Научная статья на тему 'Формирование показателя продажи товаров в налоговом учете'

Формирование показателя продажи товаров в налоговом учете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / TAX ACCOUNTING / ТОВАР / GOODS / ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / WHOLESALE AND RETAIL SALES FIGURES / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОДАЖ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / FINANCIAL STATEMENTS / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / FINANCIAL RESULTS / ПРЕДПРИЯТИЕ / COMPANY TAXATION / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малинина Лия Юрьевна

Изучены особенности формирования показателя реализации товаров в налоговом учете, показано его отличие от показателя продажи в бухгалтерском учете. Сделано обобщение о необходимости раздельной организации учетного процесса в розничной торговле с учетом разных видов деятельности, с разными порядками и ставками налогообложения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATOR FORMATION SALES OF GOODS IN TAX ACCOUNTING

Peculiarities of formation index sales of goods in the tax records, showing its difference from the sales figures in accounting. Make generalizations about the need to separate the organization of the accounting process in the retail trade, taking into account the different types of activities, with various orders and tax rates, etc.

Текст научной работы на тему «Формирование показателя продажи товаров в налоговом учете»

ЛИСИЦИНА Ирина Вадимовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения, учета и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

АЛЕКСЕЕВА Наталия Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

LISITSYNA, Irina Vadimovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Monetary Circulation, Account and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

ALEKSEEVA, Natalia Vyacheslavovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Chairs of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

УДК 657.6

формирование показателя продажи товаров в налоговом учете

Л.ю. малинина

Изучены особенности формирования показателя реализации товаров в налоговом учете, показано его отличие от показателя продажи в бухгалтерском учете. Сделано обобщение о необходимости раздельной организации учетного процесса в розничной торговле с учетом разных видов деятельности, с разными порядками и ставками налогообложения и т.д.

Ключевые слова: налоговый учет; товар; оптовая и розничная торговля; показатели продаж; бухгалтерская отчетность; финансовый результат; предприятие; налогообложение.

L.Y. Malinina. INDICATOR FORMATION SALES OF GOODS IN TAX ACCOUNTING

Peculiarities of formation index sales of goods in the tax records, showing its difference from the sales figures in accounting. Make generalizations about the need to separate the organization of the accounting process in the retail trade, taking into account the different types of activities, with various orders and tax rates, etc.

Keywords: tax accounting; goods; wholesale and retail sales figures; the financial statements; financial results; company taxation.

Процесс продажи товаров является важнейшим этапом в деятельности торгового предприятия, так как, завершая оборот средств организации, он позволяет не только получить доход, но и возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам. Кроме того, в процессе продажи формируется конечный финансовый результат деятельности организации.

В своей работе профессор М.Л. Пятов обозначил, что между понятиями «продажа» и «реализация» в бухгалтерском и налоговом законодательстве существует два основных отличия. Во-первых, «продажа» связана с обычными видами деятельности организации, а термин «реализация» товаров для налогового учета может включать сделки, не характерные для ее основной деятельности. Во-вторых, в бухгалтерском учете продажа направлена на получение доходов, обяза-

тельно предполагающих возмездность, а для целей налогообложения реализацией также могут признаваться сделки, совершенные на безвозмездной основе.

Национальный бухгалтерский стандарт ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» установил при ведении бухгалтерского учета следующее обязательное допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Так, полученные в собственность запасы для дальнейшей продажи должны отражаться на балансовом счете 41 «Товары», а не принадлежащие на праве собственности - на специальном счете забалансового учета 004 «Товары, принятые на комиссию». Нарушение методологии учета товаров может привести к искажению валюты баланса, показателей фи-

нансовых результатов и неправильному расчету налоговых обязательств.

Бухгалтерская отчетность формируется с применением единого метода учета продажи товаров по моменту отчуждения, т.е. перехода права собственности к другому субъекту гражданского права. Требование к составлению бухгалтерской отчетности определяет порядок отражения операций по продаже товаров на счетах бухгалтерского учета с использованием принципа начисления: признавая переход права собственности на проданные товары к покупателю, у продавца отражается выручка от продажи по кредиту счета 90 «Продажи». Для правильного исчисления оборота торговли большое значение имеют условия признания выручки в бухгалтерском учете, которые определены ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Для целей налогообложения реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица, где у продавца одновременно возникают обязательства по уплате налога на добавленную стоимость (НДС). При реализации товаров населению соответствующая сумма налога включается в продажные (розничные) цены. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также чеках и других выдаваемых покупателю документах, как правило, сумма налога не выделяется. Облагаемый оборот по НДС при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Так, для целей налогообложения принимается продажная цена товаров, указанная сторонами сделки.

В ходе исследования установлено, что показатель продажи товаров в розничной торговле в целях налогообложения зависит от ряда факторов (рисунок). Поэтому рассмотрим особенности формирования учетной информации при определении налоговой базы по НДС.

Фактор 1

Согласно п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц, объектом налогообложения НДС является разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, и ценой приобретения указанной продукции, т.е. валовой доход. Перечень сельскохозяйственной продукции раскрыт в постановлении Правительства РФ «Об утверждении сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением

подакцизных товаров), закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)» от 16.05.2001 г. №383.

Поэтому для расчета суммы валового дохода необходимо знать два показателя по реализованной сельхозпродукции: продажную цену и цену ее поступления. Если на основании приходных документов можно легко определить стоимость приобретения продукции, то продажная стоимость реализованной сельхозпродукции должна быть рассчитана определенным образом. Практика показала, что для этого необходимо ежемесячное проведение инвентаризации остатков сельхозпродукции, определения выручки от продажи данной продукции и составление отдельного расчета реализованной торговой наценки.

Фактор 2

Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ в случае возврата товаров продавцу или отказа от них вычету подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров.

Во-первых, в розничной торговле может осуществляться реализация товаров в многооборотной таре, имеющей по документам поставщика залоговую цену и подлежащей возврату продавцу (например, стеклопосуда). Стоимость возвращенной населением порожней стеклянной посуды, ранее проданной с товаром, должна исключаться из облагаемого оборота по НДС.

Во-вторых, в розничной торговле зачастую имеет место возврат покупателем-гражданином качественных и некачественных товаров в случаях, предусмотренных законодательством. При возврате товара покупателем и выплате ему денежной суммы происходит расторжение договора розничной купли-продажи. В этом случае полученные от покупателей товары подлежат оприходованию, а оборот по реализации должен быть уменьшен вследствие возврата товара.

Поэтому для корректировки оборота торговли (выручки от продажи) на сумму возвращенных покупателем залоговой тары или товара можно использовать метод «красное сторно», что в дальнейшем приведет к перерасчету (уменьшению) реализованной торговой наценки и суммы НДС с выручки от продажи.

Фактор 3

Согласно п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению операции по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.

шщш (|> актор ы

Продажа собственных товаров

1. Сельхозпродукция, закупленная у физических лиц

2. Товары в многооборотной таре, возврат товара покупателем

3. Товары народных художественных промыслов

4. Товары с разными ставками НДС

А V

А V

А V

5. Деятельность в интересах другого лица по договору комиссии

Продажа чужих товаров

-►

Разница между продажной и покупной ценой

Уменьшение показателя реализации

Реализация освобождается от налогообложения

Реализация в разрезе ставок НДС

Комиссионное вознаграждение

Преобразование показателя продажи товаров в целях налогообложения

Поэтому для определения показателя реализации, освобождаемого от налогообложения НДС, необходимо организовать раздельный учет продажи изделий народных художественных промыслов. Методика расчета выручки от продажи необлагаемых товаров рассмотрена ниже (см. Фактор 4).

Фактор 4

В розничной торговле не возникает проблем при налогообложении продаж, если продаваемые товары имеют одинаковую ставку НДС. Определенная сложность в бухгалтерском учете возникает, когда одновременно реализуются товары, облагаемые НДС по разным ставкам (0 %, 10 %, 18 %). При отсутствии ведения раздельного учета торговая организация должна будет исчислять НДС со всего объема реализуемых товаров по максимальной ставке.

Порядок ведения раздельного учета продажи товаров в разрезе ставок НДС не определен нормативными документами. Организации могут разрабатывать собственные методики, пользуясь правом, предусмотренным ПБУ 1/2008 «Учетная политика»: «Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности».

Разработанная ранее авторская методика

раздельного учета выручки от реализации собственных товаров нашла практическое применение в организациях розничной торговли, использующих стоимостную схему учета движения товаров. В основу методики заложен принцип группировки продажной стоимости поступающих товаров, облагаемых по разным ставкам НДС, и определения удельного веса (доли) каждой группы товаров в общем объеме поступления, после чего рассчитывается показатель реализации товаров по конкретной ставке НДС путем перемножения общей выручки от продажи на долю этой группы облагаемых или необлагаемых товаров.

Преимуществом данного варианта является сравнительная простота и быстрота получения информации, большая точность по сравнению с другими вариантами учета, минимальность трудовых затрат и обеспечение возможности легкой проверки правильности расчетов. Кроме того, работа отдельных программных продуктов может быть построена с условием сбора и систематизации информации о поступивших товарах по ставкам НДС.

Фактор 5

Согласно п. 1 ст. 156 НК РФ при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии объектом налогообложения НДС является сумма дохода, полученная в виде вознаграждения (любого иного дохода) при исполнении указанного договора.

По договору комиссии одна сторона

(комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Торговое предприятие, выступая в роли комиссионера, обязуется реализовать через розничную торговую сеть товар комитента (гражданина или организации) покупателям. Главный отличительный признак этого договора - сделки совершаются от имени комиссионера, который выступает как самостоятельное лицо, т.е. у него непосредственно возникают права и обязанности по сделке. Особенность договоров комиссии позволяет классифицировать операции комиссионера в интересах комитента как реализацию услуг.

В отличие от операций реализации собственных товаров, где выручка представлена стоимостью реализованных товаров по продажным ценам, при реализации товаров на комиссионных началах выручкой комиссионера признается только комиссионное вознаграждение, а не продажная цена товара, реализуемого от имени комитента. Следовательно, по кредиту счета 90/1 «Выручка» отражается сумма комиссионного вознаграждения, причитающа-

яся к получению с комитента и подлежащая в дальнейшем обложению НДС.

Таким образом, показатель реализации товаров в налоговом учете отличается от показателя продажи в бухгалтерском учете. Организуя учетный процесс в розничной торговле, бухгалтер должен принимать во внимание вышеуказанные факторы и вести раздельный учет операций, связанных с осуществлением разных видов деятельности, с разными порядками и ставками налогообложения, а также раздельный учет продаж товаров, необлагаемых и облагаемых налогом на добавленную стоимость.

список литературы

1. Малинина Л.Ю. Учет розничного товарооборота в целях налогообложения// Кооперативная самобытность в новом тысячелетии: Тезисы докладов межвуз. науч.-практ. конф. (30-31 января 2001 г.). Чебоксары: Руссика, 2001. С. 111.

2. Пятов М.Л. Понятия «продажи» и «реализация» в бухгалтерском и налоговом законодательстве// Бухгалтерский учет. 2002. №10. С. 51-55.

МАЛИНИНА Лия Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения, учета и статистики. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

MALININA, Leah Yurevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Monetary Circulation, Account and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

уцк 336.64

вопросы саморегулирования деятельности кредитных кооперативов

в.м. старостин

Анализируется Федеральный закон «О кредитной кооперации», регламентирующий порядок создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов, ограничивающий риски пайщиков и обеспечивающий их защиту от «финансовых пирамид» в виде кредитных кооперативов. Приводятся примеры деятельности мошеннических компаний, а также даются рекомендации по совершенствованию деятельности кредитных кооперативов Чувашии.

Ключевые слова: кредитные кооперативы; финансовые пирамиды; федеральный закон; пайщики; саморегулируемые организации; банкротство; компенсационный фонд.

V.M. Starostin. QUESTIONS OF SELF-REGULATION OFACTIVITY CREDIT COOPERATIVES

Analyzes the Federal Law «On credit cooperatives», which regulates the order of creation and activity of credit consumer cooperatives, limiting the risks of shareholders and ensuring their protection from «financial pyramids» in the form of credit cooperatives. Shows examples of fraudulent companies, as well as recommendations for improving the activity of credit cooperatives Chuvashia.

Keywords: credit cooperatives; pyramid schemes; federal law; shareholders; self-regulatory organizations; bankruptcy; compensation fund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.