УДК 94(430).087
ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ДИАСПОРЫ И ТИТУЛЬНОГО ЭТНОСА ГЕРМАНИИ В 20-21 ВВ.
Матсон О.О.
В статье рассматривается развитие отношений между титульным этносом Германии и исламской диаспорой внутри страны в 20-21 вв. История мусульманского сообщества в ФРГ имеет глубокие корни. В настоящее время количество мусульман в стране продолжает расти.
Ключевые слова: Германия, история, мусульмане, исламская диаспора.
Одной из самых острых политических проблем современной Германии является отношение немцев к нарастающей волне мигрантов из стран исламского мира. Споры вокруг этой проблемы раскололи немецкое общество и могут стоить стороннице увеличения числа мигрантов Ангеле Меркель поста канцлера Германии. Предлагаемая статья является попыткой реконструкции процесса формирования отношения со стороны титульного этноса Германии к исламской диаспоре внутри страны в период 20-21 вв.
В годы Первой мировой войны Османская империя являлась союзницей Германии и Австро-Венгрии. Немцам пришлось воевать в союзе с мусульманами и одновременно против мусульман, рекрутированных англичанами и французами из их колоний. Часть их оказалась в немецком плену. Именно для них в июле 1915 г. в лагере военнопленных в Вюнсдорфе была открыта Первая мечеть в Германии. Имперское правительство прилагало усилия, чтобы пленные имели возможность беспрепятственно отправлять свой культ. Немецкие власти надеялись, что таким образом им удастся переманить этих людей на свою сторону [14, р.18].
В мае 1922 г. английская газета в Индии «The Mohammadan» опубликовала статью под заголовком: «О необходимости распространения ислама в Германии». Ее автором был ревностный мусульманин индийского происхождения Абдус Саттар Хери, проживавший в Берлине. Именно ему принадлежала идея основания исламской общины в столице Германии [16, р.6].
Так в 1922 г. была основана Берлинская исламская община, цели которой соответствовали современным исламским организациям: распространять ислам, отправлять религиозные ритуалы и строить мечети [20].
Когда к власти в Германии пришел Гитлер, количество мусульман превышало чуть более 1000 человек. В основном это были студенты, военнопленные и изгнанники из своих стран. Мусульмане, прибывшие из колоний Франции и Великобритании, считали нацистов своими союзниками в борьбе против колониализма.
Несмотря на то, что Гитлер считал арабов неполноценным, «примитивным народом», он понимал, что они могли быть полезными союзниками. Поэтому фашистская пропаганда Германии умело играла на религиозных чувствах мусульман, выдвигая тезис о единой судьбе немцев и арабов. Например, арабам задавали такие вопросы, как: «Кто мешал объединению Германии и кто воспрепятствовал арабам объединиться в единое государство после Первой мировой войны?»; «Кто расчленил Германию и кто разделил арабский мир после Первой мировой войны?». На эти вопросы у неискушенных слушателей или читателей был готов ответ, заранее запрограммированный пропагандой.
К тому же арабский народ верил, что нацистская Германия была его единственным союзником в борьбе с сионизмом. В качестве доказательства поддержки арабов против еврейской колонизации Палестины пропаганда приводила антисемитизм Гитлера, возведенный в ранг государственной политики [4, с.173-174].
В целом, отношение Гитлера к исламу можно назвать положительным. Серьезных гонений против мусульман не наблюдалось. Наоборот, фюрер пытался привлечь их на свою сторону, показывая уважительное отношение к исламу. По радио в Берлине читали Коран, а пропаганда Геббельса распространяла слухи о принятии Гитлером ислама. Также пропагандой была распространена теория о родстве Аллаха и древнегерманских Богов [3, с.41].
Гитлер надеялся сделать мусульман своими союзниками в борьбе против Англии - давнего противника арабо-мусульманского Востока - и Франции. Для выполнения этой цели он привлек к сотрудничеству великого муфтия Иерусалима Амина аль-Хусайни, который пытался создать на Востоке антианглийский блок арабских государств [8, с.66-72].
Таким образом, к концу 30-х гг. XX в. политические элиты почти всех арабских стран переориентировались на Германию, надеясь получить от нее помощь в борьбе с колониальной Францией. Исламское духовенство этих стран также симпатизировало Германии [5, с.114].
Своими действиями Амин аль-Хусайни заинтересовал Гитлера и получил приглашение посетить Берлин, куда он прибыл 6 ноября 1941 г. 28 ноября состоялись встречи муфтия с Риббентропом и с Гитлером. Беседуя с министром иностранных дел Германии, Амин аль-Хусайни сразу же заявил о существовании дружбы между арабами и немцами, так как у них есть общие враги - англичане, евреи и большевики [1, с.89-92].
Тот факт, что главными врагами Германии были объявлены евреи, колониальная Англия и большевики, якобы угнетавшие мусульман, послужил основой для утверждения близости Германии и ислама. Тезис, что Германия не выступала в арабском мире как колониальная держава, призван был акцентировать внимание на качественном отличии политики Германии в отношении арабов от политики других государств. Также Амин аль-Хусайни нашел сходство между исламом и идеологией национал-социализма. Например, почитание мусульманами Аллаха
76
Вестник Брянского госуниверситета. 2016(2)
и его пророка Мухаммеда приравнивалось к признанию высшим авторитетом фюрера у национал-социалистов. В радиопередачах постоянно повторяли, что ценности ислама, такие как единство, благочестие, общность, послушание, противостояние разделению, скептицизму и индивидуализму были схожи с ценностями национал-социалистов [8, с.115-122].
В ходе Второй мировой войны Гитлер предпринял ряд мер по использованию в своих целях «мусульманского фактора». Обращение к исламской религии позволило ему привлечь на сторону Германии мусульман самых разных национальностей из различных стран, которые позже были объединены в отдельные формирования [6, с.77].
Капитуляция Германии в 1945 году не положила конец германо-арабской дружбе, направленной против западных колониальных держав и «мирового еврейства». И после войны в арабском мире продолжали существовать пронацистские настроения. Не являлось случайностью, что многие нацистские преступники бежали именно на Арабский Восток, ожидая встретить там теплый прием [9].
Однако, характеризуя контакты немецкого нацизма с исламом, американский историк Александр Даллин полагал, что нет ни малейшего основания считать, что в нацистской Германии существовала настоящая симпатия к мусульманской вере. А немецкий исследователь Герхард Хепп на вопрос «существовала ли вообще в годы Второй мировой войны германская исламская политика?», ответил утвердительно, но только если под этим определением понимать использование функций ислама для своей политики, прежде всего, для достижения военных целей [1, с.105].
Восстановление Германии после Второй мировой войны было сопряжено с рядом сложностей, одной из которых стал острый дефицит мужской рабочей силы, ведь одним из итогов войны для Германии была потеря около 10 млн. мужчин самодеятельного возраста. Рабочих рук не хватало во всех сферах, особенно на производстве [7, с.85]. Вспомнив о своей прежней дружбе с мусульманским Востоком, было решено ввозить дешевую рабочую силу из восточных стран, заключив с ними двусторонние соглашения [3, с.42].
В 1961 г. Германия подписала с Турцией соглашение о найме рабочих, в 1963 г. - с Марокко, в 1965 - с Тунисом. До этого времени в стране уже проживало приблизительно от 30 до 50 тыс. мусульман, переселившихся сюда частным образом. После заключения этих договоров их число стало стремительно расти [18, s.36], несмотря на то, что договоры содержали определенные условия: так, например, приехать в Германию могли только не состоящие в браке граждане. Кроме того, соглашения запрещали воссоединение семьи, само пребывание в стране было ограничено двухлетним сроком [10].
Многие мусульмане оказались в Германии в результате международных конфликтов как беженцы, получившие у немецкого правительства право на убежища. Например, после второго военного переворота в Турции в 1980 г. в Германию бежало около 125,000 турок и курдов [17, р.11-12].
Таким образом, с 1945 г. количество мусульман в Германии все возрастало от десятилетия к десятилетию. Динамику роста диаспоры мусульман отражают следующие статистические данные:
- 1945 г.: 6 тыс.
- 1972 г.: 500 тыс.
- 1976 г.: 1,2 млн.
- 2000 г.: 3 млн.
- 2009 г.: 4,25 млн. [22]
В 2011 году в объединенной Германии впервые прошла перепись населения. Она проводилась по схеме частичного охвата населения, то есть опрашивалась только часть, но подробно и строго [2].
В переписи населения 2011 г. только 1,9% опрошенных ответили, что исповедуют ислам. Однако председатель Федерального статистического ведомства Германии Родерих Эгелер заявил, что эти данные недостоверны, так как приверженцы ислама часто пользуются возможностью не отвечать на вопрос о религиозной принадлежности [22]. Всего по состоянию на 2013 г. в Германии проживало примерно 4 млн. мусульман, что составляло 5% населения [11].
Предполагается, что к 2020 г. в Германии будет проживать 4,8 млн. мусульман (6,1% населения), а к 2030 г. их количество может составить 5,5 млн. человек (7,1% населения) [20].
Формирование исламской диаспоры в Германии в том виде, в котором она представлена в начале XXI в., происходило после Второй мировой войны, однако предпосылки ее появления возникли гораздо раньше. Ее образованию предшествовал длительный период знакомства немецкого общества с исламом. После Первой мировой войны мир ислама оставался колониальным, а арабские провинции развалившейся Османской империи поделили между собой Англия и Франция по системе мандатов, выданных им Лигой Наций. Поверженная Германия и исламский мир оказались объединенными общностью судьбы, злое содержание которой продуцировалось Англией и Францией. Именно так это выглядело для неискушенного обывателя. Этим воспользовалась пропаганда Германии, особенно после прихода к власти нацистов во главе с А.Гитлером. Заигрывание фашистской Германии с миром мусульман вселяло во многих надежды на освобождение от колониального гнета при помощи Германии. Ее очередное поражение разрушило эти надежды, но не уничтожило комплиментарные представления о ней, как о стране, в которой мусульманин может ощущать себя комфортно. Именно этим, на наш взгляд, можно объяснить то, что, не имея ранее в отличие от Англии и Франции колоний в исламском мире, не обладая опытом управления им, Германия стала привлекательной для мусульман, и после снятия препонов они стали сюда переселяться и формировать тот социум, который мы называем «германской диаспорой мусульман».
The development of attitude between Germans and Muslim society in Germany is considered in this article. The history of Muslim society in FRG goes deep. The number of Muslims is still increasing at the present time. Keywords: Germany, history, Muslims, Islamic diaspora.
Список литературы
1. Гилязов И. Национал-социалисты и ислам в Германии // Мир ислама. - 1999. - № 1-2. С. 89-92.
2. Кай-Александр Шольц, Дмитрий Вачедин // Deutsche Welle. - 07.05.2011. URL: http://dw.de/p/116Vy
3. Оришев А.Б. Ислам в Европе: первые волны исламизации // Запад-Россия-Восток: Археология. История. Философия. Юриспруденция. - 2012. - № 22-23. C. 41-42.
4. Ранчинский В.П. Политические организации Сирии 30-х годов XX века: молодежные движения // Всеобщая история. Современные исследования. - 2011. - № 20. С. 173-174.
5. Ранчинский В.П. Мусульмане Сирии в годы французского мандата (1920-1946) // Всеобщая история. Современные исследования. - 2010. - №19. С. 114.
6. Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. - М.: АСТ, 2004. C. 77.
7. Садыкова Л.Р. Исторические предпосылки формирования мусульманской общины в Германии и ее характеристика в XXI веке // Ежегодник ИМИ. - М., МГИМО-Университет, 2013. - №3-4. C. 85.
8. Шерстюков С.А. Арабский вопрос во внешней политике Третьего Рейха. -Барнаул, 2014. С. 66-172.
9. Этингер Я. Метастазы нацизма // Независимое военное обозрение. - 03.12.1999. URL: http://nvo .ng.ru/history/1999-12-03/5_meta.html
10. Anwerbeabkommen mit Tunesien // Zeitstrahl. URL: http://www.zeitklicks.de/top-menu/zeitstrahl/naviga-tion/topnav/jahr/1965/anwerbeabkommen-mit-tunesien/
11. Anzahl der Mitglieder in Religionsgemeinschaften in Deutschland im Jahr 2013* (in Millionen) // Das Statistik Portal. URL: http://de.statista.com/statistik/daten/studie/37028/umfrage/mitglieder-in-religionsgemeinschaften-in-deutschland/
12.Azim Nanji. Mapping Islamic Studies: Genealogy, Continuity, and Change. Walter de Gruyter, 1997. P. 1-4.
13.Haldun Gülalp,Günter Seufert. Religion, Identity and Politics: Germany and Turkey in Interaction. -Routledge, 2013. P. 30-31.
14. Götz Nordbruch, Umar Ryad. Transnational Islam in Interwar Europe: Muslim Activists and Thinkers. - USA, New York, Palgrave Macmillan, 2014. P. 18.
15. Monica-Elena Herghelegiu. Germany's Encounter With Islam - Legal and Theological Issues // Istanbul Ün-iversitesi ilahiyat Fakültesi Dergisi, 2010. - №22. P. 53.
16. Nasir Ahmad. Die Berliner Moschee. - Germany, Berlin, 2014. P. 6.
17. Nina Mühe. Immigration history and settlement pattern // Muslims in the EU: Cities Report - Germany, 2007. P. 11-12.
18. Mouhanad Khorchide. Der islamische Religionsunterricht zwischen Integration und Parallelgesellschaft: Einstellungen der islamischen Religionslehrerinnen an öffentlichen Schulen. Germany, Wiesbaden, 2009. S.36.
19. Seit wann gibt es Muslime in Deutschland - 1683-1945 - Eine Prise Geschichte // islam.de. - 19.10.14. URL: http://islam.de/17602.php
20. The Future of the Global Muslim Population // PewResearch Religion and Public Life Project. URL: http://www.pewforum.org/interactives/muslim-population-graphic/
21. Ursula Spuler-Stegemann. Allah and the Occident: How Islam Came to Germany // spiegel.de. - 16.06.2008. URL: http://www.spiegel.de/international/germany/allah-and-the-occident-how-islam-came-to-germany-a-559927.html
22. Entwicklung der Anzahl der Muslime in Deutschland von 1945 bis 2009* // Das Statistik Portal. URL: http://de.sta-tista.com/statistik/daten/studie/72321/umfrage/entwicklung-der-anzahl-der-muslime-in-deutschland-seit-1945/
23. Statement von Präsident Roderich Egeler // Pressekonferenz «Zensus 2011 - Fakten zur Bevölkerung in Deutschland» am 31. Mai 2013 in Berlin. S. 10. URL: https://www.destatis.de/DE/PresseService/Presse/Pressekonfe-renzen/2013/Zensus2011/Statement_Egeler_zensus_PDF.pdf?_blob=publicationFile
Об авторе
Матсон Ольга Олеговна - аспирантка кафедры всеобщей истории Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, overtan@mail.ru