Научная статья на тему 'Формирование подоходного, промыслового, трудгужналогов как элементов советской налоговой системы в 1920-х гг. (на материалах Кубано-Черноморской области)'

Формирование подоходного, промыслового, трудгужналогов как элементов советской налоговой системы в 1920-х гг. (на материалах Кубано-Черноморской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НЭП / КУБАНО-ЧЕРНОМОРСКАЯ ОБЛАСТЬ / KUBAN-BLACK SEA REGION / OF NEP / TAX APPLICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким Т. И.

Рассматриваются особенности развития и преобразования налоговой системы нашей страны в период нэпа с учетом интересов и всех сфер деятельности населения Кубано-Черноморской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of income tax, artisan's tax and cartage and labour tax as elements of Soviet taxation system in 1920 (based on materials of Kuban-Black sea Region)

The unicity of our country tax system development resides in transformations not in evolution process but in revolution events. Therefore in historic process this stage is important in the context of taxpayer, as NEP period laid the foundation of firm tax system with a glance to interests of man provinces in Kuban-Black sea Region.

Текст научной работы на тему «Формирование подоходного, промыслового, трудгужналогов как элементов советской налоговой системы в 1920-х гг. (на материалах Кубано-Черноморской области)»

ББК 63.3(2)613

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДОХОДНОГО, ПРОМЫСЛОВОГО, ТРУДГУЖНАЛОГОВ КАК ЭЛЕМЕНТОВ СОВЕТСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В 1920-х гг.

(НА МАТЕРИАЛАХ КУБАНО-ЧЕРНОМОРСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2008 г. Т.И. Ким

Кубанский государственный технологический Kuban State Technological University,

yHUBepcumem, 350072, Krasnodar, Moskovskaya St., 2

350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2.

Рассматриваются особенности развития и преобразования налоговой системы нашей страны в период нэпа с учетом интересов и всех сфер деятельности населения Кубано-Черноморской области.

Ключевые слова: налоговая система, нэп, Кубано-Черноморская область.

The unicity of our country tax system development resides in transformations not in evolution process but in revolution events. Therefore in historic process this stage is important in the context of taxpayer, as NEP period laid the foundation of firm tax system with a glance to interests of man provinces in Kuban-Black sea Region.

Keywords: Kuban-Black sea Region; of NEP; tax application.

Одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей являются налоги. С их помощью государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения общественных функций и социального обеспечения, вследствие которого изменяется распределение доходов. Советское государство в годы нэпа оказалось перед необходимостью решать сложные задачи в сфере налоговой политики, так как приходилось учитывать некоторые аспекты, которых в дореволюционной налоговой политике не существовало.

Тема исследования актуальна, поскольку те вопросы, которые ставились, и те технологии, с помощью которых они решались в процессе формирования налоговой политики в период нэпа, могут, на наш взгляд, с оговорками применяться и в настоящее время, поэтому требуют пристального изучения.

В научной литературе Кубано-Черноморскую область исследуемого периода рассматривают чаще всего как сельскохозяйственный регион. Поэтому на первое место выдвигался единый сельскохозяйственный налог. Но население Кубани на тот момент занималось не только земледелием, но и другими, довольно широкими видами деятельности.

Цель данного исследования - попытка показать, как и насколько происходящие в период нэпа социально -экономические, структурно-демографические изменения отвечали требованиям времени и какие задачи стояли перед налоговым законодательством при выполнении возложенных на них государством функций.

Налоговая система в этот период предусматривала введение налогов, охватывающих все сферы деятельности человека в советском обществе, таких как подоходный и промысловый. Первым облагались лица, имеющие самостоятельный доход в пределах СССР и проживающие на его территории; граждане СССР и иностранные подданные, проживающие за границей, но получающие доходы от предприятий и имуществ в пределах СССР; юридические лица,

правления которых или их филиалы расположены на территории СССР; допущенные к операциям на территории СССР представительства иностранных фирм; юридические лица: АО и ТОО.

Обложению подлежала совокупность доходов, полученных каждым плательщиком в предшествующем окладном году, если эта сумма превысила: а) для всех лиц, кроме рабочих и служащих по найму и государственных пенсионеров, в местности 1-го пояса -900 р., 2-го - 800, 3-го - 700, 4-го - 600 р.; б) для рабочих и служащих по найму и государственных пенсионеров в местностях: 1-го пояса - 1200 р., 2-го -1080, 3-го - 960, 4-го - 900 р. в год [1, л. 1].

Подоходный налог взимался в размере годовых окладов. Он должен был быть уплачен юридическими лицами в два, а остальными плательщиками, кроме рабочих и служащих и государственных пенсионеров, в три срока.

Общее администрирование подоходного обложения составляло компетенцию НКФ СССР, которому предоставлялось право устанавливать изъятия и льготы по этому налогу сверх предусмотренных положений. В пределах республик общее руководство взиманием принадлежало Наркомфинам этих республик [1, л. 2], на местах возлагалось на губернские финотделы.

Непосредственные действия по обложению налогом и его взысканию возлагалось на фининспекторов, их помощников и налоговые комиссии, состав которых устанавливался особым законом.

Регистрация всех лиц производилась фининспекторами и финотделами. Домовладельцы или домоуправления составляли список всех проживающих в доме граждан, достигших 18 лет. Составленные и заверенные подписью домовладельца или домоуправления списки доставлялись фининспекторам. Правления Торгово-промышленных обществ и товариществ представляли списки в губернский финотдел. В сельских местностях составление списков возлагалось на волостные исполнительные комитеты.

Губернские и уездные правительственные учреждения доставляли в установленные сроки в местные финотделы списки работников свободных профессий. Правления государственных и кооперативных предприятий предоставляли в местный губернский финотдел списки поставщиков, подрядчиков, посредников и комиссионеров.

При наличии у нескольких граждан общего доходного источника или имущества, доход каждого совладельца исчислялся в отдельности. Сумма подлежащих обложению доходов каждого плательщика определялась участковой налоговой комиссией на основании поданной плательщиком декларации, проверенной фининспектором и участковой комиссией. Декларации обязаны были подавать лица, совокупность доходов которых за год, предшествующий окладному, превышала необлагаемый минимум.

Плательщики, имеющие на своем иждивении более двух неработоспособных членов семьи, пользовались скидкой 20 % (рабочие и служащие, если доход не превышал 4 тыс. р., а остальные граждане - не более 2 тыс. р.) [1, л. 3].

Данные меры предлагались для того, чтобы население более лояльно отнеслось к происходящим изменениям, чтобы претворялись в жизнь мягко и безболезненно. Что и было достигнуто, так как в отчетах фининспекторов того времени не указываются массовые волнения населения.

Фининспектор рассылал плательщикам извещения, в которых указывался срок уплаты налога и порядок обжалования [1, л. 4].

Промысловым налогом облагались:

1) изделия из драгоценных металлов и камней;

2) изделия из кожи: сундуки, чемоданы, сумки, а также седла и нарядная упряжь;

3) фейерверки и фотографические аппараты;

4) ковры, кроме войлочных и пеньковых;

5) драпировки, кроме бумажных;

6) ткани шелковые, бархатные, полушелковые, заграничные шерстяные, льняные и всякие новые изделия из них;

7) меха, кроме овчины, волчьего меха и изделия из них;

8) обувь замшевая, лайковая, сафьяновая, перчатки лайковые, лосиные и на меху;

9) гастрономические товары: икра, балык, семга, стерлядь, дичь, заграничные сыры, сардины, омары, паштеты, майонезы, несезонные овощи, сигары, заграничный табак и папиросы;

10) художественные вещи из фарфора, хрусталя, камней, бронзы, кожи и прочее; картины, гравюры, антикварные вещи, мебель, зеркала размером 48 кв. вершков;

11) выездные экипажи и автомобили и принадлежности к ним;

12) дамские шляпы с перьями и другими украшениями, заграничные мужские шляпы;

13) тонкие кружева, тюль, блонды, прошивки по батисту, шелковый трикотаж, белье из тонкого полотна, корсеты, модные дамские наряды;

14) кондитерские изделия;

15) живые цветы и декоративные растения;

16) парфюмерия, косметика и дамские прически [2, л. 3].

Оговаривалось, что список может быть в дальнейшем дополнен или сокращен. Обложению подлежали все производящие и продающие предметы роскоши, промышленные и торговые предприятия, которые должны были уплачивать также добавочный промысловый и патентный сбор в размере 50 % от суммы патентного сбора, зависящего от числа рабочих, наличия механических двигателей и разряда предприятия. Первый, второй и третий разряды за полгода уплачивали во втором поясе - 80 млн р.; в третьем - 40; в четвертом - 30; в пятом - 20 млн р.; четвертый разряд во втором поясе - 120 млн р.; в третьем - 60; в четвертом - 45; в пятом - 30 млн р.; 5 разряд во втором поясе

- 200 млн р.; в третьем - 100; в четвертом - 75; в пятом

- 50 млн р. [2, л. 4].

Наличие и подоходного, и промыслового налогов отражало активную предпринимательскую деятельность населения в период нэпа. Если учесть тот факт, что в стране преобразования всегда происходили в условиях дестабилизации социально-политической жизни, нередко близкой к предкризисному и кризисному состоянию, то наличие данных налогов в исследуемый период времени говорило тем не менее о том, что население в условиях нэпа имеет доход.

Но несмотря на развитие предпринимательской деятельности в регионе, налоговая система была направлена на ущемление интересов средних слоев населения.

Формирование и взимание трудгужналога сопровождались определенными трудностями. На основании Декрета СНК от 22.11.21 г. и постановления Кубчероблисполкома и Кубчероблэкосо от 06.12.22 г. было принять решение:

1) провести в 1923 г. изъятие трудгужналога повсеместно в форме денежной замены;

2) денежную замену трудгужналога установить по ставкам, определяемым особыми постановлениями, из расчета четырех трудодней и конедней на весь операционный период;

3) руководство за проведение денежной замены трудгужналога возложить на облфинотдел;

4) с плательщиков, не внесших налога к сроку, установить штраф в размере У неуплаченной суммы за каждые 15 дней просрочки;

5) плательщиков, уплативших в срок взносы полностью за все 4 дня, никакому дополнительному обложению не подвергать;

6) установить следующее распределение сумм, поступающих в счет 25 % отчисления в порядке постановления ВЦИК и СНХ от 16.11.22 г.: в распоряжение волисполкомов - 15 %, отисполкомов - 5, облисполкомов - 5, в городах: горкоммунхозов -15 %.

7) кроме 25 % отчислений в местные бюджеты установить по всем волостям области исключитель-

но в натуральной форме 5 % в резервный фонд труд-гужсилы и расходовать таковой для следующих нужд:

а) для работ по обслуживанию воинских частей Красной Армии в мирной обстановке, для погрузочных и разгрузочных работ военскладов и для перевозки инструкторов Всеобуча;

для перевозки: б) губернских инспекторов по прямым и косвенными налогам, фининспекторов, старших и младших инспекторов по косвенным налогам и их помощников, финагентов;

в) продовольственных инспекторов;

г) выездных сессий губсудов, членов губсудов, старших следователей, прокуроров и их помощников;

д) агентов уголовного розыска;

е) инспекторов труда, технических и санитарных инспекторов и инспекторов по трудгужналогу;

ж) техников, командированных для исправления телеграфной или телефонной сети;

з) участковых агрономов;

и) для удовлетворения различных экстренных потребностей государственных учреждений и предприятий;

к) выполнения работ, которые могут быть включены в счет трудгужналогового резерва последующими распоряжениями Облэкосо;

8) заведование 5%-м резервным фондом возложить на облфинотдел;

9) установить из всех поступлений денежной замены трудгужналога 5 % отчислений на организационно-операционные расходы и передать их в распоряжение облфинотдела;

10) техническое проведение взимания налога на местах возложить в городах на квартальные комитеты, а в сельских местностях - на волостные, станичные и сельские советы [3].

Одновременно с решением вопросов о формировании налогов государство вынуждено было распределять также и налоговое бремя между всеми членами общества. Все население страны делилось по социально-территориальному признаку на городское и сельское. Главной составляющей его разделения был не территориальный признак, а социально-экономический. Однако органы налоговой системы вскоре пришли к выводу, что такое разделение невыгодно для государства. Налоговые платежи населения, особенно сельского, были более низкими, чем в довоенное время [4, л. 2]. Вследствие этого было признано необходимым

Распределение налогов

разделить население на земледельческое и неземледельческое, независимо от места проживания (табл. 1). Земледельческое население на 1924/25 г. составляло 1 145 532 душ (81,8 % всего населения), неземледельческое - 253 170 (18,2 %) [4, л. 6].

Показателем тяжести обложения является процент изъятия налогов из чистого дохода разных групп населения. Но исчисление было затруднено вследствие переложимости налогов. Ввиду этого появилась необходимость распределить налоги на падающие непосредственно на доход плательщика (непереложи-мые и переложимые). К первым были отнесены единый сельскохозяйственный налог, подоходный с местными надбавками, связанными с ним, единовременный, налог на сверхприбыль, квартирный, военный, а также некоторые из местных, например, налог со зрелищ, со счетов гостиниц и ресторанов, прописочный и др. [4, л. 10]. Все остальные налоги считались переложимыми.

Кроме налогов, некоторые категории плательщиков осуществляли платежи, которые содержали в себе налогообразные элементы. Для земледельческого населения это - самообложение, куда наряду с принудительным изъятием из дохода средств без предоставления соответствующего эквивалента входила и так называемая складчина на удовлетворение чисто хозяйственных потребностей; для неземледельческого населения - высокая арендная плата за торговые помещения, квартирная плата за жилые помещения, повышенная плата за коммунальные услуги, за обучение детей в школе и др. (табл. 2) [4, л. 11].

При этом все занимающиеся земледелием облагались единым сельскохозяйственным налогом, который исчислялся и взимался с каждого отдельного хозяйства по совокупности доходов, получаемых им в денежной или натуральной форме. Его источники никакими другими общегражданскими налогами не облагались, кроме водного сбора с орошаемых земель [5, л. 16]. Лица, занимающиеся сельским хозяйством на землях, расположенных в пределах городской черты, независимо от постоянного места жительства должны были уплачивать со своих доходов или государственный подоходный налог, или единый сельскохозяйственный [5, л. 17]. Лица, проживающие в городах и ведущих сельское хозяйство на землях, не входящих в городскую черту, подлежали обложению единым сельскохозяйственным налогом и не освобождались по источникам дохода [5, л. 17].

Таблица 1

Категории и группы населения Прямые и пошлины Акцизы и таможенные платежи Местные Налогообразующие платежи Всего

1924/25 1925/26 1924/25 1925/26 1924/25 1925/26 1924/25 1925/26 1924/25 1925/26

Всего 4,75 5,05 4,09 6,64 1,87 2,45 1,05 1,18 11,72 15,32

Земледельческое 3,60 3,49 1,66 3,03 0,64 0,96 0,56 0,60 6,46 8,08

Неземледельческое 9,96 11,80 15,03 22,2 7,28 8,93 3,25 3,72 35,52 46,66

Рабочие 7,75 9,77 14,60 21,5 6,57 8,48 - - 28,92 39,77

Служащие 8,89 10,49 17,75 25,2 7,47 8,95 - - 34,11 44,71

Личн. пром. занятия 11,71 11,24 13,26 19,1 6,77 7,59 10,87 12,34 42,61 50,33

Свободная профессия 23,22 20,65 28,95 39,6 11,99 13,72 13,43 15,06 77,52 89,11

Окончание таблицы 1

Категории и группы населения Прямые и пошлины Акцизы и таможенные платежи Местные Налогообразующие платежи Всего

1924/25 1925/26 1924/25 1925/26 1924/25 1925/26 1924/25 1925/26 1924/25 1925/26

Торговля и промышленность:

1, 2 разряд 14,78 14,16 17,83 21,9 9,04 9,24 12,58 15,89 54,23 61,21

3, 4 разряд 56,78 65,51 44,67 65,7 32,57 34,16 44,65 59,28 178,6 224,6

4-5, 5-12 разряд 220,61 269,54 155,94 189 114,9 120,2 75,41 109,1 566,8 688,1

Итого торговля и промышленность 32,99 43,04 29,71 43,8 18,91 22,56 23,07 33,70 104,6 143,1

Аренда домовладения 11,76 12,09 16,00 23,5 6,79 8,25 12,47 12,47 47,02 56,36

Прочие 3,98 5,30 5,59 8,55 3,37 4,47 - - 12,94 18,32

Таблица 2

Тяжесть обложения [4, л. 10]

Категории и группы населения Процент изъятия

1924/25 г. 1925/26 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 11,1 11,8

Земледельческое 8,6 9,0

Неземледельческое 14,8 15,4

Рабочие 11,6 12,6

Служащие 12,0 13,6

Личн. пром. занятия 19,6 20,4

Свободные профессии 23,1 23,7

Торговля и промышленность

1, 2 разряд 23,7 21,2

3, 4 разряд 28,0 26,6

4-6, 5-12 разряд 39,8 33,4

Аренда домовладений 20,7 24,9

Прочие 11,5 12,7

В заключение отметим, что уникальность развития налоговой системы Советского государства состояла в том, что преобразования в ней происходили

Поступила в редакцию

не в процессе эволюции, а путем революционных изменений. Поэтому и важен исследуемый этап в историческом процессе с точки зрения любого налогоплательщика, так как период нэпа положил начало формированию стойкой системы налогообложения с учетом всех сфер деятельности и интересов населения, в том числе и Кубано-Черноморской области.

Чтобы советская система оказалась стабильной, а происходящие в России преобразования в сфере, прежде всего экономики, эффективными, необходимо было формирование сбалансированной, целенаправленной налоговой системы.

Литература

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. А 259, оп. 9б, д. 1477.

2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК), ф. Р-143, оп. 3, д. 393.

3. ГАКК. П. Тоболкин. Литиздат Кубчероблисполкома РКП(б). Краснодар, 1922 г., л. 3.

4. ГАРФ, ф. А 259, оп. 11б, д. 4355.

5. Там же, оп. 12б, д. 2265.

5 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.