Научная статья на тему 'Формирование полиморбидной патологии у детей с артериальной гипертензией и гиперпролактинемией'

Формирование полиморбидной патологии у детей с артериальной гипертензией и гиперпролактинемией Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
53
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Ревенко Н. А., Каладзе Н. Н., Зюкова И. Б., Янина Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование полиморбидной патологии у детей с артериальной гипертензией и гиперпролактинемией»

ТЕЗИСЫ. IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «ДЕТСКАЯ КАРДИОЛОГИЯ 2016»

(АГ) на разных этапах ее формирования и определить вклад факторов риска (ФР) развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в их поражение.

Материалы и методы: обследовано 299 подростков с эссенциальной АГ в возрасте от 12 до 18 лет (средний возраст 14,9±2,0 лет), из них 215 юношей и 84 девушки. По результатам СМАД подростки с ЭАГ были разделены на три группы наблюдения: первая группа — 98 подростков с феноменом «гипертонии белого халата» (ГБХ), вторая группа — 108 подростков с лабильной АГ (ЛАГ); третья группа — 93 подростка со стабильной АГ. 27 здоровых подростков составили группу контроля Гипертрофия ЛЖ в подростковом возрасте диагностировалась при индексе массы миокарда левого желудочка (ИММЛЖ) (г/м2,7) выше 95% распределения для соответствующего пола. МРТ головного мозга проводилась на магнитно-резонансном томографе «Magnetom-OPEN» по общепринятой методике. Эндотелиальная дисфункция оценивалась по определению активности фактора Виллебранда (ФВ) в плазме крови. Выявление факторов риска включало оценку частоты встречаемости пассивного и активного курения, низкой физической активности, наследственной отягощенности по ССЗ и избыточной массы тела (ИМТ).

Результаты: Изменения геометрии ЛЖ были выявлены у 23,1% обследованных подростков с эс-сенциальной АГ, при этом концентрическая гипертрофия выявлена у 2%, концентрическое ремодели-рование — у 6%, эксцентрическая гипертрофия —у 15% пациентов. У пациентов со стабильной АГ шанс формирования эксцентрической гипертрофии в 3,13 раза был выше чем в группе ГБХ и в 2,7 раза выше чем в группе ЛАГ (р=0,0049 и, р=0,0076 соответственно). Проявления гипертензивной энцефалопатии (ГЭ) были выявлены у 74% подростов с ЭАГ на разных этапах ее становления. Разница средних цифр размеров субарахноидального пространства (САП) задней черепной ямки во всех группах наблюдения по отношению к контролю с поправкой на пол и возраст была клинически значима. При повышении среднего АД за сутки на 1 мм рт.ст. отмечается увеличение размеров САП задней черепной ямки на 0,14 мм (ДИ 0,02:0,46), р=0,032), а увеличение индекса времени систолического АД в ночные часы на 1 ед измерения (%) влечет за собой увеличение этого же параметра на 0,09 мм (ДИ 0,01:0,16), р=0,028). В группах пациентов с лабильной и стабильной АГ было выявлено значимое увеличение концентрации ФВ по отношению к контролю (р=0,0056 и р=0,0018 соответственно). У пациентов с эссенциальной АГ и наличием ГЭ отмечалась более высокие показатели разницы средних значений активности ФВ и ММЛЖ, чем в группе пациентов без структурных нарушений головного мозга (р=0,025 и р=0,01 соответственно). Отягощенная наследственность по ГБ и активное курение вносили свой вклад в формирование гипертрофии ле-

вого желудочка через увеличение уровня пульсового давления, а ИМТ — через увеличение индекса инсу-линорезистентности HOMA. На формирование ги-пертензивной энцефалопатии опосредованно влияла ИМТ через увеличение индекса времени систолического АД в ночные часы.

Вывод: Поражение органов-мишеней начинает формироваться на самых ранних этапах формирования эссенциальной АГ. Курение, избыточная масса тела и отягощенная наследственность по ГБ опосредованно вносили свой вклад в формирование поражения — органов-мишеней. Своевременное проведение профилактических мероприятий у всех подростков с эссенциальной АГ позволит не только предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания, но и будет способствовать регрессии имеющихся клинических симптомов болезни.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИМОРБИДНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИ-ПЕРТЕНЗИЕЙ И ГИПЕРПРОЛАКТИНЕМИЕЙ

РЕВЕНКО Н.А., КАЛАДЗЕ Н.Н., ЗЮКОВА И.Б., ЯНИНА Т.Ю.

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И. ГЕОРГИЕВСКОГО ФГАОУ ВО «КФУ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО«, КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ, ФИЗИОТЕРАПИИ И КУРОРТОЛОГИИ, ЕВПАТОРИЯ

Комплексная (сочетанная, микст-, полиморбид-ная) патология — заболевание, сопровождающееся вовлечением в патологический процесс различных регуляторных и эффекторных систем организма. Имеющиеся на сегодняшний день сведения указывают на то, что ранние проявления различных составляющих метаболического синдрома формируются у детей. Выявление ранних маркеров развития различных нарушений позволит снизить риск развития кардиоваскулярной патологии и создать новые подходы к терапии метаболического синдрома и артериальной гипертензии (АГ).

Цель: изучение участия пролактина (ПРЛ) в формировании метаболических нарушений у детей с АГ.

Результаты и обсуждение: в наших исследованиях уровень ПРЛ у детей с АГ составлял 360,05 [298,15 - 426,25] (376,08±112,99) мМЕ/л, достоверно (р<0,001) превышая уровень КГ (221,8 [177,9 - 242,8] (228,91±67,68)) мМЕ/л. Было установлено, что у детей с АГ сохраняются отличия по гендерному признаку, как в основной, так и в контрольной группах детей пред- и пубертатного возраста, что сопоставимо с данными других исследователей о зависимости ПРЛ от периода развития ребенка и более высоких его уровнях во время полового созревания. Хотя повышение ПРЛ — полового гормона, на первый взгляд, является физиологичным процессом в период пре- и пубертата, однако, мы считаем, что более высокие его уров-

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 3, 2016

АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ

ни, особенно у мальчиков являются маркером формирования и стабилизации патологического процесса. Было установлено наличие гиперпролактинемии у 16 (40,02%) детей с ожирением и АГ, у которых регуляция углеводного и жирового обменов нарушена и у 2 (6,06%) (¿<0,001) детей с АГ без нарушения метаболизма. У детей с АГ и избыточной массой тела достоверно выше были показатели ПРЛ (¿<0,001), по сравнению с детьми с нормальной массой тела. По результатам корреляционного анализа были выявлены связи ПРЛ и среднесуточного систолического АД (/=0,3, ¿<0,05), окситоцина (/=0,44, ¿<0,05), серотонина (/=0,48, ¿<0,05), кортизола (/=0,21, ¿<0,05) что указывает на включение роли ПРЛ в активации стресс-реали-зующего компонента вегетативной нервной системы в регуляции АД при АГ. Отрицательная коррелятивная связь ПРЛ и суточного индекса систолического АД (/•=-0,58, ¿<0,05), положительная с уровнем дневного мелатонина (/=0,23, ¿<0,05) подтверждает биоритмологическую роль гормона в формировании АГ. Взаимосвязь с индексом массы тела (/=0,63, ¿<0,05), леп-тином (/=0,69, ¿<0,05), инсулином (/=0,59, ¿<0,05), фактором роста нервов (/=0,25, ¿<0,05), грелином (/=-0,35, ¿<0,05) показывает степень участия ПРЛ в метаболических нарушениях.

Выводы: таким образом, ПРЛ представляет собой метаболический гормон, роль которого в формировании АГ и метаболического синдрома может рассматриваться как самостоятельный маркер формирования полиморбидной патологии.

СОСТОЯНИЕ СТРУКТУР ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ПОДРОСТКОВ С ЛАБИЛЬНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕР-ТЕНЗИЕЙ ПО ДАННЫМ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ ТОМОГРАФИИ

САКАЕВА Г.Д., ЭТКИНА Э.И., ГУРЬЕВА Л.Л., ОРЛОВА Н.А., ФАТКУЛЛИНА Р.Ш., РЫБАЛКО О.А., БИКТИМИРОВА A.A.

ГБОУ ВПО БАШГОСМЕДУНИВЕРСИТЕТ МЗ РФ, КЛИНИКА БГМУ МЗ РФ, УФА

По данным исследований последних лет показано, что патологические изменения структур головного мозга врожденного или приобретенного характера довольно часто выявляются у детей со стойким цефалгическим синдромом и вегето-сосудистыми расстройствами.

Цель исследования: изучение состояния структур головного мозга методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) с ангиографическим режимом у подростков с лабильной артериальной гипертензи-ей (АГ). Под наблюдением находилось 32 подростка с лабильной АГ. Среди обследованных детей отмечалось незначительное преобладание мальчиков (56,3%). Средний возраст обследованных подростков составил 14±3,2 лет.

Методы: комплексное клиническое, лаборатор-но-инструментальное обследование с целью верификации диагноза и исключения вторичного характера артериальной гипертензии. Для уточнения характера течения АГ проводилось суточное мониторирова-ние артериального давления (СМАД). При наличии выраженного и стойкого цефалгического синдрома с целью верификации диагноза у 12 (37,5%) пациентов проведена визуализация структур и сосудистой системы головного мозга методом магнитно-резонансной томографии.

Результаты и обсуждение: при уточнении анамнеза патология в перинатальном периоде выявлена у 71,8% обследованных подростков, перенесенные закрытые черепно-мозговые травмы — у 37,5% детей. У всех обследованных детей отмечались периодические подъемы артериального давления (АД) выше 95 процентиля в соответствии с полом, возрастом и процентилем роста. Средний уровень повышенного систолического АД (САД) составил 150,2±23,4 мм рт. ст. и диастолического АД (ДАД)— 81,6±12,1 мм рт. ст. По данным СМАД среднее максимальное САД и ДАД составило 149±15,4 и 89±13,3 мм рт. ст. соответственно. Индекс времени гипертензии САД в дневное время составил 23,3±17,5%, в ночное время — 13,9±11,3%. Подавляющее большинство обследованных подростков (78,1%) отмечали жалобы на головные боли давящего, пульсирующего или сжимающего характера, чаще на фоне умственного и физического перенапряжения. Тошнота и рвота на высоте головной боли выявлялась у 43,4% и 20,8% пациентов соответственно. В 40,6% случаев отмечались периодические головокружения, в том числе во время поездок в транспорте. Кратковременные пред- и синкопальные состояния в анамнезе выявлены у 5 детей. Повышенную утомляемость, учащенные сердцебиения и кардиалгии отмечала половина обследованных детей. По данным серии томограмм головного мозга, выполненных в поперечной, сагиттальной и коронарной проекциях, у всех обследованных детей кора и белое вещество головного мозга имели правильное развитие и нормальную интенсивность МР-сигнала. У половины обследованных детей выявлены признаки внутричерепной гипертензии. У каждого третьего пациента отмечалась незначительная асимметрия боковых желудочков. Ликворные кисты менее 1,0 см в диаметре (лобной доли, базальных ядер или прозрачной перегородки) выявлены у 42,7% детей. У двух детей выявлена ретроцеребеллярная киста в проекции задней черепной ямки. Размеры указанных кист составили: 18х14 мм и 92х30х48 мм. Патологических изменений сосудистой системы по данным МРТ-обследования не выявлено. Пациенты с выявленной ретроцеребел-лярной кистой головного мозга были проконсультированы нейрохирургом, рекомендовано динамическое наблюдение.

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGE IPEDIATRII, 3, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.