Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
641
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ»

Формы обучения персонала могут быть следующие:

1) Обязательное обучение и аттестация за счет внешнего (сотрудничество с образовательными учреждениями) и внутреннего обучения (корпоративное обучение).

2) Подготовка, переподготовка и повышение компетенции персонала (с присвоением квалификации).

3) Дополнительное образование: разовые лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, стажировки и т.п.

Благодаря взаимодействию торговых компаний с образовательными учреждениями может значительно повыситься эффективность системы обучения персонала и повышения квалификации, а, следовательно, всей системы управления персоналом, что станет одним из основных условий успешности компании.

Использованные источники:

1. Болдагоев, Д., Иванова, С., Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / Д. Болдагоев С. Иванова. - М.: Академический проект, 2013. - 380с.

2. Ефремова, Н.Е. Компетенции в компании. Формирование и оценка / Н.Е. Ефремова. - М.: Инфра-М, 2011. - 440 с.

3. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Стратегия управления и кадровая политика: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 94 с.

4. Мотовилина И. А., Мотовилин О. Г., Оценка персонала в современных организациях. Ассесмент-технологии./ И.А. Мотовилина, О.Г. Мотовилин. -Саратов, 2010. - 394 с.

5. Робертс, Г. Подходы, основанные на компетенциях / Г. Робертс. - М.: Гиппо, 2011. -288 с.

6. Утученкова, М.В. Эволюция взглядов на экономическую категорию хозяйственного механизма / М.В. Утученкова // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. - 2012. - № 1.- с. 21-28.

Мерзлых Ю.Г. студент 2го курса НИУ «Высшая школа экономики»

Россия, г. Пермь

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ

Сегодняшний мир характеризуется высокой динамичностью, мобильностью и, поэтому, некоторой долей поверхностности. При встрече с новыми людьми, мы стараемся незамедлительно дать им оценку, сформировать впечатление и считать нужную нам информацию. Исходя из этого, изучение механизмов и закономерностей формирования первого

впечатления о человеке является не последней темой для изучения в современной социальной психологии. Ведь именно от того, какую первичную оценку получит человек, зависят его шансы на успешное продолжение общения с воспринимающим индивидом. Таким образом, за основу данной статьи была взята проблема формирования первого впечатления о человеке, а более детально механизмы и закономерности этого процесса.

В настоящее время процесс восприятия человеком человека изучен с многих сторон и имеет обширный информационный и исследовательский запас. Доказано, что формирование первого впечатления является сложным психологическим феноменом, задействующим чувственные, логические и эмоциональные составляющие, где все же главным является внешний облик и поведение индивида. Кроме того, было изучено, что половые, возрастные и профессиональные особенности оказывают немаловажный эффект на наше восприятие. Таковыми являются основные показатели, более или менее влияющие на создание впечатления. Но при первом впечатлении не могут прослеживаться фундаментальные свойства личности человека; оно отражает лишь сущность личности, ее «поверхностные» особенности. Настоящее раскрытие личности происходит лишь в таких взаимодействиях с миром, как труд, общение и познание.

Для начала хотелось бы обратиться к одному из самых основных факторов характеризующих восприятие нами другого человека - внешнему облику или фактору привлекательности. Путем разнообразнейших экспериментов, психологами была доказана закономерность, что привлекательная внешность играет положительную роль на формирование первого впечатления. Это следует из того, что красивая внешность у людей ассоциируется с таким же богатым и чистым внутренним миром. Именно поэтому, большинству из нас известно, что более привлекательным людям достаются все радости и преимущества нашего мира. Одно из доказательств данной теории можно встретить в эксперименте А.Миллера, где разделенные компетентными судьями на три категории фотографии людей, оценивались индивидами с 18 до 24 лет. В ходе эксперимента было выявлено, что фотографии людей в категории «красивые» по личностным параметрам были оценены выше, чем в категории «некрасивые». Следующая составляющая фактора привлекательности - поведение, включает в себя жестикуляцию, манеру общения, способ самовыражения и другие внешние проявления. Оно так же является основополагающим. Выявлена закономерность, что люди, находящиеся в более открытых позах (руки не скрещены, тело расслаблено, жестикуляция умеренна) вызывают больше доверия у своих собеседников. Взгляд прямой и долгий интерпретируется как проявление силы и властности характера, а взгляд исподлобья и отрывистый выдает человека стеснительного и скованного. Существуют даже различные ответвления, занимающиеся исследованиями восприятия и интерпретации наших жестов,

мимики и т.д. Именно поэтому, вооружаясь результатами этих исследований, любой человек способен произвести желаемое и выгодное для себя впечатление на других людей.

Вторым фактором является отношение других людей к нам. Как правило, люди, которые относятся к нам хорошо, то есть имеют мнение близкое к нашему, уважают нас, открыто общаются, заслуживают более положительную оценку от нас. Те же, кто не идет на уступки с нами или ведет себя неприемлемым для нас образом, имеют негативную оценку личностных качеств.

И наконец, существуют еще два фактора, влияющих на нашу оценку индивида. Это факторы превосходства и субъективного набора качеств. При первом факторе существенную роль играют социальный фон, статус, интеллектуальные особенности собеседника. Действие этого фактора заключается в том, что когда мы встречаем собеседника, превосходящего нас по значимому для нас параметру, он автоматически оценивается нами на порядок выше. Наоборот происходит, когда собеседник менее компетентен, чем мы - тогда мнение о нем ухудшается в разы. Последний фактор индивидуального набора черт, как бы объединяет все предыдущие. Ведь именно через призму нашей личности, убеждений и установок мы вылепляем образ другого человека. Разумеется, каждый из факторов взаимосвязан друг с другом, и только вместе они дают человеку готовую картину первого впечатления.

В связи с рассмотрением взятой проблемы, хотелось бы поговорить о механизмах формирования первого впечатления. Существует три механизма межличностной перцепции: познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия), познания самого себя (рефлексия) и формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция). В первом механизме происходит изучение и принятие свойств другого человека через свою идентификацию с ним. Человек выделяет основные черты в своем оппоненте. В следующем механизме человек пытается понять и проследить отношение другого человека к себе, старается увидеть отражение своих действий в другом. И в третьем механизме происходит окончательное формирование эмоционального отношения и портрета противоположного индивида. Этот механизм является завершающим.

Существует еще несколько довольно интересных механизмов или «эффектов», которые искажают наше восприятие. Одним из них является проекция - перенос собственных личностных качеств на оппонента. Доказательство данного феномена было найдено в эксперименте Мюррея. Испытуемым дали задание участвовать в агрессивной сценке. Затем контрольная группа, и группа участников постановки должны были оценить незнакомых им лиц. Результатом было то, что группа, пережившая определенное эмоциональное состояние, более резко и негативно оценивала незнакомцев, в отличие от контрольной группы. Еще одним немаловажным

эффектом является стереотипизация. Благодаря ней в нашей голове складывается определенный портрет человека с первых минут знакомства. Этот портрет является обобщенным, давая негативную, позитивную или же нейтральную окраску образу человека. Наконец, интересным для рассмотрения является эффект ореола. Он означает, что человек при оценке собеседника главнее ставит общее впечатление, не замечая отдельных хороших или плохих качеств. Данные эффекты являются помехами для формирования здравого впечатления об индивиде.

Люди, как части единого общества, должны уметь жить в этом обществе, что включает умение правильно преподносить себя, дабы не быть изгоем или неудачником. Поэтому любому человеку нужна подготовка и осведомленность о том, как правильно производить впечатление на других людей. Стоит лишь оглянуться вокруг, как легко становится заметной необходимость установления контактов и для продвижения карьеры, и для счастья в семейной жизни. Не стоит отрицать, что все дальнейшее счастье в нашей жизни строится на том образе, который мы демонстрируем участникам общества. Зачастую первое впечатление может дать нам ценную возможность на второй шанс, шанс показать себя как первоклассных специалистов, проявить свои истинные возможности. Это как обложка книги, и чем привлекательнее будет ее переплет, тем большее число людей захочет прочитать ее, вникнуть и понять. Но что за этой обложкой разместить - зависит уже от каждого из нас. Поэтому психологические исследования данного этапа межличностной коммуникации так важны и довольно успешно могут быть применены на практике.

Использованные источники:

1. Рецензия на книгу «Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты» под ред. А.А Бодалева, Н.В. Васиной; авторы Е.А Климов, Т.П. Скрипкина; Психологический журнал, № 5, 2006, C. 125-128

2. «Особенности восприятия психологических характеристик человека по его лицу: дифференциальный подход», Н. Г. Артемцева, И. И. Ильясов; Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 3, 2009, C. 54-65

3. «Личность и общение» Бодалев А.А.// [Электронный ресурс] -http://psyera.ru/3124/formirovanie-pervogo-vpechatleniya-o-cheloveke

4. «Теория коммуникации» Коноваленко М.Ю.// [Электронный ресурс] -http://uchebniki.ws/18830517/menedzhment/formirovanie_pervogo_vpechatleniya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.