Научная статья на тему 'Формирование парковой среды как решение проблемы индивидуальной образности города на примере г. Котово ( Волгоградская область)'

Формирование парковой среды как решение проблемы индивидуальной образности города на примере г. Котово ( Волгоградская область) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
106
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИМИДЖ / БЛАГОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Картавцева Я.С., Гагулина О.В., Матовников С.А.

В статье рассматриваются примеры удачных дизайнерских проектов, способствующих повышению качества жизни, привлечению в город туристов, развитию индустрии услуг. Выявлены ключевые концептуальные признаки, на основе которых был спроектирован парк в г. Котово. Описываются методы проетирования, где особое внимание уделяется функциональному наполнению, идейной направленности и отображению истории проектируемой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование парковой среды как решение проблемы индивидуальной образности города на примере г. Котово ( Волгоградская область)»

его гостиничная база. Для туристов созданы условия, чтобы пожить непосредственно в Вотчине. Гостиничные коттеджи благодаря своему виду создают атмосферу сказочного мира, а прямо из окна - можно увидеть терем Деда Мороза. Окрестности Вотчины славятся красотой природы, территория обильно засажена растениями, хвойными деревьями. Гостям представляется возможность наблюдать за северными птицами и животными. Лоси, лисы, волки, белки, кролики и рысями обитают в зоопарке Вотчины.

Высокий потенциал способствует созданию собственного турпродукта, благодаря которому можно интегрироваться в востребованные маршруты, в том числе, круизного туризма, как, например, сделали в Мышкине Ярославской области. Для Мышкина появление бренда стало туристическим прорывом. В 2018 году на одного жителя города приходилось 32 туриста — это пятый по счету город в России по количеству туристов на душу населения [5]. В этом маленьком городке нет ничего, что в понимании каждого ассоциируется с городом. Нет крупных промышленных предприятий, нет многоэтажных зданий, нет разветвленной сети общественного транспорта, нет железнодорожной станции, нет ни одного светофора. Мышкин - уникальный небольшой русский город, в котором сохранились старинные купеческие постройки и размеренный образ жизни российской провинции. Одной из уникальных особенностей Мышкина, безусловно, является его неизменный старинный облик и пейзажность природного ландшафта, но основной достопримечательность Мышкина, сделавшей город популярным не только в России, но и зарубежом - это, конечно же, Мышкинский народный музей. Вся экспозиция посвящена главному персонажу, символу города - мыши. Музей наглядно демонстрирует, как год за годом, эпоха за эпохой Мышкин превращался из города в село, из села в поселок городского типа и вновь - в город.

УДК: 712.00

ГРНТИ 67.25.21

Такие небольших российские города, своим примером показывают, как можно абсолютно успешно развивать туристическое направление, свидетельствуя существенную динамику турпотока.

В России стремление к улучшению качества жизни очень высоко, и сити-брендинг может стать одним из основных способов, помогающих жителям малых городов обрести надежду на возрождение.

Значимыми являются только уникальные туристические предложения. Одним из залогов успешного развития территории является наличие собственного имиджа.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного развития г. Котово Волгоградской области необходимо создать свою уникальную концепцию. Благодаря индивидуальному образу город станет запоминающимся, отличающимся от остальных и будет конкурентоспособным наряду с развитыми городами, и сможет побороться за инвестиции, трудовые ресурсы, туристов.

Список литературы

Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия. М.: Прогресс-Традиция, 2009 321 с.

Урусов В.М., Варченко Л.И. К проблемам малых городов и поселений-аналогов // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 10. С. 110-115.

Маякова А.А. Современное понимание проблемы эффективного развития малых городов // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2014. № 138. С. 91-95.

Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/. (Дата обращения: 19.09.19).

Заповедник. Фонд Общественное Мнение 2019. [Электронный ресурс].

https://zapovednik.space/material/delaj-kak-urjupinsk. (Дата обращения: 19.09.19).

ФОРМИРОВАНИЕ ПАРКОВОЙ СРЕДЫ КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ОБРАЗНОСТИ ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ _Г. КОТОВО ( ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ)_

Картавцева Я.С.

Гагулина О.В.

Матовников С.А.

ИАиС ВолгГТУ, г. Волгоград, ул. Академическая, 1

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются примеры удачных дизайнерских проектов, способствующих повышению качества жизни, привлечению в город туристов, развитию индустрии услуг. Выявлены ключевые концептуальные признаки, на основе которых был спроектирован парк в г. Котово. Описываются методы проетирования, где особое внимание уделяется функциональному наполнению, идейной направленности и отображению истории проектируемой территории.

Ключевые слова: концепция, проектирование, имидж, благоустройство

Комфортная жизнь горожан в плотной жилой и общественной застройке невозможна без уютной и спокойной обстановки, отдыха на природе. Сады, скверы, бульвары, парки, зеленые насаждения в жилых кварталах - лучшее место для отдыха населения городов и поселков, для организации различных массовых культурно-просветительских мероприятий [4]. Запросов на потребности в сфере отдыха современных людей становится больше. В ландшафтную организацию должны быть интегрированы спортивные площадки и рекреационно оздоровительные зоны игрового и развивающего характера, рассчитанные на разные возрастные группы и семейный отдых, велосипедные трассы [3].

В современных условиях повышенной мобильности населения решающую роль в сохранении и развитии города играют комфортная городская среда и создание возможностей и перспектив для его жителей. Целью дизайна как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствование социально-культурных

отношений между ними путем формирования гармоничной среды во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей [2]. Одним из залогов успешного развития территории является наличие собственного имиджа. Благодаря индивидуальному образу город становится запоминающимся, отличающимся от остальных и будет конкурентоспособным наряду с развитыми городами, и сможет побороться за инвестиции, трудовые ресурсы, туристов.

Например, благодаря своей концепции, Пермь превратилась из промышленного города в «

столицу современного искусства», и стала центром притяжения творческих людей страны. Принципом развития города стал лозунг «культура - локомотив экономики».

За основу формирования имиджа была взята идея паблик-арта. В 2010 году Музей современного искусства PERMM начал реализовывать масштабный проект «Музей в городе». Его целью является интеграция современного искусства в городскую среду и общественные пространства.

Основными предпосылками такого направления является то, что:

1) Современные люди редко посещают музеи, следовательно, музей должен «выйти на улицы»

2) Люди привыкли видеть городские скульптуры как нечто монументальное воздвигнутое «на века» из традиционных материалов: медь, бронза, гранит и т.п. Все объекты паблик-арт имеют временный характер и изготовлены из «подручных» материалов: дерево, резина, кирпич, фанера, листовое железо, стекло.

3) Каждый отдельный объект паблик-арт приобретает свое значение в зависимости от средового окружения (вступает во взаимодействие с окружающим ландшафтом, активизирует восприятие, «рождает» новые смыслы места).

На пермских улицах появились уникальные, созданные известными дизайнерами специально для Перми проекты современного искусства.

Например, Тереза Химмер из Нью-Йорка создала арт-объект «Двойное видение» (Рис. 1), который разместился на торце пермского ЦУМа. Проект представляет собой билборд с «зеркальным» отражение фрагмента соседнего жилого здания.

Рис. 1.

Жители города поддержали идею проекта и Ученики гимназии № 5 создали фигуру под

начали самостоятельно создавать паблик - арт- названием «Семиренка» (Рис. 2) и установили ее во объекты. дворе гимназии. «Семиренка» - шестеренка с

лишним зубчиком - призыв к развитию и новым идеям.

Рис. 2.

Житель Перми Александр Жунёв спроектировал "Солнечные часы" (Рис. 3). Проект был реализован в 2011 году в рамках паблик-арт

программы PERMM. Вертикальная стелу используется в качестве гномона, а площадь - как циферблат.

Рис. 3.

Благодаря изменениям в городе значительно увеличился поток туристов. После организации выставки «Русское бедное» в 2008г, которая проходила на речном вокзале, начали регулярно проходить значимые культурные события, на которых присутствовали самые известные представители творческих сообществ.

Идея паблик-арта используется и в проекте парка «ЗИЛАРТ» («Тюфелева роща») в Москве. Этот проект является примером того, как на небольшом участке может развернуться целый ландшафтный парк. Площадь парка составляет

всего 10 га, но автору проекта, известному голландско-американскому дизайнеру и урбанисту Джерри Ван Эйку, удалось создать уникальный объект.

Участок располагается на юге столицы, на месте бывшего автозавода им. Лихачева (ЗИЛ). История места архитектуры отразилась в образном решении и, по словам самого проектировщика, позволила создать проект о том, «как изменения в истории и экономике города формируют его эволюцию. Территория, некогда выполнявшая совсем другие функции, трансформировалась в

место, где можно отдохнуть, слиться с природой, насладиться искусством». Территория имеет продолговатую вытянутую форму, по периметру которой располагается прогулочная тропа. Парк насквозь прорезает сеть транзитных пешеходных дорожек, расположенных параллельно друг другу. Все направления ведут к музейному центру « Эрмитаж-Мо сква».

Архитектурной доминантой парка является замкнутая пергола (Рис. 4), покрывающая прогулочную тропу длиной 1,3 км и выполняющая несколько функций. Силуэт конструкции плавно изгибается, местами расширяясь и создавая пространство для торговых павильонов. В двенадцати помещениях сосредоточена вся торгово-развлекательная инфраструктура, а крыши некоторых из них служат смотровой площадкой.

Рис. 4.

Своим уникальным имиджем отличается парк La Villette в Париже архитектора Бернарда Чуми (Bernard Tshumi). Основной лейтмотив Ла Виллета — красные павильоны, равномерно расставленные по его территории (Рис. 5). Все они выполнены в

едином размере 10,8*10,8 м, но конструкция каждого уникальна. Поднявшись на самый верх такого сооружения, взору откроется живописный вид на парк.

Рис. 5.

Вместо привычного представления развлечениями познавательного характера. Здесь «пассивного» созерцательного парка, архитектор сочетаются естественная природа и создает футуристический «активный» комплекс с индустриальная архитектура, «закрытые» и

«открытые» пространства, места досуга и отдыха горожан, множественные павильоны и площадки для выставок, спектаклей, концертов и других массовых представлений. По задумке автора, парк должен обеспечить не только зрелища и активный отдых, но и предоставить возможность для обучения и культурного развития огромного количества людей. Ландшафт не имеет единой смысловой последовательности, и состоит из нескольких частей. По территории сконцентрирован целый ряд объектов, необычных и увлекательных, при этом непохожих, уникальных и различающихся по стилю.

Проектирование благоустройства территории малых городов отличается от проектирования парков крупных городов поставленными задачами. Парковые зоны в малых городах должны не только быть «зелеными легкими» города, местом отдыха и проведения досуга горожан, но и поспособствовать привлекательности городских пространств в целом, повышению качества жизни, привлечению в город посетителей, развитию индустрии услуг, поддержу малых предпринимателей. С точки зрения проектирования важным является архитектурно-планировочное решение территории, объемно-пространственная композиция малых форм и архитектурных объектов, отражающих концепцию парка и его тематическую направленность [1].

Опираясь на опыт, тенденции и приемы представленных аналогов создан проект по благоустройству территории в г. Кото во.

Участок проектирования имеет общую площадь около 6 га, находится в центральной части города. Территория представляет собой степной массив с зелеными насаждениями по периметру и общественным пляжем. Рельеф представляет собой плавный уклон к линии берега пруда «Малая Казанка».

Перед началом проектирования был проведен ретроспективный анализ, в ходе которого было выявлено несколько ключевых факторов:

1) Автономность - город на 228 км удален от областного центра, для улучшения качества жизни необходим собственный вектор развития.

2) История местности - население осуществляло деятельность по перевозкам, земледелию, садоводству (существовало 3 фруктовых сада на территории поселения).

3) Промышленность стала градообразующим фактором. Развитие промышленности в городе начинается со строительства племзавода в 1929 году. В последствии было построено еще несколько заводов а так же открыто месторождение нефти.

4) Показатель занятности - Котово - город нефтяников. Благодаря развитию промышленности, основным профессиональным родом деятельности большинства горожан стала нефтедобыча.

Учитывая показатели ретроспективного анализа, формируется замысел: парк «энергия» -место соединения истории села и промышленных достижений города. В названии отображается

концепция, рассматриваемая как обмен «положительными зарядами» между жителями города, энергия взаимодействия людей с природой. Энергия является универсальным связующим звеном мира, определяющим его

функционирование и целостность. Энергия выступает как связующее звено между двух начал: человеком и природой. Потоки энергии образуют круговорот и связывают эти два мира в одно целое

- парк.

Вселенная и весь окружающий человека мир состоит из разных видов энергии, которые активно взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Эта идея воплощается в функциональном зонировании парка.

Кинетическая энергия /энергия движения -воплощается в спортивной зоне. Площадка оборудована спортивными уличными тренажерами и полем для спортивных игр, за которыми можно наблюдать с трибун. Помимо этого, предлагается создание памп-трека и скейт-площадки. Памп-трек

- это специальная велосипедная трасса, представляющая собой чередование ям, кочек и уклонов. Исходный рельеф проектируемой территории является идеальной платформой для создания подобных спортивных участков.

Неподалеку установлена конструкция для тюбинга, которая благодаря смене покрытия позволит проводить досуг круглый год.

Энергия земли/ энергия устойчивости символизирует силу единства. Поэтому данная зона представляет собой единый торговый павильон, включающей в себя кафе, небольшие торговые павильоны, навесы. Расположение данной зоны в этой части парка является наиболее удобным для посетителей не желающих совершать прогулку, так как располагается вблизи дороги.

Такое торговое пространство создается, в том числе, и для привлечения малого бизнеса. Помещения ларьков могут быть выкуплены предпринимателями или сдаваться в аренду.

Энергия атома / энергия роста представляет собой быстрый поток мелких частиц, поэтому воплощается в зоне детского досуга. Игра на площадке может быть организована в несколько этапов. Учитывая то, что дети младшего возраста тяготят к быстрой смене деятельности, внешняя часть площадки представляет собой замкнутую «полосу препятствий». Внутренняя - подходит для детей старшего возраста, так как игровая деятельность организована на конструкции, возвышающаяся над землей на 1,5 м, что делает пространство двухуровневым. Между внутренней и внешней частями площадки организованы сектора со скамьями для отдыха родителей, детскими беседками, качелями и песочницами. Ядром композиции является сухой фонтан.

Энергия воздуха / энергия обновления. В этой зоне на свободном озелененном участке установлен зеркальный лабиринт, по завершении которого находится пространство для занятия йогой и цигун. Зеркальные столбцы используются для того, чтобы проходящий лабиринт человек смог увидеть

отражение себя в окружении цветущего сада, высаженного по периметру площадки, почувствовал единение с природой и эмоционально настроился.

Энергия взаимодействия/энергия общения. Данная зона представляет собой разноуровневое пространство для досуга молодежи. Подиумные конструкции разной высоты позволяют наглядно разграничить пространство. Отдельные части конструкции находятся под навесом, а так же есть беседки со скамьями и столиками, шезлонги на газоне.

Энергия обмена/ энергия событий. В этой зоне происходит обмен знаниями и эмоциями. Здесь расположен небольшой амфитеатр, который может использоваться для сценических выступлений, проведения городских мероприятий и лекционных мастер-классов.

Энергия воды/энергия созерцания сосредоточена на прибрежной территории. Проектом предлагается укрепить берег, создать прогулочный путь и небольшую пристань. Такое

благоустройство придаст ухоженный вид берегу, создаст возможность для занятия рыбалкой и лодочных прогулок. В завершении прогулочного пути предлагается установить доминанту парковой композиции - «Котово-Башню», которая является смотровой площадкой.

Энергия солнца / энергия тепла транслируется через пляж. Проектным решением предлагается создание открытого павильона с кабинками для подготовления и завершения купания. На прибрежном песочном участке установлены навесы с шезлонгами и питьевыми фонтанчиками.

Воплощением энергии объединения является велосипедная дорожка, проходящая через весь парк. Это сооружение попеременно возвышается над уровнем земли, создавая под собой навес. Динамичная извилистая форма берет начало от второстепенного входа, огибает фуд-корт, молодежную зону, сцену, приближается к башне, окружив ее, переходит на уровень земли и завершается спортивной площадкой. (Рис.6).

Рис. 5.

В проекте предусмотрено несколько направлений пешеходных и велопутей. Вход в парк осуществляется из двух точек. Главный вход -центральный, второстепенный находится на границе парка и частного сектора. Второстепенный вход является отправной точкой большинства путей:

1) короткий прямой путь через парк;

2) прогулочная извилистая тропа;

3) велодорожка.

В качестве цветового дизайн-кода был выбран красный, он является акцентным для всех элементов проекта. Опираясь на название города при входе создан символический арт - объект красного цвета в образе кота ученого. Так же в этом цвете выполнены и уникальные объекты парка, благодаря которым образ города станет узнаваемым: велодорожка и «Котова-Башня» . Башня представляет собой конструкцию, высотой 14м, выполняющую функцию разноуровневой смотровой площадки .

На основе анализа представленных примеров и собственной разработки проекта можно сделать вывод, что проекты современных парков должны создавать целостность общего решения, композиционное и художественное единство, взаимосвязь с окружающей средой. Формировать

ощущение гармонии, законченности, создавать благоприятную атмосферу. Но для того, чтобы проект поспособствовал дальнейшему экономическому развитию города, привлекал гостей, а локация превратилась в городскую достопримечательность, необходим самобытный, уникальный образ. Парки, прежде всего, играют роль общественных пространств, они выполняют важную функцию социализации и культурного развития населения.

Список используемых источников:

1) Жукова А.Ю., Козлова Л.Н. СОВРЕМЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПАРКОВ НА БЫВШИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 11(54). - Новосибирск: СибАК, 2015.

2) Медведев В. Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна / В. Ю.Медведев : учеб. пособие - 3-е изд., испр. и доп.- СПб.: СПГУТД, 2009 - 110 с.

3) 3 Нефёдов В. А. Городской ландшафтный дизайн / Нефёдов В. А.: Учеб.пособие. - СПб.: «Любавич», 2012 - 320 с.: ил

4) Гостев, В.Ф., Проектирование садов и парков / В.Ф.Гостев, Н.Н.Юскевич. - М.: Стройиздат, 1991 - 340 с.

УДК 72 ГРНТИ 67.23

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕНТРА ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ _ПРОМЫШЛЕННОГО ЗДАНИЯ В Г. ВОЛГОГРАДЕ._

Клинова Анастасия Вадимовна

Студент кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство», ФГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный Технический Университет»

«Институт архитектуры и строительства»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, г. Волгоград Матовников Сергей Алексеевич Профессор, кандидат архитектурных наук, заведующий кафедрой «Дизайн и монументально-декоративное искусство», ФГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный Технический Университет»

«Институт архитектуры и строительства»,

Россия, г. Волгоград

АННОТАЦИЯ

В данной статье, рассматривается актуальность проектирования центра цифровых технологий в городе Волгограде. Описываются различные пространства, которые будут созданы на территории комплекса, работающие с помощью инноваций в технологическом мире.

ANNOTATION

This article has an up-to-date development of central digital technologies in the city of Volgograd. The various spaces described that will be created on the territory of the complex work with the help of innovations in the technological world.

Ключевые слова: Технология, дизайн интерьера, пространство, инновация, компьютер, общественное пространство, развитие, архитектурно-планировочное решение.

Keywords: Technology, interior design, space, innovation, computer, public space, development, architectural and planning solution.

Предпроектное исследование.

Волгоград - крупный индустриальный город, промышленный комплекс которого

преимущественно представлен крупными предприятиями: машиностроение, металлургия и химическая промышленность. Сейчас в нем располагаются достаточно большое количество заброшенных предприятий, которые во многом утратили былую актуальность. Волгоградская «Швейная фабрика им. 8 Марта»- была создана ещё в Царицыне в марте 1918 года как портновская

производственная артель «Царьодежда», на которой изготавливалась рабочая одежда.

В связи с развитием технологий швейная фабрика уже не является востребованной.

Выбранное промышленное сооружение относится к каркасно-кирпичному типу здания. Балки перекрытия металлические, стены выполнены из красного кирпича.

На базе этого объекта планируется создание центра информационных и компьютерных технологий, который призван вдохновить людей на внедрение робототехники, компьютерных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.