УДК 62 2.62-7
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СТРАТЕГИИ РЕМОНТА И МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПОЗИТОВ
Ю. В. Хо.гмннкчш, Г. А. Ьоярских
I) статье .щм анализ состяпик основного тех полотне слито оборудования предприятий Mai тнностро-тельного it ремонтного профиле и Росам Отмечен критический уронснь старения н шпине томны Обновления основные фондов таких предприятий. Низкая »ффегтнвноетт. лснствукшшхсистем и техно-югнй ремонта оборудовании НС СЮМОООТ критичность сто состояния.
U егдлип перехода ни боях ■ффеятниише стратегии ремонта и ранлшшт оаюяпмч фондов лпя решении эгой одэчн предложены раиичиые варианты молификашш действукшшх chltcm ремонта на основе применении компоштных материалов Н свя ш с -mm рассмотрены тежнняоокономнчсскяс прелпо-сыпки формирования новых стратегий ремонта.
Кям/ыевые слпчи оборудование, ремонт pennaamnt. композитные материалы
The article analyze» Ibc stule of the »nam technological equipment of enterprises of machinc-budding and repair profile in Russia A critical level of ageing and low tempo of renewal of fixed assets of such cmcipnac* is revealed. Low efficiency of existing systems ¿ml technologies of repiur equipment do not reduce the criticality of It* siatc.
At the state ot transition to more effective strategic* fpf repair and renovation of capital assets some Various opptoaches to modification of existing systemsof maintenance arc proposed |'o solve this problem it i> »u^gested to use composite materials. In tins regard, пел prerequisites me considered to form new strategics for repair
KryworJy. equipment« repau. renovation, composite materials.
Ilu данным шрубежиых экономистов, coat н любом производстве иахошпея более 50 "i» иолносгыо амортизированных машин н оборудования, такое производство бед экономического анализа признается деградировавшим н обьянлясмся блнкроюм |3J Именно я гаком состоянии находится значительная часть промышленных производств России Учитывая экономическую ситуацию в странен масштабы необходимых инвестиций, обновить основные фонды в ближайшие ими не представляется возможным Необходимо пезамедлн-tc.it.Ho переходить. если тп> еще не сделано (а не сделано это ни многих иное». сохранных малых и средних предприятиях К на современную стратегию ремонта, ненолыуя самые современные технологии и материалы, имеющийся мировой tiiiWT, особенно в части органича» пин ремонтов
Оправданием «экономии» на организации эффективной системы ПИР части выступает утверждение, что tu рубежом система ремйн-
говотсутствует. )то иесоответствует ленегви-клмюсгн Система обслуживании fu I. и pone, США. Канаде и тр странах) или система сохранения (в Японии. Южной Корее и ар. яшятскнх странах» пепрсмстшыП атрибут современного развитого производства Порядок и виды ремонтных работ разрабатываются заводами-н irотопи гелями оборудования и прописаны в инструкциях по эксплуатации, неукоснительно выполняемых на нроинюлст-«еиных предприятиях. .другой особенностью ремонтов в этих странах является то обстоятельство. тю ремонт с полной разборКОЙ обору юванпя практически не применятся. Как текущий, гак и капитальный ремонты ныподняются путем замены пришедших н негодность dtpciaroB, yvtoa и деталей на новые, изготовленные фирмами-продуцентами. При этом пришедшие в негодность детали и у ты не «оссгаиавлпваются.
В США илгОтовлсние зашк-нм* чяегсИ поощряется ГСМ. что их разрешается i ро.мшль
•а 20-25 % дороже, чем в составе собранного оборудования.
В России сложившаяся согласно требо-■анням ГОСТ IKS22-78 система обслуживания оборудования представлена на рисунке Она отличается от ремонтных технологий, прияв iых и зарубежных странах, иаправлег-•оегью па обеспечение работоспособности технологического оборудовании путем регулярного про веления текущих и капитальных ремонтов, Подобная схема ремонтов объясняется системным нарушением нормативного «гчффнииснта обновления основных фондов, приведшая к тому, что сейчас и зкеилуатацнк находится более М) % полностью амортизированных машин н оборудовании, грсбунчпнл восстановления и поддержании н работоспособном состоянии путем проведения сложных ремой юн Ежегодный итнос фондом в пр<-мыш ценности нашей сгрины состпвляет 5-7 % при восстановлении 1-1,5 %. Кик отмечает яятте-нрсзидсит СУЛЛ-ходднтпа \ В.С'ысоев. sc.ni установить необходимую норму ямортг -здцин при [калиной стоимости производстве! -них фондов. го «го обеспечило бы лоститочно ВЫСОКИЙ уровень инвестиционного капн1а.ш дли модернизации существующих фондов f-11 Поскольку существенною обновления 4)с(1пвп1.1ч орощводстэешш « Фо'ыов че нр* -исходит, то работать но действующей системе ПНР придется еше долго а поэтому надо искать способы мннимптапин трудозатрат и финансовых потерь от простоев при проведении ремой тно-профилактнчсскнх мероприятий. шкви лапин последствии авзрнй. выншн-ныя изпосом оборудования
Вне зависимое!и oi принятой на предприятиях формы проведения рсмонтио-прс-филактичсскнх работ (регламентированный ремонт, ремонт по наработке, ремонт по техническому состоянию и I и », методов ремонт (афегатно-у тловон. поточный, обезличенный н др.). экономическая эффективность рсмот пых работ еВязана« прежде всего, со снижением таких показателей ремонтных нормативов как продолжительность просто« н трудоемкость выполнении ремонта
Указанная цель ^осгнгвегси внедрением комплексною подхода к ремонту оборудова-ний путем использовании различных видов композиционны* материалов и гсхнологнй нч
нанесения В таблице приведены некоторые вилы композитов н рекомендации но их использованию.
К» таблицы видно, что практически вес производственные вопросы, возникающие при проведении ремонтов, можно решить применением композиционных материалов: от технического обслуживания, ремонта поврежденных nexicHTOB конструкции и отдельных деталей ло н и отопления дегалей и узлов оборудования полностью ИЗ КОМПОЗИТОВ При ТГОМ Известно. ЧТО Изделия ИЗ КОМПОЗИТОВ. ПО Сравнении.! с амвдллами и» меюдлоа. имею) цсчый ряд преимуществ. а именно меньшую массу, коррозионную н химическую стойкость, высокую удельную прочность, »ргономичность и др., а технологии переработки композитов ь готовые И тлелии отличаются универсальностью, существенно меньшим жергопотрсб-леиием и трудоемкостью и. что особенно важно при проведении ремоитно-воссгановитсдь-ны\ работ, широким ¡шантаном решаемых производственных задач |5|
Снижение времени простои оборудования о ремонте, ирн применении композитов, достигаемся. прежде иссго. поточной орган-панне й процесса ведения работ, заключающейся и возможности совмещения но времени проведения различим* видов ремонтных рв5от. Не требуется разработка ППР ма огневые работы при ремонтах на опасных производственных объектах: применение технологии «стакан в стакане)* позволяет не тр.тпггь время на ремойI каркаса емкостного оборудования, а та счет тарансс изготовленною вкладыши решить проблемы восстановления работоспособности баков, нанн. мерников и i ji
Трудоемкость ремонта с применением композитов сушествсино ниже аналогичных работ, выполняемых традиционными матерна-ламп и методами, ла счет следуюншх факторов: меньшая масса изделий hi композитов позволяет во многих случаях отказать» от применения грузоподьемиьн машин и механизмов. что снижает риски травмирования и повышает безопасность ведения ремонтных работ:
футеровка но месту емкостного оборудования позволяет обойтись без темой тджа изношенною изделия, но при ном полностью восстановить его эксплуатационные свойства.
t
CD О
С Hci cu а Г1ПР
(.мшГпщ'имны структура ремонтных циклов н рскомпиугмы! кнмпоншноннмх макфиялав
Вилы Ксипозшшсшвае материалы
ремонтов дисперсно- (иано) яерпнето- стеклотцпстики
наполненные iriuioairciuuje имшфос» ламинирование инструкционные
Техническое Сматхн присад- Шпатлевка 1 задел- Ремонт по- Установка
•лестуживанис то ки, со Ж ка) полимербе го- врежденных »кранов, защитных
Посты, мастики,. ном мелки X Яс- участков футе- крышек, отража-
шпатлевки, филеры. фектоя поверхнос- ровки телей и т. и.
праймеры ти. выявленных в Латки на Установка муфт
Ремонтные со- процессе эксплуа- течи, очаги из препрегв на
ставы «холодная тации оборудова- коррозли, спиши поврежденные
сварка». образнво- ния участки трубоира-
стойкие, анткалге- во до в и воздухо-
швы. нзносостоЙ- водов
кпе и др
Текущий Ремоитиые составы - Восстановлен II и отопле- Применение
ремонт нис побежденных ние iRTM. руч- листового, про-
Т участков нэиосо ное »миниро- фильного (уголок,
(мбрашво)- термо- вание, SMC груба, круг, тавр
стойких футеровок ВМС. и др ) и т. л 1 стекло-
Ремонт н за- и замена от- пластика для
мена отдельных дельных лета- восстановления
участков (изде- ла! и элемен- изношенных узлов
лий) и 1 полимер- тов конструк- л объема*
бетона ции оборудования Частичная замена и ремонт футеровки Ремонт труб, воздуховодов. гл» ходов п объемах данного вица ремонта текущею ремонта Использование муфт, рукавов из препрега лдв ремонта|руби вочлуховолон
Канита'тытй Ремонтные со- Полное вос- Ремой 1 или Применение
ремню ставы для восста- становление изно- замена футе- всех видов конст
К ноатення поареж- шенные н повреж- ровки рукниоиного стек-
иэшых участков денных участков Замена по- лопластика .тля
оборудования строительных бе- врежденных ремонта оборудо-
Нанохо мп спиты тонных конструк- дет алей и узлов вания в оГтъемс кап
с повышенными ции и сооружений оборудования ремонта
жеплуа гашишными Нанесение но- на заранее Изготовлении
пирометрами лнмербгтонв на изготовленные u.3 конструкцион-
оборудование для «налоги ит ного стеклоплас-
повышения сто композитов тика детален и
женлуктаи ионных - Изготовле- узлов ремой лфу-
параметров (и то» ние деталей и е мо го оборудовав
сос!ой»ость, гси- узлов оборудо- пня
лос той сость. вания из специ-
прочность н г и.) альных видов композит он методами «мокро! ох» ламинирования
трудоемкость и итого плен ни единичных ремой М1ЫХ ИЛДСЛНЙ m композитов нзмного меньше, чем im металлов, особенно ког ja речь идет об имнортоымешеиии иди деталях, снятых с производства.
уникальные фи ШКО-химичсские t механические свойства KOMIIOнщиоины.ч иятерим-лои обеспечивают возможность создания композита со свойствами, максимально отвечающими конкретным условиям зкеплустации, применение наиокомпоэнтов с уника: ьнымн эксплуатационными свойствами позволяет зффектннно реннпь вопросы ремонта, минимизируя трудозатраты там, где аналогичные »рожаемы с upoMcucviiO' rpu.muon,,Hi-'* материалов и технологий решаются сложным поиском технических решений с привлечением лорогостоншсго оборудовании и уникальных мсш1лнчсскнх сплавов.
Кроме перечисленных факторов повышения жономнческой »ффекгнвноетн ремонтных paóoi а послелнне годы приоритетной сгала проблема стоимости заносных частей, учитывая loi факт, что ремонт импортного оборудования иногда обходился лороже нового. Огромный диапазон различных тсхноло-I нй переработки композиционных материалов н готовое изделие позволяет оптимизирован, затраты на пзгоювленне любых партий (от единичных .то массовых) ремонтных деталей и узлов
Существенным »ксплуагаиноиным достоинством изделий из композитов или отремонтированных с применением композиционных материалов является их ремонтолрш ол-иость и возможность эффективного лватное-тированнч состояния, включай методы визуального и инструментального контроля, в том числе листан ционного Указанная возможность повышает надежное!i. •кенлупгаппн оборудования, снижает риск возникновения аварийных ситуаций, позволяет повысить коэффициент готовности Оборудования и установленные межремонтные инклы
И. накоиец, важным аспектом данной сгльн является вопрос промышленной бею-иасности при зкенлуатацин технологического оборудования, поскольку нарушение нормируемых показателей может быть причиной остановки производства и ремонта оборуло» вания.
M систему промышленной безопасности входят мероприяши по охране |руда работников; исключение несчастных случаев и трав-мтгз.ми В чпеле за;шч по охране тру ja и промышленной безопасности, эффективно решаемых с помощью композиционных материалов н изделий m них. лвляктя зашита or шума и вибрации, выполнение требований по мсктро-бсзопасности, »ргономнчшхть и трэвмобею-иасносгь машин и механизмов Известно, что н.делня из композитов обладаю! лемпфирую-шими свойствами, гасят вибрацию, в том числе в резонансных режимах Вибраиий в туковом în.HiajoHc частот также «ффектиано mu ?oiu<»«»re* k'.nm.uiiглмк, л ç принятой риая конструктивных решений зта проблема вообще перестает существовать для деталей н узлов, выполненных из композиционных материалов.
Что касается обеспечения мер злектро-бсзопасностн. то на основании того факта, «по стеклопластик диэлектрик, соответственно, и оборудование ил него предотвращает несанкционированный переход напряжения от электропроводящих частей оборудования на человека в случае их контакта В то же время введением специальных наполни гелей в композит или прокладкой электропроводящих шин »ффектнвно отолите я накапливаемое в массе рабочей среды, например. ЖИДКОСТИ их-нши. нефть Ht ,п статическое злектрн-
Ч1СТВО
Дли изделий ко взрывобезонаекпм исполнении несомненным преимуществом комнози-tu является отеутезвне искрообраюпапия при контакте деталей итмсталлас композитом или компоппа с композитом
Таким образом, рассмотренные предпосылки формирования основ стратегии ремонта технологического оборудования с применением композитов хин ул быть ирелстапаеиы следующим образом
/. Причины, по которым цсисоибрахпп висОрспи,р новых кпмптициопных материала и технологий при проведении ремонтных работ:
большой ассортимент разнообразных композиционных материалов и технологий для проведении различных видом ремонтных работ, оптимизирующих ремонтный цикл, о стоимостном и качественном аспектах:
снижение фулоемкостн и времени на проведение ремонтных работ:
обеспеченно нормативных сроков безо-тэсной »ксплуитанин оборудования;
обеспечение безопасности ведения рс-чонтных работ при повышении их эффективности;
peí ламентация работ но модерннзашж тборудонания и продлению срока его службы ы основе применения композитов
2. Преимущества ком по гиционпых ыытериа.юв, и ¡дел и it in композитов и сопутствующих им технологий Аля кеде нам ремонтных работ:
н мире накоплен большой положнтезь-рын опыт изготовления и эксплуатации изде-;пП 1гз композиционных материалов» разработаны и апробированы техно joihh изготонле-• ии, на рынке представлены композншюиные «.периллы различного производственио-технического натначення, позволяющие осуществлять все виды ремонтов по любым методам:
изделия из композитов имеют ряд существенных эксплуатационных ирсиму-жесгв перед аналогами из мсгиллов, таких как: коррозионная стойкость, меньшая масса, удельная прочность и г. п.;
ком позиционные мак-риалы совместимы с большинством органических и neopia-вичссхих ремонтных материалов, традиционно используемых при ведении ремонтных работ. По ному возможны варианты комбикн-рования различных материалов и технологий при проведении сложных ремонтов;
возможность создании комиози юн с требуемыми рабочими характеристиками, а с прн-менением нанокомпознтов с характсрисгиками. превышающими лучшие аналоги из металлов;
снижение трудоемкости ремонтных работ, времени простоя оборудования времен-тс и повышение безопасности ведения ремонт-ных работ;
возможность вести не только pcMoimo-прпфнлакгпческне работы, а одновременно модернизировать существующее технологическое оборудование. повышая ею эксплуатационные параметры, надежность и эффек-тивность
5. Основные виды композитов с термо• реактивной матрицей и области их применении а ремонтном процессе /5/:
Оucni.'pvna(MUto)-nanолпенны¡г. мастики, шпатлевки, иасты, смазки и г и гекущее обслуживание. мелкий ремонт.
зериисто-нопо.тенный: нолнмербетон для ремонта строительных конструкции бассейнов. со>дання ттпитныч покрытий.
стек.юл,мстыки для футеровки оэору-довании, изготовления различных издехлтй и узлов (ремонтных комплектов), носстаиовлс-ння работоспособности изношенной!оборудо-ьаиия при всех пилах ремонта:
улпчuarmuru для изготовления ответственных деталей, узлов машин н механизмов
t. ПроСчемы внедрения композиционных материалов в практику проведения ремонтных работ:
отсутствие нормативов и енраиочно-гехническои литературы на ремонтные операции с применением шмпозипионпмх материалов;
выедреиие композитов в практику ремонтных работ требует формирования новой методалопш управления надежностью технологического оборудования ив всех стадиях его жизненного инклч путем мониторинга эехни-ческого сосюяния. учи гынаюшего особенное-m структуры, состава, технологии изгогоале-ння и условии эксплуатации изделий нз компо'нгтов:
лефишгт специалнстоп в области технологий применения композитов дли ремонта, отсутствие инфраструктуры изготовления запасных частей из композитов;
- психологический барьер; отсутствие стимулов перехода на новые материалы и тех тонн ни;
в нормативно-jехнической документации 1ЛВОДОВ-НЗГОГОВИгелей нснолмованы традиционные методы ремонта: процедура согласования изменений в которых громоздкая и длительная;
5. Пути реалишции новой стратегии ремонта:
Анализ тенденций развит« машиностроительного и ремонтного нрои шило на потаим вас i необходимость создания специализированных производств и сервисных центров по изготовлению падежных и качественных рс-MOHTWJLX деталей и узлов нз композиционных
материалов, обеспечивающих снижение себестоимости их изготовления за счст совремеп-ных rcxirononifl и передового оборудования, стоимости веления ремонтных робот и счст сиеиня'нпацип и кооперации ремонтного производства типизации, механизации и автоматизации технологических процессов и повышение надежности и безопасности жеилуатвиии оборудования. используя преимущества композитов, обладающих лучшими »ксплуятаннонними сиойствамн, чем градн-ипонныс материалы
Поэтому необходимо ковсолидиропать усилив но развитию системы подготовки и переподготовки специалистов ремонтного производства, внедрению композиционных материалов в практику веления ремонтных работ, разработке нормативно-технической базы, регламентирующей различные виды работ с композитами на всех стадиях проведения рсмОнтио-профилактических работ в контексте стратегической задачи развития и
модернизации производственного сектора ■»кономнки страны с целью повышения уровня ■ьнши и обеспечения конкурентоспособности нашей продукции на мировом рынке.
БМБЛИОГ'РАФИЧБСКИИПИК "ОК.
I Ллмиц /7. И.. .Хом»>никон Ю. Н О в таимо-связи и особенностях композиционных материи--100 Композитный мир. 2009. J& 2 С ?4-37
i Теория старения и воестанов-чения машин: научное нздаиме. Еквтеринбур| Ихт-иоУТТУ.2007 175 с
3. Система техническом обслужиттим и ремонта зиергетвческого оборудования: справочник М Htt-ao I III ЭНЛС. 2005 260 с
4. Сыте* Л В Промышленная нииггнка юсударства на nunc формирования и окон экономической страшил'? 10-Я Российский »коиомичес-кнн форум, тех яокл Екатеринбург.2003 С. 10-12
5. XoMHtuuk'M Ю. Ь Перспективы развития производства композициоииых материалов и изде-щИ из них 0 Вестник машиностроения 2009. St X С Xu-Xj.
УДК 621.928.622.27Д. (»22.44
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ФРИКЦИОННЫХ СЕПАРАТОРАХ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ОБЛАДАЮЩИХ ПАРУСНОСТЬЮ
В. Я. Потапов, С. А> Гнмухин, В. В. Потапов.Я. И. Коней
Рассмотрен физический признак, используемый при обогащении асбеста, елюлы, различная скорость витания в воздушной среде асбестового волоки», чешуек слюды и породы Приведены формулы лая определения спорости витиипя частиц в воздухе Их аоа зависит от физических характеристик разделяемого материале и свойств воздушного потока. Рассмотрены математические закон ом ер и ости поведения ча<.тии Mintcpiwn о циркулирующем потокевоапухафртпаддоаио! о сепаратора Установлены доисимости между даяаением во заушного потока и конструктивными параметрами фрнкинопиою боробиино-полоч-ного сепаратора
Кшчевыг .к>tta\ скорость питания ••парусность», физические характеристики, фрикционный Сепаратор, л гродшымический эффект.
Some physical characteristics are considered which are used in concentration of asbestos, mica, well a> dilTeient speed of circulation ofasbesros ribers, cells of mica and rock m the ли ГЬе formulas (or determining the rate of circulation of particles in the air arc presenttd. Their type depends on physical charactcristici ol separated minerals and characteristic* of the air stream Mathematical regularities are considered of tttmaal particles behavior m circulating air-stream of friction separator Dependencies are determined between the air stream pressure and design parameters of a friction drum-shelf separator.
Key mtrdfi speed of circulating, «sailing caractcristiCN«. physical characteristics, friction separator aerodynamic effect
_84 _