УДК 343.8
КОНСТАНТИН ЮРЬЕВИЧ ТАТАРОВ,
кандидат экономических наук, главный бухгалтер, ООО «Группа компаний „ДЕКАРТ"», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: ktatarov@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО КАПИТАЛА У ОСУЖДЕННЫХ
Для цитирования
Татаров, К. Ю. Формирование пенсионного капитала у осужденных / К. Ю. Татаров // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 3. - С. 324-330.
Аннотация. На сегодняшний день остро встает вопрос начисления пенсии лицам, ранее отбывавшим наказание. Как показало исследование, этим вопросом очень слабо владеют все участники данного процесса - сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний, Пенсионного фонда и сами осужденные.
В ходе реализации пенсионных реформ основополагающими моментами для начисления пенсионного содержания стали стаж и пенсионные баллы. Относительно лиц, отбывающих наказание, возникает сложность в учете этих показателей. В статье рассматривается алгоритм подтверждения стажа и увеличения пенсионных баллов осужденными в зависимости от приговора и вида исправительного учреждения. В частности, приводятся различия в учете показателей и представлении отчетности при исполнении обязательных, исправительных и принудительных работ. Раскрыта природа проблем при учете стажа при изоляции осужденного от общества. Отсутствие работы и невозможность администрации исправительного учреждения обеспечить ею осужденных не только порождает социальную напряженность, но и способствует возникновению сложностей у осужденного после освобождения.
Ключевые слова: исполнение наказаний, пенсионное обеспечение, колония-поселение, исправительная колония, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, страховая пенсия, пенсионные баллы.
Содержание
1. Введение
2. Исчисление пенсионного капитала для осужденных без изоляции от общества
3. Исчисление пенсионного капитала осужденным к лишению свободы
1. Введение
Начиная с 2001 года в России реализуется реформа пенсионного обеспечения. После социалистической распределительной системы наше общество стало постепенно переходить к накопительному принципу пенсионного содержания. Этот переход имел
© Татаров К. Ю., 2018
глубочайший экономико-философский смысл. Размер будущего пенсионного содержания привязывался к величине пенсионного капитала, который стал производной от заработка человека. Чем большую сумму работодатель перечисляет в Пенсионный фонд за работников, тем больше их пенсионные накопления. Величина пенсионного капитала прибывает с каждым годом. В момент выхода на пенсию из величины пенсионного капитала, сформированного из совокупности отчислений в течение всей трудовой деятельности и индексационных приращений, рассчитывалось ежемесячное содержания пенсионера. Таким образом, во главу угла был поставлен официальный заработок. В последующем этот вариант получил неофициальное название первой пенсионной реформы. По нашему мнению, она имела ряд существенных достоинств.
Первое. При расчете пенсионного капитала во внимание принимались все доходы человека, с которых были произведены отчисления в Пенсионный фонд - трудовые доходы в виде заработной платы, доходы по гражданско-правовым договорам, объектом которых являлось выполнение работ или оказание услуг, отчисления по авторским, лицензионным и прочим договорам. Подобный подход полностью укладывался в новые экономические реалии и учитывал все новации трудового рынка. В частности, фрилан-серы - люди свободного труда - получили возможность накопить себе на будущую пенсию, не имея постоянного места работы. Те гонорары, которые им начисляли заказчики, являли собой базу для начисления страховых взносов. За счет разовых заработков у человека свободного труда формировался пенсионный капитал.
Второе. В соответствии с законодательством у нас принят максимальный размер заработной платы, с которого исчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд по ставке 22 %. Эта величина и участвует в формировании пенсионного капитала. По достижении максимального размера дохода исчисление страховых взносов начинает осуществляться по пониженной ставке в 10 %. Однако данные начисления уже не участвуют в формировании пенсионного капитала. Таким образом, в отношении высокооплачиваемых сотрудников применяется дискриминационный подход. Подобное явление анонсируется как соблюдение принципа социального равенства. Между тем учет доходов и начисление страховых взносов осуществляется отдельно каждым работодателем. Если физическое лицо имело несколько источников доходов, то страховые взносы начислялись по каждому источнику вне зависимости от сумм выплат другими работодателями. Это полностью соответствует принципам страхового бизнеса. Чем больше сумма доходов, тем более увеличивается пенсионный капитал, тем в большей сумме будут осуществляться выплаты после выхода на пенсию.
Третье. Помимо возможности увеличить пенсионный капитал, получая доходы от нескольких работодателей, у физического лица имелась еще одна уникальная возможность влиять на свою будущую пенсию. Речь идет о равномерности формирования пенсионного капитала. Смысл подобного явления сводится к тому, что если за какой-либо год у физического лица формирование пенсионных накоплений происходило в меньшем масштабе, то у него еще оставалась возможность увеличить суммы в последующих трудовых периодах. Это могло иметь место в случае получения максимальной заработной платы у одного работодателя и параллельной работы в другом месте. По первому месту работы начисление страховых взносов по ставке 22 % останавливалось, в то время как в другом подобные начисления продолжали осуществляться. Таким образом, «провал» в финансировании будущей пенсии в одних трудовых периодах мог быть исправлен в последующих периодах.
На сегодняшний день мы имеем время реализации так называемой второй пенсионной реформы. Смысл ее сводится к тому, что пенсионный капитал работающего че-
ловека теперь считается в баллах (коэффициентах), исчисляемых совокупно по всем источникам. На размер будущей пенсии влияет только сумма страховых взносов, исчисленных с максимально установленного размера. Таким образом, получение доходов из разных источников потеряло для застрахованного лица всякий смысл, если общая сумма доходов превышает установленный максимум.
Оказался также не у дел пункт о возможности пополнения пенсионного капитала в последующих периодах. На сегодняшний день количество пенсионных баллов (коэффициентов) определяется ежегодно и возможность поправить дела в будущем отсутствует. На практике это означает, что если мы, будучи молодыми и неопытными сотрудниками, замещали низкооплачиваемые должности, мы заработали какое-то минимальное количество баллов. В будущем, когда мы повзрослели и набрались опыта, наши доходы существенно возросли и у многих превысили установленный размер заработной платы, с которого производится исчисление страховых взносов. Значит, с хорошей зарплаты, которую мы получаем в свои лучшие трудовые годы, мы не сможем компенсировать те потери, которые понесли в молодости. К сожалению, ситуация начинает повторяться в предпенсионном возрасте, когда люди также вынуждены соглашаться на не самые высокооплачиваемые должности.
Представленная картина является идеальной. Вся наша трудовая жизнь разделена на три этапа. На первом этапе заработная плата плавно растет по мере приобретения профессионального опыта, потом она в основном сохраняет стабильно высокий уровень и в третьей части начинает уменьшаться по мере увеличения возраста. Между тем в жизни возможны принципиально иные ситуации, в которых существующая система начинает вызывать массу вопросов. Острой проблемой на сегодняшний день является пенсионное обеспечение лиц, отбывавших наказание по решению суда. Целью статьи является проведение общего анализа озвученной проблемы с точки зрения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), гражданского законодательства и пенсионной реформы. В условиях построения демократического общества подобный вопрос является своевременным и актуальным.
Как показывает исследование, данным вопросом почти не владеют психологи, воспитатели и иные сотрудники ФСИН России, напрямую контактирующие с осужденными. В ходе мероприятий по подготовке осужденного к освобождению подобные вопросы вообще не рассматриваются. Между тем у многих освобождающихся не за горами момент выхода на пенсию, и подобные вопросы для них очень значимые. Практическая и консультационная помощь сотрудников ведомства может оказаться для освобождающихся полезной. Принимая во внимание временной фактор и отсутствие возможности корректировки пенсионного капитала в будущем, можно говорить о перманентной эскалации данного вопроса.
2. Исчисление пенсионного капитала для осужденных без изоляции от общества
В последнее время в российской системе правосудия наблюдается явный поворот в сторону вынесения более мягких приговоров, исполняемых без изоляции осужденного от общества. Речь идет об исполнении наказания в виде обязательных и исправительных работ. Уже сама формулировка подразумевает недвусмысленное участие осужденного в трудовом процессе и исполнение им трудовых обязанностей.
С точки зрения рассматриваемого нами вопроса самым простым вариантом являются обязательные работы. Данное наказание назначается судом в размере от 60 до 480 ч (ч. 2 ст. 49 УК РФ). При этом не более 4 ч в день (п. 2 ст. 49 УК РФ) и не менее 12 ч
в неделю (ч. 2 ст. 27 УИК РФ). Их отработка имеет ярко выраженную общественно полезную окраску, исполняется бесплатно в свободное от основной работы (учебы) время и происходит на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ). Вместе с тем допускается отработка обязательных работ и на предприятии, на котором работает осужденный.
Исходя из самой природы обязательных работ можно сделать вывод о том, что при наличии у осужденного постоянного места работы период отбывания наказания в трудовой стаж не включается и отдельного подтверждения не требует. По месту основной работы происходит начисление заработной платы, расчет и уплата страховых взносов. На осужденного, как на постоянного работника, представляются сведения по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, подтверждающие его трудовой стаж, необходимый ему для последующего начисления государственного пенсионного содержания. Исходя из величины начисленной заработной платы ежегодно происходит расчет и увеличение пенсионных баллов (коэффициентов). Таким образом, отработка осужденным обязательных работ не влияет на его пенсионное будущее, так как стаж и заработок подтверждаются по основному месту работы.
Если же осужденный не имеет основного места работы, то его трудоустройством займется УИИ. Учитывая безвозмездный характер обязательных работ, в организации, где будет происходить отработка, заработная плата осужденному начисляться не будет. Не будет также страховых взносов и, как следствие, пенсионных баллов. Однако в соответствии с трудовым законодательством исполнение осужденным трудовых функций в организации автоматически включает для него процесс подсчета трудового стажа. На сегодняшний день данный вопрос четко не отрегулирован. Пенсионный фонд при рассмотрении вопросов начисления пенсии придерживается правила, что в зачет необходимого стажа принимаются только периоды работы, в течение которых происходило начисление и уплата страховых взносов. Однако природа отбывания наказания в виде обязательных работ подразумевает законодательную безвозмездность труда, установленную судебным органом. По нашему мнению, в данной ситуации даже при отсутствии заработка должна быть возможность сохранения стажа. В будущем для начисления страховой пенсии любому россиянину нужно будет иметь 30 пенсионных баллов (коэффициентов) и 15 лет стажа, в число последних должен входить и период отбывания обязательных работ. Принимая во внимание тот факт, что обязательные работы назначаются судом за нетяжкие преступления, подобный подход является гуманным и вполне вписывается в действующее пенсионное законодательство.
По суровости наказания следом за обязательными следуют исправительные работы. Данный вид работ назначается судом на срок от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ). Как правило, исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы (ч. 1 ст. 39 УИК РФ). В подобном подходе имеется также социальный аспект. В знакомом коллективе сотрудник получает низкооплачиваемую должность, теряет иерархический статус, коллеги становятся в курсе его проблем и т. д. Считается, что совокупность подобных факторов будет способствовать моральному усилению наказания и скорейшему исправлению.
С точки зрения вопроса будущего пенсионного обеспечения ситуация разрешается проще, чем при исполнении исправительных работ. В отличие от последних, которые являются безвозмездными, исправительные работы подразумевают под собой материальное вознаграждение осужденного. С данного заработка производятся исчисление налогов, сумм по исполнительным листам и прочие удержания в соответствии с законодательством
и решением суда. С этой же величины трудового вознаграждения производится исчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. По окончании каждого календарного года на осужденного должны быть представлены сведения СЗВ-СТАЖ в Пенсионный фонд РФ, что является гарантией сохранения осужденному трудового стажа. Заработная плата осужденного будет также находить свое отражение в расчете по страховым взносам и в расчете 6-НДФЛ. По окончании календарного года будет представлена справка по форме 2-НДФЛ. Следовательно, отбывание наказания в виде исправительных работ не лишает осужденного ни пенсионных баллов, ни трудового стажа, то есть его права на пенсионное обеспечение в будущем никак не ущемлены. Более того, принимая во внимание невозможность осужденного отказаться от предложенной работы, он может оказаться на рабочем месте, результаты специальной оценки труда на котором выявили вредные факторы. В этом случае на размер его заработной платы должны быть начислены дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Необходимо отметить тот факт, что законодательство не связывает уплату дополнительных взносов и досроч-ность пенсии с добровольностью или недобровольностью труда. Следовательно, если осужденный отбывает наказание на «вредной» должности, исполняет трудовые обязанности полный рабочий день и за него уплачиваются работодателем страховые взносы по дополнительному тарифу, то у него автоматически включается льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию. Если у осужденного в течение трудовой биографии были прочие периоды льготного стажа (например, химическое производство), то время исправительных работ будет суммироваться для начисления досрочного пенсионного содержания.
Новым подходом к вопросу исполнения наказаний без изоляции осужденных является назначение принудительных работ. Они назначаются судом на период от 2 месяцев до 5 лет (ч. 4 ст. 53.1 УК РФ) и исполняются в специальном учреждении - исправительном центре. Осужденные проживают в специальных общежитиях, но находятся под постоянным присмотром. Исполнение трудовых обязанностей происходит на территории исправительного центра или за его пределами, на территории организаций, не входящих в систему ФСИН России. Из заработной платы осужденного производятся удержания в размере от 5 до 20 %. Конкретный размер удержаний устанавливается решением суда. С точки зрения пенсионного законодательства принудительные работы являются возмездными, следовательно, с них будут исчисляться страховые взносы. Сохранение стажа и начисление пенсионных баллов у осужденного в рассматриваемой ситуации вопросов не вызывает.
Таким образом, при отбывании заключенным работ по приговору суда в большинстве случаев процесс формирования пенсионного капитала является непрерывным. Принимая во внимание трудовую деятельность, период исполнения наказания включается в стаж, необходимый для получения права на пенсионное обеспечение. Однако при этом представление форм СЗВ-СТАЖ и расчета по страховым взносам возлагается на администрацию организации, в которой происходит отбывание наказания. Следует отметить, что для структурных подразделений организации (бухгалтерии, кадровой службы и т. д.) представление соответствующих сведений на осужденных не влечет за собой существенных временных или трудовых затрат. Сотрудникам ФСИН России можно рекомендовать контролировать данный вопрос.
3. Исчисление пенсионного капитала осужденным к лишению свободы
Краеугольным камнем исследуемого нами явления в отношении лиц, изолированных от общества, является вопрос привлечения к труду. Каждый осужденный к лишению
свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). Как было упомянуто ранее, базой для исчисления страховых взносов является фонд оплаты труда, поэтому вопрос формирования пенсионного капитала осужденных начинает становиться производным от возможности администрации исправительного учреждения создать рабочие места. С точки зрения документальной отчетности по осужденным к лишению свободы обязанности по представлению форм СЗВ-СТАЖ возлагаются на администрацию учреждения.
Вопросы трудоустройства осужденных в современной научной литературе исследованы достаточно досконально. Согласно выводам С. Н. Лосевой и С. В. Гарника, почти все заключенные являются трудоспособными, однако в силу не зависящих от них причин к труду не привлекаются. Сделан также вывод о неблагоприятных перспективах подобного явления [1]. Таким образом, часть заключенных, содержащихся в местах лишения свободы, не имеют возможности зарабатывания необходимого стажа и пенсионных баллов, и с течением времени картина будет только ухудшаться. Возникает ситуация, когда закон требует обязательного трудоустройства для последующего пенсионного содержания, но отсутствует возможность практического исполнения такого требования. Подобную ситуацию исследует М. Н. Кустов уже с точки зрения прокуратуры [2].
Последние изменения пенсионного законодательства вводят понятие нетрудовых периодов. На практике это означает начисление пенсионных баллов за периоды, когда у человека отсутствовала возможность трудоустройства. В качестве примера приводится служба в армии по призыву, уход за малолетним ребенком, проживание с супругом в отдаленных местностях и т. д. Отбывание наказания по решению суда в указанный перечень не входит. Возникает ситуация, которая противоречит даже принципу однократности наказания. За свой проступок человек уже осужден на лишение свободы, но он еще и лишается права на страховую пенсию, причем по не зависящим от него причинам. Данный вопрос необходимо корректировать на законодательном уровне с участием уполномоченных по правам человека.
С точки зрения формирования пенсионного капитала принципиальным становится вопрос официального оформления труда заключенных. Дело в том, под термином «трудозанятые», с учетом специфики пенитенциарной системы, понимают число заключенных, имеющих определенный трудовой функционал и проводящих большую часть времени за выполнением какой-либо работы. Возникает необходимость дифференцировать рабочие места осужденных на две категории. Первая - трудовые места в производственных цехах, иных структурных подразделениях, работа на которых вознаграждается заработной платой. Вторая - это трудовые места, создаваемые администрацией исправительного заведения для внутрихозяйственного обеспечения, например, подсобные рабочие на кухне, строительные бригады, овощеводы, животноводы. Без сомнения, их вклад в хозяйственную жизнь заведения огромен, но в большинстве случаев эта деятельность преследует только цель физической занятости осужденных. Принимая во внимание безвозмездность такой деятельности, можно утверждать, что в статистику занятости подобные субъекты не попадают и продолжают числиться неработающими. Отсутствие официальных начислений заработной платы влечет за собой вопросы не только финансирования содержания, но и дальнейшего пенсионного обеспечения заключенных после освобождения. Таким образом, на законодательном уровне создается прецедент неравных возможностей осужденных после освобождения. Те, кто трудился в производственных цехах и получал хотя и символическую, но заработную плату, заработали стаж и пенсионные баллы. Кто же был задействован на
внутрихозяйственных работах, не получают ничего. Это повлечет за собой проблемы по достижении пенсионного ими возраста. Подобный итог полностью коррелирует с выводами Е. А. Антонян о том, что в сложившихся экономических условиях и при дефиците рабочих мест труд осужденных уже следует рассматривать как привилегию, а не как обязанность [3]. Внедрение обнародованных инициатив позволит реализовывать также пенсионные права лиц, отбывающих наказание.
С точки зрения объекта нашего исследования в «более привилегированном» положении оказываются осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях. Сам смысл подобного наказания как раз и состоит в том, что осужденный пользуется большими правами и свободами, в том числе на оплачиваемый труд. Уже первоначально колонии-поселения создавались в местностях, испытывающих дефицит рабочих рук. Даже в условиях сегодняшних реалий на рынке труда заработная плата осужденных в колониях-поселениях превышает аналогичный показатель в других видах исправительных учреждений. Как следствие, формирование пенсионного капитала у данной категории осужденных происходит значительно лучше.
Библиографический список
1. Лосева С. Н., Гарник С. В. Организация труда осужденных в условиях реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 3. С. 16-19.
2. Кустов М. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих труд осужденных в исправительных учреждениях // Юридическая мысль. 2017. № 3(101). С.87-92.
3. Антонян Е. А. Правовое регулирование труда осужденных и его влияние на эффективность производственного сектора отечественной уголовно-исполнительной системы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Юриспруденция. 2016. № 4. С. 57-62.