Путин принял участие в Форуме народов Юга России Рабочие поездки по регионам -приём «смещение акцентов» с агитационной составляющей кампании на решение вопросов повестки дня государства. Цель: заручиться электоральной поддержкой в регионах; укрепление в сознании россиян образа деятельного политика, решающего насущные проблемы всей страны и проявляющего активное участие в жизни каждого региона.

24 января 2012 года Принял участие в митинге «ОНФ» в Кемерово Инструмент - использование лозунговых речевых конструкций. Цель — подавление аналитической деятельности аудитории, способствует укреплению солидарности единомышленников. Инструмент «раздача обещаний и призывов» - эксплуатация сферы человеческих желаний и надежд. Приём давления на ценностные ориентации аудитории: «Страна наша всегда, особенно в трудные времена, опиралась на крепкое плечо горняка и металлурга». Как следствие, ей не остаётся ничего другого, как оказать поддержку (наклеивание ярлыков). Цель - привлечение на свою сторону жителей региона.

26 января 2012 года В ходе выступления на заседании правительства объявил о повышении пенсий на 7 % Инструмент «раздача обещаний и призывов»

30 января 2012 года В. Путин поклонился иконе, которой благословляли на царство Приём сакрализации образа власти

30 января 2012 года Создание сообщества в социальной сети «ВКонтакте» под название «Россия без Путина - Россия без будущего», создание сайта «Плакат с Путиным» с целью собрать 10 тысяч плакатов в поддержку премьера к 23 февраля Приём «распространение специально подобранной информации». Метод «противодействие конкурентам». Цель: направить обнаружившиеся неблагоприятные коммуникативные потоки в нужное русло

1 февраля 2012 года В Рунете резко увеличилось число сторонников В. В. Путина. «Созданное в январе сообщество за месяц набрало около 4 000 участников»

4 февраля 2012 года 11 февраля 2012 года 18 февраля 2012 года Серия акций поддержки В. В. Путину в форме уличных митингов и шествий Метод противодействия конкурентам с целью изменения негативного течения коммуникативных потоков. Также метод разработки события - отрегулированное движение информационных потоков (были показаны во всех субботних новостных выпусках и в итоговых выпусках новостей, которые традиционно имеют самый высокий рейтинг) в совокупности с технологией «создание шума». Инструмент «раздача обещаний и призывов». Данные методы, инструменты и технологии были направлены на достижение целей: дать отпор акциям протеста; сформировать в сознании народа новые образы Путина, во-первых, как «антивластного» и «народного» президента (поэтому ни «партия власти», ни чиновники отношения к ним не имели); во-вторых, как «антистоличного» президента, поскольку акции проходили преимущественно в регионах. Мобилизация электората

17-20 февраля 2012 года ВЦИОМ: рейтинг В. В. Путина 62 %5

вать общественное мнение и управлять им. Примечания

1 См.: Сморгунов, Л. В. Событийное политическое знание и его значение для современной сравнительной политологии // Полис. 2011 № 1.С. 22

2 См.: Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации. М. ; К. : Рефл-бук-Ваклер, 2001. С. 357.

3 См.: Гаджиев, К. С. Политическая наука. Ч. 2. М., 1994. С. 388.

4 См.: Соловьёв, А. И. Политический дискурс

медиакратий : проблемы информационной

эпохи // Полис. 2004. № 2.

5 См.: ВЦИОМ. иКЬ : http://wciom.ru.

6 Креативный класс - широкая группа людей, получивших качественное образование и занятых созданием нового, что приносит пользу окружающим. В нашей стране сегодня так называют определённый слой людей, вышедших на митинги «За честные выборы».

7 Харизматическое призвание - в агиографическом жанре харизме соответствует богоизбранность, в семантике мифа - предначертание рока, судьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.