Научная статья на тему 'Формирование отчета о движении денежных средств по мсфо в сравнении с РСБУ'

Формирование отчета о движении денежных средств по мсфо в сравнении с РСБУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бухгалтерская отчетность / денежные средства / отчет / стандарты / РСБУ / МСФО. / accounting / cash / report / standards / RSBU / IFRS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А Ю. Ашаганов, А С. Хасиева

Отчет о движении денежных средств является основным источником информации при анализе денежных потоков предприятия. Порядок формирования отчета о движении денежных средств в России регламентирован российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ), а на международном уровне это регламентировано МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств». В связи этим возникает вопрос, существенны ли различия между данными стандартами по порядку формирования отчета о движении денежных средств. Чтобы ответить на этот вопрос, в данной статье проведён сравнительный анализ между МСФО и РСБУ по порядку формирования отчета о движении денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE REPORT ON CASH FLOWS UNDER IFRS COMPARED WITH RAS

The cash flow statement is the main source of information when analyzing the cash flows of an enterprise. The procedure for generating a cash flow statement in Russia is regulated by Russian Accounting Standards (RAS), and internationally, it is regulated by IAS 7 'Cash Flow Statement’. In this regard, the question arises whether the differences between these standards are significant in the order in which the cash flow statement is generated. To answer this question, this article has conducted a comparative analysis between IFRS and RAS under the procedure for generating a cash flow statement.

Текст научной работы на тему «Формирование отчета о движении денежных средств по мсфо в сравнении с РСБУ»

ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО МСФО В

СРАВНЕНИИ С РСБУ

А.Ю. Ашаганов, магистрант А.С. Хасиева, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11205

Аннотация. Отчет о движении денежных средств является основным источником информации при анализе денежных потоков предприятия. Порядок формирования отчета о движении денежных средств в России регламентирован российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ), а на международном уровне это регламентировано МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств». В связи этим возникает вопрос, существенны ли различия между данными стандартами по порядку формирования отчета о движении денежных средств. Чтобы ответить на этот вопрос, в данной статье проведён сравнительный анализ между МСФО и РСБУ по порядку формирования отчета о движении денежных средств.

Ключевые слова: бухгалтерская отчетность, денежные средства, отчет, стандарты, РСБУ, МСФО.

По историческим причинам российская система бухгалтерской (финансовой) отчетности была определена и регламентирована государством, а не разрабатывалась профессиональными органами. Действительно, основными пользователями российской нормативной бухгалтерской (финансовой) отчетности, основанной на российских стандартах бухгалтерского учета (РСБУ), являются налоговые и иные государственные органы, а не руководство или третьи лица.

В настоящее время международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) приобретают все большее значение, как с точки зрения влияния на развитие РСБУ, так и в качестве обязательных стандартов для отдельных видов российских организаций.

Внедрение МСФО в России было завершено в 2012 году. МСФО обязательны для консолидированной финансовой отчетности всех субъектов хозяйствования, ценные бумаги которых котируются на фондовых биржах, для банков и других кредитных организаций, страховых компаний (за исключением тех, деятельность которых ограничивается обязательным медицинским страхованием), негосударственных пенсионных фондов, управляющих

компаний инвестиционных и пенсионных фондов, клиринговых организаций. Кроме того, отдельные государственные компании обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО в соответствии с отдельными постановлениями Правительства РФ.

МСФО являются обязательными для консолидированной финансовой отчетности. Автономная (отдельная) финансовая отчетность для всех организаций должна быть подготовлена с использованием РСБУ.

МСФО являются частью российской законодательной базы. Федеральный закон 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» устанавливает, что стандарты и интерпретации, выпущенные МСФО, утверждаются для принятия в России Правительством РФ по согласованию с Центральным банком [1].

В России существует официальный процесс одобрения новых или измененных МСФО (включая интерпретации). Недавно выпущенные стандарты проходят техническую экспертизу со стороны Национального совета по стандартам бухгалтерского учета (НСФО), независимой организации, назначенной Министерством финансов. По результатам проведенной экспертизы

Министерством выносятся решения об одобрении.

В настоящее время, достигнут значительный прогресс в сближении РСБУ с МСФО. Однако по-прежнему сохраняются значительные различия между российскими стандартами и МСФО. В отличие от МСФО, в России используются только две отчетности, то есть бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, в качестве основных бухгалтерских (финансовых) отчетов. Отчет о движении денежных средств рассматривается как приложение к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и не является обязательным элементом промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности [2].

Данный отчет о движении денежных средств широко используется в международной практике. В соответствии с МСФО она рассматривается как основная финансовая отчетность и должна представляться за каждый период, за который представляется финансовая отчетность. Помимо отчета о движении денежных средств, полный комплект финансовой отчетности включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале, а также учетную политику и пояснительные примечания к финансовой отчетности. Составные части финансовых ведомостей взаимосвязаны и дополняют друг друга, поскольку они отражают различные аспекты одних и тех же операций и служат единой цели, заключающейся в предоставлении всей информации, которая может потребоваться пользователям для принятия экономических решений.

Каждая финансовая отчетность содержит конкретную информацию о финансово-хозяйственных операциях предприятия. Отчет о движении денежных средств содержит информацию о движении денежных средств в течение периода, классифицированного по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Требования к раскрытию информации об изменениях в движении денежных средств изложены в МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств», который вступил в силу для финансовой отчетности,

охватывающей периоды, начинающиеся 1 января 1994 года или после этой даты, и заменил собой МСФО (IAS) 7 «Отчет об изменениях в финансовом положении» [3].

Все предприятия нуждаются в денежных средствах независимо от характера их основной приносящей доход деятельности. Отчет о движении денежных средств полезен для предоставления как внутренним, так и внешним пользователям (менеджерам компаний, инвесторам, кредиторам) основы для оценки того, как предприятие генерирует и использует денежные средства, способно ли оно генерировать достаточные денежные потоки для выполнения краткосрочных денежных обязательств, выплаты дивидендов и адаптации к изменяющимся обстоятельствам. В нем также указывается, нуждается ли предприятие в дополнительном финансировании или в иной дивидендной политике, какие изменения произошли в инвестиционной и финансовой деятельности за отчетный период, как были использованы денежные поступления от выпуска обыкновенных акций, облигаций или других заемных средств.

Отчет о движении денежных средств не получил широкого распространения в России и не имеет отдельного стандарта по нему, в то время как существующие требования к раскрытию информации для этого отчета существенно отличаются от требований МСФО (IAS) 7. Эти различия в основном связаны с классификацией денежных потоков по видам деятельности и представлением отчета о финансовых результатах.

В соответствии с МСФО (IAS) 7 предприятие должно представлять свои денежные потоки в течение периода, классифицированного по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Данная классификация предоставляет информацию, позволяющую пользователям оценить влияние каждого вида деятельности на финансовое положение предприятия и величину его денежных средств. Эта информация может также использоваться для оценки взаимосвязей между этими видами деятельности. МСФО (IAS) 7 содержит

следующие определения видов деятельности:

Операционная деятельность - это основная приносящая доход деятельность предприятия и прочая деятельность, не являющаяся инвестиционной или финансовой деятельностью.

Инвестиционная деятельность - это приобретение и выбытие долгосрочных активов и прочих инвестиций, не включенных в состав денежных эквивалентов.

Финансовая деятельность - это деятельность, результатом которой являются изменения размера и состава собственного капитала и заемных средств предприятия.

В соответствии с российским законодательством отчет о движении денежных средств представляет собой отчет о движении денежных средств, классифицированных по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Определения этих видов деятельности имеют следующие отличия от МСФО:

Операционная деятельность в российском отчете о движении денежных средств называется «текущей» деятельностью. Определение текущей деятельности не отличает ее от инвестиционной и финансовой деятельности, как это делается в МСФО.

Определение инвестиционной деятельности охватывает деятельность, связанную с выпуском облигаций и других долгосрочных ценных бумаг. Эти операции приводят к изменению размера и состава собственного капитала и заемных средств предприятия. Поэтому они включены в финансовую деятельность по МСФО.

Определение финансовой деятельности охватывает деятельность, возникающую в результате приобретения и выбытия краткосрочных финансовых инвестиций. Краткосрочные финансовые вложения - это инвестиции, отличные от денежных эквивалентов. Поэтому их приобретение и выбытие включаются в инвестиционную деятельность.

Для целей подготовки отчета о движении денежных средств денежные средства и их эквиваленты объединяются в соответствии с МСФО (IAS) 7, т. е. движения между этими статьями исключаются из денежных потоков. Денежные эквиваленты

представляют собой краткосрочные высоколиквидные инвестиции, которые легко конвертируются в известные суммы денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости. Такие инвестиции обычно имеют короткий срок погашения (три месяца или меньше). Денежные средства и их эквиваленты не объединяются при составлении отчетов о движении денежных средств в соответствии с российскими нормативными актами и методическими указаниями.

МСФО (IAS) 7 требует раскрытия всей соответствующей информации об инвестиционных и финансовых операциях, которые не оказывают прямого влияния на текущие денежные потоки (например, приобретение предприятия посредством выпуска акций, конвертация долга в капитал и приобретение активов посредством финансовой аренды). МСФО (IAS) 7 также рекомендует раскрывать дополнительную информацию, которая может иметь отношение к пониманию пользователями финансового положения и ликвидности предприятия. Вышеуказанные раскрытия не требуются в соответствии с Российскими правилами. Однако предприятия должны раскрывать иную информацию, представляющую интерес для надзорных и национальных органов статистики, в том числе поступления от наличных платежей, в том числе от юридических, физических лиц и кассовых аппаратов торговых точек, а также потоки денежных средств между наличностью и банковскими счетами. Такая информация не может считаться полезной для понимания финансового положения и ликвидности предприятия.

Принятие отдельного стандарта по отчету о движении денежных средств не предусматривалось планом внедрения стандарта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в направлении перехода на международные стандарты бухгалтерского учета». Однако одной из особенностей данного заявления является то, что оно может быть принято в России в полном соответствии с МСФО (IAS) 7 без риска

нарушения какого-либо Национального (в первую очередь, налогового) законодательства. Несмотря на различия между российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, нет никаких препятствий для соблюдения единых международных требований к составлению отчета о движении денежных средств (т. е. использование единой классификации видов деятельности, единого формата отчета и др.).

Отчет о движении денежных средств получит заслуженное признание и применение, если Россия примет полностью МСФО (IAS) 7 или позволит российским предприятиям, готовящим отчеты о дви-

МСФО, не готовить соответствующие РСБУ отчеты о движении денежных средств. Расчеты позиций в отчете о движении денежных средств на основе МСФО могут быть уточнены в Методических указаниях и учебных курсах. Отечественные бухгалтеры не будут испытывать трудностей с этими расчетами. Кроме того, бухгалтеры, менеджеры, инвесторы, кредиторы и другие пользователи финансовой отчетности будут более четко понимать цель отчета о движении денежных средств. Они также будут иметь основу для анализа и сравнения денежных потоков различных предприятий с целью принятия эффективных экономических решений.

жении денежных средств на основе

Библиографический список

1. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)». Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 №43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/d914c3b6e6aa1058fbfa77f7a66a2f8 d92ea09cf/ (Дата обращения 03.09.2019)

2. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103021/ (Дата обращения 03.10.2019)

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 №217н) (ред. от 11.07.2016). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193532/ (Дата обращения 30.09.2019)

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (Дата обращения 15.10.2019 г.)

FORMATION OF THE REPORT ON CASH FLOWS UNDER IFRS

COMPARED WITH RAS

A.Y. Ashaganov, Graduate Student A.S. Hasieva, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The cash flow statement is the main source of information when analyzing the cash flows of an enterprise. The procedure for generating a cash flow statement in Russia is regulated by Russian Accounting Standards (RAS), and internationally, it is regulated by IAS 7 'Cash Flow Statement'. In this regard, the question arises whether the differences between these standards are significant in the order in which the cash flow statement is generated. To answer this question, this article has conducted a comparative analysis between IFRS and RAS under the procedure for generating a cash flow statement.

Keywords: accounting, cash, report, standards, RSBU, IFRS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.