УДК 332.122:004.4(470.56)
Боброва В.В. Мартынюк Е.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: eugeniia@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящей работе с помощью SWOT-анализа было проведено исследование социально-экономического положения Оренбургской области, которое показало сильные и слабые стороны экономики региона, а также возможности и угрозы развития хозяйства. Были определены основные направления формирования особых экономических зон регионального уровня в Оренбургской области.
Ключевые слова: особая экономическая зона, особая экономическая зона регионального уровня, SWOT-анализ, Оренбургская область
В мировой практике свободные экономические зоны зарекомендовали себя в качестве весьма эффективной формы создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, обеспечения технологического обновления производства, увеличения его конкурентоспособности в странах, экономически развитых, и в развивающихся странах.
В России существуют особые экономические зоны, которые с научной точки зрения представляют собой «разновидность международного института свободных экономических зон, специфика которых заключается в особом территориальном статусе и законодательно регулируемой предпринимательской деятельности» [1, с. 54].
В настоящее время в России на федеральном уровне создано 29 особых экономических зон (ОЭЗ). Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 22 июля 2005 г. 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №116-ФЗ).
Параллельно с формированием ОЭЗ федерального уровня в последнее время в отдельных российских регионах создаются ОЭЗ регионального уровня, которые можно рассматривать и в качестве инструмента диверсификации экономики моногородов. С 1996 г. по 2003 г. ОЭЗ регионального уровня функционировали в некоторых городах республики Башкортостан и были закрыты в связи с изменением федерального законодательства. В настоящее время опыт успешного развития ОЭЗ регионального уровня демонстрирует Липецкая область, также в этой области функционирует федеральная ОЭЗ промышленно-производственного типа «Липецк».
Следует отметить, что если вопросы формирования и развития федеральных ОЭЗ регла-
ментируются Федеральным законом 116-ФЗ, то в отношении создания ОЭЗ регионального уровня на федеральном уровне не разработана соответствующая правовая база. Следовательно, субъекты России располагают определенной свободой действий в отношении создания таких ОЭЗ. Кроме того, при создании ОЭЗ регионального уровня, в законодательных актах субъекта РФ может быть предусмотрен более широкий перечень типов ОЭЗ. В то время как в Федеральном законе 116-ФЗ определены только 4 возможных типа: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреацион-ные и портовые [3]. Однако в создаваемых ОЭЗ регионального уровня перечень льгот будет уже, чем в федеральных ОЭЗ.
Авторы провели исследование, затрагивающее возможности создания ОЭЗ регионального уровня в Оренбургской области [4]. Опираясь на результаты данного исследования, был проведен анализ сильных и слабых сторон развития экономики области с помощью метода SWOT-анализа (см. таблицу 1).
Проведенный авторами SWOT-анализ показал:
В отношении «сильных сторон» экономики области - Оренбургская область является приграничным регионом, занимает выгодное географическое положение, являясь связующим звеном между Европой и Азией. В условиях формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Оренбург может стать его центром — мощным перевалочным пунктом для импортных и экспортных грузов из Центральной Азии и Среднего Востока. Но, для этого, региону нужно иметь как минимум, развитую инфраструктуру.
Региональная экономика
Трудовые ресурсы - среднегодовая доля занятых в экономике составляет 1,1 млн. человек, что составляет 55% от всего населения области. 22,4 из числа занятых - имеют высшее образо-
вание, 29,3% - имеют среднее профессиональное образование, 19,5% - начальное профессиональное образование, 19,9% - имеют среднее полное или общее, остальные 6,7% имеют основное
Таблица 1. SWOT-анализ социально-экономического положения Оренбургской области [5]
Сильные стороны Слабые стороны (W)
1. Выгодное экономико-географическое положение. Расположение области в географическом центре России, доступ к рынкам Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов, Средней Азии. Граничит с Казахстаном. 2. Трудовые ресурсы - среднегодовая численность занятых в экономике - 1,1 млн. человек (55% от общей численности населения). 3. Значительный промышленный потенциал, который включает следующие отрасли: нефтегазовый комплекс; черную и цветную металлургию; электроэнергетику; машиностроение и металлообработку; химическое производство; легкую промышленность; пищевую промышленность; деревообрабатывающее и мебельное производство; производство стройматериалов; производство цемента; соляную промышленность; производство асбеста. 3. Значительный потенциал минеральных ресурсов (75 видов полезных ископаемых, более 2500 месторождений). 4. Доступность сырья, материалов и комплектующих. 5. Высокая обеспеченность и доступность энергетических ресурсов. 6. Традиции ведения сельского хозяйства (ежегодно намолачивается 4% общероссийского сбора зерна). 7. Большие земельные ресурсы и наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения(6 млн. га пахотных земель из 12,3 млн. га имеющихся). 8. Расширение межрегиональных и международных связей. 9. Наличие стратегии регионального развития и нацеленность руководства области на повышение инвестиционной привлекательности. 10. Межэтническое и межконфессиональное согласие. 1. Отсутствие комплексной правовой системы, которая бы учитывала интересы инвесторов, недостаточная эффективность механизмов государственного управления. 2. Невысокий уровень развития транспортной системы и её несоответствие международным требованиям. 3. Негативная экологическая обстановка региона. 4. Недостаток высококвалифицированных кадров в сфере инвестиций и продвижения инноваций для муниципальных образований области. 5. Недостаточный приток инвестиций в инфраструктурные отрасли (развитие транспортной сети, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм). 6. Высокий износ основных фондов (57%). 7. Напряженность на рынке труда и существенный миграционный отток населения в другие регионы России. 8. Старение кадров. 9. Зависимость крупнейших предприятий от конъюнктуры мировых рынков. 10. Наличие моногородов.
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Географическое положение (транспортный коридор между Европой и Азией, выход на рынки Средней Азии). 2. Модернизация транспортной системы России, что обеспечит повышение транспортной доступности региона. 3. Развитие научно-инновационной сферы региона. 4. Использование межрегиональной логистики движения ресурсов на основе непрерывного процесса разработки и внедрения инноваций во всех сферах. 5. Улучшение экологической обстановки в регионе. 6. Развитие туризма. 1. Возрастающая конкуренция между регионами России за инвестиции. 2. Высокие транспортные издержки инвесторов в связи с удаленностью от Европы, центральной России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона 3. Уход из области транзитных транспортных потоков. 4. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, снижение уровня спроса на продукцию нефтегазового, металлургического и машиностроительного комплексов области. 5. Рост нелегальной миграции из стран Средней Азии. 6. Колебание рыночной конъюнктуры цен, валютных курсов, изменение налогового законодательства (не в интересах субъектов Российской Федерации). 7. Снижение деловой активности вследствие принятия санкций против России.
общее или не имеют общего образование. Численность безработных составляют свыше 50 тыс. человек (по данным 2014 г.). [6]
Говоря о промышленном потенциале области, нельзя не отметить, что он включает в себя многие отрасли, причем производство концентрируется в основном в городах: Оренбург, Орск, Гай, Новотроицк. Это дает возможность сформировать законченный производственный цикл, увеличить бюджетные доходы, но есть и отрицательные стороны: диспропорции в развитии и размещении кадрового потенциала, замедление темпов развития малых и средних городов, ухудшение экологической обстановки в городах с сосредоточением производственного потенциала.
В Оренбургской области ежегодно активно добываются: природный газ - около 20 млрд. куб. метров, газовая сера (1 млн. тонн), нефть (более 17 млн. тонн).
Объем сельскохозяйственного производства в области имеет устойчивую тенденцию к росту. В регионе действуют 734 сельхозоргани-зации, 6,8 тыс. крестьянских хозяйств, 300 тыс. личных подсобных хозяйств.
Что касается состояния внешнеэкономических связей области, то нужно отметить, что 20% валового регионального продукта области обеспечивается за счет внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот области (с учетом стран Таможенного союза) с каждым годом увеличивается, в 2013 он вырос на 7 % по сравнению с 2012 г. и составил 5,9 млн. долл. США. За последние годы в экономику области привлечено более 4 млрд. долл. инвестиций.
В Оренбургской области реализуется Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 г. и на период до 2030 года, которая охватывает все направления развития хозяйства области.
Межэтническое и межконфессиональное согласие. В области наблюдается высокая активность миграционных потоков - более 2 млн. человек, что оказывает влияние на состояние межэтнических и межконфессиональных отношений. В целом в Оренбургской области сохраняется стабильная этнополитическая обстановка. Для ее поддержания необходимо заниматься просвещением в т.ч. культурным, религиозным, дающим знания о культуре своего
и других народов, проводить просветительскую работу среди молодежи.
В отношении «слабых сторон» экономики Оренбургской области - стоит отметить, что отсутствует комплексная правовая система, которая бы учитывала интересы инвесторов, недостаточная эффективность механизмов государственного управления. В том числе, необходимо принятие областного закона о создании особой экономической зоны регионального уровня.
В условиях создания ЕАЭС, как отмечалось выше, Оренбургская область должна быть нацелена на развитие транспортной инфраструктуры. В 2012 г. объем финансирования транспортной отрасли составил 6 млрд. рублей, что в 2 раза превысило показатель 2011 г.
Остальные вышеперечисленные «слабые стороны» экономики области указывают на то, что необходимо привлекать инвесторов для реализации проектов по вышеперечисленным проблемам. Поиск потенциальных инвесторов возможен, к примеру, в проводимых различных форумов регионального и федерального уровней, на которых возможны заключения договоров о сотрудничестве.
Говоря о возможностях развития региона, здесь отмечены - строительство транспортного коридора на территории Оренбургской области, соединяющего Европу и Западный Китай. Планируется построить 190 км. пути данной автодороги по существующим маршрутам в области.
Туристическая отрасль региона в данный момент развивается недостаточно динамично. Необходимо активное развитие сервисных услуг. Создание ОЭЗ регионального уровня туристско-рекреационного типа позволит решить данную проблему. [7]
В отношении «угроз» в развитии экономики Оренбургской области следует отметить, что в связи с текущей экономической ситуацией в России (прекращение деловых отношений с партнерами из европейских стран, падение курса национальной валюты и т.д.) необходимо переориентироваться на отечественный выпуск продукции во всех отраслях российской экономики, а это возможно только при наличии больших инвестиционных ресурсов, которые можно направить на технологическое обновление предприятий, введение наукоемких технологий,
региональная экономика
и т.д. В первую очередь, необходимо укреплять партнерские отношения со странами Азии, как с потенциальными инвесторами.
Рассмотрим основные направления по формированию и развитию особых экономических зон в Оренбургской области (см. таблицу 2).
Проведенный нами анализ (см. таблицу 2) позволил определить основные направления по развитию ОЭЗ регионального уровня:
1. ОЭЗ промышленно-производственного типа;
2. ОЭЗ туристско-рекреационного типа;
Таблица 2. SWOT-анализ по направлениям развития особых экономических зон регионального уровня
в Оренбургской области
Сильные стороны Слабые стороны (W)
1. Наличие металлургического комплекса и возможная реализация инвестиционного проекта «Машиностроительный кластер» позволят динамично развивать машиностроение и металлообработку. 2. Наличие туристско-рекреационных ресурсов позволяет и привлеченных инвестиционных ресурсов позволяет развивать туристический кластер. 3. Динамично развивающийся агропромышленный комплекс позволяет привлекать инвестиции для развития выращивания зерновых и масличных культур, мясного и мясомолочного скотоводства, производства и сервиса сельхозехники 1. Сильная изношенность основных фондов препятствует увеличению производства промышленной продукции. 2. Напряженность на рынке труда порождает отток трудоспособного населения в другие регионы России. 3. Невысокий уровень развития транспортной системы и её несоответствие международным требованиям.
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Необходимо сохранить объемы производства черных и цветных металлов, замещение падений объемов спроса на мировом рынке данной категории продукции путем увеличения продаж на внутреннем. 2. Индивидуальная работа с инвесторами, проявившими интерес к экономике области (строительство комплекса по выпуску сельхозтехники «Джон Дир Оренбург», строительство завода «Марр Руссия» в Саракташском районе). 2. Развитие научно-инновационной сферы региона 3. Продвижение и позиционирование региона как потенциальной инвестиционной площадки на различных уровнях. 1. Низкая инновационная и научная активность предприятий, большое число убыточных предприятий, недостаточное развитие инфраструктуры 2. В связи с угрозой высоких транспортных издержек инвесторов в связи с удаленностью от Европы, центральной России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо развивать транспортную инфраструктуру, в частности, начать строительство скоростной магистрали «Европа-Западный Китай». 3. В связи проблемой старения кадров и возможного дефицита трудовых ресурсов, что может осложнить развитие экономики - необходимо развивать программы подготовки кадров, привлекать выcокoквопифициррвaпныл кадры его седних регионов, из стран ближнего зарубежья.
Рисунок 1. Схем а инсеруменеаиьного сонровождениястратегичес кого регионального планирования
3. ОЭЗ агропромышленного типа.
Для реализации направлений развития региона долина быть предлоиена система перспективных экономических инструментов, каидый из которых является определенным этапом в разработке и реализации стратегии экономического развития региона (см. рисунок 1).
Проведенное исследование показало, потенциал Оренбургской области вполне соответствует для создания ОЭЗ регионального уровня.
Но полоиительный эффект возмоиен при взаимодействии органов государственного управления с промышленно-производственным, научным и образовательным секторами экономики региона.
15.12.2014
Список литературы:
1. Павлов, П.В. Роль различных типов свободных экономических зон в развитии мировой экономики / П.В. Павлов // Региональная теория и практика. - 2006. - №9(36). - С.54-61.
2. Дегтярева, И. Особые экономические зоны регионального уровня в российской Федерации / И. Дегтярева, М. Неучева // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2013. - №3. С. 66-71.
3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Текст] : федер. закон [Принят Гос. Думой 8 июля 2005 года. : одобр. Советом Федерации 13 июля 2005 года] // Открытое акционерное общество Особые экономические зоны. - URL : http://www. oao-oez.ru/normativedocs/dbdocs_oao/262764/
4. Боброва, В.В. Промышленно-производственный и инновационный потенциалы Оренбургской области: понятие, структура, состояние и перспективы развития / Е.А. Мартынюк, В.В. Боброва // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. -№25. - С. 2-9.
5. Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года. URL: http://www.oreneconomy.ru/strategy/ strateg2020.php.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сборник. М.: Росстат. 2013. 990 с.
7. Портал правительства Оренбургской области URL: http://www.orenburg-gov.ru.
Сведения об авторах:
Боброва Виктория Викторовна, заведующая кафедрой таможенного дела Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6506, тел. (3532) 372474, e-mail: bobrova1971@mail.ru;
Мартынюк Евгения Александровна, соискатель кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404, тел. (3532) 372447, e-mail: eugeniia@mail.ru.