Научная статья на тему 'Формирование «Поликультурного мировоззрения» в процессе обучения иностранному языку студентов языковых вузов'

Формирование «Поликультурного мировоззрения» в процессе обучения иностранному языку студентов языковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КАРТИНА МИРА / FORMATION / STUDENTS OF LINGUISTIC UNIVERSITIES / POLICULTURAL OUTLOOK / STUDYING ENGLISH LANGUAGES / UNIVERSAL VALUES / COUNTRY-SPECIFIC COMPETENCE / PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картунова Ирина Александровна

Статья посвящена вопросам повышения эффективности процесса поликультурного образования средствами иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problem of making policultural outlook of students in foreign languages Institutes.

Текст научной работы на тему «Формирование «Поликультурного мировоззрения» в процессе обучения иностранному языку студентов языковых вузов»

И. А. Картунова,

языковый центр «Космополис»

ФОРМИРОВАНИЕ «ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

FORMATION OF «POLICULTURAL OUTLOOK» IN PRRCEES OF STUDYING FOREIGN LANGUAGE OF STUDENTS OF LINGUISTIC UNIVERSITIES

Статья посвящена вопросам повышения эффективности процесса поликультурного образования средствами иностранного языка.

The article discusses the problem of making policultural outlook of students in foreign languages Institutes.

В современной науке понятие «мировоззрение» означает систему обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельно -сти, ценностные ориентации.

В качестве субъекта мировоззрения выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром коллективного и индивидуального сознания, а также существенным показателем зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса.

Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство.

С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»).

Мировоззрение - способ построения картины мира. Картина мира - это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения. Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности. Это - основная функция мировоззрения. Она называется методологи -ческой, поскольку именно мировоззрение лично-

сти или общества определяет, какие именно способы будут использоваться для достижения жиз -ненной цели. Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей.

Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало[1].

В современной России происходит падение нравственности в молодежной среде, что означает смену ценностных ориентаций людей, размытости представлений о картине мира. В стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление. Результаты анкетирования и интервьюирования студентов языковых вузов показали, что большинство сту дентов не осознают себя носителями русской ку льтуры и не могут сформулировать не только сущности основополагающих ценностей русской культуры (соборность, приоритет духовных ценностей, широта пространственных и временных представлений), но и конкретные нормы поведения,

связанные с этими ценностями. Важным в контексте обучения иностранному языку, а, следовательно, межкультурному общению представля-ется формирование этико-моральной национальной идентичности студентов[2].

Становление человека предполагает не толь -ко развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценно -стей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных ориентаций. Роль образования в осуществлении этой стратегии велика. Именно образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует на все сферы жизни. Гуманистические ценностные ориентации - это стрем -ление к возвышению человека, наиболее полно -му воплощению в нем человеческой сущности.

Исходя из понятий «мировоззрение» и «гуманизация образования», можно сделать вывод, что целью гуманитарного образования, в том числе на уроках иностранного языка, является образование человека как личности, развитие его ду ховных сил, ценностей, способностей, воспитание его морально ответственным и социально приспособленным человеком.

Изучение иностранного языка может сыграть особую роль в формировании личности учащихся. Возможности иностранного языка в решении актуальных задач современного общества в области воспитания подрастающего поколения трудно переоценить.

В процессе изучения иностранного языка происходит овладение иноязычной культурой, т.е. совокупностью духовных ценностей, накоп -ленных в процессе цивилизации народом страны изучаемого языка. Знакомство учащихся с бы -том, культурой, искусством и научными достижениями других стран и народов происходит путем изучения языкового материала, который представляет собой особую ценность для обучаемого.

Кроме того, осуществляется диалог дву х культур - иностранной и родной. Это очень важно, так как формирование человека духовного, человека культуры происходит благодаря диало -гу культур.

Воспитательный потенциал занятий по иностранному языку велик. Он зависит от культуро-ведческих материалов, используемых на уроке иностранного языка. Этот материал включает в себя общенациональные ценности, что позволяет

воспитывать чувство патриотизма как потребности и способности к деятельной любви к своей Родине.

Включение общечеловеческих ценностей позволяет воспитывать убежденность в приоритетности общечеловеческих ценностей, в формировании потребностей к критическому мышлению.

Рассматривая на уроке иностранного языка жизнь (природу, жизнь человека и человеческой цивилизации) как ценность, учитель способствует формированию гуманитарного мировоззрения, способности к решению проблем, связанных с выживанием, милосердием, преодолением кризисов цивилизации, сохранением природной среды.

В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. Предмет «ино -странный язык» в силу своей специфики облада -ет в этом аспекте гораздо большими возможностями, чем другие предметы. Интернационалист — это человек, который, в какой-то мере владея языком, культурой другого народа, использует его на благо обоих народов, для укрепления международных связей.

Изучение мировой культуры как ценности позволяет воспитать ду х интернационализма, чувство сопричастности к мировой истории, па -мятникам литературы и искусства, философии и науке, воспитывается потребность к приобщению к мировой культуре.

Говоря о свободе и правах личности как цен -ности, учитель формирует потребность и способность совершать социальный выбор, воспитывает правовое сознание и сознание собственного достоинства и уважительного отношения к достоинству других людей.

Уровень иноязычной грамотности является показателем цивилизованности общества. Высокий уровень иноязычной грамотности приводит к увеличению интеллектуального и нравственно -го потенциала общества, так как открывается доступ к общечеловеческим ценностям мировой культуры. Каждый человек, владеющий ино -странным языком, в какой-то мере увеличивает культурный потенциал страны.

Рассматривая проблемы общения и сотрудничества (в том числе межнациональное, кросс-культурное) как ценность, мы формируем потребности и способности понимать чужие точки зрения на социальные и гуманитарные проблемы, достигать согласия и сотрудничать в услови -ях различия взглядов и убеждений.

Всё сказанное выше говорит о том, что иностранный язык обладает огромными возможностями для осуществления воспитания студентов [3].

Благодаря исследованиям Л. Л. Габидулли-ной и Е. Л. Сырцовой, мы понимаем, что одной из важнейших задач современного образования является приобщение сту дентов к глобальным ценностям, формирование у них умения общать -ся и взаимодействовать с представителями со-

седних культур и в мировом пространстве. Тен -денции современного общества в социальном, культурном, экономическом, политическом пла -нах привели к формированию «поликультурного социума» [4].

Поликультурный социум - это такое образовательное пространство, в котором проживают и обучаются учащиеся разной этнолингвистиче-ской, религиозной и социально-экономической принадлежности [10]. В последние годы в отечественной педагогике всё больше стали говорить о важности поликультурных аспектов в школь -ной и вузовской аудитории. Самостоятельно оформилось такое направление, как поликуль-турное образование [6, 8].

Какой же смысл приобретает обучение иностранному языку в данных условиях и как воз -можно реализовать идеи поликультурного образования при обучении иностранным языкам студентов языкового вуза? Остановимся на анализе первого из вопросов. Обучение иностранному языку приобретает следующий смысл:

1. Важный гуманитарный образовательный смысл. Полноценное образование зависит от степени владения языком как средства общения.

2. Особый лингвистический смысл. Между языками существует непрерывная взаимосвязь, в результате которой обеспечивается сопоставле-ние и перенос иностранного языка на родной. При данном взаимодействии языки вступают в сложные отношения, что стимулирует общее развитие личности студента.

3. Специфический социально -религиозный смысл. Носители различных языков являются представителями различных религиозных кон -фессий, взаимовлияние языков и религий также способствует общему развитию.

4. Культурно-политический смысл. Современная смена акцентов изучения традиционных европейских языков на изучение языков стран востока способствует расширению и поддержа -нию культурно-образовательных связей.

5. Особый глобальный смысл, который заключается в идее глобализации на условиях мирного сосуществования народов различных стран, этнических групп, культур [11].

Преподавание иностранного языка и иноязычной культуры способствует формированию у учащихся умения общаться, сосуществовать с людьми разных этнических групп, формирует богатый опыт социально-культурного общения,

который является прочной базой приобщения учащихся к глобальным ценностям цивилизации. Переход к информационному обществу требует полноценного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей, облегчающих её вхождение в мировое сообщество, позволяю -щих успешно функционировать в нём. Как отмечает Р. П. Мильруд, «сменились ценностные ориентации .... самая большая ценность - сво-бодная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира» [7].

Студент должен владеть знаниями, представляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществления деятельности, современными ценностными ориентациями, основами межкультурного общения внутри страны, на международном уровне. Говоря о задачах поликультурного образования средствами иностранного языка мы, вслед за В.В. Сафоновой, включаем в их число следующие:

1. Развитие культуры восприятия совре-менного, многоязычного мира.

2. Комплексное билингвистическое и поли-культурное развитие языковой личности студентов.

3. Развитие у обучаемых полифункциональ-ной социокультурной компетенции (которая является одним из компонентов коммуникативной компетенции), помогающей им ориентироваться в изучаемых типах культур и соотносимых с ни -ми норм коммуникации и форм общения.

4. Обучение технологиям защиты от куль -турной дискриминации и ассимиляции.

5. Создание условий для культурного творчества, в том числе и речетворчества.

Реализация данных задач готовит учащихся к становлению их как субъектов диалога в меж-культурном общении. Под межкультурным общением понимается функционально обусловлен -ное коммуникативное взаимодействие людей, которые выступают носителями разных культурных сообществ в силу осознания ими или други -ми людьми их принадлежности к разным геополитическим, континентальным, региональным национально-этническим сообществам, а также социальным субкультурам [9].

Эффективность процесса поликультурного образования средствами иностранного языка обусловлена соблюдением принципов, отражен -ных в таблице.

Принципы процесса поликультурного образования

Принципы Основное содержание принципов

Принцип дидактической культуросообразности Обнаруживается в отборе материала для учебных целей; необходимости определить ценностный смысл и значи -мость отбираемого материала; в определении целесообразности использования данного материала с учетом возрастного и интеллектуального потенциала учащихся.

Принцип диалога культур и цивилизаций Обнаруживается в необходимости анализа аутентичных или частично аутентичных материалов с точки зрения возможности потенциального их использования при моделировании культурного пространства по принципу расширяющегося круга (от этнических субкультур до мировой культуры); в построении дидактической модели на основе контрастивно-сопоставительного изучения культур и цивилизаций с точки зрения исторического анализа; использование культуроведческого материала о родной стране.

Принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий Обнаруживается в использовании серии постепенно усложняющихся задач, среди которых выделяются задания, направленные на сбор, интерпретацию и обобщение культуроведческой информации; в развитии поликуль-турной компетенции, помогающей ориентироваться в коммуникативных нормах, в выборе приемлемых форм взаимодействия с людьми в условиях межкультурного общения.

Данные принципы были разработаны и описаны В. В. Сафоновой. Это меняет все компоненты системы обучения иностранному языку. Покажем, как идеи поликультурного образования влияют на цели обучения иностранному языку. Интегративная цель - это формирование коммуникативной компетенции, способности и готов -ности осуществлять иноязычное межличностное

и межкультурное общение с носителями языка с заданных стандартом ситуациях.

Реализация данной цели возможна при условии, ч то у обучаемого сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).

ИКК включает следующие компоненты (рисунок).

Компоненты иноязычной коммуникативной компетенции

В основу схемы положена модель ИКК, предложенная В.В. Сафоновой [7]. Основной упор в постановке целей делается на культуроведческое направление обучения, приобщения студентов к культуре страны изучаемого языка, умение представить ее средствами языка, включение студента в диалог культур. Применительно к содержанию обучения иностранному языку наблюдаются следующие тенденции:

1. Акцент делается на деятельностный компонент, на развитие опыта творческой деятельности, на формирование ценностных ориентаций. «Зна-ниевая» составляющая предполагает активное

применение и практическую направленность получаемых знаний [2].

2. При отборе иноязычного содержания обучения учитываются в большей мере интересующие студентов проблемы, интересы, прежде всего это проявляется в отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, видео, аудио материалов, применение Интернета.

3. Используется проблемная подача материала, упражнения на рефлексию, на развитие самооценки самосознания.

4. Отбираются такие материалы, которые апеллируют к личному опыту учащихся, к их чувствам,

эмоциям, побуждающие их к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.

5. Выбираются такие приемы и технологии обучения, при которых студент ставится в центр учебного процесса, становясь субъектом деятельности. Поэтому необходимо организовать его взаимодействие с учащимися, придать процессу обучения практическую направленность. Поэтому предпочтение отдается обучению в сотрудничестве, использованию групповой работы и т. д. [4]. Все это способствует созданию благоприятной обучающей и воспитывающей среды.

С учетом вышеизложенного мы строим обучение английскому языку на основе сравнительносопоставительного анализа родной и неродной культуры, формируя тем самым «поликультурное мировоззрение», общечеловеческие ценности и интернациональное воспитание студентов языковых вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Т.С. Основы философии. - Пермь: Изд-во Томского ун-та, Перм. отд., 1991. - С. 276.

2. Иванова Н.С. Культуроведческий подход к обучению межкультурному общению на иностранном языке. Принципы и приемы обучения. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. - Санкт-Петербург, 2007. С. 29-30.

3. Яценко Л.В. Воспитательный потенциал занятий по иностранному языку // Иностранец. -2008.

4. Г абидуллина Л. Л., Сырцова Е. Л. Реализация идей поликультурного образования при обучении английскому языку в начальной школе // Иностранец. - 2008.

5. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М., 2001. - С.15.

6. Макаев В.В., Малькова ЗА., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальные проблемы современной школы // Педагогика. -1999. -№ 4. - С. 3-10.

7. Мильруд Р.П. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // ИЯТТТ-2002.- №2. - С. 11-21.

8. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - №6. - С. 3-11.

9. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // ИЯШ -2001. - №3. - С. 17-24.

10. Синагатуллин И. М. Новый миллениум: роль и место иностранного языка в поликультур-ном социуме // ИЯШ. - 2002. - №1. - С. 32.

11. Сафонова В.В. Социокультурный подход к

обучению иностранному языку. - М.: Высшая школа, АМСКОРО ИНТЕРНЕШНЛ, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.