Научная статья на тему 'Формирование осенней миграции большой синицы Parus major в Эстонии'

Формирование осенней миграции большой синицы Parus major в Эстонии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Вильбасте Х.

Второе издание. Первая публикация: Вильбасте Х. 1975. Формирование осенней миграции большой синицы в Эстонской ССР // Материалы Всесоюз. конф. по миграциям птиц. М., 1: 162-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование осенней миграции большой синицы Parus major в Эстонии»

Долгушин И.А. 1960. Птицы Казахстана. Алма-Ата, 1: 1-470.

Ерёмина О.И., Прокопов К.П. 2012. Камышница (Gallinula chloropus) и широконоска (Anas clypeata) - новые виды гнездящихся птиц Западного Алтая // Зап. Усть-Каменогорск. фил. Каз. геогр. общ-ва. Усть-Каменогорск, 6: 64-66.

Лухтанов А.Г., Березовиков Н.Н. 2003. Материалы к орнитофауне Бухтармин-ской долины (Юго-Западный Алтай) // Рус. орнитол. журн. 12 (239): 1130-1146.

Стариков С.В. 2005. Орнитологические исследования в Бухтарминской долине и на прилегающих хребтах казахстанского Алтая в 2005 г. // Каз. орнитол. бюл. 2005: 111-137.

Стариков С.В. 2006. Аннотированный список птиц Катон-Карагайского национального парка и прилегающих территорий Алтая // Тр. Катон-Карагайского национального парка. Усть-Каменогорск, 1: 147-241.

Сушкин П.П. 1938. Птицы Советского Алтая и прилежащих частей СевероЗападной Монголии. М.; Л.:, 1: 1-320.

Яблонский Н.И. 1904. Алтай. Гл. XXVI. Охотничьи и промысловые птицы и звери Южного Алтая. Птицы - Aves // Природа и охота, июль: 40-43; август: 7-11; сентябрь: 14-16.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 790: 2115-2117

Формирование осенней миграции большой синицы Parus major в Эстонии

Х.Вильбасте

Второе издание. Первая публикация в 1975*

Данные для настоящей работы собраны в юго-западной Эстонии в 1971-1974 годах в ходе операций «Парус» и «Балтика».

Популяцию большой синицы Parus major Эстонии условно можно разделить на 3 экологические группы: 1) в большей или меньшей степени урбанизированная экологическая популяция большой синицы в городах и их окрестностях; 2) «нормальная» экологическая популяция в древесных насаждениях сельскохозяйственного ландшафта; 3) природная экологическая популяция большой синицы (среди крупных лесов и верховых болот). В природе эти группы не являются резко обособленными, наоборот, отмечается некоторое смешивание особей на контактных участках. Но всё же наблюдается ряд существенных различий у этих популяций, которые противоречат рассматриванию всего населения большой синицы как единой популяции.

* Вильбасте Х. 1975. Формирование осенней миграции большой синицы в Эстонской ССР //Материалы Всесоюз. конф. по миграциям птиц. М., 1: 162-163.

Наиболее оседлым образом жизни обладает первая группа, в которой более 20% успешно вылетевших из гнезда молодых птиц остаётся гнездиться поблизости от места рождения. В природной же популяции все поголовно молодые птицы покидают свои места рождения. В этой популяции и уже успешно гнездившиеся взрослые особи не очень тесно связаны с прежним местом гнездования и только в редких случаях повторно гнездятся в окрестностях места прежнего гнездования. Большинство больших синиц, участвующих в дальних перелётах, как раз и относится к природной, в меньшей мере — к «нормальной» популяции.

Осенью в какой-либо местности обычно начинают миграцию большие синицы местного происхождения, за которыми следуют особи из более северных районов. Миграционное беспокойство в пределах конкретной популяции начинается более или менее одновременно у всех одновозрастных молодых птиц, у самок на несколько дней раньше. У природной популяции эта разница кажется несколько большей. Самки начинают отлёт более сплочённо, у самцов же миграция в начальной стадии носит характер кочёвок, которыми обусловливается запаздывание отлёта части самцов более чем на неделю. Таким образом, в начале миграции преобладают самки. Так как самки во время пролета двигаются быстрее, то самцы из какого-либо более удалённого района могут отставать на пролёте от самок на интервал до 10 дней.

В нормальных условиях через 5-7 дней после начала отлёта молодых из первых выводков начинается отлёт молодых птиц из повторных. В этом случае самки также опережают самцов. На 15-20 дней после начала миграции, в некоторые годы даже позже, начинают отлетать молодые птицы из вторых выводков.

Таким образом, отлёт больших синиц одной местности длится около одного месяца, причём в каждой категории отлёт самок несколько предшествует отлёту самцов.

Большая синица предпочитает мигрировать обычно при ясной погоде, против слабого до среднего ветра. При неблагоприятных условиях пролёт приостанавливается или — при северном ветре — происходит обратная миграция, которая может увести птицу на несколько сотен километров в северном направлении. В то же время обратная миграция и временная приостановка миграции смешивают популяции разных местностей. В конечный период перелёта обратная миграция — обычное явление, причём при затухании миграционного стремления птицы могут оставаться на зимовку заметно севернее, чем они уже находились в некоторое время в ходе миграционных передвижений. Из этого следует, что у большой синицы в разные годы бывают разные места зимовок, дистанция между которыми может достигать более полутысячи километров. Обратной миграцией объясняется и то обстоя-

тельство, что большая синица в разные годы пользуется разными миграционными путями, которыми у одной и той же особи могут быть в один год восточный берег Балтийского моря, а в другой — западный.

Пролетающие Эстонию большие синицы происходят с севера и востока (до Вологды). Зимовки расположены до Северной Франции.

В осенней миграции 1974 года участвовало гораздо больше взрослых самцов, нежели обычно. Среди них встречались самцы в возрасте более 4 лет. Однако зимовать в Эстонии осталось больше самок, чем в предыдущие годы.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 790: 2117

О нахождении журавля-красавки Anthropoides virgo в Ульбинской долине (Западный Алтай)

Ю.К.Зинченко

Второе издание. Первая публикация в 2002*

До последнего времени гнездование журавля-красавки Anthropoides virgo наблюдалось преимущественно в долине Иртыша между Усть-Каменогорском и Семипалатинском, тогда как в земледельческой долине между Усть-Каменогорском и Риддером (Лениногорском) эта птица не наблюдалась. В связи с этим интересен факт встречи территориальной пары красавок 12 мая 2002 на поле между Белока-менкой и Михайловкой.

Ю ^

* Зинченко Ю.К. 2002. О нахождении красавки в Ульбинской долине (Западный Алтай) // Каз. орнитол. бюл. 2002: 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.