Научная статья на тему 'Формирование педагогической культуры будущего учителя математики'

Формирование педагогической культуры будущего учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заглядина Ольга Николаевна

Автор определяет педагогическую культуру как интегральное динамическое образование, выделяет в нем структурные компоненты, показывает процесс её формирования через интеграцию четырех блоков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заглядина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической культуры будущего учителя математики»

мостоятельной научно-поисковой деятельности студентов, развивающими их абстрактное и вариативное мышление [4].

Таким образом, теоретически обоснованное применение формально-логических методов в системе подготовки специалистов в области юриспруденции в высшей школе позволит значительно повысить качественный уровень подготовки специалистов. Кроме этого, применение таких методов в практической деятельности при квалификации правонарушений и определении адекватных мер юридической ответственности позволит избежать значительного числа ошибок и существенно повысить эффективность правосудия.

Библиографический список

1. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. - М.: Зерцало-М, 2005.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

30.12.2001г. № 195-ФЗ. - М.: Юрист, 2005.

3. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В. В. Лазарев, С. В. Липель. - М.: Спарк, 2001.

4. Соколков, Е. А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук / Е. А. Соколков. - Новосибирск: НГИ, 1999.

5. Шматков, Р. Н. Совершенствование методики подготовки специалистов в области юриспруденции с использованием метода МЛАД / Р. Н. Шматков // Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования в трансформирующемся обществе: материалы V регион. науч.-метод. конф. - Новосибирск: НГИ, 2005. - С. 227 - 239.

6. Шиян, И. Б. Метапознание в структуре отражения возможных отношений / И. Б. Шиян, Т. Н. Зайцева // Сибирский педагогический журнал. -2006. - N° 2. - с. 43 - 48. - 2006

7. Жафяров, А. Ж.Интеграция науки и образования в Новосибирском государственном педагогическом университете / А. Ж. Жафяров // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - с. 7 - 19.

8. Ермакова, Е. В.Совершенствование методики проведения лабораторных занятий по курсу общей физики в педагогическом вузе / Е. В. Ермакова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 2. - с. 145 - 156.

УДК 378

О. Н. Заглядина

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Российская система образования в настоящее время вступает в период, характеризующийся новым пониманием целей и ценностей образования, новыми концептуальными подходами к разработке содержания и технологии образования. Модернизация образования, предполагающая вхождение России в европейское образовательное пространство, потребовала разработки новой парадигмы: целей, задач, содержания и технологий педагогического образования, соответствующих потребностям обновляемого обще-

ства. Эти изменения предполагают формирование учителя «нового типа», который бы не только обладал фундаментальными знаниями по предмету, но и творчески относился к своей педагогической деятельности, критически мыслил, принимал нетрадиционные решения в той или иной ситуации. В условиях роста потока научной информации, существенно повышающего познавательную деятельность самих студентов (учащихся), необходим учитель, который должен уметь показывать путь к знаниям, а студент обязан сам дойти до вершин науки, т. е. студент должен занять позицию первооткрывателя при изучении того или иного предмета. Еще А. Дистерверг сформулировал следующее правило: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. В первом случае происходит движение сверху вниз, во втором - снизу вверх; там ученики начинают с вершины и стараются наконец дойти до основания; здесь начинают с основания, на котором стоит ученик, и поднимаются до конечной точки, до вершины» [4, с. 42].

Стратегия современного высшего профессионального образования состоит в развитии и саморазвитии личности специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных профессиональных задач. При моделировании личности специалиста необходимо преодолеть наблюдающийся разрыв между учителем и человеком, гражданином и специалистом. Личностная позиция будущего педагога должна стать органичной частью его профессиональной деятельности. Сегодня вполне очевидной становится истина, что основой прогрессивного социально-экономического развития любой страны является человек, его позиция, культура, образованность, профессиональная компетентность.

Несмотря на то, что система высшего профессионального образования в России занимает одно из лидирующих мест в мире, ей присущ ряд серьезных недостатков, в частности таких, как:

- технологическая необеспеченность формирования профессиональной деятельности, нацеленность ее на сообщение готовых знаний;

- неадекватность структуры учебно-воспитательного процесса вуза структуре развивающейся личности будущего специалиста;

- сугубо дисциплинарный характер образовательного процесса, слабость межпредметных связей;

- отрыв логики усвоения учебного материла от закономерностей становления специалистов как субъектов профессиональной деятельности, изучение предметной информации в отрыве от предстоящей профессиональной деятельности;

- слабо выраженная общегуманитарная и профессиональная направленность образовательного процесса;

- неполное использование потенциала личностных возможностей будущего специалиста;

- отсутствие у студентов условий для построения собственных образовательных траекторий;

- большие временные разрывы между получением знаний студентами и применением этих знаний на практике.

Из сказанного следует, что для современного профессионального образования необходимо обновление целей, задач, содержания и технологий, необходим новый образовательный процесс в вузе, что предполагает в свою очередь формирование человека нового типа, для которого характерны следующие умения:

- проектировать разнообразные ситуации и в целом процесс своей профессиональной деятельности;

- выбирать и реализовывать разнообразные программы своего дальнейшего (основного и дополнительного) профессионального образования;

- осуществлять профессиональное самопознание;

- строить межличностные и деловые отношения, вступать во взаимодействие с социокультурной и профессиональной средой, с различными культурами и системами ценностей на основе овладения:

а) оригинальными источниками научной, общекультурной и профессиональной информации;

б) сведениями, научными понятиями, теориями, концепциями, парадигмами из различных областей общей и профессиональной культуры;

в) универсальными способами практической и теоретической деятельности, способами исследовательской деятельности [3].

В этом случае система высшего профессионального (педагогического) образования реально обращается к разнообразию потребностей, интересов, особенностей студентов, а дисциплины выстраиваются в логике, способствующей личностному и профессиональному развитию будущего профессионала (будущего педагога).

Новые тенденции и изменения, происходящие в системе образования, делают объективно необходимым усиление роли научно-исследовательской составляющей в профессиональной педагогической деятельности (В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). Значит, в программе подготовки будущих учителей должна присутствовать научно-исследовательская составляющая, при этом отражающая новые подходы к осмыслению роли науки в современном педагогическом образовании. Г. А. Бордовский справедливо утверждает, что в настоящее время нельзя быть квалифицированным специалистом в области образования, не владея методами научного исследования. Неслучайно в государственных стандартах все большее место занимают различные виды работы студентов, которые предполагают формирование у них в образовательном процессе готовности к исследовательской деятельности.

Профессиональная педагогическая деятельность должна осуществляться через технологии обучения, обладающие следующими функциями:

- инициирование активности студентов;

- оснащение способами продуктивной деятельности, работы с разнообразием информационных текстов;

- стимулирование индивидуального выбора и мотивации творчества;

- обеспечение развития критичности мышления, обмена ценностными суждениями;

- активизация сотрудничества в коллективной работе;

- помощь в самоуправлении самостоятельной деятельностью, в получении Я-сообщений;

- тренинг моделей этических педагогических стратегий поведения и коммуникативных умений.

В своем исследовании мы доказываем, что преподавание даже специальных дисциплин (на примере оснований геометрии) в вузе должно «работать» на сформулированную выше стратегию; с упором на необходимость дать человеку образование в полном объеме, что означает следующее:

1. Формирование творческой, научно-исследовательской деятельности (деятельности по образцу, деятельности учения, квазипрофессиональной и профессиональной), применяя особые технологии, обладающие свойствами, сформулированными выше.

2. Формирование отношения или, иначе, опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обусловливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей (знание геометрии), но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера.

3. Формирование знаний по основаниям геометрии. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании студента верной, основательной картины предмета оснований геометрии, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

В нашем исследовании, основные положения которого изложены в данной статье, мы реализовали эту возможность через формирование педагогической культуры (ПК).

На сегодняшний день сложилось различное понимание ПК, мы же под ПК понимаем следующее. Во-первых, если использовать математическую символику, то связь между общей культурой (ОК), профессиональной культурой (ПрК) и ПК можно представить так: К <И ПрК С ПК . При этом ПК представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу профессиональной педагогической деятельности. Во-вторых, под основными компонентами ПК мы понимаем: поведенческий, ценностно-отношенческий и знаниевый. Таким образом, ПК - интегральное динамическое образование, отражающее определенно достигнутый уровень развития личностно-профессиональных качеств (ценностно-отношенческий компонент); специальных, психолого-педагогических, общих знаний (знаниевый компонент); способов и приемов педагогической деятельности учителя (поведенческий компонент).

На деятельностной, культурологической основе мы рассмотрели два подхода к психологическому механизму формирования ПК. Первый подход предполагает то, что образовательный процесс высшей школы может в условиях учебной деятельности будущих учителей предоставлять им возможность осмысливать (опредмечивать), апробировать (распредмечивать) и рефлексировать все компоненты ПК. Именно в собственной учебной деятельности студент реализует себя, т. е. раскрывает, опредмечивает в продуктах этой деятельности свои сущностные силы [2, с. 42].

С другой стороны, известно, что педагогическая деятельность (ПД) может быть определена как последовательность мотивационно-ориентировочных, проектировочно-исполнительских и рефлексивно-оценочных компонентов [1], ПК в свою очередь, представляет собой последовательность трех компонентов: ценностно-отношенческого, поведенческого, знаниевого. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что существует связь между структурами ПД и ПК, т. е. структура ПД изоморфна структуре ПК. Обеспечивая полноту формирования всех компонентов ПД, мы обеспечиваем развитие всех компонентов ПК, в чем и заключается сущность второго подхода к психологическому механизму формирования ПК. Оба подхода могут реализовываться, если образовательный процесс в высшей школе, в частности образовательный процесс на физико-математическом факультете педвуза, будет строиться на основе личностно-ориентированного подхода, при ко -тором все компоненты образовательной среды служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность.

Формирование ПД обусловливается возможностями и средствами, способными актуализировать ее в образовательном процессе вуза как развивающуюся целостность, вначале эталонную и репродуктивную, затем - творческую и самостоятельную, что влечет за собой развитие всех компонентов ПК.

Надо отметить, что формирование компонентов ПК является гете-рохронным процессом, все компоненты разом не формируются, в том смысле, что они формируются разом, но в разной степени активности. При этом на первый план выдвигается поведенческий компонент, который предполагает следующее: творческую учебную деятельность студентов, особое, по отношению к существующему, структурирование учебного материала на основе принципа фундаментализации, содержательного обобщения, логику подачи учебного материала (от общего к частному, от абстрактного к конкретному, а познание сущности конкретного - последовательно от одного теоретически осмысленного и осознанного факта к другому), введение мелких структурных единиц в крупные [1]. При этом у субъекта познания формируется ориентировочная основа умственной деятельности. Выбор же исследуемых студентами вопросов должен направляться общей теоретической идеей. Развитие поведенческого компонента в такой логике влечет за собой и формирование ценностно-отношенческого компонента. Как следствие - между преподавателем и студентом (как вариант - между студентом и студентом) появляются другие субъект-субъектные диалогичные отношения и выраженная позиция «студента» заменяется положительной «Я-кон-цепцией». Студент становится субъектом своей учебной деятельности, ведущими принципами которой являются принципы развивающего обучения и целостности, а основополагающими - принципы изоморфности структуры ПК структуре образовательного процесса. В результате происходит формирование знаниевого компонента (в частности - знания по математике).

В данном случае речь идет о возможности структурирования математического знания, а именно, учебного материала по основаниям геометрии в высшей школе, так как именно математика предполагает разнообразные абстрактные и прикладные инструменты исследования конкретных природных и общественных явлений (численные, алгебраические, аналитические, топологические, структурно-модельные и др.) и понимается как наука о форме и количестве и общих схемах их воплощения. Если естественные науки изучают природу, а гуманитарные науки - человеческое общество, то математика исследует в ее же недрах полученные абстракции, т. е. в известном смысле - самое себя. В этой связи возникает вопрос: можно ли учебный материал по математике «выстроить» таким образом и технологию преподавания построить так, чтобы они «обслуживали» психологический механизм формирования ПК.

Для этого необходимо, чтобы содержание выбранного нами курса оснований геометрии было структурировано в смысловые блоки, технология усвоения которых предполагала бы такую учебную деятельность студентов, которая является формой существования студента как субъекта образовательного процесса, а значит - субъекта своей ПК. При этом под субъектом понимается, прежде всего, инициатор, деятель, способный не только

присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые. Субъект не может самоопределиться без деятельности, но к ней он не сводим, так как включает в себя и те качества, которые приобретаются и проявляются в процессе взаимодействия со всей окружающей действительностью. Деятельность выступает как важнейшая форма активности субъекта, организующая и осуществляющая его бытие, а также один из ведущих способов существования субъекта. Как отмечает Л. Н. Ко -ган, к сфере культуры относится именно та деятельность, в которой человек реализует, «выполняет» себя, т. е. раскрывает, опредмечивает в продуктах этой деятельности свои сущностные силы [2]. Здесь надо заметить, что начало деятельности учения, начало ПД, дает деятельность вообще. При этом в ПД входит деятельность, учебная деятельность, квазипрофессиональная деятельность и профессиональная деятельность. Когда студент становится субъектом собственной учебной деятельности, субъектом образовательного процесса, между ним и преподавателем появляются совсем другие отношения - отношения соучастия, сопереживания, принятия, понимания самоценности и самодостаточности, уважения и т. д.

Проявление целостной учебной деятельности (всей, от анализа до оценки) занимает определенное время, которое диктуется каким-то содержанием учебного материала, и этот материал представлен в виде законченных смысловых блоков. Так, на первом этапе это есть определенное количество занятий, которые выстроены вокруг одной проблемы - одного смысла; на втором этапе вокруг другой проблемы - другого смысла и т. д.

Содержание учебного материала по основаниям геометрии на физико -математическом факультете БашГПУ строится в виде интеграции четырех блоков: первый блок — методологический блок «Абстрактные структуры». Так как абстрактные структуры в общей форме отображают определенные отношения и закономерности объективного мира, то они могут применяться для исследования вообще этого мира. Этот блок по отношению к ПК должен дать азы методологии вообще - способы познания чего-либо, методы научного познания. Методологический блок дает представление о том, как студент должен учиться и как овладевать ПД, т. е. в методологическом блоке параллельно решаются две задачи, из решения которых вытекает решение третьей. А именно: даются основы методологии усвоения знаний вообще, но на примере математики, и методология усвоения деятельности, причем сначала происходит самая простая форма деятельности - абстрактная, которая будет постепенно перерастать в ПД. Методологический блок представлен несколькими вводными занятиями, на которых показывается, как строить познание вообще, но на примере математики, как строить научную деятельность, как строить учебную деятельность, как надо учиться на занятиях по геометрии, для того, чтобы эта специально организованная деятельность студента была не просто деятельностью учения, а превращалась

бы в деятельность педагогическую. Но так как образовательный процесс трехслойный, то параллельно происходит развитие отношенческого компонента, поскольку формирование ПД может происходить только в психологически комфортных условиях, когда происходит взаимодействие человеческих душ - студент + преподаватель, студент + студент.

Второй блок—научно-методический блок «Основные характеристики математической структуры», который предполагает, что будущий учитель математики является «первооткрывателем» системы - математической структуры. В этом блоке происходит постепенный переход от методологических знаний к общетеоретическим за счет собственной учебной деятельности студентов. Эта деятельность реализуется на основе общей теоретической идеи, которая была сформулирована и озвучена с самого первого занятия и наполняется все большим содержанием, знания «идут» от общих к частным своим проявлениям. И в этом блоке происходит формирование всех компонентов ПК: а именно, поведенческого, за счет творческой учебной деятельности, которая возможна благодаря применяемому способу структурирования учебного материала; ценностно-отношенческого, так как собственная учебная деятельность студентов, которая предусматривает принципы развивающего, личностно-ориентированного обучения, побуждает студентов становиться субъектами своей деятельности. Поэтому в образовательном процессе между студентами и преподавателями появляются другие отношения - содружества. В результате формируется знание («пронесенное через себя») - знаниевый компонент.

Третий блок — методико-практический блок «Фундаментальные типы математических структур» - рассматривает, какие вообще в современной математике существуют математические структуры. В этом блоке осуществляется переход от общетеоретических знаний к научно-практическим за счет учебной деятельности студентов, которая постепенно переходит в квазипрофессиональную. В этом блоке знания получают все большее наполнение, дифференцируются, конкретизируются.

Четвертый блок — практико-методический блок «Топологическая структура» - предполагает, что студент познает именно ту математическую структуру, которая является предметом изучения данного курса оснований геометрии. В этом блоке осуществляется переход от научно-практических знаний к методическим, а квазипрофессиональная деятельность постепенно меняется на собственно профессиональную деятельность. На примере изучения этого блока будущий учитель математики выстраивает свою дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность.

Таким образом, теоретический анализ проблемы формирования ПК и изучение эмпирического опыта показали, что ПК как категория в различных формах своего проявления несет в себе солидный развивающий, творческий и интегрирующий потенциал. Кроме того, в своей структуре она

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ... является универсальной основой для формирования навыков любой профессиональной деятельности, поскольку, отличаясь пластичностью и динамичностью, обладает высокими адаптивными качествами. А этот процесс изоморфен формированию знаниевого, ценностно-отношенческого, поведенческого компонентов ПК. Будущий учитель математики, «наделенный» этими компонентами ПК, должен обеспечить развитие творческой личности, которое проявится в творческом характере мышления и деятельности, в способности переносить и адаптировать способы деятельности к разным условиям и ситуациям, в способности выделять, анализировать и прогнозировать явления и ситуации, описывать и объяснять их, а также способности планировать, самостоятельно конструировать и осуществлять собственную профессиональную деятельность.

Библиографический список

1. Асадуллин, Р. М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук / Р. М. Асадуллин. - М., 2000. - 389 с.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллектив. монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпициной. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 392 с.

3. Коган, Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л. Н. Коган. - М.: Знание, 1981. - 63 с.

4. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Пискунов. - М.: Просвещение, 1981. - 528 с.

5. Духова, Л. И. Теоретико-методологические предпосылки исследования субкультуры учителя / Л. И. Духова, Л. С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - с. 82 - 95.

УДК 378

Н. А. Абакумова

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКОВ

АГРАРНЫХ ВУЗОВ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Сельское хозяйство России выполняет жизненно важную роль в экономике страны, так как от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса (АПК) зависит успешное развитие всей экономики страны, повышение благосостояния народа, удовлетворение возрастающих потребно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.