Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СТОХАСТИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СТОХАСТИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОХАСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИИ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / МЕТОД КОНТЕНТ-АНАЛИЗА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИИ / СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилкина Валентина Николаевна

В статье обсуждаются проблемы обучения студентов исторических специальностей математическим, статистическим и компьютерным методам в реалиях перехода к цифровому обществу. Рассматривается специфика обучения будущих специалистов исторического направления для профессионально-ориентированного владения стохастическими и информационными компетенциями, которые будут полезны в будущей профессиональной деятельности историка, учителя истории, архивиста, археолога, музейного работника. Современные компьютерные и информационные технологии предлагают широкие возможности для профессионального использования этих методов в исследовательской, педагогической, музейной, архивной работе, ранее неизвестные для специалиста гуманитарного направления. Грамотное использование возможностей текстового редактора Word, табличного редактора Excel, системы управления базами данных Access, доступного графического 3D-редактора Blender, методов статистической обработки результатов эксперимента, методов математического моделирования и методов контент-анализа даст историку большие возможности научно-исследовательской, педагогической работы в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курилкина Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE BASES OF STOCHASTIC AND INFORMATION COMPETENCES IN STUDENTS OF HISTORICAL FIELDS

The article discusses the issues of teaching mathematical, statistical and computer methods to students of history in the realities of the transition to a digital society. The article views the specifics of training future specialists of history in order to master stochastic and informational competencies professionally, which will be useful in the future professional activities of a historian, teacher of history, archaeologist, an archive or museum worker. Modern computer and information technologies offer wide opportunities for professional use of these methods in their research, teaching, museum, and archival work, which can offer previously unknown opportunities for a specialist in the Humanities. The competent use of the options of the Word text editor, Excel table editor, Access database management system, available 3D graphic editor Blender, methods of statistical processing of experiment results, mathematical modeling methods and content analysis methods will give the historian great opportunities for research and teaching in the modern world.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СТОХАСТИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

УДК 378.016 ББК 74.48

DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-188-194

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СТОХАСТИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

FORMING THE BASES OF STOCHASTIC AND INFORMATION COMPETENCES IN STUDENTS OF HISTORICAL FIELDS

Курилкина Валентина Николаевна

Доцент кафедры теории и методики обучения информатике Института математики и информатики, Северо-Восточный федеральный университет им М. К. Аммосова, г. Якутск, кандидат философских наук E-mail: kuril_vn@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы обучения студентов исторических специальностей математическим, статистическим и компьютерным методам в реалиях перехода к цифровому обществу. Рассматривается специфика обучения будущих специалистов исторического направления для профессионально-ориентированного владения стохастическими и информационными компетенциями, которые будут полезны в будущей профессиональной деятельности историка, учителя истории, архивиста, археолога, музейного работника. Современные

Kurilkina Valentina N.

Assistant Professor at the Department of Teaching Methods in Information Science of Institute of Mathematics and Information Science, North-Eastern Federal University in Yakutsk, PhD in Philosophy E-mail: kuril_vn@mail.ru

Abstract. The article discusses the issues of teaching mathematical, statistical and computer methods to students of history in the realities of the transition to a digital society. The article views the specifics of training future specialists of history in order to master stochastic and informational competencies professionally, which will be useful in the future professional activities of a historian, teacher of history, archaeologist, an archive or museum worker. Modern computer and information technologies offer wide opportunities for professional use of these

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Курилкина В. Н., 2021

компьютерные и информационные технологии предлагают широкие возможности для профессионального использования этих методов в исследовательской, педагогической, музейной, архивной работе, ранее неизвестные для специалиста гуманитарного направления. Грамотное использование возможностей текстового редактора Word, табличного редактора Excel, системы управления базами данных Access, доступного графического 3D-редактора Blender, методов статистической обработки результатов эксперимента, методов математического моделирования и методов контент-анализа даст историку большие возможности научно-исследовательской, педагогической работы в современном мире.

Ключевые слова: стохастическая компетентность, информационная компетентность, статистические методы в истории, математическое моделирование в исторических исследованиях, метод контент-анализа, компьютерные методы в истории, специфика обучения историков, педагогический эксперимент, гуманитарное направление, исследовательская деятельность историка.

В последнее время, когда активно развиваются информационные, компьютерные, статистические и междисциплинарные методы исследования в гуманитарных науках, особенно актуальной становится проблема обучения студентов гуманитарных специальностей методам статистического анализа, навыкам использования статистических пакетов, способам использования математических и статистических методов в гуманитарных исследованиях.

В то же время сейчас невозможно написать и защитить диссертацию на степень кандидата педагогических наук без грамотно проведенного педагогического эксперимента с использованием при обработке результатов статистических методов.

Реалии развития информационных, коммуникативных, компьютерных методов, цифровых технологий требуют от современного специалиста, независимо от специализации, наличия достаточного уровня владения информационными, компьютерными, цифровыми технологиями.

Все вышеперечисленные причины ставят перед современными образовательными учреждениями требование необходимости формирования информационной и стохастической

methods in their research, teaching, museum, and archival work, which can offer previously unknown opportunities for a specialist in the Humanities. The competent use of the options of the Word text editor, Excel table editor, Access database management system, available 3D graphic editor Blender, methods of statistical processing of experiment results, mathematical modeling methods and content analysis methods will give the historian great opportunities for research and teaching in the modern world.

Keyword: stochastic competence, information competence, statistical methods in history, mathematical modeling in historical research, content analysis method, computer methods in history, specifics of teaching students of history, pedagogical experiment, humanitarian direction, research activity of a historian.

компетентности у студентов гуманитарных специальностей. В то же время каждая специальность имеет свою специфику для формирования и развития информационной и стохастической компетентности у студентов гуманитарной специальности.

Если говорить об историках, то они должны обладать компетенциями в области информационных технологий:

1. Студенты исторических специальностей должны уметь находить историческую информацию в архивах, должны знать архивы, к которым имеется доступ в интернете.

2. Также, они должны уметь работать в геоинформационных системах уметь планировать археологические раскопки, используя космические снимки и карты.

3. В последние годы от историков требуют умения работать с 3Б-графикой.

4. Одним из основных требований, предъявляемых к студентам-историкам, является умение работать с базами данных, так как вся информация в архивах, музеях хранится в виде баз данных.

5. В последнее годы активно развивается направление математического моделирования исторических явлений и процессов, которое имеет богатую и сложную систему составления системы дифференциальных уравнений, начальных и граничных условий, синергетические методы, но эти направления требуют от исследователя достаточной базы математической подготовки.

6. Владение студентами-историками статистическими, математическими методами исследования социальных и политических процессов открывает перед ними широкие возможности использования ранее не пользовавшихся популярностью у гуманитариев методов исследования и дает возможность исследовать ранее не затрагиваемые проблемы исторического познания.

7. Начальные знания по теории вероятности и математической статистике у студентов гуманитарных специальностей позволяют им получать правильное представление об основах естественнонаучной картины мира.

8. Интерес и большие возможности исследования представляет для историков метод контент-анализа текста для исследования личности политических деятелей, программ различных политических партий.

Стохастические компетенции у студентов формируются во время изучения курса высшей математики. В курс высшей математики включен курс теории вероятностей и математической статистики. Основы изучения этих курсов сформируют у студентов исторических специализаций понятия вероятности, способы вычисления вероятности, закономерности прохождения случайных процессов в природе, типы распределений случайных величин, способы описания распределений случайных величин и возможности использования закономерностей распределений случайных величин при обработке результатов социологических и педагогических исследований. Эти знания станут основой для формирования правильной естественнонаучной картины мира [1-4].

Базовые знания по информатике и информационным технологиям студенты получают во время школьного курса информатики и информационных технологий. Но эти знания должны углубляться и расширяться во время обучения в высшем учебном заведении. В первую очередь, это касается умения работать с текстовым редактором Word. Студенты

должны уметь создавать структуру документа, ставить нумерацию страниц, колонтитулы, подложки, уметь форматировать таблицы, работать с формулами [5].

Умение работать в табличном редакторе Excel предполагает владение навыками нескольких способов суммирования, автозаполнения, объединения и разъединения ячеек таблицы, работы с встроенными функциями Excel, расширенными функциями Excel в виде «Анализа задачи» и «Поиска решения». Особенное внимание следует уделить встроенным статистическим функциям Excel, которые позволяют легко и быстро провести первичную статистическую обработку результатов эксперимента [6].

Специфика работы историка требует достаточного уровня владения системами управления баз данных. В наше время архивные данные, система хранения экспонатов в музеях оформлены в виде баз данных. Студенты должны обладать компетенциями несколькими способами создания таблиц, запросов, форм, отчетов в Access, способами создания схемы данных, установления связей между таблицами, навыками осуществления вычислений в таблицах и умением создания структуры базы данных исходя из специфики предмета, из которых создается база данных [7].

Владение основами работы в геоинформационных системах позволит студентам уметь планировать археологические раскопки, пользуясь космическими снимками местности.

В современных музеях широко используются презентационные, 2D и 3D графические редакторы, VR-технологии. С этой точки зрения студенты исторических специальностей должны обладать достаточными компетенциями в области создания компьютерных изображений.

Метод контент-анализа позволяет получать скрытую информацию из текста. Используя текстовый редактор Word, можно пересчитывать количество использования определенных слов в тексте. После этого можно эти слова группировать по темам и выяснить скрытые смыслы, находящиеся в тексте [8; 9].

Метод математического моделирования стал широко использоваться в исторических исследованиях. В то же время использование этого метода требует достаточно развитой математической базы. Специалист должен уметь сформулировать и правильно поставить систему дифференциальных уравнений, которая моделирует какое-нибудь историческое явление или процесс, поставить граничные и начальные условие. Подобрать численный метод для математического моделирования дифференциальных уравнений, начальных и граничных условий, что для студентов исторических специальностей является нереальной задачей. В то же время для студентов-историков доступно реализовывать простейшие математические модели с помощью математических пакетов типа MathCAD, Mathematica. В MathCAD довольно-таки просто произвести математическое моделирование модели Лотки - Вольтерры, модель развития эпидемии, модель распространения лекарства в крови.

Модель Лотки - Вольтерры позволяет моделировать модели типа «хищник - жертва» - модель гармоничного сосуществования на закрытом острове популяции хищников и жертв, например волков и зайцев. Эту же модель можно использовать для моделирования системы «помещик - крестьянин» или «капиталист - рабочий» с некоторыми изменениями начальных, граничных условий и коэффициентов при частных производных, регулирующих поведение элементов системы [10].

Такого рода задания на практических занятиях могут дать студентам основы естественнонаучной картины мира, понятие о математическом моделировании исторических явлений и событий. Изменяя коэффициенты модели, моделируя разное поведение элементов системы, студент получает начальные навыки работы с математическим моделированием, видит изменения в поведении системы при разных изменениях параметров модели.

В обучении студентов исторических специальностей полезны специальные лабораторные работы, которые тесто связаны с их будущей профессиональной деятельностью. Например:

• создание родового дерева своего рода с поиском данных в архиве;

• создание обучающего теста для учеников общеобразовательных школ по истории для определенного класса школы в среде визуального программирования Scrateh;

• создание викторины об истории родного края с подсчетом баллов и постановкой оценок в среде визуального программирования Scratch;

• создание движущейся модели, мультфильма некоторого исторического явления в среде визуального программирования Scratch, например походы первооткрывателей, путешественников с указанием дат, мест нахождения;

• создание модели базы данных исторического, археологического музея в СУБД Access;

• создание виртуальной модели исторического предмета, объекта, здания, жилых домов в программе создания визуальных 3Б-объектов Blender или 3D Max;

• создание плана раскопок с использованием космических карт и геоинформационных технологий;

• разработка модели исследования социального или политического явления с использованием математических, информационных технологий в виде табличного редактора Excel, с представлением результатов исследования в виде презентации Power Point;

• создание облака тегов терминов, понятий по определенной исторической эпохе, стране, государству;

• создание ленты событий определенной исторической эпохи, например французской революции, революции 1917 г. в России, великих сражений Великой Отечественной войны, событий 1812 г., биографий известных исторических личностей, писателей;

• исследование социальной, экономической жизни современного общества с использованием математических. статистических методов, табличного редактора Excel, статистического пакета SPSS, математического пакета MathCAD;

• исследования речей, выступлений, программ политических деятелей как прошлых эпох, так и современности с использованием метода контент-анализа, который позволяет вытаскивать скрытые смыслы, исследовать личность исторического деятеля, его характер, взгляды на политику, жизнь.

Как видно из вышеизложенного, современные информационные технологии, математические и статистические методы позволяют даже студентам младших курсов успешно пользоваться этими методами для углубления своего знания, компетенций в рамках своей профессиональной деятельности, широко и успешно использовать эти методы для изучения исторических явлений и процессов.

Использование математических и статистических методов требует как от самих историков, так и от специалистов, преподавателей математических, компьютерных дисциплин разработки методик исследования, тем лабораторных работ и лекционных занятий, которые углубляли бы стохастические и исторические компетенции студентов исторических направлений и разработки таких методик, которые тесно связаны с будущей профессиональной деятельностью историка.

С нашей точки зрения, деление школьников на гуманитарные и математические классы устаревает, нынешние имеющиеся знания и компетенции выпускников школ затрудняют их успешное овладение математическими, компьютерными компетенциями, что чревато в будущем появлением непреодолимого разрыва между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами. Реалии современной жизни и развития общества требуют от современных людей наличия междисциплинарных знаний и компетенций, не зависящих от их профессиональной направленности.

Список литературы

1. Баврин И. И. Высшая математика. М.: Академия, 2005. 616 с.

2. Китаева И. В., Щербатых С. В. Интерактивные методы и средства обучения описательной статистике в основной общеобразовательной школе // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. Вып. 29 (1). С. 128-138.

3. Седова Н. С. О сформированности стохастической компетентности учителя математики // Вестн. Псковского гос. пед. ун-та. Сер.: Естественные и физико-математические науки. Псков, 2010. № 10. С. 111-126.

4. Сорочинский М. А. Развитие информационной компетентности студентов дидактическими средствами электронной информационно-образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2019. 191 с.

5. Пащенко И. Г. Word 2007. М.: Эксмо, 2008. 464 с.

6. Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А. Математическая обработка информации. М.: Юрайт, 2014. 344 с.

7. Гарнаев А. Ю. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. СПб.: БХВ-Петербург, 2001. 816 с.

8. Дженнингс Р. Использование Microsoft Access 2002. Спец. издание. Пер. англ. М.: Виль-ямс, 2002. 1012 с., ил.

9. Таршис Е. Я. Исторические корни контент-анализа: Два базовых текста по методологии контент-анализа. М.: ЛИБРОКОМ, 2018. 160 с.

10. Бубнов В. А. Математические алгоритмы контент-анализа поэтических и прозаических текстов: Реализация с использованием Microsoft Excel и Microsoft Word. М.: ЛЕ-НАНД, 2019. 200 с.

11. Дьяконов В. Mathcad 2001: учебный курс. СПб.: Питер, 2001. 24 с.

References

1. Bavrin I. I. Vysshaya matematika. Moscow: Akademiya, 2005. 616 p.

2. Kitaeva I. V., Shcherbatykh S. V. Interaktivnye metody i sredstva obucheniya opisatelnoy statistike v osnovnoy obshcheobrazovatelnoy shkole. Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve. 2015, Iss. 29 (1), pp. 128-138.

3. Sedova N. S. O sformirovannosti stokhasticheskoy kompetentnosti uchitelya matematiki. Vestn. Pskovskogo gos. ped. un-ta. Ser.: Estestvennye i fiziko-matematicheskie nauki. Pskov, 2010, No. 10, pp. 111-126.

4. Sorochinskiy M. A. Razvitie informatsionnoy kompetentnosti studentov didakticheskimi sredstvami elektronnoy informatsionno-obrazovatelnoy sredy. PhD dissertation (Education). Yakutsk, 2019. 191 p.

5. Pashchenko I. G. Word 2007. Moscow: Eksmo, 2008. 464 p.

6. Glotova M. Yu., Samokhvalova E. A. Matematicheskaya obrabotka informatsii. Moscow: Yurayt, 2014. 344 p.

7. Garnaev A. Yu. Excel, VBA, Internet v ekonomike i finansakh. St. Petersburg: BKhV-Peterburg, 2001. 816 p.

8. Jennings R. Ispolzovanie Microsoft Access 2002. Spets. izdanie. Transl from English. Moscow: Vilyams, 2002. 1012 p., il. (In Russian)

9. Tarshis E. Ya. Istoricheskie korni kontent-analiza: Dva bazovykh teksta po metodologii kontent-analiza. Moscow: LIBROKOM, 2018. 160 p.

10. Bubnov V. A. Matematicheskie algoritmy kontent-analiza poeticheskikh i prozaicheskikh tekstov: Realizatsiya s ispolzovaniem Microsoft Excel i Microsoft Word. Moscow: LENAND, 2019. 200 p.

11. Dyakonov V. Mathcad 2001: uchebnyy kurs. St. Petersburg: Piter, 2001. 24 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1

Статья поступила в редакцию 10.06.2020 The article was received on 10.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.