Научная статья на тему 'Формирование особых экономических зон регионального уровня в Оренбургской области'

Формирование особых экономических зон регионального уровня в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1028
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ / SWOTАНАЛИЗ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / SPECIAL ECONOMIC ZONE REGIONAL LEVEL / SWOT ANALYSIS / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Виктория Викторовна, Мартынюк Евгения Александровна

В настоящей работе с помощью SWOTанализа было проведено исследование социальноэкономического положения Оренбургской области, которое показало сильные и слабые стороны экономики региона, а также возможности и угрозы развития хозяйства. Были определены основные направления формирования особых экономических зон регионального уровня в Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES REGIONAL LEVEL IN ORENBURG REGION

In the present work using the SWOT analysis was the investigation of the socioeconomic situation of the Orenburg region, which showed the strengths and weaknesses of the regional economy, as well as opportunities and threats of economic development. The main directions of formation of special economic zones of the regional level in the Orenburg region.

Текст научной работы на тему «Формирование особых экономических зон регионального уровня в Оренбургской области»

УДК 332.122:004.4(470.56)

Боброва В.В. Мартынюк Е.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: eugeniia@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящей работе с помощью SWOT-анализа было проведено исследование социально-экономического положения Оренбургской области, которое показало сильные и слабые стороны экономики региона, а также возможности и угрозы развития хозяйства. Были определены основные направления формирования особых экономических зон регионального уровня в Оренбургской области.

Ключевые слова: особая экономическая зона, особая экономическая зона регионального уровня, SWOT-анализ, Оренбургская область

В мировой практике свободные экономические зоны зарекомендовали себя в качестве весьма эффективной формы создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, обеспечения технологического обновления производства, увеличения его конкурентоспособности в странах, экономически развитых, и в развивающихся странах.

В России существуют особые экономические зоны, которые с научной точки зрения представляют собой «разновидность международного института свободных экономических зон, специфика которых заключается в особом территориальном статусе и законодательно регулируемой предпринимательской деятельности» [1, с. 54].

В настоящее время в России на федеральном уровне создано 29 особых экономических зон (ОЭЗ). Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 22 июля 2005 г. 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №116-ФЗ).

Параллельно с формированием ОЭЗ федерального уровня в последнее время в отдельных российских регионах создаются ОЭЗ регионального уровня, которые можно рассматривать и в качестве инструмента диверсификации экономики моногородов. С 1996 г. по 2003 г. ОЭЗ регионального уровня функционировали в некоторых городах республики Башкортостан и были закрыты в связи с изменением федерального законодательства. В настоящее время опыт успешного развития ОЭЗ регионального уровня демонстрирует Липецкая область, также в этой области функционирует федеральная ОЭЗ промышленно-производственного типа «Липецк».

Следует отметить, что если вопросы формирования и развития федеральных ОЭЗ регла-

ментируются Федеральным законом 116-ФЗ, то в отношении создания ОЭЗ регионального уровня на федеральном уровне не разработана соответствующая правовая база. Следовательно, субъекты России располагают определенной свободой действий в отношении создания таких ОЭЗ. Кроме того, при создании ОЭЗ регионального уровня, в законодательных актах субъекта РФ может быть предусмотрен более широкий перечень типов ОЭЗ. В то время как в Федеральном законе 116-ФЗ определены только 4 возможных типа: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреацион-ные и портовые [3]. Однако в создаваемых ОЭЗ регионального уровня перечень льгот будет уже, чем в федеральных ОЭЗ.

Авторы провели исследование, затрагивающее возможности создания ОЭЗ регионального уровня в Оренбургской области [4]. Опираясь на результаты данного исследования, был проведен анализ сильных и слабых сторон развития экономики области с помощью метода SWOT-анализа (см. таблицу 1).

Проведенный авторами SWOT-анализ показал:

В отношении «сильных сторон» экономики области - Оренбургская область является приграничным регионом, занимает выгодное географическое положение, являясь связующим звеном между Европой и Азией. В условиях формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Оренбург может стать его центром — мощным перевалочным пунктом для импортных и экспортных грузов из Центральной Азии и Среднего Востока. Но, для этого, региону нужно иметь как минимум, развитую инфраструктуру.

Региональная экономика

Трудовые ресурсы - среднегодовая доля занятых в экономике составляет 1,1 млн. человек, что составляет 55% от всего населения области. 22,4 из числа занятых - имеют высшее образо-

вание, 29,3% - имеют среднее профессиональное образование, 19,5% - начальное профессиональное образование, 19,9% - имеют среднее полное или общее, остальные 6,7% имеют основное

Таблица 1. SWOT-анализ социально-экономического положения Оренбургской области [5]

Сильные стороны Слабые стороны (W)

1. Выгодное экономико-географическое положение. Расположение области в географическом центре России, доступ к рынкам Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов, Средней Азии. Граничит с Казахстаном. 2. Трудовые ресурсы - среднегодовая численность занятых в экономике - 1,1 млн. человек (55% от общей численности населения). 3. Значительный промышленный потенциал, который включает следующие отрасли: нефтегазовый комплекс; черную и цветную металлургию; электроэнергетику; машиностроение и металлообработку; химическое производство; легкую промышленность; пищевую промышленность; деревообрабатывающее и мебельное производство; производство стройматериалов; производство цемента; соляную промышленность; производство асбеста. 3. Значительный потенциал минеральных ресурсов (75 видов полезных ископаемых, более 2500 месторождений). 4. Доступность сырья, материалов и комплектующих. 5. Высокая обеспеченность и доступность энергетических ресурсов. 6. Традиции ведения сельского хозяйства (ежегодно намолачивается 4% общероссийского сбора зерна). 7. Большие земельные ресурсы и наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения(6 млн. га пахотных земель из 12,3 млн. га имеющихся). 8. Расширение межрегиональных и международных связей. 9. Наличие стратегии регионального развития и нацеленность руководства области на повышение инвестиционной привлекательности. 10. Межэтническое и межконфессиональное согласие. 1. Отсутствие комплексной правовой системы, которая бы учитывала интересы инвесторов, недостаточная эффективность механизмов государственного управления. 2. Невысокий уровень развития транспортной системы и её несоответствие международным требованиям. 3. Негативная экологическая обстановка региона. 4. Недостаток высококвалифицированных кадров в сфере инвестиций и продвижения инноваций для муниципальных образований области. 5. Недостаточный приток инвестиций в инфраструктурные отрасли (развитие транспортной сети, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм). 6. Высокий износ основных фондов (57%). 7. Напряженность на рынке труда и существенный миграционный отток населения в другие регионы России. 8. Старение кадров. 9. Зависимость крупнейших предприятий от конъюнктуры мировых рынков. 10. Наличие моногородов.

Возможности (О) Угрозы (Т)

1. Географическое положение (транспортный коридор между Европой и Азией, выход на рынки Средней Азии). 2. Модернизация транспортной системы России, что обеспечит повышение транспортной доступности региона. 3. Развитие научно-инновационной сферы региона. 4. Использование межрегиональной логистики движения ресурсов на основе непрерывного процесса разработки и внедрения инноваций во всех сферах. 5. Улучшение экологической обстановки в регионе. 6. Развитие туризма. 1. Возрастающая конкуренция между регионами России за инвестиции. 2. Высокие транспортные издержки инвесторов в связи с удаленностью от Европы, центральной России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона 3. Уход из области транзитных транспортных потоков. 4. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, снижение уровня спроса на продукцию нефтегазового, металлургического и машиностроительного комплексов области. 5. Рост нелегальной миграции из стран Средней Азии. 6. Колебание рыночной конъюнктуры цен, валютных курсов, изменение налогового законодательства (не в интересах субъектов Российской Федерации). 7. Снижение деловой активности вследствие принятия санкций против России.

общее или не имеют общего образование. Численность безработных составляют свыше 50 тыс. человек (по данным 2014 г.). [6]

Говоря о промышленном потенциале области, нельзя не отметить, что он включает в себя многие отрасли, причем производство концентрируется в основном в городах: Оренбург, Орск, Гай, Новотроицк. Это дает возможность сформировать законченный производственный цикл, увеличить бюджетные доходы, но есть и отрицательные стороны: диспропорции в развитии и размещении кадрового потенциала, замедление темпов развития малых и средних городов, ухудшение экологической обстановки в городах с сосредоточением производственного потенциала.

В Оренбургской области ежегодно активно добываются: природный газ - около 20 млрд. куб. метров, газовая сера (1 млн. тонн), нефть (более 17 млн. тонн).

Объем сельскохозяйственного производства в области имеет устойчивую тенденцию к росту. В регионе действуют 734 сельхозоргани-зации, 6,8 тыс. крестьянских хозяйств, 300 тыс. личных подсобных хозяйств.

Что касается состояния внешнеэкономических связей области, то нужно отметить, что 20% валового регионального продукта области обеспечивается за счет внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот области (с учетом стран Таможенного союза) с каждым годом увеличивается, в 2013 он вырос на 7 % по сравнению с 2012 г. и составил 5,9 млн. долл. США. За последние годы в экономику области привлечено более 4 млрд. долл. инвестиций.

В Оренбургской области реализуется Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 г. и на период до 2030 года, которая охватывает все направления развития хозяйства области.

Межэтническое и межконфессиональное согласие. В области наблюдается высокая активность миграционных потоков - более 2 млн. человек, что оказывает влияние на состояние межэтнических и межконфессиональных отношений. В целом в Оренбургской области сохраняется стабильная этнополитическая обстановка. Для ее поддержания необходимо заниматься просвещением в т.ч. культурным, религиозным, дающим знания о культуре своего

и других народов, проводить просветительскую работу среди молодежи.

В отношении «слабых сторон» экономики Оренбургской области - стоит отметить, что отсутствует комплексная правовая система, которая бы учитывала интересы инвесторов, недостаточная эффективность механизмов государственного управления. В том числе, необходимо принятие областного закона о создании особой экономической зоны регионального уровня.

В условиях создания ЕАЭС, как отмечалось выше, Оренбургская область должна быть нацелена на развитие транспортной инфраструктуры. В 2012 г. объем финансирования транспортной отрасли составил 6 млрд. рублей, что в 2 раза превысило показатель 2011 г.

Остальные вышеперечисленные «слабые стороны» экономики области указывают на то, что необходимо привлекать инвесторов для реализации проектов по вышеперечисленным проблемам. Поиск потенциальных инвесторов возможен, к примеру, в проводимых различных форумов регионального и федерального уровней, на которых возможны заключения договоров о сотрудничестве.

Говоря о возможностях развития региона, здесь отмечены - строительство транспортного коридора на территории Оренбургской области, соединяющего Европу и Западный Китай. Планируется построить 190 км. пути данной автодороги по существующим маршрутам в области.

Туристическая отрасль региона в данный момент развивается недостаточно динамично. Необходимо активное развитие сервисных услуг. Создание ОЭЗ регионального уровня туристско-рекреационного типа позволит решить данную проблему. [7]

В отношении «угроз» в развитии экономики Оренбургской области следует отметить, что в связи с текущей экономической ситуацией в России (прекращение деловых отношений с партнерами из европейских стран, падение курса национальной валюты и т.д.) необходимо переориентироваться на отечественный выпуск продукции во всех отраслях российской экономики, а это возможно только при наличии больших инвестиционных ресурсов, которые можно направить на технологическое обновление предприятий, введение наукоемких технологий,

региональная экономика

и т.д. В первую очередь, необходимо укреплять партнерские отношения со странами Азии, как с потенциальными инвесторами.

Рассмотрим основные направления по формированию и развитию особых экономических зон в Оренбургской области (см. таблицу 2).

Проведенный нами анализ (см. таблицу 2) позволил определить основные направления по развитию ОЭЗ регионального уровня:

1. ОЭЗ промышленно-производственного типа;

2. ОЭЗ туристско-рекреационного типа;

Таблица 2. SWOT-анализ по направлениям развития особых экономических зон регионального уровня

в Оренбургской области

Сильные стороны Слабые стороны (W)

1. Наличие металлургического комплекса и возможная реализация инвестиционного проекта «Машиностроительный кластер» позволят динамично развивать машиностроение и металлообработку. 2. Наличие туристско-рекреационных ресурсов позволяет и привлеченных инвестиционных ресурсов позволяет развивать туристический кластер. 3. Динамично развивающийся агропромышленный комплекс позволяет привлекать инвестиции для развития выращивания зерновых и масличных культур, мясного и мясомолочного скотоводства, производства и сервиса сельхозехники 1. Сильная изношенность основных фондов препятствует увеличению производства промышленной продукции. 2. Напряженность на рынке труда порождает отток трудоспособного населения в другие регионы России. 3. Невысокий уровень развития транспортной системы и её несоответствие международным требованиям.

Возможности (О) Угрозы (Т)

1. Необходимо сохранить объемы производства черных и цветных металлов, замещение падений объемов спроса на мировом рынке данной категории продукции путем увеличения продаж на внутреннем. 2. Индивидуальная работа с инвесторами, проявившими интерес к экономике области (строительство комплекса по выпуску сельхозтехники «Джон Дир Оренбург», строительство завода «Марр Руссия» в Саракташском районе). 2. Развитие научно-инновационной сферы региона 3. Продвижение и позиционирование региона как потенциальной инвестиционной площадки на различных уровнях. 1. Низкая инновационная и научная активность предприятий, большое число убыточных предприятий, недостаточное развитие инфраструктуры 2. В связи с угрозой высоких транспортных издержек инвесторов в связи с удаленностью от Европы, центральной России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо развивать транспортную инфраструктуру, в частности, начать строительство скоростной магистрали «Европа-Западный Китай». 3. В связи проблемой старения кадров и возможного дефицита трудовых ресурсов, что может осложнить развитие экономики - необходимо развивать программы подготовки кадров, привлекать выcокoквопифициррвaпныл кадры его седних регионов, из стран ближнего зарубежья.

Рисунок 1. Схем а инсеруменеаиьного сонровождениястратегичес кого регионального планирования

3. ОЭЗ агропромышленного типа.

Для реализации направлений развития региона долина быть предлоиена система перспективных экономических инструментов, каидый из которых является определенным этапом в разработке и реализации стратегии экономического развития региона (см. рисунок 1).

Проведенное исследование показало, потенциал Оренбургской области вполне соответствует для создания ОЭЗ регионального уровня.

Но полоиительный эффект возмоиен при взаимодействии органов государственного управления с промышленно-производственным, научным и образовательным секторами экономики региона.

15.12.2014

Список литературы:

1. Павлов, П.В. Роль различных типов свободных экономических зон в развитии мировой экономики / П.В. Павлов // Региональная теория и практика. - 2006. - №9(36). - С.54-61.

2. Дегтярева, И. Особые экономические зоны регионального уровня в российской Федерации / И. Дегтярева, М. Неучева // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2013. - №3. С. 66-71.

3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Текст] : федер. закон [Принят Гос. Думой 8 июля 2005 года. : одобр. Советом Федерации 13 июля 2005 года] // Открытое акционерное общество Особые экономические зоны. - URL : http://www. oao-oez.ru/normativedocs/dbdocs_oao/262764/

4. Боброва, В.В. Промышленно-производственный и инновационный потенциалы Оренбургской области: понятие, структура, состояние и перспективы развития / Е.А. Мартынюк, В.В. Боброва // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. -№25. - С. 2-9.

5. Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года. URL: http://www.oreneconomy.ru/strategy/ strateg2020.php.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сборник. М.: Росстат. 2013. 990 с.

7. Портал правительства Оренбургской области URL: http://www.orenburg-gov.ru.

Сведения об авторах:

Боброва Виктория Викторовна, заведующая кафедрой таможенного дела Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6506, тел. (3532) 372474, e-mail: bobrova1971@mail.ru;

Мартынюк Евгения Александровна, соискатель кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404, тел. (3532) 372447, e-mail: eugeniia@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.