Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОРА КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ '

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОРА КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / модель профессиональной ориентации / проектный подход / образовательное учреждение / professional orientation / model of professional orientation / project approach / educational institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.А. Омарова, О.Е. Подвербных

Статья посвящена систематизации результатов, полученных в процессе исследований проблемы профессиональной ориентации школьников как фактора качества рабочей силы, определен единый подход к формированию эффективной модели профессиональной ориентации школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К.А. Омарова, О.Е. Подвербных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN APPROACH TO PROFESSIONAL ORIENTATION OF SCHOOLCHILDREN AS A FACTOR OF LABOR FORCE QUALITY

The article is devoted to systematization of the results obtained during the research of problems of professional orientation of schoolchildren as a factor of labour force quality, and also defined a common approach to the effective model formation of professional orientation of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОРА КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ »

УДК 331.5.024.54

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОРА КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

К. А. Омарова Научный руководитель - О. Е. Подвербных

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: omarova@yandex.ru

Статья посвящена систематизации результатов, полученных в процессе исследовании проблемы профессиональной ориентации школьников как фактора качества рабочей силы, определен единый подход к формированию эффективной модели профессиональной ориентации школьников.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, модель профессиональной ориентации, проектный подход, образовательное учреждение.

FORMATION OF AN APPROACH TO PROFESSIONAL ORIENTATION OF SCHOOLCHILDREN AS A FACTOR OF LABOR FORCE QUALITY

K. A. Omarova Scientific supervisor - O. E. Podverbnyh

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: omarova@yandex.ru

The article is devoted to systematization of the results obtained during the research of problems of professional orientation of schoolchildren as a factor of labour force quality, and also defined a common approach to the effective model formation ofprofessional orientation of students.

Keywords: professional orientation, model of professional orientation, project approach, educational institution.

Решение проблемы формирования профессиональной ориентации как фактора качества рабочей силы относится к числу приоритетов профориентационной работы со школьниками. В процессе аналитических исследований выявлено, что проблема профессиональной ориентации школьников носит системный характер, что проявляется на уровне государства, региона и отдельного образовательного учреждения [1].

В настоящее время недостаточно проработана общегосударственная система профессиональной ориентации, являются несовершенными нормативно-правовые акты, регламентирующие данную область деятельности, разрозненность профориентационных мероприятий, низкое качество профориентационной работы, недостаточный штат специалистов по профессиональной ориентации, отсутствие специальной подготовки кадров, способных реализовать эффективную профориентационную деятельность.

Сравнительная оценка российской и зарубежной практики организации профессиональной ориентации показала, что основным негативным фактором в России является отсутствие национальной системы профессиональной ориентации [2].

В рамках исследования основное внимание обращено на конкретное образовательное учреждение МАОУ СШ № 151 города Красноярска. В профориентационной работе школы выделены проблемы, связанные с слабой инфраструктурой, не способствующей эффективной профориентационной работе, а именно нет специально оснащенного помещения для этой работы, отсутствием средств мониторинга профессиональной ориентации, цифровых технологий, качество профориентационной работы не отвечает современным требованиям рынка труда, новые и наукоемкие профессии практически не продвигаются, следовательно, снижается качество рабочей силы на перспективу, отсутствием систематического повышения квалификации педагогического состава в направлении профориентации, возникновением трудностей при сотрудничестве с предприятиями (работодателями), низким уровнем организации профориентационных мероприятий, которые сводятся лишь к информированию школьников.

По результатам проведенного исследования уровня сформированное™ профессиональной ориентации школьников МАОУ СШ № 151 определено, что большинство школьников озабочены вопросом самоопределения, но не владеют алгоритмом действий и основывают свой выбор на опыте родителей или внешний атрибутах престижности профессии, основной массив информации школьники получают из различных интернет источников, у школьников существуют принципиально разные стереотипные мышления о критериях выбора и разноплановое понимание важности этих критериев.

Существенную часть проблем, связанных с профориентационной деятельностью, невозможно решить силами образовательного учреждения, поэтому выделенная проблематика требует системного и более детального подхода к формированию модели профессиональной ориентации школьников как фактора качества рабочей силы.

Важно выбрать наиболее эффективный подход к формированию системы профессиональной ориентации школьников в зависимости от уровня функционирования.

В современных условиях работа по профессиональной ориентации школьников на территории РФ реализуется преимущественно с использованием программного или программного целевого метода. Во нескольких субъектах РФ начинают формироваться модели профессиональной ориентации с использованием кластерного и проектного подхода.

На уровне региона предлагается использовать кластерный подход, предполагающий включенность профориентационной работы со школьниками в систему работы территориально - отраслевых профессионально - образовательных кластеров. Основными критериями кластерной модели должны стать социальное партнерство, практикоориентированность и сетевое сотрудничество [3].

Социальное партнерство предполагает наличие механизмов, обеспечивающих взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в результатах профориентационной работы: ведущих предприятий-работодателей и работодательских ассоциаций, предприятий социальной сферы, служб занятости, родительских объединений, детских и молодежных организаций.

Практикоориентированность предполагает использование деятельностных форм профориентационной работы со школьниками, с их погружением в реальный профессиональный или квазипрофессиональный контекст.

Сетевое сотрудничество является еще одним важным механизмом современной профориентации, предполагающий взаимодействие образовательных организаций различного типа в работе со школьниками: школа - вуз, школа - колледж, школа -организация дополнительного образования детей и так далее.

Предполагается, что проектный подход является наиболее приемлемым для отдельного образовательного учреждения. Проекты позволят решать конкретные задачи профессиональной ориентации школьников в зависимости от существующих организационных проблем и личностных характеристик школьников в каждом отдельном образовательном учреждении.

Так, исследования показали, что профориентационная работа занимает важное место в деятельности МБОУ СШ № 151 г. Красноярска, так как она связывает систему образования с экономической системой страны и региона, потребности обучающихся с их будущим, поэтому педагогический коллектив старается активно работать над решением профессионального самоопределения обучающихся. Необходимость создания центра профессиональной ориентации школьников на базе школы связана с существующими проблемами, основной из которых является отсутствие системности в профориентационной работе со школьниками [4].

В настоящее время профориентационная работа строится на основе исследований рынка региона, которые не являются достаточно корректными в виду недостатка знаний и опыта работников школы в оценке рынка труда, участвующих в профессиональной ориентации, что исключает грамотный и эффективный подход к этой деятельности. Основной акцент в профессиональной ориентации школьников ставится на выборе профессий рабочих специальностей, при этом практически не пропагандируются дефицитные и наукоемкие профессии, например, лесной промышленности, металлургической, приборостроения, машиностроения, сельского хозяйства и ряда других.

Важно выделить и другие проблемы профессиональной ориентации:

- загруженность членов педагогического коллектива, занимающихся профориентационной работой в виду основной деятельности;

- слабая организация, низкое качество мониторинга и контроля профориентационной работы

- недостаточно практического представления у школьников о мире труда и занятости из-за слабой деловой связи с организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;

- проблема психологического характера состоит в том, что у современного подростка отсутствует настоящий интерес к чему-либо в мире, ориентация на наслаждение, инфантильность.

Поэтому актуальным для МБОУ СШ № 151 является создание модели профориентационной работы с целью повышения профессионального самоопределения школьников и удовлетворения потребностей предприятий региона в качественной рабочей силе.

К основным задачам проекта можно отнести:

- установление коммуникаций по профессиональной ориентации между образовательным учреждением, органами власти, предприятиями различных отраслей;

- привлечение дополнительного числа специалистов (руководитель проекта, тренеры по формированию компетенций профориентационной работы у педагогического состава);

- формирование команды проекта и назначение ответственных лиц;

- разработка и согласование нормативно-правовых документов по профессиональной ориентации;

- оснащение кабинета под Центр профессиональной ориентации;

- установка программного обеспечения для проведения мониторинга рынка труда и формирование банка профессий;

- разработка методического инструментария по профессиональной работе в школе;

- создание видеоматериала виртуальных экскурсий в технологические процессы производства по выбранным специальностям и профессиям;

- формирование фонда оценочных средств;

- реализация графика профориентационных мероприятий в школе;

- оценка результатов проекта.

Ключевыми результатами проекта будут являться повышение качества профориентационной работы за счет внедрения эффективных методов и средств

профконсультирования, психологической поддержки и педагогических технологий; создание отдельной структуры профессиональной ориентации школьников; повышение профессионального самоопределения школьников.

Таким образом, выбор в пользу проектного подхода к профессиональной ориентации школьников для отдельного образовательного учреждения, позволит поэтапно решать те, или иные проблемы, возникающие в процессе организации данной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Горбачева, С. М. Профессиональная ориентация учащихся / С. М. Горбачева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 21. - С. 78-81.

2. Ходыкин, А. В. Проблемы профориентации и российского рынка труда: анализ связи и пути решения / А. В. Ходыкин. - Текст : непосредственный // Научно - методический журнал «Концепт». - 2018. - № 11. - С. 251-255.

3. Субиркина Н.Ю. Кластерный подход в организации системы профориентации // Развитие образования. - 2019. - № 1 (3). - С. 50-53.

4. Официальный сайт. МАОУ СШ № 151 г. Красноярск. URL: http://xn--151-8cd3cgu2f.xn--p1ai (дата обращения: 14.02.2020).

© Омарова К. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.