Научная статья на тему 'Формирование плановых работ по техническому обслуживанию радиоэлектронного оборудования'

Формирование плановых работ по техническому обслуживанию радиоэлектронного оборудования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Ерёмин Алексей Вадимович

Рассматривается процесс формирования плановых работ по техническому обслуживанию радиоэлектронного оборудования воздушных судов на основе международной процедуры MRB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Ерёмин Алексей Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование плановых работ по техническому обслуживанию радиоэлектронного оборудования»

УДК 629.7:621.396

ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНОВЫХ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

А.И. ЛОГВИН, А.В. ЕРЁМИН

Рассматривается процесс формирования плановых работ по техническому обслуживанию радиоэлектронного оборудования воздушных судов на основе международной процедуры MRB.

Процесс формирования плановых работ по техническому обслуживанию (ТО) радиоэлектронного оборудования (РЭО) может осуществляться в соответствии с международной практикой на основе процедуры MRB (Maintenance Review Board) - «Процедура организации экспертизы ТО».

Основные положения этой процедуры связаны с получением оценки соответствия программ ТО самолета (включая РЭО) сертификационным требованиям. Поэтому необходимо решать в рамках указанной процедуры задачи создания программ ТО, которые разрабатывают производители авиационной техники (АТ), и необходимо иметь соответствующие сертификационные требования.

В силу сказанного возникает проблема разработки начальных минимальных требований к плановому ТО, которые должны вытекать из основных положений по разработке требований к плановому ТО самолетов (включая РЭО). Эти основные положения должны разрабатываться совместно изготовителем АТ и конкретной авиакомпанией, эксплуатирующей данный тип воздушного судна (ВС).

Таким образом, для формирования плановых работ по ТО РЭО необходимо разработать начальные минимальные требования к соответствующему РЭО, которые носят характер сертификационных требований. Для определения состава (объема) работ и периодичности планового ТО тех или иных систем РЭО можно использовать последовательную детализированную логическую схему анализа. Эта логика является базовой основой для анализа каждого из элементов систем важных для ТО (системы, подсистемы, блоки и т.д.) с использованием располагаемых технических данных. Принципиально анализ базируется на рассмотрении отказов изделий и их последствий.

До начала анализа должны быть определены важные для ТО системы ВС. Это определение можно проводить, например, на основе инженерных оценок по предупреждению последствий отказов.

Состав РЭО для любого типа ВС достаточно традиционен и включает радионавигационное оборудование: автоматический радиокомпас, радиовысотомер малых высот, оборудование для обеспечения работы систем VOR/DME и т.д.; радиооборудование систем посадки; радиолокационное оборудование: метеонавигационная радиолокационная станция, доплеровский измеритель скорости и угла сноса, системы предупреждения столкновений в воздухе и с Землей, самолетный ответчик; радиосвязные системы. Все перечисленные выше системы РЭО являются по отношению друг к другу автономными и в смысле обеспечения их ТО могут рассматриваться независимо, как отдельная съемная единица.

Следующим вопросом является анализ последствий функциональных отказов изделий, связанных с обеспечением безопасности полетов. Этот вопрос достаточно сложен и требует соответствующей экспертной оценки.

В соответствии с НПП - ГА - 85 важную роль играет бортовой метеолокатор, если необходимо выполнять полет в особых условиях (грозовая деятельность, опасные метеоявления, кучево-дождевая облачность и т.д.). При полетах в особых условиях важное значение приобретает функциональная надежность аварийной радиостанции. К полетам в особых условиях относится также ситуация беспорядочных колебаний стрелок радиокомпасов в зонах с повышенной элек-

трической активностью атмосферы. При полетах в горной местности угрозу для безопасности полетов, согласно НПП - ГА - 85, представляет неустойчивая работа бортового навигационного оборудования.

Потеря радиосвязи относится к особым случаям в полете. Не менее важное значение имеет функциональная надежность систем предупреждения столкновений в воздухе и с Землей.

Таким образом, функционирование практически большинства бортовых радиоэлектронных систем напрямую связано с безопасностью полетов, что накладывает соответствующие требования по плановому ТО этих систем. Другими словами в соответствии с процедурами MRB, радиоэлектронные бортовые системы могут быть отнесены к важным для технического обслуживания системам ВС (Maintenance Significant Items - MSI).

После того как MSI выбраны для каждого из них должно быть определено следующее:

1) функция - нормальные характерные действия для изделия;

2) функциональный отказ (ФО) - неспособность изделия выполнять свою функцию в определенных пределах;

3) последствия отказа - что является результатом ФО;

4) причины отказа - почему ФО появился.

Эти процедуры показаны на рис. 1.

Для проведения соответствующего анализа используется логическая схема принятия решений. Логика построена таким образом. Что пользователь начинает анализ сверху логической схемы и, отвечая на вопросы «Да» или «Нет», обуславливает направление процесса анализа. При этом логическая схема имеет два уровня:

1) уровень 1 требует оценки каждого ФО в целях определения для него единственной категории последствий, т. е. влияния на безопасность полетов, возможность дальнейшего выполнения полетов, экономику, безопасность полетов с учетом скрытой функции, либо отказа скрытой функции, не влияющей на безопасность полетов;

2) уровень 2 предусматривает анализ причины каждого из ФО, принятых для рассмотрения, в целях выбора определенного вида работ по ТО.

Последовательность анализа требует рассмотрения ФО и их причин, приемлемости и эффективности каждой работы по ТО. Каждый ФО, прошедший через логическую схему анализа, будет отнесен к одной из категории последствий отказа. Это показано на рис. 2.

В качестве части логического анализа определяется периодичность выполнения каждой работы планового обслуживания, которая удовлетворяла бы как критериям приемлемости, так и эффективности.

Периодичность выполнения работ устанавливается с точки зрения приближения к условиям, которые вызывают отказ, на устранение которого и направлена работа, т.е. периодичность выполнения работ назначается в промежуток времени между точкой, когда отказ можно обнаружить и точкой, когда он переходит в функциональный отказ.

Подводя итог, можно отметить следующее. Основой процедуры MRB является выделение элементов MSI, т. е. элементов, важных для ТО с точки зрения оценки последствий возникновения ФО этих элементов. Соответственно, важность элементов MSI в некоторой степени ранжируется на основе проведения соответствующего логического анализа и уже, после этого анализа будут формироваться требования к объемам и периодичности ТО на предмет выявления соответствия конкретного изделия установленным сертификационным требованиям. Другими словами, принципиальным отличием процедур MRB, от ныне применяемых, является планирование ТО каждого конкретного изделия РЭО в зависимости от последствия ФО этого изделия. В свою очередь это составляет и определенные сложности при внедрении процедур MRB, так как процесс анализа последствий ФО конкретного изделия РЭО с большим трудом поддается формализованному описанию и в большинстве случаев будут требовать экспертного подхода. Это не относится к случаем, когда последствия ФО изделия установлены нормативными документами (например, НПП - ГА, или ЕНЛГС).

Определение

MSI

Причины

отказа

Последствия

отказа

Функциональные

отказы

Рис. 1. Процедура MRB

Функциональный

отказ

Уровень 2

Рис. 2. Логическая схема принятия решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Циркуляр №121 - 22А «Процедура организации экспертизы технического обслуживания», FAA, 2003. USA.

FORMING PLANNING WORKS FOR MAINTENANCE OF RADIOELECTRONIC EQUIPMENT.

Logvin A.I., Eremin A.V.

The process of forming planning works for maintenance of radioelectronic equipment of aircrafts based on international procedure MRB are considered.

Сведения об авторах

Логвин Александр Иванович, 1944 г.р., окончил Киевский государственный университет (1966), академик Российской Академии транспорта, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой МГТУ ГА, автор более 430 научных работ, область научных интересов - радиолокация, техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования, управление воздушным движением.

Ерёмин Алексей Вадимович, 1980 г.р., окончил МГТУ ГА (2003), ведущий специалист ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», автор 2 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.