ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА Г. НОВОСИБИРСКА
Лиджиев Николай Вячеславович, Лакетко Иван Андреевич, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск
E-mail: [email protected]
Аннотация. На сегодняшний день ситуация с обеспечением парковочными местами автотранспорта в Новосибирске является острой проблемой транспортной инфраструктуры, важность которой возрастает соответственно уровню автомобилизации. Постоянный рост численности частных транспортных средств, сложная планировочная структура центральных районов, препятствующая организации парковки транспортных средств на улично-дорожной сети, обострили проблему постоянного и временного хранения транспорта.
Новосибирск осваивает опыт городов-миллионников в решении транспортных проблем за счет введения платных парковок, но наличия существующих парковок становится недостаточно. Ощущается необходимость автостоянок не только в центре города, но и в спальных районах.
Из-за нехватки мест временного хранения автомобилей на дворовых территориях большинство водителей активно используют для парковки улично-дорожную сеть города, что в свою очередь приводит к множеству проблем. Таким образом, в настоящее время существует необходимость в разработке мер по обеспечению владельцев транспортных средств парковочными местами.
Ключевые слова: Новосибирск, парковка, транспорт, автомобили, метро, стоянка.
1 современное состояние парковочного пространства
Парковка - участок улично-дорожной сети, созданный и оборудованный специально для размещения транспортных средств. Парковки могут быть
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
платные и бесплатные, доступные для всех автомобилей, или принадлежащие конкретной организации.
Наземные парковки являются наиболее приемлемыми по цене видом хранения автотранспорта в течение длительного времени. Немногие организации обладают собственным паркингом, а размещать автомобили около офисов компаний все же необходимо. Особенно остро стоит эта проблема у организаций, чья деятельность характеризуется большим клиентским потоком. А подземные паркинги и механизированные парковки на сегодняшний день могут себе позволить далеко не все современные крупные торговые центры.
Недостаток мест временного хранения оказывает существенное влияние на условия движения и в ряде случаев приводит к их ухудшению. Особенно остро эта проблема стоит для центральных районов, где спрос на временное хранение автотранспорта связан с реализацией спроса на трудовые, деловые и культурно -бытовые передвижения. Для периферийных районов, характеризующихся в среднем более низким уровнем деловой активности и более низкой концентрацией мест приложения труда, пиковые значения спроса на места временного хранения автотранспорта определяются спросом на культурно- • бытовые передвижения. Реформирование системы торгового и бытового обслуживания (создание крупных торгово-досуговых центров) в периферийных районах, ориентированных на доступность на автомобильном транспорте и обеспеченных местами парковки, в значительной степени сняло проблему временного хранения автотранспорта в этих местах.
Из-за нехватки мест для временного хранения автомобилей зачастую водители пользуются улично-дорожной сетью города, при этом продолжительность парковки колеблется от 15-20 минут до 8 и более часов.
Наблюдаются случаи временных стоянок автотранспорта с нарушением Правил дорожного движения:
- парковка в зоне действия дорожных знаков, запрещающих стоянку и остановку;
- парковка непосредственно в зоне перекрестков и пешеходных переходов;
- парковка в зоне остановок общественного транспорта;
- парковка с занятием двух полос движения.
Организация стихийных парковок имеет серьезные последствия для участников движения:
- один автомобиль в условиях высоких уровней загрузки каждый час создает помехи для 600-700 автомобилей, вынуждая их перестраиваться и менять скоростные режимы, что неблагоприятно сказывается на уровне безопасности движения;
- автомобиль, припаркованный на магистрали в зоне перекрестка, снижает
125
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
ее пропускную способность на 750-800 автомобилей в час, приводя к значительному росту задержек на перекрестках;
- сужение проезжей части на одну полосу в условиях высоких уровней загрузки ведет к падению скорости транспортного потока на перегоне с 50-60 км/ч до 35-40 км/ч при сохранении движения по двум полосам и до 25 км/ч при сохранении движения по одной полосе;
- парковка автомобилей в зоне остановок общественного транспорта вынуждает осуществлять посадку и высадку пассажиров на проезжей части. При этом остановившийся автобус или троллейбус блокируют полосу движения, создавая помехи для остального транспорта.
Помимо наличия мест для организации хранения транспорта важным для владельцев автомобилей фактором является их удобная дислокация. Наиболее подходящее расположение автостоянки - в непосредственной близости от места проживания, поэтому большинство предпочитает парковать свой автомобиль на внутридворовых территориях и участках автомобильной дороги.
Размещение автотранспортных средств на территории Новосибирска должно регулироваться организационно-техническими, экономическими и • административными мерами, предусматривающими, в том числе, применение административной ответственности за нарушение правил размещения автотранспортных средств на городской территории.
Перехватывающая парковка - стоянка, располагающаяся вблизи автотранспортных путей следования населения из места проживания в места осуществления трудовой деятельности. Такие парковки позволяют уменьшить загруженность автотранспортной системы города, освободив её от части личного автотранспорта. Обычно размещаются вблизи железнодорожных станций, станций метрополитена, остановок иного общественного транспорта, расположенных на подъезде к центральной части города.
Рассмотрим функционирование системы перехватывающих парковок как одного из наиболее эффективных способов разгрузки центра. В качестве перехватывающей парковки можно использовать плоскостную или роторную.
Главным преимуществом роторной стоянки является предоставление большего количества машиномест на сравнительно небольшой территории. В связи с этим, данный вид парковки целесообразнее использовать в центральной части города. Затраты на плоскостную стоянку ниже, что сказывается на тарифах ее использования, тем самым делая ее доступнее для автомобилистов. Но стоит учитывать климатические условия Сибири - ввиду того, что температура зимой может опускаться до критических значений, стоит остановиться на варианте плоскостной стоянки.
Возникает необходимость открытия перехватывающих парковок около
126
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
большинства станций метро, внедряя выгодные тарифы на парковку. Возможно также создание бесплатных перехватывающих парковок. Расходы городского бюджета на содержание этих парковок будут меньше, чем расходы на ежедневные предотвращения последствий транспортного коллапса в центре (пробки, загрязнение воздуха, аварии и т.д.).
Стимулируя водителей оставлять свои автомобили за пределами центра города, можно спасти центр от нехватки парковочных мест, следовательно, от многочисленных нарушений правил парковки.
Городским властям при этом предстоит решить проблему общественного транспорта: увеличение частоты движения, развитие новых путей следования, открытие большего количества остановок, выделение отдельной полосы для общественного транспорта и т.д.
2 зарубежный опыт организации парковочного пространства
Опыт зарубежных стран с высоким уровнем автомобилизации является примером и может являться основой для решения вопросов организации парковочного пространства в мегаполисе. •
В мировой практике введение платного доступа в центральную часть города является популярным и эффективным способом для снижения количества автомобилей, используемых для постоянных поездок в центре города.
Идея платного доступа в центральные районы города в Европе появилась более 40 лет назад: именно тогда, когда уровень автомобилизации достиг отметки в 300-350 автомобилей на 1000 жителей, что примерно соответствует уровню автомобилизации сегодняшней Москвы.
Тарифы за въезд в платную зону должны быть ощутимыми для бюджета автомобилистов, чтобы способствовать отказу от использования автомобиля для поездок в центр города каждый день.
Подобная схема называется «пошлинами Викри». Это модель назначения платежей за въезд в центральную зону города, величина которых варьируется в зависимости от плотности транспортного потока.
Неоплаченный въезд влечет за собой высокие штрафы, которые высылаются на адрес автовладельца.
Введение платного въезда обеспечивает снижение загрузки улично-дорожной сети центра города. Средства, полученные за счет платного въезда, направляются в бюджет города на улучшение общественного транспорта.
В табл.1 представлены сравнительные характеристики основных параметров платных парковок в 10 зарубежных городах.
По данной таблице можно сделать вывод, что ни в одном рассмотренном городе нет бесплатных парковок. Цена за час чаще всего зависит от близости к центру города.
127
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Таблица 1
Сравнительные характеристики регулирования парковочного пространства в крупных городах мира
Город Стоимость парковки за 1 час (руб.) Время парковки Стоимость въезда в центр (руб.)
Лондон 200 Не более 2 часов 400
Пекин 50-75 Не ограничено Бесплатно
Вашингтон 61 В среднем 2 часа Бесплатно
Амстердам 200 Не ограничено Бесплатно
Рим 40-48 Не ограничено Запрещен в установленные часы
Вена 40-160 2-3 часа Бесплатно
Иерусалим 45-65 Не ограничено Бесплатно
Сеул 85 Не ограничено Бесплатно, кроме двух тоннелей
Мадрид 40-80 До двух часов Бесплатно
Париж 80-120 Не более двух часов Бесплатно
3 рекомендации
В рамках проекта «Схема территориального планирования Новосибирской агломерации» для формирования транспортного каркаса ОАО «Гипрогор» было выдвинуто предложение об организации движения электропоезда по железнодорожному кольцу, протяженностью 45 км.
Маршрут охватывает правый и левый берег Новосибирска, может выступать связующим звеном между различными видами городского транспорта и электропоездами пригородного назначения.
Движение электропоезда осуществляется по направлению от г.Обь, через Новосибирск-Западный к вокзалу Новосибирск-Главный, далее через разъезд Иня на станцию Инская и в обратном направлении через Комсомольский мост на ст.Чемской, через ст.Клещиха в г.Обь. Была построена имитационная модель, которая представляется в виде компьютерной программы, компьютерной установки, которая описывает структуру и воспроизводит поведение реальной системы во времени. Модель позволяет получать подробную статистику о
128
различных аспектах функционирования системы в зависимости от входных данных.
Для построения имитационной модели была выбрана среда моделирования AnyLogic 6.8.1. В AnyLogic предусмотрена возможность построения комбинированных моделей, когда интегрированы все три подхода: дискретно-событийный, объектно-динамический, системно-динамический (рис.1).
Рис. 1 Имитационная модель
В качестве рекомендаций по строительству парковки перехватывающего типа были выбраны ключевые станции кольцевого маршрута Аэроэкспресса на левом берегу города Новосибирска, а именно станции с наибольшим пассажиропотоком на станциях (ч/мин):
- Станция Обь;
- Новосибирск-Западный.
Ответом на проблему парковок для автомобилей может стать постройка перехватывающих парковок на конечных станциях метро. На данный момент на станции метро пл. Карла Маркса существует единственная в Новосибирске перехватывающая парковка.
26 декабря 2007 г. городской Совет Новосибирска окончательно утвердил генеральный план развития города до 2030 года. Как сообщил главный инженер
129
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
проекта «Генеральный план развития Новосибирска» Владимир Ермишкин, согласно генплану, до 2030 года намечено построить пять линий метрополитена общей протяженностью 91,4 км.
В данной работе делается упор именно на это перспективное развитие метрополитена.
В качестве рекомендации местоположения парковки перехватывающего типа на левом берегу, предлагаются станции «Гвардейская» и «Пл. Станиславского», так как именно эти две площади являются наиболее загруженными. Данные станции метро будут располагаться на площади Сибиряков-Гвардейцев и площади Станиславского.
Проведя съемку и подсчет машин, было выявлено, что в среднем через площадь Сибиряков-Гвардейцев проезжает 75936 машин в день, а через площадь Станиславского 85184 машин.
Однако при строительстве парковки перехватывающего типа на пл. Станиславского, можно столкнуться с целым рядом проблем, одна из которых -это плотная застройка (соответственно необходимо строительство парковки в условиях ограниченного пространства - строительство многоуровневой • парковки).
Что касается правого берега, то перехватывающие парковки рекомендуется построить вдоль Ленинской линии метро, на пересечении улиц Кирова и Шевченко. Станция метро «Октябрьская» находится в 5 минутах ходьбы от рассматриваемого места расположения перехватывающей парковки, что, безусловно, увеличит пропускную способность и разгрузит улично-дорожную сеть центрального города Новосибирска.
Также, опираясь на план развития метрополитена города Новосибирска, который предполагает продолжение линий метро до 2025 года, предлагается строительство перехватывающей парковки в районе жилого массива Родники по улице Тюленина, где будет располагаться станция «Снегири».
Был произведен приблизительный сводно-сметный расчет по строительству и организации трёхэтажного алюминиевого каркасного сооружения многоуровневой наземной парковки на 150 машино-мест (табл.2).
Таблица 2
Сводно-сметный расчет стоимости парковки
Наименование глав, объектов, работ и затрат Общая сметная стоимость, руб.
Глава 1 " Проектирование и согласование", в т.ч.: 5 313 640
Проектные работы 701 568
130
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
продолжение таблицы 2
Изыскательские работы 1 588 072
Авторский надзор 3 024 000
Глава 2 " Строительно- монтажные работы", в т.ч.: 96 932 112
Подготовка территории строительства 2 419 200
Устройство котлована 1 020 000
Устройство монолитных фундаментов под колонны 3 400 000
Устройство щебеночного основания под пол 2 890 000
Устройство монолитного железобетонного пола 9 072 000
Строительство алюминиевого каркасного сооружения 60 480 000
Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации и теплоснабжения 8 233 000
Установка наружных защитных усиленных листов из поликарбоната 1 700 000
Благоустройство и озеленение территории 6 814 567
Объекты энергетического хозяйства 603 345
Объекты связи 300 000
Прочие работы и затраты 8 680 997
ИТОГО по Главам 1 -3 110 926 749
Для решения проблем с обеспечением парковочных мест, должны быть проведены мероприятия, представленные на рис.2, рис.3, рис.4.
Следует ввести три тарифа оплаты:
- ночной тариф - 180 рублей за весь период времени (с 21:30 до 6:00);
- коммерческий тариф - 50 руб./час (с 6:00 до 21:30);
- базовый тариф - 0 рублей, при этом только в случае совершения не менее двух поездок в метрополитене (с 6:00 до 21:30). Но при договоренности с метрополитеном о разбивки платы за проезд, т.е. 50% получает метрополитен, 50% идет прибылью на перехватывающую парковку.
Заключение
Ситуация с недостатком мест для постоянного и временного хранения автотранспорта остается острой проблемой любого крупного города. В данной работе были рассмотрены наиболее перспективные способы решения проблемы. Представленные модели и опыт зарубежных стран помогли ответить на основной вопрос: какие меры городских властей приведут к эффективному
131
развитию парковочного пространства.
При существующем росте автомобилизации населения, когда некоторые семьи обладают двумя и более автомобилями, строительство многоуровневых парковок является основным решением нехватки мест для хранения. Однако недостатком данного решения становится нежелание использования организованной стоянки, тем более, если она платная. Поэтому необходимо совершенствовать не только систему стоянок для спальных районов, но и систему правового и финансового регулирования и обеспечения.
Рис. 2 Мероприятия по развитию и регулированию системы парковок
132
Рис. 3 Мероприятия по стимулированию пользования платными парковками
Рис. 4 Механизм государственного и частного партнёрства
133
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Glazer A. Regional Science and Urban Economics, №22, 1992.
2. Shoup D. The High cost of free parking // Journal of Planning Education and Research. Vol. 17, 1997, p.37.
3. Блинкин М.Я. К чему приведет платный въезд в центр Москвы // Информационный портал Forbes [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.forbes.ru/ekonomika-column/avtomobili/58501-k-chem-privedet-platnyi-vezd-v-tsentr-moskvy.
4. Блинкин М.Я. Плата за въезд // Информационный портал Полит.ру [Электронный ресурс]. - URL: http://polit.ru/article/2007/03/14/notes/
5. Большая пробка // Интернет ресурс Autonon.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://autonon.ru/all/Bolsay_probka_obyvlennay_delovym.html
6. Овчар А. Борьба с пробками. В городе строятся несколько перехватывающих парковок // Еженедельник "Аргументы и Факты", № 26, 25/06/2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nsk.aif.ru/hitech/1199127
7. Парковки и паркинги // Интернет ресурс Стройка.т [Электронный ресурс]. - • URL: http://www. stroyka.ru/Materials/detail.php?ID=329485
8. Платная парковка в Москве: опыт 10 мировых столиц // Информационный портал Forbes [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forbes.ru/stil-zhizni-photogallery/avto/230990-platnaya-parkovka-v-moskve-opyt-10-mirovyh-stolits/ photo/1
9. Стоянки временного хранения // Интернет ресурс Morevan.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://www.morevan.ru/tipy-stoyanok-i-garazhej/stoyanki-vremennogo-xraneniya.html
134