Научная статья на тему 'Формирование «Открытого бюджета» в Российской Федерации: долгосрочные планы и первые результаты'

Формирование «Открытого бюджета» в Российской Федерации: долгосрочные планы и первые результаты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1140
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРТИСИПАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ОТКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ / PARTICIPATIVE BUDGET / BUDGET FOR CITIZENS / SOCIAL FINANCE / OPEN BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургель И. Д.

Цель. Оценка первых результатов внедрения практики реализации «открытого бюджета» в Российской Федерации и систематизация стратегических направлений и мероприятий Министерства финансов по повышению открытости и прозрачности бюджетной системы Методы. Исследование базируется на общенаучных теоретических и эмпирических методах исследования: сравнение, индукция, абстрагирование, анализ и синтез. Результаты и практическая значимость. Обоснована актуальность внедрения технологий партисипативного управления в бюджетную политику. Охарактеризован уровень бюджетной открытости РФ с точки зрения международного индекса открытости государственных бюджетов. Проведен анализ «дорожных карт» Министерства финансов РФ по повышению открытости и прозрачности общественных финансов в России и сформулированы рекомендации по совершенствованию механизмов их реализации. Научная новизна. Выявлена специфика внедрения технологий формирования открытого бюджета в России, связанная с особенностями взаимодействия власти и общества, основных акторов бюджетного процесса, необходимостью инициации активности на региональном и местном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF "THE OPEN BUDGET" IN THE RUSSIAN FEDERATION: LONG-TERM PLANS AND FIRST RESULTS

Aim. Assessment of the first results of "the open budget" implementation practice in the Russian Federation and systematization of the strategic directions and actions of the RF Ministry of Finance to increase openness and transparency of the budgetary system. Methods. The research is based on general scientific theoretical and empirical methods: comparison, induction, abstraction, analysis and synthesis. Results and practical relevance. The relevance of participative management technologies implementation into budgetary policy is justified. The level of the RF budgetary openness in terms of international open budget index is characterized. The analysis of "road maps" of the Ministry of Finance of the Russian Federation on increasing openness and transparency of public finance in Russia is carried out and recommendations on their implementation mechanisms improvement are formulated. Scientific novelty. Specifics of implementing open budget formation technologies in Russia connected with specific features of power and society interaction, main actors of the budgetary process, the need for initiating activity at regional and local levels are identified.

Текст научной работы на тему «Формирование «Открытого бюджета» в Российской Федерации: долгосрочные планы и первые результаты»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ «ОТКРЫТОГО БЮДЖЕТА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПЛАНЫ И ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Тургель И.Д.

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора, заведующая кафедрой экономики и управления Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 6, к. 321, [email protected]

УДК 336.143 ББК 65.261.33

Цель. Оценка первых результатов внедрения практики реализации «открытого бюджета» в Российской Федерации и систематизация стратегических направлений и мероприятий Министерства финансов по повышению открытости и прозрачности бюджетной системы

Методы. Исследование базируется на общенаучных теоретических и эмпирических методах исследования: сравнение, индукция, абстрагирование, анализ и синтез.

Результаты и практическая значимость. Обоснована актуальность внедрения технологий партисипа-тивного управления в бюджетную политику. Охарактеризован уровень бюджетной открытости РФ с точки зрения международного индекса открытости государственных бюджетов. Проведен анализ «дорожных карт» Министерства финансов РФ по повышению открытости и прозрачности общественных финансов в России и сформулированы рекомендации по совершенствованию механизмов их реализации.

Научная новизна. Выявлена специфика внедрения технологий формирования открытого бюджета в России, связанная с особенностями взаимодействия власти и общества, основных акторов бюджетного процесса, необходимостью инициации активности на региональном и местном уровнях.

Ключевые слова: партисипативный бюджет, бюджет для граждан, общественные финансы, открытый бюджет.

Turgel I.D.

FORMATION OF "THE OPEN BUDGET" IN THE RUSSIAN FEDERATION: LONG-TERM PLANS AND FIRST RESULTS

Aim. Assessment of the first results of "the open budget" implementation practice in the Russian Federation and systematization of the strategic directions and actions of the RF Ministry of Finance to increase openness and transparency of the budgetary system.

Methods. The research is based on general scientific theoretical and empirical methods: comparison, induction, abstraction, analysis and synthesis.

Results and practical relevance. The relevance of participative management technologies implementation into budgetary policy is justified. The level of the RF budgetary openness in terms of international open budget index is characterized. The analysis of "road maps" of the Ministry of Finance of Russia on increasing transparency of public finance is carried out and recommendations on their implementation mechanisms improvement are formulated.

Scientific novelty. Specifics of implementing open budget formation technologies in Russia connected with specific features of power and society interaction, main actors of the budgetary process, the need for initiating activity at regional and local levels are identified.

S

Key words: participative budget, budget for citizens, social finance, open budget. ^

В последние годы взаимодействие общества и государства все чаще организуется с помощью технологий партисипативного управления, в то числе пар-тисипативного бюджетирования. Внедрение техноло-

гий партисипативного бюджетирования предполагает Е;-наличие двух составляющих. Во-первых, это обеспе- ^ чение открытости и прозрачности формирования бюд- ^ жета; формирование «открытого» бюджета или «бюд- ©

жета для граждан». Во-вторых - создание механизмов прямого участия граждан в бюджетировании.

Начиная с 2008 года различные практики использования партисипативного получают международное признание как примеры демократических инноваций в управлении. Опыт использования технологий партисипативного бюджетирования обобщается и систематизируется в работах зарубежных авторов [1, 2]. И хотя деятельность органов государственной власти РФ часто подвергается вполне обоснованной критике, тем не менее опыт последних лет дает нам немало примеров реальных шагов «навстречу обществу» по обеспечению информационной открытости в сфере общественных финансов. Наиболее интересные результаты сегодня достигнуты в сфере обеспечения открытости и прозрачности государственного бюджета [3, 4]. С учетом вышесказанного, цель данной статьи - дать оценку первым результатам внедрения технологий открытого бюджета в России и систематизировать представления о механизмах и направлениях развития данного технологии в средне-и долгосрочной перспективе.

Начиная с 2006 года Международное бюджетное партнерство (International Budget Partnership, Вашингтон) с периодичностью раз в два года публикует доклад с обзором открытости бюджетов. В 2013 году вышел четвертый доклад, который содержал оценки за 2012 г. В настоящее время мы ждем выхода доклада с результатами 2013 года. В обзоре представлены ставший уже традиционным индекс открытости государственных бюджетов с соответствующим рейтингом (на этот раз для 100 стран мира) и три новых индекса, оценивающих участие общественности в бюджетном процессе, бюджетную власть законодательных органов и контрольно-счетных палат.

Все страны в докладе были распределены на пять групп:

• страны, предоставляющие «расширенный» доступ к информации о бюджете;

• страны, предоставляющие «значительный» доступ;

• страны, предоставляющие «некоторый» доступ;

• страны, предоставляющие «минимальные» сведения о бюджете;

• практически не предоставляющие сведения.

В методике рейтинга большое внимание уделяется наличию 8 важных документов о бюджете, к которым должен быть обеспечен доступ граждан:

• бюджетное послание (Pre-Budget Statement);

• бюджетный законопроект/предложения исполнительной власти (Executive's Budget Proposal);

• утвержденный бюджет (Enacted Budget);

• ежемесячные или ежеквартальные отчеты в течение года (Monthly or quarterly In-Year Reports);

• полугодовой отчет за первые 6 месяцев финансового года (Mid-Year Reviewfor the first six months);

• годовой отчет по результатам финансовой деятельности (Year-End Report);

• аудиторский отчет (Audit Report);

• упрощенные отчеты для граждан (Citizens Budget).

Особое внимание организация уделяет последнему виду документов - упрощенным для восприятия отчетам для граждан. Упрощенные отчеты не предполагают подробной детализации, но дают общее представление о бюджете в удобной форме, с элементами инфографики.

За два года с момента публикации предыдущего обзора индекс открытости российского бюджета возрос с 60 до 74 пунктов (из 100 возможных), что позволило нашей стране занять 10-е место в рейтинге, став при этом одним из лидеров в группе стран с открытой бюджетной системой и совсем немного уступив США (в 2006 году данный индекс в России составил 47 пунктов) [5]. И хотя некоторые эксперты, в частности, Института экономики переходного периода, заявляли о недостаточно достоверных методах оценки открытости российского бюджета [6], достигнутый результат не может ни вызывать уважения.

Международное бюджетное партнерство представило России следующие рекомендации по увеличению прозрачности бюджета:

• публиковать полугодовой отчет (сейчас он составляется только для внутреннего пользования);

• составлять и публиковать «гражданский» бюджет (бюджетный документ, адаптированный к восприятию неспециалистов);

• расширить состав данных, входящих в проект бюджета, в особенности за счет данных о переходящем госдолге, квазифискальной деятельности, финансовых и нефинансовых активах и неоплаченных расходах;

• расширить состав данных, входящих в годовой отчет;

• улучшить качество аудиторского отчета.

Достигнутый результат стал стимулом для дальнейшего развития деятельности Министерства финансов по повышению открытости бюджетного процесса. Приоритетные направления, цели, задачи, мероприятия в данной сфере отражены в таких документах, как «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014-2016 годы», «Основные направления бюджетной политики РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», «План деятельности Министерства финансов на 2013-2018 годы», «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015-2017 года»

[7, 8, 9, 10]. При этом разработкой единой системы управления общественными финансами на федеральном уровне целенаправленно начали заниматься уже в 2011 году. В этот год Минфин России разработал Концепцию создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» [11]. Тема открытости, подотчетности и прозрачности привлекла внимание и оппозиционно-либеральных объединений. Проект «Открытый бюджет» А. Кудрина и созданного им Комитета гражданских инициатив нацелен на публичность формирования и исполнения бюджета на всех уровнях, включая муниципальный (http ://budgcl4 rnc.ru).

В рамках вышеупомянутых государственных документов на средне- и долгосрочный период для решения задачи повышения открытости и прозрачности государственных и муниципальных финансов планируются следующие мероприятия.

• Формирование и ведение общедоступных информационных ресурсов.

• Автоматизация учетной деятельности, переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами.

• Создание централизованных или «облачных» технологий хранения и обработки информации, обеспечивающих необходимый уровень отказоустойчивости и катастрофоустойчивости.

• Сопровождение и обеспечение текущих процессов составления и исполнения федерального бюджета, ведения бухгалтерского и управленческого учета и формирования отчетности в Минфине Рос-

сии, а также исполнения иных функций и полномочий Минфина России.

• Обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности публично-правовых образований, интеграция процессов управления деятельностью публично-правовых образований в сфере общественных финансов.

• Повышение доступности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.

Реализация этих мероприятий будет обеспечена в рамках подпрограмм «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса» и «Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами» [12].

В программных документах «дорожная карта» мероприятий по повышению открытости бюджета появляется в «Плане деятельности Министерства финансов на 2013-2018 годы». В этом документе формулируется долгосрочная цель - повышение позиции России по Индексу открытости бюджета. С точки зрения количественных показателей, планируется к 2018 году повысить показатель индекса открытости бюджета до 83 баллов. В 2017 году Российская Федерация в рейтинге Международного бюджетного партнерства должна войти в группу стран, «предоставляющих обширную информацию гражданам о бюджете» [10]. То есть долгосрочные цели пока формулируются достаточно узко, без акцента на качественные изменения в

Таблица 1. Мероприятия по повышению позиции РФ в Индексе открытости бюджета, [10].

| 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018

Цель 8. Повышение позиции Российской Федерации по Индексу открытости бюджета (Open Budget Index), рассчитываемому Международным бюджетным партнерством

Индикатор цели 8. Индекс открытости бюджета (Open Budget Index), рассчитываемый Международным бюджетным партнерством, балл 74 77 77 80 80 83

Ключевое событие 0.1.0сновные положения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период опубликованы в формате «Бюджета для граждан» 30.09.13 30.09.14 30.09.15 30.09.16 30.09.17 30.09.18

Ключевое событие 8.2. Порядок формирования и представления отчета об исполнении федерального бюджета приведен в соответствие критериям Open Budget Index 30.12.13

Ключевое событие 8.3. Единый портал бюджетной системы (www.budget.gov.ru) введен в эксплуатацию 30.09.13

Ключевое событие 8.4. Вхождение РФ в группу стран «предоставляющих обширную информацию гражданам о бюджете» по Индексу открытости бюджета (Open Budget Index). 31.03.17

Существенные шаги для достижения поставленных целей были сделаны в 2013 году. В частности, завершается проектирование бизнес-процессов всех функциональных подсистем системы «Электронный бюджет». Продолжилось развитие Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (www. budget.gov.ru) и официального сайта для размещения

информации о государственных (муниципальных) учреждениях. обеспечено информационное взаимодействие единого портала бюджетной системы Российской Федерации с официальным сайтом в сети Интернет по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru), Единым порталом государственных и муниципальных услуг

Таблица 2. Мероприятия по обеспечению прозрачности и открытости управления общественными финансами [8].

1 2014 1 2015 1 2016 1 2017 1 2018

Долгосрочная цель 03. Обеспечение прозрачности и открытости управления общественными финансами

Направление 03.01. Создание и развитие единого портала бюджетной системы РФ

Ключевое событие 01. Единый портал бюджетной системы РФ введен в промышленную эксплуатацию 01.01.15

Ключевое событие 02. Приказ Минфина России «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы РФ принят» 01.09.14

Ключевое событие 03. Методические рекомендации для субъектов РФ и муниципальных образований по порядку публикации финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе, подлежащей размещению в открытом доступе на едином портале бюджетной системы РФ размещены 01.12.14

Ключевое событие 04. Обеспечена публикация информации на едином портале бюджетной системы РФ субъектами РФ и муниципальными образованиями 83 субъекта РФ 300 крупнейших МО Все МО

Ключевое событие 05. Обеспечен ежегодный прирост уникальных пользователей единого портала бюджетной системы РФ (уникальных пользователей, ед.)

Направление 03.02. Формирование и публикация в открытых источниках «Бюджета для граждан»

Ключевое событие 01. Порядок ежегодной подготовки, обсуждения, опубликования основных положений федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в формате «Бюджета для граждан» утвержден 01.12.14

Ключевое событие 02. Основные положения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период опубликованы в формате «Бюджета для граждан» 15.12.14 15.12.15 15.12.16 15.12.17 15.12.18

Ключевое событие 03. Иллюстрированное издание об исполнении федерального бюджета за отчетный год размещено на сайте Минфина России Апрель сентябрь Апрель сентябрь Апрель сентябрь Апрель сентябрь Апрель сентябрь

Ключевое событие 04. Ежегодный доклад о лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах РФ опубликован на сайте Минфина России 20.11.14 20.11.15 20.11.16 20.11.17 20.11.18

Ключевое событие 05. Изменения в методику проведения оценки результатов, достигнутых субъектами РФ в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов, утвержденную приказом Минфина РФ от 26 июля 2013 №75н, внесены 01.12.14

Направление 03.03. Повышение информационной открытости деятельности Минфина РФ и подведомственных ему служб

Ключевое событие 01. Повышение позиций Минфина РФ в рейтинге открытости федеральных органов исполнительной власти 60 место Не ниже 40 Не ниже 20 Не ниже 5 Не ниже 5

Ключевое событие 02. Повышение позиций Минфина РФ в рейтинге официальных сайтов федеральных органов ис-попнитепьной вяясти 60 место Не ниже 40 Не ниже 20 Не ниже 5 Не ниже 5

(функций) (www.gosuslugi.gov.ru). При этом, на наш взгляд, принципиальное значение имеет, что впервые в качестве самостоятельного комплекса мероприятий выделено формирование и представление «Бюджета для граждан». Регулярная разработка «Бюджета для граждан» является одним из основных критериев при формировании Индекса открытости бюджета Международным бюджетным партнерством. Разработка и публикация материалов российского «Бюджета для граждан» была осуществлена для проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы [13].

В конце 2013 года в рамках Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015-2017 года долгосрочные цели с одной стороны носят более комплексный характер, а с другой стороны - подвергаются более сложной декомпозиции (таблица 2).

Задачи повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса ставятся не только перед федеральными, но и перед региональными и местными органами власти. В частности, развернутый раздел, посвященный повышению открытости региональных и муниципальных финансов содержится в Государственной программе Российской Федерации «Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» [14]. Для оптимизации их работы Министерством финансов совместно с Министерствами регионального развития и экономического развития разработаны Методические рекомендации по представлению проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме [15].

В указанных Методических рекомендациях определены ключевые понятия и принципы разработки «Бюджета для граждан» для бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В частности, под «бюджетом для граждан» понимается «документ (аналитический материал), содержащий основные положения проекта бюджета (утвержденного закона (решения) о бюджете, отчета об исполнении бюджета) в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме, разрабатываемый в целях ознакомления граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований» [15].

Определены базовые документы, содержание которых рекомендуется представлять в общедоступной форме бюджетов для граждан. В качестве таких исходных документов могут выступать:

• проект закона (решения) о бюджете, внесенно-

го высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа;

• закон (решение) о бюджете;

• проект закона (решения) об исполнении бюджета, внесенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа;

• закон (решение) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год;

• иных актов (решений) органов власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В качестве каналов доведения информации до граждан рекомендуется использовать следующие ресурсы:

• официальный сайт публично-правового образования, финансового органа публично-правового образования;

• единый портал бюджетной системы Российской Федерации;

• иной информационный ресурс на усмотрение финансового органа публично-правового образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджет для граждан на основе проекта закона (решения) о бюджете и закона (решения) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) рекомендуется представлять в следующей структуре:

• вводная часть

• общие характеристики бюджета;

• доходы бюджета;

• расходы бюджета;

• межбюджетные отношения;

• дополнительная информация (при необходимости).

В Бюджете для граждан, составленном на основе проекта закона (решения) об исполнении бюджета или закона (решения) об исполнении бюджета рекомендуется отражать следующие разделы:

• вводная часть;

• исполнение бюджета по доходам;

• исполнение бюджета по расходам;

• источники финансирования дефицита бюджета (на^ правления использования профицита бюджета);

• итоги реализации государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ).

Кроме того, при составлении бюджета для граждан рекомендуется использовать по выбору удельные и подушевые показатели доходов и расходов бюджета (в

т. ч. в сравнении с аналогичными показателями других субъектов Федерации (муниципальных образований) за предшествующий год. Примерный перечень таких показателей приведен. Для субъектов РФ в рекомендованный перечень входят 39 показателей, для муниципальных образований - 32.

Для анализа сложившейся ситуации на региональном уровне в 2013 году Министерством финансов проведен опрос субъектов РФ о реализации мероприятий по повышению прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для граждан. Данные этого опроса свидетельствуют, что многими российскими регионами накоплен существенный опыт применения технологий, обеспечивающих прозрачность и открытость общественных финансов. Всего в опросе приняло участие 77 субъектов РФ. [16]. Так в 35% субъектов РФ «бюджет для граждан» представляется на регулярной основе, в 23% - «бюджет для граждан» разрабатывается и в 42% - такая работа планируется (на данный вопрос ответили 69 субъектов РФ).

Регионы, составляющие «бюджет для граждан» на регулярной основе, отражают в нем следующую информацию:

• описание бюджетного процесса, включая термины, в доступной для граждан форме;

• основные макроэкономические показатели, которые положены в основу закона о бюджете;

• общие характеристики доходов и расходов бюджета;

• информация о доходах бюджета по группами о расходах бюджета по разделам бюджетной классификации;

• информация о доходах бюджета (в том числе в разрезе главных администраторов),о расходах бюджета (в частности по приоритетным направлениям бюджетной политики и целевым программам, показателям результативности их реализации).

Основным каналом коммуникации с гражданами региональных органов власти, регулярно представляющих информацию о бюджете, является сеть интернет. Информация для граждан о бюджетах муниципальных образований также доводится преимущественно через сеть интернет.

Существенное внимание регионы уделяют развитию порталов «Открытый бюджет». При этом между понятиями «Открытый бюджет» и «Бюджет для граждан» нельзя ставить знак равенства. «Бюджет для граждан» предполагает представление данных в наиболее простой и понятной форме, он ориентирован на максимально широкий круг потребителей информации. «Открытый бюджет» - это представление бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей, в том числе аналитиков, экспертов, представителей органов власти и т.д., которые

используют информацию о бюджете в своей профессиональной деятельности. Интернет-портал «Открытый бюджет» создан и доступен для граждан в 68% субъектов РФ, в 13% субъектов он разрабатывается, в 19% субъектов работа по созданию интернет-портала только планируется.

Практически все субъекты РФ проводят общественные обсуждения проекта закона о бюджете. Из 75 регионов, ответивших на данный вопрос, общественные обсуждения проводят 95% , общественные обсуждения планируют провести 1% респондентов. В тех регионах, где общественные слушания проводятся регулярно, или же их планируется провести (всего таких регионов 71), наибольшее внимание уделяется обсуждению основных характеристик проекта закона о бюджете, распределению расходов по основным приоритетным направлениям, результатам реализации целевых программ.

Подытоживая проведенный анализ, следует отметить, что несмотря на достигнутые позитивные результаты, существует ряд системных проблем, связанных с расширением реального участия граждан в бюджетном процессе.

1. Процесс повышения открытости и прозрачности бюджета в РФ не должен быть идущей только со стороны федеральных органов власти. Нужны технологии поиска консенсуса разноуровневых акторов бюджетного процесса.

2. При формировании «бюджета для граждан» нужно не только информировать граждан о состоянии бюджета, но и давать возможность формулировать приоритеты бюджетной политики, создавать институциональные механизмы учета мнения граждан уже на начальных стадиях бюджетного процесса.

3. Следует больше внимания уделять вопросам формирования бюджета для граждан и открытого бюджета на местном уровне, так как именно здесь существуют максимальные возможности для вовлечения граждан в процесс определения приоритетов развития местного сообщества.

Решение вышеназванных проблем сможет стать важным шагом вперед для достижения информационной открытости бюджетной политики и формирования устойчивых обратных связей между властью и обществом.

Литература:

1. Sintomer Y., Herzberg C., Röcke A., Allegretti G. Participatory Budgeting and its Diversity // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. N° 2. С. 5-23.

2. Sintomer, Yves, Traub-Merz, Rudolf, Zhang, Junhua and Herzberg, Carsten (eds.) (2013b), Participatory Budgeting in Asia and Europe, Key Challenges of

Participation (Houndmills: Palgrave Macmillan).

3. Целищева Е.Ф. Формирование местного самоуправления и муниципальная реформа в России в постсоветский период // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. № 2. С. 48-59.

4. Тургель И.Д. Российский опыт формирования открытого бюджета: проблемы и перспективы // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. № 2. С. 24-32.

5. Open Budget Survey, 2012 [электронный ресурс]. URL: http://internationalbudget.org/what-we-do/ open-budget-survey/ (дата обращения 22.04.2014).

6. Об индексе открытости российского бюджета [электронный ресурс] // Официальный сайт Института экономики переходного периода. URL: http://iep. ru/ru/kommentarii/ob -indekse -otkryto sti-rossiiskogo-byudzheta.html (дата обращения 22.04.2014).

7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014-2016 годы [электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru/ru/reforms/ budget/ (дата обращения 22.04.2014).

8. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014 год и плановый период 20152017 года [электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http:// www.minfin.ru/common/upload/library/2014/04/ main/Rash_kolleg_2014.pdf (дата обращения 22.04.2014).

9. Основные направления бюджетной политики РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов [электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www1.minfin. ru/ru/budget/policy/ (дата обращения 22.04.2014).

10. План деятельности Министерства финансов на 2013-2018 годы [электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ // URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/ library/2013/06/Plan_Minfina_2013-1018.pdf (дата обращения 22.04.2014).

11. Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»: Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

12. Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами». Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 293-р [электрон-

ный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru/ common/img/uploaded/library/2013/03/Upravlenie_ gocudarstvennymi_finansami.pdf (дата обращения 22.04.2014).

13. Бюджет для граждан, подготовленный Минфином к Федеральному закону от 2 декабря 2013 года №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www.minfin. ru/common/upload/library/2013/12/main/Budzhet_ dlya_grazhdan_k_349-FZ.pdf (дата обращения 22.04.2014). "

14. Государственная программа Российской Федерации «Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 № 2593-р [электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http:// www.minfin.ru/common/upload/library/2014/01/ main/Programma_30122013.pdf (дата обращения 22.04.2014)

15. Методические рекомендации по представлению проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме [электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/ library/2013/09/prik_MF-MR-MER_86n-3 57-468_ ot_220813.pdf (дата обращения 22.04.2014).

16. Итоги социологического опроса «Реализация в субъектах Российской Федерации мероприятий по повышению прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для граждан» [электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www1.minfin.ru/ru/ reforms/budget/ (дата обращения 22.04.2014).

References:

1. Sintomer Y., Herzberg C., Röcke A., Allegretti G. Participatory Budgeting and its Diversity // Municipality: economics and management. 2013. № 2. P. 5-23.

2. Sintomer, Yves, Traub-Merz, Rudolf, Zhang, Junhua and Herzberg, Carsten (eds.) (2013b), Participatory Budgeting in Asia and Europe, Key Challenges of Participation (Houndmills: Palgrave Macmillan).

3. Tselishcheva E.F. Formation of local government and municipal reform in Russia in the post-Soviet period // Municipality: economics and management. 2013. № 2. P. 48-59.

4. Turgel I.D. The Russian experience of open budget formation: problems and perspectives // Municipality: economics and management. 2013. № 2. P. 24-32.

5. Open Budget Survey, 2012 [e-resource]. URL: http://internationalbudget.org/what-we-do/open-bud-get-survey/ (access date 22.04.2014).

6. On transparency index of the Russian budget [e-resource] // The official website of the Institute for Economy in Transition. URL: http://iep.ru/ru/kom-mentarii/ob-indekse-otkrytosti-rossiiskogo-byudzhe-ta.html (access date 22.04.2014).

7. Report on the results and main directions of activity of the Ministry of Finance of the Russian Federation for 2014-2016 [e-resource] // The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: http://www.minfin.ru/ ru/reforms/budget/ (access date 22.04.2014).

8. Report on the results and main directions of activity of the Ministry of Finance of the Russian Federation for 2014 and the target period of 2015-2017 [e-resource] // The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL:http://www.minfin.ru/common/upload/ library/2014/04/main/Rash_kolleg_2014.pdf (access date 22.04.2014).

9. Main directions of the RF budgetary policy for 2014 and the target period of 2015 and 2016 [e-resource] // The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: http://www1. minfin.ru/ru/budget/policy/ (access date 22.04.2014).

10. Policy plan of the Ministry of Finance of the Russian Federation for 2013-2018 [e-resource] // The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: http://www.minfin. ru/common/img/uploaded/library/2013/06/Plan_Min-fina_2013-1018.pdf (access date 22.04.2014).

11. The concept of creation and development of the public integrated information management system of public finance management "Electronic Budget": The Order of the RF Government of July 20, 2011. № 1275-r [e-resource]. Access from ref.-legal system Consul-

tantPlus.

12. The RF state program "Public finances management". Appr. by the Order of the RF Government of March 4, 2013 №. 293-r [e-resource] // The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: http://www.minfin.ru/common/img/ uploaded/library/2013/03/Upravlenie_gocudarstven-nymi_finansami.pdf (access date 22.04.2014).

13. Budget for citizens drafted by the Ministry of Finance to the Federal Law of December 2, 2013 №. 349-FL "On federal budget for 2014 and the target period of 2015 and 2016" [e-resource] // The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: http://www.minfin.ru/common/upload/li-brary/2013/12/main/Budzhet_dlya_grazhdan_k_349-FZ.pdf (access date 22.04.2014).

14. The RF state program "The program of improving public (national and municipal) finance management efficiency for the period up to 2018". Appr. by Order of the RF Government of December 30, 2013 №. 2593-r [e-resource] // The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: http://www.minfin.ru/common/upload/ library/2014/01/main/Programma_30122013.pdf (access date 22.04.2014)

15. Methodical recommendations for submitting budget drafts of the RF budgetary system and reports on their execution in the form intelligible to citizens [e-resource] // The official website of the Minis -try of Finance of the Russian Federation. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/ library/2013/09/prik_MF-MR-MER_86n-3 57-468_ ot_220813.pdf (access date 22.04.2014).

16. The results of the sociological survey " Implementation of measures in the RF subjects to increase transparency and openness of the budget and budgetary process for citizens" [e-resource] // The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation.URL: http://www1.minfin.ru/ru/ reforms/budget/ (access date 22.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.