Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АМЕРИКАНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ПОМОЩИ (АРА) В ПЕТРОГРАДСКОМ ДИСТРИКТЕ В 1921-1923 ГГ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АМЕРИКАНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ПОМОЩИ (АРА) В ПЕТРОГРАДСКОМ ДИСТРИКТЕ В 1921-1923 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ (АРА) / ГОЛОД / ПЕТРОГРАД / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВА / З.И.ЖУКОВ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филиппова Мария Николаевна, Романова Анна Николаевна

Цель. Важным аспектом при описании миссии Американской администрации помощи (АРА) в Советской России в 1921-1923 гг., являются действия советских властей, принимавших иностранную помощь для голодающих. Цель работы - проследить формирование государственных органов для работы с АРА в Петрограде и выявить основные направления их деятельности. Метод проведения работы. Методологическая основа работы - принципы историзма, системности, научности и объективности. Использованы историко-критический, историко-сравнительный, источниковедческие методы. Изучены документы из Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Государственного архива Российской Федерации (Москва), опубликованные исследования. Результаты. На первых порах в Петрограде миссию АРА принимал Петрогубисполком. Был образован русско-американский исполком. После возникновения представительства советского правительства в Петроградской губернии для работы с АРА Петрогубисполком сотрудничал с ним. Уполномоченным Представителем правительства с ноября 1921 г. был З. И. Жуков. Представительство правительства занималось материальным обеспечением работы АРА, являясь посредником между АРА и советскими учреждениями и организациями. Оно находило источники финансирования для оплаты предоставленных товаров и услуг. С июня 1922 г. Представительство правительства перешло на хозрасчет. Органы советской власти для работы с АРА окончательно сформировались к осени 1922 г. В Петрограде в работе с АРА участвовали имевшиеся представительства наркоматов (НКИД, Внешторг), ПЕПО, а также милиция и ВЧК. Область применения результатов. Материалы работы могут быть использованы для научных обобщений в теме помощи АРА, при подготовке учебных материалов по отечественной истории. Результаты могут заинтересовать краеведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SOVIET AUTHORITIES FOR INTERACTION WITH THE AMERICAN RELIEF ADMINISTRATION (ARA) IN THE PETROGRAD DISTRICT IN 1921-1923

Purspose. An important aspect of description of the mission of the American Relief Administration (ARA) in Soviet Russia in 1921-1923 is the actions of the Soviet authorities received foreign aid for their starving people. The purpose of the work is to observe the formation of state organs for working with the ARA in Petrograd and to reveal the main directions of their activities. Methodology. The methodological basis of the work is the principles of historicism, systematic and scientific characters and objectivity. The historical-critical, historical-comparative, source study methods were used. The paper used documents from the Central State Archives of St. Petersburg, the State Archives of the Russian Federation (Moscow) and published studies. Results. At the first period the ARA mission in Petrograd was received by the Petrogubispolkom. To cooperate with the ARA mission, the Petrogubispolkom appointed its representatives, formed a Russian-American executive committee. The later established representation of the Soviet government with the ARA in the Petrograd district cooperated with the Petrogubispolkom. Z.I. Zhukov was the plenipotentiary representative of the government after November 1921. The plenipotentiary representative supported the work of the ARA materially, being an intermediary between the ARA and Soviet institutions and organizations. It found sources of funding to pay for the goods and services. In June 1922 the plenipotentiary representation turned to self-financing. The organ of Soviet authorities for working with the ARA was finally formed by the fall of 1922. In Petrograd the existing representatives of the People’s Commissariats (NKID, Vneshtorg), PEPO, police and the Cheka took part in the work with the ARA. Practical implications. The data obtained can be useful for scientific development in the subject of relief of the ARA, in preparation of educational works on Russian history. The results may be of interest to local historians.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АМЕРИКАНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ПОМОЩИ (АРА) В ПЕТРОГРАДСКОМ ДИСТРИКТЕ В 1921-1923 ГГ»

DOI: 10.12731/2077-1770-2021-13-3-32-49 УДК 930, 908

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ

советской власти для взаимодействия с американской администрацией помощи

(АРА) В ПЕТРОГРАДСКОМ ДИСТРИКТЕ В 1921-1923 ГГ.

Филиппова М.Н., Романова А.Н.

Цель. Важным аспектом при описании миссии Американской администрации помощи (АРА) в Советской России в 1921-1923 гг., являются действия советских властей, принимавших иностранную помощь для голодающих. Цель работы - проследить формирование государственных органов для работы с АРА в Петрограде и выявить основные направления их деятельности.

Метод проведения работы. Методологическая основа работы -принципы историзма, системности, научности и объективности. Использованы историко-критический, историко-сравнительный, источниковедческие методы. Изучены документы из Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Государственного архива Российской Федерации (Москва), опубликованные исследования.

Результаты. На первых порах в Петрограде миссию АРА принимал Петрогубисполком. Был образован русско-американский исполком. После возникновения представительства советского правительства в Петроградской губернии для работы с АРА Петрогу-бисполком сотрудничал с ним. Уполномоченным Представителем правительства с ноября 1921 г. был З. И. Жуков. Представительство правительства занималось материальным обеспечениемра-боты АРА, являясь посредником между АРА и советскими учреждениями и организациями. Оно находило источники финансирования для оплаты предоставленных товаров и услуг. С июня 1922 г. Представительство правительства перешло на хозрасчет. Органы советской власти для работы с АРА окончательно сформиро-

вались к осени 1922 г. В Петрограде в работе с АРА участвовали имевшиеся представительства наркоматов (НКИД, Внешторг), ПЕПО, а также милиция и ВЧК.

Область применения результатов. Материалы работы могут быть использованы для научных обобщений в теме помощи АРА, при подготовке учебных материалов по отечественной истории. Результаты могут заинтересовать краеведов.

Ключевые слова: Американская администрация помощи (АРА); голод; Петроград; представительство правительства; З.И.Жуков; гуманитарная помощь

FORMATION OF THE SOVIET AUTHORITIES FOR INTERACTION WITH THE AMERICAN RELIEF ADMINISTRATION (ARA) IN THE PETROGRAD DISTRICT IN 1921-1923

Filippova M.N., Romanova A.N.

Purspose. An important aspect of description of the mission of the American Relief Administration (ARA) in Soviet Russia in 1921-1923 is the actions of the Soviet authorities received foreign aid for their starving people. The purpose of the work is to observe the formation of state organs for working with the ARA in Petrograd and to reveal the main directions of their activities.

Methodology. The methodological basis of the work is the principles of historicism, systematic and scientific characters and objectivity. The historical-critical, historical-comparative, source study methods were used. The paper used documents from the Central State Archives of St. Petersburg, the State Archives of the Russian Federation (Moscow) and published studies.

Results. At the first period the ARA mission in Petrograd was received by the Petrogubispolkom. To cooperate with the ARA mission, the Petrogubispolkom appointed its representatives, formed a Russian-American executive committee. The later established representation of the

Soviet government with the ARA in the Petrograd district cooperated with the Petrogubispolkom. Z.I. Zhukov was the plenipotentiary representative of the government after November 1921. The plenipotentiary representative supported the work of the ARA materially, being an intermediary between the ARA and Soviet institutions and organizations. It found sources of funding to pay for the goods and services. In June 1922 the plenipotentiary representation turned to self-financing. The organ of Soviet authorities for working with the ARA was finally formed by the fall of1922. In Petrograd the existing representatives of the People s Commissariats (NKID, Vneshtorg), PEPO, police and the Cheka took part in the work with the ARA.

Practical implications. The data obtained can be useful for scientific development in the subject of relief of the ARA, in preparation of educational works on Russian history. The results may be of interest to local historians.

Keywords: American Relief Administration (ARA); hunger; Petrograd; Soviet Representative Plenipotentiary with the ARA; Z.I. Zhukov; humanitarian aid

Введение

Приглашение гуманитарных иностранных миссий для спасения голодающих в России в 1921-1923 г. является уникальным событием в практике большевиков. Лидером в оказании помощи была Американская администрация помощи (АРА). У гуманитарных организаций, созданных и возглавляемых Г. Гувером, в том числе и у АРА, имелся уникальный опыт помощи гражданскому населению, пострадавшему от Первой мировой войны и ее последствий. При этом для получения наибольшей пользы от иностранной помощи голодающим огромное значение имела работа советских властей. Изучение действий советских центральных и местных властей необходимо для создания объективной картины спасения голодающих.

В настоящее время деятельность миссии АРА в Петрограде остается практически неисследованной. Цель работы - проследить формирование представительства правительства для работы с АРА

в Петрограде и выявить его основные направления деятельности. Опыт организации приема помощи в Петрограде актуален для гуманитарных операций и в сегодняшние дни. Кроме того, этот период истории Санкт-Петербурга мало изучен регионоведами.

Материалы и методы

Основой для работы стали материалы из Центрального государственного архива Санкт-Петербурга и Государственного архива Российской Федерации (Москва), которые соотносятся с опубликованными cведениями о деятельности АРА в Советской России. Результаты изложены в хронологической последовательности.

Методологической основой работы стали принципы историзма, системности, научности и объективного познания. Были применены историко-критический, историко-сравнительный методы, а также источниковедческие методы. Применены такие общенаучные методы, как описание, объяснение, сопоставление, интерпретация, анализ.

Результаты и обсуждение

Летом 1921 г. Советская Россия находилась в глубоком социально-экономическом кризисе, надвигающийся голод грозил уже самому существованию нового социалистического государства. В бедственном положении оказались и жители Петрограда, тяжесть их положения показывает, например, то, что за период между 1917 г. и 1920 гг. Петроград потерял 1,6 млн человек, на которые он увеличился за предыдущие 50 лет [20; 41, р. 82].

Первой структурой советской власти для реального противодействия надвигающейся гуманитарной катастрофе можно считать правительственную Центральную комиссию помощи голодающим при ВЦИК (ЦК Помгол). ЦК Помгол был создан согласно постановлению ВЦИК от 10 июня с дополнением от 18 июля 1921 г. [11, с. 403], при этом была ликвидирована общественная организация ВК Помгол [17].

Основой для взаимодействия Советской власти и АРА явился Рижский договор, заключенный 20 августа 1921 г. и подписанный по уполномочию Совета Народных Комиссаров РСФСР заместите-

лем Народного Комиссара по иностранным делам М. Литвиновым и сотрудником АРА В. Л. Брауном [9, с. 281-286]. 27 августа 1921 г. первая группа американцев прибыла в Москву, где была устроена Центральная штаб-квартира российской миссии АРА [41, р. 71]. 1 сентября 1921 г. в Петроград пришел первый пароход АРА «Феникс» с продовольствием [41, р. 80].

Молодое советское государство в начале 1920-х гг. строило государственные институты, при этом властный и управленческий аппарат Советской России формировался как бюрократический [40, с. 55]. В октябре 1921 г. в состав ЦК Помгол входили представители руководства наркоматов (в основном сами наркомы) путей сообщения, социального обеспечения, здравоохранения, внешней торговли, иностранных дел, национальностей, продовольствия, внутренних дел и некоторых других государственных органов [11, с. 414], что соответствует направлениям работы Помгола и определяет круг учреждений, предоставлявших своих сотрудников для работы с организациями помощи.

До появления централизованной государственной структуры для взаимодействия с АРА в Петроградском дистрикте эти функции полностью взял на себя Петроградский губернский исполком (Пе-трогубисполком); и впоследствии Петрогубисполком, осуществляя исполнительную власть в губернии и заботясь о своих жителях, активно способствовал работе АРА.

Первым представителем Петроисполкома для работы с АРА стал Карл Миккельевич Бегге. 16 сентября 1921 г. руководители АРА в Петрограде обращались к Бегге как к заведующему делами Внешторга с просьбой согласовать нанимаемых ими сотрудников и установить им жалование и паек [25, л. 9]. В письме от 30 сентября 1921 г. американцы обращаются к нему как к Уполномоченному Представителю Петроисполкома при А.А.П. (Американская Администрация Помощи, так сокращали АРА в сентябре 1921 г.) [25, л. 1]. До этого назначения, с июля 1921 г. Бегге был членом коллегии Внешторга [42], позднее, с 11 ноября 1921 г., - Первым председателем президиума Северо-Западной областной торговой палаты

[21, с. 20], в 1922 г. он продолжил работать Управляющим Петроградского отделения комиссариата внешней торговли [4, с. 309].

19 сентября 1921 г. ВЦИК издал Декрет № 23228, обязательный для исполнения всеми наркоматами, Реввоенсоветом республики и губернскими исполкомами. ВЦИК обязал все учреждения и ведомства рассматривать ходатайства АРА в течение 48 часов, свести до минимума существующие формальности, взять на контроль каждый случай отказа по ходатайствам АРА [10]. 24 сентября 1921 г. ВЦИК создал отдел для взаимодействия с АРА и советским правительством как на высшем, так и на региональных уровнях. Иоганн Пальмер был назначен представителем советской власти при организации АРА, уполномоченным выдавать инструкции всем ветвям власти, в том числе военным, по всем вопросам, касающимся работы АРА. Он имел право реквизировать транспорт и средства связи, предпринимать законные меры против тех, кто противодействует его указаниям или деятельности АРА. В целом, он был наделен полномочиями требовать выполнения всех условий Рижского соглашения [44, р. 79].

3 октября 1921 г. декретом ВЦИК было образовано Полномочное представительство Правительства РСФСР при АРА и назначены уполномоченные по республикам и областям, затронутым голодом [39], среди которых одной из территориальных единиц (дистриктов) стала Петроградская губерния [25, л. 27]. В одном дистрикте работало не более 12 американцев [12, с. 37].

В этот же день 3 октября, в связи с тем, что предварительные мероприятия по организации работы АРА были почти закончены, в Петрограде был сформирован Исполком для решения вопросов по работе АРА. В состав Исполкома вошли К. М. Бегге (как представитель правительства), американцы Д. А. Лоури и К. Г. Боуден, петроградские доктора Ниссен и Гербст, управляющий делами русский служащий Н. Ланге [26, л. 1].

7 октября 1921 г. К. М. Бегге освободили от обязанностей представителя Петроградского исполкома при АРА «в пользу» Горация Абрамовича Залкинда [25, л. 15] (Г. А. Залкинд с 1920 г. по 1938 г. сотрудник Управления Наркомата по иностранным делам (НКИД) [18], в 1922 г. заведующий информационно-правового отдела НКИД [4, а 301]).

22 октября 1921 г. представителем Петроградского исполкома при АРА назначается Сарра Наумовна Равич [25, л. 142] (с 20 марта 1920 г. она занимала пост уполномоченного НКИД в Петрограде [8, с. 154]).

1 ноября 1921 г. Зинон Иванович Жуков был назначен Особоуполномоченным Полномочного представителя правительства РСФСР при всех заграничных организациях помощи по Петроградской губернии [38, л. 1]. Его кандидатуру выдвинул Петроисполком [25, л. 30].

Жуков работал с миссией АРА до ее окончания [39]. До этого назначения Жуков работал Управделами Иностранного подотдела полномочного представителя НКИД в Петрограде [8, с. 153]. Очевидно, это тот же «старый большевик Зенон Иванович Жуков», который упоминается в книге [15, с. 10] как бывший капитан дальнего плавания и начальник «морского всевобуча» в Петрограде. Так же его описывают и американцы - как «старого крепкого моряка -большого вождя революции»; по их сведениям, позже Жуков стал директором фабрики игральных карт [43, р. 477].

С 1 ноября 1921 г. в Управлении Жукова его заместителем стал работать Эдмунд Германович Кадиш [28, л. 31, 71; 38, л. 1]. 1 ноября 1921 г. управляющим делами представителя Петроградского исполкома при АРА назначили Аполлинария Константиновича Михайлова [25, л. 132], который позже стал занимать должность старшего секретаря в представительстве Жукова [38, л. 1].

В ноябре 1921 г. должность Полпреда СНК РСФСР при АРА занял Александр Владимирович Эйдук, «прославленный герой революции», а И. Пальмера ввиду его недостаточного политического веса назначили заместителем Эйдука [44, р. 80]. Деятельность А. В. Эйдука в руководстве представительства СНК РСФСР при заграничных организациях помощи голодающим продолжалась с 11 ноября 1921 г. до мая 1923 г. [1, с. 712].

В ноябре Жуков подписывал письма как Особоуполномоченный (или Уполномоченный) Полномочного представителя РСФСР при АРА по Петроградской губернии (всегда опуская слово «правительства») [28, л. 49, 50, 85].

Как видно из следующих документов, в течение некоторого времени в Петрограде для взаимодействия с АРА от лица Советской

власти одновременно назначались как представитель правительства, так и представитель Петрогубисполкома. В архиве имеются, например, письма от 9 и 12 ноября 1921 г. от американцев, в котором они обращались к Г. А. Залкинду в Комиссариат по иностранным делам как к Уполномоченному Представителю Петроисполкома при АРА [25, л. 25; 29, л. 2]. 21 ноября 1921 г. американцы обращались к Г. В. Цыперовичу (Цыперович - глава Петроградского отделения Внешторга [3, л. 19]) как к Уполномоченному представителю при АРА [28, л. 25]. 30 ноября 1921 г. Петроградский исполком назначил З. И. Жукова заместителем Цыперовича по работе с АРА [25, л. 73].

3 декабря 1921 г. постановление Петросовета обязало Представительство Жукова организовать взаимное представительство с Комиссией Помгола [23, л. 25]; об исполнении этого поручения нам не известно.

В связи с увеличением числа иностранных организаций, предоставлявших гуманитарную помощь, постановлением ВЦИК от 7 декабря 1921 г. Полномочное представительство правительства РСФСР при АРА было преобразовано в Полномочное представительство правительства РСФСР при всех заграничных организациях помощи голодающим [16], а А. В. Эйдук был назначен его Полномочным представителем [6, л. 7]. Полномочное представительство правительства работало во взаимодействии с Заграничным отделом ЦК Помгол, занималось переговорами с иностранными организациями, подготовкой к подписанию договоров и соглашений с ними, координацией деятельности заграничных организаций и контролем за этой деятельностью, реализацией помощи заграничных организаций, разрешением конфликтов между заграничными организациями и местными советскими учреждениями и организациями. В составе Представительства существовали отделы: организационный, статистический, транспортный, финансовый, хозяйственный, административный, печати; управление делами, секретариат и медицинская часть [16]. Также 7 декабря 1921 г. Пальмера уволили из руководства Представительства «с откомандированием обратно на прежнюю работу» [6, л. 7].

Соответственно изменилась должность З. И. Жукова, 24 декабря 1921 г. он подписывается как Особоуполномоченный Полномочного представителя правительства РСФСР при всех заграничных организациях помощи голодающим по Петроградской губернии [28, л. 207]. Помимо АРА Жуков работал и с другими иностранными миссиями помощи (Германский Красный Крест, Насеновский комитет, Шведский Красный Крест, Французский Красный Крест, Международная рабочая организация помощи голодающим России, общество «Джойнт») [5, л. 109].

В декабре 1921 г. у З. И. Жукова были 3 сотрудника: Э. Г. Ка-диш - заместитель, А. К. Михайлов - секретарь, О. Плессор - сотрудник по поручениям [27, л. 12]. Офисы Жукова и АРА находились в одном здании по адресу Морская улица, д. 40 [4, с. 413].

15 февраля 1922 г. постановлением ВЦИК было создано представительство правительства УССР при заграничных организациях в составе Полномочного представительства правительств РСФСР и УССР при всех заграничных организациях помощи голодающим [16]. Полноценное включение трех белорусских дистриктов в систему помощи АРА произошло в январе-феврале 1922 г., при этом БССР отдельный договор с АРА не заключила и присоединилась к договору АРА с РСФСР, соответственно без изменения структуры и названия Представительства [19, с. 63]. На документах Жукова ставился штамп «Уполномоченный Полномочного представителя правительства РСФСР при всех заграничных организациях ПОМГОЛА по Петроградской губернии» (август 1922 г.) [5, л. 109].

Позднее, в связи с ликвидацией ЦК Помгола по постановлению президиума ВЦИК от 7 сентября 1922 г. и созданием Центрального Комитета по борьбе с последствиями голода при ВЦИК (ЦК Послед-гол) Представительство перешло в ведение Заграничного отдела ЦК Последгола. Эти преобразования повлекли за собой расширение задач, стоявших перед Представительством, которому теперь дополнительно было поручено содействие восстановлению сельского хозяйства [16]. 27 июня 1922 г. Полномочным представителем правительства РСФСР и УССР при всех заграничных организациях по-

мощи был назначен Карл Иванович Ландер [43, р. 181]. Он же был и Полномочным представителем правительства РСФСР и УССР при всех заграничных организациях помощи России [7, л. 16; 31, л. 133].

Количество сотрудников в Управлении Жукова увеличилось, составив 1 января 1923 г. 25 человек [38, л. 1, 1об.].

В основном материальные ресурсы, необходимые для работы (топливо, мебель, одежду и т. п.), АРА получала от крупнейшего кооператива города - Петроградского единого потребительского общества (ПЕПО) при посредничестве Жукова.

Столовые АРА были оборудованы Петрокоммуной, Наробразом1 и Путиловским заводом [22, л. 203].

При необходимости для решения срочных проблем Жуков обращался в различные организации. Так, дрова он получал и от ПЕПО, и от НКИД, и от Чрезутоп, и от Петрообластоп [29, л. 8, 13, 39, 40, 55, 70]. Оборудование для посылочного отдела АРА Жуков получил от хозотдела управления НКИД в Петрограде [28, л. 204].

Значительные усилия Жукова уходили на получение денег у Петрогубисполкома для оплаты расходов АРА [5, л. 11, 11об.]. На первых порах представительство Жукова использовало местные средства, и деятельность АРА обеспечивалась за счет средств Нар-комздрава и Наркомобраза [25, л. 30]. Согласно решению Большого Президиума Петрогубисполкома (декабрь 1921 г.) финансовые расходы, связанные с деятельностью АРА, распределялись на Губздра-вотдел, Наробраз и ПЕПО [23, л. 25], также само представительство Жукова выделяло сумму [22, л. 204об.]. Необходимые кредиты выдавал Петрогубисполком [29, л. 70].

С 1 июня 1922 г. представительство Жукова было переведено на хозяйственный расчет [36, л. 1]. Жуков изыскивал финансовые средства для обеспечения деятельности АРА, в том числе довольно неочевидные. Петрогубисполком выносил решения по предложениям Жукова [24, л. 225, 230]. 29 мая 1922 г. было открыто казино «Сплендид-палас» «под контролем тов. Жукова» с азартными игра-

1Петрокоммуна - название ПЕПО до июня 1921 г., Наробраз - отдел Петрогубисполкома.

ми и продажей спиртных напитков [37, л. 2, 34], казино освободили от уплаты налога в пользу Помгола [24, л. 230; 37, л. 35], выручку от казино передавали на «расходы по АРА» [37, л. 37]; при этом излишки от доходов казино должны были передаваться на текущие городские расходы - отделу Наробраза и Президиуму Петросовета, Губернскому отделу Труда и Гумту [37, л. 33, 36] на содержание безработных, на покрытие задолженностей по разгрузке пароходов, на улучшение питания инвалидов войны [37, л. 36, 37]. В то же время не было принято предложение Жукова о снятии с ресторана казино местного налога при взимании уравнительного сбора [37, л. 32]. Представительство Жукова получало также доход от четырех клубов Лото [36, л. 2; 37, л. 9, 10]. Для «самостоятельного содержания столовых АРА» был разрешен ввоз немецкого пива, при этом его приравняли к ввозимым беспошлинно грузам Помгола, и 5 % дохода от продажи передавались в пользу Помгола (фактически осуществилась одна поставка) [24, л. 433; 36, л. 3; 37, л. 33]. Небольшой доход Представительство Жукова получило и от организации новогоднего концерт-бала 31 декабря 1922 г. [36, л. 4; 37, л. 8].

Взаимодействие представительства Жукова происходило и с другими органами, относящимися к советской исполнительной власти. Кражи и хищения американской помощи расследовали уголовный отдел милиции и Уголовный отдел ПетроЧК [30; 32-34]. Для охраны и сопровождения продовольственных маршрутов в Петрограде действовал 1-ый особый полк войск ГПУ при АРА, в 3-м дивизионе которого на 4 июня 1922 г. состояли 300 человек [35, л. 11, 25].

Значительную работу по контролю за деятельностью АРА провели органы ВЧК-ГПУ [2; 13; 14].

Все кадровые решения АРА, нанимавшей советских граждан, проходили письменное согласование у Советской власти [25, л. 9].

Петроградские руководители, имевшие дело с АРА, не скрывали своего негативного отношения к американцам-«капиталистам». Это было присуще и З. И. Жукову, и Председателю исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов Г. Е. Зиновьеву, который, по словам одного из руководителей АРА в Петрограде

Г. К. Уокера, считал присутствие АРА в Петрограде «оскорблением революции» [43, р. 477; 44, р. 81, 126]. С большим недоверием к американцам относились и правительственные чиновники (в том числе и А. В. Эйдук) [2, с. 82-83].

Несмотря на личное негативное отношение к американцам, представители советской власти в Петроградским дистрикте выполнили нелегкую работу. В августе 1922 г. З. И. Жуков в своем отчете в Москву подвел основные итоги своего сотрудничества с АРА [5, л. 109-114]. Он напомнил, что Управление Уполномоченного Полномочного Представителя Правительства при всех Заграничных Организациях Помгола по Петроградской губернии было создано наскоро. А при подведении итогов подчеркивал, что «без местной помощи иностранцам было бы никак не справиться». Главными своими достижениями Жуков считал создание исполнительного аппарата, проявленную инициативу в отношении правильного распределения всех видов помощи (с приоритетом у наиболее нуждающихся), регулирование транспорта грузов в голодающие местности и обеспечение возможно быстрого и безостановочного хода перевозок (имея ввиду значение Петрограда как морского порта и железнодорожного узла, в которые поступали иностранные грузы), централизацию в управлении запросов лечебных учреждений на медикаменты и правильное распределение последних. Была проведена большая работа с городскими учреждениями, приняты меры к устранению препятствий по транспортировке грузов, оказано содействие заграничным организациям по созданию сети столовых, снабжению их необходимым инвентарем, проведению текущего ремонта и другая деятельность [5, л. 113об.].

После того, как стало ясным, что основная цель АРА - спасение миллионов жителей России от голодной смерти - выполнена, Жуков констатировал, что наиболее трудный организационный период закончен, и высказывал готовность участвовать в принятии от иностранных организаций «производственной помощи» [5, л. 114]. Однако, после устойчивого улучшения положения с продовольствием и эпидемической ситуации в России, советская и американская стороны пришли к соглашению о завершении миссии АРА в июне 1923 г.

Заключение

1. В целях решения проблемы голода 1921-1923 гг. центральными и петроградскими властями были созданы эффективные структуры для взаимодействия с АРА, окончательно сформировавшиеся к осени 1922 г.

2. Важную роль при обеспечении условий для работы в Петроградском дистрикте АРА сыграл Петрогубисполком. Начиная работу с миссией АРА, Петрогубисполком назначил своего уполномоченного, был образован русско-американский исполком. После возникновения петроградского представительства правительства РСФСР при АРА Петрогубисполком (в основном посредством Президиума, Здравотдела, отдела Наробраза, своего представителя в Представительстве правительства при АРА) активно участвовал в деятельности АРА.

3. В процесс взаимодействия с АРА в Петрограде были вовлечены имевшиеся представительства центральных правительственных структур (петроградские представительства НКИД, Внешторга), а также милиция и ВЧК.

4. Руководителями советских структур, обеспечившими работу иностранных миссий помощи, были «старые большевики», среди которых значительно выделяется З. И. Жуков, занимавший пост Представителя правительства по работе с АРА в Петроградской губернии с октября 1921 г. до окончания миссии АРА. При этом о Жукове в настоящее время имеются лишь отрывочные сведения. Полагаем, его биография заслуживает специального изучения.

Список литературы

1. Архив ВЧК: сб. док. / Ред. Виноградов В. и др. М.: Кучково поле, 2007. 720 с.

2. Баламутенко В. А., Чижова О. Г. «АРА к нам идет без задних мыслей, но возни с ней будет много». Деятельность Американской администрации помощи в России. 1921-1923 гг. // Исторический архив. 1993. № 6. С. 76-96.

3. Белевич Е. Они были первыми // Консул. 2016. № 4(45). С. 17-20.

4. Весь Петроград: Адресная и справочная книга г. Петрограда на 1922 г. /Ред. Гессен А. И., Лившиц Я. Б. Пг., 1922. 424 с.

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. Р-1058. Оп. 1. Д. 435.

6. ГАРФ. Ф.Р-1058. Оп. 1. Д. 941.

7. ГАРФ. Ф.Р-1058. Оп. 1. Д. 1007.

8. Демяненко И. От Дипломатического агентства НКИД до Представительства МИД Российского государства. Историко-правовой очерк к 50-летию Представительства МИД в Санкт-Петербурге // Международная жизнь. 2017. Февраль. С. 152-164.

9. Документы внешней политики СССР. Т. 4. / Ред. Гапоненко Л. С. и др. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1960. 836 с.

10. Известия ВЦИК № 211, 1921 г. 22 сентября.

11. Итоги борьбы с голодом в 1921-1922 гг. М.: Изд. ЦК Помгол. ВЦИК, 1922. 499 с.

12. Латыпов Р. Американская помощь Советской России в период голода 1921-1923 годов // Вестник института Кеннана в России. М., 2005. Вып. 8. С. 31-46.

13. Макаров В.Г. Христофоров В.С. К истории Всероссийского Комитета помощи голодающим // Новая и новейшая история. 2006. № 3. С. 198-205.

14. Макаров В. Т., Христофоров B. C. Новые данные о деятельности американской администрации помощи (АРА) в России // Новая и новейшая история. 2006. № 5. С. 230-243.

15. Пантелеев Ю. А. Полвека на флоте. М.: Воениздат, 1974. 319 с.

16. Полномочное представительство правительства РСФСР при Американской администрации помощи (АРА) (1921). Фонд: Р-1058. http:// Hbinfo.org/index/index.php?id=277 (дата обращения 31.03.2021).

17. Поляков В. А. Российская общественность и иностранная помощь голодающим в 1921 г. // Вопросы истории. 2009. № 12. С. 3-23.

18. Романов А. Периодические издания НКИД в 1920-х годах и руководящие принципы советской внешней политики // Международная жизнь. 2012. № 7. https://interafFairs.ru/jauthor/material/703 (дата обр. 10.05.2021).

19. Саматыя В. Деятельность АРА по оказанию помощи беженцам на территории Беларуси в 1920-1923 гг. // Журнал международного права и международных отношений. 2005. № 2. С. 62-65.

20. Семанов С. Н. Ликвидация антисоветского кронштадтского мятежа 1921 года. М.: Наука, 1973. 232 с.

21. Федотов В. И. «Три эпохи в одном веке. К 100-летию первого закона в России «О создании торгово-промышленных палат». [Б.г.]: «Издательские решения», 2017. 41 с.

22. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. Р-1000. Оп. 5 Д. 138.

23. ЦГА СПб. Ф. Р-1000. Оп. 5. Д. 311.

24. ЦГА СПб Ф. Р-1000. Оп. 6. Д. 60.

25. ЦГА СПб. Ф. Р-2805. Оп. 1. Д. 1.

26. ЦГА СПб. Ф. Р-2805. Оп. 1. Д. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. ЦГА СПб. Ф. Р-2805. Оп. 1. Д. 3.

28. ЦГА СПб. Ф. Р-2805. Оп. 1. Д. 4.

29. ЦГА СПб. Р-2805. Оп. 1. Д. 6.

30. ЦГА СПб. Р-2805. Оп. 1. Д. 9.

31. ЦГА СПб. Ф. Р-2805. Оп. 1. Д. 19.

32. ЦГА СПб. Р-2805. Оп. 1. Д. 49.

33. ЦГА СПб. Р-2805. Оп. 1. Д. 50.

34. ЦГА СПб. Р-2805. Оп. 1. Д. 51.

35. ЦГА СПб. Р-2805. Оп. 1. Д. 72.

36. ЦГА СПб. Ф. Р-2805. Оп. 1. Д. 99.

37. ЦГА СПб Ф. Р-2805. Оп.1. Д. 110.

38. ЦГА СПб. Ф. Р-2805. Оп. 1. Д. 158А.

39. ЦГА СПб. Путеводитель. https://spbarchives.ru/web/group/ information_ resources/-/archivestore/guide_page /1-170?doAsUserId =8t3AYUCs2WY%3D (дата обращения 01.05.2018).

40. Чистиков А. Н. Партийно-государственная бюрократия Северо-Запада в Советской России 1920-х годов. СПб.: Европейский Дом, 2007. 292 с.

41. Fisher H. The Famine in Soviet Russia. 1919-1923. The Operations of the American Relief Administration. New York. 1927. 609 p.

42. «Ленин - революционер, мыслитель, человек». https://leninism.su/ biograficheskie-xroniki-lenina/111-tom-xi-iyul-noyabr-1921/3954-iyul-1921-tretya-dekada.html (дата обращения 13.03.2021).

43. Patenaude B. M. The Big Show in Bololand: The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921. Stanford: Stanford University Press, 2002. 817 p.

44. Weissman B. M. Herbert Hoover and Famine Relief to Soviet Russia, 1921-1923. Standford: Hoover Institution Press, 1974. 247 p.

References

1. Archiv VChK: sb. doc. / Red. Vinogradov V. i dr. M.: Kuchkovo pole, 2007. 720 p.

2. Balamutenko V. A., Chizhova O. G. Istoricheskii archiv, 1993, no. 6, pp. 76-96.

3. Belevich E. Konsul, 2016, no. 4(45), pp. 17-20.

4. Ves Petrograd: Adresnaya i spravochnaya kniga g. Petrograda na 1922 g. [All Petrograd: Address and reference book of Petrograd for 1922] / ed. Gessen A. I., Livshitz J. B. Petrograd, 1922. 424 p.

5. Gosudarstvennyy archiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [The State Archive of the Russian Federation]. F.R-1058. Op. 1. D. 435.

6. GARF. F.R-1058. Op. 1. D. 941.

7. GARF. F.R-1058. Op. 1. D. 1007.

8. Demianenko I. Mezhdunarodnaya zhizn, 2017. February, pp. 152-164.

9. Dokumenti vneshneipolitiki SSSR. V. 4 [Documents of the foreign policy of the USSR. Vol. 4] / ed. Gaponenko L.S. et al. M.: Gos. izd-vo. polit. lit-ri, 1960, 836 p.

10.Izvestia VCIK, no. 211, 1921, 22 September.

11. Itogi borbi s golodom v 1921-1922 gg [Results of the fight against hunger in 1921-1922]. Moscow, 1922, 499 p.

12. Latypov R. VestnikKennan Institute in Russia, 2005, no. 8, pp. 31-46.

13. Makarov V. G., Hristoforov V. S. Novaya i noveishaya istoria, 2006, no. 3,pp. 198-205.

14. Makarov V. G., Hristoforov V. S. Novaya i noveishaya istoria, 2006, no. 5,pp. 230-243.

15. Panteleev Y.A. Polvekanaflote [Half a century in the fleet]. M.: Voeniz-dat, 1974, 319 p.

16. Polnomochnoe predstavitelstvo pravitelstva RSFSR pri Amerikanskoi ad-ministracii pomoschi [Plenipotentiary Representation of the Government

of the RSFSR under the American Relief Administration]. 1921. Fond: P-1058. http://libinfo.org/index/index.php?id=277 (accessed 31.03.2021).

17. Polyakov V. A. Voprosi istorii, 2009, no. 12, pp. 3-23.

18. Romanov A. The international affairs, 2012, no. 7. https://interaffairs. ru/jauthor/material/703 (accessed 10.05.2021).

19. Samatya V. Zhurnal mezhduarodnogo prava i mezhduarodnih otnosh-enii, 2005, no. 2, pp. 62-65.

20. Semanov S.N. Likvidatsiya antisovetskogo kronstadskogo myatezha 1921 goda [Elimination of the anti-Soviet Kronstadt rebellion of 1921]. M.: Nauka, 1973, 232 p.

21. Fedotov V. I. Tri epohi v odnom veke. K 100-letiyu pervogo zakona v Rossii «0 sozdanii torgovo-promyshlenih palat [Three epochs in one century. To the 100th anniversary of the first law in Russia On the creation of chambers of commerce and industry], 2017, 41 p.

22. Centralnyy Gosudarstvennyy Archiv Sankt-Petersburga (CGA SPB) [The Central State Archive of Saint Petersburg]. F. P-1000. Op. 5. D.138.

23. CGA SPb. F. P-1000. Op. 5. D. 311.

24. CGA SPb. F. P-1000, Op. 6. D.60.

25. CGA SPb. F. P-2805. Op. 1. D 1.

26. CGA SPb. F. P-2805. Op. 1. D. 2.

27. CGA SPb. F. P-2805. Op. 1. D. 3.

28. CGA SPb. F. P-2805. Op. 1. D. 4.

29. CGA SPb. F. P-2805. Op. 1. D. 6.

30. CGA SPb. F. P-2805, Op. 1. D. 9.

31. CGA SPb. F. P-2805. Op. 1. D. 19.

32. CGA SPb. F. P-2805, Op. 1. D. 49.

33. CGA SPb. F. P-2805, Op. 1. D. 50.

34. CGA SPb. F. P-2805, Op. 1. D. 51.

35. CGA SPb. F. P-2805, Op. 1. D. 72.

36. CGA SPb. F. P-2805. Op. 1. D. 99.

37. CGA SPb. F. P-2805, Op. 1, D. 110.

38. CGA SPb. F. P-2805. Op. 1. D. 158A.

39. CGA SPb. Putevoditel. https://spbarchives.ru/web/group/infor-mation_ resources/-/archivestore/guide_page/1-170?doAsUse-rId=8t3AYUCs2WY%3D. (accessed: 01.05.2018).

40. Chistikov A.N. Partiino-gosudarstvennaya burokratia Severo-Zapada v Sovetskoi Rossii 1920 godov [Party-state bureaucracy of the North-West in Soviet Russia in the 1920s]. SPb.: Evropeiskii Dom, 2007, 292 р.

41. Fisher H. The Famine in Soviet Russia. 1919-1923. The Operations of the American Relief Administration. New York, 1927, 609 p.

42.Lenin - revolutioner, myslitel, chelovek [Lenin is a revolutionary, a thinker, a ma]. https://leninism.su/biograficheskie-xroniki-len-ina/111-tom-xi-iyul-noyabr-1921/ 3954-iyul-1921-tretya-dekada.html (accessed: 13.03.2021).

43. Patenaude B. M. The Big Show in Bololand: The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921. Stanford: Stanford University Press, 2002, 817 p.

44. Weissman В. М. Herbert Hoover and Famine Relief to Soviet Russia, 1921-1923. Standford: Hoover Institution Press, 1974, 247 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Филиппова Мария Николаевна, независимый исследователь, бакалавр истории

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация maiiia.ph@gmail.com

Романова Анна Николаевна, независимый исследователь, кандидат технических наук

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация rutkaas@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Maria N. Filippova, Independent Researcher, Bachelor of History

Saint Petersburg, Russian Federation maiiia.ph@gmail.com

Anna N. Romanova, Independent Researcher, Candidate of Technical Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation rutkaas@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.