ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Мкртчян Т.И.1, Куфтина О.В.2
1Мкртчян Татьяна Ивановна - воспитатель;
2Куфтина Олеся Валерьевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад детский сад № 28 «Светлячок»
г. Туапсе
Аннотация: в статье говорится о необходимости формирования элементарных основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: экономическая жизнь, финансовая грамотность, индивидуально-семейная грамотность.
Финансовая грамотность для дошкольников рассматривается как финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование основ финансового грамотного поведения. Данное направление в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования является сравнительно новым. Актуальность этого направления выражена ранним включением детей в экономическую жизнь семьи. Формирование основ финансовой грамотности позволяет ребенку старшего дошкольного возраста обогатить свой социальный опыт, поскольку дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин. Дети овладевают элементарной экономической информацией на житейском уровне и основы экономики закладываются именно в семье. Дошкольники в силу их психологических и возрастных особенностей как губка впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие. Задача взрослых - объяснить ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить. Эта ответственность лежит в первую очередь на семье.
Цель формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста состоит не в специальном обучении основам экономики, а в организации и обогащении детских видов деятельности финансовым содержанием. Это могут быть ролевые и дидактические игры, проектная деятельность, театральная деятельность, тематические прогулки, чтение.
Формирование финансовой грамотности реализует следующие задачи (см. рис.1).
Рис.1. Задачи финансовой грамотности.
Все содержание воспитательно-образовательного процесса ориентировано на возрастные особенности детей и содействует развитию их нравственного потенциала. Приведем несколько примеров детских видов деятельности:
• беседа «Зачем родители работают?», «Когда я вырасту, я стану...», «Ресурсы нашей планеты», «Вокруг нас реклама»;
• виртуальная экскурсия в банк;
• создание совместно с родителями коллекции пословиц и поговорок о труде, деньгах;
• выставка копилок;
• дидактические игры: «Товары первой необходимости», «Разменяй деньги»;
• создание рекламного плаката;
• проблемные ситуации «Как экономить свет и воду?»; «Как вести себя в магазине?»;
• ситуативные беседы: «Моя мечта», «Что нельзя купить за деньги?», «Что бы я хотел подарить бабушке и дедушке?».
Приведенные примеры детских видов деятельности носят важную особенность в формировании основ финансовой грамотности у дошкольников. Это знакомство с индивидуально-семейной грамотностью, а также воспитание человека, умеющего активно трудиться, оказывающего помощь в сложных ситуациях, бережливого и щедрого.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Он должен начать понимать, что доход - это результат трудовой деятельности. Ребенку будет полезно в этом возрасте знать о том, какая профессия у его родителей. Перед детьми родителям важно делиться успехами своей работы. Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
Работа по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет сформировать у детей основные финансовые понятия, правильное отношение к труду и профессиям. В будущем данные основы позволят ребенку грамотно планировать финансы, избегать неблагоприятных экономических ситуаций, понимать свои возможности и действовать в соответствии с ними.
Список литературы
1. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019.
2. Поварницева Г.П., Киселева В.А. «Финансовая грамотность дошкольника», Волгоград, 2018.
3. УльеваВ. «Откуда берутся деньги?». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2022.