Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ О СПЕЦИФИКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАССОВОМ СПОРТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ О СПЕЦИФИКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАССОВОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка студентов направления «Спортивный менеджмент» / предпринимательство / массовый спорт / футбол / частный бизнес / футбольные школы / маркетинговая деятельность / training of students in the field of "Sports Management" / entrepreneurship / business / grassroots sports / football / private business / football schools / marketing activities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Марина Юрьевна, Пакин Анатолий Петрович, Шаповалова Виктория Анатольевна

Актуальность статьи связана с тем, что в последнее время многие абитуриенты выбирают в качестве направления подготовки специализацию «Спортивный менеджмент». Авторы статьи считают, что наиболее ярким примером организации предпринимательской деятельности в массовом спорте является футбол. В статье показано как можно представить концептуальную структуру системы футбольного бизнеса, которая бы определяла элементы предпринимательской деятельности в массовом спорте на примере частных футбольных структур и их отношения между собой и внешней средой. В статье делается вывод о том, что знакомство будущих спортивных менеджеров со спецификой предпринимательской деятельности в массовом спорте на примере футбольных клубов и организации их деятельности позволяет показать её особенности, вызвать интерес у студентов и активизировать их дальнейшую деятельность по освоению профессии, в том числе, при прохождении производственной практики на базе футбольных клубов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснова Марина Юрьевна, Пакин Анатолий Петрович, Шаповалова Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the article is due to the fact that recently many applicants have chosen the specialization "Sports Management" as a field of study. The authors of the article believe that football is the most striking example of the organization of entrepreneurial activity in mass sports. The article shows how it is possible to present the conceptual structure of the football business system, which would determine the elements of entrepreneurial activity in mass sports on the example of private football structures and their relations with each other and the external environment. The article concludes that the acquaintance of future sports managers with the specifics of entrepreneurial activity in mass sports on the example of football clubs and the organization of their activities allows to show its features, arouse interest among students and intensify their further activities in mastering the profession, including when undergoing practical training on the basis of football clubs.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ О СПЕЦИФИКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАССОВОМ СПОРТЕ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента Краснова Марина Юрьевна

Негосударственный образовательный частный университет высшего образования

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Пакин Анатолий Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Государственный университет по землеустройству» (г. Москва);

кандидат медицинских наук, доцент Шаповалова Виктория Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Министерства Здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ О СПЕЦИФИКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАССОВОМ СПОРТЕ

Аннотация. Актуальность статьи связана с тем, что в последнее время многие абитуриенты выбирают в качестве направления подготовки специализацию «Спортивный менеджмент». Авторы статьи считают, что наиболее ярким примером организации предпринимательской деятельности в массовом спорте является футбол. В статье показано как можно представить концептуальную структуру системы футбольного бизнеса, которая бы определяла элементы предпринимательской деятельности в массовом спорте на примере частных футбольных структур и их отношения между собой и внешней средой. В статье делается вывод о том, что знакомство будущих спортивных менеджеров со спецификой предпринимательской деятельности в массовом спорте на примере футбольных клубов и организации их деятельности позволяет показать её особенности, вызвать интерес у студентов и активизировать их дальнейшую деятельность по освоению профессии, в том числе, при прохождении производственной практики на базе футбольных клубов.

Ключевые слова: подготовка студентов направления «Спортивный менеджмент», предпринимательство, массовый спорт, футбол, частный бизнес, футбольные школы, маркетинговая деятельность.

Annotation. The relevance of the article is due to the fact that recently many applicants have chosen the specialization "Sports Management" as a field of study. The authors of the article believe that football is the most striking example of the organization of entrepreneurial activity in mass sports. The article shows how it is possible to present the conceptual structure of the football business system, which would determine the elements of entrepreneurial activity in mass sports on the example of private football structures and their relations with each other and the external environment. The article concludes that the acquaintance of future sports managers with the specifics of entrepreneurial activity in mass sports on the example of football clubs and the organization of their activities allows to show its features, arouse interest among students and intensify their further activities in mastering the profession, including when undergoing practical training on the basis of football clubs.

Key words: training of students in the field of "Sports Management", entrepreneurship, business, grassroots sports, football, private business, football schools, marketing activities.

Введение. В России не так давно была введена специализация в рамках направления «Менеджмент» - «Спортивный менеджмент». Студенты бакалавриата, обучающиеся по данному направлению, обучаются специфике предпринимательской деятельности в массовом спорте.

В данной статье представлена система знаний, формируемых у будущих менеджеров спорта, на примере организации бизнес-структур в футболе.

Растущая экономическая привлекательность спорта делает его более уязвимым для участия частных бизнес-структур, заинтересованных в генерировании положительных денежных потоков. В этом контексте спортивный сектор постепенно превращается из чисто общественной деятельности в предпринимательскую деятельность, где главную роль играют не спортсмены, стремящиеся к спортивным целям, а представители бизнеса, ориентированные на экономическую выгоду [13].

Изложение основного материала статьи. В спортивном бизнесе выгода может быть достигнута только в тесном сотрудничестве различных субъектов спортивного бизнеса. Их связи приводят к появлению определенной бизнес-системы. Если рассматривать спорт как один из секторов бизнеса, то применение методологии бизнес-системы может быть полностью оправдано. Футбол остается самой популярной командной игрой в мире, которая создает огромные потоки доходов в наиболее развитых «футбольных странах» и является перспективной сферой бизнеса в развивающихся «футбольных странах». В настоящее время экономически сильные футбольные системы существуют только в развитых странах, в первую очередь - в Западной Европе [2]. В менее экономически развитых странах массовый футбол сталкивается с проблемой экономической оценки футбола, которая возникает из-за недостаточно развитой среды футбольного бизнеса. Интерес к созданию сильной системы предпринимательской деятельности требует поиска путей популяризации футбола и повышения экономического потенциала его участников.

В исследовательской литературе анализ предпринимательской деятельности основан на предположении, что это сильный деловой сектор, способный приносить доход и участники которого имеют возможность работать с прибылью [6, 10]. Однако в таких исследованиях обычно игнорируется предпринимательская деятельность частных футбольных структур, направленная на популяризацию массового футбола и повышение доступности данного вида спорта. В этой статье мы попытались структурировать предпринимательская деятельность в сфере футбола с точки зрения бизнес-системы: видения цели предпринимательской деятельности футбольной структуры, ее организационного построения и маркетинговой стратегии. Результатом данной статьи является исследование системы футбольного бизнеса, позволяющая провести более тщательный концептуальный анализ возможностей развития массового футбола в России за счет функционирования частных футбольных структур (и, в некоторой степени, спортивного бизнеса в целом).

Среди публикаций по футболу преобладают темы подготовки спортсменов, исследования причин спортивных результатов спортивных клубов и отдельных спортсменов, поиск преимуществ и недостатков между различными футбольными структурами [1, 4, 5, 11] т.д. Немаловажный вклад в данном направлении внес В.А. Леднев, рассматривающий индустрию спорта в качестве арены конкурентной борьбы [8], изучающий формы успешного взаимодействия спорта и бизнеса [9]. А.В. Малыгин раскрывает специфику маркетинговой деятельности в спорте и футболе [10; 11]. Как мы видим, сегодня предпринимательская деятельность в сфере футбола стал достаточно распространенным объектом научных исследований. Это подтверждается множеством научных книг и статей о футбольном бизнесе.

Но, как уже упоминалось, идея системы развития массового спорта при помощи предпринимательской деятельности частных футбольных структур остается малоизученной. Предпринимательскую деятельность в футболе можно кратко

определить как особую бизнес-форму, которая основана на тесном сотрудничестве отдельных организаций для достижения общих целей. Системный взгляд на управление и экономические процессы - одна из новых теорий управления, которая в большинстве случаев стремится к глубокому взгляду на процессы управления и принципы их администрирования. Специфика системы футбольного бизнеса отражается в структуре футбольной микросреды, которая состоит из множества заинтересованных сторон (клиентов, поставщиков, дистрибьюторов, конкурентов и групп интересов), которые зависят от результатов деятельности футбольной структуры в достижении ее целей. В футбольной предпринимательской деятельности каждый элемент специфичен только для футбола. Специфика футбольного бизнеса выражается, прежде всего, в слаженности бизнес-процессов в футболе. Большинство элементов обычно рассматриваются как элементы спорта, и только субъекты футбольного бизнеса (футбольные структуры: клубы, школы, интернаты и т.д.) подчеркивают деловой аспект. Поставщиками в предпринимательской деятельности в сфере футбола являются футбольные школы, которые поставляют профессиональных футболистов для различных футбольных клубов, лиг, ассоциаций и пр.

В предпринимательской деятельности в сфере футбола есть и особые группы интересов. Прежде всего, следует упомянуть футбольные ассоциации / федерации, которые не только организуют спортивные мероприятия, но и представляют интересы футбольных клубов. Другими группами интересов являются внешние организации, которые обычно противостоят участию подразделений футбольной бизнес-системы (например, услуг по защите прав потребителей). В любом случае футбольные клубы должны учитывать интересы этих заинтересованных сторон, потому что они часто обладают сильным авторитетом и влиянием в обществе или бизнесе. При удовлетворении требований потребителей необходимо учитывать интересы других групп и членов общества, поэтому необходимо выяснить эти интересы во время взаимодействия с заинтересованными сторонами. Напряжение между бизнесом и обществом явно невыгодно для обеих сторон, поэтому его предотвращение и устранение очень важны в стратегическом плане. При анализе предпринимательской деятельности футбольных структур следует выделить два измерения системы футбольного бизнеса [7]:

1) горизонтальное, которое основано на объединении футбольных структур для совместной деятельности;

2) вертикальное, которое основана на сотрудничестве единой системы футбольного бизнеса в структурах более высокого уровня в региональном, континентальном или глобальном контексте.

Существование футбольного бизнеса в основном основано на горизонтальной интеграции - консолидации футбольных клубов для совместной работы с использованием совместных бизнес-структур. В таблице представлена систематизация футбольных структур России и мира, участвующих в развитии массового футбола посредством обучения детей и молодежи навыкам игры в футбол.

Таблица 1

Систематизация футбольных структур России и мира, участвующих в развитии массового футбола

Категории футбольных структур Владелец Организационная структура Модель самоокупаемости

1 категория - футбольные школы/академии Барселоны, ПСЖ, Ювентуса и других топ зарубежных клубов Футбольный клуб Футбольным клубом владеет множество членов клуба, руководители клуба направляют менеджеров школ/академий Доходы от услуг обучения футболу, спонсорство

2 категория - футбольные школы/академии топ российских клубов Спартак, Краснодар, Чертаново, ЦСКА и другие - главная цель, что там занимаются дети для развития в профессионала и пойти дальше в свои топ-клубы, то есть растят «под себя» и «для себя» топ клубы Футбольный клуб, другие совладельцы (юридические и физические лица) Руководство футбольного клуба Доходы: благотворительные взносы, абонементы, продажа экипировки, одежды

3 категория - частные футбольные структуры такие как Чемпионика, Андрея Тихонова, Егора Титова и другие Частные владельцы (юридические или физические лица) Владельцы футбольных структур Доходы от учеников

Как мы видим, большая часть топовых футбольных клубов в России и в мире имеют отдельные футбольные структуры, осуществляющие подготовку молодежи, которую затем можно использовать в дальнейшем. Футбол стал жизненно важным инструментом для сотен футбольных структур, открытых неправительственными и общественными организациями, частными лицами по всему миру. Эти структуры предоставляют детям и молодым людям ценные инструменты, позволяющие активно изменять свою жизнь.

В последние десятилетия отбору игроков, физической и психологической готовности и многим другим аспектам не уделялось большого внимания. Подготовка по детскому футболу - это очень сложный, длительный и непрерывный образовательный процесс, потому что цель процесса состоит в использовании конкретных средств; способствовать достижению игроком максимальных спортивных результатов на основе сбалансированного развития личности в целом. Несмотря на увеличение в последнее время футбольных структур, обеспечивающих обучение, до высокого уровня охвата футболом еще далеко. Это связано в том числе с разными целями функционирования частных футбольных структур.

Это глобальная стратегия роста, которую со временем приняли многие клубы. Подобно глобальным предсезонным турам, международные футбольные школы выводят бренд на новые рынки. Аналогичные тенденции прослеживаются и в России, известные российские футбольные клубы также открывают клубы не только в г. Москва, ноив регионах.

Местная маркетинговая деятельность (окружающая футбольные школы) должна привести к увеличению числа фанатов и, в конечном итоге, к увеличению дохода. Футбольные школы, конечно же, также являются источником дохода, который футбольные клубы хотят использовать.

Лучшие клубы открывают новые школы. Это говорит о том, что международные футбольные школы выгодны для клубов и что на них есть спрос. Это можно объяснить, когда дети и родители хотят быть связаны с элитными клубами

Европы. У родителей есть надежда, что таланты их ребенка будут обнаружены, это достаточная причина для многих родителей, чтобы платить иногда огромные суммы.

Есть клубы, которые используют футбольные школы как способ помочь футбольному сообществу. Реал Мадрид - по данным Deloitte, самый богатый футбольный клуб - имеет 372 социальных проекта в 76 странах (включая Испанию). Фонд «Реал Мадрид» в определенной степени поддерживает все проекты, и болельщики могут пожертвовать деньги 213 проектам.

Несколько клубов имеют (учредительные) проекты, которые предлагают футбольные программы и лагеря (бесплатно) для детей из малообеспеченных семей или на растущих рынках. Иногда это делается в сотрудничестве с языковыми школами, чтобы дать детям многопрофильный опыт обучения. В целом, это отличный способ сформировать успешное развитие массового футбола в стране и в мире.

Для детей должно быть престижно быть частью одного из лучших клубов мира. Вопрос в том, положительны ли эти футбольные школы для местного футбольного сообщества. Вносят ли такие международные футбольные структуры вклад в развитие игроков и спорта в тех областях, в которых они активны. Если это еще не так, существует опасность того, что клубы открывают футбольные школы только в коммерческих целях. А это влечет потенциально негативные последствия для местных клубов, которые уступают европейским футбольным школам по названию/ бренду, но не обязательно по качеству [3].

Отечественные футбольные структуры менее популярны, но более доступны, так как стоимость услуг в частных структурах существенно ниже. Стратегии частной футбольной структуры основана на трех основных принципах: спортивной, маркетинговой и социальной стратегии. В любом случае, все стратегическое видение клуба сосредоточено на двуединой цели: экономический успех и спортивный успех. Однако в рамках этой модели невозможно достичь спортивных успехов без хороших экономических показателей. Во-первых, важно отметить, что спортивная стратегия подчинена глобальным стратегическим решениям. Спортивная стратегия основана на двух основных направлениях действий: привлечение тренеров, пользующихся значительным влиянием, и продвижение программы для молодых игроков. В таком случае помимо спортивного качества футбольная структуры получает важное влияние, которое можно использовать на рынке рекламы, повышая ценность торговой марки / бренда.

В результате статус основных клубов и национальной сборной может быть повышен, когда массовый футбол повысит свой статус в зависимости от предложения талантливых игроков, это также является прямым вкладом в стандарт развития российского спорта. На уровне отдельной футбольной структуры конкурентами являются другие футбольные структуры, функционирующие на одной территории. Для зрителей ведется постоянная конкуренция, чтобы максимально увеличить доход клуба. Экономические результаты этого соревнования тесно связаны со спортивными результатами.

Создание футбольной ассоциации основано на совместных интересах футбольных клубов, поэтому связи между клубами и ассоциацией можно описать не только как иерархию, но и как совместное партнерство. Эти кооперативные связи реализуются путем организации футбольной лиги, которая является основой для производства конечного продукта в системе предпринимательской деятельности в сфере футбола. Футбольная лига организована усилиями ассоциации, что подразумевает наличие определенных субординационных связей между ассоциацией и лигой. Представленная структура футбольной бизнес-среды рассматривается как основа системы предпринимательской деятельности в сфере футбола. Другие элементы футбольной бизнес-системы развертываются вокруг футбольной бизнес-среды в рамках их конкретных деловых отношений.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что профессиональный спорт, в частности профессиональный футбол, сегодня является платной спортивной услугой, которая предусматривает экономическую и социальную эффективность для субъектов и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий для зрителей. Формирование социально-экономических отношений в профессиональном спорте имеет свои специфические особенности. Исходя из цели и характера исследуемой области деятельности, субъектов выделяют в виде ее экономических участников: спортсмены-профессионалы, зрители, профессиональные спортивные организации, а также органы управления спортом. В наше время футбол - это бизнес, построенный на использовании знаний.

Выводы. Проведенное изучение деятельности футбольных предпринимательских структур показал, что открытие спортивных школ/интернатов для детей и молодежи является общемировым трендом, в России открыто уже множество таких футбольных структур, в том числе международных. Однако, не всегда международные футбольные структуры обеспечивают фундамент для развития массового спорта в России - чаще всего они направлены на извлечение экономической выгоды и получение прибыли. Таким образом, обосновано, что необходимо развивать предпринимательскую деятельность небольших частных футбольных структур, которые, предоставляя качественные услуги по обучению навыкам футбола, обеспечивают в том числе доступность данного вида спорта для большой части населения.

Считаем, что подробное знакомство будущих спортивных менеджеров со спецификой предпринимательской деятельности в массовом спорте на примере футбольных клубов и организации их деятельности позволяет показать её особенности, вызвать интерес у студентов и активизировать их дальнейшую деятельность по освоению профессии, в том числе, при прохождении производственной практики на базе футбольных клубов.

Литература

1. Miragaia, D. Interactions between financial efficiency and sports performance / D. Miragaia H Public Policy. -2019. - №8. -P. 84-102

2. Pellegrini, M.M. Sport entrepreneurship: A synthesis of existing literature and future perspectives / M.M. Pellegrini H Int. Entrep. Manag. J. -2020. -№4. - P. 1-32

3. Solntsev, I. Designing New Funding Models for Russian Football Clubs / I. Solntsev II Journal of Corporate Finance Research. - 2019. - Vol. 13 - №4. - P. 59-73

4. Vimieiro, A.C. The digital productivity of football supporters: Formats, motivations and styles / A.C. Vimieiro II Convergence.-2018. -№24. - P. 374-390

5. Андреефф, В. Французский профессиональный футбол в европейском контексте: насколько велики отличия? /

B. Андреефф // Экономическая политика. -2016. -№3. - С. 108-137

6. Буян, Ю.Г. Маркетинг в спорте / Ю.Г. Буян // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №5-1. -

C. 120-122

7. Ибатулин, М.М. Развитие футбола в российской федерации: достижения, проблемы и перспективы / М.М. Ибатулин // Скиф. - 2020. - №.5-1 (45). - С. 241-245

8. Леднев, В.А. Индустрия спорта как арена конкурентной борьбы / В.А. Леднев // Вестник евразийской науки. -2013.-№.6 (19).-С. 59.

9. Леднев, В.А. Спорт и бизнес: формы успешного взаимодействия / В.А. Леднев // Вестник Российского международного олимпийского университета. - 2019 - №3. - С. 56-61

10. Малыгин, A.B. Спортивный маркетинг: для тех, кто в игре / A.B. Малыгин. - М.: ООО Издательство «Планета», 2017.-336 с.

11. Малыгин, A.B. Спортивные лиги как субъекты маркетинга: специфика и характеристики / A.B. Малыгин // Вестник Российского международного Олимпийского университета. - 2017 - №2 (23). - С. 50-62

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрантка Амосова Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В соответствии с необходимостью формирования у обучающихся готовности к непрерывному самообразованию на протяжении всей жизни значительно возрастает значимость учебно-исследовательской деятельности. В ходе такой деятельности у школьников развиваются умения анализа проблем, постановки целей и поиска способов их достижения, оценки необходимых ресурсов и возможных рисков, коммуникативные умения, растет информационная культура. Цифровые технологии позволяют интенсифицировать исследовательскую работу обучающихся. Рассмотрены преимущества их использования. Выполнена классификация цифровых инструментов и ресурсов для организации учебно-исследовательской деятельности. Рассмотрены средства коммуникации, средства планирования деятельности и совместной работы, цифровые инструменты и сервисы для проведения исследования, инструменты для презентации результатов. Отдельное внимание уделено информационным ресурсам Интернета для организации учебно-исследовательской деятельности. Отмечена важность формирования информационной культуры. Продемонстрированы некоторые информационные продукты, разработанные школьниками с помощью различных цифровых инструментов. Отмечается, что сегодня в рамках исследовательской деятельности школьников перспективным является разработка систем с элементами искусственного интеллекта, приложений виртуальной и дополненной реальности, программируемых роботов и др.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, цифровая образовательная среда, цифровые инструменты, информационный продукт.

Annotation. In accordance with the need to develop students' readiness for continuous self-education throughout their lives, the importance of educational and research activities increases significantly. In the course of such activities, schoolchildren develop the skills of analyzing problems, setting goals and finding ways to achieve them, assessing the necessary resources and possible risks, communication skills, and growing information culture. Digital technologies make it possible to intensify the research work of students. The advantages of their use are considered. A classification of digital tools and resources for organizing educational and research activities has been completed. Communication tools, means of activity planning and collaboration, digital tools and services for conducting research, and tools for presenting results are considered. Special attention is paid to Internet information resources for organizing educational and research activities. The importance of developing an information culture is noted. Some information products developed by schoolchildren using various digital tools are demonstrated. It is noted that today, as part of the research activities of schoolchildren, the development of systems with elements of artificial intelligence, virtual and augmented reality applications, programmable robots, etc. is promising.

Key words: research activity, digital educational environment, digital tools, information product.

Введение. При формулировке требований к личностным результатам освоения обучающимися программ основного общего образования в ФГОС 2021 г. [15] отмечается необходимость овладения основными навыками исследовательской деятельности. Цифровые технологии позволяют интенсифицировать исследовательскую работу обучающихся. Преимущества их использования:

- незамедлительная обратная связь между обучающимся, научным руководителем, экспертами;

- широкие возможности для доступа к самой разнообразной информации: электронным библиотечным системам, порталам открытых данных, цифровым образовательным ресурсам, архивным материалам и т.п.;

- применение мобильных приложений для сбора статистических данных, проведения онлайн-опросов общественного мнения, фиксации результатов эксперимента и др.;

- использование цифровых лабораторий, компьютерное моделирование объектов, процессов и явлений;

- архивное хранение достаточно больших объемов информации;

- использование цифровых инструментов для обработки данных, полученных в ходе экспериментально-исследовательской деятельности, их визуализации;

- использование цифровых инструментов для создания разнообразных информационных продуктов; их публикация в сети Интернет;

- организация совместной сетевой деятельности для проведения коллективных исследований и совместного создания продуктов.

При организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся имеется возможность применения разнообразных цифровых инструментов. Цифровые платформы для проведения исследований; инструменты для создания графики и инфографики, редактирования и обработки видео; инструменты коммуникации и совместной деятельности; инструменты математической обработки результатов исследований и их визуализации представлены в пособиях [1, 6, 10, 16].

Цель статьи - выполнить классификацию цифровых инструментов и ресурсов для организации учебно-исследовательской деятельности, рассмотреть дидактический потенциал инструментов, привести примеры их эффективного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.