УДК 81.111.111
ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН В ДИСКУРСЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МАССМЕДИА
© Екатерина Владимировна КОЛОМЛИНА
Тамбовский государственный университета им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры английской филологии, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема изучения оценки успешной деятельности в рамках современного направления в языкознании - когнитивной лингвистики. Дается определение гендерно ориентированного высказывания, анализируются когнитивные и языковые механизмы формирования оценки успешной деятельности объекта в гендерном аспекте.
Ключевые слова: оценочная концептуализация; оценочная категоризация; знания о гендере; успешная деятельность; когнитивные и языковые механизмы.
Взаимодействие человека с окружающим миром приводит к формированию ценностного видения реальности. Оценочный характер человеческого познания подчеркивается многими исследователями, а категория оценки достаточно полно описана в рамках структурной лингвистики, где сформу-
лированы проблемы оценочных значений, высказываний, специфика их функционирования и способы выражения в тексте [1-3].
В результате такого подхода к описанию языковых явлений не получает должного рассмотрения процесс формирования оценочных смыслов. Поэтому в настоящей рабо-
те делается акцент, прежде всего, на выявлении общих принципов и механизмов формирования оценочных смыслов, при этом мы опираемся на роль человеческого фактора в языке, а также на способность человека к восприятию окружающей действительности и ее отражению в языковых значениях. Это определяет важность соотнесения языковых данных с процессами человеческого мышления.
В связи с этим возникает необходимость изучения категории оценки в единстве когнитивного и языкового аспектов. Описание и анализ категории оценки в когнитивном аспекте позволяет выявить когнитивные принципы и механизмы образования оценочных смыслов в сознании человека. Языковой аспект оценки позволяет определить специфику и механизмы функционирования оценочных значений в речи.
Как справедливо отмечает Н.Н. Болдырев, формирование значений языковых единиц неразрывно связано с процессом познания окружающего мира и представлением его результатов на мыслительном и языковом уровне. Оно является следствием взаимодействия основных познавательных процессов, прежде всего, концептуализации и категоризации, и неязыковых форм, неязыковых и языковых знаний [4, с. 24].
Согласно теории Н.Н. Болдырева, оценочная концептуализация - это «оценочное осмысление объектов окружающего мира и образование в результате этого оценочных концептов в нашем сознании» [5, с. 104]. Другими словами, оценочная концептуализация представляет собой процесс рассмотрения объектов действительности сквозь призму ценностной системы человека.
Оценочная концептуализация подразумевает в большей степени индивидуальное, субъективное познание мира в сравнении с естественной концептуализацией. Данный принцип во многом определяет применение антропоцентрического подхода к изучению языковых явлений, т. е. необходимость учитывать роль человека как активного участника описываемых в языке событий, который сам порождает языковые смыслы и значения и самостоятельно осуществляет выбор языковых форм для их выражения [6, с. 15; 7, с. 16].
Под оценочной категоризацией вслед за
Н.Н. Болдыревым мы понимаем мысленное соотнесение объекта или явления с опреде-
ленной оценочной категорией, или группировку объектов и явлений по характеру их оценки в соответствующие оценочные классы и категории. В статическом плане оценочная категоризация - это система оценочных категорий [5, с. 104].
Оценочная категоризация предполагает субъективную, личностную оценку окружающих предметов и явлений. Отсюда следует вывод об антропоцентрической направленности оценочной категоризации, о существенной роли человека в процессе осмысления действительности. Он группирует предметы и события в оценочные категории на основе тех реакций, которые они у него вызывают [8, с. 8].
Концептуализация и категоризация, в частности, оценочная концептуализация и оценочная категоризация могут основываться на принадлежности субъекта концептуализации и категоризации к определенной социальной / возрастной / гендерной и другой группе.
Как язык, так и речь могут быть проанализированы с точки зрения отражения в них гендерных отношений. Язык рассматривает пол под углом общественной значимости этой категории, что и делает правомерным применение понятия «гендер» ко всем явлениям языка, касающимся проблемы пола [9, с. 23]. Под гендером мы вслед за А.В. Кирилиной понимаем конструкт социальный, создаваемый обществом, в т. ч. и посредством языка [9, с. 10].
Предполагается, что гендерная принадлежность человека может в определенной степени влиять на познавательные процессы и вербальное и невербальное поведение индивида, а также выбор языковых форм для выражения оценки в высказывании.
Для решения данной проблемы необходимо обратиться к понятию стереотипа, и, в частности, гендерного стереотипа.
С учетом существующих наработок в данной области [10], знание о гендере, обеспечивающее соответствующую интерпретацию языковых значений, тесно связано с выделением такого параметра социальной реальности как гендерные стереотипы и гендерные роли.
Под гендерными стереотипами, вслед за А. В. Кирилиной, мы понимаем культурно и социально обусловленные мнения и пресуппозиции о качествах, атрибутах и нормах по-
ведения представителей обоих полов и их отражение в языке [9, с. 12].
Гендерные роли представляются как спектр социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции [11, с. 42]. Мужчины и женщины исполняют различные роли, которые им предписаны. Например, в большинстве обществ мужчины заняты военной и политической деятельностью, а женщины работают в сферах, связанных с воспитанием детей [10].
В настоящей работе делается акцент, прежде всего, на выявлении общих принципов и механизмов формирования оценочных смыслов, при этом мы опираемся на роль гендерного фактора в языке, а также на способность человека к восприятию окружающей действительности и ее отражению в языковых значениях в зависимости от его / ее гендерной принадлежности. Это определяет важность соотнесения языковых данных с процессами человеческого мышления.
Представляется необходимым выявление языковых механизмов, обеспечивающих функционирование оценочных единиц, а также рассмотрение специфики мышления и механизмов образования в сознании человека концептуальных структур - категорий.
Определяется понятие гендерно-ориентированных высказываний, под которыми понимаются высказывания мужчин о мужчинах и женщинах и высказывания женщин о мужчинах и женщинах. Иными словами, это высказывания мужчин и женщин о пред-
ставителях своей гендерной идентичности, а также о представителях противоположной гендерной идентичности [12].
В связи с ограниченным объемом статьи приводятся данные исследования только о женщинах.
Для осуществления концептуального анализа успешной деятельности человека представляется необходимым обратиться к концептуальным характеристикам концептов SUCCESS, SUCCESSFUL, TO SUCCEED, которые могут отражать знание, как о самом успешном человеке, так и о его деятельности.
Успешными могут считаться какие-либо компании, продукция, фильмы, книги, песни, альбомы и т. д. Мы предлагаем расклассифицировать признаки концептов по их принадлежности к одушевленным и неодушевленным объектам (табл. 1).
Оценочная характеризация успешного объекта может осуществляться по следующим критериям, которые были выделены, исходя из содержания фактического материала:
- оценка статуса, положения, должности и т. д. объекта;
- оценка объекта через описание его действий;
- оценка объекта через описание его достижений, результатов его деятельности, достижения компании / успех производимого товара / выпущенных песен, книг, фильмов и т. д. / исполненных ролей и др.;
- оценка качеств, способностей и внешних данных объекта;
- оценка успешного субъекта через описание его семьи и / или семейного положения.
Таблица 1
Концептуальные характеристики успеха
№ позиции О человеке О деятельности, результате, достижении и т. д.
1 Достижение положительного результата Достижение положительного результата
2 Имеющий, зарабатывающий много денег Приносящий много денег
3 Работающий должным образом Работающий должным образом
4 Преуспевающий, процветающий Преуспевающий, процветающий
5 Получение / Пребывание на высокой должности
6 Признание со стороны окружающих, общественное одобрение чего-либо, кого-либо, чьих-либо достижений Признание со стороны окружающих, общественное одобрение чего-либо, кого-либо, чьих-либо достижений
7 Известный, популярный (об артистах) Известный, популярный (о фильмах, песнях, альбомах и т. д.)
Рассмотрим гендерно-ориентированные оценочные высказывания мужчин о статусе объекта - женщины.
Mrs. Gold, 63, was President and Chief Executive Officer of The Western Union Company, a leading company in global money transfer, from September of 2006 to September of 2010.
Соотнесение объекта с оценочной категорией «successful» базируется на реализации характеристики «работать на высокой должности». Формирование оценочного смысла высказывания осуществляется на основе когнитивного механизма профилирования, который на лексическом уровне репрезентирован наименованием должности объекта President and Chief Executive Officer, в сочетании с обстоятельственным дополнением на синтаксическом уровне, широкий языковой контекст которого позволяет отнести объект к положительной оценочной категории. Отличительной особенностью высказываний мужчин об успешных женщинах является частотность упоминания семейного статуса объекта женщины в формулировке Mrs., в то время как в оценочных высказываниях об объектах мужчинах номинация Mr., равно как фиксация семейного статуса практически не встречается.
Рассмотрим группу примеров, в которых представлены гендерно-ориентированные
высказывания мужчин об успешных женщинах, характеризующие действия последних.
In addition, Gold kick-started sales and raised profits, which had fallen about 30 percent.
В основе актуализации характеристики «Достижение положительного результата», который выражается на лексическом уровне посредством единиц raised profits, kickstarted sales, объективируется оценочный смысл каузации «повышение» (to kick-start -to do someone to help a process or activity start or develop more quickly [13, с. 773]), при этом придаточное предложение (which had fallen about 30 percent) усиливает ценность действий человека, что позволяет отнести объект к положительной оценочной категории.
Оценка успешности человека может осуществляться посредством описания его / ее достижений:
It’s an enviable career trajectory made even more remarkable by the fact that it oc-
curred in an environment that has not always been encouraging to women.
В основе формирования характеристики «Достижение положительного результата» лежит когнитивный механизм профилирования. Исходя из семантики оценочного прилагательного enviable (an enviable quality, position or procession is good and other people would like to have it [13, с. 459]), в сочетании с career trajectory позволяет отнести объект к положительной категории оценки, а придаточное предложение формирует оценочный смысл «трудные условия выполнения какой-либо деятельности» и интенсифицируют положительную оценку объекта.
Кроме того, оценка успешного человека может осуществляться через описание его / ее семейного положения:
And earlier this month, Ms. Braly skipped the monthly dinner with her top management team because it was her daughter's birthday. "She sets the tone for the rest of us to do the same with our kids," Mr. Brown says.
Реализация оценочного смысла «Заботливая мать» обусловлена когнитивным механизмом профилирования, который высвечивает высокую ценность семейных отношений (в данном случае отношений с детьми) для объекта (dinner with her top management team because it was her daughter's birthday). На языковом уровне данная характеристика актуализируется сочетанием указанных единиц.
Говоря о гендерно-ориентированных высказываниях женщин о женщинах, следует обратить внимание на частотность тех или иных высказываний. Если мужчины склонны оценивать женский успех через действия и достижения, то наиболее частотными способами оценки успешных женщин с позиции представительниц своей биосоциальной группы является оценка личных и деловых качеств.
She seems vibrant, engaged.
Формирование положительной оценки реализуется за счет характеризации личных качеств объекта (vibrant, engaged), исходя из семантики которых (engaged - busy; spending time on doing something [13, с. 422]; vibrant -full of activity or energy in a way that is exciting and attractive [13, с. 1593]) можно выявить положительную оценку объекта.
Hillary Clinton has been a cautious secretary of state: she has protected the president
well and pursued his agenda without upstaging him - an early concern, given her stature.
В основе формирования оценки лежит механизм профилирования, который акцентирует деловые качества и способности объекта, при этом семантика лексических единиц обусловливает положительную оценку человека - «предусмотрительность», данное качество расшифровывается исходной семантикой прилагательного, характеризующего объект (cautious - careful to avoid danger or risks [13, с. 201]), а также приведением примеров поступков и действий объекта (has protected the president well, pursued his agenda without upstaging him), которые оцениваются положительно в языковом контексте предложения (given her stature).
Помимо того, женщины более склонны акцентировать внимание на внешности человека.
Elegant redhead Nicole Kidman, known as one of Hollywood's top Australian imports, was actually born in Honolulu, Hawaii, to Australian parents.
Оценка внешности профилируется при помощи существительных положительной оценки, характеризующих внешность (elegant - very beautiful and graceful [13, с. 445]), а также прилагательного, репрезентирующего внешность объекта (redhead) и имеющего в своей семантике нейтральную оценку.
Семейный статус успешной женщины также оказывается в фокусе внимания представительниц этой же биосоциальной группы:
It was 1990 when Dimonte made the jump from employee to entrepreneur, at a time when her three children were 8, 6 and 5 years of age. She must have used an awful lot of deposition recess time making plans because her own firm quickly grew into the largest mid-Atlantic region court reporting operation.
Успешное совмещение семьи и карьеры профилируется в данном примере. Дополнение с обстоятельством (jump from employee to entrepreneur) актуализирует достижение высокого статуса объекта и профилирует характеристику «Получение / Пребывание на высокой должности». При этом акцентирование количества детей успешных женщин (three children were 8, 6 and 5 years of age, the mother of four children) предполагает актуализацию смысла «Реализация в семье» в тра-
диционном стереотипическом понимании реализации женщины. Таким образом, характеристика «Получение / Пребывание на высокой должности» в сочетании с выделенным оценочным смыслом «Реализация в семье» усиливает положительную оценку объекта, что позволяет соотнести объект с категорией положительной оценки.
Таким образом, антропоцентрический подход и когнитивные методы исследования позволяют выявить связь языковых форм со структурами знаний и опыта человека, а также раскрыть механизмы, лежащие в основе познавательных процессов, что не представляется возможным в рамках традиционного лингвистического направления. В связи с этим на передний план выступает проблема соотношения концептуальных структур нашего сознания с репрезентирующими их языковыми единицами. В решении этой проблемы ведущую роль играют такие познавательные процессы, как концептуализация и категоризация, определяющие формирование языковых значений. Изучение этих процессов позволяет раскрыть значимость языка при исследовании работы человеческого сознания, направленного на познание окружающего мира.
Для решения вопроса о том, как гендерная принадлежность личности влияет на познавательные процессы и вербальное и невербальное поведение индивида, необходимо рассмотреть концептуальные структуры (в нашем случае успешную деятельность) в гендерном аспекте.
Анализ фактического материала показал, что мужчины и женщины по-разному концептуализируют успешную деятельность объекта в зависимости от собственной гендерной принадлежности. Особую роль играет частотность тех или иных гендерно-ориентированных высказываний.
Так, мужчины склонны оценивать женщин, исходя из их действий и достижений, в то время как женская оценка успешной женщины сосредоточена также на ее личных, деловых качествах и способностях, при этом в фокусе внимания обоих полов находится описание и оценка семейного положения успешного человека. При этом, если мужчинам присуще акцентировать смысл «Заботливая мать» при описании семейного положения успешной женщины, то для женщин харак-
терно профилирование смысла «Успешное совмещение семьи и карьеры», отражая стремление уйти от стереотипа о том, что мать, как правило, посвящает все свое время заботе о семье и детях.
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.,
1999.
2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 2006.
3. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986.
4. Болдырев Н.Н. Исследование оценочных смыслов в контексте познавательных процессов // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК. Ставрополь, 2010. Вып. 8.
5. Болдырев Н.Н. Структура и принципы формирования оценочных категорий // Сборник научных трудов. Москва; Воронеж, 2002.
6. Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта. Теоретическое исследование. Волгоград, 2003.
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов,
2000.
8. Кравцова Н.М. Оценочная категоризация интеллектуальных способностей человека в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2008.
9. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
10. Anderson E. Feminist Epistemology and Philosophy of Science // The Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2004.
11. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. М., 2002.
12. Вахрамеева А.С. Гендерно-ориентированные высказывания в современном английском языке (на материале женской прозы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2010.
13. Longman Dictionary of Contemporary English. Ed. Della Summers. 1995.
Поступила в редакцию 19.01.2012 г.
UDC 81.111.111
FORMATION OF VALUATION OF WOMEN’S SUCCESSFUL ACTIVITY IN ENGLISH MASSMEDIA DISCOURSE
Ekaterina Vladimirovna KOLOMLINA, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of English Filology Department, e-mail: [email protected]
In this article the problem of the valuation of women’s successful activity within the framework of modern trend in linguistics - Cognitive Linguistics - is considered. The notion and basic principles of the gender oriented utterance, cognitive and linguistic mechanisms of formation of the valuation of successful activity in gender aspect are analyzed.
Key words: valuation conceptualization; valuation categorization; knowledge of gender, successful activity, cognitive and linguistic mechanisms.