Научная статья на тему 'Формирование ответственности личности спортсмена в процессе вузовского обучения'

Формирование ответственности личности спортсмена в процессе вузовского обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ИНТЕРНАЛ / ЭКСТЕРНАЛ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ / ATHLETE TRAINING / RESPONSIBILITY / MORAL AND SPIRITUAL FORMATION / INTERNAL / EXTERNAL / STUDY-PRODUCTION PRACTICE / PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старов Михаил Иванович, Иванова Любовь Константиновна, Симонович Виктория Леонидовна

Рассматриваются проблемы современной подготовки спортсменов, условия актуализации формирования личности спортсмена в рамках психологической подготовки, влияние практики на усвоение им социальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старов Михаил Иванович, Иванова Любовь Константиновна, Симонович Виктория Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ATHLETE PERSONAL RESPONSIBILITY IN PROCESS OF HIGH SCHOOL TRAINING

The problems of the modern training of athletes, identity conditions of formation athlete’s personality under psychological training, the impact on the understanding of the practice of their social values are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование ответственности личности спортсмена в процессе вузовского обучения»

УДК 796/799

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

© Михаил Иванович СТАРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор-консультант кафедры педагогической и возрастной психологии, заслуженный работник высшей школы РФ, e-mail: kpivp@mail.ru © Любовь Константиновна ИВАНОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и семейной педагогики, e-mail: ivanova175@yandex.ru © Виктория Леонидовна СИМОНОВИЧ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: Vsimonovich@list.ru

Рассматриваются проблемы современной подготовки спортсменов, условия актуализации формирования личности спортсмена в рамках психологической подготовки, влияние практики на усвоение им социальных ценностей.

Ключевые слова: подготовка спортсмена; ответственность; духовно-нравственное становление; интернал; экстернал; учебно-производственная практика; психологический компонент подготовки.

В настоящее время в стране формируется общество, основанное на доверии и ответственности, что определено в Концепции долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2020 г. В документе также подчеркивается необходимость развития образования, ориентированного на формирование социальнотворческой личности, ответственной за результаты и последствия принятых и реализованных решений, проявляющей социально ответственное поведение, заинтересованность в профессиональном росте. В этом видится социальный заказ государства на формирование ответственности личности, способной к нравственному выбору, ориентированному на благо других людей и себя. Это обусловлено тем, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут иметь те государства, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации сказано, что от позиции молодежи в общественнополитической жизни, ее ответственности за

свое будущее будет зависеть темп продвижения государства по пути инновационных преобразований. Это означает, что ответственность в ее социальном модусе является ценностью и значимой характеристикой личности, а ее формирование - важной педагогической задачей.

В настоящее время также обозначились новые тенденции в современном вузовском образовании, вызванные вступлением России в Болонский процесс, ключевой идеей которого является реализация компетентностного подхода. Новое понимание высшего профессионального образования в контексте компе-тентностного подхода предполагает интеграцию становления компетентного специалиста с формированием его как социально ответственной личности, что отражено в новых требованиях к выпускникам вузов. Однако наличие достаточно выраженной системы дезинтегрированного высшего образования, проявляющейся, согласно Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., в недостаточном охвате качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного

роста российских граждан, с одной стороны, и в избыточной его дифференцированности относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации - с другой, что может привести к тому, что в педагогической практике формирование ответственности личности студента будет нивелировано. В этом контексте формирование социальной ответственности обусловлено современными объективными образовательными реалиями, что требует его педагогического осмысления как интегративного процесса и как проблема государственного значения требует своего решения на педагогическом уровне.

Термин «ответственность» (от латинского rospondero - отвечать) конституировался впервые в юриспруденции во второй половине XV столетия и означал обязанность держать ответ тем, кто виноват.

Этимологический анализ слова «ответственность», проведенный К. Муздобаевым, К. Музырбаевым, показал, что в русском, английском, немецком и французском языках понятие это всегда связано с исполнением обязанностей, долга, с необходимостью отчитываться за это.

В современных российских словарях ответственность трактуется как «способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или в коллективе нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности общему делу, а при несоответствии -чувство невыполненного долга» [1, с. 406].

Ответственность формируется как результат требований, которые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутренней основой мотивации поведение. Причем воспитывается чувство ответственности с ранних лет, главным образом, поощрением самостоятельности ребенка в принятии им решений.

С поступлением в школу возникает потребность в новых или более совершенных ответственных качеств личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Закреплению ответственности способствует организация учебно-воспитательного процесса с учетом интересов учащихся, их стремление к осознанной творческой деятельности.

Одним из основных условий формирования у ребенка ответственности является достижение им успеха, вера в свои силы. Контроль со стороны взрослых по мере взросления детей сменяется самоконтролем, когда ученик в состоянии проанализировать свое поведение и определить меру своей ответственности. Привычка ответственно относиться к своим обязанностям переносится на деятельность, которая является не очень интересной, но необходимой. Таким образом вырабатывается сознательное отношение к «ответственности» [2].

В данной статье поставлена цель рассмотреть подходы к проблеме развития ответственности студентов за учебно-познавательную деятельность, ее роли в духовнонравственном становлении личности студента как будущего специалиста в определенной профессиональной деятельности.

В педагогике и психологии существует ряд теоретических и методологических подходов к изучению феномена ответственности. В частности, Дж. Роттер выделяет два типа ответственности: интернальную и экс-тернальную.

Первый тип предполагает, что личность осознает себя ответственной за все, что с ней происходит в жизнедеятельности. Если это студент - то он отвечает за свои слова и поступки, за успехи и неудачи в учебе в рамках собственного внутреннего потенциала (способностей, особенностей темперамента и характера) - т. е. при этом проявляется внутренний контроль.

Ответственность второго типа (экстер-мальная) присуща тем студентам, которые считают, что все происходящее с ними в студенческой жизнедеятельности зависит не от них лично, а от окружающих (преподавателей, однокурсников, родителей) или от внешних условий и обстоятельств.

Подобные механизмы поведения студентов, отношение их к учебно-познавательной деятельности позволяет целенаправленно, с подлинно научных позиций организовывать процесс развития и саморазвития духовнонравственных качеств личности будущего специалиста. Студенты с ответственностью первого типа (интернальная) склонны недооценивать ситуационные факторы и переоценивать внутренние резервы в поведении окружающих и, наоборот, переоценивать си-

туационные факторы и недооценивать личностные в отношении себя, когда, например, речь идет о негативных событиях в жизнедеятельности будущих специалистов.

Студенты же со второго типа ответственностью (эсктермалы) склонны недооценивать личностные свойства в поведении окружающих (родители, преподаватели, сокурсники) и ситуационные факторы, а личностные качества переоценивают - они зачастую агрессивны, конфликтны, имеют низкий уровень толерантности.

Наблюдения показывают, что обычно более успешно учатся те студенты, у которых желание избрать определенную профессию возникло задолго до поступления в вуз. Общий показатель ответственного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности по нашим данным на 0,9 балла выше, чем у тех, кто избрал будущую профессию только за несколько месяцев до окончания школы или непосредственно перед поступлением в вуз. Объясняется это не только более ответственным отношением студентов к учебно-познавательной деятельности, но и более широким объемом ранее полученных в процессе обучения в школе специальных знаний. Возникновение в школе профессиональных мотивов положительно сказывается в перспективе на отношении студентов к учебе и на качестве их подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Образ будущей профессии, т. е. образ -цель у студентов от курса к курсу постоянно преобразуется и приближается к нормативному эталону. Вместе с этим меняется и структура мотивации учения, меняется и ответственное отношение студентов к учебнопознавательной деятельности в целом.

Учебно-познавательная мотивация формируется на основе разных потребностей личности студентов. Имеется несколько видов основных потребностей у студентов, определяющих протекание и результат их той или иной активности. К ним относятся познавательные потребности, потребности достижения, потребности доминирования духовно-нравственного общения с другими людьми. Мотивы, посредством которых репрезентируются потребности, образуют следующий комплекс: учебно-познавательные, профессиональные, мотивы творческих дос-

тижений, широкие социальные мотивы, мотивы личного престижа и др.

Следует отметить, что связь учебнопознавательных мотивов и познавательных потребностей не всегда адекватна. Познавательные потребности не сводятся к мотивации и учебно-познавательным мотивам, т. к. они могут найти удовлетворение в любых других мотивах. Не секрет, если один студент полученные знания и навыки использует для будущей профессиональной деятельности, а другой - только для того, чтобы быть на хорошем счету у родителей, преподавателей и однокурсников. В первом случае познавательные потребности находят выражение в профессиональных мотивах, а во втором - в мотивах личного престижа. При организации учебно-познавательной деятельности студентов в вузе нами учитывались мотивы и уровень их личной и социальной ответственности как важной составляющей духовно-нравственного развития личности будущего специалиста.

Анализ динамики учебно-познавательной мотивации свидетельствует о том, что, к сожалению, происходит снижение мотивации проявления ответственного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности от младших курсов к старшим. Динамика профессиональной направленности и учебной мотивации определяется и разным отношением студентов к учебным предметам, обусловливая его избирательность и неоднородность с точки зрения оснований, формирующих и развивающих эти отношения. К числу этих оснований относятся профессиональная связь учебного предмета, личный интерес студента к нему, удовлетворенность стилем и стратегией преподавания учебной дисциплины, и субъективная оценка легкости или трудности усвоения содержания изучаемого курса.

Одним из ведущих факторов формирования нравственных и профессионально значимых личностных качеств у будущих специалистов в вузе является учебно-производственная практика. Она обладает существенным ценностно-информационным потенциалом - в частности, это знания о сущности и содержании гуманистических ценностей общественного развития; гуманистической и социальной миссии своей профессии, ее ценностях-целях и ценностях-средствах. Естест-

венно, что эти знания, а также взаимодействие с практическими работниками, приобретенный опыт ориентации в мире гуманистических ценностей, умение выделять их в содержании профессиональной деятельности, наблюдать и анализировать их проявление в практической деятельности способствует развитию у будущих специалистов личной ответственности.

Практика имеет мощный ценностно-поведенческий компонент - в ее ходе студенты приобретают опыт гуманистически ориентированной профессиональной деятельности, ее регуляции в соответствии с этическими принципами и нормами профессии.

Главным формирующим методом здесь является непосредственное участие студентов в процессе взаимодействия с социумом, взаимоотношения с населяющими его людьми.

Большое значение имеют ценностнорефлексивный и ценностно-коррекционный компоненты практики. В первом случае студент приобретает опыт ценностной рефлексии своей профессиональной деятельности, поведения и общения, самоанализа и самооценки своих личностных и профессионально значимых качеств с точки зрения их соответствия нормативам профессиональной среды, во втором - опыт коррекции ценностных представлений, убеждений, чувств, качеств в соответствии с требованиями профессии: умение составлять план и программу самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, их практической реализации с последующим анализом результатов.

Такое наполнение вузовской практики имеет большое влияние на развитие и совершенствование чувства личностной ответственности студента как будущего специалиста конкретной профессии. Овладение социальным опытом означает способы и приемы учебно-познавательной деятельности, результаты которой зависят от персональной и социальной ответственности как важной компоненты духовно-нравственного развития личности студента.

Выступая в процессе вузовского учения как субъекты, студенты подвергаются влиянию различных факторов развития у них ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности, которые условно можно разделить на два типа - это педагоги-

ческие (объективные) и психологические (субъективные).

К объективным факторам относится качество преподавания дисциплины, общая организованность учебного процесса, а к субъективным - учебная мотивация и смысл, учебно-познавательная направленность, личная и социально-общественная ответственность каждого студента за свою профессиональную подготовку.

На наш взгляд, приведенные выше положения вполне можно иллюстрировать процессом подготовки спортсменов. Жизнь показывает, что в современном российском обществе феномен физической культуры и спорта выступает как важнейшие составляющие культуры, влияющие на социальную реальность. Как отмечает К.Е. Байбеков, «...с образом современного спортсмена связывают не только такие качества как сила, быстрота, выносливость, но и толерантность, коммуникабельность, творческость, чувство долга, готовность к самопожертвованию, гражданская позиция, которые невозможны без высокой социальной ответственности»

[3, с. 21].

Поэтому, считает исследователь, физкультуре и спорту присущи такие социальные функции, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентированная, коммуникативная, многообразие которых указывает, что цель спортивных занятий выходит далеко за пределы достижения только высоких результатов (установление рекордов, победа в соревнованиях и т. п.). Отсюда и подготовка спортсмена на личностном уровне должна включать формирование у него гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в современном обществе, в рамках же всего общества - осознанной потребности в физкультурных занятиях, средствах физического, этического и эстетического воспитания, упрочения и расширения интернациональных связей. Эффективной реализации этой подготовки способствуют следующие организационно-педагогические условия:

1) обеспечение непрерывности, целостности и преемственности процесса спортивной подготовки и формирования социальной ответственности;

2) реализация в ходе этого процесса модели формирования социальной ответственности спортсмена;

3) создание тренером мотивации, которая способствует самоактуализации каждого спортсмена в тренировочном и спортивном процессе;

4) осуществление специальной подготовки тренера к реализации социально-педагогического компонента профессиональной деятельности [3, с. 52].

Необходимая предпосылка любой целесообразной деятельности заключается в ее мотивации. В процессе подготовки спортсмена чрезвычайно важно сформировать и развить у него устремления, которые побуждали бы к систематическим занятиям спортом, к достижению наибольших полезных для общества и личности результатов на этом пути.

Существенное значение в подготовке спортсмена имеет воспитание устремленности к спортивной победе, инициативности, настойчивости, смелости, самообладания и других волевых качеств. Поэтому первоочередной задачей тренера является то, чтобы, развив эти устремления, превратить их в глубоко осознанную цель и действенные убеждения спортсмена.

Следует отметить, что действенным фактором личностной подготовки спортсмена, формирования у него черт «спортивного характера», волевых и других качеств, необходимых для спортивной победы служит практика систематического участия в соревнованиях, предъявляющих повышенные требования к его психическим и физическим свойствам.

Однако, как это отмечается в специальной литературе, особенности спортивных состязаний, имеющих большую воспитательную ценность, могут иметь и отрицательный эффект. Так, установка на победу или возможно высокое достижение вместе с остроконфликтными ситуациями, нередко возникающими в процессе спортивной борьбы, может способствовать формированию у спортсмена некоторых отрицательных черт характера: безудержное стремление к самоутверждению, эгоизма, грубости и т. п., если не обеспечена мотивационно-этическая основа поведения спортсмена и должное обще-

ственно-педагогическая регламентация спортивной деятельности.

Точно так же атмосфера широкой популярности, которая окружает спортсмена по мере его продвижения к высотам достижений, почести и награды, сопровождающие спортивные успехи, могут порождать у него чрезмерное честолюбие, тщеславие, зазнайство, если этому не противостоит воспитание чувства общественного долга, высокой требовательности к себе, самокритичности, скромности и других нравственных качеств, создающих прочный «иммунитет» против переоценки своей личности, как бы тому ни способствовали обстоятельства.

Таким образом, спорт (особенно спорт высших достижений) ставит ряд сложных воспитательных проблем. Их решение в целом зависит не только от воспитательных воздействий тренера непосредственно в процессе спортивной тренировки, но также - и не в меньшей мере - от воспитательного статуса в спортивном коллективе, а в конечном счете - от всей системы общих социальных и педагогических факторов формирования личности. Отсюда ясно, что нравственное воспитание спортсмена, его общую морально-волевую и специальную психическую подготовку нельзя ограничивать лишь рамками спортивной тренировки.

В последнее время тренеры и организаторы спорта зачастую ссылаются на недостаточную психологическую подготовку спортсменов. Процесс формирования базовых структур личности спортсмена происходит стихийно, направленность тренировки связана лишь с задачами совершенствования двигательной деятельности, в то время как теоретически спортивная тренировка должна быть специализированным компонентом физического воспитания, осуществляемого в единстве с нравственным и эстетическим воспитанием спортсмена.

В 1960-е гг. спортивными психологами А.Ц. Пуни (1957, 1959) и П.А. Рудиком, Г.М. Гагаевой (1960) была разработана концепция, в которой на первый план выдвигалось формирование волевых свойств и чувства высокой ответственности перед обществом, а также наибольшей готовности к максимальному напряжению воли для преодоления всех трудностей, возникших в процессе соревновательной борьбы, для наиболее пол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.