Научная статья на тему 'Формирование «Особых отношений» между Россией и Беларусью в 1991–1994 гг. : причины и предпосылки'

Формирование «Особых отношений» между Россией и Беларусью в 1991–1994 гг. : причины и предпосылки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
631
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ» / ИНТЕГРАЦИЯ / «СОЮЗНЫЙ МИФ» / «НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / СОВЕТСКИЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сусяев Антон Игоревич

Анализируется взаимодействие России и Беларуси в начале постсоветского периода с акцентом на причины и предпосылки формирования «особых отношений» в 1991–1994 гг. События, происходившие в Беларуси, рассматриваются для подтверждения объективного характера данного феномена, который предопределил дальнейший ход интеграции двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF «SPECIAL RELATIONS» BETWEEN RUSSIA AND BELARUS IN 1991–1994: CAUSES AND PREMISES

The article examines interaction between Russia and Belarus at the beginning of the post-Soviet period with the emphasis on causes and premises of the establishment of «special relations» in 1991–1994. The author considers developments in Belarus to prove the objective character of this phenomenon, which predetermined the course of the two states’ further integration.

Текст научной работы на тему «Формирование «Особых отношений» между Россией и Беларусью в 1991–1994 гг. : причины и предпосылки»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 1 (1), с. 325-327

325

УДК 327.7

ФОРМИРОВАНИЕ «ОСОБЫХ ОТНОШЕНИЙ»

МЕЖДУ РОССИЕЙ И БЕЛАРУСЬЮ В 1991-1994 гг.:

ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ

© 2013 г. А.И. Сусяев

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

susyaev@mail .ги

По1тупила в редакцию 25.12.2012

Анализируется взаимодействие России и Беларуси в начале постсоветского периода с акцентом на причины и предпосылки формирования «особых отношений» в 1991-1994 гг. События, происходившие в Беларуси, рассматриваются для подтверждения объективного характера данного феномена, который предопределил дальнейший ход интеграции двух стран.

Ключевые 1лова: «особые отношения», интеграция, «союзный миф», «национальное возрождение», либерализация, лояльность, национальная идентичность, политическая элита, советские жизненные стандарты, денежная система.

Для понимания современного состояния российско-белорусской интеграции и, соответственно, её перспектив необходимо оценить взаимодействие Москвы и Минска в начале постсоветского периода. Именно в 1991-1994 гг. была заложена модель сотрудничества двух стран, основные параметры которой сохраняются и сегодня.

Нижняя граница указанных хронологических рамок связана с подписанием 8 декабря

1991 г. Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, констатировавшего, что «Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование» [1]; верхняя - с победой в 1994 г. А. Лукашенко на первых выборах президента Беларуси (должность была введена Конституцией того же года [2]).

Процесс становления Республики Беларусь в качестве независимого государства после распада СССР имел ряд особенностей, впоследствии обусловивших возникновение «особых отношений» с Россией. Их можно разделить на две группы.

1. И1ториче1кий и националъно-этниче1кий факторы. Беларусь была в меньшей степени затронута процессами «национального возрождения» по сравнению с другими республиками бывшего Советского Союза. В первую очередь это было связано с отсутствием исторического запроса на создание национального государства.

В ходе многовекового совместного существования русского и белорусского народов сложилась общность исторических судеб, культур, уклада хозяйственной жизни, родственность

менталитета. Белорусы наряду с украинцами являются одним из наиболее близких русским народов в генетическом и языковом отношении. При этом они традиционно лояльны как в политическом, так и в лингвистическом плане. В Беларуси не наблюдалось явного сепаратизма и тенденций к отделению от России, как, например, в ряде регионов Украины, и в наименьшей степени проявлялся национализм. Белорусы никогда не стремились отказываться от русского языка как государственного: абсолютное большинство населения БССР отдавало детей в русские школы, делопроизводство в госучреждениях велось преимущественно на русском языке.

Несмотря на то что большая часть жителей Республики считали себя этническими белорусами (77.86% по переписи 1989 г.), а доля этнически русских составляла 13.22% [3], представления о самобытности или «особом пути» Беларуси были довольно смутными и не пользовались значительной поддержкой населения, сознававшего себя частью «большой России» и являвшегося в основном русскоязычным. Поэтому на момент распада СССР белорусский народ, не имевший отрицательных стереотипов в отношении русских, был наиболее пророссийски настроен.

С течением времени доля русских в Беларуси существенно снизилась (8.3% по переписи 2009 г.), но и сегодня 72% населения Республики в повседневной жизни используют именно русский язык [4].

2. Политико-экономиче1кие факторы. Беларусь, не имеющая широкой базы сырьевых ре-

326

А.И. Су1яев

сурсов, выполняла функцию «сборочного цеха» Советского Союза. 80% белорусских предприятий были ориентированы на финальный цикл производства и зависели от общесоюзного рынка как в плане поставок сырья, так и в отношении сбыта продукции [5]. Такая ситуация не позволяла руководству БССР проводить самостоятельную политику без оглядки на Москву и осуществлять либерализацию экономической системы, которая могла быть жизнеспособной только в условиях государственного регулирования и существовавшей модели взаимоотношений с союзным центром. Кроме того, довольно высокий уровень жизни в Беларуси обусловливал общую удовлетворённость экономическим положением и отсутствие стремления населения к переменам.

Вследствие вышеуказанных причин, в период распада Советского Союза БССР была заинтересована не в формировании новой, национальной идентичности, а в максимальном сохранении советской, обеспечивающей прежние жизненные и экономические стандарты. В этом смысле Беларусь оказалась «наиболее советской» республикой бывшего СССР, поскольку выживание страны представлялось возможным лишь в рамках консервативной стратегии развития. Поэтому белорусская элита заняла наиболее жёсткую позицию в отношении происходивших процессов децентрализации и национального возрождения, восприняв инициированные М. Горбачёвым перемены как контрпродуктивные. Режим В. Кебича (премьер-министр Беларуси в 1991-1994 гг.) оказался в довольно затруднительной ситуации: поскольку демократизация по союзному образцу привела бы к крайне негативным последствиям для экономики БССР, он был вынужден сосредоточить свои усилия на максимальном сохранении статус-кво. Осуществив умеренную либерализацию и ряд преобразований в сфере восстановления национальной символики и государственной силы белорусского языка, В. Кебич выбрал экономическую политику наименьшего сопротивления. Она была сведена к трансформации плановой системы - снабжению белорусской экономики дешевыми российскими ресурсами, в первую очередь энергетическими, в обмен на готовую продукцию и лояльное отношение к Москве [5].

Выбранный курс некоторое время поддерживал работоспособность экономики, однако не мог обеспечить стабильность на длительный срок: нараставший износ основных фондов повышал издержки, а «фактор лояльности» не компенсировал их. Уровень жизни в Беларуси, в

1992 г. бывший самым высоким в СНГ, через

год стал падать обвальными темпами, и к 1994 г. Республика вошла в состояние глубокого экономического кризиса [6]. На этом фоне уровень доверия к В. Кебичу неуклонно снижался, а в белорусском обществе очень скоро оформился запрос на возврат в советскую социальноэкономическую действительность. Это вынудило белорусскую элиту прибегнуть к идее «восстановления СССР» как во взаимоотношениях с Россией, так и во внутриполитическом пространстве.

В 1993 г. по инициативе Минска было подписано Соглашение об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации [7], а в 1994 г. -Договор об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы [8], допускавшие различные толкования и в итоге оказавшиеся нежизнеспособными.

Укрепление в общественном сознании Беларуси «союзного мифа» способствовало тому, что в ходе избирательной кампании 1994 г. основная борьба за введенную должность президента Республики развернулась между пророс-сийскими кандидатами - В. Кебичем и А. Лукашенко. Харизматичный директор совхоза сумел убедить белорусов в том, что именно он способен восстановить союз с Россией, которая отождествлялась в общественном сознании с СССР, и вернуть советские жизненные стандарты. Победе А. Лукашенко способствовал его талант искусного политика, по некоторым данным добившегося согласия на участие в выборах от московской элиты, опасавшейся победы лидера Белорусского народного фронта З. По-зняка [9]. После проведения голосования в Беларуси окончательно оформился режим, взявший курс на интеграцию с Россией и соответствующую политику, выполняющую запрос населения на восстановление утраченных связей.

Что касается самой России, то ее политическая элита того времени не придавала особого значения интеграции с Беларусью, поскольку это не было залогом ее выживания. Москва отдавала приоритет развитию сотрудничества с США и европейскими странами, от которых ожидала помощи в осуществлении реформ, способных максимально быстро перевести российскую экономику на рыночные рельсы. Поэтому в процессе сближения с Минском она действовала скорее вторым номером, не оказывая активной поддержки инициативам белорусской стороны, но и не сопротивляясь им. Для российской элиты интеграция с Беларусью обрела ценность несколько позднее, когда она стала важным политическим активом.

Население же России испытывало шок от распада СССР и экономической ситуации, сложившейся в результате неумелого копирования западных моделей руководством страны, а оно было озабочено в первую очередь собственным будущим, которое объективно не зависело от успеха российско-белорусского взаимодействия. Однако в российском общественном сознании белорусы традиционно воспринимались как часть единой восточнославянской общности, поэтому необходимость воссоединения никогда не вызывала вопросов.

Таким образом, для определенного в данной статье первого этапа российско-белорусских отношений посла распада СССР характерны следующие черты:

• в период 1991-1994 гг. был заложен фундамент «особых отношений» между Россией и Беларусью;

• причинами формирования «особых отношений» стали осознание минской политической элитой их безальтернативности для поддержания экономики в работоспособном состоянии и самосохранения, а также запрос населения Республики на возврат в советскую действительность;

• инициатива сближения исходила от политического руководства Беларуси;

• в основу взаимодействия была положена старая модель обеспечения белорусской экономики дешевыми энергоресурсами и рынком сбыта в обмен на политическую лояльность, что определило противоречивый характер российско-белорусской интеграции;

• период завершился приходом к власти в Беларуси А. Лукашенко, по сей день являющегося главой Республики. Во многом с его личностью связано возникновение «президент-

ского фактора» в российско-белорусских отношениях, которые стали чрезмерно зависимы от политической воли руководителей двух стран.

Список литературы

1. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (08.12.1991 г.) // http:// www.cis.minsk.by/page.php?id=176 (дата обращения:

18.11.2012 г.).

2. Конституция Республики Беларусь

(15.03.1994 г.) // http://zakanadaustva.narod.ru/

constitution1994.html (дата обращения: 18.11.2012 г.).

3. Шахотько Л.П. Динамика численности и структуры населения Беларуси // http://demoscope. ru/weekly/2011/0469/analit01.php (дата обращения:

18.11.2012 г.).

4. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь // http://belstat.gov.by/homep/ru/perepic/2009/itogi1.ph p (дата обращения: 18.11.2012 г.).

5. Коктыш К. Постсоветская трансформация Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2. С. 72.

6. Шимов В. Экономика Беларуси на рубеже веков: тенденции развития // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. С. 114-115.

7. Соглашение об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации (08.09.1993 г.) // http:// www.lawrussia.ru/texts/legal_836/doc83a858 x944. htm (дата обращения: 25.11.2012 г.).

8. Договор об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы (12.04.1994 г.) // http://www.belmos.ru/print.php?type=leg&ltype=s&i d=48 (дата обращения: 25.11.2012 г.).

9. Ивашкевич С. Как Лукашенко стал белорусским и не стал российским президентом // http://maxpark. com/ community/politic/content/1623 331 (просмотрено 12.11.2012 г.).

ESTABLISHMENT OF «SPECIAL RELATIONS» BETWEEN RUSSIA AND BELARUS IN 1991-1994:

CAUSES AND PREMISES

A.I. Susyaev

The article examines interaction between Russia and Belarus at the beginning of the post-Soviet period with the emphasis on causes and premises of the establishment of «special relations» in 1991-1994. The author considers developments in Belarus to prove the objective character of this phenomenon, which predetermined the course of the two states’ further integration.

Keywords: «special relations», integration, «union myth», «national renaissance», liberalisation, loyalty, national identity, political elite, Soviet standards of living, monetary system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.