УДК 94(470)"16/18":342.518
Савосина Наталья Геннадьевна Natalya Savosina
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX в.
FORMING THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE INTERNATIONAL TRADE DEPARTMENT IN THE FIRST THIRD OF THE XIX CENTURY
Представлена характеристика организационной структуры Департамента внешней торговли, осуществлявшего управление таможенным делом России в XIX в. Отмечено, что Департамент внешней торговли и его структура формировались и развивались исходя из необходимости устранения издержек деятельности органов таможенного управления предыдущего столетия, в соответствии с внутренними и внешними условиями функционирования государства. Подробно описываются направления работы основных подразделений: отделений, столов, канцелярии
Ключевые слова: таможенные органы, Департамент внешней торговли, таможенное отделение, отделение торговых внешних сношений, Временный департамент Коммерц-коллегии
The article presents the characteristic of organizational structure of the International Trade Department, accomplishing Customs affair administration in the XIX century. The directions of the main subdivisions, departments, offices work are presented in details
Key words: custom authority, International Trade Department, custom department, Trade external relations department, Provisional Department of Kom-merz-Collegium
Изучение истории Российского государства приводит к утверждению, что таможенная политика была и остается важнейшей частью внешней и внутренней политики, а таможенная служба — один из основных институтов государства.
Вопросы таможенного дела всегда интересовали ученых, но ни в дореволюционной, ни в советской историографии не было обобщающих работ, посвященных организационным особенностям таможенных органов. Изучение таможенного дела следует связывать с такими исследователями, как В.Л. Витчевский, И.М. Кулишер, К.И. Лодыженский, М.Н. Соболев, Д. Тол-
стой и др. Особый вклад в историографию таможенного дела внесли Л. Марков, Д.И. Менделеев, Ю.Г. Кисловский, Н.Н. Шапошников, С.Д. Калашников, Н.Н. Блинов [1, 16-25]. Таким образом, поднятая нами тема нашла отражение в историографии, однако проводимые исследования не дают целостного представления об изучаемом вопросе. Считаем, что комплексное исследование рассматриваемого вопроса на основе введенных в научный оборот архивных документов и материалов поможет выявить отдельные особенности организации и деятельности таможенных органов, извлечь уроки исторического опыта, кото-
рые можно будет учитывать в организации работы таможенных органов на современном этапе.
В ХУ1-ХУ11 вв. сложившийся государственный аппарат не отличался достаточной развитостью. Важнейшую роль в управлении играли приказы. Приказы функционировали от имени государя и были высшими правительственными и судебными инстанциями. Специального приказа, управляющего таможнями, в этот период времени не существовало, вопросы таможенного дела находились в ведении нескольких приказов (а также иных органов управления). Ведущую роль играл Приказ Большого прихода. Он осуществлял управление по отдельным вопросам таможенного дела, контроль за поступлением таможенных пошлин и других сборов, кроме того, в его компетенцию входило рассмотрение судебных дел по делам о таможенных правонарушениях. Кроме приказа Большого прихода полномочиями в таможенной сфере был наделен Приказ Большой казны. Существовали также и другие органы, наделенные полномочиями в сфере таможенного дела — это Померная изба, Мытная изба и др. Таким образом, система органов центрального и местного управления в таможенной сфере в этот период была несовершенна и нуждалась в реорганизации. Начало процесса централизации можно связывать с XVII в., в течение которого начинает зарождаться система таможенного управления как в центре, так и на местах, где ограничивается произвол со стороны воевод. Как справедливо отмечает В.Н. Захаров, «в результате возникла несколько иная структура таможенного управления, когда под непосредственным управлением Приказа Большой казны, становившегося главным финансовым учреждением, оказывалось огромное количество больших и малых таможенных учреждений. Однако руководить множеством таможен из одного приказа без промежуточных звеньев было довольно сложно. Требовались новые меры по упорядочению финансового управления, созданию местных бюрократических финансовых органов для непосредственного руководства
ГЛ о о
таможнями. Эти задачи в той или иной мере были решены в ходе преобразований Петра I» [4, С.132]. Правление Петра I для развития таможенных органов стало особенно важным, именно в его царствование сформирован особый орган таможенного управления — Государственная Коммерц-коллегия. Согласно положениям регламента Государственной Коммерц-коллегии, «по которому оная при отправлении своего дела поступать имеет» от 3 марта 1719 г. [8, С. 124], объем полномочий простирался от заведования таможенными делами до наблюдения за ходом как внутренней, так и внешней российской торговли. Значительное количество полномочий касалось надзорной деятельности. После смерти Петра I политика по организации управления таможенной службой неоднократно пересматривалась, вплоть до возврата к откупной системе [6, С. 42] (что оказалось крайне неудачным решением). В 1762 г. таможни были возвращены в «казенное» (государственное) управление. Все последующие преобразования ( учреждение и ликвидация новых органов и структурных подразделений, перераспределение полномочий) также не оказали положительного влияния на развитие системы таможенного управления и создание качественной организационной структуры.
Проанализировав основные преобразования в таможенном управлении, можно отметить, что успех реформирования государственного аппарата, эффективность и действенность его системы напрямую зависят от совершенствования его организационной структуры.
Процесс развития системы таможенных органов по сути перманентен и должен соответствовать процессу развития государства. Поэтому систему необходимо периодически оценивать на предмет ее адекватности внутренним и внешним условиям функционирования государства.
Формирование структуры таможенных органов — сложный процесс, требующий решения ряда аналитических и организационно-технических задач. Здесь просматривается строгая последователь-
ность, а именно: круг вопросов, для решения которых формируется система, определение цели и основных задач ее создания; схемы взаимодействия, определение целей, задач, функций, прав и ответственности для каждой структурной единицы и их правовое закрепление в соответствующих нормативных актах и др.
Именно эти задачи решались в начале XIX в., когда система управления таможенными органами приобрела структурированный характер и была представлена высшими, центральными и местными учреждениями с едиными целями и задачами. Особое внимание было уделено и организационной структуре, созданные органы власти стали иметь построенную на иерар-хичных и компетентностных принципах внутреннюю структуру.
Как известно, в самом начале своего правления, Александр I ввел структуры отраслевого управления — министерства. Ещё тогда император-реформатор подчеркивал, что «мы ожидаем от них верности, деятельности и усердия ко благу общему...». Этим документом коллегии были преобразованы в восемь министерств — иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения [5, С. 121].
«Министерская система, по сути, есть организация центрального управления, где разные части управления распределены между отдельными ведомствами по реальной и логической системе и во главе каждой части поставлено одно лицо — министр, которое имеет полное начальство над всеми подчиненными ему лицами и местами» [15, С. 17].
Непосредственные функции по управлению в области таможенного дела в «министерской системе» были закреплены за Департаментом внешней торговли, которому были переданы дела, ранее находившиеся в ведении Коммерц-коллегии.
Департамент внешней торговли осуществлял «наблюдение и направление заграничной нашей торговли и таможенное управление» [7, С. 40]. На основании
«Общего учреждения министерств» Департамент внешней торговли возглавляли директор и два вице-директора [9, С. 740]. Первые годы существования Департамента внешней торговли его директорами являлись [2, С. 122]: М.А. Обрезков (14.08.1811-09.05.1823), гр. Я.О. Ламберт (09.06.1823-09.05.1824) и Д.Г. Бибиков (09.05.1824-23.11.1835).
В обязанности директора входило оп-ре деление, перемещение и увольнение по службе таможенных чиновников и маклеров. Директор выступал главным начальником департамента, в связи с этим принимал на себя непосредственное наблюдение за исправным производством дел в отделениях.
Вице-директора Департамента внешней торговли подчинялись директору. В общем распределении занятий между вице-директорами департамента [10, Л. 5] сказано о возможности поручения вице-директорам права ревизовать производство дел по отделениям по всем направлениям.
В облегчение работы директора вице-директора могли ( без особого между ними распределения) подписывать бумаги: по журналам об определении, перемещении и об увольнении по службе таможенных чиновников и об исключении маклеров; о получении от разных мест и лиц денег и прочего и передаче денег по предписаниям, данным казначею; документы окружным начальникам, которым необходимо знать о решении дел и о других состоявшихся по департаменту постановлениям к сведению, а не к исполнению; циркулярные предписания с приложением сенатских указов и других, которые не будут директором подписаны и которые посылаются в подтверждение каких-либо распоряжений вышестоящего руководства, а также повестки почтальона на деньги и пакеты, в департамент адресованные; кроме того, директор предоставлял им право подписывать повторения в разные губернские присутственные места, кроме губернаторов, о предоставлении ранее затребованных департаментом сведений [10, Л.7]
В соответствии с картой штата Департамента внешней торговли для обеспечения
деятельности были учреждены следующие штатные единицы [11, Л. 1]: директора и секретари при нем, начальников отделений ( по одной единице для отделения торговых внешних связей и таможенного отделения) , столоначальника в количестве 3 единиц, помощников столоначальника — 10 единиц, переводчиков — 2 единицы. При счетном столе были выделены единицы контролеров, старшего и младшего бухгалтеров. Также в штат включены: правитель канцелярии, журналист, экзекутор, исправляющий и должность казначея, его помощник, начальник архива и его помощник, чиновники по особым поручениям, гофмаклер и курьеры.
Таким образом, на начальных этапах своего существования Департамент внешней торговли состоял из двух отделений: торговых внешних сношений и таможенного управления. Кроме того, в департаменте учреждался особый счетный стол.
Подобный подход для оформления внутренней структуры применен для большинства департаментов в «министерской системе». За отделениями Департамента внешней торговли закреплялся четкий перечень полномочий, связанных с вопросами внешней торговли и таможенного управления.
Как свидетельствуют архивные материалы, отделение торговых внешних сношений ведало всеми делами, относящимися к внешней торговле, а именно [3, С. 6-7]: переписка с агентами, консулами и министрами при иностранных дворах по делам торговым; составление инструкций консулам и агентам по торговым делам; сведения и ведомости о ценах товаров, пошлинах, трактатах, судоходных и купеческих регламентах, нуждах и пользах иностранных государств и народов, с которыми Россия имеет торговые отношения; сведения о главнейших иностранных торговых местах, о тех российских товарах, которые наиболее часто присутствуют в торговом обороте, об их стоимости и том, не доставляются ли такие товары из других земель, если да, то по каким ценам и не могут ли они заменять российские; сведения о промыс-
лах, русскими за границей производимых; характер производства их, получаемые права и выгоды; сведения о количестве и качестве товаров в Россию отправляемых; к каким портам или сухопутным таможням, на каких кораблях или сухопутным движением, с каким количеством товарных мест и на чей счет; сведения о главнейших дорогах и путях сообщения, посредством которых торговля иностранными государствами осуществляется с Россией; сведения о перевозимых через Россию иностранных произведениях за границу; предположения о нужных переменах как в тарифах, так и в уставах, о торговле и купечестве; составление видов российской внешней торговли и составление баланса.
Что касается таможенного отделения департамента, оно ведало делами, пре-надлежащими управлению таможнями. К ним относились сбор сведений о состоянии таможенных округов, таможен и застав по всему государству; срочных ведомостей о приходящих и отходящих кораблях, о привозных и отпускных товарах и пошлинах, с них собираемых; генеральных и частных карт пограничных и прибрежных мест по всей таможенной линии, с обозначением больших и малых дорог, пограничных рек и водяных сообщений, а также морских берегов, удобных к пристанищу судов и выгрузке товаров.
Кроме того, отделение наделялось такими полномочиями, как наблюдение за исправностью и верностью пошлинных сборов; ведение дел по конфискации и продаже товаров и по торговле нейтральной; ведение дел об обеспечении и содержании таможен, строительстве и ремонте зданий; снабжение таможен и застав штемпелями и книгами; ведение дел об определении и увольнении чиновников, служителей и маклеров, о наградах и производстве их; ведение дел следственных по жалобам и доносам, о преступлениях по должности; управление типографией для печатания прейскурантов, видов торговли и проч. [3, С. 8].
Отделение торговых внешних сношений имело два стола: для переписки и собрания сведений заграничных и по торговле
привозных, отпускных и транзитных товаров.
Таможенное отделение имело три стола: по всему производству дел в таможнях по европейской границе и на морях: Белом, Балтийском, Черном, Азовском; по делам таможен на Азиатской границе и по Каспийскому морю; по делам об определении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам; о наградах и производстве их; об определении и увольнении маклеров; дела, до зданий таможенных относящихся, и снабжению их всем нужным [3, С. 8].
Счетный стол, получая из всех таможен и застав срочные ведомости, должен был вести счета и книги: о приходе и расходе пошлинного сбора по каждой таможне и заставе, сколько средств поступило, сколько и куда было отправлено; о привозимых и отпускаемых товарах и на какую цену по каждой таможне и заставе; о провозимой чрез таможни монете; о приходящих и отходящих кораблях и других судах. По окончании года счетный стол составлял под руководством директора департамента генеральные ведомости о состоянии торговли, указывая, сколько в них кораблей, из каких мест и каких государств в приходе было, сколько каких товаров, по главнейшим их родам и на какую цену каждого привезено, сколько отплыло и в какие места, с какими товарами и на какую цену, как часто по каждой таможне, так и вообще по всем таможням; о состоянии торговли по сухопутной границе; о пошлинном сборе, сколько такого по всему государству и в какой монете в таможнях и заставах состояло и в ведение Государственного казначейства отдано; общий баланс торговли.
Однако не обошлось без упущений: манифест не предусмотрел отнесение к компетенции Департамента внешней торговли «тяжбных и судебных дел, производившихся в Государственной Коммерц-Коллегии». Поэтому 2 октября 1811 г. по особому штату стал функционировать Временный департамент Коммерц-коллегии «для окончания неразрешенных дел и об ревизова-нии счетов и документов по 1812 год», а
также к его ведению отнесли «производство дел тяжбных и судебных, поступающих по апелляциям из низших мест» [3, С. 10]. Штат Временного департамента Коммерц-коллегии имел следующий вид [12, Л. 3-4]: старший член — 1 единица, младшие члены — 3 единицы, секретари — 2 единицы, секретари — 2 единицы, протоколист — 1 единица, переводчик — 4 единицы, каме-риреры — 2 единицы, экзекутор, казначей, регистратор по 1 единице и канцелярские служители, численность которых определялась из расчета выделенной на департамент суммы. Проведенный анализ списков чиновников, назначенных на должности во Временный департамент, показал, что это были коллежские асессоры, секретари, губернские секретари, титулярные советники [13, Л. 106].
В соответствии с циркулярами министра финансов генерал-лейтенанта Канкрина [14, Л. 2] внутренняя структура Департамента внешней торговли динамично развивалась, реагируя на внутренние и внешние факторы развития государственной системы. Так, например, в 1815 г. в Департаменте внешней торговли образовано Счетное отделение (взявшее на себя отдельные функции счетных столов), а в 1823 г. — судное. Значение судного отделения было особенно велико, так как оно взяло на себя функции упраздненного к этому времени Временного департамента Коммерц-колле-гии. Незавершенные Временным департаментом дела накопились в таком количестве, что без создания особенного отделения не представлялось возможным довести их до завершения в кратчайшие сроки. Судное отделение департамента состояло из начальника отделения и трех столоначальников с числом помощников, переводчиков и писцов, определяемым по мере надобности. Судному отделению поручено передать дела [14, Л. 27]: препровождаемые из Сената на рассмотрении министра: по конфискациям товаров; по частным жалобам на департамент; о преступлении чиновников; дела по апелляциям на таможни по конфискации товаров; произведенные следствия о преступлениях чиновников; дела, по кото-
рым таможенные чиновники подвергаются штрафу; дела, по которым отстраняются чиновники за преступления от должностей и производство по ним следственных действий; рассмотрение дел по жалобам на решения таможен и департамента, по которым подвергаются штрафам хозяева товаров и их укрыватели; дела биржевые, как то: по жалобам купечества на маклеров, на неправильные их действия при покупке и продаже товаров по жалобам в неприеме и неотдаче в срок товаров и проч.
К 1824 г. Департамент внешней торговли претерпел ряд преобразований, обусловленных объективным влиянием внешних и внутренних факторов. Теперь он состоял из четырех отделений [14, Л. 28]: торговых внешних сношений; отделения таможенного; судного; счетного. Каждое отделение было структурно оформлено и представлено внутренними подразделениями — столами. Каждый стол выполнял определенные функции, что говорило о наличии строго упорядоченной структурной организации.
Отделение торговых внешних сношений было разделено на три стола.
В первом производилась [14, Л. 8] переписка с агентами, консулами и министрами при иностранных дворах по делам торговли; составление инструкций консулам и агентам по делам торговли; сведения и ведомости о ценах товаров, пошлинах и купеческих регламентах, нуждах и пользе иностранных государств и народов, с которыми Россия производит торговлю; сведения от главных иностранных торговых мест о российских товарах, которые наиболь-ше с торговлей общаются, о ценах их и о том, не поставляются ли подобные товары из других земель, по каким ценам и не могут ли заменять российские и обратиться к уменьшению надобности в них; сведения о промыслах, россиянами за границей осуществляемых, о характере производства, права и выгоды, которыми они там пользуются; собрание сведений о количестве и качестве товаров в Россию отправляемых, к каким портам или сухопутным таможням, на каких кораблях или сухопутным движе-
нием, с каким количеством товарных мест и на чей счет; сведения о главнейших дорогах и путях сообщения, посредством которых торговля иностранных земель производится в Россию; сведения о проводимых через Россию произведениях за границу; собрание генеральных и частных карт пограничных и прибрежных мест по всей таможенной линии, с ограничением больших и малых дорог, как существующих в настоящее время, так и закрытых, пограничных рек и водяных сообщений, а также морских берегов, удобных к пристанищу судов и выгрузке товаров; об охранении пределов наших от заразы; дела карантинные; дела о допущении или недопущении приходя -щих кораблей и транспортов в пределы нашего государства; дела об изменениях в трактатах и наблюдении за исполнением трактатов.Второй стол имел полномочия в части: составления тарифов, уставов и предложений об их пересмотре; учреждения, уничтожения и переименования таможен и таможенных округов; разработки и рассмотрения проектов о торговле и таможенном управлении в целом; составления инструкций и правил для руководства по таможенному ведомству; ведения дел о торговле с царством Польским, Бессарабскою областью, Финляндией, Грузией и Камчаткою, о торговле по Керченскому порту и все вообще дела к этому относящиеся; все дела, связанные с Порто-Франко в Одессе; дела о хранении иностранных товаров по особым изданным правилам; дела о браке товаров.
Третий стол осуществлял разрешение дел по тарифам и таможенным уставам, о привозе и выпуске товаров, вещей и посылок, кроме дел о конфискации товаров; наблюдение за исполнением правил по перевозке товаров из выпускных в складочные таможни и все дела к этому относящиеся; наблюдение за исполнением правил о транзитном торге и разрешении по нему. Вел дела об уступке пошлин по транзитам и другим постановлениям; дела о зачете и возвращении пошлин и о товарах, уступаемых вместо пошлин, а также товаров, объявляемых по низкой цене; дела о ставших на мель кораблях и спасаемых с них това-
ров и грузах; дела о случающихся с кораблями авариях и принадлежащих к оным обстоятельствам.
Во втором, таможенном отделении рассматривались дела об определении и увольнении чиновников и служителей, о наградах и производстве по ним, об удовлетворении жалования и обмундировании служащих; об определении и увольнении маклеров; о зданиях таможенных и найме квартир; о содержании судов и гребцов; о снабжении таможен штемпелями, книгами и всем нужным; собрание пограничных карт с указанием на них таможенных постов; дела о денежных выдачах по департаменту и вообще производство денежных выдач по департаменту; ведение по всему таможенному ведомству и по департаменту списков и сбор планов строений и зданий, департаменту подведомственных; дела о конфискации и продаже товаров. Ведение счетов конфискованных товаров и выручаемых за них деньгам; производство следствия по жалобам и донесениям, а также проступкам по должности в границах таможенного ведомства; ведение дел по таможенному ведомству и их разрешение, если дела не приняли к работе первого отделения.
Таможенное отделение разделялось на четыре стола, которые имели схожий объем полномочий со столами отделения внешних сношений, но в меньшем количестве.
В третьем — судном отделении, состоявшем из двух столов, решались следующие вопросы. К ведению первого стола отнесены жалобы и апелляции по конфискации провозимых товаров и на взыскание с производителей и сообщников их; определение взысканий по делам тайнопроизводи-телей и их сообщников и вообще с нарушениями таможенных правил на основании таможенных уставов; соображение определений Правительствующего Сената по частным жалобам на решения департамента; дела биржевые, например, по жалобам купечества на маклеров в неправильных их действиях при покупке и продаже товаров.
Ко второму отделению относилось [14, Л 33 ] рассмотрение следствий о преступ-
лениях чиновников, передаваемых из 1-го отделения; собрание определений Правительствующего Сената о преступлениях чиновников, присылаемых на заключение министра финансов и представления по ним Сенату; оштрафование, отрешение от места и предание суду чиновников и лиц, виновных в злоупотреблениях на основании существующих узаконений.
Четвертое — счетное отделение — разделялось на два разряда дел и на стол по взысканиям.
Первый разряд по бухгалтерии и текущим счетам под управлением бухгалтера, получая из всех таможен и застав срочные ведомости, вел книги и текущие счета в четырех столах: о приходе и расходе пошлинного сбора по каждой таможне и заставе, сколько средств поступало и сколько куда отправлено; наблюдение за исправностью и верностью пошлинных сборов; о привозимых и отпускаемых товарах, на какую сумму и по каждой таможне и заставе; о привозимой через таможни монете; о приходящих и отходящих кораблях и других судах; рассмотрение счетов Департамента внешней торговли.
Сверх того в этом разряде составлялись «виды российской внешней торговли» и составление баланса.
Второй разряд дел осуществлял контроль и делился на два подразделения, из которых в одном под надзором шести младших контролеров «повторяются новые книги», а во втором под надзором трех контролеров «повторяются старые книги».
В контроле новых книг разделяются дела между шестью столами на следую -щем основании: первый стол повторяет книги округов Санкт-Петербургского и Архангельского; второй — округов Ревель-ского, Рижского и Лимбавского; третий — Сухопутных и внутренних таможен; четвертый — округов Одесского, Феодосийского, Таганрогского и Бессарабских таможен; пятый — округа Астраханского; шестой — округа Оренбургского и Сибирской таможни.
Стол по взысканиям под управлением столоначальника вел всю переписку по
взысканиям, «открываемым» по счетному отделению.
Отделение возглавлял начальник. Его обязанности были четко прописаны в актах общего содержания и ведомственных актах. В «Учреждении таможенного управления по европейской границе» от 24 июня 1811 г. в главе VIII определены обязанности разных чинов, департамент составляющих. Там сказано, что начальник отделения осуществлял наблюдение за тем, чтобы все предписания подчиненными департаменту местами и лицами исполняемы были с точностью и в свои сроки, начальник также нес ответственность за соблюдение канцелярского порядка в отделении, верное и правильное изложение дел во всех бумагах исходящих, распределял дела по столам, производил ревизию. То есть его полномочия можно охарактеризовать как организационно-распорядительные и контрольные.
В составе департамента имелись канцелярия и архив. К канцелярии департамента принадлежали следующие полномочия [14, Л. 35]: составление журналов по всем делам, в общее собрание департамента поступающие и передача с них копий в отделения по принадлежности; секретные дела, когда они становятся гласными и тогда передаются по принадлежности в отделения; производство дел департаментом особенно правителю канцелярии поручаемых; управление типографией для печатания прейскурантов, видов торговли и прочее. Канцелярию возглавлял правитель канцелярии, находившийся в подчинении директора департамента.
Типография, существовавшая при департаменте, находилась под управлением второго отделения ( таможенного) и была
подконтрольна правителю канцелярии и вице-директору департамента.
Созданная организационная структура Департамента внешней торговли имела ряд положительных черт, например, наличие четкой организации способствовало качественной обработке документов, необходимой регламентации полномочий и обязанностей должностных лиц разных рангов, развитию единоначалия в управлении и др. Отрицательным моментам можно назвать нестабильность структуры: на протяжении первой трети XIX в. она подвергалась различным преобразованиям, выраженным в изменении штатной численности и введении новых подразделений и должностей, и, как следствие, перераспределении полномочий. Но это было обусловлено вполне объективными причинами.
Таким образом, в начале XIX в. система общего управления в таможенной сфере приобрела особый вид. Значимость таможенной службы по мере развития торговых связей и обострения экономических противоречий между ведущими странами возрастала. В связи с этим усилилось и внимание к таможенной службе со стороны правящих кругов России. В течение всего XIX в. не сходили с повестки дня вопросы об издании таможенных уставов, тарифов и иных актов по вопросам таможенной юрисдикции и организации деятельности таможенных органов в различных регионах. Активно обсуждались вопросы внутригосударственной организации таможенной службы, формирования таможенных штатов, что оказало влияние на дальнейшее развитие системы управления таможенным делом и организационной структуры таможенных органов России.
Литература_
1. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России от Петра Великого до наших дней. СПб.: Изд. Д. А. Казицына и Ю.Д.Филиппова, 1909. 362 с.
_References
1. Vitchevsky V. Torgovaya, tamozhennaya i promyshlennaya politika Rossii ot Petra Velikogo do nashih dney. (Trade, customs and industrial policy of Russia from Peter the Great to our days). SPb.: Ed. D.A. Kazitsina and Udilova, 1909. 362 p.
2. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 2. СПб.: Наука, 2001. 260 с.
3. Департамент таможенных сборов. Очерк 1811-1911 гг. СПб., 1911. 87 с.
4. Захаров В.Н. Государственное управление России ХУ1-ХУШ вв. М.: Изд-во МГУ, 1991. 172 с.
5. История таможенного дела и таможенной политики России / под ред. Е.Л. Власова. Иркутск: Иркут. ин-т междунар. туризма, 2006. 183 с.
6. Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. 50 с.
7. Министерство финансов. 1802-1902. СПб., 1902. Ч. 1. 456 с.
8. ПСЗРИ Т. 1. собр. 1.
9. ПСЗРИ. Т.31 № 24688. Гл. IX. С. 740.
10. РГИА. Ф.19, оп. 3 д. 11.
11. РГИА. Ф.19, оп. 3, д. 12.
12. РГИА. Ф.19, оп. 3, д. 1.
13. РГИА. Ф.10, оп. 3, д. 18.
14. РГИА. Ф.19, оп. 3, д. 6.
15. Эйхельман О. Обзор центральных и местных управлений в России и устава о службе по определению от правительства. М., 1890. 85 с.
16. Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики. СПб., 1903. 216 с.
17. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. Спб., 1886. 382 с.
18. Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX в. Томск, 1911. 250 с.
19. Толстой Д. История финансовых учреждений России со времен основания государства до кончины Екатерины II. Спб., 1848. 412 с.
20. Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987. 50 с.
21. Менделеев Д.И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891. Спб., 1892. 316 с.
2. Vysshie i tsentralnye gosudarstvennye uchre-zhdeniya Rossii. 1801-1917 gg. (The higher and central state institutions of Russia. 1801-1917). Vol. 2. SPb.: Science, 2001. 260 p.
3. Departament tamozhennyh sborov. Ocherk 1811-1911 gg. (Department of customs fees. Essay 1811-1911). SPb., 1911.
4. Zaharov V.N. Gosudarstvennoe upravlenie Rossii XVI—XVIII vv. (State department of Russia of the XVI-XVIII centuries). Moscow: Izd-vo MGU, 1991.
5. Istoriya tamozhennogo dela i tamozhennoy politiki Rossii (The history of customs business and customs policy of Russia). Ed. EL Vlasova. Irkutsk: Ir-kut. In-t mezhdunar. turizma, 2006. 183 p.
6. Markov L.N. Ocherki po istorii tamozhennoy sluzhby. (Essays on the history of customs service). Irkutsk: Izd-vo Irkut. un-ta, 1987.
7. Ministerstvofinansov. 1802-1902. (Ministry of Finance. 1802-1902). SPb., 1902. Ch. 1.
8. PSZRI T.1.sobr 1. ( PSSRI Vol. 1. SOBR. 1).
9. PSZRI. T.31 no 24688. Gl. IX. S. 740. (PSSRI. Vol. 31. no 24688. CH. IX. P. 740).
10. RGIA. F. 19, op. 3d. 11. (RGIA. F, op. 3 d. 11).
11. RGIA. F. 19, op. 3, d. 12. (RGIA. F, op. 3, d. 12).
12. RGIA. F. 19, op. 3, d. 1. (RGIA. F, op. 3, d. 1).
13. RGIA. F. 10, op. 3, d. 18. (RGIA. F, op. 3, d. 18).
14. RGIA. F. 19, op. 3, d. 6. (RGIA. F, op. 3, 6 d.)
15. Eyhelman O. Obzor tsentralnyh i mestnyh upravleniy v Rossii i ustava o sluzhbe po opredeleniu ot pravitelstva. (Review of central and local administration in Russia and regulations on the performed work from the government). Moscow, 1890.
16. Kulisher I.M. Ocherki po istorii tamozhennoy politiki. (Essays on the history of customs policy). SPb., 1903. 216 p.
17. Lodyzhenskiy K. Istoriya russkogo tamozhennogo tarifa. (History of Russian customs tariff). Spb., 1886. 382 p.
18. Sobolev M.N. Tamozhennaya politika Rossii vo vtoroy polovine XIX v. (Customs policy of Russia in the second half of the 19th century). Tomsk, 1911. 250 p.
19. Tolstoy D. Istoriya finansovyh uchrezhdeniy Rossii so vremen osnovaniya gosudarstva do kon-chiny Ekateriny II. (The history of financial institutions in Russia since the foundation of the state up to the death of Catherine II). Spb., 1848. 412 p.
20. Markov L.N. Ocherki po istorii tamozhennoy sluzhby. (Essays on the history of customs service). Irkutsk, 1987.50 p.
21. Mendeleev D.I. Tolkovy tarif ili issledovanie o razvitii promyshlennosti Rossii v svyazi s ee obsh-him tamozhennym tarifom 1891. (Explanatory tariff or the study of industrial development of Russia in connection with its common customs tariff 1891). Spb., 1892.316 p.
22. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского 907-1995. М, 1995. 286 с.
23. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. М. — П., 1924. 174 с.
24. Калашников С.Д. Исторический опыт протекционистской таможенной политики России. М., 1996.216 с.
25. Блинов Н.Н. Таможенная политика России X-XX вв.: Краткий научно-популярный очерк. М., 1997. 272 с.
22. Kislovsky Yu.G. Istoriya tamozhni gosu-darstva Rossiyskogo 907-1995. (History of the Russian state customs 907-1995.). Moscow, 1995. 286 p.
23. Shaposhnikov N.N. Tamozhennaya politika Rossii do i posle revolyutsii. (Customs policy of Russia before and after the revolution). M. — P., 1924. 174 p.
24. Kalashnikov S.D. Istoricheskiy opyt protekt-sionistskoy tamozhennoy politiki Rossii. (Historical experience of protectionist customs policy of Russia). Moscow, 1996. 216 p.
25. Blinov N.N. Kratkiy nauchno-populyarnyj ocherk. (Brief popular scientific essay). Moscow, 1997.272 p.
Коротко об авторе _
Савосина Н.Г., канд. юрид. наук, доцент, зав. каф. «Административное право и таможенное дело», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ ngsav@mail.ru
Научные интересы: история государственных органов, история таможенных органов
_ Briefly about the author
N. Savosina, candidate of law sciences, assistant professor, head of the Administrative Law and Customs Affair department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific Interests: history of state authority, history of custom authority