Научная статья на тему 'Формирование оценки успешной деятельности в текстах англоязычных масс-медиа'

Формирование оценки успешной деятельности в текстах англоязычных масс-медиа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
186
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ЗНАНИЯ О ГЕНДЕРЕ / УСПЕШНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / VALUATION CONCEPTUALIZATION / VALUATION CATEGORIZATION / KNOWLEDGE OF GENDER / SUCCESSFUL ACTIVITY / COGNITIVE AND LINGUISTIC MECHANISMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коломлина Е. В.

В статье рассматривается проблема изучения оценки успешной деятельности в рамках современного направления в языкознании когнитивной лингвистики. Дается определение гендерно ориентированного высказывания, анализируются когнитивные и языковые механизмы формирования оценки успешной деятельности объекта в гендерном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the valuation of successful activity in English mass media texts

In this article the problem of the valuation of successful activity within the framework of modern trend in linguistics Cognitive Linguistics is considered. The notion and basic principles of the gen-der oriented utterance, cognitive and linguistic mechanisms of formation of the valuation of successful activity in gender aspect are analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование оценки успешной деятельности в текстах англоязычных масс-медиа»

УДК 81.11

Е.В. Коломлина

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕКСТАХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МАСС-МЕДИА

В статье рассматривается проблема изучения оценки успешной деятельности в рамках современного направления в языкознании - когнитивной лингвистики. Дается определение гендерно ориентированного высказывания, анализируются когнитивные и языковые механизмы формирования оценки успешной деятельности объекта в гендерном аспекте.

Ключевые слова: оценочная концептуализация, оценочная категоризация, знания о гендере, успешная деятельность, когнитивные и языковые механизмы.

Изучение оценки в структурной лингвистике было направлено на описание и анализ семантических и структурных особенностей категории оценки [Вольф 2006, Арутюнова 1999, Ивин 1970, Телия 1986]. Однако исследования данной категории не выходили за рамки языковой системы. При этом процессы формирования оценочных структур (в том числе и оценки успешного человека) и оценочных смыслов в сознании носителей языка, а также оценочных значений в речи до настоящего момента не получили должного рассмотрения в рамках данного направления. Соответственно описания категории оценки в рамках традиционного подхода в большей степени ориентированы на языковую сферу, т.е. анализ ограничивается собственно языковым уровнем. В связи с этим, предполагается направление нашего исследования в область когнитивной лингвистики, приоритетом которой является изучение языковой способности как внутренней когнитивной структуры [КСКТ 1996: 53], в рамках которой язык рассматривается не «сам в себе», а как источник данных о природе человеческого разума, о протекании непосредственно не наблюдаемых ментальных процессов, об организации сознания и принципах обработки поступающей информации, о способах ее фиксации и хранения [Кубрякова 1999; 2004].

Как справедливо отмечает Н.Н. Болдырев, формирование значений языковых единиц неразрывно связано с процессом познания окружающего мира и представлением его результатов на мыслительном и языковом уровне. Оно является следствием взаимодействия основных познавательных процессов, прежде всего концептуализации и категоризации, и неязыковых форм, неязыковых и языковых знаний [Болдырев 2010].

Под оценочной категоризацией вслед за Н.Н. Болдыревым мы понимаем мысленное соотнесение объекта или явления с определенной оценочной категорией, или группировку объектов и явлений по характеру их оценки в соответствую-

щие оценочные классы и категории. В статическом плане оценочная категоризация - это система оценочных категорий [Болдырев 2002: 104].

Оценочная категоризация предполагает субъективную, личностную оценку окружающих предметов и явлений. Отсюда следует вывод об антропоцентрической направленности оценочной категоризации, о существенной роли человека в процессе осмысления действительности. Он группирует предметы и события в оценочные категории на основе тех реакций, которые они у него вызывают [Кравцова 2008: 8].

Согласно теории Н.Н. Болдырева, оценочная концептуализация - это «оценочное осмысление объектов окружающего мира и образование в результате этого оценочных концептов в нашем сознании» [Болдырев 2002: 104]. Другими словами, оценочная концептуализация представляет собой процесс рассмотрения объектов действительности сквозь призму ценностной системы человека.

Оценочная концептуализация подразумевает в большей степени индивидуальное, субъективное познание мира в сравнении с естественной концептуализацией. Данный принцип во многом определяет применение антропоцентрического подхода к изучению языковых явлений, т.е. необходимость учитывать роль человека как активного участника описываемых в языке событий, который сам порождает языковые смыслы и значения и самостоятельно осуществляет выбор языковых форм для их выражения [Болдырев 2000: 16; Алефиренко 2003: 15]. Данный принцип может основываться на принадлежности субъекта концептуализации к определенной со-циальной/возрастной/гендерной и другой группе.

Предполагается, что гендерная принадлежность человека может в определенной степени влиять на выбор языковых форм для выражения оценки в высказывании.

Как язык, так и речь могут быть проанализированы с точки зрения отражения в них гендер-

ных отношений. Язык рассматривает пол под углом общественной значимости этой категории, что и делает правомерным применение понятия «ген-дер» ко всем явлениям языка, касающимся проблемы пола [Кирилина 1999: 23]. Под тендером мы вслед за А.В. Кирилиной понимаем конструкт социальный, создаваемый обществом, в том числе и посредством языка [Кирилина 1999: 10].

С учетом существующих наработок в данной области [Anderson 2004], знание о тендере, обеспечивающее соответствующую интерпретацию языковых значений, тесно связано с выделением такого параметра социальной реальности как гендерные роли, под которыми понимается спектр социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции [Словарь гендерных терминов 2002: 42]. Мужчины и женщины исполняют различные роли, которые им предписаны. Например, в большинстве обществ мужчины заняты военной и политической деятельностью, а женщины работают в сферах, связанных с воспитанием детей [Anderson 2004].

В настоящей работе делается акцент прежде всего на выявлении общих принципов и механизмов формирования оценочных смыслов, при этом мы опираемся на роль гендерного фактора в языке, а также на способность человека к восприятию окружающей действительности и ее отражению в языковых значениях в зависимости от его/ее ген-дерной принадлежности. Это определяет важность соотнесения языковых данных с процессами человеческого мышления.

Представляется необходимым выявление языковых механизмов, обеспечивающих функционирование оценочных единиц, а также рассмотрение специфики мышления и механизмов образования в сознании человека концептуальных структур - категорий.

Определяется понятие гендерно-ориентиро-ванных высказываний, под которыми понимаются высказывания мужчин о мужчинах и женщинах и высказывания женщин о мужчинах и женщинах. Иными словами, это высказывания мужчин и женщин о представителях своей гендерной идентичности, а также о представителях противоположной гендерной идентичности [Вахрамеева 2009].

В связи с ограниченным объемом статьи приводятся данные исследования только о мужчинах.

Для осуществления концептуального анализа успешной деятельности человека представляется необходимым обратиться к концептуальным характеристикам концептов SUCCESS, SUCCESSFUL, TO SUCCEED, которые могут отражать знания как о самом успешном человеке, так и о его деятельности. Успешными могут считаться какие-либо компании, продукция, фильмы, книги, песни, альбомы и т.д. Мы предлагаем расклассифицировать признаки концептов по их принадлежности к одушевленным и неодушевленным объектам:

Таблица

Концептуальные характеристики успеха

№ О человеке О деятельности,

позиции результате, достижении и т. д.

1 Достижение положи- Достижение

тельного результата Положительного результата

2 Имеющий, зарабаты- Приносящий

вающий много денег много денег

3 Работающий должным Работающий

образом должным образом

4 Преуспевающий, Преуспевающий,

процветающий процветающий

5 Получение / пребывание на высокой должности

6 Признание со стороны Признание со сторо-

окружающих, общественное одобрение ны окружающих, общественное

чего-л., кого-л., одобрение чего-л.,

чьих-л. достижений кого-л., чьих-л. достижений

7 Известный, популяр- Известный,

ный (об артистах) популярный (о фильмах, песнях, альбомах и т.д.)

Оценочная характеризация успешного объекта может осуществляться по следующим критериям, которые были выделены, исходя из содержания фактического материала:

1) Оценка статуса, положения, должности и т.д. объекта.

2) Оценка объекта через описание его действий.

3) Оценка объекта через описание его достижений, результатов его деятельности достижения компании / успех производимого товара / выпущенных песен, книг, фильмов и т.д. / исполненных ролей др.

4) Оценка качеств, способностей и внешних данных объекта.

5) Оценка успешного субъекта через описание его семьи и/или семейного положения.

Рассмотрим оценочные высказывания о мужчинах с позиции представителей своей и противоположной биосоциальной групп.

Рассмотрим гендерно ориентированные высказывания женщин и мужчин о мужчинах. Весьма распространенным средством оценки успешного субъекта является указание рода его/ее деятельности.

(1) Richard Branson is a flamboyant British entrepreneur with a seemingly insatiable appetite _ for starting new businesses.

В рассмотренном примере область деятельности задается номинацией субъекта деятельности с помощью существительного entrepreneur, при этом когнитивный механизм профилирования предполагает высвечивание определенных концептуальных характеристик: «Имеющий, зарабатывающий много денег», на что указывает семантика лексемы entrepreneur (someone who starts a new business or arranges business deals in order to make money, often in a way that involves financial risks [LDCE 1995: 459]), профилирующая указание рода занятий. Вместе с тем, на лексическом уровне оценочное прилагательное положительной оценки flamboyant (showy or confident [LDCE 1992: 492]) сочетается с конструкцией with a seemingly insatiable appetite for starting new business-ses, которая усиливает положительную коннотацию. В данном случае языковой контекст позволяет говорить о весьма заметных способностях успешного субъекта вести дела. Кроме того, существительное entrepreneur является синонимом существительного businessman/woman, однако нивелирует гендерную маркированность своей формы при помощи когнитивного механизма генерализации.

Оценочная категоризация успешной деятельности человека может осуществляться через оценку его действий. Многочисленность данной группы примеров подтверждает стереотипное мнение: «Мужчин оценивают по их действиям».

(2) Richard Branson has created one of the most recognizable brands in the world.

С помощью когнитивного механизма профилирования акцентируется характеристика «Признание со стороны окружающих, общественное одобрение чего-л. кого-л., чьих-л. достижений», которая выражена частнооценочным прилагательным в форме превосходной степени (most) (be recognized as - to be thought of being important or very good by a lot of people [LDCE 1995: 1182]).

Глагол has created в перфектной форме указывает на совершенность действия, а, следовательно, и на результативность действий объекта, а также репрезентирует личную заслугу объекта оценки в достижении успеха.

Оценка успеха человека может осуществляться через оценку его достижений.

(3) As an accomplished and best selling author, Mr. Trump has had numerous best sellers including The Art of the Deal, which is considered a business classic, The Art of the Comeback, The America We Deserve, How To Get Rich, Think Like a Billionaire, Trump 101, Why We Want You To Be Rich, Think Big, Never Give Up, and Think Like a Champion

Здесь профилируется характеристика «Достижение положительного результата» и «Признание со стороны окружающих, общественное одобрение чего-л. кого-л., чьих-л. достижений», которая в актуализируется посредством определения, выраженного причастием II (accomplished -very skillful [LDCE 1995: 9]). Область деятельности объекта задается номинацией (author), а характеристика «признание широким кругом людей», представлена лексемой best sellers в сочетании с интенсификатором numerous (numerous -many [LDCE 1995: 971]). Задействуется также когнитивный механизм сравнения, репрезентированный формой общеоценочного прилагательного good в превосходной степени, аспектом сравнения является деятельность объекта как писателя, причем объект помещается в центр положительной оценочной категории, а остальные движутся от центра к периферии.

Следует отметить, что и женщины и мужчины склонны оценивать успешный объект-мужчину с позиции его действий и достижений. Такие примеры являются наиболее многочисленными. Однако различия можно наблюдать в отношении к самому объекту оценки. Для женщин характерна объективация оценки личных, деловых качеств и способностей объекта-мужчины с акцентуацией тех качеств, которые являются типично мужскими в стереотипическом понимании, то есть тех, которые наиболее свойственны про-тотипическому мужчине.

(5) Steve was among the greatest of American innovators - brave enough to think differently, bold enough to believe he could change the world, and talented enough to do it," said Mr Obama.

Формирование положительной оценки личных качеств обусловлено семантикой прилагательных, относящихся к объекту: brave - facing

danger, pain or difficult situations with courage and confidence [LDCE 1995: 150],

bold - (of person or behaviour) brave, confident and adventurous; not afraid to take risks [LDCE 1995: 135];

talented - very good at something such as singing, acting, or playing sports [LDCE 1995: 1471]. Положительная оценка репрезентирована и номинацией личных качеств объекта, а когнитивный механизм профилирования высвечивает концептуальную характеристику «Достижение положительного результата».

Прототипичность мужского субъекта принято связывать прежде всего с его агентивностью. Представление об агенсе действия предполагает инициатора события, который контролирует его и является «источником энергии» действия, то есть, связано с наличием таких характеристик, как энергетическая активность, намеренность (воли-тивность), каузативность, контролируемость [Болдырев 2003: 65]. Репрезентированные качества могут быть отнесены к типично мужским качествам характера в их стереотипном понимании, Кроме того, мужчине, как правило, предписывается быть уверенным в себе, что и позволяет отнести объект к области положительной оценки.

При этом еще одной важной особенностью выражения оценки успешного мужчины женщинами является описание и характеристика его внешности, что не наблюдается в гендерно-ориентиро-ванных высказываниях мужчин о мужчинах.

(6) Zuckerberg - or Zuck, as he is known to nearly everyone of his acquaintance - is pale and of medium build, with short, curly brown hair and blue eyes. He's only around five feet eight, but he seems taller, because he stands with his chest out and his back straight, as if held up by a string.

Описание внешности наиболее часто встречается в гендерно ориентированных высказываниях женщин об успешных мужчинах или женщинах. Мужчины при оценочных высказываниях об успешных людях наименее склонны к приведению в высказывании описательной характеристики внешности у женщин и практически не склонны к описанию внешности в рамках собственной биосоциальной группы. В примере 6 наблюдается весьма детальное описание внешних данных человека, при этом часть характеристик имеет весьма нейтральную оценочность (pale and of medium build, short, curly brown hair and blue eyes, five feet eight), то есть приводятся объективные признаки (телосложение, цвет лица, цвет глаз, волос, рост). В то же время часть признаков

имеет выраженную оценку (seems taller, because he stands with his chest out and his back straight, if held up by a string). Основываясь на стандартах и нормах социума, необходимо отметить, что высокий рост мужчины, его прямая осанка рассматриваются как данные дающие внешнее преимущество и добавляющие мужчине мужественности и, следовательно, оцениваются положительным образом. Отсюда, можно утверждать, что высказывание имеет положительную оценку.

Следует особо отметить внимание женщин -оценивающих субъектов к семейному положению объекта-мужчины, по сравнению с относительным нивелированием данного аспекта при оценке мужчины мужчиной:

Linda Carbonell: Murdoch has been married three times. In 1956 he married Patricia Booker, a former shop assistant and flight attendant from Melbourne with whom he had his first child, a daughter, Prudence, born in 1958... In 1967Murdoch married Anna Torv... Torv and Murdoch had three children: Elisabeth Murdoch (born in Sydney, Australia on 22 August 1968), Lachlan Murdoch (born in London, UK on 8 September 1971), and James Murdoch, (born in Wimbledon, UK on 13 December 1972).

При описании семейного положения объекта-мужчины женщины, как правило, упоминают всех жен, если их было более одной, кроме того, наблюдается упоминание количества детей и их имен и сравнительно часто при этом приводятся их даты рождения, тогда как в мужских текстах данная информация является весьма компактной, либо вовсе опускается.

Таким образом, антропоцентрический подход и когнитивные методы исследования позволяют выявить связь языковых форм со структурами знаний и опыта человека, а также раскрыть механизмы, лежащие в основе познавательных процессов, что не представляется возможным в рамках традиционного лингвистического направления. В связи с этим на передний план выступает проблема соотношения концептуальных структур нашего сознания с репрезентирующими их языковыми единицами. В решении этой проблемы ведущую роль играют такие познавательные процессы, как концептуализация и категоризация, определяющие формирование языковых значений. Изучение этих процессов позволяет раскрыть значимость языка при исследовании работы человеческого сознания, направленного на познание окружающего мира.

Для решения вопроса о том, как гендерная принадлежность личности влияет на познаватель-

ные процессы и вербальное и невербальное поведение индивида, необходимо рассмотреть концептуальные структуры (в нашем случае успешную деятельность) в гендерном аспекте.

Анализ фактического материала показал, что мужчины и женщины по-разному концептуализируют успешную деятельность объекта в зависимости от собственной гендерной принадлежности.

Так, мужчины склонны оценивать успешных мужчин, исходя из их действий и достижений, в то время как женская оценка успешных мужчин основывается также на их личных, деловых качествах и способностях, при этом в фокус внимания нередко попадает информация о семейном положении мужчин.

Список литературы

Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта. Теоретическое исследование. Волгоград: Перемена, 2003.

Болдырев Н.Н. Инварианты и прототипы в системной и функциональной категоризации английского глагола // Проблемы функциональной грамматики. Семантическая инвариантность / вариативность / отв. ред. А.В. Бондарко и др. СПб.: Наука, 2003. С. 57-74.

Болдырев Н.Н. Исследование оценочных смыслов в контексте познавательных процессов // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК. Вып. 8. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. С. 24-37. URL: http://bol-dyrev.ralk.info

Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2000.

Болдырев Н.Н. Структура и принципы формирования оценочных категорий // Сб. науч. тр., посв. Е.С. Кубряковой. М.; Воронеж: ИЯ РАН, Воронеж. гос. ун-т, 2002. С. 103-114.

Вахрамеева А. С. Гендерно-ориентирован-ные высказывания в современном английском языке (на материале женской прозы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. M, 2010.

Гаврилова Е.Д. Оценочные категории "good" и "bad" в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2005.

Гриценко Е.С. Язык. Гендер. Дискурс. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005.

Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Ин-т социологии РАН, 1999.

Кравцова Н.М. Оценочная категоризация интеллектуальных способностей человека в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2008.

Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М.: МГУ, 1996.

Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. URL: www.owl.ru/gender/index.htm

Anderson E. Feminist Epistemology and Philosophy of Science / E.N. Zalta ed. // The Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2004. URL: http://plato.stanford.edu/archives/sum2004/entries/fe minismepistemology

LDCE - Longman Dictionary of Contemporary English. Ed. Della Summers. 3rd ed. Longman Group Ltd, 1995.

Список источников фактического материала

URL: http://www.cosmopolitan.com/ URL: http://www.dailymail.co.uk URL: http://www.forbes.com URL: http://news.bbc.co.uk URL: http://www.guardian.co.uk URL: http://www.telegraph.co.uk

E.V. Kolomlina

THE FORMATION OF THE VALUATION OF SUCCESSFUL ACTIVITY IN ENGLISH MASS MEDIA TEXTS

In this article the problem of the valuation of successful activity within the framework of modern trend in linguistics - Cognitive Linguistics - is considered. The notion and basic principles of the gender oriented utterance, cognitive and linguistic mechanisms of formation of the valuation of successful activity in gender aspect are analyzed.

Key words: valuation conceptualization; valuation categorization; knowledge of gender, successful activity,

cognitive and linguistic mechanisms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.