Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / PRIMARY SCHOOL STUDENT / COMPUTER GAME / FORMATION OF PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Ольга Владимировна, Ситникова Людмила Дмитриевна

Информатизация общества, последующая глобализация обусловили необходимость формирования патриотизма у каждого члена современного социума. При этом осуществлять сегодня этот процесс необходимо с использованием ИКТ. Это особенно актуально для детей, которые каждый день встречаются с гаджетом, компьютером или телевизором. Программным средством, которому дети отдают наибольшее предпочтение, является комьютерная игра. Нами высказывается предположение, что компьютерные игры - это эффективное средство патриотического воспитания младших школьников. Огромный интерес к таким играм у детей, а также их наглядность и интерактивность позволяют вызвать у ребенка необходимые чувства, эмоции и направить на требуемые поступки. В статье представлен анализ работ по вопросам формирования патриотизма: изучены сущность патриотизма, патриотического воспитания; принцип природосообразности определен как основной в формировании патриотизма; с учетом его положений проанализированы подходы к определению цели, содержания, методов, форм и средств патриотического воспитания младших школьников. По результатам анализа сформулированы положения, на основе которых спроектирована шестикомпонентная теоретическая модель формирования патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр. Формирование патриотизма осуществляется в ходе патриотического воспитания. Этот процесс является непрерывным и осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными периодами жизни человека. В теоретической модели представлена цель с учетом ФГОС начального общего образования. На основе цели и компонентного состава патриотизма определено содержание и диагностический инструментарий оценки возможного результата. Основным средством в модели выбраны компьютерные игры о родном крае и Отечестве. Описаны их возможности для реализации патриотического воспитания младших школьников. Формирование патриотизма средствами компьютерных игр может осуществляться с использованием различных методов в классно-урочной форме обучения в очном, дистанционном и смешанном форматах. Учитель сопровождает игру беседой с объяснениями и дополнениями. На основе теоретической модели была разработана методическая карта формирования патриотизма как любви к малой родине, Тульскому краю, у младших школьников. Разработанная карта содержит методическую поддержку для реализации процесса формирования патриотизма младших школьников средствами спроектированных компьютерных игр о Тульском регионе и может быть использована в школьной практике. Исследование носит теоретический характер и требует экспериментального подтверждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSPIRING PATRIOTISM IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF COMPUTER GAMES

The computerization of society and subsequent globalization made it necessary to cultivate patriotism in every member of the modern society. At the same time, it is necessary to implement this process using ICT today. This is especially appropriate for children who meet every day with a gadget, computer or TV. The software tool that children prefer most is a computer game. We suggest that computer games are an effective means of patriotic education for primary school students. A huge interest in such games among children, as well as their demonstrativeness and interactivity, allow us to evoke the necessary feelings and emotions in the child and direct them to the required actions. The article presents an analysis of works devoted to the formation of patriotism: the essence of patriotism, patriotic education is studied; the principle of natural conformity is defined as the main one in the formation of patriotism; taking into account its principles, we analyzed the approaches to determining the purpose, content, methods, forms and means of patriotic education of primary school students. Based on the results of the analysis, we formulated the principles on the basis of which we designed a six-component theoretical model for the formation of patriotism in primary school students by means of computer games. The formation of patriotism is carried out in the course of patriotic education. This process is continuous and is carried out in stages in accordance with the age periods of a person's life. In the theoretical model, the goal is presented taking into account the FSES of primary general education. Based on the goal and component composition of patriotism, the content and diagnostic tools for evaluating the possible result are determined. The main tools in the model are computer games about the native region and the Fatherland. Their opportunities for implementing patriotic education of primary school students are described. The formation of patriotism by means of computer games can be carried out using various methods in the classroom form of training in full-time, distance and mixed formats. The teacher provides the game with a discussion with explanations and additions. Based on the theoretical model, a methodological map was worked out for the formation of patriotism as love for the native region, the Tula region, among primary school students. The worked out map includes methodological support for the implementation of the process of inspiring patriotism in younger students by means of designed computer games about the Tula region and it can be used in school practice. The study is theoretical in nature and it requires experimental confirmation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201082 2020, № 11 (ноябрь) УДК 37.018.2

Формирование патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр

Родионова Ольга Владимировна1

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия

rodionovaov@mail.ru

Ситникова Людмила Дмитриевна2

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия

sitnlud@yandex.ru

Аннотация. Информатизация общества, последующая глобализация обусловили необходимость формирования патриотизма у каждого члена современного социума. При этом осуществлять сегодня этот процесс необходимо с использованием ИКТ. Это особенно актуально для детей, которые каждый день встречаются с гаджетом, компьютером или телевизором. Программным средством, которому дети отдают наибольшее предпочтение, является комьютерная игра. Нами высказывается предположение, что компьютерные игры - это эффективное средство патриотического воспитания младших школьников. Огромный интерес к таким играм у детей, а также их наглядность и интерактивность позволяют вызвать у ребенка необходимые чувства, эмоции и направить на требуемые поступки. В статье представлен анализ работ по вопросам формирования патриотизма: изучены сущность патриотизма, патриотического воспитания; принцип природосообразности определен как основной в формировании патриотизма; с учетом его положений проанализированы подходы к определению цели, содержания, методов, форм и средств патриотического воспитания младших школьников. По результатам анализа сформулированы положения, на основе которых спроектирована шестикомпонентная теоретическая модель формирования патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр. Формирование патриотизма осуществляется в ходе патриотического воспитания. Этот процесс является непрерывным и осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными периодами жизни человека. В теоретической модели представлена цель с учетом ФГОС начального общего образования. На основе цели и компонентного состава патриотизма определено содержание и диагностический инструментарий оценки возможного результата. Основным средством в модели выбраны компьютерные игры о родном крае и Отечестве. Описаны их возможности для реализации патриотического воспитания младших школьников. Формирование патриотизма средствами компьютерных игр может осуществляться с использованием различных методов в классно-урочной форме обучения в очном, дистанционном и смешанном форматах. Учитель сопровождает игру беседой с объяснениями и дополнениями. На основе теоретической модели была разработана методическая карта формирования патриотизма как любви к малой родине, Тульскому краю, у младших школьников. Разработанная карта содержит методическую поддержку для реализации процесса формирования патриотизма младших школьников средствами спроектированных компьютерных игр о Тульском регионе и может быть использована в школьной практике. Исследование носит теоретический характер и требует экспериментального подтверждения.

Ключевые слова: патриотизм, формирование патриотизма, патриотическое воспитание, компьютерная игра, младший школьник.

Поступила в редакцию Received 09.10.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.11.20

Принята к публикации Accepted for publication 14.11.20 Опубликована Published 30.11.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Родионова Ольга Владимировна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия.

2 Ситникова Людмила Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий ФГБОУ Во «Тульский государственный университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия.

Введение

Формирование патриотизма - противоречивая и важная составляющая любого общества. Патриотизм формируется в процессе воспитания. Поэтому, с одной стороны, это задача государственная, с другой, и наиболее важной, - человеческая, учительская.

«В школьный период жизни в детях нужно, прежде всего, воспитывать волю, мужество, умение искать и находить во всех явлениях жизни некий высший смысл. Незаменимая основа в этом деле - знание своих предков, истории своего народа. Из духа семьи и рода, из духовного и религиозного осмысленного принятия своих родителей и предков - родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, это первая основа внутренней свободы» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В России сегодня патриотическому воспитанию, в том числе школьников, уделяется большое внимание. Это отражается в Конституции РФ, в которой обновлена ст. 67.1, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» от 21.05.2020 № Пр-829), в котором президент РФ дополнил определение понятия «воспитание». Так, В. В. Путин указал, что воспитание должно быть направлено на «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации».

Патриотическое воспитание - процесс непрерывный, который происходит в течение всей жизни человека, при этом условно выделяются несколько этапов. Первый этап связан с усвоением ценностей семьи. Второй этап характеризуется принятием личностью традиций, ценностей, культурно-исторических особенностей родного города, района, области и т. д. Затем происходит переход на высшую ступень процесса духовно-нравственного развития - ступень российской гражданской идентичности.

Особая роль возлагается на формирование патриотизма на второй ступени, которая совпадает с младшим школьным возрастом, когда происходит наполнение конкретным содержанием таких важных понятий, как «малая родина», «родной дом», «родная земля» и многих других. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в портрете выпускника начальной школы определены такие личностные характеристики: «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Несмотря на повышенное внимание педагогов к проблемам формирования патриотизма у младших школьников, на практике учителя иногда испытывают трудности при выборе методов, средств, программ, формулировок цели и задач. Кроме того, в процессе воспитания в начальной школе уделяется недостаточно внимания формированию патриотизма как любви и бережного отношения к малой родине, в том числе с использованием средств ИКТ. При этом одним из информационных механизмов реализации патриотического воспитания, указанных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, должно стать «использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Анализ патриотического воспитания в начальной школе в контексте изучения формирования патриотизма выявил следующие проблемы: у младших школьников имеются пробелы в знаниях о своей малой родине, ее культурном достоянии и истории; у некоторых ребят недостаточно сформировано устойчивое эмоциональное отношение к малой родине; многие из испытуемых не проявляют интереса к истории и традициям своего города, однако большинство учащихся изъявляют желание участвовать в жизни своей малой родины, а также в мероприятиях по ее благоустройству.

Все это позволяет говорить о необходимости поиска путей и средств решения проблемы формирования патриотизма у младших школьников.

В рамках нашей работы высказывается предположение, что одним из способов решения данной проблемы может стать использование в качестве средства формирования патриотизма у младших школьников в процессе патриотического воспитания компьютерных игр, имеющих патриотическое содержание (исторические, культурные и другие сведения о Тульском регионе и Отечестве). Это обусловлено тем, что современные дети любят проводить время за компьютерными играми, которые увлекают их яркими сюжетами, звуковыми эффектами и интерактивностью.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Патриотизм и воспитание всегда находились в неразрывном единстве. В зависимости от социальных ситуаций государств менялся контекст их тесной взаимосвязи. Сегодня формированию патриотизма уделяется наиболее пристальное внимание. Возвращаются наработанные ранее технологии воспитания, а также активно включаются в процесс новейшие разработки, в том числе ИКТ. Теоретическое осмысление возможности использования компьютерных игр в процессе формирования патриотизма у младших школьников является следствием интеграции идей отечественных и зарубежных авторов, представленных ниже.

Обратимся к понятию «патриотизм». Так, общим и емким становится определения патриотизма в словаре В. И. Даля, где «патриотизм» определяется как «любовь к родине» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В педагогическом энциклопедическом словаре патриотизм определяется как «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В. Г. Белинский, высказываясь о патриотизме, писал: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Современная мировая действительность переживает глобализацию всех жизненных процессов, в том числе и изменение подходов в понимании патриотизма. Однако Ю. Чанг, Х. Сок, Д. Бейкер отмечают, что «ответная реакция на воздействие глобализации проявляется не в ослаблении, а, напротив, в усилении национального сознания» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Так, по мнению президента Российской Федерации В. В. Путина, сегодня особенно важно воспитывать «настоящий патриотизм», «глубокое осознание личной причастности к судьбе страны, гражданскую ответственность и стремление посвятить России, своим согражданам свой талант, готовность всегда быть со своей Родиной и в минуты торжества, и в периоды испытаний и невзгод» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Д. С. Лихачев указывает, что «патриотизм - это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Быть патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире, отмечает белорусский ученый К. И. Шик [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

По представлению А. Макинтайра, признаками патриотизма в том числе являются «любовь к своей семье и родственникам, уважительное отношение и преданность школе, различным сообществам» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

С. Хантингтон определил патриотизм «не только как любовь к своей территории или истории, но и как приверженность идеям и идеалам, которые исповедует американское государство». Их совокупность он назвал «американским кредо» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Выделенные выше высказывания показывают стремление авторов определить «патриотизм» как глубокое личностное чувство и вложить в него обязательную добродетельную деятельностную составляющую, сопровождающуюся уважительным отношением к людям и окружающей действительности.

Патриотизм как качество личности формируется и развивается в процессе патриотического воспитания.

В. А. Сухомлинский в своих трудах отмечал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Н. В. Ипполитова определяет понятие «патриотическое воспитание» как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

По мнению белорусского ученого В. В. Буткевич, патриотическое воспитание -это «формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление национальных чувств и культуры межнационального общения» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Данные понятия показывают необходимость формировать патриотизм в ходе взаимодействия с учетом добродетельной цели в соответствующих условиях, т. е. это воспитательный процесс по природе ребенка, средствами природы или окружающей среды. Этим требованиям наиболее полно соответствует принцип природосообраз-ности. Определим основное содержание принципа, представив следующие идеи.

Так, Я. А. Коменский писал о необходимости воспитания детей с младшего возраста посредством примеров поведения окружающих: «Дети - как обезьянки (simiolae): что они видят, тому охотно подражают, - как хорошему, так и дурному, и даже без особого приказания; потому они научаются раньше подражать, чем познавать. Я имею в виду одинаково - сколько живые примеры, столько же и заимствованные из истории; однако прежде всего живые, ибо они действуют непосредственнее и сильнее. Так, вся природа есть ничто иное, как наш рассадник (seminarium nostrum), наша питательница, наша школа. В тысячу раз счастливее тот, кто уносит отсюда душу, воспитанную в добре. Равным образом, если кто хочет внедрить в кого-либо корни благочестия, то нужно делать это в ранние годы». Описывая содержание и результаты обучения в народной школе, Я. А. Коменский указывает, что необходимо «сообщить важнейшее из мироведе-ния (cosmographia)...», а также «в особенности же о городах, горах и реках собственного отечества». Говоря о материнской школе (начальной школе): «Особенно же дети должны научаться любви. чтоб они помогали нуждающемуся даже по собственному побуждению»; кроме того, он указывает: «Введение в географию будет иметь место, когда дети научатся понимать - что такое гора, долина, нива, река, селение, местечко, город, смотря по условиям места, в котором они воспитываются» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Ж.-Ж. Руссо в труде «Эмиль, или О воспитании» выделил такие мысли: «Что касается принятой мною системы, которая в данном случае есть не что иное, как следование самой природе. Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами. Важнее всего быть добрым к людям, с которыми живешь» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Дж. Локк советует воспитывать сообразно природным задаткам, самым главным качеством он считает добродетель, кроме того, особую роль он возлагал на метод воспитания личным примером. По Дж. Локку, важным условием воспитания является близкое окружение воспитанника. «Чего может пожелать своему сыну каждый джентльмен, заботящийся о его воспитании, заключается в следующих четырех вещах: добродетели, мудрости, благовоспитанности и знании. Я выставляю на первый план добродетель как свойство, наиболее важное для человека вообще и для джентльмена в частности, как свойство, которое безусловно необходимо, чтобы снискать ему уважение и любовь других и дать ему цену и значение в собственных глазах, и без которого он не может быть счастлив, как я думаю, ни в этом, ни в ином мире» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Обратимся к И. Г. Песталоцци: «Благодаря этим словам вечные законы самой природы вновь приводят меня к твоему руководству, о мать! Когда на меня действуют новые впечатления окружающего мира, я лишь рядом с тобой могу сохранить свою чистоту, любовь, свое послушание - все, все преимущества моей благородной природы». Это показывает, что у ребенка сначала появляются ростки любви к малой родине из любви к близкому окружению (матери), а затем и к своей стране и миру [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

«Действовать природосообразно - высшее, наиболее общее формальное требование для всякого воспитателя» - слова А. Дистервега, еще одного приверженца принципа природосообразности. «В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». И еще: «Мы

не начинаем своей жизни с пустого места, с самого начала, но продолжаем жизнь предыдущих поколений. Следовательно, наше существование отчасти определяется унаследованными установлениями, отчасти общепринятыми нравами и обычаями; т. е. вообще оно определяется историей» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Резюмируя мысли ученых, выделим особенности использования принципа при-родосообразности в патриотическом воспитании младших школьников: необходимость привить детям добродетельное поведение по отношению к семье, родному краю, окружающим людям; определение содержания патриотического воспитания сообразно цели; сам процесс должен быть организован в среде, где есть добродетельный взрослый, близкий ребенку, который своим поведением, общением становится образцом для подражания, где учтены индивидуальные особенности, возраст ребенка, окружающая действительность.

Выделенные особенности проиллюстрируем высказываниями современных ученых. Так, говоря о цели воспитания, вспомним строчки из песни на слова М. Матусов-ского «С чего начинается Родина?»: «С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.... С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет.» Эти слова очень верно показывают, что важно чувствовать будущему настоящему человеку своей страны. Это, во-первых, помогает ребенку соотнести себя с определенной страной, народом, культурой. Во-вторых, включает эмоционально окрашенные представления (культурные образы, знакомые пейзажи). В-третьих, патриотизм проявляется в переживаниях, побуждающих ребенка к действиям на благо своей страны.

Д. С. Лихачев указывает, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Данный подход просматривается в работе Т. Е. Вежевич: «Любовь к большой и многонациональной Родине не противоречит, а предполагает любовь к малой родине, ее традициям и обычаям. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В качестве основы, сущности воспитания авторы М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев определяют необходимость осуществлять патриотическое воспитание только в системе «Родина», «народ», «род», «родители», «родня», «родственники». Таким образом, опять подчеркивается мысль о необходимости формирования чувства любви к ближайшему окружению, через них - к своему народу, а затем и к Родине [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В. А. Веденяпина, В. В. Горшкова в работе о формировании патриотизма в младшем школьном возрасте указывают: целесообразно начать «с того, с чем ребенок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. При освоении истории и традиций своей малой родины ребенку гораздо легче не только узнавать свою большую многонациональную Родину, учиться гордиться ею, но и в будущем способствовать укреплению ее благосостояния,

стабильности, стремиться своими действиями служить ее интересам» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Особое отношение к патриотическому воспитанию в Республике Беларусь. Так, «2018 год в Беларуси объявлен Годом малой родины. В этой связи в новом учебном году учреждениям образования при планировании работы по гражданскому и патриотическому воспитанию необходимо уделить особое внимание формированию у учащихся любви к своей малой родине, ценностного отношения к истории и культуре родного края, чувства причастности к его прошлому и настоящему, ответственности за его будущее. Для этого следует продолжить работу по расширению знаний учащихся о происхождении названий и истории своей улицы, района, населенного пункта, их достопримечательностях, памятниках, знаменитых земляках, привлекать учащихся к участию в исследовательских проектах краеведческой направленности» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. По мнению К. И. Шик, «с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В 2018 году Министерством образования Франции было принято решение ввести на постоянной основе в начальных классах школы уроки патриотического воспитания. Особое внимание в школе уделяется сохранению национальной культуры и традиций, указываются цели: бережное отношение к окружающим людям, среде, важность сохранения культуры и традиций. Дети должны знать национальный гимн, памятники, национальный праздник, флаг [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Воспитание ценности уважения к традициям, культуре; любви к стране и регионам, которые нас взрастили; уважительное отношение к другим странам; стремление внести свой вклад в мир во всем мире - такие цели изложены в основном законе об образовании Японии [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Для начальной школы среди целей - уважение к семейным, школьным традициям; любовь к своей стране и родному городу; бережное отношение к окружающей среде [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Перечисленные цели соотносятся с нашим пониманием основной цели патриотического воспитания младших школьников - формирование патриотизма как личностного чувства любви к малой родине и Отечеству: месту, людям, традициям, культуре, историческим ценностям, проявляющееся в добродетельной деятельности и уважительном отношении к ней. Целевой компонент соотносится с содержанием. Нам близко мнение В. С. Безруковой, которая указывает, что содержание воспитания - это «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. С учетом специфики нашего исследования критерием для отбора содержания патриотического воспитания стал общественный опыт поколений Тульского региона. О важности учета региональных особенностей в процессе патриотического воспитания говорится в работе А. Н. Вырщикова. Автор отмечает, что «цели государственных программ патриотического воспитания конкретизируются при переходе к региональному уровню, так как региональные характеристики (ресурсы, менталитет, культурно-историческая среда, традиции и т. д.) могут значительно отличаться по территории страны». При этом подход к формированию патриотизма «должен отражать особенности региональной территории - его культурную и другую специфику» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Для становления маленького патриота целевой и содержательный компоненты должны быть погружены в соответствующую воспитательную среду. Под воспитательной средой будем понимать «педагогически целесообразно организованную среду отдельного ребенка или множества детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, города, области и т. п.)». «Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине безальтернативно - он растет патриотом» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

На необходимость создания комфортной обстановки воспитательного процесса, обеспечивающей проявление личной свободы ребенка, указывал английский педагог А. Нилл [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Особая эффективность воспитательной среды обеспечивается адекватным сочетанием различных методов, форм и средств. Решение задач патриотического воспитания становится наиболее эффективным на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность, использования разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом особенностей контингента воспитанников [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Достижение определенного уровня образованности, воспитанности, социальной зрелости, культурного развития учащихся не может быть обеспечено средствами одной или нескольких изучаемых в школе учебных дисциплин, если не создаются условия для реальной интеграции знаний, практического опыта учащихся [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Во Франции формирование патриотизма в ходе патриотического воспитания осуществляется с использованием практических методов: дискуссий, анализа ситуаций, видеоряда и др. [Ошибка! Источник ссылки не найден.]

Среди мероприятий, приуроченных к Году малой родины в Республике Беларусь, - различные республиканские акции, конкурсы, фестивали, чемпионаты, направленные на формирование позитивного образа региона и мотивацию социокультурной активности его жителей [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Продолжая говорить о воспитательной среде, стоит затронуть особенности современной действительности, которая либо становится помощником в решении задач патриотизма, либо мы имеем неожиданные отрицательные эффекты. Колоссальное воздействие на формирование идеалов и представлений о героическом прошлом оказывают, как показывает практика российской жизни, информационное пространство, медийные средства и, прежде всего, Интернет с его соцсетями, форумами, блогами и твиттерами. В работе по организации и проведению классных часов мы активно задействовали средства сети Интернет, социальных сетей, информационные ресурсы бло-гов, твиттеров, форумов. Постоянное применение интерактивных форм в процессе организации и проведения классных часов позволяет преподавателю поддерживать обратную связь с воспитанниками. Особенно это важно, когда формируются нравственные понятия, идет осмысление жизненного опыта [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Нельзя не учитывать сегодня тот факт, что в современном глобализованном мире с большой скоростью появляются новые формы потребления знаний, новые смыслы, ориентированные на более узкие знания. Новый облик патриотическому воспитанию могут придать информационные средства при умелом их использовании. Поле их использования сегодня непомерно широко, но его обозримость зависит

от характера задач и выполнения требований, предъявляемых к использованию ИКТ в процессе патриотического воспитания [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Необходимо создавать электронные базы данных, описания населенных пунктов и людей, там проживающих и работающих, их историю. Это наша история, история нашей страны и ее людей. Надо писать о них, запечатлевать их быт и электронные версии материалов выкладывать в Интернет, в том числе и на иностранных языках. Писать не только о выдающихся людях, известных ученых, но и о всех людях, родившихся и проживающих в данной местности [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Интересна работа Е. А. Яковлевой об использовании ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы. Здесь описаны возможности ИКТ для данного процесса, представлены формы реализации патриотического воспитания с использованием ИКТ. Кроме того, что особенно важно для нашей работы, подчеркивается уникальная воспитательная ценность ИКТ, а именно: средства ИКТ «позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика». Кроме того, высказывается мысль, что благодаря средствам ИКТ можно решить задачу формирования патриотизма в младшем школьном возрасте, показав «большое через малое», «пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Анализ приведенных выше работ показывает общее мнение авторов, созвучное с нашим: использование ИКТ - это необходимая составляющая воспитательной среды. Благодаря их применению в патриотическом воспитании мы можем достичь главного - любви к малой родине и Отечеству у детей. Это обеспечивается возможностями ИКТ, такими как высокая наглядность, интерактивность, доступность к большому количеству информации патриотического содержания.

Важным при организации среды является тип взаимодействия между добродетельным взрослым и ребенком. Вслед за В. Е. Мусиной мы подчеркиваем эффективность диалогового взаимодействия в ходе патриотического воспитания. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

На наш взгляд, диалог наиболее оптимально реализовывать в ходе взаимодействия в деятельности, в нашем случае в ходе одной из ведущих в младшем школьном возрасте - игры. Как отмечает Д. Б. Эльконин, «игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Использованию компьютерных игр в формировании патриотизма посвящено немного работ. Эффективность их использования для решения задач патриотического воспитания показана при формировании положительного образа военнослужащих США у самих американцев и граждан других стран. С 1999 года компьютерные игры стали применяться в интересах Пентагона на системной основе. В 2002 году был

выпущен игровой проект America's Army (Американская армия). Целью разработки этой игры стало повышение патриотических чувств и привлечение студентов к поступлению на военную службу в США. «Американская армия» до сих пор остается одной из самых популярных онлайновых игр в мире, способной пробудить патриотические чувства к Родине и армии у студентов [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Компьютерные игры в начальной школе в процессе патриотического воспитания - проблема, требующая дальнейшей теоретической и практической проработки.

Таким образом, формирование патриотизма в период глобализации становится одной из актуальных задач современности. Многие страны решают это на уровне государственных задач. Целью данного процесса должно стать личностное чувство, не зависящее от государства и национальности. Патриотизм формируется поэтапно согласно возрасту, и для младших школьников - это любовь к малой родине и Отечеству, проявляющаяся в уважительном отношении и добродетельном поведении ребенка. Сформировать такое чувство возможно лишь только используя патриотический опыт семьи и родного края. Обязательным условием при этом должно стать погружение ребенка в особую воспитательную среду, которую целесообразно создавать с использованием разнообразных методов, форм и средств. Особенно важно использовать современные средства - средства ИКТ. Применять их необходимо сообразно решаемым задачам, в нашем случае - для организации эффективного диалогового взаимодействия, при этом учитель сопровождает его объяснением и беседой. В младшем школьном возрасте наиболее эффективно взаимодействие может быть реализовано в ходе игры, в нашем случае - компьютерной игры о Тульском крае. Благодаря своим особенностям ребенок как губка впитывает знания об окружающем мире, все яркое и красочное. Стремление подражать увиденному, повторение интерактивных игровых заданий позволят младшему школьнику запомнить, а затем и осознать в своей душе любовь к малой родине, а затем и ко всему Отечеству. Данный вывод подтверждает обзор источников, представленный выше.

Методологическая база исследования

Основными результатами нашего исследования стали спроектированная теоретическая модель формирования патриотизма у младших школьников и методическая карта реализации данного процесса. Теоретическая модель предполагает реализацию патриотического воспитания в начальной школе. При ее проектировании мы опирались на шестикомпонентную педагогическую систему В. П. Беспалько [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В основу модели положена цель - формирование патриотизма младших школьников, компонентный состав патриотизма определен на основе исследования Т. В. Козловой [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. При выборе цели, отборе содержания, методов, средств и форм реализации процесса воспитания мы опирались на принцип природосообразности, описанный в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Песталоцци, И. Дистервега [Ошибка! Источник ссылки не найден.-Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Выбор компьютерной игры в качестве средства формирования патриотизма был обусловлен направленностью воспитания на специфику ведущей деятельности в данном возрасте. Для младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учебная, однако большое значение все еще отводится игре, теоретические вопросы игровой деятельности младших школьников были изучены в работах Д. Б. Эльконина

[Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Через игру осуществляется патриотическое воспитание. Использование и проектирование компьютерных игр в образовании -одно из направлений информатизации образования, мы опирались на основы методологии информатизации образования, предложенные И. В. Роберт [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Обоснованные исследователем педагогическая целесообразность использования и дидактические возможности ИКТ в учебно-воспитательном процессе реализовались в нашей работе посредством технологии триггеров в MS PowerPoint и позволили создать условия для реальной интеграции знаний о Тульском крае и практического опыта учащихся.

Результаты исследования

Результатом теоретического осмысления идей о проблеме формирования патриотизма стали положения, представленные ниже.

1. Патриотизм - глубокое личностное чувство к своей Родине, сопровождающееся уважительным к ней отношением и проявляющееся в добродетельной деятельности на ее благо.

2. Патриотизм формируется в процессе воспитания. Патриотическое воспитание - это процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленный на формирование патриотизма в условиях, соответствующих индивидуальным особенностям воспитуемых.

3. Основным принципом патриотического воспитания становится принцип природосообразности. В соответствии с ним воспитание происходит по природе ребенка, средствами природы (окружающей среды).

4. Цель патриотического воспитания зависит от возрастных особенностей человека. В соответствии с этим определяются этапы формирования патриотизма.

5. Содержание патриотического воспитания определяется в соответствии с целью на каждом возрастном этапе, а также с учетом компонентного состава патриотизма.

6. Патриотическое воспитание необходимо осуществлять с использованием методов, форм и средств, выбранных с учетом ведущей деятельности в данном возрасте, процессов информатизации общества.

Указанные положения легли в основу теоретической модели формирования патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр. Охарактеризуем основные составляющие модели.

Формирование патриотизма - непрерывный процесс. Его реализация происходит в течение всей жизни человека. При этом воспитывающим объектом становится все, что окружает человека, начиная с семьи, заканчивая всем мировым социумом. Особая роль в данном процессе отводится школьному образованию. Анализ образовательных стандартов (ФГОС дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) показал, что в начальную школу ребенок приходит с различным уровнем сформированности чувства принадлежности к своей семье и первичных представлений о малой родине и Отечестве. В начальной школе формируются основы гражданской идентичности, уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, а затем (основная и средняя школа) -гражданская идентичность, где патриотизм - ее составляющая [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Таким образом, на этапе начальной школы происходит дальнейшее формирование любви к малой родине и Отечеству. Целью патриотического воспитания младшего школьника становится формирование патриотизма как личност-

ного чувства к малой родине и Отечеству (месту, людям, культуре, традициям, истории), сопровождающееся уважительным отношением и проявляющееся в добродетельной деятельности. В соответствии с этим основными содержательными составляющими патриотического воспитания младших школьников становятся:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может включать в себя следующие сведения: особенности географического положения и климата родного края, быта, культуры, традиций, исторические сведения, социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, его символики) и др.; воспитание интереса к окружающему миру.

2. Активизация эмоциональной сферы личности, развитие чувства любви к родным и близким, родному городу, уважение к истории народа; включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.

3. Развитие навыков и умений применения полученных знаний на практике: умение отразить накопленные знания в игре, художественной или трудовой деятельности, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Патриотизм как личностное чувство состоит из следующих компонентов.

Когнитивный компонент включает в себя знания о патриотизме и способах его проявления в различных сферах жизни общества и отдельного человека.

Эмоционально-чувственный компонент направлен на формирование патриотических взглядов и убеждений у учащихся начальной школы. Знания приобретают личностный смысл, проходят через эмоциональные переживания и становятся принципами деятельности и поведения школьников.

Поведенческий компонент - это формирование у младших школьников стремления к практическим действиям в области патриотизма [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Нами были обозначены уровни сформированности патриотизма у младших школьников (низкий, средний, высокий), которые можно определить на основе критериев, показателей, методик, предложенных ниже (см. таблицу).

В модели предложены следующие методы и средства: наблюдение, чтение, слушание музыки, игра, метод проектов, беседа, компьютерные игры о Тульском крае и Отечестве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагностический инструментарий определения уровня сформированности патриотизма

Компоненты патриотизма (критерии) Показатели Методики

Эмоционально-чувственный - Выраженность интереса к истории родного края; - выраженность положительного отношения к родному краю Методика «Незаконченные предложения». Анализ продуктов деятельности (рисунков на тему «Моя малая родина»)

Когнитивный - Полнота знаний о родном крае; - прочность знаний; - осознанность Анализ продуктов деятельности (мини-сочинений на тему «Экскурсия по моему городу»). Дидактическое тестирование «Моя малая родина»

Поведенческий - Умения и навыки по применению знаний о своем крае; - проявление активности; - самостоятельность Анкетирование. Наблюдение

Использование компьютерных игр при формировании патриотизма обусловлено следующими факторами. Во-первых, игры - это один из ведущих видов деятельности младших школьников. Как сказано в статье Г. Н. Мусс, «ребенок еще сохраняет такие качества, как склонность к игре, легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, но уже начинает утрачивать непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Во-вторых, это огромное влияние процессов информатизации на школьников. По мнению А. Вераксы, цифровая активность ребят 5-10 лет составляет от одного до трех часов в сутки. При этом нельзя убрать гаджеты от детей совсем, без них не будет гармоничного развития ребенка в группе сверстников [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. По итогам опроса, проведенного «Лабораторией Касперского» в конце января 2019 года, 83% российских детей от семи лет играют в компьютерные игры. Почти каждый десятый из них (9%) посвящает этому все свободное время, а примерно половина (47%) - пару часов ежедневно. При этом каждый пятый играющий ребенок сообщил, что других хобби, кроме онлайн-игр, у него нет [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Естественно, что современные дети с раннего возраста испытывают больший интерес к компьютерным играм. Первоначально данный тип игр рассматривался в классическом понимании: игра - «занятие, служащее для развлечения, отдыха» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Однако позже компьютерные игры стали использовать в обучении и воспитании. Компьютерная игра в младшем школьном возрасте в формировании патриотизма имеет следующие функциональные возможности: пробуждает у учащихся интерес к истории и культуре своей страны; обращается к чувствам каждого ребенка; оказывает многоплановое воздействие на школьников; способствует изменению поведения.

Опишем еще некоторые особенности компьютерных игр, реализация которых необходима для эффективного использования их в патриотическом воспитании.

Во-первых, это основные составляющие игры: блок игровой среды - это сюжетная часть игры, в которой есть некоторые объекты, взаимодействующие по правилам игры; блок взаимодействия - это все то, что может менять игрок в рамках игровой ситуации; блок оценки - это условие, предъявляемое игрой [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Во-вторых, это время использования компьютерной игры в классно-урочной системе школы. Компьютерная игра имеет свою историю и течение времени. Ребенок, играющий в такую игру, действует по определенным правилам, манипулирует объектами внутри игры исходя из игровой ситуации и цели. Однако, по мнению психологов, компьютерная игра на уроке не должна занимать более 10 минут, так как в течение указанного времени младшие школьники способны концентрировать свое внимание. При увеличении продолжительности игры проявляются признаки утомления, в результате чего учащиеся начинают допускать ошибки, не наблюдаемые в начале игры [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Поэтому соблюдение временных рамок - обязательное условие применения компьютерной игры в воспитательном процессе.

В-третьих, это преимущества использования компьютерных игр как средств воспитания. Компьютерные игры не заменяют традиционные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Играя в компьютерную игру, ребенок работает с символами. Все действия внутри компьютерной игры осуществляются посредством клавиатуры и компьютерной мыши, а основная активность происходит в эмоционально-чувственном и умственном плане учащегося. Действия

младшего школьника контролируются содержанием игры и учителем. Основная воспитательная ценность игр с использованием компьютера в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с минимальными ограничениями возможностей ученика. Также компьютерные игры позволяют освоить большое количество понятий без вреда для творческих способностей и самостоятельности учащихся. Младшие школьники не утрачивают возможность работать с различными источниками информации и при самостоятельном проектировании игр в рамках проектной деятельности в ходе патриотического воспитания. Именно внедрение хорошо знакомых детям компьютерных игр позволяет организовать взаимодействие учащегося с компьютером и учителем, которое мотивирует учащихся и способствует формированию собственной точки зрения на обсуждаемые темы. Применение в патриотическом воспитании компьютерной игры может дать эффективные результаты, если она включена в процесс целенаправленно, учитывает индивидуальные и возрастные особенности младших школьников.

Таким образом, применение в патриотическом воспитании компьютерных игр оказывает сильное влияние на эмоции и чувства младших школьников, позволяет сделать воспитательный процесс интересным для современных школьников. Через игровую деятельность происходит осознание себя как части большой и малой родины.

Описанные выше результаты исследования легли в основу теоретической модели формирования патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр (см. рис. 1).

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого было проведено теоретическое исследование, некоторые его положения содержатся в указанной статье [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Было высказано положение, что начать формирование патриотизма у младших школьников необходимо с формирования любви к малой родине. Сформулирована гипотеза исследования: уровень сформи-рованности патриотизма у младших школьников повысится, если в процессе формирования патриотизма у младших школьников использовать компьютерные игры с региональными особенностями Тульской области; компьютерные игры должны иметь содержание, доступное младшему школьному возрасту, обладать объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве региона, его жизни, истории, культуре, традициях, природе родного края; в ходе игры будет наблюдаться переживание младшим школьником эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу; компьютерные игры должны способствовать познавательной деятельности в предметной области «Моя малая родина - Тульская область».

Рис. 1. Теоретическая модель формирования патриотизма у младших школьников

средствами компьютерных игр

Были спроектированы компьютерные игры о Тульском крае, которые можно использовать в условиях классно-урочной системы в очном формате, а также в режиме дистанционного и смешанного обучения.

На основе модели разработана методическая карта формирования патриотизма у младших школьников с использованием компьютерных игр о Тульском крае и сопровождающие методические материалы (см. рис. 2).

Заключение

Проблема формирования патриотизма у каждого члена общества как никогда актуальна. Формирование патриотизма у современных детей наиболее эффективно осуществлять в соответствии с их природой и особенностями современной действительности в процессе патриотического воспитания. Использование средств ИКТ, в частности компьютерных игр, дает возможность воздействовать на душевные составляющие личности ребенка посредством особенностей интерактивного и наглядного представления патриотической информации и интереса детей к компьютерным играм. На основе положений, сформулированных по результатам анализа источников, в исследовании предложена шестикомпонентная теоретическая модель формирования патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр.

ПАТРИОТИЗМ (КОМПОНЕНТЫ)

КОГНИТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ФГОС)

ЛИЧНОСТНЫЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, ЧУВСТВА ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ РОДИНУ, РОССИЙСКИЙ НАРОД И ИСТОРИЮ РОССИИ; ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ПРЕДМЕТНЫЕ: ПОНИМАНИЕ ОСОБОЙ РОЛИ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ, ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ГОРОДОСТИ ЗА НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕРШЕНИЯ, ОТКРЫТИЯ, ПОБЕДЫ; СФОРМРОВАННОСТЬ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОССИИ, РОДНОМУ КРАЮ, СВОЕЙ СЕМЬЕ, ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ, ПРИРОДЕ НАШЕЙ СТРАНЫ, ЕЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

О

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

Компьютерные игры «Только про Тулу: Своя игра, Верю-Не верю» Беседы, сопровождающие игры Метод проектов - разработка школьниками компьютерной игры о Тульском крае

ЗЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Рекомендуемые предметные курсы и способы реализации

Рекомендации по использованию компьютерных игр патриотического содержания Рекомендации по организации проекта «Разработка компьютерной игры о Тульском крае» Перечень тем проектов (бесед)

Рис. 2. Методическая карта формирования патриотизма у младших школьников с использованием компьютерных игр о Тульском крае

Модель учитывает непрерывность и природосообразность процесса патриотического воспитания человека. Она содержит цель и соответствующее цели и компонентному составу патриотизма содержание. С учетом принципа природосообразно-сти и процессов информатизации в обществе выбраны методы, формы и средства реализации патриотического воспитания младших школьников. В качестве основного средства выступают компьютерные игры. Обладая высокой наглядностью и интерактивностью, они способствуют формированию любви к родному краю и Отчеству у детей в начальной школе. В модели описан возможный результат ее применения -выделены уровни сформированности патриотизма. Их определение возможно с использованием разработанного диагностического инструментария. На основе теоретической модели была разработана методическая карта формирования патриотизма на этапе начальной школы. Карта представляет собой методический инструмент по формированию любви у младших школьников к Тульскому краю с использованием компьютерных игр о малой родине.

Таким образом, в работе теоретически показана эффективность использования компьютерных игр для формирования патриотизма у младших школьников в процессе патриотического воспитания в школе. Данное исследование носит научно-методический характер и требует дальнейшего развития и экспериментального подтверждения. Работа может быть использована для формирования патриотизма у младших школьников любого региона России с учетом его уникальных особенностей.

Ссылки на источники

1. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Белый город, 2017. - 352 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://fgos.ru/

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025. - URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.

4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Иллюстрированное издание. - М.: Эксмо, 2016. - 896 с.

5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 185.

6. Белинский В. Г. Избранное: сб. / сост. Е. Ю. Тихонова; Ин-т общественной мысли. - М.: РОССПЭН, 2010. -С. 488-489.

7. Chang Y., Seok H., Baker D. Korea Confronts Globalization. - London: Routledge, 2011. - 304 p.

8. Латухина К. С чего начинается орден // Российская газета. - 2012. - 30 авг. - URL: https://rg.ru/2012/08/30/putin.html.

9. Лихачев Д. С. Заметки о русском. - 2-е изд., доп. - М.: Сов. Россия, 1984. - 64 с.

10. Шик К. И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 110-112. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2337/

11. Macintyre A. Is patriotism a virtue? // The Lindley Lecture, University of Kansas. - 1984. - March 26. - 20 p. - URL: URL: https://kuscholarworks.ku.edu/bitstream/handle/1808/12398/Is%20Patriotism%20a%20Virtue-1984.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

12. Примеры национального воспитания: США. Концепция патриотического воспитания в России: историческая память и гражданское самосознание. - М.: Институт национальной стратегии, 2014. - С. 16. - URL: http://www.instrategy.ru/pdf/325.pdf.

13. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 240 с.

14. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. -2-е изд., доп. - Шадринск: ШГПИ, 2005. - 84 с.

15. Буткевич В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения. - Минск: Национальный институт образования, 2010. - 207 с.

16. Коменский Я. А. Великая дидактика. - СПб.: Издательство Симашко, 1875. - URL: http://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_004424522?page=1&rotate=0&theme=white.

17. Педагогический роман «Эмиль, или О воспитании» (перевод П. Д. Первова) воспроизводится по изданию Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе. - М.: Педагогика, 1981. - URL: http://rousseau.rhga.ru/section/sochineniya/emil-ili-o-vospitanii-kniga-I.html.

18. Локк Д. Мысли о воспитании / пер. с англ. А. Басистова. - М.: Издательство К. И. Тихомиров, 1913. - 238 с. -URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003674949/

19. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1 / под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. -М.: Педагогика, 1981. - С. 61-212.

20. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - С. 136-203. - URL: http://jori-gami.ru/PP_corner/Classics/Diesterweg/Diesterweg_Rukov_k_obraz_nem_uchitel.htm.

21. Лихачев Д. С. Указ. соч.

22. Вежевич Т. Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Улан-Удэ, 2011. - 41 с.

23. Бузский М. П., Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества. - Волгоград: Прин Терра, 2008. - 88 с.

24. Веденяпина В. А., Горшкова В. В. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 34-36.

25. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» Национальный образовательный портал. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. - URL: https://adu.by/images/2018/08/IMP_vosp_rabota_%202018_2019.doc.

26. Шик К. И. Указ. соч.

27. Annexe - Programme d'enseignement moral et civique de l'école et du collège (cycles 2, 3 et 4). Bulletin officiel n° 30 du 26-7-2018. - URL: https://cache.media.education.gouv.fr/file/30/73/4/ensel170_annexe_985734.pdf.

28. Basic Act on Education (Act № 120 of December 22, 2006. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). - URL: https://www.mext.go.jp/en/policy/education/lawandplan/title01/de-tail01/1373798.htm.

29. Ф^Х^ШвЩ^р! Ш 1 Щ&1У. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). - URL:

https://www.mext.go.jp/component/english/_icsFiles/afieldfile/2020/02/27/20200227-mxt_kyoiku02-

100002604_1.pdf.

30. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учеб.-метод. пособие. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с. - URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/6096/1/Musina_Patrioticheskoe_Vospitanie.pdf.

31. Вырщиков А. Н. Концептуальные основы инновационного развития патриотического воспитания в регионе // Материалы секции «Военно-патриотическое воспитание молодежи» XXII Международных Рождественских образовательных чтений: докл., выступл., науч.-метод. и организационно-практические материалы / сост.: В. А. Латынин, В. И. Лутовинов, С. М. Рыбников / под общ. ред. В. И. Лутовинова. - М.: АНО «СПО «СОТИС», 2015. - С. 144-152. - URL: https://fap.ru/upload/iblock/98e/sbornik_sektsii_vpvm_2014.pdf.

32. Мусина В. Е. Указ. соч.

33. Нилл А. Саммерхилл - воспитание свободой. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/sci-pedagogy/76391-aleksandr-nill-sammerhill-vospitanie-svobodoj.html.

34. Мусина В. Е. Указ. соч.

35. Веденяпина В. А., Горшкова В. В. Указ. соч.

36. Annexe - Programme d'enseignement moral et civique de l'école et du collège (cycles 2, 3 et 4). Bulletin officiel n° 30 du 26-7-2018. - URL: https://cache.media.education.gouv.fr/file/30/73/4/ensel170_annexe_985734.pdf.

37. Балич Н. Л. Малая родина и патриотизм в восприятии сельского населения Беларуси // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16-17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; Госпогранкомитет; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. - Минск: ИПС РБ, 2019. - С. 109-111. - URL: https://so-cio.bas-net.by/wp-content/uploads/2020/01/Sbornik-Patriotizm-2019.pdf.

38. Теряева О. А. Герои нашего времени в понимании современной молодежи // Материалы секции «Военно-патриотическое воспитание молодежи» XXII Международных Рождественских образовательных чтений: докл., выступл., науч.-метод. и организационно-практические материалы / сост.: В. А. Латынин, В. И. Лутовинов, С. М. Рыбников / под общ. ред. В. И. Лутовинова. - М.: АНО «СПО «СОТИС», 2015. - С. 58-66. - URL: https://fap.ru/upload/iblock/98e/sbornik_sektsii_vpvm_2014.pdf.

39. Савотина Н. А. Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи в условиях современной России // Материалы секции «Военно-патриотическое воспитание молодежи» XXII Международных Рождественских образовательных чтений: докл., выступл., науч.-метод. и организационно-практические материалы / сост.: В. А. Латынин, В. И. Лутовинов, С. М. Рыбников / под общ. ред. В. И. Лутовинова. - М.: АНО «СПО «СОТИС», 2015. - С. 58-66. - URL: https://fap.ru/upload/iblock/98e/sbornik_sektsii_vpvm_2014.pdf.

40. Дронь М. И. Концептуальные основы становления, функционирования и развития информационной педагогики // Вышэйшая школа. - 2019. - № 1. - С. 55-58.

41. Яковлева Е. А. Использование ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rab-ota/2013/09/29/ispolzovanie-ikt-v-patrioticheskom-vospitanii.

42. Мусина В. Е. Указ. соч.

43. Эльконин Д. Б. Психология игры. - Издание второе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10981.

44. Томилина С. Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 177.

45. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - С. 6-7.

46. Козлова Т. В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний // Интеграция образования. - 2012. - № 1. - С. 67-70.

47. Коменский Я. А. Указ. соч.

48. Педагогический роман «Эмиль, или О воспитании» (перевод П. Д. Первова).

49. Локк Д. Указ. соч.

50. Песталоцци И. Г. Указ. соч.

51. Дистервег А. Указ. соч.

52. Эльконин Д. Б. Указ. соч.

53. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). - М.: ИИО РАО, 2007. - С. 12-15.

54. Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL: https://fgos.ru/

55. Глебов А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения. - Волгоград: Перемена, 2004. - 251 с.

56. Козлова Т. В. Указ. соч.

57. Мусс Г. Н. Формы организации процесса патриотического воспитания в начальной школе // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 17-22.

58. Колесникова К. Ученый рассказал, сколько часов дошкольники «сидят» сегодня в гаджетах // Российская газета. - 2020. - 25 апр. - URL: https://rg.ru/2020/04/24/uchenyj-rasskazal-skolko-chasov-doshkolniki-sidiat-segodnia-v-gadzhetah.html.

59. «Лаборатория Касперского»: каждый десятый российский школьник-геймер уделяет онлайн-играм всё свободное время // Лаборатория Касперского. - 2019. - 30 мая. - URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2019_laboratoriya-kasperskogo-kazhdyj-desyatyj-rossijskij-shkolnik-gejmer.

60. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, 2017. - 736 с.

61. Компьютерные игры // Научно-популярный сайт. - URL: http://www.psciences.net/main/sciences/com-puter_sciences/articles/kompigry.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62. Воспитательные возможности компьютерных игр // Учительский портал. - URL: http://www.uchpor-tal.ru/vospitanie/vospitatelnye-vozmozhnosti-kompyuternyh-igr-8550.

63. Орлова И. Р., Ситникова Л. Д. Использование компьютерной игры для воспитания патриотических чувств у учащихся начальной школы // Гуманитарные науки: современный взгляд на изучение актуальных проблем: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2018. - С. 103-105.

Olga V. Rodionova,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Informatics and Information Technologies Chair, Tula State University named after L. Tolstoy, Tula, Russia rodionovaov@mail.ru Lyudmila D. Sitnikova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Informatics and Information Technologies Chair, Tula State University named after L.Tolstoy, Tula, Russia sitnlud@yandex.ru

Inspiring patriotism in primary school children by means of computer games

Abstract. The computerization of society and subsequent globalization made it necessary to cultivate patriotism in every member of the modern society. At the same time, it is necessary to implement this process using ICT today. This is especially appropriate for children who meet every day with a gadget, computer or TV. The software tool that children prefer most is a computer game. We suggest that computer games are an effective means of patriotic education for primary school students. A huge interest in such games among children, as well as their demonstrativeness and interactivity, allow us to evoke the necessary feelings and emotions in the child and direct them to the required actions. The article presents an analysis of works devoted to the formation of patriotism: the essence of patriotism, patriotic education is studied; the principle of natural conformity is defined as the main one in the formation of patriotism; taking into account its principles, we analyzed the approaches to determining the purpose, content, methods, forms and means of patriotic education of primary school students. Based on the results of the analysis, we formulated the principles on the basis of which we designed a six-component theoretical model for the formation of patriotism in primary school students by means of computer games. The formation of patriotism is carried out in the course of patriotic education. This process is continuous and is carried out in stages in accordance with the age periods of a person's life. In the theoretical model, the goal is presented taking into account the FSES of primary general education. Based on the goal and component composition of patriotism, the content and diagnostic tools for evaluating the possible result are determined. The main tools in the model are computer games about the native region and the Fatherland. Their opportunities for implementing patriotic education of primary school students are described. The formation of patriotism by means of computer games can be carried out using various methods in the classroom form of training in full-time, distance and mixed formats. The teacher provides the game with a discussion with explanations and additions. Based on the theoretical model, a methodological map was worked out for the formation of patriotism as love for the native region, the Tula region, among primary school students. The worked out map includes methodological support for the implementation of the process of inspiring patriotism in younger students by means of designed computer games about the Tula region and it can be used in school practice. The study is theoretical in nature and it requires experimental confirmation. Key words: patriotism, formation of patriotism, patriotic education, computer game, primary school student. References

1. Il'in, I. A. (2017). Put' k ochevidnosti, Belyj gorod, Moscow, 352 p. (in Russian).

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/ (in Russian).

3. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025. Available at: http://static.govern-ment.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (in Russian).

4. Dal', V. I. (2016). Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Illyustrirovannoe izdanie, Eksmo, Moscow, 896 p. (in Russian).

5. Bim-Bad, B. M. (2002). Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar', Moscow, p. 185 (in Russian).

6. Belinskij, V. G. (2010). Izbrannoe: sb., In-t obshchestvennoj mysli, ROSSPEN, Moscow, pp. 488-489 (in Russian).

7. Chang, Y., Seok, H. & Baker, D. (2011). Korea Confronts Globalization, Routledge, London, 304 p. (in English).

8. Latuhina, K. (2012). "S chego nachinaetsya orden", Rossijskaya gazeta, 30 avg. Available at: https://rg.ru/2012/08/30/putin.html (in Russian).

9. Lihachev, D. S. (1984). Zametki o russkom, 2-e izd., dop., Sov. Rossiya, Moscow, 64 p. (in Russian).

10. Shik, K. I. (2012). "Sushchnost' patrioticheskogo vospitaniya uchashchejsya molodezhi i nekotorye sposoby ego realizacii v Respublike Belarus'", Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', maj 2012 g.), Merkurij, Perm', pp. 110-112. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/58/2337/ (in Russian).

11. Macintyre, A. (1984). "Is patriotism a virtue?", The Lindley Lecture, University of Kansas, March 26, 20 p. Available at: URL: https://kuscholarworks.ku.edu/bitstream/handle/1808/12398/Is%20Patriotism%20a%20Virtue-1984.pdf?sequence=1&isAllowed=y (in English).

12. (2014). Primery nacional'nogo vospitaniya: SSHA. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya v Rossii: istoricheskaya pamyat' i grazhdanskoe samosoznanie, Institut nacional'noj strategii, Moscow, p. 16. Available at: http://www.in-strategy.ru/pdf/325.pdf (in Russian).

13. Suhomlinskij, V. A. (1975). Mudraya vlast' kollektiva, Molodaya gvardiya, Moscow, 240 p. (in Russian).

14. Ippolitova, N. V. (2005). Patrioticheskoe vospitanie uchashchihsya: ucheb. posobie po speckursu dlya stud. ped. in-tov, 2-e izd., dop., SHGPI, Shadrinsk, 84 p. (in Russian).

15. Butkevich, V. V. (2010). Patrioticheskoe vospitanie uchashchihsya: istoriya i sovremennost': posobie dlya peda-gogov ob-shcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij, uchrezhdenij vneshkol'nogo vospitaniya i obucheniya, Nacional'nyj institut obrazovaniya, Minsk, 207 p. (in Russian).

16. Komenskij, Ya. A. (1875). Velikaya didaktika, Izdatel'stvo Simashko, St. Petersburg. Available at: http://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_004424522?page=1&rotate=0&theme=white (in Russian).

17. (1981). Pedagogicheskij roman "Emil', ili O vospitanii" (perevod P. D. Pervova) vosproizvoditsya po izdaniyu Russo Zh.-Zh. Pedagogicheskie sochineniya: v21., Pedagogika, Moscow. Available at: http://rousseau.rhga.ru/section/so-chineniya/emil-ili-o-vospitanii-kniga-I.html (in Russian).

18. Lokk, D. (1913). Mysli o vospitanii, Izdatel'stvo K. I. Tihomirov, Moscow, 238 p. Available at: https://rusneb.ru/cat-alog/000199_000009_003674949/ (in Russian).

19. Pestalocci, I. G. (1981). Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. T. 1, Pedagogika, Moscow, pp. 61-212 (in Russian).

20. Disterveg, A. (1956). "Rukovodstvo k obrazovaniyu nemeckih uchitelej", Izbrannye pedagogicheskie sochineniya, Uchpedgiz, Moscow, pp. 136-203. Available at: http://jori-gami.ru/PP_corner/Classics/Diesterweg/Diesterweg_Rukov_k_obraz_nem_uchitel.htm (in Russian).

21. Lihachev, D. S. (1984). Op. cit.

22. Vezhevich, T. E. (2011). Modelirovanie regional'nyh sistem patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk, Ulan-Ude, 41 p. (in Russian).

23. Buzskij, M. P., Vyrshchikov, A. N. & Kusmarcev, M. B. (2008). Fenomen patriotizma v zhiznennom prostranstve rossijskogo obshchestva, Prin Terra, Volgograd, 88 p. (in Russian).

24. Vedenyapina, V. A. & Gorshkova, V. V. (2011). "Vospitanie u mladshih shkol'nikov lyubvi k Rodine, otchemu domu, sem'e, roditelyam", Nachal'naya shkola, № 2, pp. 34-36 (in Russian).

25. Instruktivno-metodicheskoe pis'mo "Osobennosti organizacii vospitatel'noj, ideologicheskoj i social'noj raboty v uchrezhdeniyah obshchego srednego obrazovaniya v 2018/2019 uchebnom godu" Nacional'nyj obrazovatel'nyj portal. Nauchno-metodicheskoe uchrezhdenie "Nacional'nyj institut obrazovaniya" Ministerstva obrazovaniya Respubliki Belarus'. Available at: https://adu.by/images/2018/08/IMP_vosp_rabota_%202018_2019.doc (in Russian).

26. Shik, K. I. (2012). Op. cit.

27. Annexe - Programme d'enseignement moral et civique de l'école et du collège (cycles 2, 3 et 4). Bulletin officiel n° 30 du 26-7-2018. Available at: https://cache.media.education.gouv.fr/file/30/73/4/ensel170_annexe_985734.pdf (in French).

28. Basic Act on Education (Act № 120 of December 22, 2006. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). Available at: https://www.mext.go.jp/en/policy/education/lawandplan/title01/de-tail01/1373798.htm (in English).

29. J^fê^l'îtS^pI % 1 ^^I'J. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). Available at: https://www.mext.go.jp/component/english/_icsFiles/afieldfile/2020/02/27/20200227-mxt_kyoiku02-

100002604_1.pdf (in English).

О. ß. Родионо6., R. ff. CummKoßa

30. Musina, V. E. (2013). Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie, ID "Belgorod" NIU "BelGU", Belgorod, 156 p. Available at: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/6096/1/Musina_Patriotich-eskoe_Vospitanie.pdf (in Russian).

31. Vyrshchikov, A. N. (2015). "Konceptual'nye osnovy innovacionnogo razvitiya patrioticheskogo vospitaniya v re-gione", in Latynin, V. A., Lutovinov, V. I. & Rybnikov, S. M. (eds.). Materialy sekcii "Voenno-patrioticheskoe vospitanie molodezhi" XHII Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenij: dokl., vystupl., nauch.-metod. i organizacionno-prakticheskie materialy, ANO "SPO "SOTIS", Moscow, pp. 144-152. Available at: https://fap.ru/up-load/iblock/98e/sbornik_sektsii_vpvm_2014.pdf (in Russian).

32. Musina, V. E. (2013). Op. cit.

33. Nill, A. (2000). Sammerhill - vospitanie svobodoj, Pedagogika-Press, Moscow. Available at: https://lib-cat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/sci-pedagogy/76391-aleksandr-nill-sammerhill-vospitanie-svobodoj.html (in Russian).

34. Musina, V. E. (2013). Op. cit.

35. Vedenyapina, V. A. & Gorshkova, V. V. (2011). Op. cit.

36. Annexe - Programme d'enseignement moral et civique de l'école et du collège (cycles 2, 3 et 4). Bulletin officiel n° 30 du 26-7-2018. Available at: https://cache.media.education.gouv.fr/file/30/73/4/ensel170_annexe_985734.pdf (in French).

37. Balich, N. L. (2019). "Malaya rodina i patriotizm v vospriyatii sel'skogo naseleniya Belarusi", Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie v kontekste vyzovov sovremennosti: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 16-17 maya 2019 g., NAN Belarusi, In-t sociologii; Gospogrankomitet; In-t pogranich. sluzhby Resp. Belarus', IPS RB, Minsk, pp. 109-111. Available at: https://socio.bas-net.by/wp-content/uploads/2020/01/Sbornik-Patriotizm-2019.pdf (in Russian).

38. Teryaeva, O. A. (2015). "Geroi nashego vremeni v ponimanii sovremennoj molodezhi", in Latynin, V. A., Lutovinov, V. I. & Rybnikov, S. M. (eds.). Materialy sekcii "Voenno-patrioticheskoe vospitanie molodezhi" XHII Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenij: dokl., vystupl., nauch.-metod. i organizacionno-prakticheskie materialy, ANO "SPO "SOTIS", Moscow, pp. 58-66. Available at: https://fap.ru/up-load/iblock/98e/sbornik_sektsii_vpvm_2014.pdf (in Russian).

39. Savotina, N. A. (2015). "Grazhdanskoe stanovlenie i patrioticheskoe vospitanie molodezhi v usloviyah sovremennoj Rossii", in Latynin, V. A., Lutovinov, V. I. & Rybnikov, S. M. (eds.). Materialy sekcii "Voenno-patrioticheskoe vospitanie molodezhi" XHII Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenij: dokl., vystupl., nauch.-metod. i organizacionno-prakticheskie materialy, ANO "SPO "SOTIS", Moscow, pp. 58-66. Available at: https://fap.ru/up-load/iblock/98e/sbornik_sektsii_vpvm_2014.pdf (in Russian).

40. Dron', M. I. (2019). "Konceptual'nye osnovy stanovleniya, funkcionirovaniya i razvitiya informacionnoj pedagogiki", Vyshejshaya shkola, № 1, pp. 55-58 (in Russian).

41. Yakovleva, E. A. "Ispol'zovanie IKT v patrioticheskom vospitanii uchashchihsya nachal'noj shkoly", Obrazova-tel'naya social'naya set' nsportal.ru. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rab-ota/2013/09/29/ispolzovanie-ikt-v-patrioticheskom-vospitanii (in Russian).

42. Musina, V. E. (2013). Op. cit.

43. El'konin, D. B. (1999). Psihologiya igry, Izdanie vtoroe, Gumanit. izd. centr VLADOS, Moscow, 360 p. Available at: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10981 (in Russian).

44. Tomilina, S. N. (2016). "Voenno-patrioticheskoe vospitanie uchashchihsya vuzov SSHA", Pedagogicheskoe master-stvo: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, iyun' 2016 g.), Buki-Vedi, Moscow, p. 177 (in Russian).

45. Bespal'ko, V. P. (1989). Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii, Pedagogika, Moscow, pp. 6-7 (in Russian).

46. Kozlova, T. V. (2012). "Kriterii ocenki patrioticheskoj vospitannosti uchashchihsya nachal'nyh klassov v processe usvoeniya rodinovedcheskih znanij", Integraciya obrazovaniya, № 1, pp. 67-70 (in Russian).

47. Komenskij, Ya. A. (1875). Op. cit.

48. Pedagogicheskij roman "Emil', ili O vospitanii" (perevod P. D. Pervova).

49. Lokk, D. (1913). Op. cit.

50. Pestalocci, I. G. (1981). Op. cit.

51. Disterveg, A. (1956). Op. cit.

52. El'konin, D. B. (1999). Op. cit.

53. Robert, I. V. (2007). Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskie i tekhnologiche-skie aspekty), IIO RAO, Moscow, pp. 12-15 (in Russian).

54. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. Available at: https://fgos.ru/ (in Russian).

55. Glebov, A. A. (2004). Vospitanie patriotizma, tolerantnosti i kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya, Peremena, Volgograd, 251 p. (in Russian).

56. Kozlova, T. V. (2012). Op. cit.

57. Muss, G. N. (2013). "Formy organizacii processa patrioticheskogo vospitaniya v nachal'noj shkole", Nachal'naya shkola, № 6, pp. 17-22 (in Russian).

58. Kolesnikova, K. (2020). "Uchenyj rasskazal, skol'ko chasov doshkol'niki «sidyat» segodnya v gadzhetah", Ros-sijskaya gazeta, 25 apr. Available at: https://rg.ru/2020/04/24/uchenyj-rasskazal-skolko-chasov-doshkolniki-sid-iat-segodnia-v-gadzhetah.html (in Russian).

59. (2019). "Laboratoriya Kasperskogo": kazhdyj desyatyj rossijskij shkol'nik-gejmer udelyaet onlajn-igram vsyo svo-bodnoe vremya", Laboratoriya Kasperskogo, 30 maya. Available at: https://www.kaspersky.ru/about/press-re-leases/2019_laboratoriya-kasperskogo-kazhdyj-desyatyj-rossijskij-shkolnik-gejmer (in Russian).

60. Ozhegov, S. I. (2017). Tolkovyj slovar' russkogo yazyka, AST, Moscow, 736 p. (in Russian).

61. "Komp'yuternye igry", Nauchno-populyarnyj sajt. Available at: http://www.psciences.net/main/sciences/com-puter_sciences/articles/kompigry.html (in Russian).

62. "Vospitatel'nye vozmozhnosti komp'yuternyh igr", Uchitel'skijportal. Available at: http://www.uchportal.ru/vospi-tanie/vospitatelnye-vozmozhnosti-kompyuternyh-igr-8550 (in Russian).

63. Orlova, I. R. & Sitnikova, L. D. (2018). "Ispol'zovanie komp'yuternoj igry dlya vospitaniya patrioticheskih chuvstv u uchashchihsya nachal'noj shkoly", Gumanitarnye nauki: sovremennyj vzglyad na izuchenie aktual'nyh problem: sb. st. po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Irkutsk, pp. 103-105 (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Родионова О. В., Ситникова Л. Д. Формирование патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). - С. 66-86. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201082.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11082

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Родионова О. В., Ситникова Л. Д., 2020

977230412020311

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.