Научная статья на тему 'Формирование персональной компетенции в процессе графической подготовки специалиста в образовательном учреждении профессионального образования'

Формирование персональной компетенции в процессе графической подготовки специалиста в образовательном учреждении профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новосёлов С. А., Туркина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование персональной компетенции в процессе графической подготовки специалиста в образовательном учреждении профессионального образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСЁЛОВ С.А., ТУРКИНА Л.В.

Тенденции быстрого обновления производства в современных условиях определяют высокие требования к специалистам нового поколения, которые должны обладать умением успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах, быть системно организованными интеллектуальными, коммуникативными, рефлексирующими, самоорганизующимися. Этим обусловлен переход от квалификационного подхода в профессиональном образовании, целью которого являлось формирование необходимых для выполнения профессиональных действий знаний, умений, навыков и качеств личности, к компетентностному подходу, предполагающему формирование качеств личности, актуальных для достижения успеха в любой профессиональной деятельности: компетентностей, компетенций,

метапрофессиональных качеств и ключевых квалификаций.

Педагогические конструкты, такие как компетентности, суть которых составляют содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений, определяющих содержание и смысл профессиональной деятельности специалиста, и компетенции, которые предполагают сформированность качеств личности содержащих обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности [3], взаимосвязаны между собой как некий потенциал, определяющий готовность личности к эффективной организации собственной профессиональной и социальной деятельности и проявление этой готовности в действиях, сформированная возможность использовать этот потенциал на практике. Таким образом, компетентность можно рассматривать как некий потенциал личности, обеспечивающий сформированность методов и способов деятельности, составляющих компетенцию личности, которую в свою очередь можно характеризовать, как способность человека реализовывать на практике свою компетентность.

Систематизация основных педагогических понятий, составляющих суть компетентностного подхода позволила выделить более общие, всеобъемлющие компетенции, названные ключевыми компетенциями, определяющие успех любой профессиональной деятельности и более узкие специальные компетенции, входящие в состав ключевых компетенций. Среди ключевых компетенций Совет Европы выделил персональную компетенцию, которую определил как готовность личности к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. В структуру персональной компетенции можно включить выделенные И.А. Зимней более [4] личностные компетенции: компетенция

самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; а также компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность; организационный аспект деятельности по повышению образовательного уровня личности позволяет включить в структуру персональной компетенции, выделенные И .А. Зимней компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.

В структуру персональной компетенции в аспекте самостоятельного и эффективного выполнения социально-профессиональных действий могут быть включены и следующие выделенные Э.Ф. Зеером группы компетенций: познавательные (гностические)

компетенции - способность к систематизации и оценке учебно-профессиональной информации, познавательные способности, рефлексия, готовность к дальнейшему повышению профессиональной квалификации и специальные компетенции -способность самостоятельно решать возникающие задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний. Анализ структуры и содержания персональной компетенции позволил выделить и моделировать ее главный элемент - способность личности к саморазвитию, которая основана на готовности личности к самовоспитанию и самообучению. Мотивационный фактор, определяющий успешность самообучения -потребность личности в повышении образовательного уровня, основанная на сформированных способностях к организации самостоятельной познавательной деятельность, в структуру которой можно включить следующее: умение определить проблему, которую необходимо решить в процессе познавательной деятельности; умение поставить адекватную цель познавательной деятельности; умение сформулировать задачу познавательной деятельности и определить пути ее решения; умения определить содержание познавательной деятельности, посредством которого возможно достижение поставленной цели; способности к самоуправлению познавательной деятельностью; самоконтроль результатов познавательной деятельности и постановка новой познавательной задачи.

Выделенные структурные элементы персональной компетенции, составляющие основу процесса самостоятельной познавательной деятельности, формируются и проявляются в процессе самостоятельной работы студентов при обучения в высшем и среднем образовательном учреждении.

Самостоятельную работу, принято рассматривать как средство организации учебного или научного познания обучаемого, средство его логической и психологической организации, которое выступает в двуедином качестве: с одной стороны учебное задание, то есть то, что должен выполнять обучаемый - объект его деятельности, с другой стороны -форма проявления обучаемым определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания [П.И. Пидкасистый]. Активизация познавательной деятельности студентов требует введения в учебный процесс новых творческих форм самостоятельной работы студентов, что позволяет создать педагогические условия формирования у них элементов персональной компетенции. Особенность организации самостоятельной работы студентов напрямую зависит от содержания учебной дисциплины.

Одним из базовых элементов инженерного образования является графическая подготовка. Начертательная геометрия - одна из дисциплин графического цикла, формирующая теоретические основы проекционного черчения изучается одной из первых дисциплин в техническом учебном заведении. Основной формой заданий для самостоятельной работы по начертательной геометрии является задача. В задачах, предлагаемых студентам в процессе изучения начертательной геометрии, в качестве объектов графической деятельности используются абстрактные объекты, описанные абстрактными понятиями: точка, прямая, плоскость, поверхность.

Решение задач с вышеперечисленными объектами, без сомнения, способствует развитию пространственного и абстрактного мышления студентов, но, как показывает практика, в последнее время все более вызывает значительные трудности.

Новые возможности активизации самостоятельной учебной деятельности студентов открывает включение в содержание их самостоятельной работы творческих интерактивных заданий. Интерактивные задания по начертательной геометрии, предполагают и активный поиск студентами объектов начертательной геометрии в материальной мире, использование жизненного опыта в качестве исходного материала для содержания задач по начертательной геометрии. В педагогике используется термин «интерактивное обучение» - обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности учащихся и учителя. Каждый студент, выполняющий

интерактивное творческое задание, проявляет активное отношение к учебной задаче, внося изменение в ее условие, добавляя новые детали, творчески применяя полученные знания. Это дает основание говорить о более высокой степени учебной самостоятельности и творческой активности, проявляющейся при выполнении заданий.

Интерактивные творческие задания по начертательной геометрии - это задания для самостоятельной работы студентов, в процессе выполнения которых студент принимает активное участие в поиске интересных и жизненно значимых для него ситуаций и сюжетов, связанных с применением знаний по начертательной геометрии, и разрабатывает на основе этих сюжетов содержание творческих задач по начертательной геометрии. Задания предполагают включение элементов жизненного опыта студентов в содержание творческих задач по начертательной геометрии, самостоятельное сочинение условий творческих задач, например, в виде небольших рассказов, создает условия для формирования познавательного интереса и повышения творческой активности.

Алгоритм выполнения интерактивного творческого задания представляет собой последовательное выполнение описанных ниже шагов:

первый -изучение темы начертательной геометрии, усвоение новых терминов, понятий, методов начертательной геометрии, составляющих сущность этой темы.

второй - анализ традиционной задачи. На основе анализа традиционной задачи, студент должен определить необходимое количество данных для решения задачи которые могут быть изложены в вербальной форме или графически. Объекты, используемые в задаче, могут быть изображены на эпюре или построены в аксонометрической проекции.

третий - поиск реальных объектов материального мира или объектов будущей профессиональной деятельности, которые являются элементами опыта студентов, и могут стать аналогами традиционных объектов начертательной геометрии. Их описание, их взаимосвязь в пространстве являются источником элементов содержания будущей задачи по начертательной геометрии. В процесс подбора витагенно-ориентированных объектов, поиск сюжета творческой задачи вызывает у студентов трудности следующего характера: студент не может преодолеть психологический барьер и перейти от привычного стиля традиционных задач по начертательной геометрии к задачам витагенно ориентированного содержания. Академик М.Н. Кедров ввел понятие «познавательно-психологический барьер» для характеристики возникающего в мышлении исследователя препятствия, которое носит одновременно психологический и логический (познавательный характер).

У студентов отсутствует опыт работы в нестандартной ситуации, требующей новых подходов и решений, не работала интуиция, которая представляет собой специфическую форму познания нового, а так же процесс получения знаний и результат этого процесса. Интуиция как процесс характеризуется специфическими психологическими характеристиками, такими как внезапность, неожиданность, неосознанность. В процессе выполнения творческих заданий интуицию рассматривают как своеобразный акт догадки. Догадка - это внезапное, неожиданно нарастающее решение задачи. Догадка, как форма познания, возникает в момент, когда требуется уход от привычных схем.

Для преодоления трудностей, вызванных неумением студентов работать в нестандартных ситуациях, на данном этапе решения применены известные эвристические методы, используемые для решения разного рода производственных задач и для развития творческого мышления в педагогической практике к которым относятся: метод «мозговой штурм», «метод синектики», ассоциативные методы, метод «контрольных вопросов».

Мозговой штурм, предназначенный для продуцирования задач и идей их решения в условиях работы в группе был организован во время практических занятий. Студентам предлагалось назвать как можно больше предметов материального мира, представляющих витагенный аналог абстрактного объекта начертательной геометрии. Критика не допускалась, все названные объекты фиксировались. Экспертами результатов штурма выступали все желающие принять участие в выполнении творческих интерактивных

заданий по составлению витагенно-ориентированных задач. Каждый желающий мог взять записи, проанализировать их, выбрать интересующий его объект и приступить к выполнению задания. В результате преодолевался «познавательно-психологический барьер» и студент успешно справлялся с поставленной задачей.

четвертый - определение сюжета задачи, ее условия и анализ данных, которые необходимо включить в условие задачи; формулировка условия задачи, при этом условия витагенно-ориентированных задач могут быть изложены в вербальной форме или графически.

пятый - решение составленной задачи. Основным отличием действий студента на этом этапе выполнения интерактивного творческого задания от решения им классической задачи является то, что, действие обеспечено (подкреплено) мотивационно-творческой активностью, которая возникает при решении «собственной задачи», стимулируется фактом авторства.

В результате выполнения интерактивного творческого задания студентами филиала УрГУПС в г. Нижнем Тагиле были разработаны уже более сотни задачи, структура и характеристические особенности которых могут быть проиллюстрированы на примере одной из таких задач: «Токоприемник (устройство для передачи электроэнергии от сети к электровозу) поднят, соприкасается с проводом контактной сети и составляет с ним угол 90°. Высота контактного провода 6800мм. Построить эпюр токоприемника и провода, если ширина токоприемника 1500мм, а провод контактной сети может быть представлен как: фронтально-проецирующая прямая; горизонталь, расположенная под углом 30° к фронтальной плоскости проекций».

Источником содержания задачи является жизненный опыт студента, по определению А.С. Белкина [1], витагенная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных условиях.

Результат выполнения интерактивного творческого задания это творческая витагенно-ориентированная задача по начертательной геометрии, которую мы определяем как задачу, самостоятельно составленную студентом на основе профессиональноориентированного или бытового сюжета, включающего сопоставление элементов его витагенного опыта с объектами начертательной геометрии (точка, прямая, плоскость, поверхность) и содержащего учебную проблему, разрешаемую при помощи применения знаний начертательной геометрии.

Интерактивные творческие задания по разработке задач витагенно-ориентированного содержания были введены в учебный процесс филиала ГОУ ВПО «УрГУПС» в г Нижнем Тагиле, при этом в порядке педагогического эксперимента была оценена степень сформированности элементов персональной компетенции у студентов первого курса. Как было сказано выше, структурным элементом персональной компетенции является потребность личности в повышении образовательного уровня, основанная на сформированных способностях к организации самостоятельной познавательной деятельность. Способности к организации самостоятельной познавательной деятельности проявляются во время учебы в процессе выполнения самостоятельной учебной работы, обязательным элементом которой являются умение самоуправление и самостоятельное планирование учебной работы, самоконтроль познавательной деятельности и самостоятельность в учебной работе. В результате проведенного эксперимента была дана оценка сформированности самостоятельности студентов при выполнении учебной работы, критерием оценки которой стали: интенсивность выполнения задач для самостоятельной работы - количество задач, решенных за определенное контролируемое время; количество задач или заданий, выполненных студентами, помимо обязательных задания, включенных в учебную программу.

Помимо этого оценивался уровень развития способностей студентов к самоорганизации учебной деятельности, критерием оценки которого является ритмичность самостоятельной работы студентов - отклонение реальных дат выполнения самостоятельной работы по отношению к плановым, а также уровень развития самоконтроля студентов, который определялся по количеству недель, в течение которых студент занимает устойчивое нижнее или верхнее положение в группе. В результате проведенного эксперимента была получена положительная динамика развития качеств личности, характеризующих самостоятельность студентов в учебной деятельности и являющихся основой персональной компетенции.

Введение в учебный процесс интерактивных творческих заданий помимо положительного результата проведенного эксперимента по оценке сформированности элементов персональной компетенции, выявило следующие позитивные тенденции развития личностного потенциала участвующих в эксперименте студентов: развитие мотивационно-творческой активности студентов посредством организации их самостоятельного поиска объектов реального мира, соответствующих абстрактным объектам начертательной геометрии, и связанных с мотивационной сферой личности студентов; развитие творческих способностей студентов в сфере их будущей профессиональной деятельности посредством совместного с педагогом поиска способов применения знаний, умений, навыков, полученных в процессе изучения начертательной геометрии; повышение качества графической подготовки студентов, состоящее в формировании умений применения графических знаний для решения профессиональных и утилитарных проблем.

Список литературы

1. Белкин, А.С., Жукова, Н.Н., Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург: Издательство УГПУ, 1999. 135с.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) // материалы метологического семинара «РОССИЯ в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: 2004. 102 с.

3. Зеер Э., Сымантюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. №4 С23-30

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.