Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реджепов Мердан, Стешенко Валерия Викторовна

В статье рассматриваются проблемы формирования здорового образа жизни у детей школьного возраста в условиях общеобразовательной организации на уроках физической культуры. Низкая мотивация детей среднего школьного возраста к регулярным занятиям физической культурой на сегодняшний день является достаточно острой проблемой, решение которой на сегодняшний день является наиболее актуальной. Авторами проведен анализ организационно - педагогических условий по формированию потребности к сохранению и укреплению здоровья у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры. Выявлены условия и даны рекомендации по формированию у школьников осознанной потребности к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реджепов Мердан, Стешенко Валерия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A CONSCIOUS NEED TO PRESERVE THE HEALTH OF CHILDREN MIDDLE SCHOOL AGE

The article deals with the problems of forming a healthy lifestyle in school - age children in the conditions of a general educational organization at physical culture lessons. The low motivation of children of secondary school age to regular physical education classes is today a rather acute problem, the solution of which is currently the most urgent. The authors analyze the organizational and pedagogical conditions for the formation of the need to preserve and strengthen the health of children of secondary school age in physical education classes. The conditions are identified and recommendations are given for the formation of students ' conscious need for physical education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 37.026.6

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

CREATING A CONSCIOUS NEED TO PRESERVE THE HEALTH OF CHILDREN MIDDLE SCHOOL AGE

Реджепов Мердан

студент

кафедра «Теория и методика обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Rejepov Merdan student

department of theory and methods of teaching physical culture and life safety

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Стешенко Валерия Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Steshenko Valeria Viktorovna Ph. D., associate professor department of theory and methods of teaching physical culture and life safety

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования здорового образа жизни у детей школьного возраста в условиях общеобразовательной организации на уроках физической культуры. Низкая мотивация детей среднего школьного возраста к регулярным занятиям физической культурой на сегодняшний день является доста-точно острой проблемой, решение которой на сегодняшний день является наиболее актуальной. Авторами проведен анализ организационно-педагогических условий по формированию потребности к сохранению и укреплению здоровья у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры. Выявлены условия и даны рекомендации по формированию у школьников осознанной потребности к занятиям физической культурой.

Abstract. The article deals with the problems of forming a healthy lifestyle in school-age children in the conditions of a general educational organization at physical culture lessons. The low motivation of children of secondary school age to regular physical education classes is today a rather acute problem, the solution of which is currently the most urgent. The authors analyze the organizational and pedagogical conditions for the formation of the need to preserve and

strengthen the health of children of secondary school age in physical education classes. The conditions are identified and recommendations are given for the formation of students ' conscious need for physical education.

Ключевые слова: здоровье, потребность, мотивация, социально-педагогические условия, урок физической культуры.

Keywords: health, need, motivation, social and pedagogical conditions, physical culture lesson.

Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье, взрослого человека.

Анализ современной методической литературы, опыт практической педагогической деятельности учителей физической культуры показывает, что учебный процесс на уроках физической культуры, прежде всего, направлен на совершенствование методической стороны обучения, решая в основном дидактические задачи. Не учитывается психологический потенциал воздействия физической культуры на формирование у воспитанников мотивации к учебно-познавательной деятельности, потребности к сохранению и укреплению здоровья через физкультурно-оздоровительные занятия.

Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как сформировать интерес у обучающихся к урокам физической культуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать так, чтобы предмет «Физическая культура» оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологи-ческой направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой - снижение интереса к урокам физической культуры.

Данные противоречия и определили актуальность настоящего исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучающихся детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования: формирование потребности к сохранению и укреплению здоровья у подростков на уроках физической культуры.

Цель исследования: изучение организационно-педагогических условий по формированию потребности к сохранению и укреплению здоровья у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

Для решения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить понятие «Здоровье» и элементы здорового образа жизни.

2. Выявить особенности формирования здорового образа жизни у детей среднего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации.

3. Определить организационно-педагогические условия формирования потребности к сохранению и укреплению здоровья у подростков на уроках физической культуры.

Изучая понятие «Здоровье» и элементы здорового образа жизни мы пришли к выводу, что однозначного определения понятия здоровья нет.

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия «здоровье» очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей» [4, с. 9].

Такое понятие, как «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

Формирование здорового образа жизни у детей школьного возраста в условиях общеобразовательной организации возможно, прежде всего, с учетом следующих направлений:

- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

- организация рационального питания;

- рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физической культурой, динамические перемены и активный паузы в режиме дня;

- система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, а также спортивно-массовую работу.

Организация двигательной активности является ключевым компонентом сохранения и укрепления здоровья человека.

У огромного числа школьников из-за большой учебной нагрузки в школе, и дома наблюдается недостаточная двигательная активность, и особенно в условиях дистанционной работы в результате неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране. Все это может вызвать ряд серьезных изменений в организме ученика. При длительной сидячей работе дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет

к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Подростковый возраст характеризуется повышенной потребностью в двигательной активности, и можно сказать, что важнейшими задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, совершенствование двигательных способностей.

При этом школьная программа может предложить только один предмет, который способствует снижению отрицательного влияния интенсификации учебного процесса и недостаточной двигательной активности учащихся - это предмет «Физическая культура».

Однако низкая мотивация детей среднего школьного возраста к регулярным занятиям физической культурой на сегодняшний день является достаточно острой проблемой, решение которой на сегодняшний день является наиболее актуальной.

Прежде чем говорить о формировании потребности к сохранению и укреплению здоровья у подростков на уроках физической культуры, необходимо отметить, что «Мотивация - это сочетание внутренних и внешних движущих сил. Такая сила стимулирует любую деятельность, определяет конкретную форму и дает ей тенденцию, которая фокусируется на достижении определенных целей. Мотивы всегда являются основой потребностей» [3, с. 3].

Категорию «потребность» можно назвать междисциплинарной, так как изучением потребностей занимаются не только философы, физиологи, психологи, но и социологи, экономисты, культурологи и многие другие. Представители научного мира продолжают разработку категории «потребность», выявляя наиболее существенные ее стороны [5, с. 88].

Для того чтобы сформировать у школьников мотивацию к занятиям физической культурой следует помнить о важности позитивной атмосферы в процессе учебного занятия. Положительный эмоциональный фон имеет первостепенное значение на уроках физической культуры. Его необходимо формировать еще до начала занятия и следует сохранять на протяжении всего урока.

Наиболее действенный прием побуждения к учению - это моделирование ситуаций успеха, где следует поощрять не только результат деятельности, но и усилия. Также важно помнить о разнообразии. Необходимо чередовать места проведения занятий. Интерес к занятиям физической культурой возникает в том случае, если ученик испытывает удовольствие от процесса деятельности, на что влияет характер взаимоотношений с педагогом и членами коллектива во время урока. Для поддержания активного интереса к урокам физической культуры как при обучении движению, так и при его совершенствовании необходимо сопровождение соответствующей информацией. Эта информация должна максимально раскрывать важность упражнения, влияния физической нагрузки на организм человека.

Обязательным условием для повышения мотивации к физической культуре является формирование результативных мотивов. Под мотивацией достижения, согласно Т. О. Гордеевой [2, с. 48], понимается мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированная на дости-

жение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. Без ориентации на результат, формирование интереса к физической культуре будет неэффективным. Необходимо каждого школьника сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться окружающими как успех и победа над собой.

Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. В связи с этим на уроках физической культуры нужно включать и личностно значимую для каждого обучающегося соревновательную деятельность, при этом обязательно необходимо определить индивидуальный доступный результат. В конце урока рекомендуется осуществлять анализ выполненной работы и самоанализ.

В процессе анализа необходимо выяснить что получилось, что не получилось и почему произошло именно так. Целесообразно также обозначить ошибки при выполнении двигательных задач, рассматривать различные варианты и осуществлять поиск для достижения поставленной цели.

Эффективным средством воспитания у обучающихся внутренних положительных мотивов к занятиям физическими упражнениями являются игровые комплексы, которые могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера и другие. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации [1].

В то время, когда учащийся пребывает в состоянии удовлетворенности, у него формируется положительно-активное отношение к физической культуре. По мнению многих ученых, основными причинами снижения удовлетворенности уроками физической культуры являются: малая или чрезмерная нагрузка, отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых упражнений, плохая организация урока.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующее заключение - формированию потребности к сохранению и укреплению здоровья школьников будет способствовать положительная их мотивация к занятиям физической культурой с соблюдением следующих условий:

- благоприятный эмоциональный фон занятия;

- моделирование ситуаций успеха;

- разнообразие (место проведения, комбинирование методов физического воспитания, нетрадиционные уроки и другие);

- информация о важности выполняемых упражнений на организм человека;

- ориентация на результат (формирование результативного мотива);

- обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении;

- игровые технологии.

- анализ и самоанализ выполненных заданий.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. Москва : Эксмо, 2004. 512 с.

2. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва : Смысл, 2002. С. 47-102.

3. Канысова Е. В. Эволюция понятия «мотивация» в теории и практике [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 2. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/02/15821 (дата обращения: 13.04.2021).

4. Петленко В. П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб. : Балтийская педагогическая академия, 1998. 120 с.

5. Петрова С. И. Потребность, интерес, мотив: об их взаимосвязи и взаимообусловленности // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 7 (42). С. 87-93.

References

1. Vygotskiy L. S. Psikhologiya razvitiya rebenka [Psychology of child development]. Moscow, Eksmo Publ., 2004, 512 p.

2. Gordeeva T. O. Motivatsiya dostizheniya: teorii, issledovaniya, problemy [Motivation of achievement: theories, research, problems]. Moscow, Smysl Publ., 2002, pp 47-102.

3. Kanysova E. V. Evolyutsiya ponyatiya «motivatsiya» v teorii i praktike [Evolution of the concept of "motivation" in theory and practice]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy - Economics and management of innovative technologies, 2018, no. 2. Available at: https://ekonomika.snauka.ru/2018/02/15821 (accessed 13.04.2021).

4. Petlenko V. P., Davidenko D. N. Etyudy valeologii: zdorov'e kak chelovecheskaya tsennost [Etudes of valeology: health as a human value]. St. Petersburg, Baltic Pedagogical Academy Publ., 1998, 120 p.

5. Petrova S. I. Potrebnost', interes, motiv: ob ikh vzaimosvyazi i vzaimoobus-lovlennosti [Need, interest, motive: on their interrelation and interdependence]. Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom - Education and science in Russia and abroad, 2018, № 7 (42), pp. 87-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.