Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮНАРМЕЙЦЕВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮНАРМЕЙЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / патриотизм / патриотическая культура / патриотическое воспитание / юнармейцы / culture / patriotism / patriotic culture / patriotic upbringing / young army cadets

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Михаил Александрович, Филипченко Светлана Николаевна

Цель. В статье затронуты актуальные на сегодняшний день вопросы, связанные с патриотическим воспитанием и формированием патриотической культуры юнармейцев. Авторы ставят целью рассмотреть взаимосвязь культуры и патриотизма в воспитании подрастающего поколения, а также критерии оценки уровня сформированности патриотической культуры. Метод исследования. В работе применяются методы теоретического анализа литературы по теме исследования, метод изучения и обобщения имеющегося опыта в изучаемом направлении. Результаты. На основе проведенного анализа научной литературы по исследуемой теме авторами определено понятие патриотической культуры, выявлены структурные компоненты патриотической культуры юнармейцев, определены критерии и показатели уровня ее сформированности при организации мероприятий с участниками общественного движения «Юнармия». Авторами отмечается, что основными проявлениями патриотизма являются ответственность, честь и достоинство человека по отношению к своему Отечеству, самореализация и осознание сопричастности с культурой, историей и достижениями своей страны. Результаты могут быть использованы при организации работы с воспитанниками общественных организаций и молодежных движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF YOUNG ARMY CADETS’ PATRIOTIC CULTURE

Purpose. The article touches upon the current issues related to patriotic education and formation of patriotic culture of Young Army Cadets. The authors aim to consider the relationship between culture and patriotism in the younger generation upbringing as well as criteria for assessing the level of patriotic culture formation. Research methods. The method of theoretical analysis of research issue literature, the method of studying and generalizing the existing experience are applied. Results. Based on literate review the authors provide their definition of patriotic culture, reveal components of patriotic culture of Young Army Cadets, and determine criteria and indicators for its development assessment in the context of the events organized with participants of public movement “Unarmiya”. The authors note that the patriotism manifestations are a person’s responsibility, honour and dignity in relation to his or her Fatherland, self-realization and awareness of culture, history and achievements of native country. The results may be used in the activity of public organizations and youth movement.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮНАРМЕЙЦЕВ»

DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-1-58-74 УДК 37.01

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮНАРМЕЙЦЕВ

М.А. Пономарев, С.Н. Филипченко

Цель. В статье затронуты актуальные на сегодняшний день вопросы, связанные с патриотическим воспитанием и формированием патриотической культуры юнармейцев. Авторы ставят целью рассмотреть взаимосвязь культуры и патриотизма в воспитании подрастающего поколения, а также критерии оценки уровня сформированности патриотической культуры.

Метод исследования. В работе применяются методы теоретического анализа литературы по теме исследования, метод изучения и обобщения имеющегося опыта в изучаемом направлении.

Результаты. На основе проведенного анализа научной литературы по исследуемой теме авторами определено понятие патриотической культуры, выявлены структурные компоненты патриотической культуры юнармейцев, определены критерии и показатели уровня ее сформированности при организации мероприятий с участниками общественного движения «Юнармия». Авторами отмечается, что основными проявлениями патриотизма являются ответственность, честь и достоинство человека по отношению к своему Отечеству, самореализация и осознание сопричастности с культурой, историей и достижениями своей страны. Результаты могут быть использованы при организации работы с воспитанниками общественных организаций и молодежных движений.

Ключевые слова: культура; патриотизм; патриотическая культура; патриотическое воспитание; юнармейцы

Для цитирования. Пономарев М.А., Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры юнармейцев // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 1. С. 58-74. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-1-58-74

THE FORMATION OF YOUNG ARMY CADETS' PATRIOTIC CULTURE

M.A. Ponomarev, S.N. Filipchenko

Purpose. The article touches upon the current issues related to patriotic education and formation ofpatriotic culture of Young Army Cadets. The authors aim to consider the relationship between culture and patriotism in the younger generation upbringing as well as criteria for assessing the level of patriotic culture formation.

Research methods. The method of theoretical analysis of research issue literature, the method of studying and generalizing the existing experience are applied.

Results. Based on literate review the authors provide their definition of patriotic culture, reveal components of patriotic culture of Young Army Cadets, and determine criteria and indicators for its development assessment in the context of the events organized with participants of public movement "Unarmiya". The authors note that the patriotism manifestations are a person's responsibility, honour and dignity in relation to his or her Fatherland, self-realization and awareness of culture, history and achievements of native country. The results may be used in the activity ofpublic organizations and youth movement.

Keywords: culture; patriotism; patriotic culture; patriotic upbringing; young army cadets

For citation. Ponomarev M.A., Filipchenko S.N. The Formation of Young Army Cadets' Patriotic Culture. Russian Journal of Education and Psychology, 2023, vol. 14, no. 1, pp. 58-74. DOI: 10.12731/26584034-2023-14-1-58-74

Введение

Достижения в области науки и техники практически ежедневно открывают все новые возможности для получения информации всем слоям населения, включая учащихся общеобразовательных учреждений. Крайне важно научить подрастающее поколение опираться

на достоверные факты, ориентироваться в информационном пространстве. Актуальным на наш взгляд является воспитание подрастающей молодежи в духе уважения традиций, культуры и истории своей страны. На современном этапе развития общества важно воспитывать молодых граждан ответственными за перспективное развитие своей страны, принимая во внимание предшествующий опыт и знания предыдущих поколений. В русле патриотического воспитания молодежи в рамках работы детско-юношеских общественных организаций понятие «патриотическая культура» требует осмысления с точки зрения единства общей культуры и патриотизма. Бесспорно, что патриотическое воспитание способствует укреплению национального духа, развитию гражданского общества, формированию основ самосознания. Патриотизм как неотъемлемая часть национальной идеи, находит свое воплощение в культуре.

Известно, что с начала 2021 года стартовал федеральные проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование», направленный на всестороннее нравственное, интеллектуальное и духовное развитие детей и молодежи на всех уровнях образования. Основной задачей определено привлечение молодежи к деятельности общественных организаций и направлений, таких как «Движение первых», «Юнармия», «Я горжусь» и им подобных. Общественное движение «Юнармия», созданное ранее, в 2015 году, представляет собой единство духовно-нравственного, социального, интеллектуального, физического развития подрастающего поколения. Целью организации, созданной по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу, является возрождение традиций детских и юношеских организаций. Важным элементом развития патриотической культуры представляется знание истории своей страны, а также малой Родины, в рамках которого интересным оказывается посещение краеведческих музеев, расширение краеведческой деятельности, участие в поисковых работах, местный туризм. Кроме этого, экскурсии в музеи боевой славы, сбор документов, материалов, экспонатов во время организованных краеведческих походов, волонтерская деятельность способствуют повышению патриотической культуры.

Основная часть

Будучи многогранным и динамически развивающимся процессом во многих сферах существования человеческого общества, понятие «культуры» включает в себя технические средства и духовные ценности, научные открытия и литературные произведения, правовые и этические нормы. Как «совокупность материальных и духовных ценностей, созданную человечеством в процессе общественно-исторической практики» понимают культуру ученые О.С. Гребенюк и М.И. Рожков [3, с. 151]. В «Педагогическом тезаурусе» И.А. Тютьковой культура описывается как «определенный уровень развития общества», который проявляется в организации деятельности, взаимоотношениях между людьми [25, с. 59]. А.М. Новиков считает, что культура выражается в знаниях, умениях (компетенциях), навыках личности, а также в развитии индивидуальных особенностей [16, с. 87].

В изучении общего понятия «культура» Б.И. Каверин выделяет способ и содержание жизнедеятельности людей, более высокий этап развития общества, сфера искусства. Ученый указывает на усвоение настоящей культуры и культуры прошлого, наряду с восприятие норм и правил межличностного общения и индивидуального поведения, как значимое качество личности человека [8]. Е.В. Бон-даревская рассматривает культуру как среду, которая воспитывает личность через диалог культур, а также как часть общечеловеческой культуры, необходимой человечеству для исторического процесса в ходе смены поколений и социализации личности [1]. П.С. Гуревич объяснял интерес к явлению тем, что культура как «фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений» позволяет личности самореализоваться и тем самым воздействовать на исторический процесс [4, с. 14]. Ю.В. Рождественский определяет культуру как опыт человека и усвоенные им ценности общества [21]. И.А. Зимняя определяет общую культуру вслед за А.С. Запесоцким как «...совокупность ценностей, норм и идеалов...», дополняя словами «присвоенная и используемая человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодей-

ствии с другими людьми» [6]. В работе «Сущность культуры» А.Я Флиер мы встречаем определение культуры как «общей формы и наиболее общим сводом правил социального взаимодействия между людьми», обеспечивающая групповые формы их существования [27].

Культура оставляет свой след на образе жизни и опыте человека, его взаимоотношениях с другими людьми и изменениях в его деятельности. В нашем исследовании мы придерживаемся понимания культуры как особого механизма накопления, хранения и передачи человеческого опыта, который представляет социальную ценность. Соответственно, если культуру рассматривать с точки зрения механизма трансляции и накопления опыта, то культура личности, на наш взгляд, представляет собой систему знаний, взглядов, убеждений и умений, способствующих использованию накопленной информации, оказывающей влияние на все аспекты жизнедеятельности человека. В рамках проводимого исследования нас интересует культура как особый способ творческой реализации человека, который воплощается в материальных и духовных продуктах, системе социальных норм и ценностей. Социальные институты учебных учреждений, семья, круг общения призваны передавать культурные ценности в процессе социализации, когда человек получает опору на «определенные модели мышления, чувств и действий» [9], на духовные и нравственные основы, которые каждый человек определяет по-своему, без которого не видит возможности существовать, такие как любовь к близким, Отечеству, истории, традициям и обычаям своей страны. Патриотизм - социально значимая ценность, характеризующая человека с позиции проявления его отношения к окружающему миру, людям, его поступков, на развитие и воспитание которого претерпевает влияние со стороны внешнего мира [20].

Патриотизм сопровождает человека в принятии решений, наряду с чем патриотическое сознание, представляя собой «систему идей, взглядов, традиций, чувств», помогает подрастающему поколению овладевать качествами самоорганизации, ответственности [13, с. 238]. Патриотизм обусловлен социально-политическими и экономическими характеристиками общества, выступает социаль-

но-нравственной ценностью, отражающей отношение к Родине и Отечеству, рассматривается как нравственное качество личности [7, с. 7]. В основу патриотического воспитания, как педагогического процесса, заложена передача ценностного отношения к патриотизму как ценностно-ориентированного качества личности [19, с. 137].

Проявлениями патриотизма являются национальная идея, долг, ответственность, честь и достоинство в системе ценностей молодого человека. Сформулируем следующее определение патриотизма, как одну из значимых ценностей и духовных достояний личности, характеризующих высший уровень ее развития, проявляющихся в любви к Родине, самореализации на благо Отечества, сопричастности с историей, культурой, достижениями своей страны. Значимым в рамках проводимого исследования является рассмотрение патриотизма как элемента культуры, что понимается нами как ценность, присущая всем сферам жизни общества и государства, представляющая основу для формирования гражданской позиции личности и потребность в достойном служении Родине. Вышесказанное позволяет нам представить культуру и патриотизм как диалектически взаимосвязанные явления. Патриотизм выступает самостоятельной ценностью культуры, в то же время культурные ценности являются стимулом формирования патриотических чувств.

Э.И. Минуллина рассматривает патриотическую культуру как самореализацию личности, участие в политической и общественной жизни, удовлетворение гражданских потребностей. По мнению автора, при адаптации молодых людей в социальной среде патриотическое воспитание призвано обеспечить формирование гражданского мышления, повышение социальной активности и социальной ответственности [15]. В.А. Ружа определяет патриотическую культуру как совокупность патриотического сознания, традиций, ориентаций и поведения и отмечает возможность ее развития по мере накопления исторического опыта [22]. Патриотическая культура, направленная на формирование ценностей, способствующих проявлению любви и уважения к историческому наследию своего государства, определяется как совокупность качеств личности, «проявляющихся в знании об

историческом прошлом, чувстве преданности государству и осознании роли патриотических чувств в жизни каждого человека и общества» [5]. Выше приведенное понимание патриотической культуры уточняется в другом исследовании. Патриотическая культура - знание истории, традиций, идеологии своего государства, любовь к малой и большой Родине и сопричастность к происходящему, а также сохранение традиций и передача их последующим поколениям, осознавая собственное достоинство и долг [26, с. 73]. Патриотическая культура рассматривается как «не просто ценностное отношение к Родине, но способ взаимодействия людей направленный на ее защиту» [14, с. 196], а также «высший уровень преданности и любви к обществу, народу, Родине» [24]. В своем исследовании мы придерживаемся трактовки понятия «патриотической культуры» предложенной Е.А. Нуттунен, рассматривая вслед за автором феномен как интегративную форму развития патриотических качеств личности посредством ценностного восприятия Родины, сохраненные в памяти патриотические знания, а также проявление патриотической ответственности и заботы в конкретных поступках и делах [17].

Изучение исследований ученых Е.А. Нуттунен, В.А. Ружа, Г.К. Селевко, В.В. Сергеева, С.Н. Филипченко позволил проанализировать структуру патриотической культуры. Выше упомянутые авторы выделяют когнитивный, ценностный и поведенческий компоненты [17, с. 27]; патриотическое сознание, традиции, ориентации и поведение [22, с. 8]; военно-патриотическое, краеведческое и гражданское направления [23, с. 542]; государственно-патриотический, духовно-нравственный, правовой, профессионально-деятельност-ный и исторический компоненты [24]; когнитивный, чувственно-эмоциональный и деятельностный компоненты [26, с. 73]. На основе проведенного анализа мы выделяем мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты патриотической культуры юнармейцев. Отметим, что содержание мотивационного компонента патриотической культуры юнармейцев включает отношение к патриотизму в целом, чувство любви к Родине, чувство долга и ответственности, чести и достоинства. В работе с юнармейцами пла-

нируется использование ролевых и деловых игр, участие в акциях и различных мероприятиях, способствующих развитию патриотизма у воспитанников, обсуждение ситуаций нравственного характера. Когнитивный компонент представлен знаниями и представлениями об истории Отечества и родного края, известных людях, традициях народов страны и малой Родины, государственных символах и патриотических праздниках. Для формирования данного компонента патриотической культуры возможно применения методов беседы, сообщения, решения проблемных задач, викторины. Деятельностный компонент патриотической культуры предполагает преемственность поколений, уважение к прошлому, к государственным символам, а также участие в акциях, патриотических мероприятиях. Соответственно, участие в экскурсиях, походах, шефская помощь ветеранам могут выступать методами организации деятельности юнармейцев в общественном движении.

Изучая возможности оценки уровня сформированности патриотической культуры, отметим вклад ученых Н.И. Верещагиной, В.С. Горбунова, И.Я Кондырова, И.В. Кострулева, В.И. Лутовинова, которые занимались теоретическим обоснованием определения критериев оценки патриотического воспитания, патриотического сознания, а также патриотической культуры. Полагаясь на культуру как основу воспитанности субъекта обучения, нами был проведен анализ по выявлению критериев и показателей патриотической культуры. В работах ученых мы встречаем следующие критерии оценки сформи-рованности исследуемого явления. Авторы выделяют когнитивный, аксиологический, эмоционально-чувственный и действенно-практический [2, с. 8]; мотивационно-потребностный, когнитивный, поведенческий [10, с. 67]; когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный [11, с. 16]. Наряду с этим, исследователи определяют две группы критериев, в которых критерии первой группы отвечают за организацию работы по патриотическому воспитанию, а именно, реализационно-целевой и практически-результативный. Вторая группа критериев направлена на оценку качеств и свойств как отдельной личности, так и социальной группы, реализуемые в

когнитивном, эмоционально-ценностном и поведенческом критериях [18, 12].

Анализ научных работ вышеупомянутых авторов позволяет утверждать, что критерии должны быть простыми и доступными для использования, охватывать все структурные элементы формируемого явления, давать возможность количественного и качественного оценивания изучаемого процесса. Критерии должны быть раскрыты через качественные признаки (показатели), позволяющие судить о степени выраженности критерия, должны отражать динамику изменяемого качества во временном промежутке, а также по возможности проникать в основные виды деятельности молодежной организации.

В ходе нашего исследования мы определяем когнитивный, чувственно-эмоциональный и мотивационно-деятельностный критерии сформированности патриотической культуры юнармейцев. Отметим, что процесс формирования компонентов патриотической культуры происходит одновременно, следовательно, развитие одного из компонентов предполагает развитие остальных. Критерии находят отражение в определенных показателях. Когнитивный критерий предполагает знание истории Отечества, культуры, традиций, судеб героев России; истории родного города, культуры и традиций своего края, великих исторических и военных деятелей и их вклада в историю страны. Чувственно-эмоциональный критерий способствует определению личного отношения к патриотической культуре, отношения к самому себе как субъекту национальной истории; формулированию оценочных суждений по отношению к своей Родине. Кроме того, данный критерий связан с устойчивостью эмоциональных переживаний юнармейцев, связанных с жизнью страны, возрастающим интересом к ее истории, культуре, осознанием чувств чести, достоинства и долга. Показателями мотивационно-деятель-ностного критерия являются приобретение собственного опыта в формировании патриотической культуры юнармейца, его патриотическая активность, ориентиры на служение Отечеству, соблюдение норм чести и достоинства и в последствии развитие умения транслировать приобретенный опыт.

Для оценивания уровня сформированности патриотической культуры юнармейцев среди прочих могут быть использованы методы наблюдения и беседы. Отметим, что наблюдение за юнармейцами в процессе учебной и внеучебной деятельности с высокой вероятностью позволит оценить их вовлеченность в коллективную деятельность, в участие в работе военно-патриотических клубов и кадетских классов, в решение проблемных ситуаций, моделирующих ситуации реального взаимодействия. Метод беседы позволит выявить слабые места в знаниях воспитанников об истории, культуре, традициях России, например, знаниях об истории русской армии, произведений русских писателей и деятелей культуры, выходцев из офицерских семей. Организация бесед с юнармейцами может, на наш взгляд, способствовать повышению заинтересованности и мотивации к участию в работе общественной организации, в частности, и в развитию собственных патриотических качеств, в целом.

Заключение

Подводя итог, отметим, что формирование патриотической культуры юнармейцев подразумевает становление гражданской позиции, воспитание уважения к традициям и культуре своего народа, осмысление исторических основ общества, преемственность культуры прошлых лет с современным достижением нашей страны. Патриотическое воспитание молодых людей на современном этапе развития общества должно быть направлено на социальную адаптацию, самоопределение и становление личности воспитуемого. Можно предположить, что направления работы с участниками движения «Юнармия», такие как знакомство с историей Вооруженных Сил РФ, символами воинской славы и боевым знаменем, а также историей юнармейского движения, способствуют повышению уровня патриотической культуры юнармейцев.

Определив патриотическую культуру как совокупность моти-вационного, когнитивного и деятельностного компонентов, мы полагаем, что формирование патриотической культуры юнармейцев будет эффективным при организации систематической работы с воспитанниками, повышающей интерес воспитанников к патрио-

тическим элементам. Патриотическая культура молодежи требует изучения как в контексте направлений работы государства, так и с учетом необходимости укрепления в молодежи военно-патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и преданности Родине. Наряду с мероприятиями, проводимыми в рамках школьной программы, считаем целесообразным организацию работы по патриотическому воспитанию во время плановых занятий с воспитанниками движения «Юнармия».

Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. 352 с.

2. Горбунов В.С Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2007. 24 с.

3. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: Вла-дос, 2004. 160 с.

4. Гуревич П.С. Культурология: учебник для студентов вузов. 4-е изд., стереотипное. М.: Гардарики, 2008. 280 с.

5. Ершова И.Н. Сущностные характеристики патриотической культуры подростков. URL: https://infourok.ru/statya-sushnostnye-harakteristiki-patrioticheskoj-kultury-podrostkov-5368707.html (дата обращения 12.02.2023).

6. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. №2. С. 18-21.

7. Ипполитова Н.В. Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 1(25). С. 4-11.

8. Каверин Б.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2005. 288 с.

9. Колесникова Т.И., Долганова Н.В. Культура как основа социальных норм и ценностей // Молодой ученый. 2019. №18(256). С. 34-36. URL:

https://moluch.ru/archive/256/58618/ (дата обращения 24.01.2023).

10. Козлова Т.В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний // Интеграция образования. 2012. № 1(66). С. 67-70.

11. Кострулева И.В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 22 с.

12. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательская работа. Российский гос. военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Москва: Армпресс, 2006. URL: https://refdb.ru/look/2850671-pall.html (дата обращения 29.01.2023).

13. Мелентьев А.В. Этапы патриотического воспитания // Образование и право. 2020. № 7. С. 237-241.

14. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций // Наука и школа. 2016. № 6. С. 193-200.

15. Минуллина Э.И. Формирование гражданско-патриотической культуры молодежи в контексте реализации современных социальных процессов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4. С. 139-142.

16. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

17. Нуттунен Е.А. Педагогические условия формирования основ патриотической культуры детей младшего школьного возраста средствами историко-литературного музея: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2018. 216 с.

18. Олейник Л.В., Мотыка С.Н. Критерии и показатели оценки результатов работы по воспитанию патриотизма военных лицеистов // Вестник Казахстанско-Американского Свободного Университета. 2016. URL: https://articlekz.com/article/31313 (дата обращения 15.02. 2023).

19. Пихтелев А.М., Киришко В.П., Ахметов А.А. К вопросу патриотического воспитания: теоретический анализ // Актуальные вопросы образовательной деятельности войск национальной гвардии: сборник научных статей II Межвузовской научно-практической конференции, Саратов, 29 ноября 2022 года. Саратов: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2023.

20. Портнова В.Н. Организация военно-патриотического воспитания курсантов военного вуза // Битва на Волге: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию начала Сталинградской битвы, Омск, 22 июля 2022 года. Под общей редакцией К.В. Костина. Омск: Омский государственный технический университет, 2022. С. 301-304.

21. Разбегаева Л.П., Фирсова Е.А. Исследовательская культура личности: теоретический аспект // Грани познания. 2013. №5(25). С. 70-74.

22. Ружа В.А. Патриотическая культура и ее измерения // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/patrioticheskaya-kultura-i-ee-izmereniya (дата обращения 12.02.2023).

23. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т.2. М: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. URL: http://artlib. osu.ru/web/books/content_all/3886.pdf (дата обращения 15.02.2023).

24. Сергеева В.В. Компоненты патриотической культуры и их содержание // Вестник КАСУ. Онлайн версия журнала. URL: https://www. vestnik-kafu.info/journal/17/654/ (дата обращения 12.02.2023).

25. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус: учебное справочное пособие. Москва: В. Секачев, 2016. 160 с.

26. Филипченко С.Н. «Патриотическая культура» как научная категория // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 71-75.

27. Флиер А.Я. Сущность культуры // Культура культуры. 2023. № 1.

References

1. Bondarevskaja E.V. Teorija ipraktika lichnostno-orientirovannogo obra-zovanija [Theory and Practice of Personality-oriented Education]. Ros-tov-na Donu, 2000, 352 p.

2. Gorbunov V.S Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v usloviyakh go-rodskoy sistemy obrazovaniya [Patriotic education of schoolchildren in the conditions of the urban education system]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kemerovo, 2007, 24 p.

3. Grebenjuk O.S., Rozhkov M.I. Obshhie osnovypedagogiki [General Fundamentals of Pedagogy]. Moscow, 2004, 160 p.

4. Gurevich P.S. Kul'turologija [Cultural Studies]. Moscow, 2008. 280 p.

5. Ershova I.N. Sushchnostnye kharakteristiki patrioticheskoy kul'tury podrostkov [Essential characteristics of patriotic culture of teenagers]. https://infourok.ru/statya-sushnostnye-harakteristiki-patrioticheskoj -kul-tury-podrostkov-5368707.html (accessed February 12, 2023).

6. Zimnjaja I.A. Obshhaja kul'tura i social'no-professional'naja kom-petent-nost' cheloveka [General Culture and Socio-professional Competence of a Person]. Professional'noeobrazovanie [Professional Education]. Moscow, 2006, no.2, pp. 18 -21.

7. Ippolitova N.V. Razvitie problemy patrioticheskogo vospitanij a v istorii i teorii pedagogiki [Development of the Problem of Patriotic Education in the History and Theory of Pedagogy]. Vestnik Shadrinskogo gosu-darstvennogo pe-dagogicheskogo instituta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], Shadrinsk, 2015, no. 1(25), pp. 4-11.

8. Kaverin B.I. Kul'turologija [Cultural Studies]. Moscow, 2005, 288 p.

9. Kolesnikova T.I., Dolganova N.V. Kul'tura kak osnova social'nyh norm i cennostej [Culture as the Basis of Social Norms and Values]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], Kazan, 2019, no. 18(256), pp. 34-36. https:// moluch.ru/archive/256/58618/ (accessed January 24, 2023).

10. Kozlova T.V. Kriterii otsenki patrioticheskoy vospitannosti uchash-chikhsya nachal'nykh klassov v protsesse usvoeniya rodinovedcheski-kh znaniy [Criteria for assessing the patriotic upbringing of primary school students in the process of assimilation of homeland knowledge]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education], Penza, 2012, no. 1(66). pp. 67-70.

11. Kostruleva I.V. Soderzhanie i organizacija patrioticheskogo vospitanija uchashhihsja v uslovijah regionalizacii obrazovanija [The content and organization of patriotic education of students in the conditions of regionaliza-tion of education]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2004. 22 p.

12. Lutovinov V.I. Kriterii i osnovy metodiki ocenki rezul 'tatov rabotypo pa-trioticheskomu vospitaniju [Criteria and Fundamentals of the Methodology for Evaluating the Results of Work on Patriotic Education]. Moscow, 2006. https://refdb.ru/look/2850671-pall.html (accessed January 29, 2023).

13. Melent'ev A.V. Jetapy patrioticheskogo vospitanija [Stages of Patriotic Education]. Obrazovanie ipravo [Education and Law], Moscow, 2020, no. 7, pp. 237-241.

14. Mel'nikova A.A., Nuttunen E.A. Formirovanie patrioticheskoj kul'tu-ry shkol'nikov kak aktual'naja obrazovatel'naja zadacha v uslovijah sovremennyh cennostnyh transformacij [Formation of patriotic culture of schoolchildren as an actual educational task in the conditions of modern value transformations]. Nauka i shkola [Science and School], Moscow, 2016, no. 6, pp. 193-200.

15. Minullina Je.I. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskoj kul'tury molo-dezhi v kontekste realizacii sovremennyh social'nyh processov [Formation of the Civic and Patriotic Culture of Youth in the Context of the Implementation of Modern Social Processes]. Vestnik Kazanskogo go-sudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts], Kazan, 2016, no.4, pp. 139-142.

16.Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyhponjatij [Pedagogy: Dictionary of the System of Basic Concepts], Moscow, 2013, 268 p.

17. Nuttunen E.A. Pedagogicheskie uslovijaformirovanija osnovpat-rioticheskoj kul 'tury detej mladshego shkol 'nogo vozrasta sredstva-mi istoriko-literatur-nogo muzeja [Pedagogical conditions for the formation of the foundations of patriotic culture of primary school children by means of the historical and literary museum]. Dis. ... kand. ped. nauk, Moscow, 2018, 216 p.

18. Olejnik L.V., Motyka S.N. Kriterii i pokazateli ocenki rezul'-tatov raboty po vospitaniju patriotizma voennyh liceistov [Criteria and indicators for evaluating the results of work on the education of patriotism of military lyceum students]. Vestnik Kazahstansko-Amerikanskogo Svobodnogo

Universiteta [Kazakh-American Free University]. Ust-Kamenogorsk, 2016. https://articlekz.com/article/31313 (accessed February 15, 2023).

19. Pihtelev A.M., Kirishko V.P., Ahmetov A.A. K voprosu patrioticheskogo vospitanija: teoreticheskij analiz [On the Issue of Patriotic Education: Theoretical Analysis]. Aktual'nye voprosy obrazova-tel'noj dejatel'nosti vojsk nacional'noj gvardii [Current Issues of Educational Activities of the National Guard Troops: Proceedings of the II World Scientific Conference, Saratov, November 29, 2022]. Saratov, 2023.

20. Portnova V.N. Organizacija voenno-patrioticheskogo vospitanija kur-santov voennogo vuza [Organization of Military-Patriotic Education of Military University Cadets]. Bitva na Volge [The Battle of the Volga: Proceedings of the World Scientific and Practical Conference, Omsk, July 22, 2022]. Omsk, 2022, pp. 301-304.

21. Razbegaeva L.P., Firsova E.A. Issledovatel'skaja kul'tura lichnosti: teoreticheskij aspekt [Research Culture of Personality: Theoretical Aspect]. Grani poznanija [Aspects of knowledge], Volgograd, 2013, no. 5(25), pp. 70-74.

22. Ruzha V.A. Patrioticheskaja kul'tura i ee izmerenija [Patriotic culture and its dimensions]. Russian Journal of Education and Psychology, Krasno-jarsk, 2012, no. 6. https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskaya-kul-tura-i-ee-izmereniya (accessed February 12, 2023).

23. Selevko G.K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij [Encyclopedia of Educational Technologies]. Moscow, 2006, 816 p. http://artlib.osu.ru/ web/books/content_all/3886.pdf (accessed February 15, 2023).

24. Sergeeva V.V. Komponenty patrioticheskoj kul'tury i ih soderzhanie [Components of patriotic culture and their content]. Vestnik KASU [KAFU], Ust-Kamenogorsk. https://www.vestnik-kafu.info/journal/17/654/ (accessed February 12, 2023).

25. Tjut'kova I.A. Pedagogicheskij tezaurus [Pedagogical Thesaurus]. Moscow, 2016,160 p.

26. Filipchenko S.N. "Patrioticheskaja kul'tura" kak nauchnaja kategorija ["Patriotic culture" as a scientific category]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istorija, pedagogika, filologija [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], Samara, 2019, v. 25, no. 2, pp. 71-75.

27. Flier A.Ja. Sushhnost' kul'tury [The Essence of Culture]. Kul 'tura kul 'tu-ry [Culture of Culture], Moscow, 2023, no. 1.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Пономарев Михаил Александрович, преподаватель кафедры боевой подготовки и безопасности полетов

Краснодарское высшее военное авиационное училище имени Героя Советского Союза А.К. Серова

ул. Дзержинского, 135, г. Краснодар, Краснодарский край, 350090, Российская Федерация m_ponomarev2021@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Филипченко Светлана Николаевна, профессор кафедры педагогики

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, Саратовская область, 410012, Российская Федерация svetlana-prof@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Mikhail A. Ponomarev, Lecturer of the Combat Training and Flight Safety Department

Krasnodar Air Force Institute for Pilots

135, Dzerzhinskogo Str., Krasnodar, 350090, Russian Federation

m_ponomarev2021@mail.ru

SPIN-code: 8958-0045

Svetlana N. Filipchenko, Professor of the Department of Pedagogy

Saratov State University

83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russian Federation svetlana-prof@yandex. ru SPIN-code: 5272-7668

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2769-7920

Поступила 31.01.2023 Received 31.01.2023

После рецензирования 07.02.2023 Revised 07.02.2023

Принята 28.02.2023 Accepted 28.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.