Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО ВЫРАБОТКЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПУТЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО ВЫРАБОТКЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПУТЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова О.В., Курасбедиани З.В.

Авторами статьи с педагогической точки зрения рассматривается способ выработки стрессоустойчивости путем различных тренировок. В статье рассматриваются новые подходы и новые сочетания элементов, с акцентом на поднятие духа студентов, а также их волевых качеств и стрессоустойчивости. Особое место в статье уделяется анализу классической тренировки и выделены основные методы. Выделены и классифи-цированыкомплексы упражнений с различными вариациямипри этом используются, как совмещающие новые техники, так и традиционные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котова О.В., Курасбедиани З.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILLS FOR FUTURE COACHES TO DEVELOP STUDENTS ' STRESS TOLERANCE BY INFLUENCING THE EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE

The authors of the article, from a pedagogical point of view, consider a method of developing stress resistance through various trainings.The article discusses new approaches and new combinations of elements, with an emphasis on raising the spirit of students, as well as their volitional qualities and stress resistance.A special place in the article is given to the analysis of classical training and the main methods are highlighted. Complexes of exercises with various variations are highlighted and classified, while both combining new techniques and traditional ones are used.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО ВЫРАБОТКЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПУТЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 338.1 КОТОВА О.В.

кандидат социологических наук E-mail: kotova_rgsu@mail.ru КУРАСБЕДИАНИ З.В.

доцент кафедры физического воспитания, заслуженный тренер России, Юго-Западный государственный университет E-mail: tim_077@mail.ru

UDC 338.1

KOTOVA O. V.

Candidate of Sociological Sciences E-mail: kotova_rgsu@mail.ru KURASBEDIANI Z.V. Associate Professor of the Department of Physical Education, Honored Coach of Russia, South-West State

University E-mail: tim_077@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО ВЫРАБОТКЕ

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПУТЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ

FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILLS FOR FUTURE COACHES TO DEVELOP STUDENTS ' STRESS TOLERANCE BY INFLUENCING THE EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE

Авторами статьи с педагогической точки зрения рассматривается способ выработки стрессоустойчиво-сти путем различных тренировок. В статье рассматриваются новые подходы и новые сочетания элементов, с акцентом на поднятие духа студентов, а также их волевых качеств и стрессоустойчивости. Особое место в статье уделяется анализу классической тренировки и выделены основные методы. Выделены и классифи-цированыкомплексы упражнений с различными вариациямипри этом используются, как совмещающие новые техники, так и традиционные.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, методика преподавания, стрессоустойчивость, воспитание студентов, эмоционально-волевая сфера.

The authors of the article, from a pedagogical point of view, consider a method of developing stress resistance through various trainings.The article discusses new approaches and new combinations of elements, with an emphasis on raising the spirit of students, as well as their volitional qualities and stress resistance.A special place in the article is given to the analysis of classical training and the main methods are highlighted. Complexes of exercises with various variations are highlighted and classified, while both combining new techniques and traditional ones are used.

Keywords: physical culture and sport, teaching methods, stress tolerance, education of students, emotional and volitional sphere.

Подготовка студентов, воспитание их духа являются важной задачей каждого преподавателя. Для того, что бы воспитать в студентах силу воли и поднять их стрессоустойчивость преподавателю необходимо подобрать и вести грамотную программу тренировок. При этом, необходимо учитывать нагрузку, которую будет переносить организм и ЦНС включительно. Чтобы снизить вероятность пагубного влияния стресса на человека, с педагогической точки зрения, будет правильнее вводить определённые упражнения в тренировочный процесс постепенно, давать необходимый отдых и проводить соответствующие восстановительные процедуры. Следуя представленным алгоритмам организм достигнет необходимых физических кондиций, адаптируется к подобному роду нагрузке, что и будет являться обретением человеком качества «стрессоустойчивость».

Проведя анализ различных источников можно сказать, что нет однозначной формулировки понятия стресса и стрессоустойчивости, каждый автор трактует его по-своему. Если обобщить изученные определения, то можно сказать, что стресс - это ответная реакция организма на агрессивные и неблагоприятные факторы, при этом данные ответные реакции являются физиологиче-

скими, организм будет адаптироваться к новым условиям и пытаться восстановить свое нормальное состояние. Важно учитывать, что при определенных обстоятельствах физиологическое состояние может перейти в патологическое, на выход из которого могут потребоваться годы и помощь специалистов. Попадая в стрессовую ситуацию в организме человека происходит выброс огромного количества гормонов [2]. Данный факт является ключевым в развитии физических кондиций. Следовательно, преподаватели физической культуры обязательно должны включать в тренировки те упражнения, которые предполагают «выход из зоны комфорта» и наличие стресса. Стрессоустойчивость представляет собой совокупность качеств и возможностей, которые позволяют организму без вреда переносить действие стрессоров. Таким образом, так как стрессоустойчи-вость особенно важна в спорте и физической культуре, то развить у студентов умение контролировать себя и свой организм в различных ситуациях является основной педагогической задачей преподавателей.

В настоящее время все больше педагогических трудов посвящается проблеме стресса и одним из способов борьбы с ним является физическая культура. Со стороны

© Котова О.В., Курасбедиани З.В. © Kotova O. V., Kurasbediani Z.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

педагогики это объясняется тем, что физические нагрузки уменьшают беспокойство, являются способом «выпустить пар», способствуют расслаблению организма [4]. Так же важно, что именно физическая культура помогает найти единомышленников и повышает самооценку.

Методы:

В процессе работы были рассмотрены комплексы упражнений, которые повышают выносливость организма и способствуют повышению стрессоустойчиво-сти. В работе представлены педагогические методики, подходящие для среднестатистического человека и для более подготовленного организма. Следует отметить, что данные комплексы противопоказаны человеку с ограничениями здоровья и их использование возможно только с разрешения медицинского работника, так же не рекомендуется применять тем, кто до этого не занимался продолжительное время физическими нагрузками или «не был знаком» с физической культурой [1].

Результаты и их обсуждения:

Основываясь на педагогический опыт преподавателей были разработаны пять комплексов упражнений с различными вариациями:

1. Комплексы, предполагающие выполнения каждого упражнения максимально быстро. После выполнения данного комплекса следует отдых до полного восстановления [3]. Данный комплекс можно использовать несколько раз (или несколько раундов). По мере развития физических кондиций количество повторений в каждом упражнении и дистанцию ускорения можно увеличивать, а время отдыха сокращать (но не исключать). Перечисленные критерии распространяются на следующие комплексы данной группы:

a). 5 скоростных отжиманий от пола, 5 пресс книжка, 5 прыжков из полного приседа в длину, ускорение 30 метров;

b). 20 бег на месте, 10 упор лёжа - упор присев, 10 отжиманий от пола;

c). 30 прыжков на скакалке, 10 смена ног в выпаде, 5 подтягиваний;

d). 5 упражнение «бёрпи», 10 лодочка, 10 пресс подъем корпуса;

e). 5 прыжков из полного приседа в высоту, 10 упражнение «скалолаз» в упоре лёжа, 15 пресс скручивание [5].

Каждый из перечисленных комплексов следует повторять несколько раз за одну тренировку, постепенно увеличивая нагрузку и сокращая время отдыха. Также можно использовать несколько вариантов комплексов за одну тренировку. Необходимо помнить, что каждый комплекс следует выполнять максимально быстро. Именно факт максимальной скорости выполнения (а в процессе развития и сокращение отдыха) создаёт стрессовую ситуацию.

2. Комплексы, предполагающие повторение задания несколько раз за ограниченное время. Данная группа комплексов предполагает непрерывное выполнение упражнений в течение заданного промежутка времени [8]. Следует помнить о переносимой нагрузке и увеличивать нагрузку постепенно, не исключая восстановление и отдых. Начать можно с небольшого количества

повторений и короткого промежутка времени.

К примеру, закончить как можно больше раундов за 3 минуты:

a). 5 упражнение «бёрпи», 10 запрыгиваний на тумбу (или любую другую возвышенность), 15 пресс подъем корпуса;

b). 10 отжиманий с отрывом ладоней, 10 приседаний, 20 упражнение «джек»;

c). В процессе развития физических кондиций время выполнения можно увеличить, а время отдыха между комплексами сократить.

d). В пример, мы можем привести следующие комбинации упражнений.

e). закончить как можно больше раундов за 5 мин: 5 подтягиваний, 10 отжиманий, 15 приседаний;

Затем отдых 2 минуты и следующий комплекс.

g). закончить как можно больше раундов за 5 минут: 10 перепрыгиваний лавки, 10 шагающих выпадов вперёд, 10 отжиманий обратным хватом от лавки [11].

К данной группе можно отнести вариант комплекса, в котором время выполнения задания будет существенно больше. Например:

а) закончить как можно больше раундов за 15 минут: 10 выпрыгиваний из полного приседа в высоту, 10 отжиманий на брусьях, 10 пресс подъем ног, 10 выпрыгиваний из полного приседа в длину, 5 подтягиваний, 10 лодочка.

Целесообразно подобный комплекс не повторять несколько раз за одну тренировку. Необходимо учитывать тот факт, что процесс развития физических кондиций имеет своё начало, в котором организм не привык к подобной, новой для него нагрузке [6]. Следует постепенно вводить данные комплексы в тренировочный процесс не исключая отдых и восстановление.

Также учитывая педагогический опыт различных преподавателей физической культуры, следует рационально интерпретировать слова «закончить как можно больше раундов», которые должны учитывать состояние тренируемого на момент выполнение комплекса. Непрерывное выполнение упражнений данной группы комплексов является обязательным критерием, однако темп выполнения зависит от уровня физического развития человека[9].Более подготовленный организм сможет выполнить за определенное время больше раундов, чем менее подготовленный.При этом, постепенно развиваясь, скорость выполнения будет расти, соответственно и количество выполненных раундов будет увеличиваться.

3. Стрессовую ситуацию можно создать не только с использованием кардио-комплексов. Одним из способов «выхода из зоны комфорта» является выполнение упражнений, направленных на максимальное напряжение определённых групп мышц[10].Данное состояние достигается разными способами, одним из которых является:

a). комплекс ТАБАТА. Данный комплекс предполагает 8 раундов, где 20 секунд активной работы и 10 секунд отдыха. К примеру: 8 раундов, 20 секунд максимальное количество приседаний, 10 секунд отдых;

b). 8 раундов, 20 секунд максимальное количество

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

отжиманий от пола, 10 секунд отдых [7].

Во время активной работы 20 секунд тренируемый может делать несколько подходов, поскольку непрерывно выполнять будет достаточно тяжело. На начальном этапе подготовки вышеперечисленных комплексов будет достаточно. Данное количество раундов является оптимальным для достижения необходимого напряжения. Однако в процессе развития можно увеличить нагрузку, например таким вариантом комплекса:

a) ТАБАТА 8 раундов, 20 секунд стульчик, 10 секунд максимальное количество приседаний;

b) ТАБАТА 8 раундов, 20 секунд пресс уголок, 10 секунд максимальное количество пресс книжка;

Вышеперечисленные комплексы предназначены для более подготовленного человека [12]. Максимальное напряжение достигается чередованием статических (стульчик, уголок) и динамических (приседания, пресс книжка) упражнений.

Важно во время комплекса выполнять упражнения непрерывно.

Подобная работа создаёт стрессовые условия за счёт напряжения разных мышечных волокон одной группы мышц, что сопровождается болевыми ощущениями. Частое использование данных упражнений в тренировках развивает не только стрессоустойчивость, но и повышает болевой порог.

В процессе развития физический кондиций комплекс ТАБАТА можно усложнить, к примеру:

а) 8 раундов, 20 секунд стульчик, 10 секунд выпады, 20 секунд уголок, 10 пресс, 20 секунд упор лёжа, 10 секунд отжимания;

4. Комплекс ЦЕПОЧКИ предполагает выполнение каждого упражнения определенный промежуток времени в околомаксимальном темпе.

Данная педагогическая категория упражнений часто применяется для развития физических кондиций представителей единоборств, поскольку комплекс упражнений подбирается разной направленности и выполняемая работа проецирует бой или схватку [13].

К примеру:

а). 5 раундов, каждое упражнение выполняется 10 секунд: челночный бег, смена ног в выпаде, бёрпи, скалолаз в упоре лёжа, переход из упора лёжа в планку и обратно, отдых;

Каждое упражнение выполняется 10 секунд в высоком темпе, между упражнениями отдых отсутствует, однако после пяти упражнений следует отдых 10 секунд. Таких в данном комплексе нужно выполнить 5 раундов.

Стрессовая ситуация достигается путём резкой смены положения тела, задействованных большого количества групп мышц, высокой скорости и затрачиваемой энергии, при этом 10 секунд отдых обеспечит психологическую разгрузку и готовность к выполнению нового раунда [10].

а) 5 раундов, каждое упражнение выполняется 10 секунд: запрыгивание на тумбу, упор лёжа - упор присев, подтягивания, пресс книжка, лодочка, отдых;

Время выполнения каждого упражнение можно из-

менить, а также можно исключить отдых между раундами, но в таком случае количество раундов необходимо уменьшить. К примеру:

а) 3 раунда, каждое упражнение выполняется 20 секунд: бег на месте, упор лёжа - упор присев, отжимания;

5. Стрессовую ситуацию можно создать путём комбинированния нескольких вариантов комплексов.

К примеру:

a). закончит как можно больше раундов за 5 минут: 20 джек, 10 выпадов, 10 отжиманий;

b). закончить как можно больше раундов за 5 минут: 30 прыжков на скакалке, 10 приседаний, 10 пресс книжка;

Заключение:

Первый и второй вариант из представленных комплексов являются кардио-комплексами. Развитие способности переносить подобную нагрузку можно фиксировать с помощью тестов и сдачи нормативов.

На начальном этапе человек при выполнении определённого комплекса сможет закрыть 5 раундов за 5 минут, а частота сердечных сокращений в среднем будет равна 140-160 уд/мин.Спустя несколько тренировок с подобной нагрузкой этот же человек сможет при повторении этого же комплекса закрыть 6 раундов за 5 минут (т.е. увеличится скорость выполнения), а ЧСС будет равна 120-140 уд/мин, чтосвидетельствует об адаптации организма к подобной нагрузке, и в то же время о приобретении стрессоустойчивости.

Третий комплекс упражнений создаёт стрессовые условия за счёт напряжения разных мышечных волокон одной группы мышц, что сопровождается болевыми ощущениями, частое использование данных упражнений в тренировках развивает не только устойчивость к стрессу, но и повышает болевой порог.

Во время четвертого комплекса организм адаптируется к ситуациям связанным с резким изменением положения тела, учит быстро переключаться с одного упражнения на другое.

Пятый комплекс заставляет спортсмена резко менять уровень прилагаемых усилий, выкладываясь в неожиданный для него момент.

Тренируемый человек монотонно и непрерывно в низком темпе повторяет выполнение заданного раунда, тренер в произвольной форме даёт команду для начала и остановки выполнения упражнений. Время выполнения регулирует тоже тренер. Необходимо рационально подходить к времени выполнения ускорения, поскольку работа с максимальной скоростью долгое время может травмировать человека. Непредсказуемость команды заставляет тренируемого уделять необходимое внимание, а высокое выполнение упражнения «выводит из зоны комфорта», в которой он находится, повторяя заданный раунд.

Со стороны педагогики важным составляющим для преподавателя является именно подбор и составление комплексных упражнений, «закаливание» в тренируемом волевых качеств. Так преподаватели физической культуры вводят новые элементы и упражнения, вспоминают старые и забытые, но всё ещё актуальные, а так же самостоятельно придумывают отдельные элементы.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

Библиографический список

1. Абрамова В.В., Иванькова Ю.А. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. №4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-preodoleniya-stressa-sportsmenami-v-sportivnoy-sorevnovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.08.2020).

2. Голубева Е.В., Котова О.В. Физическая культура как социальный аспект развития общества // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. Сборник научных статей 10-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 81-84.

3. Катунин, А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2012. № 9 (44). С. 243-246. URL: https://moluch.ru/archive/44/5363/ (дата обращения: 21.08.2020).

4. Котова О.В. Инновационный подход к преподаванию физической культуры // Адаптивная физическая культура: инновационные процессы в социализации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями. сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией А.И. Левина. 2013. С. 213-220.

5. Котова О.В, Лифинская А.А. ВНЕДРЕНИЕ КИБЕРСПОРТА В СПОРТИВНУЮ ИНДУСТРИЮ // Современные материалы, техника и технология. Сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2019. С. 295-298.

6. Котова О.В., Медведев И.Н., Уколова Г.Б., Калюбаев В.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. С. 533-542.

7. Котова О.В., Уколова Г.Б., Калюбаев В.Н Использование упражнений пилатес, как мотивирующего фактора для студентов к занятиям физической культурой.Курск, 2019.

8. Котова О.В., Уколова Г.Б., Скриплева Е.В. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВИДАМ АЭРОБИКИ. учебное пособие / под общ. ред. О.В. Котовой. Курск, 2019.

9. Курасбедиани З. В. Физическая культура как фактор формирования личности // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право. 2008. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-kak-faktor-formirovaniya-lichnosti (дата обращения: 24.08.2020).

10. Курасбедиани З.В. Спорт как фактор формирования ценностных отношений к действительности// Духовная ситуация времени. Россия XXI век.2014.№2(3). С. 7-9

11. Курасбедиани З.В. Физическая культура в системе образования (тезисы) // Социальное образование в XXI веке6 Материалы межвузовской научно-практ.-конф. Курск, 2008. C. 143-148

12. Курасбедиани З.В. Физическая культура как фактор формирования личности (статья ВАК) // Научные ведомости БеоГУ: философия, социология, право. Белгород6 БГУ, 2008, № 4 C. 25-30

13. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера и стрессоустойчивость личности // Вестник Курганского государственного университета. 2016. №2 (41). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/emotsionalno-volevaya-sfera-i-stressoustoychivost-lichnosti (дата обращения: 21.08.2020).

References

1. Abramova V.V., Ivankova Yu.A. Ways of overcoming stress by athletes in sports competitive activity // Scientific result. Pedagogy and psychology of education. 2016. No. 4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-preodoleniya-stressa-sportsmenami-v-sportivnoy-sorevnovatelnoy-deyatelnosti (date of access: 21.08.2020).

2. Golubeva E.V., Kotova O.V. Physical culture as a social aspect of the development of society // Actual problems of the development of socio-economic systems: theory and practice. Collection of scientific articles of the 10th International Scientific and Practical Conference. Kursk, 2020. Pp. 81-84.

3. Katunin A.P. Stress resistance as a psychological phenomenon / A.P. Katunin. Text: direct // Young scientist. 2012. No. 9 (44). Pp. 243-246. URL: https://moluch.ru/archive/44/5363/ (date of access: 21.08.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kotova O. V. An innovative approach to teaching physical culture // Adaptive physical culture: innovative processes in socialization and rehabilitation of persons with disabilities. A collection of scientific articles based on the materials of a scientific and practical conference with international participation. Under the general editorship of A.I. Levin. 2013. Pp. 213-220.

5. Kotova O. V., Lifinskaya A. A. IMPLEMENTATION OF E-SPORT IN THE SPORT INDUSTRY // Modern materials, equipment and technology. Collection of scientific articles of the 9th International Scientific and Practical Conference. In 2 volumes. Managing editor A.A. Gorokhov. 2019. Pp. 295-298.

6. KotovaO.V.,MedvedevI.N., UkolovaG.B., Kalyubaev V.N. PEDAGOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE // Pedagogical journal. 2020.Vol. 10.No. 2A. Pp. 533-542.

7. Kotova O.V., Ukolova G.B., Kalyubaev V.N. Using pilates exercises as a motivating factor for students to engage in physical culture, Kursk, 2019.

8. KotovaO.V., UkolovaG.B., SkriplevaE.V. BASES OF TRAINING TYPES OF AEROBICS. Study guide / Ed. O.V. Kotova. Kursk. 2019.

9. Kurasbediani Z.V. Physical culture as a factor of personality formation // Scientific Bulletin of BelGU. Series: Philosophy. Sociology.Law. 2008. No. 4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-kak-faktor-formirovaniya-lichnosti (date of access: 24.08.2020).

10. Kurasbediani Z.V. Sport as a factor in the formation of value attitudes to reality // Spiritual situation of time. Russia XXI century. 2014. No. 2 (3) . Pp.7-9

11. Kurasbediani Z.V. Physical culture in the education system (theses) // Social education in the XXI century 6 Materials of the interuniversity scientific-practical conference. Kursk, 2008. P p. 143-148

12. Kurasbediani Z.V. Physical culture as a factor in the formation of personality (article of the Higher Attestation Commission) // Scientific bulletins of BelGU: Philosophy. Sociology. Law. Belgorod BGU, 2008, No. 4. Pp. 25-30

13. Chumakov M.V. Emotional-volitional sphere and stress resistance of personality // Bulletin of the Kurgan State University. 2016. No. 2 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-volevaya-sfera-i-stressoustoychivost-lichnosti (date of access: 21.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.