Педагогика
УДК 379.21
студент магистратуры Шинтяпина Анастасия Игоревна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Фархшатова Ирина Абдуллаевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье представлен опыт теоретического и диагностического исследования формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Безопасное поведение в исследовании рассматривается как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда их здоровью, а также физическому, психическому, духовному и нравственному развитии. Представлена критериально - уровневая характеристика сформированности основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Описано содержание диагностического исследования по выявлению уровня сформированности основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Проведен соответствующий анализ результатов диагностического исследования.
Ключевые слова: «опасность», «безопасность», «опасное поведение», «безопасное поведение», дети старшего дошкольного возраста.
Annotation. The article presents the experience of theoretical and diagnostic research on the formation of the basics of safe behavior in children of older preschool age. Safe behavior in the study is considered as a state of protection of children, in which there is no risk associated with harm to their health, as well as physical, mental, spiritual and moral development. The article presents a criterion-level characteristic of the formation of the basics of safe behavior in children of older preschool age. The article describes the content of a diagnostic study to identify the level of formation of the basics of safe behavior in children of older preschool age.The corresponding analysis of the results of the diagnostic study was carried out.
Keywords: "danger", "safety", "dangerous behavior", "safe behavior", children of senior preschool age.
Введение. За последнее десятилетие в российской системе образования произошли изменения, связанные с осознанием рисков негативного воздействия окружающей среды на развитие детей. Необходимость формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников определяется повышением количества опасных и чрезвычайных ситуаций (информационных, техногенных, экологических, бытовых, социальных, природных), возросшими ситуациями риска для жизни и здоровья детей.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования определены основные задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста [17].
Вопросы безопасности жизнедеятельности освещены в трудах многих отечественных исследователей. В качестве методологической основы исследования были рассмотрены теории формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (А.М. Бородич, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, В.И. Яшина).
Психологи В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев рассматривали проблемы безопасности жизнедеятельности детей [8; 9; 12]. Ученые К.Ю. Белая, Т.К. Храмцова освещали проблему привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста [3; 19].
Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием двигательной активности, увеличением физических возможностей, которые в сочетании с повышенным стремлением к самостоятельности и любознательностью, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. В связи с чем, чрезвычайно важно создать соответствующие условия, позволяющие дошкольникам формировать основы безопасного поведения[5; 10].
Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о характерном возрастающем интересе к проблеме формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
К.Ю. Белая рассматривает вопрос формирования у дошкольников навыков адекватного поведения в разнообразных нестандартных ситуациях дома, на природе, при пожаре [3]. По мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, приоритетная задача по формированию основ безопасного поведения заключается не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями [1]. А.П. Мартынова рассматривает проблему бытового детского травматизма [13]. Л. Тимофеева освещает вопрос обеспечения информационной безопасности детей дошкольного возраста [16]. А. Фирсова, рассматривая педагогическое просвещение родителей по проблеме безопасного поведения как важное направление в работе дошкольной образовательной организации, пишет о том, что безопасность детей является нашим общим делом [18, с. 11]. И.А. Щеголев делает акцент на подготовке педагогических кадров по безопасности жизнедеятельности. Автор выделяет такие компоненты безопасного поведения человека, как предупреждение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания [22].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста определяется как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда их здоровью, а также физическому, психическому, духовному и нравственному развитии.
В толковом словаре С.И. Ожегова «опасность» - угроза, возможность чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья [14].
В.М. Кобрин определяет понятие «опасность» как явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно [11].
Понятие «безопасность» рассматривается как: состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другими, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать (О.Н. Русак); создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня (С.К. Шойгу); умение правильно себя вести в различных ситуациях (Н.Н. Авдеева) [20; 1].
Безопасное поведение представляет собой часть системы взаимосвязанных действий и поступков, осуществляемых субъектом под влиянием факторов внутренней и внешней среды с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности [7].
Под безопасностью в психологии понимается «состояние человека или характеристика соответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя достаточно комфортно, не боится говорить, то, что думает, и делать то, что ему хочется делать в данный момент времени» [12].
В педагогике данное понятие принято понимать как состояние защищённости жизненно-важных интересов общества, личности, организации от реально и потенциально существующих угроз, или отсутствие таких угроз [8].
Формирование основ безопасного поведения представляет собой систему мер, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в дошкольной образовательной организации, семье, предполагая выявление угроз, связанных с компонентами окружающей среды, спецификой воздействия на дошкольников, а также напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, с различными аспектами человеческого бытия, находящими проявление во всех сферах жизни [15].
Изложение основного материала статьи. Диагностическое исследование по выявлению уровня формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 66 «Маленькая страна»» г. Оренбурга. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста в период с октября по декабрь 2019 года.
Цель диагностического исследования - выявление уровня сформированности основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа изученных источников, раскрывающих логику педагогического исследования, определены такие компоненты безопасного поведения детей дошкольного возраста, как информационная безопасность, безопасность на улице, пожарная безопасность, безопасность в быту, экологическая безопасность, здоровый образ жизни, безопасное поведение в общественных местах, выделены следующие критерии (по Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе): знание правил безопасности жизнедеятельности, поведение в чрезвычайных ситуациях, суждение о правилах безопасности жизнедеятельности [2; 6].
На основе разработанных критериев мы можем судить об уровне в начале педагогического исследования. Диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 1
Диагностический инструментарий оценки уровня сформированности основ безопасного поведения
у детей старшего дошкольного возраста
Критерии Диагностический инструментарий
Знание правил безопасности жизнедеятельности Методика «Исключение лишнего». Беседа по сюжетным иллюстрациям, с изображением детей в конкретной опасной ситуации: «Колючий гвоздь»; «Осторожно, горячо!» «Бумага в огне»; «Падающая книга» и др.
Поведение в чрезвычайных ситуациях Беседа по картинке «Один дома». Тест «Дорожная история».
Суждение о правилах безопасности жизнедеятельности Беседа «Кто ты, незнакомец?», «Опасности в играх».
Рассмотрим представленный диагностический инструментарий подробнее[4; 21].
Для выявления знаний правил безопасности жизнедеятельности проводится методика «Исключение лишнего», детям предлагается определить опасные предметы (режущие, колющие, пожароопасные), использование которых может привести к травмам. Могут использоваться как реальные предметы, так их фотографии.
Проводится беседа по сюжетным иллюстрациям, на которых изображены дети в конкретной опасной ситуации, например «Падающая книга», «Осторожно, горячо!» и другие.
Беседуя по картинке «Один дома», мы определяем, насколько легко дошкольник находит правильный выход из сложившейся ситуации, каково его поведение в чрезвычайных ситуациях.
Тест «Дорожная история» позволяет выявить знания детей о правилах дорожного поведения. Ребенок придумывает за короткий промежуток времени дорожную историю с различными ситуациями, произошедшими либо с ним самим, либо со сказочными персонажами, и пересказывает ее. Необходимо учесть знания детей по правилам дорожного движения, оригинальность сюжета, полноту рассказа.
Для выявления уровня суждений детей о правилах безопасности жизнедеятельности проводится беседа «Опасности в играх», которые позволяют оценить поведение других ребят, оказавшихся в ситуации опасности в играх. Беседа «Кто ты, незнакомец?» направлена на выявление безопасности в общении с незнакомыми людьми, позволяет в дальнейшем предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.
Наличие данного диагностического инструментария и анализ результатов работы, проведенной с детьми, позволили определить уровни сформированности основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни сформированности основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Критерии Уровни
Высокий Средний Низкий
Знание правил безопасности жизнедеятельности Ребенок имеет полные представления об источниках опасности и соответствующих мерах предосторожности Ребенок имеет достаточно полные представления об источниках опасности и соответствующих мерах предосторожности Ребенок не имеет конкретных представлений об источниках опасности и соответствующих мерах предосторожности
Поведение в чрезвычайных ситуациях Ребенок легко находит правильный выход из сложившейся ситуации Ребенок может найти правильный выход из сложившейся ситуации, но не всегда уверен в собственном решении Ребенок не может найти правильный выход из сложившейся ситуации, не уверен в собственном решении
Суждение о правилах безопасности жизнедеятельности Ребенок понимает и доказательно аргументирует значимость соблюдения правил безопасности жизнедеятельности Ребенок понимает, но не всегда доказательно аргументирует значимость соблюдения правил безопасности жизнедеятельности Ребенок не понимает, не может аргументировать значимость соблюдения правил безопасности
Выводы. Анализ результатов диагностического исследования показал, что 35 % детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень сформированности основ безопасного поведения, имеют полные представления об источниках опасности и соответствующих мерах предосторожности, могут найти верный выход из сложившейся ситуации, доказательно аргументировать его, понимают значимость соблюдения правил безопасности жизнедеятельности. 50 % детей имеют средний уровень сформированности основ безопасного поведения, могут найти правильный выход из сложившейся ситуации, но не всегда уверены в собственном решении. 15 % детей имеют низкий уровень сформированности основ безопасного поведения, не имеют конкретных представлений об источниках опасности и соответствующих мерах предосторожности, не могут найти правильный выход из сложившейся ситуации, не уверены в собственном решении, не понимают и не могут аргументировать значимость соблюдения правил безопасности.
Таким образом, результаты диагностического исследования детей старшего дошкольного возраста показали необходимость разработки и реализации комплекса педагогических условий, направленных на сохранение, укрепление и развитие безопасного поведения каждого ребенка при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Литература:
1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина. М.: АСТ. 2002. 279 с.
2. Бабаева Т.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. М.: Детство-Пресс, 2016. 243 с.
3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.: Знание, 2016. 90 с.
4. Выбина Е.Ю. Проект «Азбука дорожного движения» / Е.Ю. Выбина, Е.В. Кириленко // Ребенок в детском саду. № 9. 2019. С. 21-26.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Знание, 2016. 560 с.
6. Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду / А. Гогоберидзе, Т. Бабаева [Текст]. М.: Детство-Пресс, 2011. 592 с.
7. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. 2015. № 7. С. 15-20.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. 3-е изд., дополн. М.: Дом педагогики, 1999. 418 с.
10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
11. Кобрин В.М. Безопасность жизнедеятельности. Харьков, 1997.
12. Леонтьев А.Н., Становление психологии деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookz.ru/authors/aleksei-leont_ev/stanovle_263/1-stanovle_263.html
13. Мартынова А.П. Безопасность жизнедеятельности. Раздел 1. Гигиена труда. Учебно-практическое пособие . М., МГУТУ. 2004.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. М.: Просвещение, 2009. 582 с.
15. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка. СПб.: Респекс, 2009. 384 с.
16. Тимофеева Л. Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание № 7. 2019. С. 4-11.
17. Федеральный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn-80abucjiibhv9a.
18. Фирсова А. Безопасность детей - наше общее дело / А. Фирсова, Н. Васильева // Дошкольное воспитание №7. 2018. С. 11-18.
19. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста Т.Г. Храмцова. М.: Педагогическое общество России, 2016. 80 с.
20. Шойгу С.К. Организационные указания по подготовке населения РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций // Основы безопасности жизнедеятельности. №2. 1998. С. 55-60.
21. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 80 с.
22. Щеголев И.А. Основы безопасности жизнедеятельности человека: методическое пособие для учителя начальной школы / Л.А. Михайлов, Н.Д., Копылов, П.Г., Михеева И.А., Щеголев В.П. Соломин. СПб.: Специальная литература, 1998.
Педагогика
УДК 371.134:78
кандидат педагогических наук, доцент Шинтяпина Инна Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей профессиональной подготовки будущих учителей музыки, которая включает комплекс как теоретических, так и практических компетенций, в частности в области вокально-хоровой деятельности. Анализируются возможности хорового искусства в процессе воспитания педагога профессионала, специфика его деятельности в хоровом коллективе и классе дирижирования.
Ключевые слова: дирижерско-хоровая подготовка, профессиональные компетенции, учитель музыки.
Annotation. The article is devoted to the consideration of the features of professional training of future music teachers, which includes a set of both theoretical and practical competencies, in particular in the field of vocal and choral activity. The possibilities of choral art in the process of educating a professional teacher, the specifics of his activities in the choir team and conducting class are analyzed.
Keywords: conducting and choral training, professional competencies, music teacher.
Введение. В данный момент перед профессиональным педагогическим образованием ставится задача подготовки такого специалиста для школы, который способен к самостоятельности мышления, организации самостоятельной творческо-исследовательской деятельности, актуализации и интерпретации базового комплекса профессиональных компетенций. Создания условий для ее реализации, обеспечивающих не только саморазвитие, самореализацию и самоактуализацию личности будущего педагога, но и способствующих совершенствованию устоявшихся организационных форм, методов, технологий обучения и порождению новых. Каждый учитель, и особенно педагог в области музыкального искусства, должен владеть не только полной суммой знаний и навыков профильного направления, но и комплексом творческих умений необходимых в любом виде деятельности.
Практическая активность учителя музыки включает, наряду с дидактическими и чисто исполнительские аспекты: хоровое дирижирование, вокальная работа, владение инструментом. Важной частью музыкально-просветительской и профессиональной работы учителя музыки является руководство хоровым, фольклорным или вокально-инструментальным школьным коллективом, которое включает полный комплекс требований к музыкальному руководителю.
Изложение основного материала статьи. Целью статьи обозначено определение компетентностных приоритетов в комплексной профессиональной подготовке будущего учителя музыки в процессе дирижерско-хоровой деятельности. Основными задачами выступили анализ концептуальных подходов в данном аспекте, а также изучение потенциальных возможностей актуализации обучения в данном направлении.
На современном этапе общественного развития ощутимо выявляется противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Кризис духовности ведет к негативным последствиям социально-политического и экономического характера, кроется в недостатках системы образования. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация, несомненно, ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб художественно-эстетическому, а также эмоционально-творческому отношению к действительности, развитию креативности личности.
По мнению В.Г. Ражникова одной из основных задач современной музыкальной педагогики выступает именно формирование личности музыканта - художника. Широкие воспитательные возможности музыкальной педагогики не используются, не включаются в живой процесс постижения музыки, отмечает педагог - исследователь «ибо катастрофически падает уровень художественности, личной ответственности в сфере музыкального искусства» [7, 4].
Художественное воспитание вообще и музыкальное в частности способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности. Крупнейший композитор Д.Д. Шостакович в одной из статей писал: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершенней. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы...» [8, с. 197]. Музыкальное искусство выступает проводником высоких духовных элементов культуры, позитивно влияя на творческое развитие личности и ее эстетическое сознание.
Хоровое искусство является специфическим направлением музыкально-исполнительской деятельности, включающим сочетание индивидуальных и групповых форм совместной деятельности. Возможность интеграции и концентрации основных видов музыкального исполнительства делает хоровые занятия одним из важных компонентов процесса воспитания будущих учителей музыки разных образовательных учреждений.
Проблема творчества, в частности в музыкальном искусстве, привлекает внимание многих ученых философов, социологов, психологов, физиологов. Вопросы профессиональной подготовки учителей музыки в последние десятилетия подробно исследовались в работах Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Ж.М. Дебелой, Г.М. Цыпина, В.Г. Ражникова Т.А. Палагиной и др. Труды этих исследователей освещают