ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ем в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Таким образом, в младшем школьном возрасте остро стоят вопросы развития таких познавательных процессов, как мышление, внимание и память, недостаточная сформированность которых может создавать проблемы в обучении школьника. Немаловажное значение имеет и формирование познавательной активности школьников, особенно во внеурочной деятельности, посредством их общения
как особого вида взаимодействия. Данное общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене информацией, оказании помощи товарищу.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
В.В. ГОРОХОВА,
доцент кафедры профессиональной этики и эстетической культуры,
кандидат исторических наук
Аннотация. В статье автором рассматриваются проблемы формирования и гражданственности у курсантов и слушателей Московского университета МВД РФ. Даются понятия таким категориям как «патриотизм», «гражданственность», «гражданский долг», анализируется содержание «патриотического воспитания».
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, гражданский долг, патриотическое воспитание, патриотические качества офицера.
Решение задач, стоящих перед Россией, предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств, высокой гражданской активности и патриотизма. Процессы преобразования в России сопровождаются реформированием всех аспектов жизнедеятельности общества, в том числе и патриотического воспитания. Поиск новых направлений в области содержания патриотического воспитания, его организационных и методических форм предусматривает важные задачи по воспитанию офицеров как патриотов и защитников Отечества, воспитания уважения к истории и традициям своего народа, способных качественно, компетентно решать свои профессиональные задачи.
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «гражданский долг» близки по значению, однако требуют некоторого уточнения. Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Рассматриваемые исследо-
вателями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях проблемы и пути их решения зависят от личной позиции автора, отношения к своему Отечеству, а также духовного и нравственного климата общества, его исторических корней.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «патриотизм» ^^ — отечество) трактуется как нравственное и социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины. Образно это чувство определено в словаре В. Даля: «Патриотизм одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных Отечеств: человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, проносимая всеми ветрами. Патриотом назван любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчиз-ник». Патриотизм — это одна из наиболее значимых,
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
«Гражданственность» подразумевает признание человеком себя гражданином определенной страны, самоидентификацию с гражданством этой страны, которые наиболее характерны стабильному состоянию общества. Гражданин имеет права и определенную ответственность. В переломные моменты жизни общества от граждан требуется большего напряжения сил и гражданин начинает проявлять свою гражданственность более выраженно. Гражданственность перерастает в патриотизм — эмоционально окрашенное чувство, когда гражданин готов отдать все для сохранения блага своей страны. В таких условиях патриотизм, как правило, проявляется в высоких благородных порывах, особой жертвенности во имя своего народа, Родины.
Усиление внимания к проблеме воспитания патриотизма у курсантов и слушателей обусловлено объективной потребностью постановки данного вопроса на уровень государственной задачи воспитания и развития личности. Его основными направлениями становятся:
Ь отношение к государству (государственно — патриотическое, государственно — политическое воспитание, ориентированное на национальные интересы — патриотизм, чувство долга); Ь отношение к обществу (гражданское воспитание, ориентированное на воспитание социальных качеств личности — гражданственности, уважения к закону, социальной активности и ответственности); Ь публичные человеческие отношения (уважение прав и свобод личности, гуманность и человеческая порядочность);
отношение к культуре (приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности, воспитания красоты и гармонии);
отношение к профессии (освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии своей профессии, ответственности за качество своего
труда);
личные отношения (семья, дети, друзья, нравственное воспитание — формирование совести, добродетелей и т.д.).
Служение Отечеству, любовь к Родине представляет собой важнейшее патриотическое качество офицера. Именно в проявлении этого качества проявляется подлинная истинность человека и сына Отечества. Вот что по этому поводу сказал А. Радищев: «Сказано, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же, для него нет низкого состояния в служении Отечеству, служа оному, он знает, что содействует
здравоносному обращению, так сказать, крови Государственного тела».
Обращаясь к педагогическому опыту подготовки кадров в дореволюционной России, необходимо отметить, что патриотическое воспитание было приоритетным направлением, — этот опыт должен быть использован в полной мере и в России современной.
В современной системе учебных заведений МВД России, наряду с осложнением проблем морально-психологической подготовки и усилением тенденции к гуманизации образовательной среды, неотъемли-мой стороной образовательного процесса является патриотическое воспитание, формирование коллективизма, ответственности и чувства долга.
Явление патриотического воспитания можно представить во всей полноте только с учетом влияния целого комплекса факторов:
# социально-экономических (падение престижа службы в МВД);
# социально-психологических (негативная установка на службу, на выполнение служебно-боевых задач, во всех категориях общества страны, особенно в семье, школе и др.);
# социально-педагогических (отсутствие патриотического воспитания в семье, учебных заведениях, снижение общеобразовательной и общекультурной подготовки будущих офицеров — незнание истории Отечества, традиций Российского государства).
Важнейшими задачами современного патриотического воспитания являются:
усвоение содержания таких понятий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество» (и вместе с этим «Русь», «Россия», «Единый российский народ»), «гражданский воинский долг», «мужество»;
воспитание уважения к патриотической символике государства — Флагу, Гербу, Гимну России, орденам и медалям, памятным и мемориальным местам;
воспитание преданности Родине, гордости за Отечество;
формирование потребности, умений и навыков осуществлять патриотическое воспитание подчиненных и сослуживцев, побуждение к патриотическому самовоспитанию.
Содержание патриотического воспитания преломляется через сознание слушателей и формирует их отношение к таким понятиям, как «Родина», «народ», «Отечество», «национальная безопасность», «независимость», «долг перед Отечеством», на основе чего в сознании людей создается целостное представление о сущности патриотизма, его значении в жизни каждого.
При этом патриотическое воспитание в комплексе должно опираться на основные положения педагогической, психологической, исторической наук, которые позволяют сформировать оптимальную модель патриотической воспитанности личности слушателя.